Перейти к публикации
✤ bogodum ✤

Монашество - общехристианское состояние.

Рекомендованные сообщения

Очень часто говорят, что монашество - это что-то иное, другой путь... Подобные толки духовных невежд словно делят христианский мир на касты, чего, по сути, в Церкви нет - некие избранные к совершенству, "рожденные летать" монахи,  и некие "ползающие" в браке миряне... 

 

Однако, путь один - спасение, обожение, стать богами по благодати.  "Аз есть Путь, Истина и Жизнь" - говорит Христос.

Воля Божия для всех одна: "...всем хотяще спастися и в разум истины приити".

Средства же достижения - различные: брак или девство. Третьего не дано. 

Различны степени совершенствования, меры достижения цели. 

Но путь - один.

Именно поэтому, в Правилах Соборов есть запрещения и осуждение тех, кто превозносится девством, уничижая брак (Гангр, 10). 

 

В связи с этим недоразумением, хочется предложить интресное размышление архиеп.Иоанна Шаховского где он размышляет о том, что "Белое иночество" -  общехристианское состояние, и по сути, МОНАХОМ ПРИЗВАН БЫТЬ КАЖДЫЙ, даже в браке: девством души, послушанием Матери Церкви и нестяжанием страстей. 

 

Монашество - это лишь христианство внутри христианства.  

Не просто так монашество считают вторым Крещением и восьмым Таинством - как бы в акцентрирование пути христианина.  

 

В Крещении мы даём три обета:

"Отрекаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения ему, и всей гордыни его?" - нестяжанием. 

"Сочетаешься ли Христу?" - целомудрием, послушанием и нестяжанием. 

"И веруеши ли Ему? - как Царю и Богу" - в Символе веры мы выражаем послушание Богу и Его Церкви. 

 

Ошибочно эти диалоги вл.Иоанна Шаховского с мирянином принимают за его размышление о распространенном в советское время явлении белого иночества, как монашества (и тайных постригов) в миру. О подобном - хранении девства в миру по образу монашескому, размышлял в свое время схииг.Савва (Остапенко). 

На самом деле, владыка Иоанн пытался донести намного более глубокую мысль - о всехристианстве монашества. 

 

Итак, само размышление:

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovskoj/beloe-inochestvo/

 

_______________

PS: употребляемый термин "иночество" равнозначен термину "монашество". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все это, конечно, правильно, но монашеский путь для спасения души более прямой и предпочтительный, так что пути эти неодинаковы.

 

Вот некоторых учат плавать, выкидывая из лодки в воду. Если сможет выплыть - значит, научится плавать. Ну, а не научится - утопнет.

 

Это - путь мiрянина. То есть, он должен уже уметь плавать, а вокруг враждебные воды мiра. Выплывет ли - не факт.

 

А монашество - это правильный путь. Не зная броду - не суйся в воду. Там сначала готовят, учат плавать, отсекая все лишнее, что мешает плавать, а только потом начинается заплыв. Поэтому и выплывших из водоворота мiра больше.

 

Ну а цель - выплыть - она одна, да. С этим никто не спорит. Да, мiрянину хорошо бы быть монахом в мiру, чтобы повысить свои "плавательные" возможности, но это сделать сложнее. В частности, из-за того, что ты уже несвободен - ты связан определенными отношениями с людьми. И разрывать эти отношения - неправильно. Из-за этого часто возникают отношения человекоугоднические. А человекоугодие - это грех. Вот и приходится идти по лезвию ножа.

 

Так что пути эти совсем неравнозначны.

 

Можно сравнить монашество с постом в пустыне перед проповедью - сначала подготовка, а потом уже проповедь.

 

А мiрянин в этом смысле - сразу на проповедь, без поста, потому что уже пора. Ну и проповедь, по вполне понятным причинам, у него получается не очень... Не готов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В том все и дело, Alexey, что монах ничем не отличен от мирянина в цели - обОжении, разве лишь призван быть совершеннее в добродетелях, о чем и говорил Христос юноше. Но это не отличие путей, а - УСЕРДИЕ на пути. 

