Jump to content
Таня С.Б.

Почему одиночество стало невыносимым? (о достижениях в жизни и надежде на лучшее)

Recommended Posts

Свет, а взаимности никто не отменял. Если один жертвует, а другой постоянно этим только пользуется, то вряд ли такой брак долго продержится. Хоть и долготерпит любовь, но в жизни реальной терпения у человека мало. А вообще, наверное, на деле все много сложнее.)

 

Еще вспомнились слова Экзюпери: двое - не те, кто смотрят друг на друга, но в одну сторону. Для нас этой стороной есть Христос. В жизни часто семья не малая церковь, а балаган или все много проще: он на рыбалку, она - за границу. Моих родителей случай. Семьи той тоже давно уже нет.)

Да, Юль, что верно, то верно!!! но согласись, что смотрящих с нами в одну сторону мало, и как правило это люди имеющие семьи, кстати тот человек православие ставил мне в укор, о чем тут говорить.... молюсь за него, надеюсь, что Господь узрит его душу, в сущности он хороший человек, только погряз в мирском, и никаких иных ценностей не видит, (это не осуждение, а скорее сожаление)

Share this post


Link to post

.... Хоть и долготерпит любовь, но в жизни реальной терпения у человека мало. А вообще, наверное, на деле все много сложнее.)....

 

 

Когда любовь устанет от забот,

Умрут и понимание и верность,

Мы лишь потом поймём несоразмерность

Любви о отвоёванных свобод.

 

И книги всех земных библиотек

Не объяснят случившегося с нами,

Любовь не измеряется словами,

Слова бедны и короток их век.  ( В. Третьяков)

 

Уж сколько придумано формул " семейного счастья" а семьи как распадались, так увы и будут распадаться в большом количестве.  Правильно сказал А. Ерёмин что, любовь это жертва себя ради другого. Только где эта жертвенная любовь. На кого посмотреть ? На один пример из миллиона? А остальные  живут с "уставшей от забот любовью"?  И никакие слова не из каких книг не объяснят нам формулу этого счастья. Конечно Иулия ты права, что всё это на много сложнее, чем создание счастливой семьи под словесную копирку. Счастье между двумя любящими людьми это наверное какое-то таинство , не объяснимое и не выражаемое ни чем.

Share this post


Link to post

Когда любовь устанет от забот,

Умрут и понимание и верность,

Мы лишь потом поймём несоразмерность

Любви о отвоёванных свобод.

 

И книги всех земных библиотек

Не объяснят случившегося с нами,

Любовь не измеряется словами,

Слова бедны и короток их век.  ( В. Третьяков)

 

Уж сколько придумано формул " семейного счастья" а семьи как распадались, так увы и будут распадаться в большом количестве.  Правильно сказал А. Ерёмин что, любовь это жертва себя ради другого. Только где эта жертвенная любовь. На кого посмотреть ? На один пример из миллиона? А остальные  живут с "уставшей от забот любовью"?  И никакие слова не из каких книг не объяснят нам формулу этого счастья. Конечно Иулия ты права, что всё это на много сложнее, чем создание счастливой семьи под словесную копирку. Счастье между двумя любящими людьми это наверное какое-то таинство , не объяснимое и не выражаемое ни чем.

счастье оно в нас самих, Николай, правильно то, что как правило мы рассматриваем любимого человека через призму собственного эгоизма и гордыни, что приводит к полному отсутствию понимания, раздражению. отсюда и все беды...только вот понимание этого приходит к сожаление  на пепелище, а по поводу жертвенной любви, так на мой взгляд это должно быть взаимно, иначе жертвующий сам быстренько превратиться в жертву, взращивая таким образом эгоизм в любимом человеке

Share this post


Link to post

....Только где эта жертвенная любовь. На кого посмотреть ? На один пример из миллиона?....

На Христа... Он явил собою нам пример во всём без исключения.

 

Императрица Александра Фёдоровна написала удивительный путеводитель к радости и гармонии в семье  - записки "О браке и семейной жизни"

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_7627/

Share this post


Link to post

Старец Паисий:"Старательный человек какую бы жизнь он себе не избрал в монашестве или в миру всегда будет духовно преуспевать потому что трудится с усердием.Тогда как человек не возделывающий в себе старательности которую даровал ему Бог не преуспеет ни на одном ни на другом пути."

