Перейти к публикации
Гость Женские монастыри

Женские монастыри: что хочет душа от монашества и какова реальность?

Рекомендованные сообщения

Как жаль, что не имеют возможности обсудить тему на форуме сестры непосредственно живущие в монастыре...Хотя,конечно, это не поле для столь серьёзных и во многом деликатных разговоров.И не на всю сеть стоит об этом вещать.Но,может, какая-нибудь насельница смогла бы предостеречь другую, что-то посоветовать. Не в каждом монастыре есть такая возможность живого общения с более опытным человеком.

Отрадно, что на фразу "Свет миру-монахи"(и монахини) никто не ухмыляется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из письма одной монахини на мой вопрос о различиях в статусе.

 

Послушнице одевают подрясник, платок и монашеский пояс. Позже рясофорной послушнице - рясу, апостольник и скуфью (мягкая шапочка). Инокине добавляют клобук. Монахине - мантию и крест с параманом (называется малая схима). На все эти одевания есть чин, то есть последование в специальном типиконе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из письма одной монахини на мой вопрос о различиях в статусе.

Пострижение в Монашество.

 

Чины пострижения в монашество помещаются только в Великом Требнике и в отдельно изданной книге.

Как желающих жить в супружестве св. Церковь благословляет на семейную жизнь особыми молитвословиями и священнодействиями, так и желающих навсегда посвятить себя подвигу девственной жизни для всецелого служения Богу и делу спасения своей души, она напутствует особыми молитвословиями и благословениями. Сообразно трем степенями монашества, существует три разных чина пострижения в монашество:

1. Последование во одеяние рясы и камилавки,

2. Последование малыя схимы, сиречь мантии, и

3. Последование великаго и ангельскаго образа (Великая схима).

Поступивший в монастырь первоначально облекается настоятелем, без особых молитвословий, в подрясник и называется послушником. Ему дается обыкновенно при этом пояс, скуфья и четки. Спустя некоторое время, после обычного испытания, над ним совершается настоятелем (игуменом) первое последование "в одеяние рясы и камилавки." Оно состоит из чтения предначинательных молитв, покаянных тропарей: "Помилуй нас, Господи" и двух молитв о постригаемом, после чего новоначальный крестообразно постригается с произнесением слов: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа." Никаких обетов при этом постригаемый не произносит. В заключение на постриженного без произнесения слов возлагается ряса, означающая с греч. "ветхая поношенная одежда" - одежда смирения, не опоясанная, не стянутая, и камилавка, καμηλεος- с греч. "шапка, укрощающая жар" или "шапка из верблюжьего волоса," означающая умерщвление плоти. На камилавке бывает плат, называемый "подкапок," наметка. Постриженный вручается настоятелем в руководство "старцу," опытному в духовной жизни монаху, которому он должен во всем повиноваться и доверять все свои самые сокровенные помыслы, часто у него исповедуясь. Иногда при этом пострижении в "рясофор" меняется имя и в этом случае постриженный называется "рясофорным монахом." Иногда имя оставляется прежнее и тогда он носит наименование "рясофорного послушника" или "инока." То или другое зависит от внутреннего устава данного монастыря.

