Перейти к публикации
berdy

И всё же, в чём смысл человеческой жизни?

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте.

В чём же она - цель нашей жизни?

Через постоянные размышления над этим и подобными вопросами, окончательно убеждаюсь, что только в Любви. И так как многие Любовь для себя делят на определённые подвиды, то уточню, что, как я лично всякий раз убеждаюсь, речь идёт о той Любви, о которой нас учит наша Церковь, и учил Господь. Порой случается слабость и позволяешь себе под прессом житейской суеты и проблем, которые то и дело выскакивают из-за угла грешить и роптать на Бога и от этого мне, грешному, сейчас не ловко о такой теме здесь рассуждать, но, тем не менее, позвольте.

Нам людям способность рассуждать дана не спроста. В отличие от животных мы способны, если захотим, анализировать не только происходящие вокруг нас материальные события, но и делать выводы и заключения на основе наших внутренних не материальных переживаний. Так, совсем не давно задавшись целью купить подарки своей половинке и ребёнку по случаю нового года поймал себя на мысли, что из всего обилия предлагаемых в магазинах, торговых центрах и т.д. вариантов ничего не подходит. Из всех этих одёжек, поделок, безделушек, ювелирных изделий и пр. ровным счётом ничего не хочется покупать. Причина – нет ощущения, что эти вещи могут принести ту радость, которую хотелось бы подарить своим любимым людям. Проблема не в финансах, а именно, в не возможности доставить радость подарка через материальные вещи так настойчиво продаваемые нам потребителям. Вокруг куча денег потраченных на то, чтоб нам втюхать что нибудь. Реклама, навязчивая услужливость продавцов, красочные упаковки и заманчивые предложения. Но стоит только задуматься, а какой толк от всего этого? Ну с подарком для ребёнка проще. Ведь он ещё пока больше ощущает вкус жизни на уровне желаний того, что он, кстати, опять же в рекламе, дурацких мультфильмах современных и фильмах видит. А что делать нам 30 летней супружеской паре, которая, не могу сказать, что избалована теми житейскими «радостями», которые людям со всех сторон пихают. Ну, 2 раза по 5 дней в Крыму были, ну вроде машина есть в семье, даже две. Это основные вещи, без которых сейчас в миру, если живёшь не возможно.

В общем, не знаю поняли ли Вы к чему я веду, но вот так по нескольку часов бродя по разным торговым дорогущим и не очень центрам понял, что радость только могу ощутить если больше времени семье смогу уделять. Но вот только работа, бизнес на столько поработил сознание, мысли и чувства, что в те минуты, когда надо радоваться жизни со своей семьёй сидишь поникнув головой и не можешь избавиться от постоянного чувства страха, переживаний за чисто рабочие моменты и т.п. Короче говоря, выход один, получается что ли - всё бросить и бежать с семьёй подальше от суеты этой!? А как же хлеб насущный, образование ребёнка, ответственность перед людьми, которые работают на предприятии, в конце концов, желание продолжать дело отца, которое он начал ещё в 1982 году и пр. Слава Богу не голодаем, не нуждаемся в насущных вещах, но где же то желание идти дальше? Развиваться. Толкает вперёд только одно – Любовь. Любовь к жене, ребенку, семье. Для них всё. Все нервы потраченные в борьбе за место под солнцем. Но с другой стороны ведь всё то же и моему ребенку придется пройти. Переживания, борьбу, страх и пр. А зачем?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Главная цель нашей жизни - это спасение души. Это должно быть вашей постоянной заботой. Жизнь человеческая коротка, и нельзя тратить на пустое. По сравнению с этой главной целью все отходит на второй план - работа, дом. Понимать же спасение следует "практически"." (Схиархим.Илий (Ноздрин))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А может собрались бы в следующий Новый год в паломническую поездку (сообщение № 1)! У Вас там Почаев, Лавра! Самый лучший подарок, если все в семье Вам единомышленники.

 

Наверное, это возраст такой определенный, "переходный". Свою жизнь от 30 до 40 "не помню". Уже "не первой молодости" к 30 годам, т.е. уже следующее поколение движется со своими особенностями, ты за ними уже не поспеваешь, и чего делать самостоятельно - тоже не понятно. Потом - 40! Не может быть! Это не я!, еще годика через 2-3, отболев и пережив много чего, начинаешь оживать. Страсти потихоньку сворачиваются, появляется другое отношение к жизни. Уже совершенно точно - больше половины ты прожил! Самое время дышать!

 

А еще все близкие живы, здоровы - как же тут можно унывать? Или, чтобы это оценить, надо узнать другое? Господи, помилуй! Еще раз повторю, простите меня, если что не так скажу - уж не думаете ли Вы, что нет в Вашей жизни во всем промысла Божия? Что Господь не ведет Вас, не хранит Вас? От всей души желаю Вам, чтобы Вы скорее это поняли, успокоились и продолжили жизнь, радуясь ей. Все, что Вы перечислили - это действительно мишура, пустота.