 

Монах ДОЛЖЕН отличаться поведением и духовностью. Совершенством.

Монашество - чин преподобия, сверх уподобления. Кому? - Христу по образу жизни. Но не к тому ли призван и каждый Христом? "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48)

 

КАЖДЫЙ, независмо от образа жизни, призван возрастать в добродетелях, достигая единственного, что не имеет конца - ЛЮБВИ,  ибо ее конец простирается в вечность, тогда как все остальное прекратится, как средства достижения Любви:

"Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший... 

... Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (1Кор.12,13)

 

Монашество - это прежде всего христианство, но избравшее иной образ жизни - неразвлекаемое и всецелое посвящение себя достижению общехристианской цели - единению с Богом. 

 

Именно поэтому монах повторяет обеты Крещения перед алтарем, как бы экзажерируя их для себя, и осуществляет их уже в иной степени и мере подвига.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 hour ago, ✤ bogodum ✤ said:

Монах ДОЛЖЕН отличаться поведением и духовностью. Совершенством.

Монашество - чин преподобия, сверх уподобления. Кому? - Христу по образу жизни. Но не к тому ли призван и каждый Христом? "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48)

 

 

Вы ошибаетесь. В Евангелии нет слов "ДОЛЖЕН". В Евангелии есть слова "могущий вместить - да вместит".

 

Преподобие выражается в делах - преподобные ведут Ангельскую жизнь.

 

А Ангелы - это те, кто исполняет волю Божию. И больше ничью. Все остальное - в глубокий игнор и забвение. Для этого нужно отвергнуть себя, как минимум. Полностью.

 

И никто не ДОЛЖЕН это делать, а лишь "могущий вместить - да вместит".

 

А по статистике из 100% православных примерно 1% ходит регулярно в храм. И из регулярно ходящих в храм только 1% - это монахи.

 

А если учесть, что у нас не только Православие, а и другие религии... А если еще вспомнить о том, что из христиан Православных менее всего... То один православный монах на миллион "человеков" - это уже целая "толпа". :)

 

И не забывайте, что любое служение (хоть мiрское, хоть монашеское) - это не олимпиада, это не борьба за какие-то "дары".

 

Дары даются для служения людям. И в Вечери накануне распятия, Господь сказал: кто хочет из вас быть бОльшим, да будет всем слугой.

 

Поэтому дары получает только тот, кто готов служить людям. Остальные - это еще те наемники, которые служат за мзду: думают, что своими подвигами "обеспечат" себе попадание в Царство Небесное.Увы... Наемникам туда дороги нет.

 

А в целом - да, неплохо говорите. Но слова, расходящиеся с делами - это ложь. Если видите спасительность монашеского пути - станьте монахом. На деле, а не на словах.

 

Повторение монашеских обетов связано с покаянием. С истинным покаянием, с метанойей. Так каются те, кто понимает, что даже праведная мiрская жизнь - очень грешная, и жить так невозможно и нестерпимо.

 

Когда у вас будет такое покаяние, вы сразу забудете про всякие "бело-монашеские" подвиги, бросите все, и побежите в монастырь. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Alexey, про "должен" - это Вы нам говорили. :meeting0:

Мы лишь согласились, но на своих условиях, кои и были нами озвучены. 

 

Естественно, Православие не учит мыслить категориями должен/не должен, можно/нельзя и проч. 

Православию ближе градация полезно/не полезно, во время/"не у прииде время", по устроению души/не по устроению.

Заповедь - не запрет, но - ограждение. 

Попущение не есть насылание, но удержание последствий творимого нами зла... 

В этих и других тонкостях и заключаются лакмусовые бумажки отличий духовного понимания Истины от младостарческого и неофитского.  