Вторая степень монашества - это "малая схима," или "мантия." По уставу пострижение в малую схиму совершается на литургии по малом входе с Евангелием, но в нынешнее время, по большей части бывает вечером, в конце вечерни или в конце всенощного бдения, после великого славословия. Самое слово: "схима" σχημα по-гречески значит: "образ," "вид," "сан." Постригаемый сначала приводится екклисиархом пред "святые двери," творит коленопреклонение, поклоняется ликам и игумену. Выйдя затем на паперть или в притвор, он отлагает свои обычные одежды, знаменуя тем "совершенное отложение порочных дел" и стоит при входе в храм "не опоясан, не обувен и откровен." Обыкновенно на него надевается длинная до пят белая сорочка. В заключение пения тропарей на "Слава, и ныне" поется особым умилительным протяжным напевом седален недели блудного сына: "Объятия отча отверсти ми потщися." Вся братия с возжженными свечами вводит постригаемого, покрывая его своими мантиями, внутрь храма, во главе с его старцем. Постригаемый творит по пути к царским вратам, в которых ожидает его прихода настоятель, "коленопреклонения три." Пред царскими дверями поставляется аналой и на нем полагаются св. Крест и Евангелие. Сделав третий земной поклон перед амвоном, на котором стоит настоятель, постригаемый остается лежать ниц, пока тот не воздвигнет его за руку. Для того, чтобы всем было явно желание сердца ищущего монашества, игумен задает ему вопрос: "что пришел еси, припадая к святому жертвеннику и святей дружине сей?" На это постригаемый отвечает: "Желая жития постнического." Следует еще ряд вопросов, отвечая на которые постригаемый произносит три основных обета монашества: девства, нестяжания (произвольной Христа ради нищеты) и послушания (совершенного отречения от своей воли и подчинение ее воле опытных руководителей в духовной жизни). Эти три обета направлены против трех основных страстей, которые перечисляет в своем 1-м соб. послании св. апостол Иоанн Богослов похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Иоан. 2:16). В пространной речи настоятель монастыря раскрывает постригаемому, в чем состоит совершеннейшее житие, которое он должен будет проводить, и по изложении сего спрашивает: "В сих обетах пребывати обещаешися ли даже до конца живота благодатию Христовою?" Получив ответ: "Ей, Богу содействующу, честный отче," игумен молится о постригающемся, чтобы Бог воспринял, объял и защитил его и сподобил части преподобных подвижников, "в иночестве Христовом благоугодивших." Затем, "преклонив ему главу," он, "положив верху главы его книгу," читает вторую молитву, в которой просит Господа оградить его силою Св. Духа и наставить его, отняв от него всякую плотскую похоть. Потом настоятель простирает руку к Евангелию и говорит: "Се Христос невидимо зде предстоит: виждь, яко никтоже тя принуждает приити к сему образу: виждь яко ты от своего си произволения хощеши обручение великаго ангельскаго образа." После ответа постригающегося: "Ей, честный отче, от своего ми произволения," настоятель испытывает твердость и непреложность обета послушания тем, что говорит трижды: "Возьми ножницы и подаждь ми я." Трижды он подает Настоятелю от Святого Евангелия лежащие на нем ножницы и только в последний третий раз взяв ножницы, настоятель делает ему последнее предупреждение о важности великого шага, на какой он сам добровольно решается: "Се от руки Христовы приемлеши я: виждь кому обещаваешися, и к кому приступаеши, и кого отрицаешися." Взяв ножницы, как бы от руки Самого Христа, настоятель постригает "верх главы его крестообразно, глаголет: "Брат наш, имярек (при чем нарекается новое имя), постригает власы главы своя, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отрезание своей воли, и всех плотских похотей, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: рцем вси о нем, Господи помилуй," на что братия поет трижды: "Господи, помилуй."

Как поступающий в воинское звание облекается в особую воинскую одежду, так и новопостриженный монах воин Христов облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению Апостола (Ефес. 6:11). Настоятель и возлагает вслед затем на новопостриженного одну за другой эти новые одежды, причем каждый раз во всеуслышание объясняет, какое символическое значение имеет та или другая одежда, и призывает братию к молитве за облачаемого брата, на что братия трижды поет: "Господи, помилуй." Прежде всего, настоятель касается уже надетого на монаха хитона, или власяницы, объясняя, что это есть "хитон вольной нищеты и нестяжания." Затем надевает параман- четырехугольный плат с изображением креста и орудий страданий Христовых, носимый на спине, "в воспоминание взятия на себя благого ига Христова и легкого бремени его ношения, и в обуздание и связание всех похотей и желаний плоти своей." С параманом возлагается соединенный с ним шнурами крест на перси, в знамение последования Христу в крестоношении, то есть терпения всех скорбей и страданий. Затем надевается ряса (собственно: подрясник, с рясой), как "одежда веселия и радости духовная." После облачения в рясу надевается пояс усмяный (кожаный) в знак "умерщвления тела и обновления духа." Затем следует облачение в палий, или мантию, которая называется "одеждой нетления и чистоты," "ризою спасения и бронею правды." Облачение в нее и есть "обручение великого и ангельского образа," как называется эта вторая степень монашества. Мантия обозначает собою, с одной стороны, хранительную и покровительную силу Божию, с другой строгое неуклонное исполнение иноком всех правил монашества. Как не имеющая рукавов, мантия показывает, что у инока не должно быть рук на никакое недоброе дело. Своею свободною развеваемостью мантию изображает крылатость ангелов и потому напоминает монаху о необходимости жизнью своею уподобляться ангелам и быть легкоподвижным на всякое доброе дело. Затем на постриженного надевается камилавка и клобук, или "плат камилавки, еже иметь покрывало," иначе "подкапок." Камилавка называется "шлемом спасения," а "подкапок" "покрывалом смирения и всегдашнего послушания" и означает, что инок должен "отвратить очи свои еже не видеть суеты." После сего новопостриженный облагается "в сандалия" - "еже скору ему быти и тщаливу на всякое послушание и на всяко дело благое." Наконец, ему дается "вервица" (четки) для совершения молитвенного правила и постоянного памятования о необходимости непрестанно творить во уме и сердце молитву Иисусову. Также дается и ручной крест в воспоминание слов Христовых: "Иже хочет по Мне идти, да отвержется себе, и приимет крест свой, и последует Мне." И последней вручает ему "свечу горящую" в напоминание слов Христовых: "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех." По облачении новопостриженного настоятель молится о нем, чтобы Господь ввел его в духовный Свой двор и дал ему непрестанно поминать блага, уготованная любящим Его и распинающим себя, царствия ради Божия. Затем, если пострижение совершалось не на литургии, произносится мирная ектения с особыми прошениями о новопостриженном, возглас по ней: "Яко свят еси, Боже наш," и поется: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся," произносится прокимен: "Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся," читается Апостол к Ефесеем гл. 6, зачало 233 (ст. 10-17), о духовной брани и о необходимости облечься для нее во вся оружия Божия, и, после аллилуария - Евангелие от Матфея (10:37-38 и 11:28-30) о том, что любовь к Богу должна быть больше любви к отцу и к матери и, что, кто не идет вслед Господа не достоин Его, к чему прибавляется призыв Господа придти к Нему и взять на себя иго Его благое и бремя Его легкое. По Евангелии положена сугубая ектения краткая с молением о новопостриженном и по возгласе поется стихира, заимствованная из службы в неделю блудного сына: "Познаем, братие, тайны силу..." При пении этой стихиры происходит целование новопостриженного. Подходящий спрашивает его: "Что ти есть имя, брате?" Новоначальный называет свое новое имя. Брат же говорит ему: "Спасайся в ангельском чину." После сего совершается отпуст. Новопостриженный инок "должен есть приседети в церкви дней пять, упражняяся (т.е. воздерживаясь) от всякого дела, кроме чтения, и в умной молитве пребывая." Если пострижение было на литургии, то Апостол и Евангелие читаются за литургией, после дневных, а новопостриженный за этой литургией причащается.

