Jump to content
  • 0
Татиана.

Ищу духовника

Question

Как найти духовника?

Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

 

Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих.

Преподобный Исаия († 370).

 

С великою заботливостью и обдуманностью постарайся найти мужа, который непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, силен в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал Богу. И если найдешь такого, передай ему себя, ни во что вменив и отринув прочь всякую свою волю, чтобы ты оказался подобным чистому сосуду, храня, к своей похвале и славе, влагаемое в тебя добро.

Святитель Василий Великий (330-379).

 

Будем искать наставников не предведущих, не прозорливых, но паче всего точно смиренномудрых, наиболее соответствующих как объемлющему нас недугу, так и по нравственности своей и месту жительства.

Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному; то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели. Но по вступлении на поприще благочестия и повиновения, уже отнюдь не должны мы испытывать или судить в чем-нибудь доброго нашего наставника и судью, хотя, может быть, в нем, как в человеке, и увидим некоторые малые согрешения. Если же не так, то сделавшись сами судиями, не получим никакой пользы от повиновения.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

 

Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобой образа жизни, хотя он и очень мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не изведав на деле.

Пользуйся таким советником, который умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения. Поэтому-то не всякий подающий совет достоин доверенности, но только тот, кто прежде сам хорошо управил свободу свою и не боится осуждения и клеветы.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

 

Ищи себе старца тихого, доброго, смиренного, пребывающего в мире совести и внутреннем безмолвии, то есть никого не осуждающего. А тех, которые всех осуждают, всем недовольны, да еще сребролюбивы – от таковых беги, ибо с ними еще развратишься сам.

 

Руководитель должен указывать дорогу, по которой шел сам, а если будет руководить только по книгам, – выходит совсем не то. Говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят,как благ Господь (Пс. 33, 9), тогда только познают свои ошибки.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

 

Прекрасно ваше желание – находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

 

Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, «протереть себе глаза», положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином – иметь твердую веру, быть послушным членом Св. Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874-1937).

 

Теперь вопрос – где и как найти руководителя – решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец.

 

Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага. На первый раз ходи в определенном порядке благочестном, под нареченным отцом. Когда назнаменует Господь пользою от него очевидною, великою, испытанною, что это есть твой окормитель, – предайся ему. Скажется противное – желай иного, но ищи его с опасением, терпением, пожданием, чая указания Божия или сретения кого Бог пошлет, оставаясь все в том же порядке благочестной жизни и под тем же отцом, в неотделении от него.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

 

 

Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение «духовный отец», но человек не становится духовным сыном или дочерью (духовным чадом) священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом.

Священник Константин Островский (р. в 1954).

 

 

Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца!..

Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу - знай, что это твой истинный духовный отец.

Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

 

Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то, с рассуждением и проверкой.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Share this post


Link to post

Recommended Posts

  • 0

О духовном отце

 

На путях воцерковления рано или поздно встанет вопрос: как найти духовного наставника, духовника?

Это один из самых трудных вопросов сегодняшнего дня. Прочитав много книг, большинство из нас, естественно, начинают искать себе духовного отца. Тем паче, что вся святоотеческая традиция говорит о необходимости духовного руководителя. В то же время мы часто сейчас слышим от церковных людей и от священства, что наступило такое время, когда духовных отцов быть не может. Вера оскудела, и по этой причине не надо пытаться, не надо искать... "Единственным наставником твоим, — говорят они, — могут быть сейчас лишь святоотеческие книги"... Не спешите сразу судить, так это или не так.

Чтобы не возникала путаница, мне думается, нужно различать такие понятия, как исповедник, духовный наставник, духовный отец и старец. Есть общецерковное мнение, что старчество теперь сильно оскудело. Но и сейчас есть всеми признаваемые духовные люди, к которым верующие прибегают за советом и считают их старцами.

Таковыми, например, являются: архимандрит Иоанн Крестьянкин в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Кирилл — в Свято-Троицкой Лавре, протоиерей Николай на острове Залита, монашествующие в некоторых других монастырях нашей Церкви. К ним верующие люди часто прибегают для того, чтобы получить наставления, духовный совет, обрести правду жизни.

Но существует и другая сторона этого явления, о которой неоднократно говорил митрополит Антоний Сурожский в своих выступлениях. В наше время немало молодых священников принимает на себя старческие обязанности. Не вполне осознавая, что есть духовная жизнь, они берутся отвечать на какие-то очень серьезные и глубокие жизненные вопросы прихожан. Они пытаются даже указывать им жизненный путь, более того, указывать с некоторой жесткостью, самонадеянно считая себя возвещателями воли Самого Господа. Такое "младостарчество" представляет собой серьезную опасность для воцерковляющегося человека.