 

Знаете, еще добавлю. С самого детства много чего пришлось пережить - было голодно, холодно, одиноко, ну и много чего еще. Но чтобы роптать... Даже в голову не приходило. Боюсь даже до конца Вашу фразу продолжить. Правда, пришлось слышать такое роптание. У родственницы сын насмерть был сбит автомобилем. 21 год. Чтобы его раньше демобилизовали - грозила Чечня - мать с отцом развелись. Отец стал одиноким инвалидом, и сына демобилизовали. Оставалось служить полгода. Он прожил эти полгода дома и за три дня до "срока в два года" совсем недалеко от дома был сбит машиной. Прошло 10 лет, мама ропщет до сих пор, хотя в родительские субботы подает записки о упокоении. Даже ее ропот я не принимаю.

 

Сейчас работают храмы, столько монастырей! Вы поднимаете маленьких деток, за которыми будущее. Когда же унывать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте.

В чём же она - цель нашей жизни?

Через постоянные размышления над этим и подобными вопросами, окончательно убеждаюсь, что только в Любви. И так как многие Любовь для себя делят на определённые подвиды, то уточню, что, как я лично всякий раз убеждаюсь, речь идёт о той Любви, о которой нас учит наша Церковь, и учил Господь. Порой случается слабость и позволяешь себе под прессом житейской суеты и проблем, которые то и дело выскакивают из-за угла грешить и роптать на Бога и от этого мне, грешному, сейчас не ловко о такой теме здесь рассуждать, но, тем не ....

Я очень понимаю о чем вы говорите, безсмысленность земной жизни ощущала до очень недавнего момента.....помогли люди, с которыми я познакомилась через интернет; у меня немного другая история, но ощущения были очень сохожие со всем, что вы описываете. Вы знаете, такой вам совет...если у вас есть возможность поработать трудником в каком- нибудь православном монастыре - обязательно используйте эту возможность или если сможете чем- нибудь помогать монастырю материальным ...и чем чаще, тем лучше (здесь мы не говорим об уходе в монастырь, а о простой работе или помощимонастырю во славу Божию)...через некоторое время вы, если Бог сподобит, сможете увидеть тот истинный, чистый, настоящий смысл земного бытия, вы сможете ощутить ту Силу, которая наполняет человеческую жизнь смыслом. Вам не хватает именно принесения себя, свои силы не для чего-то материального, а именно для Бога (ведь как не крути, а семья - это земная, материальная составляющая человеческой жизни и наша забота о семье очень часто перемешана с эгоизмом в том плане, что, например, я хочу принести радость моим родным потому, что от этого я буду счастлив и т.д. то есть это все равно как-то крутится вокруг себя самого). Смысл человеческой жизни - это служение Богу, мы, как служебные духи - ангелы, только на земле...мы созданы, чтобы работать Ему и служить Ему - в этом смысл человеческой жизни и наиболее близко к этому назначению можно приблизится когда человек просто так, за ни за что, помогает монастырю...Я конечно же не знаю обстоятельств вашей жизни, но от всего сердца вам желаю ощутить Силу человеческого бытия именно через тот путь, о котором написала.

 

Наша жизнь, средства, которые мы имеем, возможности, таланты - это капитал, который сможет нам заработать либо спасение, либо погибель..об этом всегда нужно помнить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Короче говоря, выход один, получается что ли - всё бросить и бежать с семьёй подальше от суеты этой!? А как же хлеб насущный, образование ребёнка, ответственность перед людьми, которые работают на предприятии, в конце концов, желание продолжать дело отца, которое он начал ещё в 1982 году и пр. Слава Богу не голодаем, не нуждаемся в насущных вещах, но где же то желание идти дальше? Развиваться. Толкает вперёд только одно – Любовь. Любовь к жене, ребенку, семье. Для них всё. Все нервы потраченные в борьбе за место под солнцем. Но с другой стороны ведь всё то же и моему ребенку придется пройти. Переживания, борьбу, страх и пр. А зачем?

не надо ничего бросать, это все должно наполниться истинным смыслом и вы можете увидеть этот смысл только через безкорыстную помощь (труд ли, деньги ли или ещё что) тем, кто посвятил себя Богу...может,конечно, кто-то знает другой вариант, на правильность сказанного совершенно не претендую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

 

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Преп. Исаак Сирин

 

– На всех путях, какими ходят люди в мире, не находят они мира, пока не приблизятся к надежде на Бога и уверенности в Нем Едином.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость эк тебя ломает

смысл жизни - в том, чтобы жить. вот и проживайте жизнь в соответствии с теми ценностями, которые для вас важны. старайтесь ощущать, что вы определенным своим ценностям соответствуете. а раз соответсвуете своей собственной ценности - то должна быть радость. важна семья - живите семьей, важен еще бизнес как источник существования - совмещайте жизнь для семьи с бизнесом. подарки не радуют - посоветуйтесь с семьей, что радует на самом деле. чужие ценности не всегда подойдут. состьавляйте список своих, смотрите что есть уже - и поймете, что есть повод радоваться. ну и поймете, изза чего еще можно стать более счастливым - что сдалать, что выбрать. ну и надо тормозиться уметь - регулировать внешнюю нагрузку и внутренеее свое в нее вовлечение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Третья книга Ездры

ГЛАВА 7.

