Перейти к публикации
Prince

Памятник царю Иоанну IV в Орле

Рекомендованные сообщения

В Орле 14 октября открыли памятник Иоанну IV Грозному. Его освятил местный священник, на церемонии был схиархимандрит Илий. В правой руке царя – большой православный крест, в левой - меч. Протоиерей Всеволод Чаплин также сообщил о готовящемся открытии еще одного памятника Грозному — в Александрове 4 ноября.

content_001________2.jpg
«Потом в Архангельске, а затем, даст Бог, и в Москве», — предположил бывший председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, после конфликта с руководством покинувший должность.

Стоит отметить,что в Орле установили первый в России памятник Ивану Грозному.

Инициатором установки памятника Грозному выступил Фонд славянской письменности и культуры.

 

Хочется напомнить заявление Архиерейского Собора 2004 г. к вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина

"Переосмысление прошлого ― процесс естественный и плодотворный, но вместе с тем сложный и неоднозначный. Дискуссии и исследования конца XX в. об историческом прошлом России не только позволили преодолеть стереотипы коммунистической идеологии и существенно обогатили наши знания, но и вызвали глубокий кризис исторического и национального самосознания русского общества. Многие, в том числе и воцерковленные представители современного российского общества, внутренне готовы и весьма отзывчивы к самым фантастическим открытиям и сенсациям и в то же время не доверяют никакой научной аргументации, привыкнув и к фальсификациям, и к их разоблачениям. Многочисленные издательства и различные общественные силы активно пользуются этим в своих коммерческих и политических целях.

Одним из болезненных проявлений современного кризиса исторического самосознания в церковно-общественной жизни является кампания по «реабилитации» и «прославлению» царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина, которая началась в 1990-е годы на страницах научно-популярных книг и была подхвачена рядом СМИ. Споры о деятельности Ивана Грозного идут уже четыре столетия. Но лишь в наши дни нашлись поклонники не только политических приемов, но и нравственного облика Ивана Васильевича. О Григории Распутине же даже его ближайшее окружение не отзывалось так односторонне восторженно, как его нынешние почитатели.

Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г. Распутина ― вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г.  Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства. Не случайно, видимо, символами этой кампании стали миряне, известные не своими духовными подвигами, а своею политическою активностью, причем находившиеся, по меньшей мере, в сложных отношениях с представителями церковной иерархии. В лице первого царя и «друга» последнего самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью.

Инициаторы канонизации Ивана Грозного и Г. Распутина не могут не сознавать, что сама идея о возможности такого прославления способна вызвать смущение среди православных верующих. Но цель этой кампании именно в том и состоит, чтобы вызвать борьбу, в борьбе найти сторонников и тем самым обеспечить себе известное положение и влияние в обществе. ..." http://www.patriarchia.ru/db/text/420877.html

post-3572-0-58455200-1476710934_thumb.jpg

Изменено пользователем Prince

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катюш, сторонники вопрошали: почему тогда преподобный Корнилий преподобный, а не мученик? Позже попробую найти передачу на Радонеже на эту тему.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но для прославления нужны необходимые аргументы,например,чудеса исцеления . Или это не важно?

Просто так можно любого человека причислить к лику святых? Вопрос:Для чего?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ставят памятники и ставят. Что-то мне это напоминает...

И что-то ничего хорошего это не предвещает, особенно памятники подобным историческим личностям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Памятник грозному царю не прославляет его как святого, но как крепкого государственника, что продиктовано ситуацией в стране и мире. Фигура безусловно противоречивая. О художественном достоинстве нового памятника и предложении установить напротив памятник жертвам - ничего не скажу. Первое впечатление о царе получила при посещении Третьяковской галереи 100 лет назад. Потрясена была мощью образа. 

«Иван Грозный» — первая серьезная большая работа Марка Антокольского, знаменитого русского скульптора.
«Иван Грозный» выполнен с чрезвычайным искусством и вниманием к деталям. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, и у ног его, фактически, лежит вся страна, послушно ждущая каждого его слова. Однако он вовсе не испытывает радости от такого внимания к себе. Власть не радует его. По всей позе его видно, насколько он напряжен. Спина прямая, голова чуть склонена, правая рука сжимает подлокотник трона, левая комкает одежду на груди, у сердца. Забытая книга грозит сползти с колен.
Это и страх перед возможной изменой, и чрезмерно тяжелый груз власти, и подступающая старость, ведущая на поводках множество болезней. Это и жажда власти, и страх перед будущим – власть выворачивается из рук, удержать её все сложнее, а передавать ещё рано, время не пришло, страна, как норовистый конь, скинет нового седока. Здесь же и раскаяние, и тяжелые мысли.
На своем веку Грозный совершил немало неприглядного, в чем стоило бы раскаяться, и оттого так тяжело, так упрямо клонится его (наверняка седая) голова – не привык признавать за собой ошибки, не привык каяться, не привык просить у кого-то прощения. И хотя в душе что-то скребется, на это он отвечает зло, сурово, отвергая самую возможность покаяния.
Книга у него на коленях – намек на то, что именно при Грозном началась история русского книгопечатания.

14581393_1854791104756193_10748847883808

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Памятник грозному царю не прославляет его как святого, но как крепкого государственника, что продиктовано ситуацией в стране и мире.