В то же время духовное наставление, на мой взгляд, явление необходимейшее, без него входящему в церковную жизнь обойтись никак нельзя. Представить порядок своей церковной жизни в миру дело непростое, увидеть самого себя сложно и практически невозможно, поэтому очень нужно и очень важно прибегать к священнику за советом, за наставлением.

Читать полностью:http://www.zavet.ru/garmaev/ways10.htm#d02

Share this post


Link to post
  • 0

Как найти духовника

Священник Алексий Уминский

 

 

Выбор духовника происходит в течение жизни

 

– Когда новоначальный приходит в храм, для него рано или поздно встает вопрос о выборе духовника. Конечно, в любом храме можно найти хорошего священника, но как узнать, что именно этот священник подходит на роль лично твоего духовного отца? Как возникают отношения духовника и духовного чада?

– Мне кажется, что не надо бояться выбрать «не того» духовника, потому что выбор происходит постепенно, в течение жизни. Особенно, на первых порах люди могут менять приход в зависимости от того, насколько им удобно, и, в каком-то смысле приятно молиться в храме. И это дает им возможность духовного продвижения.

Духовник определяется не просто человеческими симпатиями, хотя это тоже влияет, прежде всего, на выбор человека. Мы ведь привыкли делать выбор, исходя из наших представлений о красоте, в том числе, о красоте духовной, образования, стиля поведения. Это нормально, когда человек подходит к священнику, с которым ему легче всего найти контакт, и которому легко открыться на исповеди.

А в дальнейшем определяется духовный путь: если новоначальный христианин чувствует, что духовные советы, наставления, молитвы этого священника являются для него опорой в духовной жизни – значит, выбор сделан правильно. Но если человек чувствует, что им пытаются манипулировать, что на него налагают какие-то непомерные ноши, что он лишается духовной свободы – мне кажется, здесь есть, о чем подумать и осмотреться вокруг себя.

Духовник не является ни гарантией к спасению, ни обязательным условием, это некое средство, которое человек может употребить в своей жизни и будет счастлив, если ему удастся найти по сердцу духовника. А может быть так, что человек и не нуждается в этом – достаточно того, что есть сама Церковь. Есть Евангелие, Таинства, священники, которые говорят проповеди и в них учат тебя духовной жизни, есть святоотеческая литература, в которой все уже сказано, есть свой собственный ум и своя собственная воля. Этого, в принципе, достаточно для спасения. А духовник – это нечто дополнительное, но не являющееся неотъемлемой частью спасительного пути. Это, как бы, некий бонус, который дает Церковь.

– Как определить, больше подходит ему духовник из белых священников или монашествующих?

– Это не имеет значения. Для новоначального христианина духовник – это больше катехизатор, чем духовный руководитель. Это тот, кто учит его первым шагам в духовной жизни, которые дают ему самые обычные, простые самые общие духовные наставления. От духовника на этом этапе требуется только одно – не «перегнуть», не наложить бремя на новоначального сверх меры, чтобы тот не сломался в начале пути. Поэтому говорить о серьезном духовном руководстве даже не стоит.

Мы понимаем, что, пройдя какой-то жизненный путь и обретя определенный опыт, человек перестает нуждаться в постоянной помощи от духовника. Есть какие-то вещи, когда человек, получая духовный навык, разрешает свои духовные проблемы самостоятельно. Это очень хорошо, потому что человек в этом случае обретает почву под ногами, он уже сам умеет молиться, умеет различать голос Бога, сам внутри себя может определить, что спасительно, что губительно, и это очень важно, чтобы люди определяли волю Божию не при помощи духовника, как некоего компаса, но и сами умели это делать. Иначе получается, что у нас, кроме как священники, никто волю Божию знать не может, а это заблуждение.

– Что бы вы хотели пожелать человеку, находящемуся в поиске духовного отца?

– Не спешить.

Источник: http://www.duhovnik....5#ixzz1bhPz7QDW

Share this post


Link to post
  • 0
Guest Екатерина

Здравствуйте! Я очень хочу найти хорошего духовника, у меня это не получается. Я слыша, что нужно помолмиться. Напишите пожалуйста, если кто просил у Госопда духовника, то что вы при этом говорили и к каким результатам это привело?

Share this post


Link to post
  • 0

Напишите пожалуйста, если кто просил у Госопда духовника, то что вы при этом говорили и к каким результатам это привело?

 

Может я немного не о том, о чем Вы спрашиваете, простите заранее.

