Перейти к публикации
berdy

И всё же, в чём смысл человеческой жизни?

Рекомендованные сообщения

Православное понимание смысла жизни

 

Проблема смысла жизни — это проблема искомого идеала или истины.

Её пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. Однако само решение вопроса, если говорить по существу, обусловлено экзистенциально-личностной установкой человека: его свободой, его духовным и нравственным состоянием.

 

На исторической арене три основные силы претендуют на решение этого вопроса: религия, философия и наука. Кратко их ответы можно было бы выразить следующим образом.

Религия, под которой подразумеваем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются центральными, — видит смысл жизни в единении с Богом.

Философия, в конечном счёте — в рациональном постижении истины.

Наука — в максимальном познании мира.

Естественно, что каждый из этих ответов требует широкой интерпретации.

В чём особенность православного понимания этого вопроса?

Оно видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание тварного мира в его существе. Во-вторых, — это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Христианскому сознанию поэтому противоестественен атеистический призыв: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» — поскольку в нём не остаётся для смысла самого главного — жизни, в которой лишь и может быть и осуществляется смысл.

Существо христианской веры можно выразить двумя словами: «ХРИСТОС ВОСКРЕС!»,- так как в них заключена вся бесконечная и одновременно вполне конкретная перспектива жизни. Её смысл — в уподоблении Христу и единении с Ним, иначе — обожении, теосисе. Что это значит? Если ответить кратко, это есть совершенство в кенотической (греч. — самоумаление, жертвенное смирение) любви, составляющей само существо Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин. 4;16).

Апостол Павел несколько подробнее пишет об этом состоянии в своём послании к Галатам, когда перечисляет плоды действия Бога в человека. Он характеризует его как любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Гал. 5;22-23). В другом послании он описывает это состояние следующими словами: «Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2;9).

Апостол, как видим, пишет о том, что человек, духовно очистившийся, исцелённый от страстей, т. е. духовно здравый, пребывает в глубокой радости, любви и мире души — говоря на современном языке — в счастье, но не мимолётном, случайном, вызванном действием нервов и психики, а ставшим свойством души «нового» человека, и потому неотъемлемым, вечным. Следует однако заметить, что не это состояние само по себе является целью и смыслом жизни человека по христианскому учению. Оно есть лишь одно из следствий достижения цели — спасения, обожения, единения с Богом, в котором личность человека достигает полноты своего раскрытия, богоподобия.

Но совершенство в любви это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Любовь в не меньшей степени является и совершенным «инструментом» познания Истины и тварного мира. Не случайно те, которых Церковь в силу их особой духовной чистоты именует преподобными, называли духовную жизнь истинной философией, искусством из искусств, наукой из наук. Они потому её так именовали, что правильная аскеза, восстанавливая единство души с Богом, открывает человеку и ведение Истины, и созерцание Её нетленной Красоты, и познание существа всех творений. Опыт Церкви со всей очевидностью свидетельствует, что духовное совершенство человека, к которому призывает Евангелие — не фантазия разгоряченных мечтателей, но реальность, факт, бесконечное, практически, число раз проверенный в истории жизни мира, и доныне предлагаемый ищущему человеку в качестве единственно разумной цели бытия.

Естественно, такой смысл жизни неприемлем миром языческим, существо которого первый Богослов Церкви выразил в следующих словах: «…всё, что в мире: похоть плоти (жажда наслаждений: чувственных, эстетических, интеллектуальных), похоть очей (жажда богатства) и гордость житейская (искание власти, славы), не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.,2;16). Психологической базой мира является «синдром страуса» — отказ видеть единственно бесспорную и неминуемую реальность этой жизни — смерть. Поэтому все силы человека и бросает он на приобретение указанных «благ». И хотя вполне очевидно, как безжалостно отнимаются все они от простого прикосновения смерти, тем не менее для мира идеал, выходящий за пределы интересов этой жизни, ИДЕАЛ, распятый в этой жизни, есть, по выражению апостола Павла, соблазн и безумие (1Кор. 1;23).

Христианский смысл жизни, заключающийся в приобретении личностью ещё здесь, на земле, богоподобных духовных ценностей и вере в реальное воскресение тела для бесконечной жизни в Боге становится, таким образом, в непримиримое противоречие с идеалом т. н. атеистического гуманизма.

Было бы чрезвычайно интересно и важно проанализировать те духовные истоки, из которых происходит отрицание христианского идеала. Нет сомнения, что эти истоки чисто духовного, а не рационального порядка. В этом убеждают хотя бы следующие соображения.

