Перейти к публикации
Мано

С праздником, православные! Сретение Господне.

Рекомендованные сообщения

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV века, а на Западе – с V века, при папе Римском Геласии I (494 г.).
В 543 году, при императоре Юстиниане I, по откровению одному угоднику Божию, в память об избавлении жителей Константинополя и его окресностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии, было постановлено совершать богослужения на Сретение с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами. В память об этих событиях и ныне в некоторых обителях в праздник Сретения совершается перед Литургией крестный ход и лития с пением стихир праздника и канона.

Празднование Сретения Господня совершается 2 февраля, потому что это сороковой день после Рождества Христова (25 декабря).
Этот праздник установлен в память принесения Богомладенца Иисуса Христа в сороковой день по Его Рождении Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм по закону Моисееву, который повелевал всякого первенца мужского пола посвящать Богу и приносить жертвы за очищение матери. Здесь Младенец был встречен старцем Симеоном, пришедшим в храм по внушению Духа Божия, и пророчицей Анной. Праведный Симеон Богоприимец, которому было обещано от Святого Духа, что он не умрет, до тех пор пока не увидит Христа Спасителя, прозревая в Младенце Спасителя мира, произнес пророческие слова о себе, Младенце и Богоматери: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал перед лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Пресвятой Деве Марии он предсказал те страдания, которые Ей суждено претерпеть, сострадая Своему Божественному Сыну в Его спасительном подвиге земной жизни и Крестной смерти. Анна пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его (Лк. 2, 22–39).

Событие праздника, его глубокий смысл и значение подробно раскрываются в песнопениях службы праздника, особенно в стихирах вечерни.
«Претружденный» старостью и ожиданием Избавителя, праведный Симеон Богоприимец явился тайным священнопроповедником благодати. «Скажи, Симеоне, – вопрошает Новозаветная Церковьустами песнотворца, – кому ты радуешься и кому говоришь и восклицаешь: ныне я освободился, видел Спасителя моего». И духом прозрев в Младенце Воплощенного Бога, Симеон в радости восклицает: «Это – Бог, Соприсносущный Отцу, это – Предвечный Свет и Спаситель Господь!». «Владыко, – говорит старец Симеон, – ныне отпусти мя возвестити (умершему) Адаму, яко видех Отроча (воплощена) непреложна Бога превечнаго и Спаса мира». Во плоти является миру Тот, Кого провидел Моисей, Кого проповедали Давид и другие пророки и Кого прообразовали многие события Ветхого Завета. «Симеоне, приими (на свои руки) Того, Кого провидел (еще) Моисей под мраком на Синае дающего закон, – теперь Он, воплотившись ради нас, повинуется закону, будучи Сам Законоположником». «Придем и мы (все верующие), встретим песнями Божественными Христа, приимем Того, Кого провозвестил Давид, говорившего о пророках и вещавшего (к ним) законом».
В стихирах вечерни праздника Церковь раскрывает в краткой, сжатой форме глубокую догматическую истину Божественного истощания. «Безначальное бо Слово Отчее начало приим под леты (во времени), не отступль Своего Божества, от Девы яко Младенец четыредесятодневен, Материю вольне (добровольно) приносится в Церковь законную».

Праведному Симеону одному из первых было дано видеть «еже от века таинство сокровенное, напоследок дней сих явльшееся», увидеть Свет, разоряющий омрачение языческих народов. Старец Симеон проповедует всем Бога, «соединившегося с человеками и держит здесь, на земле, руками носимого на Херувимах и воспеваемого Серафимами, – Того, Кому вышние небесные служители с трепетом молятся».

Празднованием Сретения Господня Церковь, исповедуя истиннность того, что «Христос явился миру не мнением, не привидением, но Истиною», обличает, тем самым, тех древних лжеучителей (докетов, монофизитов и иных), которые отвергали в Господе Иисусе Христе человеческое естество, считая его недостойным Бога и неистинным. Сын Божий воплощается, является во плоти Младенцем и, будучи Чистейшим, исполняет закон очищения, «да плоть уверит мне, юже (прият) от Девы. Исполнение закона Богомладенцем Иисусом означало конец Ветхозаветного закона и начало Новозаветного закона, начало благодатного Царства Христова.

