Перейти к публикации
OptinaRU

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крестовоздвижения в Иосифо-Волоцком монастыре

Рекомендованные сообщения

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Крестовоздвижения в Иосифо-Волоцком монастыре

2P20150927-IMG_0364-1200.jpg

7 сентября 2015 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре в окрестностях подмосковного Волоколамска. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

2P20150927-VSN_0786-1200.jpg

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Андрей Юрьевич, губернатор Московской области! Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником. Сегодня мы празднуем 500-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Иосифа Волоцкого. По обстоятельствам, не связанным ни с его житием, ни с другими историческими фактами, мы соединили этот замечательный 500-летний юбилей с праздником Воздвижения Креста Господня, и когда я размышлял, почему так получилось, мне пришли в голову некоторые мысли, которыми я и хочу с вами поделиться.

2P20150927-VSN_1165-1200.jpg

Крест Христов, как мы слышали сегодня в чтении из послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 1:18-24), для одних был соблазном, для других — безумием. Для иудеев проповедь о кресте была огромным соблазном: как может спасать орудие смерти и вообще, как человека может спасать слабость? Как человека может спасать смерть, да еще и позорная смерть? Мы знаем, конечно, о подвиге мучеников, но ведь с этим подвигом никто не связывает свое личное спасение. Кроме того, мы воспитаны в лоне христианской цивилизации, так что понимаем значение Крестной Жертвы. А чем же была для убежденных в своей правоте иудеев и для надменных эллинов, стоявших на высоте тогдашних философских знаний, эта проповедь о кресте? Она действительно была для одних соблазном, а для других юродством. Но Бог благоволил, по слову того же апостола Павла, юродством, то есть безумием проповеди спасти мир.

2P20150927-VSN_0886-1200.jpg

Распространение христианства по всему миру — это действительно поразительное явление. Христианство — это вера, которая не основывается на человеческой силе. Ни одно предприятие не может быть успешным, если ему не сопутствуют факторы силы — политической, административной, финансовой, научной. Каждый знает, что если человек игнорирует эти факторы, его замысел потерпит крах, будь то в бизнесе, науке или политике. А христианство существует 2 000 лет, и в его основе лежит не человеческая сила, не человеческая мудрость, а то, что шокировало современников в проповеди апостола Павла, — крест Христов. Но Господь неслучайно сделал юродство силой Своей проповеди, чтобы всем показать: никакая человеческая сила — ни власть, ни деньги, ни образование, ни что-либо другое — не имеет отношения к спасению людей. Бог спасает людей Своей силой, и Он избирает Крест — для одних соблазн, а для других безумие, — чтобы показать, что Его послание миру является не человеческим, а Божественным.

2P20150927-VSN_0642-1200.jpg

На протяжении истории было много попыток подменить божественную сущность христианства силой человеческой. Такое происходило и в Церкви. Мы знаем, сколь сложной была история христианской Церкви на Западе. Многим западным христианам показалось, что проповедь христианства нужно обязательно облечь в мощь государства, придать Патриарху Запада, Римскому Папе, атрибуты государственной власти. Но никогда и никто не спасался внешней человеческой силой. Такая сила призвана помогать в деле проповеди. Огромная ответственность тех, кто облечен государственной властью, или располагает финансами, или обладает глубоким познаниями, и заключается в том, чтобы, исходя из своих человеческих возможностей, помогать Богу совершать дело спасения, соучаствовать в тайне человеческого спасения. Такое соработничество Господь приветствует и благословляет. Когда в истории нашего Отечества именно так соединялась Божественная воля с человеческой готовностью, тогда особенно очевидным становился эффект синергии Божественного и человеческого.

2P20150927-VSN_0690-1200.jpg

Не буду останавливаться подробно на житии преподобного Иосифа, многим из вас оно известно. Отмечу лишь, что был он человеком выдающимся. Еще отроком он поражал всех своей памятью: он знал наизусть почти все Священное Писание, длинные и сложные для запоминания богослужебные тексты. Он обладал феноменальными способностями, но, кроме того, несокрушимой горячей верой. Он был максималист, он хотел сделать все, что только мог, чтобы послужить Богу. Часто его максимализм наталкивался на равнодушие окружающих, в том числе монашествующих. Наверное, они говорили ему, как нередко и мы слышим в нашем окружении: «Тебе что, больше всех нужно? Зачем ты внедряешь такие сложные уставы? Зачем ты требуешь от братии общежитие? Нам так хорошо жить по кельям, независимо друг от друга, и раз в неделю собираться вместе для молитвы. Что ты от нас требуешь?» А он требовал, но оказался непонятым, в том числе и в прославленной обители, в которую пришел, движимый сердечным порывом. Тогда он уединился в своих родных местах, близ Волоколамска, и здесь основал свою обитель в соответствии с тем, как представлял себе путь монашеской жизни.