На днях читала статью митр. Антония Сурожского и мне запомнились его слова: "Но где искать духовников? Беда в том, что старцев, даже духовников, искать нельзя, потому что мы можем обойти весь мир и не найти; но опыт подсказывает, что иногда Бог нам посылает нужного человека в нужную минуту хоть на короткий срок. Он тогда вдруг делается для нас тем, чем были старцы."

Прочитав эти слова я вдруг поняла, что действительно никогда не искала духовника, в смысле, я просто приходила, исповедовалась, а цели такой у меня никогда не было. Господь Сам как-то вел... может быть за то, что я никогда не молилась об этом, Господь послал такие страдания и испытания, прежде чем я осталась у того духовного отца, которого, наверно, всегда искала моя душа.

Ну и еще, что особенно понравилось у митрополита Антония Сурожского:

"Вы, наверное, помните, как в свое время египетская пустыня была перенаселена подвижниками и наставниками, и, однако, люди не выбирали себе наставника по признаку его выдающейся славы, не шли к тому человеку, о котором говорилось больше всего хорошего, а находили такого наставника, которого они понимали и который их понимал.

И это очень важно, потому что послушание не в том, чтобы делать слепо то, что говорит некто, имеющий над вами или материально-физическую, или душевно-духовную власть; послушание заключается в том, что послушник, выбрав себе наставника, которому он верит безусловно, в котором он видит то, что он сам ищет, вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все проявления личности наставника и все проявления его духовного опыта перерасти самого себя, приобщиться к этому его опыту и стать человеком, который уже вырос за предел той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями."

Share this post


Link to post
  • 0

вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все проявления личности наставника и все проявления его духовного опыта перерасти самого себя, приобщиться к этому его опыту и стать человеком, который уже вырос за предел той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями."

+100 :good0000: Так оно и есть.

Share this post


Link to post
  • 0

Господь сам приведет к духовнику,который вам нужен.Необходимо просто жить церковной жизнью.По милости Божией у меня есть духовный отец,но я не молилась об этом и никогда не думала,получилось все очень неожиданно для меня.Помоги вам Господь!

Share this post


Link to post
  • 0

Silence (Сегодня, 22:10) писал:

вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все проявления личности наставника и все проявления его духовного опыта перерасти самого себя, приобщиться к этому его опыту и стать человеком, который уже вырос за предел той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями."

 

Это точно!!! :good2000:

Share this post


Link to post
  • 0

Духовный отец

Священник Артемий Владимиров

 

 

 

Духовный отец... Кто это? Православный священник, пастырь Божий, батюшка. У каждого христианина рано или поздно должен появиться духовный отец. Не без участия родного, плотского отца входим мы в земную жизнь. Тем более жизнь во Христе, жизнь в Церкви требует участия и попечения со стороны отца духовного. Мало-помалу подрастает малыш, и все явственнее в телесных чертах его проявляется сходство, иногда разительное, с земным родителем. Та же внешность, та же осанка, те же интонации голоса. У взрослых и на их примере мы учимся земной жизни: образу поведения, манере обращения с людьми, а главное - воле к жизни, настойчивости в достижении цели, умению выбирать для этого только благие, нравственные средства. Беда, если дети не могут получить никакого хорошего урока от своих родителей! "Господи, - так и хочется помолиться, - вразуми родителей и пошли добрых людей на помощь малым чадам твоим!.."

Но и в духовной жизни, в духовном становлении личности нам необходимо опираться на живого человека, который служил бы для нас примером веры и образцом благочестия, стремления исполнять заповеди Божии. Для этого и нужен духовный отец, православный батюшка. "А почему, - спросите вы, - обязательно священник? Неужели не достаточно просто доброго и хорошего человека, верующего христианина?" Дай Бог, чтобы вас, дорогие мои читатели, окружали подобные люди, и прежде всего, ваши крестные родители, о которых мы уже вели речь. Дай Господи, чтобы, начиная отцом и матерью и кончая школьными учителями, взрослые явились для вас истинными наставниками в праведной жизни! Но, признаюсь, да и вы сами знаете, мы живем в очень нелегкие времена. Некоторые подмечают, что детям даже легче прийти к Богу и к Церкви, нежели взрослым, чьи судьбы были изломаны воспитанием, совершенно чуждым основ родной православной веры. Часто родители впервые берут в руки книгу "Закон Божий" после того, как их сын или дочь уже прочитали ее. Как бы то ни было, должно молиться - и Господь Бог, знающий нашу нужду, пошлет нам доброго пастыря Своего. Неважно, какой это будет батюшка, постарше или помоложе, добрый или внешне строгий, из монахов или представитель белого, то есть женатого, духовенства. Самое главное, чтобы он был благоговейным рабом Христа Спасителя и преданным сыном общей нашей Матери - Православной Церкви. Важно, чтобы он сам трудился над спасением своей собственной души - тогда и о вашей попечется без небрежения и поведет вас вместе с собой узким, но благодатным путем покаяния и молитвы, смирения и подлинной любви к ближним в Царство Небесное.