Никакие памятники не помешали тому, что рухнул СССР. Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Встретилось из писем святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде: "Что смущает твою душу? О чем скорбишь и крушишься? Что жестокая и мрачная непогода облекла Церковь и все обратилось в безлунную ночь?...Что больше и больше растет и умножается гибель вселенной?...Видя это, я не отказываюсь от лучших надежд моих; думаю о Правителей всех происшествий, Который не искусством побеждает непогоду, но единым мановением укрощает бурю..."

 

Где-то читала, что царь Иоанн Грозный относительно своих современников-правителей других государств был гораздо мягче их, если можно так сказать. Время было такое. О причеслении его к лику святых, по-моему, речь не идет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Где-то читала, что царь Иоанн Грозный относительно своих современников-правителей других государств был гораздо мягче их, если можно так сказать. Время было такое.

Интересно, а если бы Вы жили во времена Иоанна грозного и он Вашу семью "оприходовал" не самыми гуманными способами. Что бы Вы сказали своим потомкам, которые будут ставить памятник этому царю. "Ладно нас, вон в Англии больше убили. Время было такое"?

Изменено пользователем Prince

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вот дополнить бы сей памятник "синодиком" Ивана Васильевича - он же тех кого "не очень много убил", казнил осознанно лишая исповеди  - то есть осознанно стараясь убить не только тело, но и душу... и вот памятник... мыслитель такой... с книгой...в мягкой шапочке и  в кресле ... а напротив - столбы с именами всех умученных, по-именно... вот это был бы памятник для размышления...о истории, личности и тд и тп

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Интересно, очень. Моей семье досталось и в 20-м веке. И не только моей, а еще миллионам. Поговорим на эту тему?

 

вот не мое мнение, можно ознакомиться, чтобы по-честному было. Скопировала самую малость. Кому интересно полностью, можно через поисковик поискать: Виктор Саулкин на "Радонеже" о царе Иоанне Грозном

 

После падения Константинополя и гибели Византии, торжествовали все враги Православия – иудеи, мусульмане, латиняне. Но неожиданно, проходит совсем немного времени и на Севере, в Москве, венчался на царство 17-летний Великий князь Иоанн IV. Венчался на царство по благословению своего духовника и воспитателя святого митрополита Макария, испросив благословение всех восточных патриархов, чьи земли уже были завоеваны иноверцами. В Успенском соборе Московского Кремля над Иоанном Васильевичем было совершено Таинство Миропомазания. Молодой русский царь поднимает Знамя Православной Империи – Лабарум святого равноапостольного императора Константина Великого.Господь готовил столетиями Русь к этому служению, Царица Небесная чудесно приводила на Русскую землю Свои чудотворные иконы. Но приняла Россия на себя служение православной Империи именно при юном Государе Иоанне IV. Митрополит Макарий и Государь Иоанн Васильевич определяют смысл земного служения Русского народа Богу: Россия – Третий Рим, Русская земля – Святая Русь. Этого враги Церкви Христовой простить Государю не могут и никогда не простят.Удивительно, но такое впечатление, что даже многие маститые историки не могут сегодня оценить все величие свершений его царствования. Послушать их, и окажется что создание могучего единого Русского государства, взятие Казани и Астрахани (после чего Волга-матушка стала русской рекой), борьба за собирание и возвращение исконных русских земель, населенных православными, создание первого регулярного войска, учреждение Земских соборов, строительство сотен городов, множества монастырей и тысяч храмов – все это происходило само собой, естественным путем, не вызывало противодействия, а Государь в это время лишь казнил своих недругов и пировал с опричниками. Будто бы эти историки не знают о страшных в своей подлости изменах и боярских заговорах. Неизвестно им о тех бедах, что приносили народу и государству княжеская гордыня и боярское своеволие. Не знают о ереси жидовствующих, угрожавшей гибелью Церкви и всей Русской земле. Страшная ересь в то время была побеждена, но успела дать смертельные метастазы во всех слоях русского общества, особенно среди аристократии. И удаление этих метастаз было вопросом жизни для Руси.Разве не знают они о той титанической борьбе, которую пришлось вести Русскому государству с многочисленными и сильными врагами. Государь Иоанн Васильевич сокрушил Ливонский Орден, наследников "храмовников" – тамплиеров. Пытался решить задачи собирания всех русских земель, возвращения русских владений, выхода к морям – те задачи, которые приходилось впоследствии решать всем русским государям. И решал их успешно. Но Рим, сумев объединить "заклятых друзей" Польшу с Литвой и Швецию, благословлял и поддерживал упорную, многолетнюю войну с Москвой. Неужели не знают историки, как помогали Германия и Венгрия в этой войне против России, как было организовано то, что сегодня бы назвали "экономической блокадой" и "эмбарго на поставки технологий и стратегического сырья" в Россию.