 

В отношении всего остального в мой личный адрес...

Хм... Как думаете, насколько мы с Вами знакомы, чтобы Вы настаивали на СВОИХ подробностях моей личности, духовной жизни, а так же моем духовном, церковном и вообще жизненном статусе?  :151:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
50 minutes ago, ✤ bogodum ✤ said:

 

В этих и других тонкостях и заключаются лакмусовые бумажки отличий духовного понимания Истины от младостарческого и неофитского.  

 

В отношении всего остального в мой личный адрес...

Хм... Как думаете, насколько мы с Вами знакомы, чтобы Вы настаивали на СВОИХ подробностях моей личности, духовной жизни, а так же моем духовном, церковном и вообще жизненном статусе?  :151:

Спаси Господи, уже в младостарчество и неофитство записали. :)

 

Простите, что ваша личность тут замешана, но при обобщении на всех - как иному быти?

 

Вы же в своем обобщении и меня вписали сюда. А я категорически "белое монашество" не приемлю, и считаю это вот теми самыми словами, которые вы мне шедро присвоили.

 

Это может быть промежуточным звеном, ступенькой в лествице, но не всею жизнью целиком.

 

Как образ жизни "белое монашество" напоминает теплохладность. Вам так не кажется? В порывах и стремлениях - огонь, в делах - лишь хладный труп.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Alexey GK сказал:

Спаси Господи, уже в младостарчество и неофитство записали. :)

Это всего лишь ВАШ искаженный вывод. К тому, о чем было сказано, это никак не относится, потому что, если Вы внимательнее посмотрите, о Вас лично вообще не было разговора в данном отрывке. Не по-христиански, Alexey -  искажать и домысливать то, чего нет.  :stop0000:

 

Вы могли просто сказать о своём ЧАСТНОМ отношении к "белому монашеству", без фантазий в адрес моей личности. 

 

 

1 час назад, Alexey GK сказал:

Как образ жизни "белое монашество" напоминает теплохладность. Вам так не кажется? 

Нет, не кажется, Alexey. 

Все, что "мне кажется", уже озвучено мною в достаточной мере выше. 

Поэтому, позвольте Вас оставить при своём личном мнении, которое мы услышали. :thank_yo:

Ибо тема создана не для того, чтобы кого-то переубеждать. Дружески поделиться, не более. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Alexey GK сказал:

....Как образ жизни "белое монашество" напоминает теплохладность. Вам так не кажется? В порывах и стремлениях - огонь, в делах - лишь хладный труп.

Вот вспомнился случай из жизни старца протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит. Перед самым постригом в монашество сгорела его мантия. Он это событие воспринял как знак Божий и отказался от пострига. И как известно подвизался в миру.

Вот человек жил в Боге и искал воли и промысла Божия о себе. Это главное. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 часов назад, ✤ bogodum ✤ сказал:

Очень часто говорят, что монашество - это что-то иное, другой путь.

Смысл жизни у монахов и мирян один, а жизненный путь  разный. Кому что свойственно и кто к чему призван. Можно взять на себя не иго Христово благое, а свой неудобоносимый крест и потерпеть поражение. Как верно заметил Алексей, духовная жизнь - не олимпиада. Наше поражение - не проигрыш ближнему. И не ради сравнения с ближними мы живем. фраза "Монахи - любимые дети Божьи" странная. Его любимые дети - не монахи только, а все люди, которые знают голос Пастыря и слушают Его. Не менее странно, что мирянин рассказывает о том, что его опыт идентичен монашескому. Общее есть, но зачем об этом? 

Для тех, кто остро восприимчив к неверному пониманию "своей личности", не раз упоминаемой, можно установить правило выступать не под ником, а называться именем, данным во святом крещении и с собственным фото профиля. Это так, не обязательно, но вдруг добавит ясности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, iam сказал:

Не менее странно, что мирянин рассказывает о том, что его опыт идентичен монашескому. Общее есть, но зачем об этом? 