2P20150927-VSN_0855-1200.jpg

Но я сегодня хотел сказать не об этом, а о связи между Божественным посланием о смысле Креста и главным делом преподобного Иосифа. В конце XV века в свите литовского князя Михаила прибыл в Москву некто по имени Захария или Схария. Этот человек обладал несомненными способностями проповедника, был по-европейски образован и стал учить людей, что главным в определении путей человеческого спасения является не учение христианское, не церковная проповедь, а личное понимание человека. То есть человек — мера вещей. Для того чтобы пояснить, что означала эта проповедь, напомню, что в это же время в Европе наступил Ренессанс, Возрождение. Возрождение чего? Возрождение языческой культуры, языческого понимания человека. А это понимание исключало то, чем жили христиане на протяжении полутора тысяч лет, чем жили древние иудеи, осознававшие, что в центре мира — Бог. Главный посыл Ренессанса миру, который многие называют интеллектуальной революцией, и заключался в том, что не Бог, а человек — в центре мира.

2P20150927-VSN_0857-1200.jpg

А если человек в центре мира, то какая может быть над ним власть в определении его духовного пути, его отношений с Богом? Вот Схария и проповедовал, что Церковь не имеет никакой учительной власти, что каждый может мыслить так, как желает мыслить. Схария отрицал Святую Троицу, ставил под сомнение боговоплощение, не верил в церковные Таинства, не понимал смысла икон. Забегая вперед, скажу, что все эти идеи нашли свое место в западноевропейском протестантизме, причем в самых крайних его проявлениях. И мы знаем, к чему привела Реформация на Западе — она расколола всю западную цивилизацию, расколола Церковь, породила огромное количество конфликтов, включая так называемые религиозные войны, на которые и сегодня ссылаются люди нецерковные, доказывая будто Церковь и вера не могут играть важной роли в обществе. А религиозные войны были порождены теми же идеями, что проповедовал здесь Схария за 20 лет до начала западноевропейской Реформации, и проповедовал сильно, убедительно.

2P20150927-VSN_0911-1200.jpg

Великий князь Иван III с вниманием отнесся к его проповеди, а вслед за этим последовали конкретные действия: на московский митрополичий престол он поставил еретика — сторонника Схарии, и еще двух еретиков — протопопами или настоятелями, да не простых храмов, а Успенского и Архангельского соборов, что в Московском Кремле. Казалось, чтО же может уберечь Церковь нашу, страну нашу от этой страшной «реформации», которая разрушила бы все религиозные основы жизни, взбудоражила бы людей, создала бы предпосылки для огромного количества разделений, расколов, привела бы к полной потере национальной и религиозной идентичности нашего народа? Власть — за ересь, интеллигенция — за ересь, тогдашнее правительство, дьяки — за ересь…

2P20150927-VSN_0914-1200.jpg

А кто же против ереси? В будущем святой, а в то время просто игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф. Обладая мощным интеллектом, прекрасной памятью, замечательной логикой, он пишет книгу «Просветитель», которая камня на камне не оставляет от ереси Схарии. Он находит замечательного союзника — святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, и они вдвоем бросают вызов тогдашней царской власти. Они поднимают духовенство, народ, верующих людей, и в 1504 году на соборе в Москве ересь Схарии осуждается. Ошибочность этой ереси признает и великий государь Иван III и приносит покаяние.

2P20150927-VSN_0971-1200.jpg

Иногда противники исторического развития нашей страны говорят нам: «Все ваши беды от того, что у вас не было Реформации». Но мы можем с благодарением преподобному Иосифу сегодня сказать: мы остались такими, какие есть, мы сохранили веру свою, мы сохранили народ свой, мы сохранили Отечество свое, пройдя через страшные испытания революций, именно потому что в далеком XV веке с нами не произошло то, что произошло с нашими братьями-христианами в Западной Европе.