«Ветхий денми» (Дан. 7, 9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец – от Бога Бог Слово, безначальное Слово Отчее, ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись, будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и «законныя клятвы свобождая». Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, «начало изъявляя новыя благодати».
Полностью о празднике: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Многие, наверное,слушали церковные песнопения в исполнении Ф.Шаляпина. Федор Иванович особенно переживал при исполнении молитвы "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко". Он всегда волновался перед концертом,но  перед исполнением этого произведением испытывал особое трепетное чувство.

 

https://go.mail.ru/mvideo?q=шаляпин+ныне+отпущаеши&us=7&usln=1&usstr=Шаляпин&usqid=9198f76d97513729&sbmt=1581671390097&rch=l&mobile_result=Smartphone&sbmt=&src=mgo#d=8395983268486147518&s=youtube&sig=3b5b7a8b5e

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Дорогие форумчане, братия и сестры! 

С праздником вас Сретения Господня!

Желаю всем встречи с Богом в Царствии Небесном!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Христос только приносится в храм, а Его уже показывают как Жертву Нового Завета»

Иконописец игумен Филипп (Перцев) об иконографии праздника Сретения Господня

Оксана Головко

 

Мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Сретения Господня рассказывает иконописец игумен Филипп (Перцев), руководитель мастерских Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Сретение Господне. Фреска церкви Святого Димитрия в Марковом монастыре близ Скопье, Македония. Около 1376 года.

– Иконография праздника Сретения на первый взгляд довольно простая. Пречистая Богородица в сопровождении Своего нареченного мужа Иосифа приносит в сороковой день Своего Сына, Младенца Христа, в храм Божий. Там их встречают два праведника, Симеон и Анна, – рассказывает игумен Филипп. – Так это и изображается. Но лучше сначала рассмотреть причину этого события.

 

Рождение в мир человека, несомненно, значительно само по себе, но это событие – более телесное, ведь именно так рождаются в мир и различные животные. Человек, созданный, как и всякая тварь, был наделен еще и душой живой, которую Создатель вдохнул в него при творении. Поэтому рождение необходимо было дополнить, а лучше сказать, освятить посвящением Богу родившегося, – тогда оно обретало духовную полноту. Древним евреям это было заповедано. Это посвящение можно сравнить с нашим Таинством Крещения. Оно состояло для мальчиков из обряда обрезания в восьмой день по рождении, когда младенцу нарекалось имя, а после сорока дней очищения, положенного женщинам после родов, совершался обряд принесения в храм жертвы. Храм находится в Иерусалиме, поэтому Марии с Иосифом пришлось для этого предпринять небольшое путешествие. Законом (Лев. 12: 2–6) после рождения сына или дочери предписывалось принести в жертву всесожжения непорочного агнца и в жертву за грех голубя или горлицу, и это был обряд очищения. Те семьи, которым это было обременительно по бедности, могли принести Богу лишь двух горлиц или голубей. Эти птички продавались во внешнем дворе храма торговцами с соблюдением всех особенностей ритуальной чистоты.

Скрытый текст

 

В Ветхом Завете жертва приносилась в благодарность Богу за рождение ребенка и в свидетельство очищения его матери?

– За первенца мужского пола. Других детей в храм не приносили. В древности первенец обладал правом первородства, правом наследования большей части имущества, а самое главное, статуса отца – главы рода. Жизнь нашего общества строится на других принципах, и это право сейчас позабыто, но для древних это было очень важно. Перед тем как еврейский народ был выведен из Египта, где он находился в рабстве, за нежелание фараона отпустить евреев были посылаемы различные казни на всю ту землю. Последняя небесная казнь состояла в том, что ангел Господень предал смерти всех первенцев (Исх. 11: 4–6). Чтобы ангел не подверг такой страшной каре еврейские дома, Господь заповедал кровью жертвенного агнца помазать косяк двери. И чтобы это событие не изгладилось в памяти, всех первенцев евреи должны были посвящать Богу (Исх. 13: 9), принося их в храм. Эти обряды – внешняя сторона события, но при этом состоялась незапланированная людьми Встреча, именно так переводится Сретение со славянского языка. Иосифа и Марию, принесших Младенца в храм, встречают два праведника – посланцы Духа Святого, и значительность этого события отодвигает в сторону все ветхозаветные обряды.

