Перейти к публикации
Ту-22М3

Современный Афон

Рекомендованные сообщения

«Господь всегда с христианами»

Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне

31857.p.jpg?0.11204114877266735

Архимандрит Парфений (Мурелатос) оставил мир и пришел на Афон в монастырь святого Павла[1] совсем молодым человеком. Через 20 лет братия монастыря избрала его, тогда простого монаха-лесничего, своим игуменом. Сейчас геронда Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.

 

– Геронда, в каком году вы пришли на Афон?

– Я пришел на Святую Гору в 1954 году.

 

– А как долго являетесь игуменом монастыря святого Павла?

– Вот уже 36 лет я игумен. С 1974 года.

 

– Вы застали Святую Гору такой, какой мы ее уже не увидим. Расскажите, пожалуйста, об Афоне тех лет.

– В то время многие афонские монастыри находились в состоянии упадка, поскольку в них не было монахов. Это был такой период, когда, например, в монастыре святого Филофея было пять монахов, в монастыре Симонопетра – человек десять. Здесь, в монастыре святого Павла, было пятьдесят человек братии. Многие келлии, скиты, дома и здания были разрушены. Лишь девять монастырей были общежительными, а остальные одиннадцать – особножительными[2], в них еще была идиоритмия. Положение было таким, что вставал вопрос, что будет с Афоном дальше? И то, что случилось затем на Афоне, произошло чудесным образом. Господь и Богородица так управили, что все монастыри стали общежительными. А началось это тогда, когда весь Афон праздновал тысячелетие основания Великой Лавры[3].

 

За это тысячелетие много всего было пережито… Поскольку на Балканах и во всем мире было много войн и неурядиц, Афон тоже пережил и плен, и войны, и убийства, и пиратские набеги. А потом освободился. У турок здесь стояла десятитысячная армия, и Афон должен был всю эту армию кормить. А так как все монастыри были бедными, то закрыли трапезные, и все монастыри стали особножительными, потому что не могли сводить концы с концами. Потом постепенно-постепенно монастыри из особножительных вновь стали общежительными. Так, мой монастырь – святого Павла с 1700 по 1840 год был идиоримическим, а потом стал общежительным. В монастырской летописи рассказывается, как это происходило, как пришел игумен… У Афона длинная история.

 

– Получается, что тогда положение на Афоне не было хорошим?

– Положение было хорошим, но не во всех монастырях. В некоторых монастырях была братия, и там было все хорошо: общежитие и прочее. Но многие особножительные монастыри пришли в запустение.

 

Сейчас положение на Святой Горе лучше, чем тогда, поскольку монастыри приведены в порядок, пришли образованные люди. Здесь хранят старый порядок и соблюдают афонский устав. Ничего из старого не было изменено, ни в малейшей степени.

 

– Батюшка, а в духовном отношении когда была лучше жизнь: тогда или сейчас?

– Могу сказать, что сейчас. Но не то, чтобы тогда было нехорошо. Всегда были и хорошие монахи и плохие, и тогда и сейчас. Но все же сейчас больше хороших монахов. Вот так.

 

 

– В России в советский период все мужские монастыри, за исключением Псково-Печерского, были закрыты, и, соответственно, монашеская традиция у нас в стране почти прервалась. Сейчас стоит проблема возрождения монашества, монашеского духа. Что для нас важнее всего позаимствовать на Афоне? На что нужно обратить внимание монастырям, которые сейчас открываются?

– Если традиция прервана, то ее трудно возобновить, трудно ей следовать. Но можно, думаю, взять разные уставы. На Афоне существует традиция уставов, уставная хартия, которая определяет управление Афоном, и можно взять какие-то положения оттуда и их использовать. Ведь если традиции нет, что же еще делать?

 

И в Румынии было так же, как у вас. В Румынии все духовные лица были арестованы, их выдворяли из монастырей, гнали, преследовали до смерти, их жизнь была в постоянной опасности. Что теперь знают дети? Что знает молодежь сейчас? Традиция утеряна, и это очень плохо. И как такое Господь попустил?.. Вот, как-то попустил.

31852.p.jpg?0.5817887778358078

А ведь многие монастыри в России и Румынии были устроены афонскими монахами. Например, святой Паисий[4] взял афонские уставы и использовал их в своих монастырях, и, может быть, его уставы оказались даже более строгими, чем наши. Но монастыри жили, и у них было хорошее устроение.

 

– То есть лучше всего взять афонские уставы?

– Да, лучше взять уставы с Афона. Возьмите, например, какой-нибудь афонский монастырь с внутренним уставом, уставной хартией и разными традициями.

 

– А если правящий архиерей будет против? В России не столько игумены монастырей принимают решения, сколько их архиереи.

– Самое главное – это икономия. Вот братия, населяющая монастырь, хочет иметь хорошие и правильные уставы, а епископ против. Да, это тяжело, когда всем командуют епископы, и если какой-нибудь игумен им не нравится и не подчиняется, то они его выгоняют. Это епископократия. Понятно? Епископократия.

 

Здесь, например, на Афоне, даже патриарх не вмешивается. В афонских монастырях самоуправление, и когда, допустим, игумен уходит, собирается вся братия, берут внутренний устав и уставную хартию и выбирают голосованием нового игумена. И патриарх на это никак не влияет. Конечно, надо, чтобы человек был не плохой, а хороший, подходящий.

 

Этим и объясняется долголетие Афона, тем, что в устроение здешней жизни не могут вмешиваться никакие епископы. К патриарху, конечно, относятся с большим уважением, он надзирает за происходящим, но он не имеет права управлять внутренними делами Афона, он и не вмешивается.

 

Вот сейчас мне нужно благоустроить двор в скиту Пресвятой Богородицы. Сколько денег нужно на эти работы! Если бы я был в монастыре, управляемом епископом, мне бы сказали: «Чем ты там занимаешься? Бросай-ка ты это дело. Я против». Но у нас в монастырях самоуправление, и есть такая возможность.

23592.p.jpg

 

– Геронда, расскажите немного об афонских монашеских традициях. С какого возраста возможно пострижение в монахи?

–Постригать можно с совершеннолетнего возраста, то есть с 18 лет. Снять же с постриженных монашество и иночество не может никто– такой практики в Элладской Церкви нет.

 

– Может ли монах покинуть монастырь?

– Монах может оставить монастырь только в двух случаях: если игумен еретик или если в монастыре учатся дети.

 

– А если в монастыре присутствуют женщины?

– Сейчас почти везде, кроме Святой Горы, есть женщины.