 

1Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел, который посылаем был ко мне в прежние ночи, 2и сказал мне: встань, Ездра, и слушай слова', которые я пришел говорить тебе.

3Я сказал: говори, господин мой. И он сказал мне: море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным; 4но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам.

5Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или господствовать над ним, тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты?

6Или иное подобие: город построен и расположен на равнине, и наполнен всеми благами; 7но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.

8Между ними, то есть между огнем и водою, лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступень человека.

9Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит свое наследство, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности?

10Я сказал: так, Господи. И Он сказал мне: такова и доля Израиля.

11Для них Я сотворил век; но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано.

12И сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда.

13А входы будущего века пространны, безопасны, и приносят плод бессмертия.

14Итак, если входящие, которые живут, не войдут в это тесное и бедственное, они не могут получить, что уготовано.

15Зачем же смущаешься, когда ты тленен, и что мятешься, когда смертен?

16Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее, а принял то, что в настоящем?

17Я отвечал и сказал: Владыко Господи! вот, Ты определил законом Твоим, что праведники наследуют это, а грешники погибнут.

18Праведники потерпят тесноту, надеясь пространного, а нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту, не увидят пространного.

19И Он сказал мне: нет судии выше Бога, нет разумеющего более Всевышнего.

20Погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием.

21Ибо строго повелел Бог приходящим, когда они пришли, что делая, они будут живы, и что соблюдая, не будут наказаны.

22А они не послушались и воспротивились Ему, утвердили в себе помышление суетное.

23Увлеклись греховными обольщениями, сказали о Всевышнем, что Его нет, не познали путей Его, 24презрели закон Его, отвергли обетования Его, не имели веры к обрядовым установлениям Его, не совершали дел Его.

25И потому, Ездра, пустым пустое, а полным полное.

26Вот, придет время, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется,- скрываемая ныне землею.

27И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои.

28Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.

29А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.

30И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.

31После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный.

32И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души.

33Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.

34Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.

35Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда.

36Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей - за отцов, согрешивших в пустыне; 37Иисус после него - за Израиля во дни Ахана; 38Самуил и Давид - за погубляемых, Соломон - за тех, которые пришли на освящение; 39Илия - за тех, которые приняли дождь, и за мертвеца, чтобы он ожил; 40Езекия - за народ во дни Сеннахирима, и многие - за многих.

41Итак, если тогда, когда усилилось растление и умножилась неправда, праведные молились за неправедных, то почему же не быть тому и ныне?

42Он отвечал мне и сказал: настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает, потому молились за немощных.

43День же суда будет концом времени сего и началом времени будущего бессмертия, когда пройдет тление, 44прекратится невоздержание, пресечется неверие, а возрастет правда, воссияет истина.

45Тогда никто не возможет спасти погибшего, ни погубить победившего.

46Я отвечал и сказал: вот мое слово первое и последнее: лучше было не давать земли Адаму, или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил.

47Что пользы людям - в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания?

48О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим.

49Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время, а мы делали смертные дела?

50Нам предсказана вечная надежда, а мы, непотребные, сделались суетными.

51Нам уготованы жилища здоровья и покоя, а мы жили худо; 52уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко, а мы ходили по путям злым.

53Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным и в котором покой и врачевство; 54но мы не войдем в него, потому что обращались в местах неплодных.

55Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание, а наши лица - чернее тьмы.

56Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать.

57Он отвечал и сказал: это - помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, 58чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю.

59Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: "избери себе жизнь, чтобы жить".

60Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним, 61что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение.

62Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир, 63и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.

64Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.

65Он щедр, ибо готов давать по надобности, 66и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить.

67Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.

68Он подает дары; ибо если бы не даровал по благости Своей, да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий, то не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.

69Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его, и не истребил множества преступлений, 70может быть, из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие.

Моя ссылка

________________________________________

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте, дорогие! Разрешите присоединиться к вашему теплому кругу,благослвите пообщаться с вами, братья и сестры. Читаю то, что написал Berdy, и очень захотелось его поддержать. Мне тоже 31 год, есть ребенок. Еще и года не прошло, как по благословению духовного отца я переехала жить с сынулей из мегаполиса в маленький город, к родителям (неудачный брак, мы с мужем не венчаные, называть причину разрыва не буду, так как не об этом речь). А только я вот к чему - когда у человека есть большая внутренняя скорбь и он мало бывает в церкви, "не обтирает пороги разумных людей" - батюшек, старцев, опытных верующих, не причащается, а ходит с этой скорбью по улицам большого города, заходит в шикарные магазины, то это не может вылечить его. Berdy, я могу ошибаться, но ваши метания, возможно, вызваны нерешенными до сих пор внутренними проблемами, может быть, не связанными с трудностями поиска подарков ближним. Не помню, у кого из святых отцов, по-моему, у Никодима Святогорца в "Невидимой брани" много говорится о том, что жизнь человека должна быть устроена так, чтобы он мог спокойно молиться и посещать храм, то есть это ставится во главу угла. Мне очень знакома эта ситуация маленького человека в большом городе - гонка по кругу, которую не остановить. Знаете, что будет лучшим подарком Вашим близким? Духовоно насыщенная папина душа (подкормите себя немного - вон сколько хороших советов Вам дают: съездите в монастырь, начните причащаться, всей семьей обязательно, читайте очень "сытную" православную литературу... :friends0: ) Вам станет легче... И еще - не оставляйте затяжных нерешенных вопросов... Простите меня, грешную... Спаси Вас всех, Господи, на этом замечательном сайте