Эпистилий темплона из монастыря св. Екатерины на Синае. Благовещение. Рождество Христово. Сретение [Вторая половина XII в.]

 

Как это отразилось непосредственно в иконе?

– Рассмотрим это на примерах более древних образов. Вглядимся ли мы в небольшие клейма синайских эпистолиев, обратимся ли к миниатюрам монастырей Афона и Армении, чеканным рельефам древней Грузии, возьмем ли сербские фрески (Нерези, Высокие Дечаны, Печь Патриаршая, Сопочаны, Белая Церква, Марков монастырь близ Скопье), – везде мы видим сложившуюся иконографию, которая отличается лишь небольшими деталями. В самом центре композиции – Богомладенец, Которого держит Пресвятая Дева Мария, а праведный Иосиф всегда следует за Ней, держа в руках клетку с голубями или просто двух голубок. Они идут с левой от нас стороны, а с правой им навстречу выходят два праведника – старец Симеон, прозванный после этого события Богоприимцем, и престарелая вдова Анна, которая в этот момент получает дар пророчества. Она часто изображается с развернутым свитком – символом своих открытых ей Богом слов.

Сретение Господне. Фреска церкви Св. Пантелеимона в Нерези, Македония. 1164 год.

Но удивляет нас другое. Мы видим по центру обычный новозаветный престол, а над ним возвышается сень или киворий. Такая сень была принадлежностью всех раннехристианских алтарей приблизительно с IV или V века и сохраняется в некоторых древних храмах. Это символический образ ветхозаветной скинии – палатки, в которой хранились Ковчег Завета, скрижали и другие святыни. Внизу изображена невысокая алтарная преграда, именно такая, как в самые древние времена, и небольшие царские врата.

 

Изображение престола и кивория сразу дает всей сцене евхаристическое звучание…

Сретение Господне. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года. – Да, тут начинается богословие, которое глубже, чем любое историческое событие. Раскрывая его тайны, иконописец неслучайно пользуется языком, во многом условным и символическим. Если о том же поведать языком реалистичных стилей, то это превратится в простую жанровую сценку. Обязательно пришлось бы показывать Иерусалимский храм, множество исторических примет и деталей, отвлекающих от главного. А иконописный язык своей условностью заостряет суть событий, выводит наше мышление на уровень Священного Писания, на уровень гимна, псалма или стихиры. Все происходит в ветхозаветном храме, но от него мы чаще всего видим только плоские стены, а вместо этого показан престол, над которым возвышается на руках Богородицы маленький Христос – и этот престол явно новозаветный. Христос только приносится в храм, а Его уже показывают как Жертву Нового Завета. Божия Матерь становится образом Церкви, которая отдает Христа для жертвоприношения. Ему только 40 дней, а Он вневременно уже пребывает как агнец закалаемый на престоле во время литургии. Он Сам, Своим Телом, становится новым Храмом, отданным на заклание.

 

На престоле, как мы видим тут, некоторые художники помещали Евангелие…

– Да, исторически оно еще не написано, но икона приоткрывает нам его вневременное значение. В другом случае мы видим на престоле два свитка – символы двух Заветов. Врата алтарной преграды чаще всего открыты, поскольку Новый Завет открывается этим введением во храм ветхозаветный Самого Творца… Здесь одни смыслы цепляются за другие, ассоциации всплывают и из обоих Заветов, и из еще не случившегося, явленного нам в видениях Апокалипсиса.

Миниатюра из рукописи Евангельских чтений, 1059 г. Монастырь Дионисиат, Афон

 

Получается, посвящение Богу первенца не совершилось, его заменило Сретение с праведниками?