 

Царствование государя Иоанна Васильевича необходимо изучать не по Карамзину, а по истории русских монастырей, по описанию чудотворных икон. О церковной музыке, написанной Государем, с восхищением отзывался Георгий Васильевич Свиридов. Удивительна таинственная связь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, праздника Покрова Царицы Небесной, Казанской и Тихвинских икон Матери Божией с личностью первого русского Помазанника Божия. Символом России является Покровский собор на Рву, построенный царем Иоанном ХIV, совершая празднование Владимирской иконе поем стихиру написанную Грозным царем, Казанская икона обретена в его царствование, Матерь Божия в "образе Тихвинском" являлась Государю во время похода на Казань, его усердием построен Тихвинский монастырь. Державная икона Богородицы была явлена в храме Вознесения в Коломенском, построенном в честь рождения у государя Василия III долгожданного наследника – царевича Иоанна.Эту связь царя Иоанна Васильевича с величайшими святынями Русской земли я попытался проследить в своей статье "Покров и Утверждение Православного Царства". Добросовестное и непредвзятое изучение царствования государя Иоанна Васильевича, уверен, каждому откроет образ грозного для врагов, но и необыкновенно милосердного, великодушного, прощающего часто даже тех, кого, казалось, невозможно простить, благочестивого русского Государя, несущего тяжелый крест и послушание Самодержавного Царя. Человека невероятно трагической судьбы, терявшего самых близких, жену, детей, смирявшегося перед Богом, и, несмотря на скорби, продолжавшего нести свой Царский Крест, твердо исполнять долг православного Царя. Откроется величественная, трагическая, наполненная борьбой и подвигами история России ХVI века.К сожалению, в ХIХ веке под влияние Карамзина попали даже такие замечательные люди, как Алексей Константинович Толстой. Я понимаю, сегодня многие со мной не согласятся, но призываю к спокойному и уважительному разговору всех православных: и тех, кто почитает Государя и тех, кто думает иначе. Среди моих знакомых священников есть достойнейшие, молитвенные батюшки, которые придерживаются противоположных взглядов на царствование царя Иоанна Васильевича, но они же вместе сослужат, любят и уважают друг друга. Необходимо и нам, мирянам, научиться такому уважению друг к другу, терпению, а не поддаваться на провокации тех, кто навешивает на оппонентов ярлыки "царебожников" и прочие безумные обвинения. Разве различное отношение к личности царя Иоанна IV Васильевича относится к области вероучения? Почему тех, кто чтит его память, позволено называть "еретиками и раскольниками"? Сегодня необходима серьезная и методичная совместная работа церковных и светских историков, внимательная работа с источниками, избавление от устоявшихся русофобских клише. Появилось много серьезных, обстоятельных исторических исследований о царствовании царя Иоанна Васильевича.

 

Академик Д. С. Лихачев был человеком довольно либеральных настроений, разделявшим взгляды Карамзина на царствование Грозного царя. Но он не только считал царя Иоанна Васильевича одним из образованнейших людей своего времени, но и был искренне восхищен литературным даром Государя.

 

Д.С. Лихачев писал: «Грозный - политический деятель, тщательно доказывающий разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать силой убеждения не меньше, чем силою закона и приказа. И в его писательской деятельности, не в меньшей степени, чем в его деятельности государственной, сказалась его исключительная талантливость. Это был поразительно талантливый человек. Казалось, ничто не затрудняло его в письме. И при этом какое разнообразие лексики, какое резкое смешение стилей, какое не желание считаться с какими бы то ни было литературными условностями своего времени! Никогда еще русская литература не знала такой эмоциональной речи, такой блистательной импровизации, и, вместе с тем такого полного нарушения всех правил средневекового писательства: все грани между письменной и устной речью, так старательно возводившиеся в средние века стерты; речь Грозного полна непосредственности. Грозный прирожденный писатель, но писатель, пренебрегающий всеми искусственными приемами писательства во имя живой правды. Он пишет так, как говорит, смешивая книжные цитаты с просторечием, то издеваясь, то укоряя, то сетуя, но всегда искренно по настроению. Роль Грозного в историко-литературном процессе древней Руси громадна и еще не оценена».

 

Вдумаемся в слова академика Лихачева: эмоциональная, непосредственная речь, блестящая импровизация, пишет так, как говорит, всегда искренно по настроению. Любой психолог скажет, что такая речь не может быть свойственна человеку лицемерному, лукавому, с «двойным дном».

 

Невозможно опровергнуть и то, что именно при государе Иоанне Васильевиче Грозном на Руси начиналось книгопечатание. Были изданы Степенная Книга, Лицевой Летописный Свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи (Жития Святых), Домострой. Основана типография в Москве была в 1553 году. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают Евангелие, Постную Триодь. В 1564 году печатают «Апостол». Чтобы поддержать православных в Польско-Литовском государстве, царь Иоанн Васильевич отправляет Ивана Федорова на земли Западной Руси, где Федоров основал типографию и наладил издание богослужебных книг. В Москве продолжает работать типография, книги начинают печатать и в новой типографии, основанной в Александровской слободе. Но некоторые «историки» до сих пор пишут, что Ивану Федорову пришлось бежать от «тирана», который назвал книгопечатание «западной ересью».

 

Ни один пункт о времени правления государя Иоанна Васильевича невозможно опровергнуть: прекрасные каменные храмы стоят, основанные монастыри известны всем, стихиру Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, написанную Грозным Царем, во всех православных русских храмах продолжают петь и в ХХI веке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катюш, сторонники вопрошали: почему тогда преподобный Корнилий преподобный, а не мученик? Позже попробую найти передачу на Радонеже на эту тему.