"А как именно молиться о даровании такого священника, который станет для нас столь же родным, что и собственные родители?" - поинтересуетесь вы. Я сам, честно скажу, долго искал духовного отца. Без сомнения, мы можем исповедоваться у любого православного пастыря. Но не всякий проявит полноту отеческого попечения о душе-сиротке. Так было и со мной. По сей день я благодарен тем священникам, которые терпеливо выслушивали мои первые неумелые, сбивчивые юношеские исповеди и ободряли меня на еще незнакомой и трудной дороге духовной жизни.

Но мне не суждено было обрести среди них того наставника, в котором душа сразу бы признала отца во Христе. Ощущая великую потребность в духовном отце, я молился искренно, как мог, Божией Матери: "Владычице, Богородице! Ты видишь, как мятется бедная душа моя! Я верю, что и у меня есть свой батюшка, но только до сих пор мне не суждено было увидеть его. Матерь Божия, Пречистая Мария, укажи мне, недостойному, того пастыря, через которого душа моя будет познавать и по мере сил исполнять волю Сына Твоего. Не отринь, но услышь и помоги мне!" Вот так или примерно так я молился, зная, что рано или поздно это случится. Сердце не обмануло меня. "И что же? - с нетерпением спросите вы. - Эта встреча произошла? Вы его узнали?" Да, друзья мои, Матерь Божия никогда не оставляет нас в беде. Лишь бы мы были искренни пред Богом и пред Нею, сознавая себя грешными, надеялись всеми силами души на Их милость. И умели ждать. В один прекрасный день совершенно неожиданно для себя я увидел в храме священника, чей открытый и добрый взор привлек меня к нему. "Батюшка, благословите", - произнес я, по обычаю складывая руки, ладонями кверху так, чтобы они имели форму креста. Священник сложил по-особому пальцы правой руки, как это делают пастыри, и с благоговением перекрестил меня, сказав: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Поверьте, тогда-то моя душа узнала, что это он, мой духовный отец, узнала и возрадовалась, как радуется сын, после долгой разлуки обретший своего родителя. "А что же было дальше?" - предвижу все тот же нетерпеливый вопрос. Как говорится, обо всем не расскажешь; только моя жизнь после этой встречи в корне изменилась. Слава Богу за Его промышление о нас грешных! Важно верить и знать, что рукой священника нас благословляет Христос Спаситель. И благословение это, духовная сила, в нем почивающая, бывают действенны в нашей жизни. "Сам не плошай, а на Бога то надейся", - несколько переиначим мы известную пословицу. По благословению пастыря Господь удвоит и утроит наши силы, какое бы благое дело мы ни предпринимали. Сдаем ли экзамены (а это вещь немаловажная, не правда ли?), проходим ли курс лечения, думаем ли о выборе жизненного пути, Спаситель чудно все устроит по Своей святой воле - со священническим благословением. А если по воле Божией - значит и для нас наилучшим, наипрекраснейшим образом!

Думаю, что духовные взаимоотношения с наставником должны начаться с серьезной и подробной исповеди. В следующей главе я вас научу, как это делать. Поведаем батюшке обо всем, что когда-либо ранило и уязвляло нашу совесть начиная с самого детства. Ведь священник - это не просто добрый человек. Сам Христос дал ему великий благодатный дар - власть прощать именем Божиим и разрешать православных христиан, искренно кающихся, от всех их грехов. После такой исповеди души пастыря и пасомого соединяются Христовой любовью столь крепко, что никакая сила, ни на небе, ни на земле, их не разлучит. Это называется (в отношении священника) духовно породить свое чадо во Христе. Конечно, подобное свершается и в таинстве крещения, если только этот батюшка станет вашим духовным отцом.

Действительно, мы спешим к священнику, нашему пастырю, и рассказываем ему то, что подчас и родителям поведать сразу не можем. И горе, и радость - все несем духовнику. Кто лучше него во всем разберется и точнее укажет, как в этом или в другом случае поступить - чтобы было Богу угодно и свершилась с нами Его святая воля?