Для тех, кто остро восприимчив к неверному пониманию "своей личности", не раз упоминаемой, можно установить правило выступать не под ником, а называться именем, данным во святом крещении и с собственным фото профиля. Это так, не обязательно, но вдруг добавит ясности.

 

Тема личностей, как крайне некорректная, вообще недопустима в нормальном общении, тем более, в интернете. Не важно, кто твой собеседник и какой статус и чин имеет.  

 

И речь не о том, кто как воспринимает (что весьма странно - давать такие ххарактеристики,  ибо в мониторе видно обычно собственное отражение, а не душа собеседника), а о НОРМАХ христианского поведения в общении.  

 

 

Вообще не понятно, что за выяснялки затеяны участниками... 

Есть тема, можно спокойно обсуждать. Но, видимо, разбор личностей интереснее... :swoon000:

Изменено пользователем ✤ bogodum ✤

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Разбор личностей" ? Отнюдь. В смысле перехода на личности". Хотя личность в общении не может быть совершенно проигнорирована, особенно "яркая"))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
19 часов назад, ✤ bogodum ✤ сказал:

Очень часто говорят, что монашество - это что-то иное, другой путь... Подобные толки духовных невежд словно делят христианский мир на касты, чего, по сути, в Церкви нет - некие избранные к совершенству, "рожденные летать" монахи,  и некие "ползающие" в браке миряне...

...

Именно поэтому, в Правилах Соборов есть запрещения и осуждение тех, кто превозносится девством, уничижая брак (Гангр, 10). 

Тут мне кажется изначально заложен неверный посыл. В этом все дело.

Монашество,- это стремление к подвигу отречения от всего ради Бога. Отсюда,- толкование на Евангелие Сщмч. Петра Дамаскина:

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною

И опять к богатому тому сказал: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и прочее, о котором Великий Василий говорит, что он солгал, сказав, что сохранил заповеди, ибо если бы сохранял их, то не приобрел бы большого имения, когда закон говорит, во-первых: возлюбиши Господа Бога твоего… от всея души твоея (Втор. 6:5). Но изречение от всея души не дозволяет любящему Бога любить что-либо иное, и кто печалится о чем-либо ином, тот уже отвергает оное (изречение). Опять сказано: возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе (см.: Мф. 22:39), то есть всякого человека. Может ли быть исполнителем сего тот, кто имеет многое имение, тогда как многие другие нуждаются в дневной пище, особенно же имеет пристрастно; если бы он имел их, как Авраам, Иов и прочие праведники, как достояние Божие, то не отошел бы со скорбию. Подобно этому и святой Златоуст говорит: поверил, что сказанное ему Господом есть истина, потому и отошел скорбя, не в силах будучи исполнить. Ибо много есть таких, которые веруют словам Писания, но изнемогают в исполнении написанного.

Творения. Книга первая

 

Тоже самое относительно оставь отца и мать своих... и т.д.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Собственно, посыл верный, что заповеди Божии для всех писаны одни и те же, и что духовное внутреннее делание и воздержание нужно не только для монахов, но и мирян. А то часто приходится слышать такие оправдания, мол, мы не монахи, такой строгой жизни вести не можем, когда речь идет в общем о простых вещах...

 

С другой стороны, если бы была воля Божия совместить монашество и мирскую жизнь, это бы давно уже произошло, однако этого не происходит, эти два пути явно различны. Монахи принимают монашеские обеты и живут в монастырях, мирские люди ведут благочестивый семейный образ жизни. Ну разве что, Христа ради юродивые как-то немного подпадают под оба пути одновременно, но это явно исключение из общего правила...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
32 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

С другой стороны, если бы была воля Божия совместить монашество и мирскую жизнь, это бы давно уже произошло, однако этого не происходит, эти два пути явно различны

Кажется, что и люди, которые идут по этим двум путям, в основной массе, различны.