 

– Как поступать с теми, кто самовольно оставил монастырь? Какая на них должна налагаться епитимия?

– Это решает духовник, который рассматривает, сколько провинившийся жил в миру, чем успел нагрешить. Но лишать причащения беглого (и даже женившегося) монаха не нужно. Это было бы слишком суровым наказанием.

Есть много ослабляющих епитимию факторов. И всегда подход должен быть индивидуальный.

34290.p.jpg

 

– Батюшка, куда бы мы ни приезжали, нам везде с большой любовью рассказывали о старце Паисии. Вы знали его лично?

– Конечно, я его знал, мы общались, разговаривали. Отец Паисий[5] был здесь в те же годы, что и я. Он имел большую благодать от Бога. Когда-нибудь Церковь причислит отца Паисия к лику святых, люди его очень почитают. Он любил людей, всех обнимал своей любовью. У него был дар предсказывать, давать верные советы, Господь удостоил его такой благодати. Он был борец, подвижник, был строг, мог и поругать. Господь его одарил, и он помог очень многим людям, многим молодым, многим семьям. Сегодня на его могиле совершается много чудес.

 

– Вы много общались с ним?

– Я не очень много с ним говорил, потому что он общался, образно говоря, сердцем, и я не очень часто бывал у него. Зато он присылал к нам в монастырь многих ребят на исповедь, чтобы они приобщались к духовной жизни. У нас были хорошие отношения.

 

– А кто был вашим наставником?

– Когда я пришел в монастырь, игумен не исповедовал, так как он был стар и немощен. И духовник у нас был из скита святой Анны[6]. Он приходил каждые двадцать-тридцать дней. Иногда мы исповедовались духовнику из Нового скита[7].

Теперь у нас не так: теперь духовник не приходит извне.

 

– Кого еще из подвижников вы застали на Святой Горе, кроме старца Паисия?

– Много было отцов. Были замечательные, хорошие отцы и у нас: отец Ефрем (Асимандиотис), отец Анфим[8] из скита святой Анны. Был у нас старец Митрофан – святой человек, замечательной жизни. Он был образцом хорошего монаха.

 

– В России довольно остро стоит проблема духовного наставничества. Кто-то вверяет себя так называемым «младостарцам», которые полностью контролируют жизнь своих подопечных – покойный Святейший Патриарх предупреждал об этой опасности. Другие, наоборот, не имеют духовных наставников и живут «от ветра головы своея». Как все-таки нужно относиться к духовному наставничеству, как искать себе наставника?

– Прежде всего, необходимо, чтобы у наставников была подготовка, чтобы они имели жизненный опыт. Таинство исповеди – очень трудное, и если духовник неопытен, он может нанести большой вред и людям, и самому себе.

 

Он должен быть очень опытным и по возрасту быть старше сорока лет. Сейчас часто духовниками становятся молодые люди тридцати пяти, и тридцати, и даже двадцати пяти лет. Это неразумно. Конечно, так делают по необходимости. Я не осуждаю, что в России и других славянских государствах молодежь ставят исповедовать, потому что необходимость заставляет. Сейчас, например, в России и соседних странах как только рукополагают двадцати пяти- или тридцатилетнего молодого человека во священника, так сразу же делают его духовником и ставят исповедовать. Но, не имея опыта, как же этот человек сможет понести такой великий духовный труд, когда он не имеет содержания внутри себя, не знает определенных вещей, не имеет разума, не имеет силы и не является человеком молитвы? Поэтому они и претерпевают, я думаю, большой вред, а люди испытывают шок.

31860.p.jpg

Но вот, например, в Эссексе, в Англии, духовником был отец Софроний[9], который подвизался на Афоне, в келлии Святой Троицы, что у нашей пристани; и здесь, в монастыре святого Павла, он тоже был духовником.

 

Отец Софроний был выдающимся, очень образованным человеком и хорошим и опытным духовником. У него была благодать от Бога. Когда его духовные дети (те, что были у него в этом монастыре) становились молодыми священниками, он им позволял исповедовать. Но если они сталкивались с какой-нибудь трудной ситуацией, они шли к нему за советом. Он им говорил: «Приходите советоваться, если встретите какое-либо препятствие, которое не можете сами преодолеть, приходите советоваться».

 

Мне рассказывал об этом один духовник, Захария, и он говорил: «С теми вопросами, которые мы не могли решить сами, мы приходили к старцу, и он сразу же говорил нам решение – что делать». Это было очень важно, очень важно дать правильный совет, когда человек не знает, что делать.

 

– Милостью Божией в России сейчас можно свободно исповедовать свою веру, но появляются другие искушения. В каком-то смысле мы приближаемся к тем проблемам, которые есть в современной Греции. О каких современных проблемах в духовной жизни стоит особо задумываться, чтобы не попасть в эти сети? Какая основная духовная проблема современного общества?

– Искушений много, очень много. Люди идут к тому, чтобы все уничтожить, идут к так называемой новой эпохе – вот к чему идут! Все эти сионистские идеи… Новая эпоха все разрушит. Разрушит семью, постарается разрушить Церковь, все разрушит, чтобы ничего не осталось. Люди движутся в сторону зла и движутся с головокружительной скоростью. Кто может сдержать эту скорость? Только благой Бог, Который держит мир. Кроме того, нас постоянно атакуют телевизором, видео, интернетом и прочим. Все это беда, беда, катастрофа! Теперь люди идут к тому, чтобы принести новую эпоху – эпоху антихриста, чтобы поработить мир, чтобы сделать из людей стадо овец. Я ездил недавно в мою деревню и видел там стада овец с табличками, повешенными на ухо: все овцы – с табличкой на ухе и все звенят колокольчиками. Так и из людей сделают стадо овец с табличками на правом ухе: установят эти чипы в людей… Мы приближаемся ко времени антихриста. Люди идут к тому, чтобы все разрушить, ничего не оставить…

 

Грядет буря, которая страшнее коммунизма. Коммунизм, например, дал многих святых; русские коммунисты убивали своих, как немцев. Так, например, было с владыкой Лукой[10]. Мы читали книгу о его мученической жизни, которую ему устроили коммунисты, и как они его уничижали. То, что приближается теперь, – хуже. Да хранит нас всех Господь!

 

– Как же нам следует поступить, чтобы спастись от всего этого?

– Об этом говорится в Апокалипсисе. Постепенно упразднят деньги. Появятся мученики, которые противостанут злу, и они будут больше первых мучеников, больше святого Георгия, святого Димитрия; сейчас появятся более великие мученики.

 

Но есть Божий Промысл на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось.