Самое замечательное, когда священник становится духовником всей семьи! Много нужно молиться и самому стараться произвольно не согрешать, чтобы и маму, и папу, и остальных сродников привести к батюшке. Он поможет водворить в доме единомыслие. И родителей, с Божией помощью, повенчает (а это никогда не поздно!), и жилище освятит. Думаю, что многие из наших читателей живут в неосвященных квартирах. Представляю себе, как кто-то прочитает нашу книгу - и сразу к знакомому священнику: "Батюшка, очень просим, приходите!.." А дело это и правда значительное. Только должно помнить, что главное - сердца живущих в доме. "У кого на сердце мир, тому и на каторге рай", - метко и мудро подметил русский народ.

Не всегда нам дано видеть духовника так часто, как бы нам того хотелось. Но восполняет этот ущерб молитва. "Если чего попросите во имя Мое, то сделаю", - говорит Господь. "Много может усиленная молитва праведного", усиленная доброй жизнью духовного чада.

По обоюдным молитвам пастыря и пасомого Бог творит чудеса. Имейте в виду: и батюшка нуждается в молитвах своих детей во Христе. И если мы молимся с усердием за земных родителей, неужели забудем духовного? Раскройте, пожалуйста, православный молитвослов. Вы найдете в разделе поминальных молитв особое прошение о духовном отце.

Вот оно: "Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя рек), и святыми его молитвами прости мои согрешения". Что до меня, я стараюсь ежедневно молиться и за своих родителей, и за батюшку, зная, что и они за меня молятся. Говорят, что через этот малый подвиг между священником и его детьми устанавливается незримая духовная связь. Так, у преподобного Серафима Саровского в келье на подсвечнике всегда горели восковые свечи. Эти свечи он ставил за своих духовных чад. И за святость жизни его Господь дал Своему угоднику дивное ведение: если вдруг какая свеча падала, преподобный уразумевал, в Духе Святом, какой из его пасомых смертно согрешил - и святой батюшка усиливал молитвы за попавшего в беду. Без спору, Саровский чудотворец - избранный угодник Божий, но, верим, молитва любого батюшки за своих чад пред Богом значит много.

Глава подходит к концу, а духовная жизнь в Церкви у нас только начинается... Что еще сказать? Настоящий духовный отец и после смерти с нами не разлучится. И дай нам Бог так трудиться над спасением своей души и так прилежно слушать и выполнять его наставления, чтобы на Страшном Суде Христовом он, стоя рядом с нами, мог бы дерзновенно сказать с радостью: "Вот я и дети, которых дал мне Бог".

Share this post


Link to post
  • 0

Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

19 ноября 2010 г. Источник: Фома.Ru

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, – мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию.

35015.p.jpg

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Фото Дмитрия Ярцева

– Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

– Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека.

И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.

– Считается, что духовник должен научить человека мыслить самостоятельно, самостоятельно расти духовно. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Это действительно неправильно?

– Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор.

Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.

Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи, бороться с дьяволом. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле. Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам воду, пищу, всё, что необходимо. Но как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе.

– А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать?

– Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать… как он может тогда быть духовным учителем христианина?

Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность.

35014.p.jpg

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Фото священника Игоря Палкина

– Некоторые люди принципиально ищут духовника в монастыре и даже не заглядывают в храм рядом со своим домом…

– Это опять же неверно, когда человек ищет где-то за морем, думая, что там будет лучше. Старец Силуан говорит, что если человек верит духовнику, то Господь ему открывает через духовника мудрость, независимо от того, насколько духовник мудрый, ученый, или опытный. Тут нужно больше доверия вопрошающего к Господу. Если есть доверие Богу, то благодать Божия открывает то, что необходимо вопрошающему.

– Во многом тяготение к монастырю у новообращенного человека связано с тем, что путь монаха считается более правильным, более спасительным, а жизнь мирянина представляется своеобразной «полумерой».

– Жизни монаха и мирянина, конечно, серьезно различаются. Это два разных пути, но они в равной степени ведут к главной цели человеческой жизни: спасению души и соединению с Богом.

Если человек уходит в монастырь, он целиком посвящает свою жизнь спасению души. Его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше.

Но и жизнь мирянина также подчинена той же цели спасения. Разница лишь в том, что у мирян она сопряжена с другими обязанностями: обеспечением семьи, воспитанием детей, другими важными богоугодными заботами. К тому же в жизни человека, не удалившегося от мира, встречается масса мирских искушений, но это не только лишняя опасность, но и лишняя возможность, потому что, преодолевая эти искушения, человек приобретает бесценный духовный опыт.

