Перейти к публикации
Vita

Изучение заповедей Нового Завета

Рекомендованные сообщения

  Братья и сестры, скажите, пожалуйста, слышал ли кто из вас о таком добром делании, как изучение и усвоение (т.е.запоминание умом и сердцем) новозаветных заповедей? Кто, кроме девяти заповедей блаженства и двух главных заповедей Спасителя, старательно выписывал себе куда-то в тетрадочку, блокнотик другие заповеди Евангелия, Апостола? Та книжечка, которую раздают на беседах о.Наместника, всего лишь малая толика той работы, которую, как понимаю, должен проделать каждый из нас. То, что часто озвучивают в проповедях некоторые из оптинских отцов, - изучение остальных заповедей (малых, как их называют), является необходимым для каждого христианина. Знаю, что среди новоначальной братии обители строго спрашивают результаты такого изучения. Правильно ли я понимаю, что догматически библейских заповедей 19 (10 ветхозаветных и 9 заповедей блаженства), но,  по сути, все слова Спасителя, многое из апостольских слов являются для нас заповедями, которые мы должны знать и соблюдать?  Может ли кто-то поделиться своим опытом работы с заповедями? Как их систематизировать для самого себя, как помочь сердцу и уму их усвоить? 

  В Новом Завете есть установление исследуйте писания (Ин.5, 32), есть слова Господа о необходимости соблюдения заповедей, а как же их соблюсти, если уму они не известны? Но нигде у свв.отцов, кроме свт.Игнатия (в 5 томе в начале, в одной из глав "Аскетических опытов") не нахожу советов именно по изучению заповедей, только по исполнению Слова Божия. А как же исполнять, если у тебя в голове нет четкого представления о Слове? Есть ли еще у кого-то из святых наставления именно об изучении Слова Божия, систематизации заповедей?

  Прошу вас не воспринимать вопросы как фарисейско-буквоедский подход к Св.Писанию. Может, это не только моя беда: многажды пыталась для себя все разложить по полочкам, чтобы на каждый случай жизни в душе всплывал ответ из Слова Божия, но как-то ничего не получается... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В беседах отец Наместник часто говорит об этом и приводит примеры. Как вариант - пересмотреть-переслушать его беседы здесь, на сайте. Говорил - до 300 Заповедей знают наизусть некоторые насельники. Переживать сильно, наверное, не стоит, что пока в неведении. Вся жизнь впереди)). Было бы желание и помощь Божия. "Возлюби Господа своего" и "Да любите друг друга" - думаю, когда эти заповеди освоим, то все остальные тоже понятны станут. На какой вопрос  не отвечают эти заповеди?))

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

   Ольга, благодарю за добрый ответ. Да, о.Венедикт говорил в одной из бесед о том, что до монашеского пострига допускают тех, кто знает 300 заповедей. Кто-то знает и 600. Есть и молитва текстом заповедей по четкам. О.Нил когда-то говорил, что каждый должен иметь при себе блокнотик личный с заповедями и посматривать туда периодически, так и запомнится... Только годы идут, от земной жизни все меньше остается, а воз и ныне там. Конечно, заповеди любви все собой объемлют, только есть сердечное желание усвоить из Слова Божия побольше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тогда надо лично с вопросом к отцу Венедикту на беседу. И все разложится по полочкам. Он почти на каждой беседе говорит о Заповедях. И эту маленькую книжицу дополняют, она будет другой. Только мне почему-то думается, что не только в Новом Завете эти заповеди. В Псалтири, например. Как я понимаю - это все слова Господа, сказанные нам о наших необходимых действиях. Отец Тихон Шевкунов как-то в беседе предлагал выписать все слова Господа нашего Иисуса Христа  и прочитать только их. Вернее, он предлагал подчеркнуть, но советовал это своим подопечным. В Священном Писании не надо, наверное, подчеркивать ничего. В самой Книге. Еще подумалось - у отца Иоанна Крестьянкина, например, книга "Опыт построения исповеди" составлена по заповедям. Может от обратного поступить: хорошо усвоить какие грехи совершаем против той или иной Заповеди и не согрешать ими с Божией помощью опять же. Еще - на форуме была ссылка на содержание этой маленькой книжицы, которую дарит отец Венедикт. Кто-то может ее напомнить?))