 

Так и теперь. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места. Потому что у Бога есть Промысл о христианах. И на это вся наша надежда.

 

– Что бы вы могли пожелать христианам в России?

– Христиане в России, и в Греции, и во всем мире должны делать то, что заповедал Христос.

Когда Христос въезжал на молодом осле в Иерусалим, все кричали: «Осанна в вышних, благословен грядый!..» Одни срезали ветви, другие постилали покрывала, третьи – одежды[11]. Но цена этого славословия была вот какой. Господь сказал: «Эти люди только устами чтут Меня, сердце же их далеко от Меня»[12]. «Вы же, – обратился Он к Своим ученикам, – если вы Мои ученики, соблюдайте Мои заповеди, и если вы соблюдаете Мои заповеди, тогда вы Мои ученики»[13].

 

Вот что все мы, христиане, должны делать: соблюдать заповеди Божии! Когда же мы соблюдаем заповеди Божии, тогда мы на пути, ведущем в рай. Вот так.

 

Благодарим братию монастыря святого Павла за помощь в подготовке материала.

С игуменом Парфением беседовал Антон Поспелов

Перевела с новогреческого Анна Саминская

2 сентября 2010 года

 

----------------------------------------------------

 

[1] Монастырь святого Павла (греч. ???? ????? ??????) расположен на западной стороне Афонского полуострова, основан в X в. святым Павлом Ксиропотамским.

 

[2] Особножительное (по-другому «своекоштное» или «идиоритмическое») устройство монастыря предполагает, что его насельники ведут собственное хозяйство, владеют частной собственностью и распоряжаются ею по своему усмотрению. Общими в идиоритмических монастырях являются только богослужение и кладбище. Власть игуменов распространяется только на обустройство храмов и материальное обеспечение монахов.

 

[3] Великая лавра (греч. ???? ???????? ??????) – первый по списку из афонских монастырей. Лавра основана в 963 г. преподобным Афанасием Афонским, который ввел там общежительное устройство.

 

[4] Преподобный Паисий (Величковский). См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6782.htm

 

[5] Старец Паисий (Эзнепидис; 1924–1994) – один из наиболее известных старцев Святой Горы Афон. На русский язык переведены практически все его сочинения.

 

[6] Скит святой Анны (греч. ????? ????? ?????), находящийся в подчинении Великой лавры, расположен на западной стороне Афонской горы достаточно высоко над уровнем моря. Главной святыней скита является нетленная стопа праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы.

 

[7] Новый скит (греч. ??? ?????), находящийся в ведении монастыря святого Павла, расположен на пути из этого монастыря в скит святой Анны.

 

[8] Старец Анфим – известный афонский подвижник, подвизавшийся в скиту святой Анны. См. о нем кн.: Харалампий Бусьяс. Старец Анфим из скита святой Анны. Минск, 2005.

 

[9] Архимандрит Софроний (Сахаров; 1896–1993) – известный подвижник, богослов, ученик преподобного Силуана Афонского, автор книги «Старец Силуан».

 

[10] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий; 1877–1961) – святой исповедник православной веры. См. о нем: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6701.htm

 

[11] См.: Ин. 12: 12–13.

 

[12] См.: Мк. 7: 6,

 

[13] См.: Ин. 8: 31–36; 14: 15; 14: 21; 15: 7–8.

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пещера неизвестного монаха
 

IMG_2073.JPG   

IMG_2075.JPG   

 

IMG_2079.JPG

 

IMG_2089.JPG

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святой Афон...

Прибежище мое Великий Сын,
И упование мое Его Отец,
Покров мой в мире Дух Святой,
Дарован праведным венец.

Благослави меня в пути,
Мне слышен тихий перезвон,
Мечтою к небу воспарив,
Я жду тебя Святой Афон...

ВБМ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Монах Йован Хиландарец - 103 года

 

O-Jovan-2.jpg

 

Схимонах Иоанн Хиландарец (Радойчич), старейший монах Святой Горы, родился 10 мая 1907 года в Сербии.

Пережил 2 балканские и 2 мировые войны (как шутит братия, "может быть и до Третьей доживёт"). В конце второй мировой войны бежал в Англию, а оттуда, после смерти своей жены, пришел на Святую Гору в монастырь Хиландар, где в 1994 году принял монашеский постриг.

O-Jovan-1.jpg

Он работает в монастырском саду и пишет книги, наиболее известной из которых является изданная в 1995 - 1997 годах автобиографическая трилогия "Туђинче" ("Иностранцы"). Также пишет песни, стихи.

 

Так как ему трудно стучать на пишущей машинке, прошлой весной он купил ноутбук и успешно его использует. Несмотря на свой возраст сохранил остроту и свежесть восприятия, очень остроумный и умный, преисполнен любви к ближним ...

Shi-monah_Jovan_Hilandarac_0.jpg

... Лет пять назад в церкви подходит к нему молодой человек и говорит:

- Отче Иоанне, желаю Вам дожить до ста лет!

 

Отец Иоанн сказал ему:

- Не доброго ты мне желаешь, брате, мне уже 99 лет.

 

На Пасху 2007 году о. Иоанн принял постриг в Великую Схиму.

10 мая ему исполняется 103 года.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник

 

В сети появились первые переводы отрывков из новой книги старца Ефрема Филофейского «Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник».

Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из перевода, сделанного Андреем Захаровым с афонского скита Новая Фиваида. В этом отрывке будущий старец Ефрем рассказывает о первых своих уроках умного делания.

 

Прошло уже некоторое время с тех пор, как я оставил мир. О. Арсений мне говорит:

-Иди сюда, я тебя научу как-нибудь творить молитву.

 

Я тогда не знал умной молитвы.

- Пойдем в мою келью.

 

Казалось его келья была столь мала, что походила на гроб. Как она могла вместить нас вдвоем?! Тогда он сказал:

- Я буду выпрямившись стоять на полу, а ты стой на досках кровати. Будем вместе заключать наш ум в сердце и говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и посмотрим – что будет. Понял?

- Понял!

- Но следи за своим умом, а не за языком. Стоим прямо – ты и я. Следи внимательно, не склоняйся ко сну!

- Нет. Я не засну.

 

Я насколько мог пытался понять то, что он говорил об умной молитве, прилагал усилия, но не получалось ничего. Мы сосредоточились, но ум мой крутился здесь и там. Как только прошло немного времени, он спрашивает меня:

- Понимаешь что-нибудь? Чувствуешь благодать Божию?

- Нет, батюшка мой.