Важно помнить, что Господь знает, кому какие испытания послать. Нет человека, который не может спастись. Поэтому, выбирая свой путь, нужно помнить, что как путь монаха, так и путь мирянина одинаково спасительны, и выбор важно сделать осмысленно, без спешки, исходя из своих внутренних приоритетов. И поступить в соответствии со своей совестью, по Божией правде.

– Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как сделать правильный выбор?

– Важно помнить, что наш мир лежит во зле, все мы грешны после грехопадения Адама, и здесь у каждого человека, у каждого духовника есть тоже свои грехи. Полного идеала никогда не бывает.

Действительно, есть люди большого знания и духовного опыта, к которым можно пойти под духовное руководство. Однако выбирать нужно внимательно, понимая, что даже очень хороший духовник может по каким-то причинам не подходить лично вам. Даже очень эрудированный и опытный духовник может не подойти по каким-то чисто человеческим критериям, и вам будет трудно выстроить свои отношения, поэтому важно оценить всё, в том числе и человеческую совместимость

И кроме того, я хотел бы напомнить, что говорил Феофан Затворник о начале духовной жизни человека. Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу – главное, для чего человек приходит в Церковь. И если человек научился покаянию, перемене души и молитве, то он сможет жить при любом духовнике, сам действовать, самостоятельно делать выбор в пользу добра, стремиться к нему. Если же не научился – никакой духовник ему не поможет.

Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необходимо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их.

И, конечно же, человеку, пришедшему в Церковь, нужно непрестанно молиться, ведь общение с Богом – это и есть главное, к чему стремится каждый христианин.

***

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.): «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».

 

***

Преподобный Симеон Новый Богослов (X в.): «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

 

***

Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

 

***

Святой Макарий Великий (IV -V вв.): «Встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном… которое требуется и доставляется истинным подвижничеством. <…> В монастырях употребляется о таких старцах изречение: Зсвят, но не искусенИ, и наблюдается осторожность в советовании с ними… чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев».

 

Share this post


Link to post
  • 0

Очевидно, что в наше время настоящих духовных отцов имеет один православный мирянин из тысячи. Многие же не верно называют своими духовными отцами знакомых священников, которые иногда дают им духовные советы и интересуются их жизнью. Игнатий Брянчанинов, который отошёл ко Господу уже 150 лет назад, ещё в своё время заметил о постепенном исчезновении духовного отцовства. Сейчас же, когда после 70 лет гонения православной веры и практического истребления священничества, народ массово стал обращаться к вере, духовников просто чисто физически не может быть более, чем один на тысячу христиан. Но не хватка живого общения с духовником и прямого его наставничества в большой степени компенсируется наличием развитых информационных технологий. Тот кто имеет безлимитный доступ в интернет может очень быстро и достаточно точно найти ответы на все наболевшие духовные вопросы, при чём не от неизвестно кого, а непосредственно от Святых отцов, через их труды и поисковые системы интернета. Достаточно много замечательных документальных и художественных православных фильмов, много православных форумов. Видится явная подмена по воле Божьей живого и беспрекословного духовного наставничества на заочное интеллектуальное более информативное. Это требует аналитизма ума и предоставляет право добровольного выбора. Мне видится в этом значительное благо

Share this post


Link to post
  • 0

Добрый вечер всем форумчанам!

Вопрос такой: очень хочется иметь духовника. Священника, у которого не просто можно было бы исповедаться, но и получить совет, наставление. Чтобы человек был так же заинтересован в спасении моей души, как своей собственной. Это вообще возможно или даже не надеяться? Просто устала от шаблонных исповедей. кажется что ты (в смысле твоя душа)никомуне нужна. :to_take_:

Share this post


Link to post
  • 0
Это вообще возможно или даже не надеяться? Просто устала от шаблонных исповедей. кажется что ты (в смысле твоя душа)никомуне нужна

Почему никому, Богу нужна и это самое главное.Ведь и Вам нужно икать, в первую очередь, Бога, а духовник, как раз, и нужен, чтобы Вам с Богом не разминуться.Притом, духовный наставник, в идеале, инструмент промысла Божия, но если духовника нет, промысел Божий, все равно, всегда и во всем будет с Вами.

Share this post


Link to post
  • 0
но если духовника нет, промысел Божий, все равно, всегда и во всем будет с Вами.

Я тоже мечтала о духовнике , много было прочитано... и как-то прочитала, что один человек взяв благословение у своего духовника, потом ещё взял благословение у других священников - на всякий случай.

Вот здесь я и призадумалась : зачем нам духовник , если мы маловеры ?

Ведь это же надо просто полностью доверять духовнику и делать так как он скажет.

В монастырях это называется послушанием.

