Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Братия и сестры, у меня возникли некоторые вопросы касательно Великого Поста. Прошу ответить, кто знает. :acute000:

 

1. Как в идеале подобает провести это время ?

 

2. Будет ли нарушением поста поедание в ресторанах каких нибудь омаров или креветок ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

1. Как в идеале подобает провести это время ?

Силуан, мне кажется, Великий пост - это время постоянно следить за собой, за своими мыслями, чувствами, поведением, это время покаяния, молитвы. По поводу ресторанов с омарами, думаю стоит воздержаться, Вы же можете без них прожить, думаю Вы не каждый день их едите, это лишнее... Но...Как-то в пост меня пригласили на свадьбу, и я спросила у батюшки что мне делать, если я соблюдаю пост, он сказал, что не надо выбирать постное, чтобы не обидеть хозяйку. :acute000:

 

"Пост вводит человека в состояние духовное. Очищенный постом — смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума." Игнатий Брянчанинов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Много литературы про пост:

 

http://www.wco.ru/biblio/

Советую прочитать книгу Н.Е.ПЕСТОВ

"ЧТО ТАКОЕ ПОСТ И КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТИТЬСЯ" (она в конце списка).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По поводу ресторанов с омарами, думаю стоит воздержаться

Собственно вопрос о креветках в ресторане у меня возник после прочтения статьи протодиак. А. Кураева:

 

Я помню, как несколько лет назад в Великую субботу полетел в Берлин. И вот встречает меня в епархии владыка Феофан и говорит: "Отец Андрей, у меня дома есть нечего, пойдемте в какой-нибудь ресторан, я Вас угощу". Я подумал: "Как это можно есть в ресторане в Великую субботу?". Мы заходим, и владыка заказывает креветок. Вначале я очень удивился этому. Но затем у меня возник вопрос: а как по-церковнославянски звучит слово "креветка". Оказывается, как "черепокожий". Это такой класс существ, вроде крабов, креветок, раков и так далее. Так вот по Типикону этих "черепокожих" можно есть даже в дни самого строгого поста, даже когда постного масла нельзя. Почему? Дело в том, что когда Аристотель давал классификацию животным, он не знал, к какому классу можно отнести живые организмы, не имеющие крови. И он отнес их к растениям. А православные монахи сказали: "Ну что же, растения так растения - будем есть постом".

 

 

http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/5g4_2-all.shtml

 

Получается, что никакого правила о скажем так "постном вкусноедении" нет. Так в чем тогда суть пищевого воздержания в пост ? В воздержание от утучняющей пищи, или в воздержании в количестве пищи, или в воздержании от вкусовых изысков ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нашей души? Над решением этого вопроса человеку нет необходимости мудрствовать. Необходимые качества поста указаны в нынешнем Евангелии.

Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души. Человеку гордому, человеку немиролюбивому, строптивому не доступны утешения истинного поста. Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви. Трезво и разумно проходит пред сознанием человека великость той цели, к какой он направил свою душу. Достижение этой цели обставлено величайшими качествами любви. На пути к этой цели желающему должным образом провести Великий пост нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам. Горьким словом, презрительным взглядом мы унижаем личность другого человека. Это есть тот грех, который губит любовь нашей души. Благо тому, кто во дни поста успеет сломать и сокрушить в себе этот грех и на его место водворит в душе благожелательность, дружескую услужливость и другие чистые и честные свойства Божественной любви. Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа.

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными - душевными и телесными - подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении с своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца. Она постоянно показывает нашему сознанию душу в ее неприглядных положениях. Когда больной человек видит осязательно язвы на своем теле, очевидно, в нем является глубокое горе. Он скроет эту язву и не будет ее выставлять напоказ, как услаждение своего самолюбия. Так и сознание духовного несовершенства есть первый шаг в стремлении его исправить.