- Вооо-он отсюда! Мы молились столько времени, и ты ничего не понял? Мое сердце уже настолько наполнилось светом и радостью… а у тебя – ничего?! Ты – бык что ли?! Что ты делаешь?

- Нет, я понимаю, что делаю!

 

Действительно, он был настолько прост и благодатен. Он думал, что любой без труда может достичь его молитвенных состояний, что это легко, как огонь зажечь-потушить. Но на самом деле, он был недосягаемым. Непоколебимая вера и стальное послушание Старцу исполнили его духовными дарованиями. Как мог кто-либо достигнуть этого уровня?

 

А после обеда он сказал мне:

- Давай, иди в свою келью и будешь там творить молитву!

 

Пошел и я в свою келью, которая находилась рядом с ним, и начал произносить вслух: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Тук-тук – он стучит мне в стеночку:

- Не говори! Молись, внимая уму, - ты мне мешаешь!

 

Я же просто не мог, сознание мое отбегало. Внутреннее слово не работало, ум расточался, игла цеплялась. Хуже всего было то, что меня борол сон. Где бы я мог немного раскачаться в этой маленькой клетке, чтобы противостоять сну? Боюсь, что именно от дремоты я свалился. Как я ударился! Чтобы не засыпать я начал шептать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

 

Однако старец Арсений до последнего своего часа, а преставился он 97-ми лет, имел острый слух. Поистине, он имел слух как у маленького ребенка. Естественно, он меня услышал. Тук-тук… Он ударил в стенку. Я догадался, что он опять зовет меня.

- Я же тебе объяснил! – Молиться не устами, а умом!

 

На следующий день он передал все Старцу, а мне заметил:

- Шепчет мой мальчик... Когда ты вырастешь?! Ты во время своего бдения молишься восемь часов, а мы – десять-двенандцать. Ты еще маленький мальчонка. Пока мы не можем одеть на тебя даже седло. А как только оденем на тебя седло, тогда и ты будешь молиться десять-двенандцать часов.

 

Можете себе представить то духовное богатство, которое накопили в себе эти титаны духа! Двенадцать часов умной молитвы ежедневно! Как мы можем достичь такой меры, мы, юные. Мы это можем найти только в Синаксариях великих отцов-аскетов!

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва устная и умная

BKS.0151448.jpg

Перевели небольшой отрывок из новой книги старца Ефрема Филофейского "Мой старец Иосиф Исихаст и Пещерник". В этой главе идёт речь о гласной и умной молитве. Прошу отнестись снисходительно к возможным погрешностям перевода.

 

Старец не поучал нас много и не беседовал с нами много об умной молитве. Не потому что не мог, ведь он был по настоящему опытен в Умной молитве, был наследником и продолжателем предания о трезвении, но потому что он был осмотрителен, чтобы не вскружить нам головы мечтаниями о состояниях, которых мы ещё не достигли. Он давал нам немногословные краткие советы во время наших ночных откровений помыслов, в большинстве своём под видом указаний, но они всегда были многоценными.

 

Его принципом было: «двигайся вперёд, а я тебя сопровождаю». И слово становилось делом. Молитвами старца мы трудились в молитве. И бывали времена, когда мы молились по три, четыре, пять часов умной молитвой, со склонённой головой и умом, прилепленным в глубине духовного сердца. Иногда я поднимал голову, чтобы глотнуть воздуха, но эта сладость снова тянула меня внутрь сердца! Душа уже вкусила её и говорила: «Не проси ничего более, это оно. Сие есть драгоценное небесное сокровище! Отведай его!». Действительно! Много раз молитвы моего старца помогали мне стяжать духовное ощущение божественного посещения. Но мы, более молодые, не могли достичь тех духовных высот, на которых парил наш старец Иосиф.

 

Первое, что требовал Старец, как только кто-то присоединялся к нашему братству, как первое поучение, как первое понуждение было: молчание и молитва.

 

— Молитву, чадо моё. Я хочу слышать от тебя, как ты говоришь молитву, а не празднословишь.

Знал этот опытнейший учитель умной молитвы, что если новоначальный замолчит и станет упражняться в молитве, то положит хорошее начало и будет иметь богатые дары Божии в будущем. Поэтому он отмечал: «полезно монаху ест ли он, пьёт ли, сидит ли, служит или прогуливается или делает что бы то ни было вопиять непрестанно «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Так имя Господа Иисуса, нисходящее в глубину сердца, усмирит дракона, спасёт и оживотворит душу. Итак, упорствуй непрестанно в призывании имени Господа Иисуса, дабы поглотило сердце Господа и Господь сердце и стали эти двое единым».

 

 

И Старец постоянно следил за нами, чтобы мы понуждали себя к молчанию с молитвой. И поэтому говорил нам:

 

-Я ничего не хочу от Вас. Я буду готовить, я буду Вам служить. От Вас я хочу только молчание день и ночь, молитву, покаяние и, главным образом, слёзы. Ничего другого не желаю, только понуждение себя к молитве и слёзы день и ночь. Потому что, когда мы приходим из мира, ум наш очень загружен страстями, впечатлениями, мыслями, помыслами, искажениями и оттенками эгоизма и тщеславия. Весь этот мир страстей имеет и соответствующие помыслы и мечтания. Когда, для того чтобы помолиться, мы попробуем удержать ум оторванным и отвлечённым от всего этого, то нам это не удаётся. Почему же? Потому что мы немощны душой и ум удобно впадает в парение. И поскольку мы даже и за послушание не можем удержать молитву в уме так, как о том говорят отцы церкви и предание старцев наших, то мы пытаемся произносить молитву устно, чтобы таким образом гласом молитвы оторвать ум от парения, так чтобы, мало-помалу, молитва усладила ум и оторвала его от мирской пищи и так постепенно заключила его в сердце непрестанно призывающим имя Иисусово. В этом очень помогает прекращение пустословия, так чтобы всё время было занято молитвой.

 

Так же он нам говорил: «Только откроете глаза, немедленно начинайте молитву». Не оставляйте ум ваш блуждать здесь и там и терять время, которое многоценно для молитвы. Когда так понудите самих себя, то и Бог вам поможет приобрести святую привычку только лишь открыв глаза иметь молитву на первом месте на протяжении всего дня. В дальнейшем вы будете трудиться и при этом говорить молитву. Благословляется работа, освящаются уста, язык, сердце, место, время и весь человек, который произносит имя Иисуса Христа. Монах, который непрестанно говорит молитовку, вооружается такой божественной силой, что становится неуязвимым для бесов, которых она сжигает и уязвляет».