– Нет, над Христом совершаются все положенные обряды Ветхого Завета, и это важно. Он Сам соблюдает все предписания и праздники Закона (Мф. 5: 17), пока не пролилась на Кресте Его кровь, знаменующая Новый Завет. Но поскольку это Богомладенец, за внешним обрядом приоткрываются смыслы совершенно новые, необычные. Смотрите, для всех Мария с Иосифом – супружеская пара, родители Младенца. А на самом деле, мнимый отец Иосиф покупает за заработанные им шекели голубей, чтобы выкупить ими у Родного Отца – Бога право быть нареченным «отцом» и воспитывать этого Младенца. А кого они приносят в храм? Для многих это лишь Младенец. Но это Тот, Кто давал заповедь Адаму. Тот, Кто давал Закон Моисею, Тот, Кто беседовал с пророками. Это Тот, Кто мир этот тварный создал из ничего! Мария с Иосифом приносят Богу Егоже предвечно рождаемого Сына…

 

Иконография Сретения обязательно включает фигуры встречающих Богомладенца – праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

– Сами имена Симеона и Анны – говорящие, они значат «Услышание» и «Благодать». И в символическом смысле в их лице идут к Младенцу сам ветхий праотец Адам вместе с Евой. Долго скитаясь вне Рая, они поняли свою ошибку, поняли, что надо научиться слышать Бога, искать только Его благодати. У этих «новых» Адама и Евы уже оскомина от вкушения плодов с Древа познания. Им насильно предлагай эти плоды – они не захотят. Они прошли через страдание от своего и людского греха, им было так плохо, что от этого они ушли в пост, ушли в молитву. Анна вообще неисходно пребывала в доме Божием более 60 лет. А Симеон, по свидетельству Предания, прожил более 270 лет. Ему было предсказано, что он не умрет, доколе не увидит Бога воплотившегося. Он не напрасно ждал, эти годы не были потрачены впустую – он научился слышать. И вот Дух Святой ведет его в храм встретить Богомладенца. Он только тогда увидел Богомладенца, когда праведность его стала переливаться чрез край естества. Он уже настолько был готов, настолько в нем не осталось ничего от плоти, от мира, что Дух Святой дал ему осознать это чудо. Симеон принимает на свои руки Богомладенца. А его руки – это престол праведности, воистину достойный Бога, как крылья херувимов. Многие праведники до этого дня желали узреть Бога, и только сейчас Симеон увидел Его, поскольку Он получил зримый вид и человеческое имя.

 

Получается, это не внешняя ветхозаветная церковь приняла Бога – ведь Симеон был не священником, а просто книжником, мудрецом, знатоком Писания, и Анна – хоть и рода священнического, но все-таки простая женщина. Но это праведники! В их лице праведность всего Ветхого времени вышла на сретение грядущего к ним Бога. Старец Симеон теперь может спокойно умереть – он все понял, все исполнил. И Симеон произносит вдохновенную песнь, которая, к сожалению, в славянском переводе утратила свою поэтическую ритмичность и рифму: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… потому что видели очи мои спасение Твое». Имя «Иисус», нареченное Богомладенцу, и значит «Спасение». Иными словами, Симеон говорит: «Владыко, видели очи мои Иисуса Твоего, Который есть… СВЕТ язычникам и СЛАВА людей Израиля».

Теперь Симеон может уйти. Его душа покинет изветшавшую плоть, и он первым благовествует душам, томящимся в аду, что пришел в мир Спаситель, что близко уже избавление. И скоро они единым хором воспоют сходящему в адские бездны Христу: «Ныне отпущаеши рабов Своих, Владыко…». А в храме теперь остается Христос – в храме, посвященном Ему… Ему, «Сыну Человеческому», передана эстафета праведности. Как Бог, Он умалился, сократился из Своей необъятности, чтобы войти в Свое творение, ограничить Себя пространством и войти в наше длящееся время. Он только выходит на арену мировой истории – «на падение и восстание многих» и в «знамение пререкаемое».

 

Мы как-то мало говорим о Богородице. Ведь даже праздник Сретения одно время считался Богородичным.