Несколько дней назад на сайте висел длинный рассказ о жизни почившего о.Венедкта. Частично он воспроизводится в другой статье о нем. Но что-то из того рассказа исчезло важное.

Раньше прям до глубины души доставало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 hours ago, A Lost Sheep said:

Ну разве что, Христа ради юродивые как-то немного подпадают под оба пути одновременно, но это явно исключение из общего правила...

Меня в свое время поразило то, что Церковь считает преподобных и юродивых одним целым - служба у них единая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часа назад, A Lost Sheep сказал:

С другой стороны, если бы была воля Божия совместить монашество и мирскую жизнь, это бы давно уже произошло, однако этого не происходит, эти два пути явно различны. 

Никто не говорил о совмещении. 

Речь  именно о том, что путь один - спасение, обожение, но средства и степени достижения различны. 

 

Мысль об общехристианстве монашества не подразумевает омонашествления христианства, но несет в себе более глубокую цель - донести до христианства, что иноческий образ жизни (а девство в широком своём понимании не исключает брака, супружества) - по сути, НОРМА для всех.

Белое иночество - дух первых христиан. 

Удаление от мира - это удаление от страстей, а не от людей, а это и есть цель КАЖДОГО христианина. 

 

Прп. Исаак Сирин акцентрировал внимание на том, что монахи не от людей удаляются, когда покидают общество. К сожалению, не помню полную цитату. 

Но тогда в этом свете иначе видится многое для монахов, например, оставить отца и мать - это не пренебречь вовсе пятой заповедью, но исполнить ее в ЛЮБВИ.

Неофитство и неофитствующие есть и были всегда и в монашестве, среди руководства (младостарчество); они утверждают, искаженно толкуя святоотеческое, что оставить мир - это исключить всех из своей памяти... И многое другое. 

 

_________________

PS: складывается впечатление, что мало кто читал этот небольшой диалог "Белое иночество", все комментируют исключительно моё предисловие к нему. 

 

Просто приведу некоторые мысли из "Белого иночества":

 

>>> [священноинок] ...со мной об этом заговорил известный на Афоне старец-подвижник, живущий одиноко в скалах, ежедневно совершающий Св. Литургию в своей совсем малой церковке. Этот подвижник – человек высшего духовного образования (и даже педагог); впрочем, ни во что вменивший диалектическую культуру мира сего и пошедший учиться внутреннему во Христе деланию сердца на Афон. И там уже около 40 лет живший. Вот этот схимник, представьте, меня молодого, стремящегося к иночеству и уже стоящего перед постригом, весьма удивил своим замечанием, что «монашество», собственно, состояние... ненормальное» (из уст-то схимника, в горах Афонских, услышать такую фразу!) Но сейчас же пояснил свою мысль, что, собственно, все христиане должны жить иноческим устремлением к Богу и что, если бы мир Церкви был действительно выделен из мира сего (а это было бы нормально, достаточно для этого послушать слова Господни в 17-й главе от Иоанна), иночество утратило бы свое современное значение, растворившись в этой истинной Церкви. 

 

>>> [мирянин] Разбираясь в постригальном апостольском послании, я удивлялся, что оно было взято Церковью из послания, обращенного решительно ко всем христианским душам, ко всякому их званию и положению.

 

[священноинок]  Да, это послание состоит из назидания всем – и отцам и детям, и слугам и господам, и женам и мужьям; каждому апостол дает свое наставление, а в конце подводит итог («наконец, братья мои...» Ефес.6, 10) и дает... иноческое постригальное чтение – основу иноческого делания! Какое убедительнейшее доказательство в пользу того «белого иночества», которое носили в себе и к которому стремились во все века все христиане, духа апостольской Церкви. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
On 3/8/2018 at 3:29 AM, ✤ bogodum ✤ said:

Подобные толки духовных невежд словно делят христианский мир на касты, чего, по сути, в Церкви нет - некие избранные к совершенству, "рожденные летать" монахи,  и некие "ползающие" в браке миряне... 