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уважаемые, tampy, Olga, ALEXANDR, Смирна и все, кто ответил на моё сообщение.

 

Извините, пожалуйста, что за такой длительный период не ответил ни разу на Ваши советы и мысли связянные с поднятой мною темой.

 

Не знаю как получилось, но я не получал на почту уведомления об ответах на данную тему и упустил её из виду. Сейчас только зашёл на форум и наткнулся на собственную тему на которую уже столько замечательных ответов Вы сделали.

 

Огромное спасибо и извините, что за позднюю реакцию на Вашу помощь.

 

Все ответы очень полезны для меня, соглашаюсь со всеми и радуюсь, что в глубине души я стремлюсь к тому, о чём Вы все писали.

 

Есть и монастырь рядом почти (немного надо в горы топать :sad00000: ) и батюшка есть - настоятель церкви всех Святых и желание помогать Церкви и монастырю. Буду стараться. Только вот лукавый не даёт возможности начать что-ли. Или просто не могу себе сказать "так, стоп, вставай и давай ноги в сторону монастыря и батюшки отправляй. Разговаривай, интересуйся, борись...."

 

Господи, помилуй! Сподоби всё правильно сделать Тебе на радость и себе с семьёй на пользу.

 

Спаси Господи всех Вас!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Огромное спасибо и извините, что за позднюю реакцию на Вашу помощь.

Все ответы очень полезны для меня, соглашаюсь со всеми и радуюсь, что в глубине души я стремлюсь к тому, о чём Вы все писали.

 

Спаси Господи всех Вас!

 

Во славу Божию, уважаемый berdy!

 

Помоги Вам Господи! ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Владимир

У меня такой вопрос: "А где можно скачать эти фильмы, чтобы показывать их детям в школе, на занятиях по ОПК?"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

" Жизнь — это подарок. Сегодня прежде,чем сказать неприятное слово, подумай о тех, кто не может говорить.Прежде, чем жаловаться на вкус еды,подумай о тех, кому нечего есть.Прежде, чем жаловаться на своего мужаили свою жену, подумай о тех, кто проситБога не оставлять его.Прежде, чем жаловаться на жизнь, подумайо тех, кто слишком рано ушёл из неё.Прежде, чем жаловаться на своих детей -подумай о тех, кто мечтает о детях, но не может их иметь.Прежде, чем ругаться из-за безпорядка в доме, кому убирать или подметать,подумай о тех, кто живёт на улице.Прежде, чем жаловаться на дистанцию,которую тебе надо проехать, подумай о тех кто проходит тоже самое расстояниепешком.Когда ты устаёшь и жалуешься на работу,подумай о безработных, инвалидах и тех,кто мечтает иметь её.Не спеши указывать пальцем или осуждатького-то, помни безгрешных не бывает и всемы ответим единственному Создателю.Когда гнетущие мысли удручают тебя,улыбнись и поблагодари Бога за то, чтоты ещё жив. Жизнь - это подарок."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость марья

Зачем ты живешь? Был мне задан вопрос священником на первой моей исповеди. Я не смогла ответить правильно. Но и правильного ответа он мне не дал.Так отпустил. Батюшка этот погиб. И ответ на этот вопрос я не могла получить много лет. Какой же ответ хотел слышать от меня Батюшка? Наверное, я это, искренно, хотела знать и Господь помог.Слава тебе, Господи! Буквально, свалилась с пыльной полки мне в руки маленькая книжица " Зачем ты живешь?"архиеп. Харалампий .

Написано; Сам Бог открыл цель, с которой Он нас создал. Бог создал нас " по образу Своему",чтобы мы приблизились к Нему," уподобились" Ему, то есть стали такими же, как Он. В этом и есть наше высшее предназначение. Простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ВЕЧЕР НА ДВОРЕ

Владимир Крупин

Последние десятилетия меня постоянно не то чтобы уж очень мучают, но посещают мысли, что я, по слабости своей, как писатель сдался перед заботами дня. И не то что б исписался, а весь как-то истратился, раздергался, раздробился на части, на сотни и сотни вроде бы необходимых мероприятий, собраний-съездов-заседаний-пленумов-форумов, на совершенно немыслимое количество встреч, поездок, выступлений, на сотни предисловий, рекомендаций, тысячи писем, десятки тысяч звонков, на все то, что казалось борьбой за русскую литературу, за Россию. Разве такая жизнь помогает спокойствию души – главному условию сидения над бумагой?