– Это особенность повествования апостола Луки. Описывая это событие, он больше говорит о Симеоне, как будто он центр этого события, почти не упоминая о Божией Матери. Да, конечно, она приносит Своего Сына в храм, и в любом изображении она в центре композиции, но, подумайте, Ей-то было лет 13! О Дева, только что ставшая Матерью, как Она смотрела на этого старца, на старицу Анну?! Наверняка Она была в трепете. Она видела конец пути праведников. Им даже больше было открыто, чем Ей, родившей Младенца в мир. Апостол Лука говорит, что Мария и Иосиф, слыша старцев, «чудились много» (см. Лк. 2: 33). В изображении праздника общая схема много веков остается неизменной. Только, показывая Младенца, иконописцы допускают больше свободы: то Он тянет Свои ручки к Пречистой Матери, то наоборот, спокойно устремляется к старцу; иногда Он запечатлен в некоем неистовом движении, подобное которому мы видим на иконах «Взыграние Младенца». Так мастера передают не просто взрослую осознанность Младенца, но предощущение Его страданий, о которых пророчески говорит Симеон.

 

Часто Богомладенец изображается уже в руках у Симеона…

– Да, иногда очень трогательно выглядит, как он прижимает Младенца к своему лицу. Особенно проникновенно это передал преподобный Андрей в иконе из иконостаса Троицкого собора лавры. Написана эта икона в год смерти преподобного Андрея Рублева. Возможно, иконописец провидел близость своей кончины, и это был его гимн «Ныне отпущаеши…». Многие иконописцы помещают маленького Христа на руки праведника. Как вы точно заметили, это дает возможность показать личные чувства Симеона. Руки Богоприимца покрыты тканью его одежд. Это древняя ритуальная особенность, передающая благоговение, не позволяющее прикоснуться к дару царей голыми руками, воспринята Византией еще от древнего Вавилона.

 

Что вы скажите о других изводах Сретения?

Особенно сильные изменения в иконографии Сретения начинают происходить с XV века

– Конечно, Сретение изображалось бесчисленное количество раз, и иконописец мог вносить свои толкования. Особенно сильные изменения происходят с XV века. Иногда мастеру казалась неудобной чисто центричная композиция, и он переносил фигуру Анны Пророчицы к Марии с Иосифом, а Симеона с Младенцем ставил вверху лестницы. Это переносит акцент композиции на процессионное шествие, объединяя Сретение с изображениями Введения во храм Пресвятой Богородицы. Древняя схема более значительна по своему богословскому наполнению, но все же каждый образ требует своего прочтения, распознавания заложенных в него смыслов. Иногда их можно понять лишь в контексте соседствующих сюжетов, а не по отдельности, как мы привыкли рассматривать памятник иконописи.

Почему мы празднуем этот день? Каждый день Христа на земле достоин нашей памяти, нашего празднования, но это невозможно по нашей немощи. А тут встреча Ветхого Завета с Новым. Сейчас они все принадлежат еще Ветхому: и Богородица, и Симеон, и Иосиф. Но Христос уже явился. И из Ветхого уже прорастает Новый Завет, он все ширится, он людей изменяет, он их переквашивает своим духом. Происходит встреча двух Заветов, двух Законов – предуготовительного и совершенного. Победившие в себе грех Адам и Ева вышли встречать маленького Христа и Богородицу – этих чуждых греха, нового Адама и новую Еву. Вся праведность, вся возможная святость Ветхого Завета свидетельствует о большем себя. Она пророчествует, она благовествует, она благословляет и предрекает путь пререкания, путь разделения и скорби, по которому надлежит идти всем «новозаветным людям». Всем принявшим на руки сердца «безвозрастное мужеское», как воспевает Церковь, – естество Богомладенца. Всем разделившим с Ним путь на Голгофу, путь к славе Воскресения.