Третья, высшая степень монашества - "великий ангельский образ," или "великая схима," есть совершенное отчуждение от мира. Последование великого ангельского образа сходно с последованием малой схимы, но совершается с большей полнотой и торжественностью и отличается большей строгостью и высотою даваемых обетов. С вечера одежды будущего схимника вносятся в алтарь и полагаются у подножья св. трапезы (престола), дабы они освятились и были приняты как бы от самого Бога. На утрени в день пострижения поется особый канон, состоящий из молений о приемлющем ангельский образ и в каноне - стихиры. Пострижение совершается по уставу также на литургии по малом входе, но перед обычным песнопением "Обятия отча" поются еще три умилительных антифона, глубоко покаянного содержания. Вопросы игуменом предлагаются те же с прибавлением слова: "вторицею" и говорится об их "усугублении," причем постригаемый говорит, что он желает "жития совершеннейшего постнического." В поучении настоятеля постригаемому говорится, что он от днешняго дне должен чувствовать себя "распятым и умерщвленным мирови, совершенного ради сугубого отречения" и помышлять не о чем-либо земном, но исключительно о духовном о подвигах духовных, о воздержании плоти, об очищении души, о нищете духовной и телесной, о плаче, обо всем скорбном и болезненном, "радостотворнаго по Бозе жития." Пострижение это называется "вторым крещением," постригаемый очищается от всех грехов и становится "сыном света." При самом пострижении власов говорится, что схимник постригает "второе власы главы своей, в знамение конечного отрицания мира, и всех яже в мире, и в конечное отвержение своея воли, и всех плотских похотей, и во еже в безмолвии, и деятельном приседении себе внимать." Одежды, в которые облачается схимник, имеют и сходство, и отличия от одежд малосхимника. Так, поверх власяницы, на схимника надевается особая "схимническая ряса," "яже имать быти сута, си есть швена и с преде." Затем надевается на него особый "великий параман," пояс усмянный, а на главу "кукуль с аналавом," соответствующий клобуку малосхимника, называется "кукулем беззлобия и шлемом спасительного упования и молчаливого в духовном размышлении пребывания, и опасного к себе внимания." Аналав, висящий спереди, должен напоминать схимнику "вольные страсти Христа Спасителя." На схимника надевается и особая схимническая мантия, "без фалдов сущая." Даются сандалия, вервица, ручной крест и горящая свеча с особыми усиленными наставлениями. Читается особая молитва, после пения особых же двух тропарей.