 

Говоря молитву весь день устами, наша душа имела такую радость, такое умиление и столько слёз, что это неописуемо. А много раз от устной молитвы приходила такая благодать, что молящийся испытывал такую божественную любовь, что ещё и ум его мог восхититься в созерцание. Это подтвердилось также и в послушаниях, когда необъяснимым способом ум был не просто в молитве, но в созерцании Бога, в созерцании - в чувстве – иного мира.

 

Восхищался ум мой ещё и тогда, когда я помогал Старцу идти в церковь ночью. Телом я помогал Старцу, но умом не был рядом с ним. Мой ум был в другом месте. Странствовал на небесах. И снова я приходил в себя и чувствовал, что находился рядом со Старцем и батюшкой Арсением. И затем я снова удалялся и, удивляясь в уме, говорил: «Какова духовная жизнь! Каково величие монашества! Как оно преображает человека? Как его переделывает? Как его изменяет? Как делает ум его настолько подвижным духовно, что он преодолевает все трудности и достигает того, что невозможно описать словами!»

 

Хотя мы и делали какую-то работу, Старец нас призывал: «Чада, говорите молитву, говорите её вслух!». Само собой, он не имел в виду бормотать, а то, что мы должны говорить молитву с напряжением сердца и совсем не прекращать её. Действительно, мы говорили молитву непрерывно, мягко, шёпотом, чтобы не было шума и не беспокоить ближнего брата. Но не прекращали её никогда, хрипело горло, и болел язык, но – молитва, молитва.

 

Итак, поскольку мы подвизались в устной молитве, нас называли тщеславными и прельщёнными. Но мы делали этот не для того, чтобы чужие нас слышали и восхваляли. Нет!!! Но потому что это был способ подвижничества и метод молитвы со многими плодами:

 

1. Именем Христовым освящается атмосфера и изгоняются демоны.

 

2. Когда кто-то молится, тогда постороннему нелегко приблизиться к нему ради празднословия. Подумает так: «Как я оторву его сейчас от молитвы и стану ему говорить: «Знаешь! Это, другое, третье». Он не обратит на меня внимание».

 

3. Прекращается парение, то есть «празднословие» ума. Потому что если даже и ускользнёт ум, очень быстро звук голоса вернёт его назад.

 

4. Брат, который впадает в мечтательность или празднословие может придти в себя и сказать: «Вот, брат мой молится, а я чем занимаюсь?»

 

Итак, устное призывание, безмолвное, мирное, тихое, приносит столько хорошего! И имя Христово слышится так, как слышится жужжание пчёл, когда они влетают и вылетают из улья, делая мёд, такой нужный и полезный. Также как и этот мёд, такая же духовная польза бывает, когда мы призываем, как некие духовные пчёлы, имя Христово. И Господь, который даёт «молитву молящемуся», видя доброе намерение человека, даёт потом и награды.

 

И потом, от устного призывания, молитва становится внутренней. Открывается умно дорога и молящийся говорит молитву без усилий. Он восстаёт ото сна и тут же молитва начинается сама!

Сначала он начинает с понуждением говорить молитву устно. Когда «бульдозером» гласной молитвы откроется путь, потом он удобно движется на «машине» ума. Устное призывание открывает дорогу в уме, и потом молитва начинает произноситься удобно внутренним словом.

И если молитва проникает ещё глубже и развивается – а это нечто, что принадлежит, по преимуществу, великим трезвенноумным отцам, - тогда в сердце открывается не просто дорога, а самый настоящий проспект. Когда сердце поучается в имени Христовом, тогда бывает великий праздник, с огромной пользой, с огромными духовными богатствами. Тогда находит монах скрытую жемчужину, духовное сокровище и уподобляется мудрому купцу, давшему в выкуп всё: состояние, образование, мирскую славу, домашних, родину, да ещё и самого себя для того чтобы купить сию скрытую многоценную жемчужину и стать богатейшим духовно. Но начинает он как мелкий торговец. Поэтому необходимо гласное призывание в молитве.

Если бы мы не усердствовали в устной молитве и молчании, согласно с заповедью Старца, ум наш блуждал бы по всем закоулкам и приносил бы всю грязь мечтания в сердце.

Если бы не привёл нас сладчайший Бог к этому великому старцу, то мы бы только службы совершали. Конечно же, и уставные службы исключительно полезны по нашей духовно немощи, но у них нет силы усмирить страсти так, как умная молитва. И это происходит по трём причинам:

 

+ Во-первых, потому что умная молитва не отвлекается на многие слова, как на службах, но концентрируется на немногих словах. Так ум усваивает молитву с большим удобством и входит вместе с ней в глубину сердца.

 

+ Во-вторых, потому что каждый может произносить эту небольшую молитву независимо от образования и духовного уровня. Тебе не нужно знать ни грамоту, ни устава, ни музыку. Таким образом, она непосредственно подходит всем.

 

+ И, в-третьих, потому что ты можешь говорить молитву весь день и где угодно. Нет ни места, ни времени, ни состояния в котором ты не можешь помолиться. Но в церкви ли ты, в келье ли, на работе, в дороге ли, в больнице ли, в тюрьме ли, ничего не препятствует молитовке, она всё освящает и бесов устрашает.

 

Как-то раз произошло следующее событие, которое укрепило мою веру в силу и достоинство устной молитвы...

 

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Старец Ефрем Катунакский о действии сердечной молитвы

 

Продолжаем перевод писем старца Ефрема Катунакского о молитве.

 

Один раз, находясь в благодатном состоянии, я прекратил говорит во время молитвы «Господи» и говорил только «Иисусе Христе, помилуй мя». Поскольку благодать увеличивалась всё более, я перестал говорить и «Христе». Затем перестал говорить и «помилуй мя» и произносил только «Иисусе мой». Благодать непрерывно росла, наступил момент, когда я не мог сказать и «Иисусе мой», но смотрел, с поднятой головой, вверх, как пригвождённый, почти недвижимый. Когда кто-то находится в таком предыступлённом состоянии, он ещё имеет, конечно, свои чувства. Далее – исступление. Находящийся в таковом состоянии имеет внутри себя невыразимую сладость, блаженство, слёзы, Божественную любовь и так далее, и по причине всего этого тело дервенеет.

 

(ср. описание этого состоянии старцем Паисием Афонским http://www.taday.ru/text/126369.html прим. перевод.)

 

Это состоянии приходит в конце, иными словами оно является концом, результатом сердечной молитвы. Так происходит тогда, когда молитва подействовала.