Share this post


Link to post

Татьяна, хотелось бы чтобы вы прочитали и если есть какое-то смущение что бы оно ушло.

Истинная любовь взаимна

 

Истинная любовь предполагает взаимность. Если это любовь, где Господь – посредник, где зарождается духовное притяжение друг к другу, желание самоотверженно служить другому, там, как правило, есть взаимность. Эта искорка даёт мгновенный ответ. Сигнал другому человеку: «я выбираю тебя», и в ответ – «я тоже выбираю тебя». Когда это случается, сердце человеческое мгновенно знает, что в данном случае будет взаимность.

 

Елена Сысоева - ДевственностьНо случается, что человек придумывает себе любовь, он идеализирует другого человека. Особенно девушки этим страдают, они начинают очаровываться образом, который сами рисуют в своем сознании, они приписывают нарисованному человеку несуществующие качества. И очень часто они приходят к состоянию очарованности, но ответа не получают, потому что имеют дело не с реальным человеком, а с образом.

 

Чтобы выйти из этих придуманных, фальшивых отношений, необходимо посмотреть на вещи трезво, духовно. Человек, который привык рассуждать, думать, анализировать, разберётся, что в таком случае не надо гоняться за этим человеком, мучить его ревностью, подозрением, упрёками, потому что он тебе ничего не обещал. Всякий человек есть личность, и всякая личность обладает даром свободы. «Насильно мил не будешь» – за этими словами скрыт большой смысл. Нам необходимо найти силы распознать в себе фальшь и обязательно переболеть, освободить и другого человека, и себя самого из плена, в который мы попали из-за своей мечтательности.

 

Если отношения доходят до того, что человек гоняется за своим избранником, осаждает его демонстрациями своих страданий, ультиматумами, угрозами, что «если ты меня не любишь, то я пойду и вены себе порежу», это уже явно от лукавого. Это уже болезнь. Болезненная мнительность, впечатлительность доводят человека до психического расстройства. За такими проявлениями может скрываться много заболеваний, разные истерические реакции, депрессии, и, пожалуйста, сколько угодно таких пациентов в психиатрических клиниках. А виноват сам человек, потому что живёт мечтами, придумывает себе несуществующее. Культивирует свою мечтательность просмотром мелодрам, поклонением ложным идолам. Это всё усугубляет ситуацию и не делает её легкоразрешимой.

 

Есть девушки, которые влюбляются в эстрадных певцов, телеведущих и начинают охать, страдать, письма писать, преследуют их, становятся «фанатками». Они мучают этих людей телефонными звонками, ищут фотографии и готовы на части разорвать его одежду. Что это такое? Это то же самое, что и беснование, это психическая, истероидная реакция, доводящая человека до безумия. К сожалению, сейчас модно не любить, а «фанатеть». Это примесь чего-то искусственного, недоброго, фальшивого.

 

Это проявление гордыни. Человек хочет по-своему устроить жизнь, он её придумывает и требует от другого, чтобы тот соответствовал моим представлениям. Но на этом семейную жизнь не построишь.

 

Чем хороша семейная жизнь, она как полигон, где происходят испытания нашей любви на доброкачественность. Только настоящая любовь способна преодолевать трудности, подставлять плечо в трудную минуту, не предавать, а дорожить тем, что есть, не выдумывать, а смотреть трезвыми глазами на ситуацию. А все придуманные, фальшивые посылки, идеализация, мечтания заканчиваются тем, что наступает разочарование, гнев, обида, агрессия и всё, что угодно.

 

Если в отношениях есть какая-то дисгармония, когда я к нему, а он от меня, то следует задуматься об истинности своих чувств. Когда есть искра Божья, то притяжение обязательно обоюдное. Два человеческих сердца начинают переговариваться молча, говорят даже взгляды, жесты. Люди просто побыли друг с другом рядом, даже не объяснялись в любви, но они всё равно чувствуют близость, притяжение. Разговор мог касаться совершенно посторонних вещей, но мы знаем, что мы необходимы, нужны друг другу, между нами существует глубокая сокровенная связь, что Господь нам даёт невидимый сигнал, и каждый уходит с ощущением некоего трепета. Это всегда переживается как событие.