46589.p.jpg?0.17601804472563148

Немного утешала мысль, что так, по сути, жили и сотоварищи по цеху. Слабое утешение слабой души. Все почти, что я нацарапал, – торопливо, поверхностно. Когда слышу добрые слова о каком-либо рассказе, написанном лет сорок назад, кажется, что говорят так, жалея меня, сегодняшнего. Похвала давно угнетает меня. Быть на людях, быть, как говорят, общественным человеком очень в тягость. Ощущение, что поверили не мне, а чему-то во мне, что могло им послужить. Вот, обманываю ожидания.

Ну чего теперь – поздно. Во всех смыслах – вечер на дворе. Унывать – грех. Живу с Господом. Но мог бы жить с Ним и без литературы. Она что – миссия?

 

Умение писать – средство передачи сведений. А посягнуло на жизнь души. Еще и уверяю себя и читателей, что литература – способ приведения заблудших к Богу. А сам я не заблудший в этом выражении? Кого надо, Бог и без меня приведет.

В самом деле, зачем литература? Есть же Евангелие. Творчество – гордыня, даже богоборчество. Как и вся цивилизация. Один Творец – Господь.

 

Нечего сказать, веселые мысли. Это я использую данную мне свободу выбора. Но когда я был совсем крохотным и рассуждал по-детски, кто же мне внушил мысль о писательстве? Отец гордыни диавол. Скольких он погубил мечтами о славе, о деньгах. И разве я не мечтал о славе? Еще как. «Желаю славы я, чтоб именем моим…» и так далее, так что не один я такой. Но это отрочество, юность, потом пошло на поправку, ибо жизнь двигалась и убеждала в бесполезности известности. И прошла. И нет же во мне ощущения, что прожил зря. Плохо, грешно, торопливо, да. А могла быть другая жизнь? Могла. Но что себя тиранить? Не ушел в монастырь – уже семья была, ее любил; не перестал писать – уже привык, и значит, Бог так судил. Так что доживай и не мучайся. Выяснение отношений ухудшает их, а самокопание угнетает.

То, что пытаюсь выразить, поможет высказать утренняя молитва, в которой слова прямо ко мне относящиеся: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому». А уж и поработал, аз грешный, этому льстивому. Когда, в чем? Да во всем. Но книга моя не церковь, читатель не священник, а я не на исповеди. Грешил и цеплялся для оправдания за слова: «Все грешат».

Но то-то и оно, что не все, то-то и оно, что за других с нас не спросят – спросят отдельно с каждого. «И другие грешили? А что тебе до других? Их тоже спросят. Ты отвечай, почему именно ты грешил».

 

Вот, вырвался в Никольское. Тридцать пять лет назад, когда впервые его увидел, было село, сейчас часть города, называется это: зона ближайшего Подмосковья. Спасли мои полдомика соседняя церковь и кладбище при ней – спасибо могильным крестам.

И уже лет двадцать в округе ревут бульдозеры, ухает ночами забивание свай, горят в ночи огни высоченных кранов, рвут тишину и портят воздух цементовозы. Но другого пристанища для убегания из нервной трясучки Москвы на день, на два уже не будет. Тут и скворчики мои, тут и цветы-кусты, тут и баня. Тут и диван.

На котором лежу и протягиваю наугад руку к книжным полкам. Северянин. Никак не соберусь написать о нем, уже и не соберусь – по слабости своей наобещал статей и предисловий. «Когда мадеру дохересит… когда свой херес домадерит», – умел Северянин заставлять существительные работать.

И вот в его стиле написалось и у меня такое на тему своей жизни:

 

Как будто и не жил – натурил,

И свое счастье упустил.

Сам виноват – литературил:

Рассказничал, миниатюрил,

Рецензичал и предисловил,

 

И постоянно празднословил,

Статейничал и повестил,

И ни семьи не осчастливил,

И состоянья не скопил.

 

Что ж, присно каюсь – сам виновен,

Что гибну под лавиной строк.

Но, может, путь мой был духовен,

И, даст Бог, оправдает Бог?

 

Вот только на это и надеюсь – на оправдание. Жизнь моя так крепко срослась с жизнью России, что я не могу уже ни о чем писать, кроме как о своем Отечестве. Но так может писать и историк, и философ, а я-то числюсь по разделу изящной словесности. Да, кажется, есть чем отчитаться перед Всевышним: боролись за чистоту российских вод, за спасение русского леса, за то, чтоб не было поворота русских рек на юг, за преподавание основ православной культуры… Боролись же! Крохотны результаты, но уходило на борьбу и здоровье, и сама жизнь. Обозначено же в алтаре храма Христа Спасителя то, что и аз, грешный, начинал возрождение его. Вот и награда Церкви – орден. И можно внукам показать.