 Вообще-то, Корнилий Псково-Печерский прославлен как преподобномученик. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

+ результатом и финалом правления Ивана Васильевича стало Смутное время - со всеми вытекающими...да и погром Новгорода, когда от трупов река Волхов перестала течь...
"Было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода, Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами; живое предание об этом сохранялось ещё в XIX веке"

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собственно, другого и не ожидал. Совершенно дичайшие несуразицы, собранные в одном тексте, показывающие безграмотность и некомпетентность автора Виктора Саулкина и, соответственно, радио "Радонеж", в лице редактора. Например:

  • "В Успенском соборе Московского Кремля над Иоанном Васильевичем было совершено Таинство Миропомазания. Молодой русский царь поднимает Знамя" - автор явно не в курсе того, что Иоанн два раза "венчался на царство" и только после второго раза стал именовать себя царем и, увы, тогда он был уже не молод
  • "О церковной музыке, написанной Государем, с восхищением отзывался Георгий Васильевич Свиридов"  - Иоанн не писал музыки (тогда был знаменный распев и партес еще не вошел в обиход), а писал стихиры (если вообще он их написал, так как подлинников не сохранилось, о чем так любят писать сторонники теории о заговоре и измененнии летописей в ущерб репутации Иоанна)

Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же

и заметьте, что количество убитых и замученных не указано, и поэтому получилось так, что, цитирую, "царь Иоанн Грозный относительно своих современников-правителей других государств был гораздо мягче их"

Изменено пользователем Prince

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного Царя не пытаются оспаривать истину. Неудивительно, что наши «заклятые друзья» стараются не только оклеветать, но и любыми средствами закрепить в сознании людей ложь о первом Помазаннике Божием на Русском престоле — Государе Иоанне Васильевиче Грозном. Первая информационная война против России была развязана в ХVI веке во время Ливонской войны. Именно тогда европейцев впервые стали запугивать «дикими ордами московитов» и их свирепым царем Иоанном Ужасным. До наших дней на Западе так и называют Государя Иоанна IV Васильевича — Ivan the Terrible — Иоанн Ужасный. Хотя русское слово Грозный, которым народ наградил Царя, несет совершенно иной смысл. Грозным мы именуем Архистратига Божия Михаила. Есть библейское понятие «Божия Гроза». Иноземцы могли бы перевести русское слово, назвав Царя Иоанна — Суровым Царем. Но предпочитают называть «Ужасным», поддерживая миф о его особой жестокости.

 

К великому сожалению, ложь и клевета о Грозном Царе утвердилась в сознании многих людей еще в ХIХ веке с подачи Карамзина. С тех пор нас упорно пытаются убедить, что художественный вымысел, изложенный в IХ томе «Истории» Карамзина, — единственная точка зрения исторической науки на личность и правление царя Иоанна Васильевича Грозного. И книга митрополита Иоанна Снычева «Самодержавие духа» была настоящим откровением для многих русских людей, впервые открывших для себя правду о том величественном и трагическом времени и правду о личности первого Русского Царя.

 

Настойчивые попытки очернить Государя Иоанна Васильевича и утвердить ложь под видом «научной истины», а именно писания Радзинского, кощунственный балет в Самаре, на премьеру которого собрался весь цвет «либеральной мысли» во главе с послом США, телесериал Эшпая и, наконец, необычайная клевета и грязь, вылитая не только на Грозного царя, но на русский народ и Русскую историю в омерзительном фильме Лунгина «Tzar», — все это должно было закрепить в сознании людей образ полубезумного кровавого тирана Иоанна. Церковные либералы, отстаивая трактовку личности Государя, навязанную Карамзиным, называют всех несогласных «маргиналами», невежественными «тиранолюбцами». Но с книгой митрополита Иоанна они ничего поделать не могут. Распространяемые слухи о том, что главы о государе Иоанне Грозном писал не владыка, а Константин Душенов, а сам митрополит Иоанн подобные взгляды не разделял, не только неприличны, но и оскорбительны для памяти архипастыря. Разве мог митрополит Иоанн, в таком случае поставить свою подпись под книгой «Самодержавие Духа»? Все, кто знал владыку, могут подтвердить, что подобное даже представить невозможно. Митрополит Иоанн с величайшей ответственностью относился к своему слову. Что бы ни писали недоброжелатели, выдающийся архипастырь нашей Церкви в конце ХХ века в своей книге убедительно опроверг клевету и ложь о Русской истории, и оставил нам свидетельство о добром отношении к Грозному царю и глубоком почитании его памяти, которое всегда хранилось в православном русском народе.

 

«Ход революции, как и ход холеры остановить невозможно»

 

К сожалению, имя Николая Михайловича Карамзина действует на некоторых людей завораживающе. Они не желают слушать о том, что многие современники историка, среди которых был и святитель Филарет, отнеслись резко отрицательно к IХ тому сочинений Карамзина. Не желают признавать, что в своей работе Карамзин опирался только на свидетельства врагов царя Иоанна Грозного — изменника Курбского и иноземцев из враждебных России государств. Свидетельства из иностранных и русских источников, которые рисуют совершенно иной образ Государя, Карамзин сознательно не замечал и не приводил в своей работе. Не желают поклонники Карамзина признавать, что создавая зловещий образ «кровавого тирана», историк следовал, прежде всего, своим идейным пристрастиям. Не секрет, что в юности Карамзин ходил на заседания якобинцев, почитал своим кумиром Робеспьера, был членом масонской ложи. И верный своим пристрастиям до конца жизни, Карамзин в IХ томе сознательно создавал образ «кровавого тирана» Иоанна Грозного, тем самым пытаясь обличать «азиатский деспотизм» русского Самодержавия.