 

У митрополита Антония Сурожского есть замечательное понятие «встреча», у него даже есть такая беседа «О Встрече». Он говорит, что надо, прежде чем влюбиться, встретиться. Митрополит пишет, что «встреча» – это есть переживание духовного сближения, притяжения друг к другу. Если встреча произошла на глубине человеческого сердца, то такая любовь не кончается, она на всю оставшуюся жизнь. И счастливы люди, которые эту искорку заметили и скрепили свои отношения брачными узами, венчанием, потому что это любовь на всю жизнь. Это Господь посылает тебе человека во спасение.

 

 

Read more: http://www.realove.ru/main/no_answer?id=203#ixzz33Oo8nEDD

Share this post


Link to post

нашла в инт-те : Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи

 

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=osemye#fem5

 

из всего перечитанного сделала вывод: что ни делай - все равно будешь страдать. Человек будет страдать от того что он один и будет страдать если жениться. Просто страдать будет легче, если его страдания осмысленны и имеют цель: Ради Бога и на все воля Божья.

Share this post


Link to post

нашла в инт-те : Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи

 

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=osemye#fem5

 

из всего перечитанного сделала вывод: что ни делай - все равно будешь страдать. Человек будет страдать от того что он один и будет страдать если жениться. Просто страдать будет легче, если его страдания осмысленны и имеют цель: Ради Бога и на все воля Божья.

Нет, неверно.

 

Страдания делают человека сопричастным горю других людей. Как, например, было сказано Пресвятой Богородице о том, что меч пройдет Ей в сердце. Эти страдания сделали Ее Материю всех христиан.

 

В этой ветке я уже в посте #51 писал о разности восприятия факта "проснуться здоровым".

 

Человек, не испытавший страданий, не может им сопереживать в жизни своего близкого. Значит, он не может ему сочувствовать, и любить, и помогать, нося тяготы ближнего своего.

 

Это нужно суметь вместить. Это не каждому дано.

 

Но, кому даются страдания, их надо принять и пережить, и вместить с пользой для спасения собственной души. Тогда она украсится новыми сокровищами нетленными и дарами.

 

Но это вовсе не значит, что страдания нужно искать, своевольничая, и думая, что это (по нашему собственному скудоумному мнению) пойдет нам на пользу.

 

Вот последние слова правильные - на все воля Божия. Надо смириться и принять то, что подается, да и не особо размусоливать зачем это так, а не иначе. Потому что и так известно почему - для спасения нашей собственной души.

Share this post


Link to post

Неверно в том смысле, что Вы, Ольга, пытаетесь все привязать исключительно к семейной жизни. Я понимаю, что для Вас это является актуальным, но это неверный взгляд, он слишком узкий.

 

Можно легко обобщить - если человек живет, то он будет страдать. А страдать он будет, так как Господь хочет его спасения, и чтоб он снискал кое-каких нетленных сокровищ. И совершенно не важно женат он или холост. Спасаться же нужно всем.

 

А вот мы, вместо того, чтоб принять и вместить, оказываемся неготовы, начинаем роптать, брыкаться и своевольничать, умничать, занудствовать. перекладывать свои проблемы на наших ближних, или тех, кто имел неосторожность подвернуться нам на жизненном пути.

 

Вот в чем трагедия настоящая.

Share this post


Link to post

нашла в инт-те : Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи

 

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=osemye#fem5

 

 

 

А вот за эту информацию поклон. Почитаю на досуге. Хоть может научусь правильно отбрыкиваться от шаблонного мышления. :)

Share this post


Link to post

А вот за эту информацию поклон. Почитаю на досуге. Хоть может научусь правильно отбрыкиваться от шаблонного мышления. :)

Простите, не очень поняла... от чего именно вам приходиться отбрыкиваться?

Share this post


Link to post

от чего именно вам приходиться отбрыкиваться?

 

От некоторых навязчивых мнений.))

Share this post


Link to post

Простите, все равно не понимаю... Мнений людей о вас и вашем статусе? Просто мне и брыкаться не приходиться, даже спрашивать бояться а уж мнение высказать... В 30 лет- глаза в пол и людям становиться стыдно, а когда тебе 40 - смотришь прямо в глаза и всем даже подумать спросить страшно

Share this post


Link to post

Ой-ей, Юль (((( Ссылочка на подборку, которую надо внимательно очень прочитать... Там есть ключевые слова, если жизнь вне брака. Утешиться можно этим текстом. Но....Эта я так, реплика... ))

Share this post


Link to post

У меня сегодня полное отупение что ли? Ссылка плохая? Там что то не так написано?