2P20150927-VSN_0980-1200.jpg

Подвиг преподобного Иосифа мало с чем можно сравнить по его духовным, интеллектуальным и политическим последствиям для всей Святой Руси. Когда мы слышим и сегодня критику в адрес преподобного Иосифа, мы должны помнить, что она происходит от тех, кто критикует Православную Церковь вообще, кому не нравится исторический путь развития Руси, кто хотел бы переформатировать всех нас, подогнав под чужие лекала. Но по милости Божией мы сохраняем свою православную веру, свою национальную идентичность, и в рамках этого духовного и культурного кода развиваем сегодня все свои потенции, все свои силы. И я верю, что только так Россия может существовать как независимое и сильное государство. Когда я говорю Россия, я имею в виду всю историческую Русь, и не дай Бог, чтобы что-то помешало продолжению этого спасительного исторического пути.

2P20150927-VSN_1174-1200.jpg

Служение преподобного Иосифа было крестоношением. Ведь он бросил вызов тогдашнему образованному миру с его философскими воззрениями, с его политическими концепциями, и вышел победителем, потому что для него главной силой был крест Христов. Он поднял этот крест и донес до конца, и несет его и сегодня пред лицом всех тех, кто хочет омрачить память о великом святом, великом мыслителе, о человеке, внесшем решающий вклад в сохранение Отечества нашего и Церкви нашей.

2P20150927-VSN_0753-1200.jpg

Вот почему мы так торжественно, в день Воздвижения Креста Господня, совершаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого. Его молитвами да хранит Господь державу нашу Российскую, всю историческую Русь, да хранит Церковь нашу, народ наш, молодежь нашу, интеллигенцию нашу в способности оставаться верными тому великому духовному и интеллектуальному выбору, который сделал наш народ в Киевской купели Крещения, которой он остается верным даже до сего дня.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ФОТО: Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в Иосифо-Волоцком монастыре

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: sasha
      Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая Чудотворца.

      Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
       
      Милостью Всещедрого Бога и Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, нашей Церкви дарована неизреченная радость: в пределы Отечества приносится часть мощей великого святого, почитающегося по всему миру, ― святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
       
      Сей дивный угодник Божий был погребен на месте своего упокоения в том самом граде, где подвизался в Винограднике Христовом на протяжении многих лет. Во времена, когда земли православной Византии подпали под власть иноверных завоевателей, возникла реальная опасность осквернения святыни, и промыслом Божиим мощи святителя были перенесены на территорию современной Италии в г. Бари и положены в местном соборе.
       
      На протяжении почти тысячи лет сюда стремились попасть многочисленные паломники из самых разных стран и частей света, дабы приобщиться благодати, источаемой от мощей всемирно почитаемого угодника Христова. Особым почитанием святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси. Ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во святом крещении и монашеском постриге.
       
      Все это свидетельствует о том, сколь усердным предстателем и скорым заступником был и остается Мирликийский чудотворец для притекающих к нему с молитвой в многоразличных нуждах и обстояниях. Святитель Николай почитается нашим народом как верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, как покровитель стремящихся жить чисто и целомудренно, как защитник твердо хранящих правую веру и апостольское предание, завещанное нам от отцов, трудившихся на ниве Господней прежде нас.

      Памятование об этих благодеяниях святителя Николая побуждает тысячи людей предпринимать путешествия к его мощам, дабы почтить память святого и вознести теплые и усердные молитвы тому, кого Православная Церковь именует правилом веры и образом кротости. Однако далеко не у каждого нашего соотечественника имеется возможность осуществить таковое паломничество, поэтому в Россию приносится значительная часть мироточивых мощей святителя.
       
      С 21 мая по 12 июля святыня будет находиться в Москве, а с 13 по 28 июля ― в Санкт-Петербурге. Это поистине уникальное событие за все 930 лет пребывания честных останков в Бари.
       
      Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям.
       
      Дай Бог, чтобы это важное событие в истории нашего Отечества и всего русского Православия послужило духовной пользе архипастырей, клириков, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви, дабы предстательством таинника благодати Христовой исполнились на нас слова молитвы: «Да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога и покланяемаго, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
       
      +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
       
    • Автор: sasha
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю ВСЦ в связи с планируемым принятием Верховной Радой Украины антицерковных законов

      18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов № 4128 и № 4511.
       