В последовании великого и ангельского образа есть молитва "во еже сняти кукуль." Как новопросвещенные, после крещения, семь дней должны были посещать все богослужения в белых одеждах, так и новопостриженные монахи должны то же число дней пребывать в церкви во всех возложенных на них при пострижении одеждах. В осьмой день, всенародно, с особой молитвой, с них слагается кукуль, как самая отличительная принадлежность монашества, дабы они могли вновь обратится к повседневному телесному труду. После этого они уже имеют право сами возлагать на себя кукуль и слагать, без особенного благословения настоятеля.

При пострижении в монашество священника, ему, сверх креста и свечи, дается в руки еще Евангелие. Правило Номоканона при Большом Требнике (гл. 90) гласит: "Монах-священник, аще и пременит образ, сиречь в большую схиму поступит, да литургисает; никая бо сему препона пострижение есть. Архиерей же, аще пременит образ, сиречь, аще станет схимником, да не действует (не совершает чинопоследований) тому святительское что отнюдь, ниже священническое."

 

"Литургика", арх. Аверкий (Таушев)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поступивший в монастырь первоначально облекается настоятелем, без особых молитвословий, в подрясник и называется послушником.

 

Замечу, что между трудничеством и послушанием может пройти немало времени. Хотелось бы услышать комментарии оптинских батюшек. Сразу ли внемлют желанию мирянина стать послушником и одевают в подрясник?

 

так и желающих навсегда посвятить себя подвигу девственной жизни для всецелого служения Богу и делу спасения своей души

 

О каком девстве идет речь, если многие монашествующие, как мужчины так и женщины, пострижены уже без оного?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иулиания, Вы не меня спрашивали, но я однажды интересовалась (не для себя). Мне отвечали:

..." В монастыре постриги так быстро не совершаются, это серьезный шаг и новопоступившая сестра должна пройти искус, проверить себя..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иулиания, Вы не меня спрашивали, но я однажды интересовалась (не для себя). Мне отвечали:

..." В монастыре постриги так быстро не совершаются, это серьезный шаг и новопоступившая сестра должна пройти искус, проверить себя..."

 

Ольга, если я правильно поняла, то кандидата в послушники НЕ постригают. Но даже чтобы стать послушником, должно пройти время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Замечу, что между трудничеством и послушанием может пройти немало времени. Хотелось бы услышать комментарии оптинских батюшек. Сразу ли внемлют желанию мирянина стать послушником и одевают в подрясник?

 

 

 

О каком девстве идет речь, если многие монашествующие, как мужчины так и женщины, пострижены уже без оного?

 

Под девством понимается не физиология, а духовность. Через покаяние восстанавливается чистота, обет о соблюдении которой в безбрачии и воздержании воспринимают, в числе прочих, при постриге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, я именно не про подстриг писала, а про кандидатку в послушницы. Даже подрясник не сразу одевают. Про такую ситуацию был ответ.

 

Про девство, повторяюсь уже, нам матушка одна так сказала, что раньше все монастыри, где жили сестры назывались девичьими. Женщины тоже принимались, конечно. Но просто через какое-то время (если не ошибаюсь, через 7 лет) жизни по обету для женщины речь может идти именно о девстве, естественно не в конкретно физиологическом смысле.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Благодарю, Иулиания! В прошлые годы была несколько раз в Кондрово, но про монастырь даже не слышала. Вечером вчера только одну Вашу ссылку видела. Он давно открылся, не знаете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г.Санкт-Петербурга. Начиная с самого первого фильма.

 

http://video.yandex....=19326181-01-12

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Благодарю, Иулиания! В прошлые годы была несколько раз в Кондрово, но про монастырь даже не слышала. Вечером вчера только одну Вашу ссылку видела. Он давно открылся, не знаете?

 

http://feofila.ru/in...es&in=view&id=9

 

Началось все за несколько дней до убийства оптинских братьев...

 

p.s. Единственному храму монастыря более 200 лет. Есть чудотворная икона Божией Матери - Ломовская.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, открыли вы мне глаза. Я всю жизнь жила с немного другим представлением о монашестве: монастырь казался именно такой "тихой гаванью", где можно спрятаться от всех мирских забот и искушений. Вроде бы монастырь - святое место, преисполненное благодати, куда бесы за километр не подойдут, а оказывается там страсти ещё похлеще, чем в миру(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зима, о каких страстях речь ведете?)