Я поняла, что пока не готова полностью довериться духовнику. У арх. Тихона в книге "Несвятые святые", я тоже об этом вычитала.

Всё же я думаю - надо самой себе сначало признаться" смогу ли я полностью идти тем путём который мне укажет духоный наставник ?"

Мы по наставлениям Евангелия не очень-то, а тут подчинение должно быть полным...

Во вопрос какой меня мучает.

Share this post


Link to post
  • 0

А я и не мечтала о духовнике, ходила в храм, на исповедь к одному и тому же батюшке, а теперь он мой духовный отец, так вот получилось и я благодарна Господу за это!

Иногда трудно подчиниться тому что говорит батюшка, думается ему хорошо так говорить, а как же я смогу так сделать, но оказывается все даже очень легко, главное верить Богу и своему духовнику. :yes30000:

Share this post


Link to post
  • 0
Вопрос такой: очень хочется иметь духовника. Священника, у которого не просто можно было бы исповедаться, но и получить совет, наставление.

а мне, простите, видится проблема в "очень хочется"

одним очень хочется машину, другим квартиру третьим ещё чего подавай... у Вас "хочу" вроде бы благое, но "хочу" т.е. думаете о своём желании, но не уповаете на Бога...

совет и наставление Вы поможете получить у любого священника... да что там у священника, Вы вот даже на форум пришли за советом и наставлением ;)

Просто устала от шаблонных исповедей

а Вы не используйте шаблоны, боритесь с тем, что входит в эти шаблоны, бегайте от этого

а на счёт спасения души Вашей, не думаю, что даже Вы сами настолько заинтересованы в её спасении насколько заинтересован Господь, а лучшего духовника не найти...

простите, если сообщение покажется грубым, не хочу Вас обидеть...

Share this post


Link to post
  • 0

Конечно готовность доверять необходима, но при этом нужно оставаться рабом Божьим, а не рабом духовника.К сожалению, желание обрести наставника,часто, результат не осознанного бегства от ответственности.

Share this post


Link to post
  • 0
Конечно готовность доверять необходима, но при этом нужно оставаться рабом Божьим, а не рабом духовника.К сожалению, желание обрести наставника,часто, результат не осознанного бегства от ответственности.

 

Полностью согласна...

Ах , как очень просто потом сказать -"так мне посоветовал духовник, я тут ни при чём"

Да, уж !

Share this post


Link to post
  • 0

Но иногда бывают такии ситуации когда без духовника не разобраться,хотя я тоже согласна,нельзя все перекладывать на духовника,меня так и учил батюшка,советы давал,но решение я принимала всегда сама.

Share this post


Link to post
  • 0

Спасибо, mlsha? Я не обиделась. вы все правильно сказали и за "хочется" и за то, что Господь есть лучший Духовник. Но Вы меня немножко не поняли. Я же человек, и хочу видеть ЧЕЛОВЕКА рядом с собой. Я готова делать так как он скажет. Только бы появился такой человек, небезразличный к моей душе. Кажется, что если бы увидела в нем такое внимание, заботу, то все бы старалась исполнить, лишь бы не потерять этого внимания. Когда читаю книгу и там попадается что-то про отношения старцев с духовными чадами, у меня как будто внутри что-то загорается. Думаю, как бы я хотела таких отношений! Сколько молилась, просила. Ну, почему Господь не дает мне наставника??? Прям крик души.

Share this post


Link to post
  • 0
К сожалению, желание обрести наставника,часто, результат не осознанного бегства от ответственности.

Я не о перекладывании ответственности совсем сказать хотела, а об отеческом отношении.

Share this post


Link to post
  • 0

Аленушка я вас прекрасно понимаю,сама ощутила это отеческое отношение,когда батюшке стоит на меня глянуть и он уже все знает что со мной,и говорить не надо.Молитесь и уповайте на Господа!

Share this post


Link to post
  • 0
Прям крик души.

 

Алёнушка ,ты описываешь то , что было со мною несколько лет назад.То , что я писала это теперешнее отношение моё к желанию иметь духовника .Это конечно много бы решало , так как только один священик знал всё , что связанно с твоей жизнью . Потерпи , может это испытание в желании .Или просто мы немного придумали себе какой должен быть именно "МОЙ" духовник .Я вот по прошествии времени уже и немогу решить точно я смогла бы слушать абсолютно духовника или нет .Ведь в мирской жизни так молненосно всё меняется и кто знает будет ли польза от того настовления .Потерпи .

Пока будь на форуме , почитай статьи ,их тут много и очень есть интересные .

Неотчаивайся .