      Законопроект № 4128 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно смены религиозными организациями подчиненности)» предлагает ввести в религиозное законодательство расплывчатое понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основании некоей «самоидентификации». Лиц, «принадлежащих к религиозной общине», кто бы на это звание ни претендовал, предлагается наделить правом изменения устава общины путем голосования простым большинством. Фактически законопроект предлагает легализовать практику фиктивных «референдумов» с участием всех жителей населенного пункта (а возможно, и приезжих), претендующих на принадлежность к данной религиозной общине.

      Законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором» предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), некий «особый статус», связанный с существенным поражением в правах. Помимо принудительной перерегистрации всех общин Украинской Православной Церкви, что неминуемо спровоцирует новые захваты храмов и столкновения между верующими различных конфессий, законопроект предоставит правительственным органам светского государства широчайшие полномочия в сфере контроля внутренней жизни религиозных общин: утверждать назначение руководящих кадров общин, разрешать или не разрешать визиты иностранных религиозных деятелей, а также принудительно ликвидировать религиозные общины по широкому кругу оснований.
       
      Законопроекты вступают в противоречие с Конституцией Украины и действующими законодательными нормами. Против их принятия высказались Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины, Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека В.В. Лутковская. Наконец, с острой критикой законопроектов выступили несколько украинских конфессий, включая римо-католиков, лютеран, иудеев.
       
      В связи с готовящимся принятием данных законопроектов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланиями к Президенту Украины П.А. Порошенко и участникам «Нормандской четверки»: Президенту России В.В. Путину, Федеральному канцлеру Германии А. Меркель, Президенту Франции Э. Макрону. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви направлено также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Организации объединенных наций А. Гутерришу и генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту.
       
      В посланиях отмечается, что в случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало на Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии.
       
      Украинская Православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом, констатирует Святейший Патриарх. Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям. Как отмечается в посланиях, принятие законопроектов № 4128 и № 4511 «поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость». Это, по мнению Святейшего Владыки, способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений.
       
      «По имеющимся данным, за 2014-2016 год на территории Украины праворадикальными элементами было насильственно захвачено более 40 храмов Украинской Православной Церкви, — напоминает Его Святейшество. — Формальной основой для таких захватов служит так называемый "референдум" жителей села, принимающих решение о "переходе" общины. Мнение действительных учредителей и членов общины как юридического лица в таких случаях не учитывается».
       
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к руководителям государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Православных Церквей, Главе Римско-Католической Церкви, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей с призывом приложить все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать принятию дискриминационных законопроектов № 4128 и № 4511, которое «грозит стать вопиющим примером попрания прав человека на свободу религиозного исповедания».
       
      Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
    • Автор: OptinaRU
      Слово на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года

      4 апреля 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

      Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

      Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
       
      Практически на каждом заседании мы рассматриваем вопросы образования; вот и сегодня ряд пунктов повестки дня будет связан с этой темой. Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями в качестве вступления к нашей дискуссии.

      До сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. Этот тезис получает сегодня новое звучание, новые акценты; его пытаются вписать в общественную повестку дня. Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный. Русская Православная Церковь считает, что результат работы образовательной системы — это всестороннее развитие человеческой личности. И ведь нас интересует не только количество часов школьной программы, посвященных религиозной культуре, как утверждают некоторые. Современный человек призван быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в вопросах религии, вне зависимости от своих религиозных взглядов. Пробелы в знаниях из любой области унижают достоинство человека, приводят его в состояние мракобесия. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван стремиться к знаниям об окружающем мире. А несведущий в религии человек может в наши дни стать жертвой вербовщиков экстремистского толка.
       
      Знания о религии невозможно исключать из картины мира точно так же, как невозможно исключить из нее знания о математике и физике. И Церковь встречает понимание в этом вопросе как со стороны государства, так и со стороны десятков тысяч родителей, которые выбирают модуль православной культуры для изучения в школе. Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в нашей стране диссертация по теологии будет представлена к защите 1 июня этого года, и я хотел бы сказать, что это очень значительное событие в российском образовании.

      В годовщину революции 1917 года как никогда важны исторические знания, позволяющие людям, особенно молодым, не наступать еще раз на грабли, на которые наступили наши отцы и деды, погубив страну. Ведь история хранит память об искренних революционерах, которые, выступая за справедливость, в результате были использованы силами зла и стали участниками массового братоубийства, потеряли человеческий облик и в большинстве своем сами сгинули в пучине беззаконий.
       