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство. Нас крестили младенцами в купели затем, чтобы мы попали в это Царство. Нас подводили к чаше Христовой только за этим. Словом, молитва наша, и общественная и частная - одинокая, есть просьба этого Царства.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Омары с клубникой в пюрированной малине, несмотря на очевидную «постность» каждого компонента вряд ли будут считаться постным блюдом даже там, где эти омары живут.

http://www.pravmir.ru/post-mezhdu-golodom-i-chrevoug/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На сайте нашего храма задавали вопрос о морепродуктах в пост. Наш батюшка ответил - кушать морепродукты можно. Но пост - это не только время не кушать мясного, а еще время покаяния, милосердия. Морепродукты не дешевы. Можно на "разницу в цене" помочь нуждающимся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если пригласили в гости, не пойти нельзя, а там никто не поститься, разумнее немного покушать непостного, но промолчать о том, что ты соблюдаешь пост, чтобы не смущать никого, не вызывать разговоров и обсуждений твоего поведения от "зачем тебе это надо", "надо же придумала" до "какая молодец!", чтобы не возгордиться и не смутить тех, кто еще не в силах отказаться от вкусной еды.

 

Но лучше всего не пойти ни на какие торжества. По мне так.Опять же - начнешь отказываться заранее - пойдут уговоры. Может, сказать - не знаю, постараюсь - вроде не согласилась и не отказалась, а перед самым торжеством сообщить, что не пойду.

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так в чем тогда суть пищевого воздержания в пост ? В воздержание от утучняющей пищи, или в воздержании в количестве пищи, или в воздержании от вкусовых изысков ?

Суть пищевого воздержания, мне кажется в том, чтобы думать головой и сдерживать себя, а не инстинктами. Кушать столько, чтобы наесться, но не наедаться. :acute000: Это даже для организма хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В самый первый раз я не справилась. Батюшка сказал - тогда можно так. Самое любимое - шоколад, или кофе, или кашу манную - не кушать весь пост.

И правда испытание. Потому как этого сразу же хочется покушать.

 

Ну и все, конечно, помним. Главное - не есть людей, лучше тогда пищу животного происхождения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Некоторые матушки говорят, что в пост даже могут поправится - дел много, нужны силы, компенсируют хлебом. Кто-то ежедневно на весы вставать начинает. Больше всего обидно, когда в конце поста подводят итоги: минус 1 кг 200 грамм! Ради похудения - это гастрономическая диета, ничего общего с постом не имеющая.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Получается, что никакого правила о скажем так "постном вкусноедении" нет. Так в чем тогда суть пищевого воздержания в пост ? В воздержание от утучняющей пищи, или в воздержании в количестве пищи, или в воздержании от вкусовых изысков ?

 

 

Как пишет митрополит Иннокентий Московский: "Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употреблял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Тайн и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым...

 

Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай; но, главное, соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу.

 

Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постись душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника.

 

Цель поста - облегчить и усмирить тело, обуздывать пожелания и обезоруживать страсти.

 

Потому церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том - какую употребляешь ты пищу? - сколько о том, для чего ты употребляешь ее?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Книга пророка Даниила

ГЛАВА 1.

 

1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его.

2 И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего.

3 И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому.

5 И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя.

6 Между ними были из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария.

7 И переименовал их начальник евнухов - Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго.

8 Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему.

9 Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; 10 и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем.

11 Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: 12 сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; 13 и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь.

14 Он послушался их в этом и испытывал их десять дней.

15 По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.

16 Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи.

17 И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны.

...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Существует и такой грех: Гортанобесие - желание употреблять ту пищу, которой услаждается вкус, даже если ее недостаточно для насыщения.

( Это если в "идеале" … Мне до этого далеко :acute000:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В фильме архим. Тихона Шевкунова про Псково-Печерский монастырь показывали монаха, который смешивал всю еду в тарелке, что бы не услаждаться вкусом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Братия и сестры, у меня возникли некоторые вопросы касательно Великого Поста. Прошу ответить, кто знает. :acute000:

 

1. Как в идеале подобает провести это время ?

Тихо,в духовной радости,что ты дерзаешЬ бытЬ ближе к благодати Святого Духа.

ОщутитЬ единство с верующими-великое утешение!Для мирских внести семейные обычаи-чтения,например в определённое время суток или совместную молитву преп.Ефрема Сирина с поклонами...

 

Ну ещё утешатЬся воскресным днём!Пирогами с капустой с чаем с братЬями и сёстрами во Христе,дабы не заунытЬ,особенно во второй половине поста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тихо,в духовной радости,что ты дерзаешЬ бытЬ ближе к благодати Святого Духа.