Я то же до сих пор многое не могу совместить из ЕВАНГЕЛИЯ с жизнью в миру и от этого просто прихожу в ужас .

Захожу на форумы читаю других .Иногда и решение проблем приходит невзначай .Неторопись .Всё будет в своё время.

Прости , что вмешалась в ваш разговор.

Share this post


Link to post
  • 0
Но Вы меня немножко не поняли. Я же человек, и хочу видеть ЧЕЛОВЕКА рядом с собой. Я готова делать так как он скажет.

понял я Вас :)

опять вот оно "хочу" ;)

другое имею ввиду - хорошо делать, то, что "хочу", а вот как если поперёк "хочу" что-то будет?

мне лично, поперёк хочу своего идти трудно крайне... вдруг так сложится, что нужно будет менять любимую работу, дом и близких на послушание монастырское? или наоборот не в монастырь, а замуж детей семь душ? или придётся бросить есть шоколад? ;)

не знаю какие у Вас слабости там есть... :)

смысл моих слов этих повторяет уже высказанную мысль, духовнику надо подчиняться (хорошо если всё хорошо, а он ведь тоже человек...), так или иначе, думаю, Вы хотите хотя бы от части сложить с себя ответственность выбрать то или другое... а иначе - читайте Евангелие, Новый Завет, помогайте в церкви... уйдите в монастырь в конце-концов (только своим решением) там-то у Вас точно будет духовное руководство ;)

простите, что-то у меня кажется приступ многословия... :blush200:

Share this post


Link to post
  • 0

Аленушка не печальтесь.Господь лучше знает что нам надо.Помоги вам Господь!

Share this post


Link to post
  • 0
Аленушка я вас прекрасно понимаю,сама ощутила это отеческое отношение,когда батюшке стоит на меня глянуть и он уже все знает что со мной,и говорить не надо.Молитесь и уповайте на Господа!

Может смеяться с меня будете все, но расскажу: прошлым летом я приезжала в Оптину. Первый раз, а чувство такое, будто с самого рождения знаю Оптину. Словно встретилась после долгой разлуки. Все родное, мое. Старцы, братики убиенные. Хожу по тропинкам между скитом и монастырем, а сама реву как белуга. Такая благодать! Тишина. Природа. Святые мощами лежат как живые воспринимаются. Я тогда думала - какие счастливые братья, которые здесь живут и подвизаются! У них такое богатейшее наследие, такая духовная мощь - Оптинские старцы! Я приехала на несколько дней чуть продохнуть от постоянной житейской суеты, от этой мелочной многозаботливости, а братия постоянно здесь. Дышат этим воздухом, живут в кельях, где жили такие столпы духа.

У меня тогда было желание подойти к первому попавшемуся иеромонаху, попросить его поговорить со мной. У меня столько вопросов, столько сомнений! Молилась о. Василию, чтобы он указал мне кого-нибудь из его братства, кому можно доверить душу. Молилась-молилась, а подойти как-то сердце не лежало. Попала на исповедь к иеромонаху, хороший батюшка, а на меня страх напал и смущение какое-то, не могу так сразу открыться чужому человеку.

Так и уехала. Но утешение все-равно получила, несмотря на мое малодушие. Видно молитвами преподобных старцев Оптинских и святых убиенных братиков даровал мне Господь благодать. Я почти три месяца после Оптиной как на крыльях летала.

А теперь опять вся осуетилась, обмельчала. Хочу приехать еще, но вряд ли уже смогу по своему положению.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By M.B.
      Сегодня, 8 сентября 2016 года, исполняется 97 лет архимандриту Кириллу (Павлову). Последние годы отец Кирилл прикован к постели. Игумен Киприан (Ященко) — духовное чадо батюшки, автор шестисерийного фильма о прп. Паисии Святогорце, просит молитв о болящем архимандрите Кирилле.
       
      "Возлюбленные во Христе, дорогие наши отцы, братия и сестры!
      Давайте помолимся, чтобы Господь укрепил батюшку и даровал физическую крепость и душевные силы в несении его подвига.
      Спаси вас всех Господь!"
       

       
       
         
    • By M.B.
      С днем памяти игумена Никона (Воробьева).
      7 сентября 1963 года отошел ко Господу блаженной памяти отец Никон.
      Просим помянуть в Ваших молитвах об упокоении.
       

       
      Хороший фильм об о.Никоне — "Родная душа".
       
      А также несколько книг:
      "О началах жизни" "Письма духовным детям" "Как жить сегодня?" И подборка его наставлений «Старайся жить так, чтобы от тебя люди уходили утешенные» на портале Православие.Ru
×
×
  • Create New...