Православное богословие таково, что кроме внешнего чисто исторического уровня в нем есть еще несколько. В иконографии многих Господских праздников есть еще одна тайна, которую невозможно прочесть, не осмысляя тайны Святой Троицы. Во многих изображениях там, где присутствует Христос, символически присутствуют и два других лица Троицы. Сын нам предстает в своем облике, поскольку Он вочеловечился и с тех пор видим и изобразим. Но Отец и Святой Дух предстают в виде других персонажей, не явно. Так, в явлении Троицы Аврааму, по толкованию Иоанна Златоуста, явился Христос и два ангела, которые после отправились в Содом к Лоту. В Сретении Отец представлен рождающей Марией и воспитующим мнимым отцом Иосифом. Они изображены слева от нас и приносят, отдают своего Сына. А с правой от нас стороны, как и на изображениях Троицы, символически в фигурах Симеона и Анны изображен Дух Святой, поскольку эти два праведника – носители святости.

Интересна и символика цифр, столь важная в Священном Писании. Тут везде прочитывается цифра два. Иосиф с Девой-Марией составляют пару, Симеон со старицей Анной – пару, горлиц тоже пара, две жертвы приносятся, два Завета встречаются между собой, начало пути Христа и конец праведного Симеона. Слава и свет, падение и возстание. Кажется, что только Младенец один, но уникальность Его и, следовательно, всего того, что вокруг совершается, в том, что в Нем два естества – божественное и человеческое. Предвечно рождающееся Слово Небесного Отца и сорок дней назад родившийся от Девы Младенец Иисус.

 

Вы писали икону Сретения сами?

– В моей жизни этого еще не случилось. В последнее время я много думаю о том, что праздники Церкви – это не просто даты-воспоминания. Если человек почитает их, приникает к их событиям и смыслам своим неравнодушным сердцем, Господь подает ему Свою преображающую энергию, которую мы называем «благодать». А иногда смыслы праздника явственно вторгаются в его жизнь. Причем это может проявиться и гораздо раньше, ведь Господь вне времени, Он сам Господин времен и сроков. Так, Сретение неожиданно проявило себя в наши дни. На этот праздник в 1989 году были выведены из Афганистана наши войска. Многие из тех, кто прошел через эти события, позднее придут в храм и прочувствуют этот праздник и слова его тропаря как свое личное чудо.

В службе Сретения есть слова, говорящие, что это не Симеон держит на своих руках Господа, а Он держит Симеона. Действительно, на ладонях Своей любви Господь держит каждого из нас. И скорби, и радости, и «оружие, проходящее душу», – все это лишь созидает нас, вылепливает из во многом бесформенной, сырой массы наши души для вечности. И для кого-то тут нужна война, для кого-то нужны кажущиеся непереносимыми страдания. Все для взросления души, для того, чтобы глупый, но любимый Богом Адам стал Симеоном, стал мудрецом и праведником, встретившимся в своем сердце с Богом.

С игуменом Филиппом (Перцевым)
беседовала Оксана Головко

15 февраля 2023 г.

 

https://pravoslavie.ru/151023.html

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Паремии, помимо библейских чтений,  на вечерне раскрывают другие аспекты истории Сретения.

 

Первая паремия, составленная из нескольких отрывков из Пятикнижия, объясняет, почему вообще понадобилось приносить Младенца Иисуса на 40-й день в Иерусалимский храм: такова была заповедь — посвящать Богу первенца мужского пола, в память о ветхозаветной Пасхе. Символично, что вскоре после Сретения и мы сами начнем готовиться к нашей, христианской, Пасхе.

 

Вторая паремия — это знаменитое видение пророка Исаии (в котором ему была открыта небесная песнь: «Свят. Свят. Свят») : «Было в тот год, когда умер Озия царь: увидел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и полон был дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него: шесть крыл у одного и шесть крыл у другого; и двумя закрывали они лица свои, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они один к другому и говорили: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полна вся земля славы Его!" И поднялась перекладина дверей от гласа их восклицаний, и дом наполнился дымом. И сказал я: "О я, несчастный, ибо я сокрушен! Потому что я – человек, и нечистые уста имею; и среди народа, имеющего нечистые уста, живу, – и Царя, Господа Саваофа увидели глаза мои!" И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих и сказал: "Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззаконие твоё, и грехи твои очистит"»... 