      Нельзя отрицать воспитательную функцию образования. Образование — это процесс межличностного общения, который немыслим без этических норм. Этико-нравственный компонент должен быть базовым в данном взаимодействии. Слишком долго у нас в сфере образования наблюдался полный идейный вакуум. Но хорошо известно, что свято место пусто не бывает. Идейная пустота привела к тому, что на школу стали смотреть как на место формального предоставления определенных образовательных, услуг, а не место всестороннего развития личности. Это издержки коммерциализации системы образования, которая не может быть сектором рынка, — просто потому что человек не производственный модуль, которого надо научить десятку функций, а затем вставить в механизм национальной экономики.

      Указанные проблемы актуализируют вопрос: какой должна быть ценностная среда в нашей школе? Как сделать ее пространством передачи нравственных максим, на которых веками зиждилась наша культура? Как должны сотрудничать Церковь, государство, общество для достижения этой цели?
       
      Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования. Необходимо объединить все здоровые силы нашего общества, желающие всестороннего развития системы образования, в том числе с учетом его ценностного измерения. Поэтому неслучайно уже не один год вопросы образования остаются главной темой работы Высшего Церковного Совета. Мы продолжим уделять особое внимание к этой теме, и на сегодняшнем заседании также состоится дискуссия о системе образования, которую мы выстраиваем, в том числе, внутри Русской Православной Церкви. Благодарю вас за внимание.

      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Заседание Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года
    • Автор: OptinaRU
      Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице



      19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного московского храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 
      Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       
      Сегодня третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное, и в течение всей последующей недели наши мысли должны особым образом устремляться к Кресту Господню. Крест — это вселенная, это концентрация таких мощных смыслов, которые могут преобразовать личность человека и весь мир, ведь Крест — это не только орудие смерти, но по воле Божией также орудие спасения.

      Сегодня мы слышали евангельские слова, исполненные величайшего смысла. Они звучат очень просто: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Казалось бы, простая фраза, но как же трудно понять ее подлинный смысл! Человек может отвергнуть врага или даже недостойного родственника, но как можно отвергнуться себя? И что это за крест, который нужно взять? Стало быть, надо самого себя отвергнуть, поставить на некую периферию, а крест, то есть страдания, взять на себя и последовать за Христом? Так неужели нельзя следовать за Христом, если себя не отвергнешься и некие страдания не понесешь?

      Наверное, у многих людей, особенно современных, далеких от христианской традиции, может возникнуть неприятие этих слов. Мол, это не для меня, мне проще музыку включить, потанцевать, выпить, погулять, отдохнуть, позагорать, поплавать, на лыжах покататься или на мотоцикле — да мало ли удовольствий в этом мире. Почему же я должен все это отвергнуть? Так вот, чтобы понять смысл слов Спасителя, достаточно обратить внимание на то, что Господь не повелевает нам принять на себя все страдания, а только те, которые возлагаются на нас. Необходимо принять крест, то есть нечто уже данное тебе, — лишь согласиться с тем, чтобы принять эти страдания на себя. Эта фраза ключевая, ведь большинство наших страданий не являются крестом, — они результат нашей глупости, распущенности, слабости характера, разного рода злоупотреблений и того самого образа жизни, который для многих представляется вожделенным.

      Как правило, мы страдаем не от того, что на нас возлагает Господь, — мы сами на себя навлекаем страдания, употребляя алкоголь и наркотики, не сдерживая свое плотское начало, не контролируя поведение по Божиим заповедям. Это приводит к катастрофам в личной и семейной жизни. У нас не хватает времени и сил, чтобы достойно воспитывать своих детей, передавать им все доброе, что у нас есть, а по мере их взросления делиться также опытом собственных неудач, чтобы их от этих неудач оградить. Где уж нам за всем этим угнаться? Нам некогда...