Share this post


Link to post

Каждый человек неповторим и уникален.И кто-то,работая на светской работе и сохраняя девство-весь в грехах...А кто-то желает вступить в брак,чтобы дома устроить малую церковь и жить ближе к Богу,может почти как монах.Да и вообще подальше от светской жизни.Кто-то ищет чистоты в браке,кто-то может...Каждый случай каждого человека уникален.Человек может пишет о браке,желая благочестивой жизни...По-другому не представляю брак.

Edited by Таня С.Б.

Share this post


Link to post

На самом деле, со второй страницы этой темы все пошло off-topic, так как обсуждается не проблема Тани С.Б., а реплику юлии б, с которой вторая страница и началась.

 

И, хотя Таня С.Б. весьма прозрачно намекнула на неуместность каких-то теоретических беспредметных (так как они уже давно off-topic) рассуждений в ее теме, но они все еще продолжаются.

 

Как говорится, "эту бы энергию, да в мирное русло..." :)

Хочется ответить не вашу реплику которая  оффтоп.  Я преследовала определённый смысл написав . Хочется спросить а какое право вы имеете мне указывать и всем оглашать то что вам не понравилось. Вот например мне бы такое и в голову не пришло где вообще уважение к мнению других? Вот это пренебрежительное отношение которое сквозит в вашем ответе - то есть не надо писать вот такого- в вашей реплике говорит не в вашу пользу. Тогда риторический вопрос для чего такое делать? Это принесёт пользу?  Это сделает меня лучше? Или показаться умнее да даже не показаться а в уттвердительно-призывающей форме.

Share this post


Link to post

По-моему, тема об одиночестве себя исчерпала и ее лучше закрыть. :)

Share this post


Link to post

нашла в инт-те : Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи

 

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=osemye#fem5

 

из всего перечитанного сделала вывод: что ни делай - все равно будешь страдать. Человек будет страдать от того что он один и будет страдать если жениться. Просто страдать будет легче, если его страдания осмысленны и имеют цель: Ради Бога и на все воля Божья.

А разве стоял вопрос о счастии в браке? Ведь вопрос стоял о одиночестве и унынии. В браке можно и не достигнуть полного счастья как и в безбрачии . Тогда условия одинаковые как там так и тут. Вы правильно сказали. Но жизнь в истинном браке может быть очень блаженная хотя может приносить большие страдания но они преодолеваются во имя любви если таковая есть. Жертва любящего сладка как мёд. У каждого свой смысл жизни но правилен ли он? Когда человек выходит за рамки естественного- это уже подвижничество. В браке есть много уровней и не только уровень плотской чтоб не согрешить. Конечно кому дано такое. Одни как писал иеросхимонах Сампсон только через брак и сильную любовь могут служить людям другие через другое. Что способствует росту. А безбрачие не всегда способствует росту. Но однако некоторые святые отцы говорили что брак самый целомудренный путь в отличие от монашества. Не так всё просто.

Share this post


Link to post

Одиночество, самолюбие и эгоизм - синонимы.

Share this post


Link to post

Сколько всего написали, ребята.

Таня С.Б., хоть что-то пригождается?

 

Одиночество - и крест, и талант.

Что больше - это зависит от того, сколько одиночества мы способны превратить в уединение.
Мощности тут у каждого свои.

Молитва помогает превращать одиночество в уединение. Молитва, а не просто молитвословие.

Если приспособиться, то со временем за уши не оттащишь затащишь в общество.
 

Share this post


Link to post

Могу сказать на основании собственного печального опыта, что:

- одиночество - это наказание за многолетнюю безнравственную, страстную жизнь;

- одиночество - причина гордости;

- одиночество - отсутствие любви;

- одиночество - источник муки и сердечного терзания;

- одиночество - оставленность;

- одиночество - преддверие ада.

 

Быть одиноким на земле - всё равно, что скитаться привидением, от которого никому ни жарко и ни холодно;

Быть одиноким - всё равно что умереть: даже никто не придёт на могилу тебя оплакать;

Быть одиноким - с опозданием понимать, что в жизни ты никого не любил, никому не принёс счастье;

Быть одиноким - не нянчить своих детей и не ласкать жену.

 

В аду, я почти уверен, человек:

- окаивает себя за впустую прожитую жизнь;

- испытывает чувство вечного одиночества;

- не видит вокруг себя любви;

- сам, если и хочет, не в состоянии проявить любовь, потому что время действительно потеряно для него навсегда.