А вот из писем Старца Преподобного Макария: http://www.optina.ru/lec_mac/16/#49

 

Наставник наш и Учитель есть Сам Господь наш, Иисус Христос: Он даровал нам спасительные и животворящие заповеди, вводящие в живот вечный, и сказал вопросившему Его юноше: что сотворю, да живот вечный наследствую? заповеди веси, сия сотвори и живот вечный наследиши (Мф. 19, 16, 17; Мк. 10, 17, 19), и святые отцы, получившие спасение, получили оное исполнением заповедей Божиих и нам оставили пример своего жительства; движимые Святым Духом, предали учение свое в пользу нам, слушающим и прочитающим. А какие именно заповеди надобно исполнить хотящему спастися? — Главные две: любовь к Богу и любовь к ближнему, в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят, сказал Господь (Мф. 22, 40), подробно же и особенно заповеди оные изъяснены во святом Евангелии, большая часть в 5, 6 и 7 главах евангелиста Матфея. При исполнении заповедей Божиих надобно иметь и смирение, о коем также заповедано: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10), и в другом месте заповедует Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Вот какое к нам милосердие Божие! Деланием заповедей Его получаем спокойствие, и какая великая премудрость Божия: на всякую страсть, находящуюся в нас, есть заповедь, не только действие оной возбраняющая, но и до конца искореняющая. Итак, поучению в слове Божием внимай и старайся исполнять, прося помощи Божией, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Читай и словеса отеческие...

...Искушений и скорбей невозможно избежать, где бы вы ни были и какой бы род жизни ни проходили, гражданский ли, общественный или уединенный, от общества удаленный; когда мы стараемся об исполнении заповедей Божиих, то со всех сторон восстают на нас волны искушений; мир, плоть и диавол препятствуют сему; но Христовы духовные воины не страшатся их, они имеют благонадежного и искусного Кормчего, Иисуса Христа; в сильных обуреваниях притекают к Нему и вопиют: Господи, спаси ны погибаем! (Мф. 8, 25). И обретают всесильную Его помощь.

Вы спрашиваете меня, как возбуждать в себе ревность к исполнению заповедей? На сие отвечаю,— страхом Божиим, ибо начало Премудрости страх Господень (Притч. 9, 10), и страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 16, 6). Много есть и других текстов в Писании о сем. При исполнении добродетелей скрепляйте каждую — смирением, которое святой Дорофей называет брением (известкою); так как камни или кирпичи кладутся в созидании дома и связуются брением, крепко бывает строение, а без брения рассыплются; так и добродетели, без смирения, не приносят пользы.

...При исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17,10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти.

Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие — все это есть дар Божий, туне нам даруемый; а мы, почтенные от Него самовластием и разумом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, заповедях Его. Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5); исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнять) — исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению... повелел: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11, 29). Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упокоение подает.

...Прочти у св. Исаака в 34 Слове, что заповеди, творимые со смирением, благоугодны Богу, и когда сила первых оскудеет, то второе о нас ходатайствует у Бога...

...Старайся деланием заповедей Божиих благоутождати Ему; но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать...

...Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума; это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех, и отнюдь не надейся на себя...

Вы желаете любить одного сладчайшего Иисуса. Похвально ваше желание; но одно желание не довольно исполнить меру любви Божией: вера и дела достигают оной, верою должно принимать все попущаемые от Бога к искусу перемены в жизни и неприятности, что посылаются от Бога ко испытанию, а дела доказывают, что мы печемся о любви Божией, по неложному пречистых уст Его слову: любяй Меня, заповеди Моя соблюдает, а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает (Ин. 14, 21, 24), и по апостольскому учению: вера без дел мертва (Иак. 2, 17), и дела без веры мертвы. Какие ж заповеди и дела должно исполнять? О сем всякому христианину должно испытать в св. Евангелии и научаться от пастырей Церкви: ибо мы в святом крещении даем обеты Христу исполнять все заповеди Его и отрицаемся сатаны и всей гордыни его и всего служения его.

Тебя смущает, видя в себе совершенное неисполнение всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет конец? Прочти у св. Исаака Сирина в 34 Слове: "Награда бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда <делание> сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает". И еще предлагаю выписанное из книги Петра Дамаскина, чтобы не отчаиваться, но каяться и смиряться. Впрочем, это не должно нам быть поводом к нерадению и ослаблению, а к тому, чтобы не смущаться, а смиряться: при исправлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину; а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оного нет, то самыми нашими поползновениями и немощами приобретаем смирение, и невольно видя свою худость и нищету.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

https://youtu.be/B-UM1O840Ek    

 

https://youtu.be/832V0vAnC5s 

 

https://youtu.be/U3pvF5ODp_c  

 

Vita возможно это вам немного поможет. Спаси господи.