Авва Исаак говорит, что когда благодать осеняет молящегося, он полагает, что это есть рай или начатки рая. Много раз произнося молитву чувствуешь внутри себя радость, мир, блаженство. Много раз, находясь в этом состоянии, я говорил старцу Иосифу: «Если и в аду буду, мне всё равно, мне достаточно говорить молитву».

 

Вопрос: Благодать молитвы и радость, которая источается внутри нас способны способны принести человеку такую радость что он будет говорить «только бы молитву мне иметь и там где молитва там и вокруг и рай будет»? Это происходит потому что молитва имеет имя Христово? И там где имя Господа там и благодать?

Ответ: Да, там где имя Христово там действует благодать. Зачем мы занимаемся умным деланием? Зачем трудимся в умной молитве? Для того чтобы найти плод крещения, который мы потеряли.

 

Когда, отец мой, приходит действие умной молитвы, думаешь, что это и есть рай. Мне достаточно того, что я чувствую, не хочу ничего иного. Когда пришла благодать она сделает тебя радостным. Только лишь бы пришла благодать.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте уважаемые форумчане !

 

У меня после прослушивания и прочитывание некоторых лекций профессора А.И.Осипова возникли кое какие вопросы. Собственно дело вот в чем :

 

Каково учение о. Порфирия о духовной жизни? Оказывается, «два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и “пролили кровь, чтобы принять Дух”, доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы...» (с. 204).

 

Что же это за легкий, краткий и верный путь любви, который так искусительно противопоставляется о. Порфирием пути суровых сражений против зла? Его путь, действительно, «легкий»: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни диавола бояться, ни ада, ничего. Должна царствовать любовь ко Христу...

 

Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: “Боже мой, освободи меня от того-то”, — например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти… Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: “Убери его, Боже мой!”» (с. 204). И так далее. Все это звучит как прямое отвержение Евангелия Христова, отвержение всего учения Церкви о духовной жизни христианина!

 

http://www.blagogon.ru/articles/132/

 

Этого старца очень почитают в Греции и стоит вопрос даже о его канонизации.

У меня вопрос:

Можно ли где нибудь в интернете скачать эту книгу (Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова».Малоярославец, 2006), цитаты из которой проф. А.И.Осипов привел ?

 

 

Хотелось бы поподробнее ознакомиться с его житием и учением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хотелось бы поподробнее ознакомиться с его житием и учением.

Я нашла только "Поучения. Автобиография":

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3423411

И "Цветослов советов":

http://pravtor.spb.ru/viewtopic.php?t=7827

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо. К сожалению не могу в сети найти "Цветослов советов" в текстовом формате. А 320 мб качать с моим слабым интернетом целую неделю придется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О Пантелеимонове монастыре и схиархим. Иеремии

Свящ. Игорь Якимчук

218024.b.jpg?0.3856628898065537

Сегодня свой 100-летний юбилей отмечает схиархимандрит Иеремия (Алехин), игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, которым он управляет вот уже 36 лет. К слову, самый долголетний управляющий монастырем. С юности жизнь его была трудной. Коллективизация, выселение на Север, смерть родителей, побег, немецкая оккупация… Пленение и работа в Германии, возвращение на Родину, поступление в Одесскую семинарию и монастырь, где он был под духовным руководством у преподобного Кукши Одесского. В 1974 году отец Иеремия отправляется на Афон. В 1979 году он становится игуменом и духовником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

– Отец Игорь, приходилось ли вам когда-то лично встречаться с отцом Иеремией (Алехиным)? И что это были за встречи, какой он человек?

 

– По долгу своей службы (я несу послушание секретаря Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям) мне регулярно приходится бывать на Афоне, и всякий раз я посещаю Русский Пантелеимонов монастырь и имею возможность видеться с батюшкой Иеремией. Впервые я попал на Афон еще в студенческие годы, в 1996 году, тогда же я в первый раз встретился с отцом Иеремией, взял у него благословение. И меня поразила его простота. Эту простоту он сохранял на протяжении всей своей долгой жизни.

 

– Отец игумен не любит ездить по конференциям, давать интервью. Он не публичный человек. В то же время он постоянно на трудовых послушаниях: закупает продукты, выполняет хозяйственные работы и т.д. Как вы думаете, может ли сочетаться игуменство и отсутствие публичности?

– На мой взгляд, тут нет какой-то особой загадки: монахами становятся не для публичности, а для уединения. Это тем более справедливо, если речь идет о подвиге на Святой Горе Афон. Отец Иеремия по своему смирению старается избегать лишнего внимания, но он всей своей жизнью лучше многих церковных ораторов свидетельствует об истине Христовой. Хотел бы рассказать об эпизоде, виденном мною самим не так давно. Как известно, на Афоне живут по так называемому византийскому времени, которое на несколько часов отличается от общепринятого светского. Приезжающим на Афон паломникам подчас довольно сложно переключиться на афонское время, рассчитать его соотношение с временем мирским. Так однажды было и со мной, когда, заранее узнав, в котором часу по местному времени начинается Божественная литургия в Пантелеимоновом монастыре, я ошибся в расчетах и пришел на нее значительно раньше. Было еще темно. В храме никого, и только через приоткрытые диаконские двери алтаря виднелся мерцающий огонек свечи. Подойдя ближе, я увидел отца Иеремию, вынимавшего из просфор частички за живых и усопших. Весь монастырь спал, а игумен в полном одиночестве молился. Мне кажется, что этот эпизод довольно ярко характеризует батюшку.

218044.b.jpg?0.3948807551059872

– Отец Иеремия подал прошение о поступлении в братию Пантелеимонова монастыря на Афоне в 1960 году. И только после 14 лет ожидания патриарх Константинопольский Димитрий I разрешил ему приехать на Святую Гору. Почему пришлось так долго ожидать ответ?

 

– ХХ век был трагическим периодом в истории Русского Пантелеимонова монастыря и вообще всего русского монашества на Святой Горе Афон. Страшные события, которые произошли у нас в отечестве, отразились в том числе и на положении русской святогорской братии. Наибольшей проблемой стала невозможность пополнять братию новыми насельниками, вследствие чего ее численность стала быстро сокращаться. Если в начале ХХ века общее количество русских на Афоне – братии монастыря, насельников скитов, келий, послушников, трудников, паломников – составляло порой до 5000 человек, то в 1960-е, а особенно в 1970-е годы это число уменьшилось практически до десятка. Русское монашество на Афоне оказалось под угрозой полного исчезновения. Произошло это в силу политических причин.