 

Что там огонь? Вечное одиночество куда страшнее!

Edited by Aleksey

Share this post


Link to post

Одиночество, возможно, иллюзия, которая по навету вражьему, опирающемуся на самолюбие, прелестно ведет человека в тупик уныния и отчаяния.

Edited by Апрель

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By olga-u
      На дитя человеческое, приходящее в этот мир, негласно возлагается тяжкое испытание. Никто ничего не говорит ему об этом; он должен сам пережить ситуацию, осмыслить ее и справиться с нею. Часто проходит слишком много времени, пока это произойдет; часто понимание приходит слишком поздно, и тогда человек становится беспомощным и потерянным.
      Задача гласит: по своему основополагающему принципу существования ты, как все люди, одинок в мире; ты должен понять это одиночество, принять его, подружиться с ним и духовно преодолеть его; оно ведь останется с тобою до конца дней твоих, но твой характер обретет благодаря ему силу, достоинство и доброту.
      Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха; одиноким покидает он этот мир с последним вздохом, стараясь произнести слово. Как много порою делается для него вокруг; а он так и остается отшельником, заключенным в камеру своего тела. Того, что он за всю свою жизнь в этой камере ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет, о чем думает — никто не сможет пережить так, как он; все, что он в своем одиночестве избирает, решает, исполняет, жертвенно осуществляет, переживает и выносит в бессоннице, в болезни, в заботах, в неудаче, в отчаянии — знает он один. Всякое значительное событие в жизни, от первой любви до смерти своих родителей, всякое важное решение, всякая возлагаемая на него ответственность, всякая великая боль и скорбь — дают ему ощутить свое одиночество. Лишь очень немногим пришлось пережить предельное одиночество в величайшей нужде — в бушующем море, в безмолвных горах, в забвении вчерашнего поля боя, в тюремной камере, — чтобы постичь свое душевное и духовное одиночество.
      Это пожизненное одиночество — тяжкое бремя. Но оно одновременно и великое благо.
      Когда человек осознает свое одиночество, он вопрошает: «Кто поможет мне?» И ответ гласит: «Я сам должен помочь себе»... И заложен первый камень характера. А еще ответ гласит: «Господь в небесах поможет мне тем вернее, чем преданнее ему буду я»... И заложен основополагающий камень живой веры. В одиночестве человек находит самого себя, силу своего характера и святой источник жизни.
      Когда же человек постигает чужое одиночество, а именно то, что каждый существует, замкнувшись в себе, и пока не постиг бремени и благо одиночества, это — сострадание и любовь, которые овладевают им: сострадание к слабому, любовь к сильному. Тогда он говорит: «Я помогу им! Братья, я помогу вам — поскольку вы одиноки, а я знаю тягость и выкрутасы одиночества». Сам находясь в одиночестве, человек находит своего одиноко страдающего брата и помогает ему. И как раз тут — зарождение духовной любви, братства и истинного единения чувств.
      Нам не дано избавиться от одиночества. Но все мы призваны достойно и с верою каждый нести свое одиночество; и, любя и помогая, делать чужое одиночество сносным, достойным и духовным.
      В этом — утешение. Так и только так сможем мы преодолеть одиночество, мы, одинокие дети человеческие, взирая ввысь и с любовью помогая друг другу.
       
      Ильин Иван Александрович (1882-1954) – русский религиозный мыслитель.
      Из книги «Я вглядываюсь в жизнь»
    • By OptinaRU
      Москва, 7 января. Отвечая на вопросы в рамках Рождественского интервью на телеканал «Россия-1», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что главной причиной одиночества является самоизоляция и отсутствие рядом близкого человека.
       
      «Вот когда смотришь на эти огромные жилые дома города Москвы, на эти огоньки в квартирах, и когда сознаешь, что каждый огонек — отдельный мир, не связанный с огоньком рядом, — это полная изоляция, отсутствие того, что такое общинная жизнь, как это, допустим, было в той же самой России в XX веке, то вот и задаешь себе вопрос — а как же люди живут вот в этих условиях, если нет семьи?» — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
       
      По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, чтобы избавиться от одиночества необходимо осознать, как много людей вокруг нуждаются в заботе, общении и внимании.
       