 

П,С Прошу прощения, не смог корректно вставить ссылки на видео. Для просмотра их достаточно скопировать и открыть в новом окне. Это беседы о. Александра о законах духовной жизни. 

Изменено пользователем СергейНН

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

 

Жил-был один сапожник. Овдовел он, и остался у него маленький сын. И вот накануне праздника Рождества Христова мальчик говорит своему отцу:

– Сегодня к нам в гости придет Спаситель.

– Да полно тебе, – не поверил сапожник.

– Вот увидишь, придет. Он сам мне об этом сказал во сне.

 

Ждет мальчик дорогого гостя, в окно выглядывает, а там все нет никого. И вдруг видит – во дворе на улице двое ребят бьют какого-то мальчишку, а тот даже и не сопротивляется. Выбежал сын сапожника на улицу, разогнал обидчиков, а избитого мальчика в дом привел. Накормили они его с отцом, умыли, причесали, и тут сын сапожника говорит:

– Папка, у меня двое сапог, а у моего нового друга пальцы из обуви вываливаются. Давай я ему свои валенки отдам, а то ведь на улице страсть как холодно. Да сегодня и праздник к тому же!

– Что ж, пусть будет твоя воля, – согласился отец.

 

Отдали они мальчишке валенки, и тот радостный, сияющий домой пошел.

Прошло некоторое время, а сынок сапожника все от окна не отходит, ждет в гости Спасителя. Проходит нищий мимо дома, просит:

– Добрые люди! Завтра Рождество Христово, а у меня три дня крошки во рту не было, покормите, Христа ради!

– Заходи к нам, дедушка! – позвал его через окно мальчик. – Дай Бог тебе здоровья! Накормили, напоили они с отцом старика, ушел он от них радостный.

А мальчик все Христа ждет, уже беспокоиться начал. Наступила ночь, на улице фонари зажглись, вьюга метет. И вдруг кричит сын сапожника:

 

– Ой, папка! Там какая-то женщина у столба стоит, да с ребеночком маленьким. Посмотри, как им, бедным, холодно!

Выбежал сын сапожника на улицу, привел женщину с ребенком в избу. Накормили они их, напоили, а мальчик и говорит:

– Куда же они пойдут в мороз-то? Вон, на улице, какая метель разыгралась. Пускай, папка, они у нас дома заночуют.

– Да где у нас ночевать? – спрашивает сапожник.

– А вот где: ты на диване, я на сундуке, а они на нашей кровати.

– Что ж, пускай.

Наконец, все улеглись спать. И снится мальчику, будто приходит к нему наконец-то

 

Спаситель и говорит ласково:

– Чадо ты Мое милое! Будь ты счастлив на всю твою жизнь.

– Господи, а я тебя днем ждал, – удивился мальчик.

А Господь говорит:

 

– Так Я к тебе три раза днем приходил, дорогой мой. И три раза ты принял Меня. Да так, что лучше и придумать нельзя.

– Господи, не знал. Но когда же?

– Вот не знал, а все равно принял. Первый раз ты не мальчишку спас от рук ребятишек-хулиганов, а Меня спас. Как Я когда-то принял от злых людей плевки и раны, так и мальчишечка этот... Спасибо тебе, мой родной.

– Господи, а когда же Ты второй раз ко мне приходил? Я в окно все глаза проглядел, – спрашивает сын сапожника.

– А второй раз – вовсе не нищий, это Я к тебе приходил на трапезу. Вы с отцом сами корочки ели, а мне праздничный пирог отдали.

– Ну, а третий раз, Господи? Может быть, я бы тебя хоть в третий раз узнал?

– А третий раз Я у тебя даже ночевал со Своей матерью.

– Как же так?

– Когда-то нам пришлось бежать в Египет от Ирода. Так ты и Мою мать у столба, как в египетской пустыне, нашел, и пустил нас под свой кров. Будь счастлив, мой родной, вовеки!

Проснулся мальчик утром и первым делом спрашивает:

– А где же женщина с ребенком? Смотрит – а дома уже нет никого. Валенки, которые он вчера бедному мальчику подарил, снова в углу стоят, на столе – праздничный пирог нетронутый. А на сердце – такая несказанная радость, какой никогда вовек не было.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...