 

Золотятся купола, издается Священное Писание и труды отцов, и все доступно, а Россия гибнет, народ переселяется на кладбища. Нет, нет нам оправдания. За всех не могу говорить, но аз зело и вельми виновен.

Но, Господи Боже мой, жива же Церковь Православная, плывет же по морю житейскому корабль спасения, есть же малое стадо Христово. Есть. Ты в нем – чего тебе еще надо, какой ты еще радости ждешь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

(немного надо в горы топать :sad00000: )

 

Какой вы, Берды, счастливый!.. Если бы мне здесь, в Москве, немножко надо было топать в горы!..)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Смысл жизни

Протодиакон Андрей Кураев

 

Над небом голубым есть город золотой

pushev.jpg

Мы тоже боялись. Мы тоже когда-то возмущались тем, что казалось нам “диким”, “невежественным” и “отсталым” в жизни Православной Церкви. Мы (по крайне мере большинство из нас, рожденных в атеистических семьях в атеистическую пору) со стороны смотрели на православные храмы, считая, что мы их переросли и что мы знаем больше “бабушек”. Мы боялись, что Православие с его “догматами и канонами” отберет у нас нашу свободу. Мы боялись, что попадем в казарму, что нас выдернут из современного мира и загонят в “темное средневековье”. Мы просто боялись, что стоит только православную проповедь впустить в свою душу, как она выгонит оттуда всю радость жизни.

 

Теперь мы тоже боимся. Но страшит нас уже иное. Нас страшит, что вдруг нас снова настигнет наша былая духота. Вдруг какой-то вывих произойдет в душе, в жизни – и мы снова станем рабами.

Да, раб – это не только тот, на ком висят железные кандалы. Самые прочные путы – те, которых не замечаешь. Самая страшная несвобода – это несвобода внутренняя. Контактные линзы сложнее всего найти в своем собственном глазу. Так вот, пока мы были в мире неверия, мы даже не знали, что по сути от колыбели нам уже имплантировали в глаза (точнее – в ум и сердце) “контактные линзы”, которые вносили существенные искажения в восприятие красок мира. Эти линзы показывали пустоту там, где, как оказалось, было нечто значащее. Они, бывало, уменьшали действительно важное, но благодаря им же что-то мелкое разбухало в своих размерах и заслоняло небо.

Идеология и реклама (которая вместо нас придумывает, что нам должно нравиться, кем мы должны быть и чем измерять свой жизненный успех) осторожненько выкрадывали нашу свободу (точнее даже не позволяли ей родиться). За нас решали, что “молодое поколение” должно выбрать именно “пепси-колу”. И вдруг мы открыли, что настоящий выбор – это не выбор между пепси и квасом, между той или другой маркой телевизора. Это выбор между смыслом и бессмыслицей.

Если моя жизнь – это лишь накопление вещей, если моя мысль погружена в торговые каталоги и телевизионные сплетни – то я и сам в мире такая же однодневка, как журнал “Товары и цены”. Тогда человек – это всего лишь “покойник в отпуске”. Ибо меня не было до моего рождения. И вскоре меня снова не станет – уже навсегда. Небытие выпустило меня на побывку и снова стерло. И мир даже не заметит исчезновение еще одного “потребителя”, “покупателя”и “телезрителя”. Тогда это бессмыслица. Тогда уместно задавать себе самому последний вопрос: Почему ты не умер вчера? Почему ты еще живешь? Какой у тебя повод к жизни?

Смысл жизни человека придает лишь то что выше ее. Жить можно только ради того, за что не страшно умереть.

А нам твердят – “ я этого достойна”. Чего “этого”?! Вдруг и в самом деле “это” и есть всё, чего ты “достойна”? Если то, в чем ты измеряешь свою жизнь, её достоинство и неудачи – всего лишь товар, то человек оказывается достоин” быть просто марионеткой в руках рекламы. Чистенькой, пахнущей, ухоженной – но марионеткой…

Вот поэтому для нас вход в Церковь оказался шагом в другое измерение. Возможность посмотреть на самих себя иными, нерекламными глазами. Ведь очевидно, что глаза людей, изображенных на иконах Андрея Рублева видят другое, чем глаза “дорогих телезрителей”. А вы навсегда хотите остаться прежними? Вы не хотите попробовать взять дистанцию от стереотипов и сделать себя другими?

Это самое сложное, что может быть в жизни человека. Мудрецы прежних веков говорили, что неумный человек стремится изменить то, что вне его, умный же старается переменить то, что внутри него. Свободен ли я от самого себя? В моей жизни были минуты и состояния, в которые во мне трудно было бы признать человека. Церковь дала нам возможность покаяния – то есть возможность растождествить себя с теми минутами. Молодой человек, который вставляет себе иглу в вену – свободен ли он в эту минуту? Или он исполняет некое веление, тягу, которую не может преодолеть? Ради минуты “улёта” он готов разрушить свою жизнь. Это свобода или рабство? Мы, сделав шаг в Церковь, просто сделали выбор: чему служить. Быть рабом минуты или Вечности. Служить тому, что выше нас или тому, что ниже, скотиннее нас. Искать радости тому, что в нас самих наиболее человечно и высоко (душа, совесть), или же искать кайфа тому, что в нас самих наименее человечно, смотрите статью о смысле жизни.