 

Замышлявший убийство всей Царской семьи декабрист Пестель писал о IХ томе «Истории» Карамзина: «Не знаешь чему больше удивляться — злодействам Иоанновым, или таланту нашего Тацита». Иоанн Грозный Карамзина — кровавый тиран, олицетворение тирании, миф, созданный на Западе и внедренный в сознание русского общества. Для Карамзина и декабристов царь Иоанн IV был воплощением той самодержавной тирании, которая не давала России двигаться по пути прогресса, воспринимать идеи свободы, равенства и братства, восторжествовавшие в Европе после Французской революции. Взгляды этой части образованного русского общества не разделяли многие славянофилы, не разделял и святитель Филарет Московский. Но святитель не случайно произнес: «Ход революции, как и ход холеры остановить невозможно». Постепенно, точка зрения Карамзина на царствование царя Иоанна Васильевича восторжествовала. К концу ХIХ и в начале ХХ века всех верных Престолу в русском обществе принято было именовать «царскими опричниками». Творческий вымысел Карамзина помогал революционерам сеять ненависть к «азиатскому деспотизму». «Прогрессивная общественность» была убеждена, что «отсталый царизм» не дает России влиться в семью «свободных и цивилизованных народов» Европы. И, наконец, мечты декабристов и остальных «вольных каменщиков» осуществились. Многолетние усилия борцов с «проклятым самодержавием» за идеалы «свободы, равенства и братства» привели к тому, что большую часть ХХ века вся Россия обливалась кровью и слезами.

 

Казалось бы, сегодня многие понимают, к какой катастрофе привела Россию борьба «образованного общества» с «проклятым самодержавием» и «азиатской деспотией». Все знают, как единодушно одобряла «передовая интеллигенция» террористов, убивавших ненавистных «царских опричников». И как после этого реки крови омыли всю Русскую землю. Но словно завороженные авторитетом известнейшего историка дореволюционной, императорской России, Н.М. Карамзина, продолжают твердо верить в «зловещего тирана Иоанна Грозного», а слово «царский опричник» продолжает оставаться в устах «образованного и интеллигентного человека» ругательством.

 

«Над вымыслом слезами обольюсь»

 

Любой добросовестный историк подтвердит, что большая часть того, что пишет о царе Иоанне Васильевиче Грозном Карамзин — художественный вымысел, полет безудержной фантазии писателя. Мне однажды пришлось вести публичную полемику с одним добрым православным русским человекам, который в подтверждение своей позиции зачитал из IХ тома Карамзина слова митрополита Филиппа, обращенные к тирану Иоанну Грозному. Он был очень удивлен, когда узнал, что диалог святого митрополита Филиппа и Государя полностью сочинен Карамзиным и имеет такую же степень исторической достоверности, как и диалог королевы Анны Австрийской и герцога Бекингема в «Трех мушкетерах» Дюма. Как не вспомнить: «Над вымыслом слезами обольюсь». И до сих пор обливаясь слезами над вымыслом Карамзина, многие православные люди продолжают верить клевете изменника Курбского и таких иноземцев, как папский легат Антонио Поссевино, Генрих Штаден и пр. «друзей» России.

 

К сожалению, некоторые православные твердо усвоив, что в сочинениях Карамзина запечатлена истина, якобы подтвержденная исторической наукой, иную точку зрения считают кощунственной и, как принято сегодня говорить, «маргинальной». Книгу «Самодержавие духа» они стараются не замечать. Убедить их в том, что митрополит Иоанн был не только великий молитвенник и подвижник, богослов, но и доктор исторических наук, а потому имеет право рассуждать о русской истории, не представляется возможным. Не могут поколебать их уверенность в том, что Карамзин изложил правду о Царе Иоанне Грозном и серьезные исследования многих авторитетных историков. Например, недавно опубликованы книги известных ученых академика Игоря Яковлевича Фроянова и профессора Александра Николаевича Боханова, которых никто не посмеет обвинить в непрофессионализме и назвать «маргиналами» в исторической науке. Но почему-то, например, работа, написанная совсем молодым Александром Леонидовичем Дворкиным во время стажировки в колледже иезуитов «Иван Грозный как религиозный тип», производит на этих людей более сильное впечатление. Дворкин — ведущий сектовед, но его, при всем желании, нельзя назвать серьезным специалистом в истории России. Что ни говори, но изучение различных сект и серьезная работа по изучению сложнейших периодов русской истории — совершенно разные виды деятельности. И авторитет в этой области сектоведа Александра Дворкина, кстати, научного консультанта Лунгина в фильме «Тzar», невозможно сравнивать с авторитетом профессиональных историков: академика Фроянова и профессора Боханова. Тем более с авторитетом доктора исторических наук митрополита Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского. Митрополит Иоанн сочетал в себе обширные знания историка, православного богослова, талант проповедника и писателя с духовными дарами архипастыря высокой молитвенной жизни. Поэтому размышления святителя об истории нашего Отечества, о судьбе Русского народа, о будущем России отличаются особенной глубиной. Книга митрополита Иоанна «Самодержавие Духа» открывает читателю духовный смысл Русской истории.