Первое. Каждая правильная теория должна по меньшей мере удовлетворять двум основным требованиям: иметь факты, её подтверждающие, и быть верифицируемой (само собой разумеется, что она должна быть непротиворечивой). Что христианство удовлетворяет этим условиям — очевидно, и что атеизм не имеет (и не может иметь в принципе) ни фактов, подтверждающих небытие Бога, ни ответа на главный для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» — не менее очевидно. Точнее, атеизм должен признать своё полное согласие с религией в том, что для человека, ищущего смысл жизни, есть только один путь найти (или не найти) его — религиозный.

Второе. Христианство предлагает человеку идеал, большего или равного которому не знала ни одна религия мира — чистая, бескорыстная любовь. Эта любовь, по образу Христа, является высшим состоянием блага (если использовать терминологию Платона), счастья (по терминологии мира), блаженства духовного человека, и одновременно средством истинного познания Бога и всего тварного бытия. Что этот идеал совершенной любви достижим реально, а не плод чьих-либо фантазий, об этом достаточно красноречиво говорит история Церкви, жизнь её святых. Почему же в таком случае, он не только отрицается миром, но и часто с ожесточением, огнём и мечём, «вычищается» из сознания человеческого? Само это ожесточение разве не является показателем истинного источника отрицания миром христианского идеала жизни?

Третье — широко известное т. н. «пари Паскаля». Действительно, признание Христа, не отнимая ничего полезного и разумного у человека в этой жизни, в то же время даёт ему полную надежду на благобытие в вечности, если Христос есть Бог и Спаситель. Напротив, отвержение Его как идеала и смысла жизни, ничем не обогащая земного существования человека, лишает его всего в вечности, если Бог есть. Следовательно, быть христианином — «выгодно», отвергать же христианский смысл жизни неразумно. Но в таком случае, почему же этот смысл отвергается?

Отвергается христианство, конечно, не в силу каких-то его принципиальных противоречий человеческой природе и жизни. Причина совсем в другом. Оно отвергается из-за его полной противоположности целям и характеру жизни языческого мира.

Для мира наслаждения, богатство и слава являются существом жизни, для христианства же — это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть. Для язычества смысл жизни — земные блага, для христианства же — блага духовные: любовь, мир души, радость, чистота совести, великодушие, то есть то, чем человек может владеть вечно. Наконец, для язычества сама святость христианская невыносима, она для него как укор совести в душе нераскаянной, как звон колокольный, напоминающей о вечной правде. Кстати, не случайно революция 1917-го года в России с такой ненавистью сбрасывала и уничтожала колокола…

 

Алексей Ильич Осипов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Алексей Ильич Осипов

Православный человек — самый счастливый

 

1225-1.jpg
— Поясните слова Евангелия от Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26)?

— Эти слова, на первый взгляд, вызывают недоумение, но на самом деле речь идет о совсем простых вещах. Вы помните, что Христос говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). К примеру, человек уверовал в Бога, увидел, что именно Православие является истинным мировоззрением, оно дает возможность отказаться от всего бывшего в нем дурного. Он видит в христианстве смысл жизни, истинный путь. А отец ему говорит: «Да брось ты всю эту ерунду. Это все чушь! Марксизм-ленинизм — вот где истинная жизнь». Как реагировать на это? Вот в этом выражении «возненавидит отца и мать» речь идет не о злобе к родителям. Отец злится на его взгляды, чему сын должен отдать предпочтение? Должен ли он отречься от своих убеждений ради добрых отношений с отцом и матерью? Или, напротив, предпочесть свое убеждение, хотя бы этому противились родители? Человек должен сделать выбор. Презрения достоин тот, для кого мировоззрение — ничто, пусть даже ради своих родителей.

Вот вам хороший пример, аристократ Брянчанинов, любимец императора и императрицы, блестящий талант. Он был человеком огромнейшей культуры, красавцем, умницей, первым учеником окончил военно-инженерное училище, знал немецкий, английский, французский, древнегреческий, латинский языки. Его карьера предполагала быть вертикальной. Но он начитался разных книг и заявил, что уйдет в монастырь. Отец был категорически против, пробовал повлиять, у них были серьезные разговоры. И когда сын все-таки ушел в монастырь, отец отрекся от него. Святитель Игнатий не испытывал ненависти к отцу или матери, но выбор свой сделал.

Так что в приведенных словах речь идет не о злобе или ненависти. Когда меня ставят перед выбором, я должен предпочесть вечное любому временному.

— Почему в Православии считается, что для Бога дороже тот христианин, который в течение жизни добился прогресса в духовном развитии, а не тот, кто соблюдал все заповеди Божии?