А я почему то всегда думал, что это время ожесточенной борьбы со страстями. Усиленные молитвы, бдение, множество земных поклонов, ограничения в пище, чтение Св. Писания и ни минуты празддности. Это наверное только удел святых.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А я почему то всегда думал, что это время ожесточенной борьбы со страстями. Усиленные молитвы, бдение, множество земных поклонов, ограничения в пище, чтение Св. Писания и ни минуты празддности. Это наверное только удел святых.

Да уж...ещё какой борЬбы!

 

..Но я имела тихую мирскую деятелЬностЬ-иными словами,по возможности исключитЬ суету вообще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Случай из "Древнего Патерика" о тщеславном прохождении дней поста:

Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: "Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся". Тогда старец подозвал его и говорит :"Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал". Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.

Опасность такого поста, согласно праподобному авве Дорофею, состоит в следующем: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы нго хвалили, как постника". Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6,16-18).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Александр Пушкин

 

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

 

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

 

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

 

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

Оценка с духовной точки зрения стихотворения А.С.Пушкина

на молитву св. Ефрема Сирина:Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уныние - греховная страсть, заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании подвизаться ради своего спасения в вечности.

В православной аскетике уныние признается не обычным психологическим состоянием, а страстью. Страсть уныния выражается в сердечной тоске, изнеможение ума и прочих состояниях, препятствующих подвигу ради Бога.

Христианские подвижники называют уныние «оболгателем Бога», поскольку, находящийся под действием этой страсти человек представляет Бога немилосердным и нечеловеколюбивым, а подвиг ради Бога ненужным. Такой человек недооценивает влияние греха и забывает, что спасение души требует мужественного труда в терпении скорбей и искушений. Причем, сами испытания служат исправлению человека и являются выражением Божественного человеколюбия.

Бог стремится духовно преобразить человека, возвести его на иную духовную высоту, позволяющую уподобиться Богу и соединиться с Ним в вечности. Для этого человеку необходимо встать на путь подвига ради Царства Небесного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про уныние:

Осуждать себя полезно: это приводит к смирению. Засуждать себя вредно: это ввергает в уныние и расслабление.

Св. Игнатий Брянчанинов

...

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

Св. Иоанн Лествичник

...

 

Болезнь сия (скука и уныние) врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия, праздности и празднословия.

Св. Серафим Саровский

...

 

Душа имеет свои собственные страсти: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие. Когда душа всю себя предает Богу, тогда щедрый Бог посылает ей истинное покаяние и очищает ее от всех страстей, уча ее не следовать им и давая ей силу преодолевать их и побеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны. И если душа пребудет твердой в своем обращении и добром повиновении Духу Святому, научающему её покаянию, то милосердный Творец сжалится над нею, ради ее трудов, проводимых во всяком утеснении и нужде — в продолжительном посте, частом бдении, в изучении слова Божия, в непрестанной молитве, в отречении от мирских утех, в смирении и нищете духовной. И если она пребудет твердой во всем этом, щедрый Бог избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов Своей милостью.

Св. Антоний Великий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: Александр Хромеев
      Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.(Евр.12:15)
    • Автор: ProdigalSon
      Вроде не мало уже сказано, но всё таки не совсем ясно о подготовке к причастию.  Вопрос не о молитвах и исповеди, а о посте.   Пост это ограничение себя в животной пище и молоке или пище вообще или пище и воде?  Какова продолжительность такого поста?  Как к причастию готовятся монахи?
    • Автор: Александр Хромеев
      Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания.
    • Автор: Александр Хромеев
      "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".
    • Автор: VicArt
      Очень хотелось хоть в пост попоститься и не грешить. Попросил в церкви благословение и первую неделю неплохо держался. Сейчас валяюсь в грязи и не могу встать. За первым разом у меня всегда следует второй, и тут же третий и просвета не видно. Помолитесь, ради человеколюбия за меня, чтобы сей порочный круг был порван, чтобы я хотя бы встал, а я тогда буду бороться за то, чтоб хотя бы остаток поста провести достойно.  Спаси Господи.  
×
×
  • Создать...