 

После революции связь обителей с Отечеством прекратилась, в разгар безбожных гонений 1920–1930-х годов никто не мог выехать из Советского Союза, и русское иночество пополнялось за счет русской эмиграции, а также братии, происходившей из бывшей территории Австро-Венгрии – из Карпатской Руси. Но этот ресурс быстро иссяк. После Второй Мировой войны сразу же началась «холодная война», Греция принадлежала к блоку НАТО, Советский Союз считался ее противником. Существовал так называемый «железный занавес», и очень трудно себе представить, чтобы какой-нибудь монашествующий из России или других республик Советского Союза смог попасть на Святую Гору. Даже паломничество было абсолютно невозможным.

218048.b.jpg?0.7504466583486646

Первым соотечественником, оказавшимся на Святой Горе в послевоенное время, а именно в 1959 году, был митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) – в ту пору он был еще архимандритом. Он застал в живых последних старцев Андреевского скита, побывал в Пантелеимоновом монастыре, и его рассказы об увиденном были первой весточкой о том, что происходит на Святой Горе. Когда владыка Никодим стал председателем Отдела внешних церковных сношений, он не забыл об Афоне и всю свою необыкновенную энергию употребил на то, чтобы изменить положение русских святогорцев к лучшему. Плодом его настойчивых усилий стал приезд на Святую Гору в 1974 году двоих монахов из Русской Православной Церкви, в том числе отца Иеремии, и поселение их в Русском Пантелеимоновом монастыре.

– Когда отец Иеремия прибыл на Афон, в каком состоянии он застал обитель?

– Обитель была в плачевном состоянии: в 1969 году произошел страшный пожар – пожары вообще часто бывают на Афоне, и эта беда коснулась Пантелеимонова монастыря. В то время братия была сплошь вся пожилая – самому молодому иноку было больше 70 лет, – но они мужественно, как могли, противостояли натиску огня. Носили ведрами воду с моря для тушения.

 

Огонь, конечно, нанес большой ущерб, но, по милости Божией, не уничтожил главные святыни, монастырские храмы, библиотеку с бесценными рукописями. Вплоть до начала уже нашего столетия, подплывая к Русскому Пантелеимонову монастырю, можно было видеть здания без крыши, без межэтажных перегородок, без полов – просто голые стены с пустыми глазницами окон. Слава Богу, что в последние годы удалось наконец преодолеть последствия той беды.

 

А когда на Святую Гору прибыл отец Иеремия, конечно, это был один из самых тяжелых периодов для Русского Пантелеимонова монастыря и русского монашества на Афоне. Среди братии было много больных, немощных старцев. Некому было исполнять послушания, поддерживать богослужебную жизнь, заботиться о поддержании монастырских зданий. Кругом царила разруха и безлюдье.

 

– Какими были отношения между греческими монастырями и русским?

 

– Русский монастырь старался поддерживать добрые отношения с собратиями из других обителей. В то время игуменом был архимандрит Гавриил (Легач) – выходец из Карпатской Руси (он, кстати, мой двоюродный дед). А ближайшим помощником игумена был его земляк – иеродиакон Давид (Цубер), исполнявший послушание антипросопа (представителя) Русского монастыря в Священном Киноте. Он был яркой незаурядной личностью, свободно владел восемью языками, был очень деятелен и делал всё для того, чтобы, несмотря на все лишения, Русский монастырь выглядел достойно в глазах прочих святогорцев. Благодаря его усилиям отношения с другими афонскими монастырями были ровными и доброжелательными.

218050.b.jpg?0.14225252345204353

– 9 июня 1979 года прошла торжественная интронизация архимандрита Иеремии в игумены Пантелеимонова монастыря. Тогда же он становится духовником обители. Что такое быть игуменом монастыря на Афоне? Какова его роль, обязанности?

– Роль игумена на Афоне, конечно, определяющая в жизни каждой обители. Игумен – это не только руководитель монастыря, он – духовный отец всей братии, образец для подражания. Игумен избирается пожизненно, и авторитет его непререкаем. Поэтому, конечно же, знаменательно, что братия оказала доверие отцу Иеремии, который к тому времени еще не так много жил на Святой Горе. В то же время он был еще сравнительно молод, энергичен – с чем, видимо, братия связывала надежды на какое-то улучшение положения обители. И Промыслом Божиим именно в игуменство батюшки Иеремии монастырь стал возрождаться. В то время мало кто мог представить себе масштаб тех восстановительных работ, которые происходят сейчас, и то, что обитель снова наполнится людьми, что будет многочисленная братия и большой наплыв паломников.

– Что сегодня представляет собой обитель?

 

– Сейчас в монастыре около 60 насельников: монашествующие, послушники и трудники. Есть еще сезонные рабочие, которые приезжают, когда в этом есть надобность, – тогда монастырь населяют до 80 человек. Очень активно идут восстановительные работы, особенно в преддверии 1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон. Из объектов, которые уже отремонтированы, можно назвать скит Старый Русик, келлию святого Димитрия, больничную, архондарики, монастырскую пристань. Монастырь сейчас имеет вид ухоженный и благолепный.

 

В сравнении с другими афонскими обителями у Русского монастыря есть широкие возможности по приему паломников, имеется два архондарика (гостиницы). Особенный наплыв паломников наблюдается на престольный праздник обители – день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона. То же происходит и в другие чтимые в монастыре праздники: Покров Пресвятой Богородицы, дни памяти святого благоверного князя Александра Невского, святителя Митрофана Воронежского, поскольку в честь этих святых и праздников названы храмы в монастыре.

 

– В 2016 году будет отмечаться 1000-летие русского монашества на Святой Горе. Какое значение Пантелеимонов монастырь и Афон в целом имеют для России?

 

– Значение Афона для России и для Русской Православной Церкви трудно переоценить. Именно через Афон мы некогда получили весь корпус духовного наследия Византии. Здесь трудами святителя Саввы Сербского был переведен на славянский язык Иерусалимский Устав, по которому живет наша Церковь. Выходцами с Афона были такие выдающиеся русские святые, как преподобный Антоний Печерский – основатель русского монашества, преподобный Нил Сорский, преподобный Паисий Величковский – возобновитель старчества в Русской Церкви – и множество других.

218047.b.jpg?0.2827154044061899

Связь России с Афоном установилась сразу после Крещения Руси, о чем говорит и нынешний юбилей. И она никогда не прерывалась на протяжении всего тысячелетия.
Влияние было взаимным: для русского человека афонская традиция была некой духовной сокровищницей, идеалом духовной жизни, к которому стремились не только священнослужители и монахи, но и миряне. В то же время и Афон на протяжении веков получал существенную поддержку из России, откуда прибывали новые насельники и материальная помощь. Поэтому грядущий юбилей весьма значим – именно таким его считает Святейший Патриарх Кирилл, который благословил, чтобы эта годовщина отмечалась не только на Афоне, но и во всей Русской Православной Церкви.