 

 

Сама статья, декларируя "белое иночество", то есть, восхваляя "иночество", как раз и поддерживает деление на касты.

1 hour ago, ✤ bogodum ✤ said:

[священноинок]  Да, это послание состоит из назидания всем – и отцам и детям, и слугам и господам, и женам и мужьям; каждому апостол дает свое наставление, а в конце подводит итог («наконец, братья мои...» Ефес.6, 10) и дает... иноческое постригальное чтение – основу иноческого делания! Какое убедительнейшее доказательство в пользу того «белого иночества», которое носили в себе и к которому стремились во все века все христиане, духа апостольской Церкви. 

 

Церковь только там, где Дух Святой. В ком Духа нет, тот не в Церкви. Вне зависимости от того, мiрской он или монах.

 

Поэтому давайте говорить прямо - все призваны к святости. Кто святой - тот и есть истинный христианин, а кто "еще не уже" - подвизайся. Там, где Господь тебе дал место и время - в мiру или монастыре.

 

И никаких "белых иночеств" и прочих каст.

 

А то получается как у Оруэлла: "Все животные равны, но некоторые  животные равнее других".

 

Тогда к статье не будет никаких претензий.

Изменено пользователем Alexey GK

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

пытаюсь понять, зачем создана эта тема, не содержащая вопроса. В сухом остатке что у нас есть? 1) есть монахи, миряне, некоторые из которых юродивые, блаженные. 2) все эти христиане призваны Богом к одному - к святости. 3) все участники "движения" должны уважать друг друга, не превозносясь особенностями "манеры двигаться".  Все это общеизвестно. 4) основной акцент на том, что любой христианин, если не является просто иноком, может быть назван белым иноком... хорошо, ну и что? подходит мирянин к Чаше, говорит: "белый инок "имярек". А зачем?

Случай со старцем Гурьяновым - ступенька, частный случай, воспринятый им как промыслительный на пути ко спасению. многообразие жизни

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хорошее напоминание всем, как нужно жить христианину. А ведь наши пращуры так и жили. Мои точно так. У бабушки было 10 детей. Только два сына погибли во второй мировой.Остальные дети выросли, создали семьи. Один раз. Не разводились, любили все друг друга. Жили дружно, хорошо. Если у кого-то случалось горе, все собирались и помогали. Я говорю что у нас было несколько родителей. После своих были тети и дяди которые любили всех племянников как родных детей. От моей бабушки Наташи уже шесть поколений. И что приятно, оказалось что советские безбожные годы не оставили следа. Вдруг мои двоюродные сестры/братья имеющие по три высших образование верующие. И мы все молимся друг за друга. Одна племянница вышла замуж за священника. матушка у нас. Жить нужно чисто. Просто. Как батюшка Амвросий говорил: Где просто - там ангелов со сто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, ✤ bogodum ✤ сказал:

Вот этот схимник, представьте, меня молодого, стремящегося к иночеству и уже стоящего перед постригом, весьма удивил своим замечанием, что «монашество», собственно, состояние... ненормальное» (из уст-то схимника, в горах Афонских, услышать такую фразу!) 

Монашество и действительно ненормальное состояние для этого мира, точнее сказать, неестественное. А еще точнее - попытка к сверхъестественному. Слово "инок" значит "иной", то есть именно "не мирской", поэтому "белое иночество" это, по-моему, ненужное смешение понятий. И определенный вред оно наносит, так как некоторые люди пытаются этот принцип реализовать в своей жизни, не понимая, что на самом деле ими движет тонкая вражеская подмена: взять самое хорошее от обоих образов жизни и избежать "ненужных" скорбей - не иметь попечения о семье и не напрягаться в строгом монастырском послушании. Как показывает практика, ни у кого это не получается, так как на самом деле это ненужное как раз и есть самое нужное )

 

4 часа назад, ✤ bogodum ✤ сказал:

Но сейчас же пояснил свою мысль, что, собственно, все христиане должны жить иноческим устремлением к Богу и что, если бы мир Церкви был действительно выделен из мира сего (а это было бы нормально, достаточно для этого послушать слова Господни в 17-й главе от Иоанна), иночество утратило бы свое современное значение, растворившись в этой истинной Церкви. 