 

В монастырь уходят люди из мира. А не спускаются с небес. Наивно думать, что если человек переступил порог монастыря, то сразу стал святым или тут же поборол все свои страсти. Это борьба на всю жизнь. Но спасаться в монастыре легче, чем в миру. Много званных, но мало избранных.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Согласна, спасибо объяснили. Честно говоря, я раньше вот мечтала в таком духе: уйду в монастырь, буду себе тихо молиться в келье, ходить в храм, наслаждаться круглые сутки церковным пением, благодать... Чисто романтическое представление. Но исходя из выше изложенного понимаю, что чем сильнее человек стремится посвятить себя Богу и чем больше усилий к этому прилагает, тем сильнее враг восстаёт против него. Оттого, наверное, духовная борьба в монастыре такая. Извините, если что не так понимаю.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
... Честно говоря, я раньше вот мечтала в таком духе: уйду в монастырь, буду себе тихо молиться в келье, ходить в храм, наслаждаться круглые сутки церковным пением, благодать...

Мне одна инокиня сказала, что до монастыря у нее были похожие представления. Только в монастыре она увидела себя со всеми своими пороками и грехами. Еще сказала, что жить в монастыре очень-очень сложно, все пороки человека "вскрываются", и если в миру можно как-то избежать общения с кем-то, то в монастыре только путь смирения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что интересно, те же недостатки о которых обычно пишут люди предубеждённые против монашества, наблюдались так же при жизни таких святых как Сергий Радонежский, Антоний Печерский и даже среди первых монахов Египетской Пустыни. Везде были разделения и ссоры, ненависть зависть и злоба. Некоторые святые вынуждены были уходить из монастыря в затвор отказываясь от игуменства. Другие были подвергаемы унижению и осмеянию от своих братьев.

Поэтому необходимо следовать тем принципам которые установлены святыми отцами в устройстве монастырской жизни. Важное значение на мой взгляд играет некоторая отчуждённость в отношении между братией, как можно меньше общаться между собой, не вступать в близкие отношения, ни каких привязанностей, чисто формальные отношения. Это важно по той причине, что общежительное устройство имеет большой недостаток в таком вот объединении, все недостатки и все пороки в следствие сосредоточения людей усиливаются подобно инфекционным болезням, поэтому необходимо соблюдать это правило в такой вот разделённости. Это касается так же послушаний, не должно быть пересечения полномочий и обязанностей, когда за одно и то же дело отвечают два человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ещё по поводу выполняемых монахами работ (послушаний), думаю ввиду специфики современного устройства общества, необходимо отказаться от разделения труда внутри монастыря, так что бы все были специализированы на одном занятии. Живя целиком на пожертвования, предоставляя выполнять все необходимые работы установленным для этого институтам общества. Дело в том, что до введения разделения труда возможно было сосредоточить в рамках монастыря автономное производство всех необходимых благ, сейчас же это просто нереально, так что возникает необходимость интеграции в структуру внешнего общества как её части.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Николаевский Клобуков женский монастырь. Город Кашин Тверской области.

 

Согласно преданию, монастырь основан в середине XIV века. Документально известно, что обитель существовала в 1420 году. В это время в монастыре принял иночество Матфей Кожин — впоследствии преподобный Макарий Калязинский.

Первый храм обители был построен в честь святителя Николая Мирликийского — отсюда и первое имя.

Второе название — Клобуков — упоминается ещё в XV веке и связано со святителем-чудотворцем Иоанном Новгородским, который, по преданию, укротив беса, повелел везти себя в Иерусалим, поклониться Гробу Господню. Пролетая над Кашиным, святитель обронил свой клобук, который был впоследствии найден. На месте этом и был возвёден Николаевский Клобуков монастырь.

 

Да, в мечтах у нас одно - сяду под цветущий куст и вышивать буду. А в реальности вот женский монастырь, как считают сестры и жители города Кашина - самое намоленное место на планете Земля. 15 октября 2011 года.

 

a61608b10d55.jpg

 

Столько еще восстанавливать!

70c7cd9fbfb5.jpg

 

7ace5412650c.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо, Ольга, за фото. Даа... большевики нам "хорошее" наследство оставили. Ломать - не строить. А сестрам остается пожелать Божией помощи в их нелегких трудах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все люди - разные, разные и монастыри. Как нет хороших или плохих людей, так нет хороших или плохих монастырей. Мы чаще склонны видеть прежде пороки, нежели добродетели. Поэтому в первую очередь замечаем плохое. По моим ощущениям, женские и мужские монастыри разные по духу. В мужских более развито миссионерство, женские же больше ориентированы "во внутрь".

 

Возможно необходимо всего лишь правильно организовать устройство в монастыре?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...