 

– Что бы вы хотели пожелать отцу Иеремии в день его столетия?

 

– Хотел бы пожелать, чтобы Господь укреплял силы старца – чтобы он продолжал молиться о нас, чтобы в нашу суетную эпоху как можно больше чающих духовного наставления и примера могли обрести их у отца Иеремии, чтобы братолюбие и мир Христов царили в Русском Пантелеимоновом монастыре и на всей Святой Горе Афон.

 

Со священником Игорем Якимчуком

беседовали сотрудники редакции портала Православие.Ru

22 октября 2015 года

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

На Афоне торжественно отметили 100-летний юбилей игумена Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) http://afonit.info/novosti/novosti-russkogo-monastyrya/na-afone-100-letnii-ubilei-o-ieremii

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

100-летний афонский старец Иеремия впервые дал интервью для телевидения(+ВИДЕО)

Святая Гора Афон, 28 октября 2015 г.
 
22 октября 2015 г. игумену Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандриту Иеремии (Алехину) исполнилось 100 лет со дня рождения. Портал «Русский Афон» опубликовал видеосюжет, в котором 100-летний афонский старец Иеремия впервые дает интервью для телевидения.

https://youtu.be/2v7cx0Q2oPk

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
33 минуты назад, Алексей_ сказал:

В моем понимании

Когда мы благодарим Бога, то понимаем, что все в нашей жизни чудо. Вся жизнь из чудес состоит)

Изменено пользователем inna d
ошибка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 минут назад, Алексей_ сказал:

Думаю ответил на Ваш вопрос.

Нет, не ответили.

 

21 минуту назад, Алексей_ сказал:

Чудо БЫЛО дано,  нужно верить.

В лозу?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Алексей_ сказал:

Здесь в кого верить? Печь чудо явила? Вы пытаетесь зацепиться за слово чудо... 

Я "зацепился" за "Чудесна эта лоза". И странно, почему вы второй раз уходите от прямого ответа на простой вопрос, посылая вместо этого по ссылкам.

 

4 минуты назад, Алексей_ сказал:

Насколько Вам интересна сама тема не знаю.

Мне интересно, как вы эту тему связали с лозой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Алексей_ сказал:

Вы по первой ссылочке переходили? Текст внимательно читали?

Да.

 

2 минуты назад, Алексей_ сказал:

Не думал,что это вызовет Ваш неподдельный интерес...

Применение лозы в материале по "первой ссылочке" представлено магическим ритуалом, который весьма странно видеть на православном ресурсе.

 

4 минуты назад, Алексей_ сказал:

Ответил как мог.

Алексей, я просто хотел услышать ответ от вас, а не по другим ссылкам гулять. =)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда я пребывал в возрасте, в котором имеют обыкновение посещать школу, у меня был очень серьезный нигилизм по отношению истории как науки. Наука в моем понимании должна быть непредвзятой и объективной, и в истории я этого никак не наблюдал.

 

С возрастом, я смягчил свое отношение к истории, но все равно считал ее недонаукой.

 

Уже совсем недавно, начав читать четырехтомник Болотова по Церковной истории, в качестве вступления прочел его рассуждения о том, что же это за наука история. Очень они мне понравились, потому что эти рассуждения каак раз выявляли те проблемы, о которые и я в свое время спотыкался.

 

Мне, Алексей_, импонирует ваше трепетное отношение к Афону, но мое отношение к Афону очень многогранное, и не каждая грань является трепетной.

 

То же касается и чудес - чудеса всегда очень индивидуальны. Можно было бы даже сказать - субъективны, но, по факту, они как раз фиксируются объективно, без какой-то предвзятости, их поэтому назвать субъективными неправильно. Но все же восприятие чуда глубоко субъективно.

 

Поэтому вас не должно расстраивать, если ваши повествования о чудесах будут "в упор" не понятыми. И, даже более объективное название, вынесенное в топик (Современный Афон) останется таким же.

 

Даже при личном посещении Афона каждый там увидит лишь то, что должен увидеть, и ничего более. Кто-то просто каких-то монахов, гоняющих на джипах, видит. Ну, то есть, практически то же самое, что мы видим каждый день у нас на дорогах России. :) А у кого-то чудеса случаются...

 

Хотелось бы только напомнить, так как в словах не слышно уверенности, что чудом мы называем событие, при котором нарушается закон объективной реальности, в которой мы живем, и есть еще знамение, которое тоже является таким же нарушением, но объявленным заранее (например, выпадение снега летом). Если нарушение было объявлено заранее, а позже по факту и происходит, то это не чудо, а знамение. Если же происходит неожиданно для наблюдающего такое нарушение - тогда это и есть самое настоящее чудо.

 

Например, рождение Саррой Исаака было знамением, потому что об этом было заявлено заранее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, Алексей_ сказал:

В чем Вы увидели магию? В посте, в молитве, в воздержании?

Вот в этом:

Цитата

А именно, как говорится в письме, у себя в храме нужно заказать молебен святому Симеону о даровании детей, опустить кусочек лозы в освященную воду. Сорок дней, в течение которых супруги должны принимать натощак эту воду, нужно провести в посте и иметь раздельное ложе, а также творить ежедневно по пятьдесят поклонов с молитвой Спасителю и Божией Матери.

 

3 минуты назад, Алексей_ сказал:

Вы зацепились за слова Чудесна эта лоза. Так по Вашему здесь чуда нет? Через что или кого Бог чудо являет Вам нужно это все в подробностях знать? Вам механизм явления чуда нужен? Это точно не ко мне...)

Мой вопрос относился к привязке чуда к лозе. Фетишизации не место в православии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, АндрейВ.Х. сказал:

Фетишизации не место в православии.

Андрей, человек, возможно, не понял вашего вопроса. Без  долгих разговоров можно коротко сказать, что чудо происходит от Господа разными способами. Кто переоценивает "святыньку", тот отходит от генеральной линии)

 

Изменено пользователем Мария Ш
Опечатка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, Алексей_ сказал:

К Богу чудо привязать не пытались?

Мне и пытаться не надо. Есть чудеса от Бога, а есть попущенные Богом чудеса от бесов. И замечание моё было не к лозе, а к её применению в контексте православия.

 

6 минут назад, Алексей_ сказал:

Ну это Ваше мнение.

Православное вероучение исключает суеверия, среди которых и фетишизация, и обрядоверие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...