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

на "Радонеже" о царе Иоанне Грозном

Стоило мне это увидеть, что было написано ниже, уже не стала и читать.

Они там взахлеб излагают тоном знатоков такой бред, что слушать невозможно.

Хорошо еще, что не везде это ловится. А то ведь людям невоцерковленным не объяснить, что это их личное мнение, а не мнение Церкви.

И еще денег постоянно просят, что бы продолжать вещать свои междусобойчики и продвигать свое личное мнение, притом упиваясь собой.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

.... Неудивительно, что наши «заклятые друзья» стараются не только оклеветать, но и любыми средствами закрепить в сознании людей ложь о первом Помазаннике Божием на Русском престоле — Государе Иоанне Васильевиче Грозном. ...

Скромно забыли упомянуть, что Иоанн сам провозгласил себя царем, Россию третим Римом и заставил помазать себя как царя. Неудивительно, что все монархи Европы его презирали за самозванство.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Маша, хорошо видеть других, их поступки и слова)))

Скромно забыли упомянуть, что Иоанн сам провозгласил себя царем, Россию третим Римом и заставил помазать себя как царя. Неудивительно, что все монархи Европы его презирали за самозванство.

Поделитесь источником, пожалуйста. А кого монархи Европы почитали?

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про "крепкого государственника" и "мощь образа":

 

"Лето 1568 года Москва жила в страхе. Все современники рассказывают о 'дикой карательной экспедиции царя по подмосковным селам. Таубе и Крузе указывают день отъезда (9 или 19 июня) и продолжительность (шесть недель) этого похода. Были ли жертвой его поместья одного Челяд-нина или и других бояр, но опричная рать жгла все постройки, истребляя людей и скот, подвергая женщин неслыханным надругательствам. Если верить немецким авторам, царь захватил в этот поход женщин из домов московских бояр, дьяков и купцов. Надругавшись над ними вместе со своим войском, он велел развозить их по домам к их мужьям. Многие из них лишали себя жизни. Одна подробность этого рассказа, повторяясь в скупых словах Штадена, сообщает и остальному характер вероятности. Все авторы говорят о женщинах и девушках, которых раздевали до нага, заставляя ловить кур на потеху царя и опричников. 

Князь Курбский с этим летним походом связывает гибель одного из Колычевых, Ивана Борисовича, племянника митрополита. Рассказ этот способен вызвать недоверие, - сам Курбский говорит о "чуде", но прибавляет, что слышал о нем "от самовидца, притом зрящаго". Когда царь палил деревни Ивана Петровича (Челяднина), он велел привязать молодого Колычева "в самых верхних каморах" одного дома. Весь дом, как и другие по соседству, были набиты людьми; под них подкатили несколько бочек пороху взорвали. Ивана Колычева нашли далеко в поле, с рукой, привязанной к бревну, но живого. Один из опричников отрубил ему голову саблей. Царь приказал зашить ее в кожаный мех и послал к дяде - митрополиту, "заточенному в темнице", со словами: "Се сроднаго твоего глава. Не помогли ему твои чары". Упоминание о темнице здесь явный анахронизм, Филипп был еще на свободе; в начале своей открытой распри с царем он переехал из митрополичьего дома (в Кремле) в монастырь "Николы Старого". Если не разуметь под темницей этого монастыря, то знаменитую сцену с пересылкой головы Колычева придется отнести, согласно с житием, на несколько месяцев позже, к дням, следующим за отрешением митрополита (8 ноября). Но, может быть, казни Колычевых начались, действительно, уже с лета. Курбский говорит, что их было около десяти - конечно, взрослых и служилых: "и погублени суть всеродне". В Синодике Грозногоупоминается четверо Колычевых. Что не все они погибли при опале митрополита, видно из боярского списка, где под 7079 (1571) годом записано: "Выбыл окольничий Михаиле Иванович Колычев".

...
Между тем над Русью продолжала бушевать гроза. Освобожденный от всякой моральной сдержки со стороны церкви, Иван решился на преступление, политически, может быть, давно для него соблазнительное: убийство двоюродного брата князя Владимира Андреевича Старицкого, с родом которого не раз в XVI столетии сплеталась судьба Колычевых. Князь погиб (был отравлен) с женой и со всем семейством, всего через два месяца после низложения Филиппа (6 января 1569). Новый митрополит безмолвствовал. В довершение бедствий опричнины и войны снова усилилась моровая язва. Народ разбегался из насиженных мест, разоренных опричниной. Села и города пустели. В это время гражданская война царя с народом приняла новые формы. Разгрому и резне предавались целые города. Мы слышим это о Торжке и Коломне. В декабре 1569 г. погрому подверглись все города между Москвой и Новгородом. Это было настоящее военное завоевание в жестокой военной обстановке XVI века, завоевание собственной земли,~-не помышлявшей ни о восстании ни о сопротивлении. Повод был дан доносом на новгородских властей, которые будто бы собирались передаться польскому королю. Но чем провинились Клин, Тверь, Вышний Волочек и другие города на пути царской рати? Выше мы дали описание некоторых сцен этого похода, с точки зрения участвовавшего в нем опричника. Грабительские цели выступают здесь на первый план. Для царя, быть может, дороже была месть неведомым врагам. 