      «Я люблю посещать именно на Рождество, на Пасху престарелых, одиноких, инвалидов, и иногда меня спрашивают: ну, может быть, так вот посетили один раз, и достаточно. Я туда еду не для того, чтобы по телевизору показали, у меня есть внутренняя потребность. Я оттуда, из этих домов выхожу другим. Я чувствую, как у меня на душе стало светлее. Это почти то же самое, что ты испытываешь после богослужения. Ведь верующие люди знают, что из церкви выходят с легким сердцем», — сказал Предстоятель.
       
      Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что за один такой визит можно обрести и друзей, и близких, и предмет своей заботы.
    • By О_К (fakel)
      http://www.pravmir.ru/odinochestvo-v-tolpe/
       
      Одиночество в толпе
       
      20 июня, 2012
      No Related Post

       
      Мониторинг СМИ
       
       

       
       
      Источник: Портал "Православие в Украине"
       
       
      Из жизни неофитов
      «Удалил еси от мене друга и искренняго,
      и знаемых моих от страстей».
      Пс.87
      Это начинается незаметно. И, наверное, у всех по-разному. Но для каждого, кто в достаточно взрослом возрасте пришел в Церковь, наступает время, когда он всем своим существом понимает: жизнь его необратимо изменилась.
      На разных языках
      Эти крошечные шаги к вере, дающиеся многими, в большинстве своем, тщетными усилиями, принципиально меняют систему координат личности. И совершенно не специально жизненные приоритеты вдруг оказываются расставленными таким образом, что приходится признаться самому себе: это и есть социальное одиночество.
      И чем радостнее и напряженнее начинает жить дух человека, тем ощутимее и нагляднее граница, барьер, стена, пропасть между ним и жизнью вовне. Обычной жизнью, другими людьми. Проявляется это во всех аспектах реальности бытия, точнее, все в меньшей совместимости с этой реальностью. На близких и дальних кругах человеческой общности возникают сбои, которые сложно исправить, образуются пустоты, которые невозможно восполнить адекватно. До сведенных скул накрывает понимание: мир и ты говорите на разных языках.
      Хлопотно и неизбежно
      И, конечно же, первый и главный сбой происходит в семье, если она привыкла жить без Бога. Чтобы верить своей неокрепшей сутью в обстановке неприятия и отчужденности родных и близких к этой вере, нужно много мужества и любви. А человек слаб. А для борьбы – лишь свое сердце. И нет в ней перерывов. И чем жестче семейный прессинг, тем острее понимаешь, как ты не прав в частностях, как мало в тебе любви, по большому счету.
      Впрочем, у всех действительно по-разному. И для многих воцерковление становится, по сути, рождением новой семьи. Сложившиеся отношения меняются исподволь, но в них ощутимо больше становится милосердия, терпения, уважения и любви, которая «не ищет своего». Но тогда уже вся семья проходит переориентацию в социуме, а это и больно, и хлопотно, и неизбежно.
      В другом измерении
      Ведь и для дружбы, даже самой устоявшейся и проверенной, тоже наступает время испытаний.
      Вроде бы все, как и раньше – честно, искренне, самоотверженно. Но близость и понимание перестают быть само собой разумеющимися, как только, прямо или косвенно, проявляется твоя приверженность Православию. Напряжение может возникнуть из-за любого пустяка: нельзя, потому что пост, не пойду туда-то, потому что иду в церковь.
      Это тебе нельзя, это ты не пойдешь, а они сами за себя решают. Но в том-то и дело, что образ жизни у вас уже кардинально разный, интересы расходятся принципиально, точки зрения не совпадают в самом главном.
      Да, каждый оставляет за другим свободу мнений и поступков, но в этой свободе уже нет легкой необусловленности. Как и нет необходимой, как воздух, полноты. Полушутя поставят друзья диагноз «совсем свихнулся со своими попами» и будут дальше поддерживать отношения. И вот, между всяким и разным – привычным и приемлемым, они терпеливо сносят твои советы пойти в храм, честно слушают, в твоем пересказе, притчи из Евангелия или истории из церковной жизни. И отмежевываются. А ты – не лезь.
      А тебе не все равно, что дети их некрещеные, что родителей своих они хоронят без священника, что живут твои друзья без покаяния и причастия, как на другой планете, в другом измерении. Вернее, они-то как раз здесь, на земле. Это ты для них вдруг стал «не от мира сего». Эх, кабы действительно так! И можешь только молиться. Как можешь.