— Нет такой альтернативы — кто дороже. Если соблюдающий заповеди Божии не придет к состоянию разбойника, распятого рядом с Христом, который сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42), тот — негодный человек. Христианином является тот, кому нужен Христос. Христос есть Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто увидит себя совсем не таким, каким он должен быть, и что он совсем не ту жизнь вел. И более того, он никак не может даже справиться с тем, что он зеленеет от злобы и зависти, когда награждают его лучшего друга. Люди, совершающие крупные, внешне очевидные грехи, легче чувствуют себя грешниками. А кто крупных нарушений не делает, думает так: «Я всюду поступаю хорошо. В семье нормально, на работе — нормально, ко всему я отношусь честно. Кто я? Лучший в мире, и никакого Христа-Спасителя мне не нужно, спасать меня не от чего. Мне нужен другой — антихристос, который наградит меня».

Великие святые, которые исполняли заповеди Божии, сознавая свою греховность, приходили к такому же состоянию, как распятый разбойник. Макарий Великий, которого называли живым богом за великую любовь к согрешающим людям, произнес такие слова (мы их произносим каждое утро в молитвенном правиле): «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (никогда же) сотворих (сотворил) благое пред Тобою». Вот это сознание, причем — не от ума, не от лицемерия тем более. Чем ближе человек к Богу, к свету, тем больше он видит на своей душе всякого мусора. Вот почему истинные святые в своем душевном самосознании уподоблялись кающемуся разбойнику.

— Приведите хотя бы один аргумент в святости Православия.

— Я могу перечислять до бесконечности, но если меня просят об одном, то привожу исторический аргумент, как самый простой. Он кроется в истории происхождения, распространения и сохранения христианства в этом мире. Далее можно привести целую группу вероучительных аргументов, они касаются всех специфических христианских истин. Сюда входят вопросы о Боге, например, учение о Боге-Троице, о Боге-Любви, о Боговоплощении, о спасении и Спасителе и целый ряд других. И духовно-нравственные аргументы: что нужно сделать, чтобы спастись. Что необходимо для спасения человека, с точки зрения любой религии? Это всем известно, — исполнение заповедей: чем больше исполняются заповеди, чем больше трудов, тем больше духовное возрастание, а значит, приближение к святости.

Что говорит Христианство? Вместо ответа приведу пример. В пустыне один старец посылает своего ученика: «За несколько километров отсюда есть женский монастырь. Сходи туда, узнай, какая великая праведница скончалась там, я видел столп огня, восходящий от земли на небо». Ученик идет в монастырь и спрашивает, ему отвечают: «Милостью Божией все живы и здоровы». Ученик в недоумении: «Старец не мог ошибиться, что ж я ему скажу?» Наконец одна монахиня говорит: «Да неужели, уж не та ли…», — и со смехом называет известную блудницу, которая прибежала из города: «Ее Бог не допустил в нашу святую обитель, и она умерла за стеной. Не о ней же говорит старец?» Оказалось — именно о ней. Она — единственная, кто скончался в эту ночь. Бросила свою постыдную жизнь и вся в слезах бежала в монастырь, чтобы окончить дни свои в покаянии. Только добежала до стен монастыря, но, как столп огня, взошла на небо к Престолу Божию.

Для любой религии это безумие, все восстанут против. А христианство учит именно так, и это не заимствовано из какой-нибудь религии или философии.

Я привел только один аргумент, который показывает, что Православие — это поистине Божественное учение, которое открывает нам, что спасается человек не количеством дел, а искренностью осознания своей греховности, покаянием и жаждой спасения. Ведь первым в рай вошел раскаявшийся разбойник.

— Поясните слово «соборность».

— Слово «соборность» переведено нашими первыми учителями славянскими с греческого. Есть разные интерпретации этимологии этого слова, я приведу самую привлекательную. Думаю, что это слово произошло от «kafolos» — «целостный, неделимый».

Приведу простой пример: телегу или машину можно разобрать на части, а живой организм разобрать нельзя, он целостный. Так вот, когда мы говорим о соборности Церкви, первое, что мы имеем в виду, что она — целостный организм. Это исходная точка. Понятие соборности включает в себя еще целый ряд сторон, одной из которых, весьма важной для практической жизни Церкви, является советование, то есть совместное решение церковных задач. Церковь неслучайно уподобляют кораблю, и если о состоянии этого корабля будут заботиться только капитан и офицеры, то недолго корабль продержится на плаву. Каждый, кто увидел дыру в борту, немедленно должен принимать меры для спасения, потому что мы все с вами в этом корабле.