Убийства начались уже в Клину. Таубе и Крузе пишут, что в этом городе Иван встретил большую партию - 470 семейств - псковичей, которых гнали, по его приказанию в Москву для заселения опустошенных мором местностей. Все они были перебиты заодно с клинчанами. Громящая орда приблизилась к Твери. Иван не вошел в город, а остановился в одном из ближайших монастырей. Войско грабило город, по приказу царя, начав с духовенства. Жгли то, чего не могли взять, мучили и убивали людей. Иностранцы особенно отмечают трагическую судьбу литовских пленников, которые были заперты в башнях крепости. Все они были перебиты или утоплены в проруби

... 

Быть может, самая жестокая кара выпала на долю царя. Он видел крушение всех великих дел столь славно начавшегося царствования. Разбитый Стефаном Баторием, он должен был отказаться от Ливонии - самой дорогой своей политической мечты. Россия, разоренная и измученная опричниной, была бессильна продолжать войну. Внутри страны Грозный видел всеобщее обезлюдение и оскудение. Наконец, убийством кн. Владимира Андреевича и старшего сына Ивана он сам подготовил гибель династии. Терзаемый то бесплодным раскаянием, то припадками звериной жестокости и сладострастия, преждевременно одряхлевший, казалось, он вкусил ад при жизни. 

Но был еще один виновный, и наказание его было тяжко. Весь русский народ был не только жертвой царя Ивана, но и соучастником его преступлений. Один из древних историков смуты видел общую народную вину в "безумном молчании" перед царем. Но молчанием не ограничивалось потворство злу. Всеобщая деморализация была последствием опричного режима. На ложных доносах люди строили свое благополучие, обогащаясь имуществом казненных и опальных. Выгоды опричной службы были соблазнительны не только для проходимцев, но и для представителей старого дворянства, даже княжат (Вяземский). И монастыри старались приписываться к опричнине, ради материальных благ. Мы видели интриганов-епископов и монахов в деле св. Филиппа. То были преступления отдельных лиц. Но уже вся русская церковь и вся русская земля несла ответственность за собор епископов, осудивший святителя. Вся земля и понесла кару - в годину смуты. 

В исторических событиях чрезвычайно редко причинная связь получает нравственное значение. Было бы близоруко смотреть на историю, как на судебный и при том непогрешимый процесс. Но иногда моральная оценка событий совпадает - или приближается - к прагматической. Тогда погружение в историю дает нравственное очищение, подобное действию трагедии. 

Связь между опричниной и смутой несомненна. Смута была народной революцией, ответившей на революцию Грозного. И хозяйственная и моральная расшатанность народа при смерти Грозного были таковы, что проницательные иностранцы (Флетчер) прямо предсказывали грядущие потрясения. Такова внешняя прагматика событий. 

Для религиозного сознания ясно было и другое. В теократической монархии, какой была, или стремилась быть древняя Русь, грех царя падал на весь народ и требовал всенародного искупления." 

Г.П. Федотов, "Святой Филипп, митрополит московский".

 

Изменено пользователем EКатерина

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Революционером даже побыл автор, Катюш ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поделитесь источником, пожалуйста.

Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году. Помазания на царство этот обряд не предусматривал[2]. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий)[2]. ... При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.A6.D0.B0.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.86

Про третий Рим и наследство от Византии читаем в первом письме Курбскому: "непобедимая хоругвь - крест честной первому из благочестивых царю Константину и всем православным царям и хранителям православия. И после того как исполнилась повсюду воля провидения и божественные слуги слова божьего, словно орлы, облетели всю вселенную, искра благочестия достигла и Российского царства. Исполненное этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого царя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами вплоть до отомстителя за неправды - деда нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас пребывает, смиренных скипетродержателей Российского царства."

Изменено пользователем Prince

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев "Самодержавие духа" (отрывок):

 

Иоанн Васильевич Грозный. Ложь и правда. Истоки опричнины.

 

 

В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обеспечена безопасность восточных рубежей. «Радуйся, благочестивый Самодержец, - прислал гонца Иоанну князь Михаил Воротынский, - Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь?» «Славить Всевышнего», - ответил Иоанн. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России. «Не мочно царю без розы бытии, - писал современный автор. – Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы».

Счастливое течение событий прервалось в 1553 году тяжелой болезнью молодого царя. Но страшнее телесного недуга оказываются душевные раны, нанесенные теми, кому он верил во всем, как себе. У изголовья умирающего Иоанна бояре спорят между собой, деля власть, не стесняясь тем, что законный царь еже жив. Наперсники царские – Сильвестр и Адашев – из страха ли, или по зависти, отказываются присягать законному наследнику, малолетнему царевичу Дмитрию. В качестве кандидатуры на престол называется двоюродный брат царя – князь Владимир Андреевич.

Россия оказывается на грани нового междоусобного кровопролития. «В каком волнении была душа Иоанна, когда он на пороге смерти видел непослушание, строптивость в безмолвных дотоле подданных, в усердных любимцах, когда он, государь самовластный и венчанный славою, должен был смиренно молить тех, которые еще оставались ему верными, чтобы они охраняли семейство его, хотя бы в изгнании», - говорит М.В.Толстой. И все же «Иоанн перенес ужас этих минут, выздоровел и встал с одра… исполненный милости ко всем боярам». Царь всех простил! Царь не помнил зла. Царь посчитал месть чувством, недостойным христианина и монарха.