Ключевое слово здесь "если бы", а история не знает сослагательных наклонений. Это "если бы" просто невозможно в силу поврежденной природы человека. Деградация эта продолжается и не остановится до самого конца света. Поэтому наличие монашества это особый Промысл Божий, выбранный Господом для этого мира и реализованный Его Церковью. Рассуждать гипотетически о "если бы" можно, конечно, но какой в этом смысл?

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Всего-навсего самая обыкновенная попытка человека упорядочить в своем уме некоторые внешние явления путем присвения им имен, а потом, уже имея для этих явлений имена, - человек начинает считать, что он уже как-то стал управлять этими явлениями. Мы присваиваем явлению неполного отречения от мира имя "белое иночества". Затем провозглашаем, что белые иноки тоже могут спастись. Далее появляется целая категория людей, избирающих облегченный путь иночества. Кто-то соблюдает отречение во всем, кроме девства, кто-то еще добавляет послабление в еде, кто-то иногда может выпить немножко водки,- главное ведь любовь. Появятся белые, серые, желтые, синие иноки. И Церковь будет рассказывать, что не волнуйтесь, все вы спасетесь, фирма гарантирует.

Что-то у меня есть подозрение, что Бог не примет наших компромиссов. 

Когда авва Агафон приближался к кончине, и братия сказали ему: "И ты ли боишься, отче?" - он отвечал: "Сколько мог, я понуждал себя сохранять заповеди, но я человек, и по чему могу знать, угодно ли дело моё Богу? Ибо иной суд Божий, и иной человеческий".

Изменено пользователем АлександрIV

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 минут назад, АлександрIV сказал:

Что-то у меня есть подозрение, что Бог не примет наших компромиссов. 

Господь, конечно, к нам милостив несравненно более, нежели справедлив. Но да, испытывать Его милость на прочность вряд ли стоит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

bogodum, вы меня простите.

 

Статья хорошая, написана монахом, и для тех, кто хочет стать монахом. И тут восхваление монашеского пути вполне понятно, и даже оправдано.

 

С другой стороны, монашеский путь далеко не идеален - он отсекает все, что мешает в движении к Богу. Все подряд (включая сан). И в своей гипертрофированной (безусловно-фанатично-методической) форме он может выродиться в то, что называется, "с водой выплеснуть ребенка".

 

И в патериках часто присутствуют рассказы о том, как Господь наказывает тех, кто, желая своего спасения, ни о ком более не радел. То есть, по факту, самость свою так и не изжил, даже потратив все силы только на себя.

 

И в Евангелии об этом пишется (Матфея 16:25): ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

 

А в мiру другие методы: друг друга тяготы носите и тем исполните закон Христов.

 

То есть, нагружаем на себя всех и вся, и пытаемся хоть на миллиметр сдвинуться с места. Тоже есть перегибы - заняться собирательством, а про движение вообще забыть.

 

Идеал один - исполнять волю Божию. Если Господь хочет, чтоб ты стал иноком - нужно стать, иначе тебе грош цена. А если хочет, чтобы ты жил в мiру - надо жить в мiру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, iam сказал:

пытаюсь понять, зачем создана эта тема, не содержащая вопроса

Темы создаются не только ради вопроса. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

..Интересно, найдётся ли ещё человечек, увидевший, о чем на самом деле говорит вл.Иоанн Шаховской?...:151:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...