Кстати, уголек, о котором говорится в этом отрывке, в святоотеческой традиции понимается как намек на Святое Причащение. И лжицу, при помощи которой оно подается, греки называют не "ложечкой", а словом λαβίς, что переводится как «клещи». Преподав Святое Причащение, священник говорит причащавшимся: «Вот, это коснулось губ ваших, и удалит беззакония ваши, и грехи ваши очистит» — это прямая цитата из рассматриваемого отрывка. На Сретение же он читается для контраста: глядя на внешнюю картину — как в Иерусалимский храм принесли маленького Ребенка, — духовными очами мы созерцаем величие Восседающего в Своем Небесном храме.

 

Третья паремия — тоже из пророка Исаии: «Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет...». Она намекает на то, что произошло после Сретения: в Иерусалим явились волхвы, Ирод узнал о Младенце и прав. Иосифу с Пресвятой Девой и Ее Божественным Чадом пришлось бежать в Египет

 

Тропарь Сретению Господню адресован Пречистой Деве Марии и праведному Симеону Богоприимцу. Это необычно — главное песнопение праздника в честь события из земной жизни Господа Иисуса Христа обращено не к Нему, а к Божией Матери и Симеону (а в древней традиции Иерусалима соответствующий ему гимн был и вовсе обращено только к Симеону).

 

Текст тропаря:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
просвещаяй сущия во тьме. 
Веселися и ты, старче праведный, 
приемый во объятия Свободителя душ наших, 
дарующаго нам воскресение.

Перевод:
Радуйся, Благодатная [= отсылка к событию Благовещения] Дева Богородица!
— ведь из Тебя возсияло Солнце праведности [= отсылка к тропарю Рождества Христова] — Христос Бог наш, —
освещающее находящихся во тьме. 
Возвеселись и ты, праведный старец, 
приняв во объятия Того, Кто освобождает наши души, 
дарует же нам и [есть в греческом, в славянском пропущено] Воскресение.

 

Кондак Сретению Господню, как и ряд других древних кондаков — не то, за что он себя выдает. Древние кондаки представляли собой длинные гимны из многих строф, а наш нынешний «кондак» — это всего лишь затравка, маленькая вступительная распевка к полному многострофному кондаку. 

 

В современных богослужебных книгах от древних кондаков, как правило, сохранилась только первая из длинного ряда строф подлинного кондака. Она называется «икос», так как, вообще-то, все эти строфы назывались «икосами» (икос в переводе значит «дом», а в сирийской поэзии, откуда и происходит жанр кондаков, словом ܒܝܬܐ обозначали и «дом», и поэтическую «строфу»).

 

Конкретно кондак Сретению замечателен тем, что его основной объем занимает молитва праведного Симеона — придуманная, конечно, автором кондака (а им был прп. Роман Сладкопевец), — но от этого не менее интересная, глубокая и красивая. 

В этой молитве Симеон представлен мудрым духоносным старцем, каким он, собственно, и был. А в конце молитвы ему отвечает Сам Христос, словами: «Ныне отпущаю...» — то есть евангельское «Ныне отпущаеши» вложено в уста Богомладенца. Весьма неожиданный поворот, и очень изящный текст — как и всегда у прп. Романа.

 

С переводом полного кондака можно познакомиться здесь .

Вступительная же его строфа — то есть текст, который мы и называем сейчас «кондаком» в позднем смысле этого слова, — прп. Роману не принадлежит.

Текст:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим, 
и руце Симеоне благословивый, 
якоже подобаше, предварив, 
и ныне спасл еси нас, Христе Боже.
Но умири во бранех жительство, 
и укрепи люди [в оригинале: царя/императора, замена его на «людей» — правка советского времени], 
ихже [в оригинале: егоже] возлюбил еси, 
едине Человеколюбче.

Перевод:
О, освятивший утробу Девы Твоим рождением [от Нее]
и благословивший руки Симеона, как [и] следовало [сделать]!
— Ты [тогда] предвосхитил то, что спас нас ныне.
Подай же среди войн мир нашему государству,
и утверди державу людей императора,
которого Ты возлюбил, о Единственный, Кто человеколюбив.