Неслучайно один из епископов Церкви в древности говорил, что каждый человек несет ответственность за дела Церкви: и простой мирянин, и высший иерарх. То есть все вопросы мы должны обсуждать совместно, по любви. Этот принцип соборного устроения Церкви очень хорошо выразил Алексей Степанович Хомяков: «Единство в свободе по закону любви».

— Как Вы относитесь к высказыванию «православный человек не может быть счастливым на земле»?

— Впервые слышу такое высказывание и ничего не понимаю. Именно православный человек и есть самый счастливый человек.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Каждый человек определяет для себя смысл своей жизни самостоятельно. Это его личное право добровольного выбора, данное ему Богом. Раз Бог сотворил нас по образу и подобию Своему, таки Он и дал нам право выбирать зачем нам жить. Большинство людей к сожалению живут без всякого смысла потому как смысл жизни для обеспечения самой жизни и смыслом то её называть каламбурно. Они просто едят и пьют, работают и отдыхают, ругаются и веселятся, о смерти знают, но предпочитают о ней не думать, а того кто тему смерти поднимает считают чёрными пессимистами. Многие к более великому сожалению смысл и цель жизни определяют как накопительство, обогащение, превосходство, их девиз - "Если ты такой умный, то почему же тогда такой бедный?" Вот так вот - ум рублями у них измеряется. Или - "хочешь жить - умей вертеться" - это уж совсем конкретно от лукавого - без суеты плотского удовлетворения и жизни по ихнему даже нет... Для православного христианина цель жизни - Царство Небесное, смысл - добротворение и побеждение зла любовью, поиск Бога и очищение, я бы даже сказал - отдраивание и выбеливание своей души Его властью и силой. Нужно выбор правильный для себя сделать и жить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня поместили с одним иеромонахом, студентом Казанской духовной академии о.А., в скиту.

 

Как-то, выходя на литургию, мы забыли взять ключ от дверей и захлопнули за собой дверь: она механически заперлась; и чтобы ее отворить, нужен был особый винтовой ключ, чтобы вытянуть запор. Что делать? Не разбивать же стекла в окне?

- А мы попросим о. эконома, - говорю я, - нет ли у него подходящего другого ключа?

После литургии рассказали эконому, о. Макарию, о нашей оплошности. Он был человек молчаливый и даже немного суровый, да в экономы в монастыре и нельзя выбирать мягкого и любезного: слишком расточал бы добро обительское.

Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошел к нашему жилищу. Но оказалось, что сердечко подобранного им схожего ключа было меньше, чем горлышко нашего замка. Тогда он поднял с полу тоненькую хворостинку, отломил от нее кусок, приложил к сердечку ключа и стал вертеть… Но сколько он ни трудился, было напрасно. Ключ беспомощно кружился, не вытягивая запора.

- Батюшка! – говорю я ему, - вы, видно, слишком тоненькую вложили хворостинку? Возьмите потолще, тогда туже будет!

Он чуточку помолчал, а потом ответил:

- Нет! Это не от этого… А от того, что я без молитвы начал.

И тут же истово перекрестился, произнеся молитву Иисусову.

- Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного!

Начал снова крутить с той же хворостинкою; и замок сразу отперся. После я и на своем и на чужом опыте много раз проверял, что употребление имени Божия творит чудеса даже в мелочах; и не только сам пользовался и пользуюсь им доселе, но и других, где можно, тому же учу.

 

Из книги митр. Вениамина (Федченкова) «Записки архиерея»

Было время, я, ликуя,

Шел на разные дела.

Говорил я: "Все могу я!

Предо мной падет скала!"

Я трудился, рвеньем полный.

Строил дом, пахал поля,

Но мой дом размыли волны,

Не дала плодов земля.

И тогда, с душой смущенной,

Я людей на помощь звал,

Но... в работе обновленной

Их совет не помогал.

Безутешный и унылый,

Я упал на берегу...

"Беден я, во мне нет силы

Ничего я не могу!..

До Меня достигло слово:

"Я к тебе так близок был

С силой, помощью готовой...

Обо Мне ты позабыл.

Встань, возьми Меня за руку,

Много-много силы в ней!

И твой труд, рассеяв муку,

Я свершу рукой Своей".

И пошел на зов я, смело

Взялся за руку Христа,

С Ним пошел на то же дело,

На бесплодные места.

И, о чудо! Зреет колос,

Вырос дом на берегу...

И воспел мой громкий голос:

"Все я с Господом могу!"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...