Что же касается жизни в Церкви – то жить в ней действительно трудно. Как трудно расти в спорте, в науке или в музыке – так же трудно расти душой. Но этот рост приносит радость перемен. Мы могли бы сказать – радость прикосновения к Богу, но боимся, что окажемся совсем уж непонятным. И все же поверьте: никто из нас не остался бы в Церкви с ее постами и долгими службами, если хотя бы изредка не находил в ней такую радость, по сравнению с которой радости “тусовки” оказываются просто безвкусными.

Да, Церковь потребовала от нас отказа, ограничения. Но, отобрав водку или наркоту, она предоставила нам возможность найти внутреннюю свободу, познать самих себя, Бога и… И еще Православная Церковь дала нам возможность перестать, наконец, быть иностранцами в своей собственной стране. То, что мы пережили, одной строкой выразил Константин Кинчев: “Я иду по своей земле к небу, которым живу”. Россия перестала быть для нас “этой страной”. Она стала своей – “нашей страной”. Мы поняли её веру, ее боль, ее судьбу. Православие подарило нам Небо и вернуло Землю.

Понимаете, если вас тошнит от лицемерия американской политики “двойных стандартов”, от их зазнайства, от пошлости голливудской масс-продукции, если у вас зреет протест против глобальной макдональдизации, то самая звонкая оплеуха “дяде Сэму” – это не сожжение звездно-полосатого флага, а осознание себя русским православным христианином. В августе 1991г. главный американский “специалист по России” Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у “демократии” остался один враг – Православная Церковь. Что ж, мы гордимся тем, что можем быть костью в горле у Бжезинских.

Мы не хотим быть перекати-поле без корней, без имен (ты уже получил “только твой номер”?), без родины, без веры. Мы не хотим стыдится перед нашими мусульманским сверстниками, у которых есть своя вера и гордость за нее и решимость за нее сражаться, а у нас только американская жвачка. Перестань быть полуфабрикатом, выработанным советской школой и антисоветской телерекламой. Сделай выбор: стань русским. Стань православным!

Если уж все равно религиозные интересы появились в твоей жизни (ибо наверняка ты – как и мы прежде – интересуешься гороскопами, астрологией, “непознанными феноменами”, “целителями”, магией, йогой и культом вуду), то прояви же самостоятельность. И вместо поклонения некоей the Power и безымянным “энергиям”, которыми насыщены даже нынешние мультики, поинтересуйся же Православием!

Мы тоже когда-то думали, что все религии одинаковы, что “Бог один, а потому все равно каким путем к нему идти”. Но слишком многие из нас в итоге стали подранками духовной войны. Слишком многие упали в те самые пропасти, существование которых прежде яростно отрицали (“эти православные фанатики всех осуждают и все запрещают, но мы не позволим надеть шоры на наши глаза и пойдем своим путем!”). И потому уже не только из опыта нашей радости, но и из опыта нашей былой дури мы просим вас: не повторяйте наших ошибок!

Звать к себе мы не будем. Церковь – не плац, на который стройными рядами выводят колонны “юных борцов”, “всегда готовых” невесть к чему. “Расформированное поколенье – мы в одиночку к истине бредем”. Но мы можем свидетельствовать: Православие – это пространство жизни. Здесь можно быть человеком, здесь обретаешь повод к жизни. Здесь можно думать и можно любить.

Но, по правде сказать, нам было тяжело все время быть одиночками. Было тяжело терпеть недоумения и насмешки своих неверующих товарищей и окрики “верующих” старух. Нам было тяжело таить свою веру и свои находки лишь для себя. Нам стало тяжело быть христианами лишь в храме. И поэтому мы решили встретиться друг с другом. Мы решили показать, что Церковь – это не только старушки, это еще и мы. Мы решили быть не просто православными, а молодыми православными. Получится ли это у нас – не знаем. Но мы готовы пробовать и ошибаться, мы будем пробовать терпеть ошибки свои и своих друзей.

Мы не секта. Мы просто люди, которые знают, что и в самом деле “над небом голубым есть город золотой”. Мы знаем, что эти стихи описывают не придуманную мечту, а Небесный Град, Небесный Иерусалим, о котором говорит библейский Апокалипсис (его автор – апостол Иоанн, тот самый, кого на православных иконах и символизирует “золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый”). Вот в поход к этому Городу мы и собрались.

Нам по пути?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Просто замечательная статья! Спасибо огромное! Читала, и почему-то, слезы навернулись. Какая-то теплая гордость за нас, за страну, за светлое и чистое. Какое счастье, что у нас есть ВЕРА! Спаси Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЧТО ЕСТЬ СЧАСТЬЕ

 

naphanail.jpg

Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его?

Представление о счастье обычного цивилизованного человека не очень далеко ушло от Примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.

Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений — счастливы мы не будем. Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.