Свщ. Михаил Желтов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На сайте Шамординского женского монастыря проповедь протоиерня Димитрия Смирнова на праздник Сретения Господня (по ссылке полностью) 
https://vk.com/wall-212777237_1098В
"...В наше время суть поставления человека перед Богом выхолостилась. Родители, принося ребенка крестить, часто даже и не думают о том, что они посвящают его Богу, у них на этот счет бывают какие-то другие соображения, а иногда и никаких соображений, а просто: вот так принято, и мы так будем делать. На деле же, когда родители приносят в храм младенца, они тем самым свидетельствуют перед Богом: то, что Ты нам дал, Господи, мы отдаем Тебе. Ведь действительно младенец – это дар Божий, потому что не от родителей зависит его рождение, они не могут повлиять даже на цвет волос будущего ребенка. Как Богу угодно, такой младенец и будет. Родится ли Суворов, или чемпион мира по шахматам, или родится человек болящий с детства, или музыкант, или художник, или хороший токарь – это закладывается Богом. Господь является Отцом и Создателем человека. И то, что Бог дал, Богу и до́лжно вернуть. Принося ребенка в храм, родители этим как бы говорят: Господи, Ты нам дал этого младенца, и вот мы обещаем: мы будем воспитывать его в послушании, в любви к Тебе, в страхе Божием, в исполнении Твоего закона. В этом и есть глубокий смысл посвящения человека Богу.
И каждый из нас, здесь собравшихся, некогда был крещен, то есть освящен и посвящен Богу; каждому из нас дана благодать, каждый получил сыновство от Бога. Хотя мы рождены по плоти от грешных родителей, но крещение наше есть знак избрания, знак принадлежности к новому народу Божию, к сынам Божиим. Каждый человек в крещении усыновляется Богу. И как не подобает сыну великого царя или высокопоставленного или талантливого человека вести себя неподобно, так же и христианину. Никто не удивляется, если дед пил, отец пьет, а сын в тюрьме сидит – это закономерно. Но когда говорят: отец писатель, хорошие книжки пишет, а сын его наркоман, или пьет, или в тюрьме сидит – здесь уже какой-то диссонанс: как же так, сам папа такой, а детки-то у него вот какие. К несчастью, мы, будучи чадами великого Царя Небесного, часто в жизни своей ведем себя совершенно неподобающе, как будто не Он Отец наш Небесный, как будто не Ему мы были посвящены в крещении, как будто наши родители или мы сами не поставили себя перед Господом, чтобы всю жизнь отдать Ему.
Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» – потому что добрые дети прославляют своих родителей, и те радуются, глядя на послушных и воспитанных в нравственных правилах детей. Тем паче Отец наш Небесный радуется, когда мы исполняем повеления Его. И часто люди благодарят родителей за то, что они воспитали хороших детей, – тем более важно, чтобы, зная, что мы христиане, что мы дети Отца Небесного, они прославляли Бога.. . 
... Что должен человек приносить в жертву Богу? Всё, всю свою жизнь. Каждое наше слово, каждая мысль, каждое действие, что бы мы ни делали: трудимся ли мы на работе, делаем ли что-то по дому, воспитываем ли свое дитя, – должны быть для Бога: смотри, Господи, мы для Тебя трудимся. Совершенно неважно, что мы делаем, а главное – как; чтобы Господь радовался, глядя на нас.
Любой матери не так уж важно, химик ее сын или плотник, лишь бы хороший человек был. Конечно, ей по тщеславию хочется иногда, чтобы сын стал академиком или премьер-министром – помыслы иногда у некоторых так высоко залетают. Но если у нее два сына: один дворник и не пьет, а другой министр и пьет, – то какой сыночек больше огорчения доставляет? Конечно, тот, который пьет. Отцу с матерью всегда приносит радость именно нравственное устроение сына или дочери. Поэтому и Богу неважно, какое место мы занимаем в человеческом обществе и как мы выглядим, какую одежду носим, какой формы у нас нос или уши или какого цвета волосы. Для Бога важно, что́ представляет из себя наша душа..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...