      И вот нам посылаются кресты, причем страдаем мы будто не по своей вине. Как бы со стороны, извне приходят болезни, скорби, случаются аварии на дорогах, ведущие к гибели или инвалидности. Человек иногда оказывается буквально раздавлен тяжестью страдания, он не видит смысла в своем существовании — все померкло, жизнь закончилась. А Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест — тот самый, который тебе посылается, — и следуй за Мной». И когда люди именно так воспринимают посланный им крест — не страдания, порождаемые нашей греховностью, а скорби, которые от нас не зависят, тот крест, который Господь возлагает на наши плечи, чтобы мы могли пойти за Ним, — вот тогда мы оказываемся сильнее этих страданий. Есть множество людей, которые победили страшные недуги и стали известны всему обществу. С них берут пример как с героев, потому что страдание, причиной которого они не были, не раздавило их, не выбросило на периферию, но, напротив, наполнило великой силой, которая по милости Божией помогла преодолеть тяжкий недуг и скорбные жизненные обстоятельства.

      Мы освятили этот храм в честь Иова, Патриарха Московского. Святитель, будучи насельником Старицкого монастыря на Тверской земле, в постриге принял имя Иова Многострадального — того самого, о котором нам повествует Ветхий Завет. Иов обладал огромным имуществом, у него была большая семья, много слуг и рабов, он был счастлив, но в одночасье потерял все. Однако Иов не похулил Бога, и даже на гноище, куда люди приходили, чтобы выкинуть нечистоты, он сохранил в душе ту силу, которую дал ему Бог. Как повествует слово Божие, Господь вернул Иову утраченное, и он сделался примером для всех народов на все времена.

      Наверное, неслучайно святитель получил имя в честь Иова Многострадального, который с достоинством пронес Богом данный ему крест. Царь Иван Грозный отличил архимандрита Иова как человека умного, получившего хорошее образование в Старицкой обители, и пригласил его в Москву, где он стал настоятелем вначале Симонова монастыря, позднее Новоспасского, а затем возведен в сан епископа Коломенского.

      Начиная со времени правления Ивана Грозного в русском обществе укреплялось мнение, что московский Первосвятитель должен иметь сан Патриарха. Царь Борис Годунов продолжил церковно-дипломатические усилия в этом направлении, и в 1589 году здесь, в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II возвел митрополита Московского Иова на Патриарший престол.

      Время царствования Бориса Годунова было очень значимым для нашей страны. Царь Борис многое сделал для укрепления нашего Отечества. Достаточно сказать, что именно в его царствование началось освоение Сибири, а Патриарх Иов учредил четыре новых митрополии: Ростовскую, Казанскую, Новгородскую и Крутицкую. Церковь становилась сильнее, становилось сильнее и государство. Однако все-таки неслучайно наш первый Патриарх получил свое имя. После смерти Бориса Годунова престол не перешел к его сыну Федору, о чем молился и на чем настаивал святитель Иов, понимая, что только так можно сохранить законную власть. В это время появляется Лжедмитрий — Гришка Отрепьев, послушник Чудова монастыря, которого Патриарх Иов прекрасно знал (какое-то время будущий самозванец исполнял у него обязанности писаря). Явившись в Москву, Гришка потребовал признать его законным наследником Ивана IV ― царевичем Дмитрием. Однако Патриарх Иов, несмотря на все посулы и угрозы, отверг Лжедмитрия, после чего был низвергнут с престола и отправлен в Старицкий монастырь. Но следующим законным Патриархом стал святитель Гермоген Казанский, тот самый, при ком была обретена Казанская икона Божией Матери. Став достойным продолжателем трудов нашего первого Патриарха Иова, святой Гермоген мужественно сопротивлялся оккупантам и мученически погиб в подвалах Чудова монастыря в Кремле от голода, жажды и холода — лишь потому, что отказался обращаться к народу с призывом признать власть иноземных захватчиков.

      Радуюсь тому, что в Москве освящен храм в честь святителя Иова ― первого Патриарха Московского, всея Руси и, как значилось в грамоте, подписанной всеми восточными Патриархами, всех северных стран.Таков, кстати, и доныне титул Патриарха Московского: «Московский, всея Руси и всех северных стран». По смирению нашему мы не используем в полноте этот титул, но это не значит, что титул потерял свою силу и свое значение. Вспоминая же первого из святителей, и радуюсь тому, что в честь него этот храм, также я рад тому, что монахи Старицкого монастыря, посещая город Москву, смогут совершать здесь богослужения, и тогда действительно установится духовная связь между Первопрестольным градом и замечательной Старицкой Успенской обителью, связанной с жизнью и смертью святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Аминь.
       
      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Патриаршее служение в Крестопоклонную Неделю. Освящение храма святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице
×
×
  • Создать...