Интересно отметить, что слово "счастье" - "тихи," очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете — ни разу. Это слово слишком произвольное, неточное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово "радость" - "хара."

О радости говорит Христос: "Моя радость в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна," — указывая и на источник этой радости: "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете е любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви " (Ин. 15:10-11).

Вот оно, разрешение векового вопроса. Вот оно. истинное счастье, истинная радость — в любви Божией, в пребывании с Ним.

Это совершенно ясно подтверждает и святой апостол Павел, говоря: "Царство Божие - не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе" (Рим. 16:22).

"И радости этой никто не отнимет" (Ин. 16:22), никто и ничто: ни муки, ни лишения, ни изгнание, ни самая смерть.

Это хорошо знали и знают только люди, своей жизнью показывающие, что они разрешили вековечный вопрос человечества и нашедшие счастье, — христианские праведники, Божий угодники древних и новых времен.

Их пример является загадкой для прочих людей.

Почему эти люди так радостны? — вопрос, который задавали не только древние римские язычники о современных им христианах. Этот вопрос, в той или другой форме, звучит и ныне, из уст новых язычников, наших современников, в значительной своей части формально еще именующихся христианами.

Очень распространен ответ на этот вопрос, внушаемый нам различными сентиментально-романическими западноевропейскими представлениями, что-де древний мир ничего не знал о жизни за гробом, потому люди боялись смерти, а христиане принесли благую весть о том, что за гробом существует жизнь, что Христос всех искупил, всех простил, всем обещал воскресение, вечную жизнь и райское блаженство.

 

Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.

Дело в том, что Христос совсем не обещал райского блаженства. Очень часто из уст Христовых звучит страшное предостережение: "будет плач и скрежет зубов" (Мф. 24:51), "идите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его " (Мф. 25:41), "пойдут сии в муку вечную" (Мф. 25:46).

Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).

Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения — есть продукт позднейшего времени "мрачных безрадостных аскетов-иноков," а что в древние первохристианские времена царило "светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа."

Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.

Прочтите первохристианскую книгу "Пастырь" Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения -"безмерна есть блудноживущим мука" - напоена эта книга.

Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.

Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное "царство теней," ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже "Елисейские поля" - царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но "я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, " - говорит Сократ.

Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.

И тем не менее радостность христианская и была, и есть.

Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти. В чем же разгадка ее?

Конечно, в вере. Но не в такой вере, какою ее понимают протестанты. Не в формальной, безжизненной, лишенной подвига вере (ведь и "бесы веруют и трепещут"), а в вере животворной, действенной, которая хранится в чистом сердце и согревается благодатью Божией, в вере, горящей любовью к Богу и укрепляющей надежду на Него.

Правильно сказал один современный церковный писатель: "Мало верить в Бога, надо еще и верить Богу."

"Сами себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим." Вот это полное, доверчивое, сыновнее предание себя в руки Божий, оно-то и открывало и открывает двери истинной радости, истинного счастья.

Если христианин доверяет Богу, то он готов все принять от руки Его: рай или ад, муки или блаженство, ибо знает, что Бог бесконечно добр. Когда Он наказывает нас, то ради нашей же пользы. Он настолько любит нас, что и небо и землю перевернет, чтобы спасти нас. Он не предаст нас не для каких, хотя бы самых высших целей, а непременно спасет, если будет к тому хотя бы самая малейшая возможность.

"От гнева Божия можно бежать только к Божией милости" - учил блаженный Августин.

Верующему христианину не следует бояться смерти, как не боялись ее многие подвижники и мученики. И в такой безбоязненности не будет беспечности и небрежения к своему спасению, ибострах Божий, который есть начало премудрости, освобождает его от животного страха.

При таком настроении радость и свет прочно водворяются в сердце христианина, мраку нет места: мир — необозримая вселенная, принадлежит моему Богу, ничего от самомалейшего до величайшего в этой вселенной не может совершиться без Его попущения, а Он любит меня безмерно. Еще здесь на земле, дает мне вступить в пределы Своего Царства — в Свою святую Церковь. Он никогда не изгонит меня из этого Царства, если только я не изменю Ему. Больше того, если я и паду. Он снова подымет меня, как только я опомнюсь и принесу слезу покаяния. Поэтому все дело моего спасения и спасения моих близких как и всех людей я вверяю в руки Божий.

Смерть не страшна: она побеждена Христом. Ад же и муки вечные уготованы лишь тем, кто сознательно и по собственной воле отвернулся от Бога, кто мрак греха предпочел свету Его любви.

Верующим же уготованы радость и вечное блаженство: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Да даст же всем нам Всемилостивый Господь стяжать полное доверие к Нему. Господи, обнови нас, молящихся Тебе!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вопрос:

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос "В чём смысл жизни?", "Для чего человек живёт? "Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.

Людмила,19 лет

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

 

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни. В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью.

Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе). Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более, чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85). Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положение. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший в славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа– стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

 

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ – холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

 

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) - символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи(Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь(Ин.14:6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...