Выздоровление Иоанна, казалось, вернуло силы всей России. В 1556 году русское войско взяло Астрахань, окончательно разрушив надежды татар на восстановление их государственной и военной мощи на Востоке. Взоры царя обратились на Запад. Обеспечив мир на восточной границе, он решил вернуть на Западе древние славянские земли, лишив Ватикан плацдарма для военной и духовной агрессии против Руси. Но здесь его поджидало новое разочарование. Измена приближенных во время болезни, как оказалось, вовсе не была досадной случайностью, грехопадением, искупленным искренним раскаянием и переменой в жизни.

 

Когда в 1565 году в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение далось ему страшным напряжением воли. Вот портрет царя, каким его знали до этого знаменательного дня: Иоанн был «велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза небольшие; серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное».

Когда же царь вернулся в Москву и, созвав духовенство, бояр, знатнейших чиновников, вышел к ним объявить об опричнине, многие не узнали его. Иоанн постарел, осунулся, казался утомленным, даже больным. Веселый прежде взор угас, густая когда-то шевелюра и борода поредели. Царь знал, что ему предстоит, какую ответственность он берет на себя и сколько сил потребуется от него.

Да, Иоанн Грозный карал. По подсчетам «советского» историка Р.Г.Скрынникова, жертвами «царского террора» стали три – четыре тысячи человек. С момента учреждения опричнины до смерти царя прошло 30 лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это или мало. Притом, что периодическое возникновение «широко разветвленных заговоров» не отрицает ни один уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров. Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 года окружить царские опричные полки, перебить их, а Грозного выдать польскому королю. Но царь, сколько мог, щадил…

 

Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

 

Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности, говоря: «Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали изменяти, и мы вас, страдников, приближати, хотячи от вас службы и правды».

 

Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего труда, говоря: «Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел – заплатили мне злом за добро, ненавистью – за любовь». Приводим мы изречение Иоанна, теперь уже с полным правом говоря: воистину так!

В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного царя приходил простой люд служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Во всем этом печально то, что втягивается в эти процессы Церковь. Политизация до добра не доведет.

Вроде бы затихли уже идеи канонизации и большинство о Иване Грозном забыло. Но история с памятником может все это всколыхнуть.

 

 

Olga

 

Если не убеждают аргументы о том, что были умучены святые, то боюсь и следующие аргументы будут проигнорированы, но все же напишу. "Благочестивый" царь этот был многоженцем, а после пятого брака не причащался до конца жизни.

 

 

«Умершей убо царице Анастасии, - отмечал летописец - нача царь яр быти и прелюбодейственен зело» [10]. О склонности царя к прелюбодеянию сообщает и А. Шлихтинг [11]. После смерти второй жены, Марии Темрюковны, Иван Грозный венчался с Марфой Собакиной, через несколько месяцев после ее кончины - с Анной Колтовской. При этом церковный собор 1572 г., разрешив четвертый брак царя, наложил на него строгую епитимью «запрет молиться в храме и приобщаться Святых Христовых Тайн» [12]. Хотя епитимия налагалась на трехлетний срок, запрет на принятие Святых Тайн действовал до конца жизни царя. Митрополит Макарий (Булгаков) следующим образом описывал дальнейшую историю многоженства Ивана Грозного. «...Прошло два-три года, и царь развелся со своею четвертою женою, отпустив ее в монастырь, а сам женился на пятой жене (около 1575 г.) и вскоре потом на шестой и на седьмой (в сентябре 1580 г.) и все это делал без всякого разрешения со стороны церковной власти, и не считал нужным даже просить у нее прощения и молитв, как просил по вступлении в четвертый брак» [13].

 

 

К вопросу о канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина

Автор: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

 

http://www.anti-raskol.ru/pages/1097

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский в апреле 1564 года покинул Россию и уехал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны), и написал первое письмо царю. В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное»; Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, и переписка прервалась. В 1577 году после похода на Ливонию царь отправил новое письмо, а в 1579 году князь составляет новый ответ и отправляет его вместе с предыдущим письмом. Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, но не довёл эту работу до конца.

 

...Существует также точка зрения (впервые выраженная Эдвардом Кинаном), согласно которой часть или все письма из переписки были написаны не Иваном Грозным и Андреем Курбским (особенно последним)[3]. В настоящий момент большинство историков отвергает эту гипотезу в целом, однако признаёт, что переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского усилиями авторов XVII века дошла до нас в довольно сильно изменённом виде[

Во всем этом печально то, что втягивается в эти процессы Церковь. Политизация до добра не доведет.

Маша, за установку памятника проголосовало большинство жителей города Орла. Как Церковь втянута в этот процесс?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Во всем этом печально то, что втягивается в эти процессы Церковь. Политизация до добра не доведет.

Печально не то слово, в 17-ом уже поплатились за это, но никого ничему не научило.

 

Переписка завязалась после того, как Андрей Курбский ... В настоящий момент большинство историков отвергает эту гипотезу в целом, однако признаёт, что переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского усилиями авторов XVII века дошла до нас в довольно сильно изменённом виде

Это мы все знаем. Приведите мне достоверные исторические документы, которые говорят, что Иоанн не проливал христианской крови.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...