      Прямо и конкретно
      С просто знакомыми, мало и совсем не знаемыми – и проще, и сложнее. Проще, потому что они дальше, сложнее из-за того, что их много и они везде. Проблемы несоответствия не возникают остро, не порождают конфликтов, но ощущаются постоянно – как пропасть. Едешь, к примеру, в трамвае, на храм перекрестишься – воздух, будто загустел. Явно не рассматривают, но принципиальное отличие от всех остальных пассажиров наглядно. И редко, и радостно бывает, когда крестным знаменем осеняют себя в общественном транспорте двое или трое. Но это – уже совсем другая история. Евангельская.
      А потребность свидетельства своей принадлежности к Церкви Христовой уже присутствует постоянно. В том числе и на людях – среди многих безразличных и равнодушных. К вопросам веры, но не к человеческим проявлениям. А ведь и в гости ходим, и в ресторанах кушаем, и работаем, как правило, в коллективах, где не принято быть, вот так вот, прямо и конкретно, православными.
      Согласитесь, не приятно, когда в пятницу, по хорошему поводу, нарезали дружненько колбасу, мясо и прочее, водку открыли и только выпили-закусили – входит этот, постящийся. Говорит радостные слова, поздравляет, к компании присоединяется. Ан, нет – другой он, не разделяет. И поди, докажи, что ты не осуждаешь их, а жалеешь. И понимаешь их очень даже хорошо – сам так жил. И что тебе даже стыдно, будто твои коллеги тебя за кого-то другого принимают. Ведь не расскажешь им, как правило утреннее скорым махом читал, как злился на ребенка за медлительность, как матери надерзил – и прочее, и прочее…
      Стать ближе
      Много и многим теперь не расскажешь. Потому что не хочется. Или не можется. «Разговаривающим в храме посылаются многие скорби» — так ты туда не с людьми говорить ходишь. Хорошо, если церковная община небольшая и дружная, и удается как-то прижиться с новыми людьми. А если нет? Тогда, вместо обсуждений в курилке всякого разного «со своими в доску», общение с социумом вербализируется в «спаси Господи!» с людьми, которых и имена-то не всегда знаешь.
      Да, все мы сестры и братья во Христе, да, мы читаем те же каноны и псалмы, мы вместе молимся и едины в своем стремлении к Богу. Но как же мы одиноки в своей невозможности стать ближе друг другу в простой, обычной, человеческой любви. Само собой разумеющейся, ни к чему не обязывающей конкретно и обязывающей к самому главному: возлюбить ближнего своего, как себя самого.
      А ведь уже знаешь, что говорил преподобный авва Дорофей: «Чем ближе люди к Богу, тем ближе они между собой». Сравнивая мир с кругом, в центре которого находится Бог, а «прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой», преподобный пояснял: «Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
      Форма и сущность
      Но иногда после Литургии идешь и думаешь, сколько же людей уходит из храма в свое личное социальное одиночество. Потому что уже на своем куцем опыте догадываешься, что чем больше в человеке Бога, тем слабее связь с людьми. Формальная, социально сущностная. Та, которая обязана выражаться в ожидаемых поступках и реакциях, чтобы быть удовлетворительной. А этого уже нет и не может быть.
      Ты уже не можешь поддерживать большинство общих тем, у тебя нет своего мнения по самым расхожим поводам. Тебе не нужны всякие сериалы, реалити-шоу и прочие наполнители жизни масс, которую и культивируют усиленно масс-медиа. Самые сенсационные новости не задевают, становятся второстепенными, проскальзывают мимо. Громкие истории с наиболее публичными персоналиями тебя абсолютно не касаются. Что, собственно, так и есть. Иллюзия причастности, на которую и цепляет своих потребителей индустрия развлечений, больше не действует. И ты все меньше знаешь о той жизни, которой живет большинство ближних. С тобой говорить не о чем! А у тебя все меньше потребность в словах – пустых и ненужных. Ты все больше живешь внутри себя, по-другому.
      Монах отвергает мирскую жизнь ради Господа, но ты-то не монах. На монашество и кишка тонка, и вера мелкая. А потому, вроде бы, жить надо хоть в каком-то ладу с обществом и его социальными нагромождениями. Но почему-то именно это «надо» становится все менее интересным и значимым.
      Марина Богданова


×
×
  • Create New...