Евгения (Владимир) 590 Posted October 17, 2018 (edited) Ну вот, наконец, давно обещанная заметочка про Кириллов...После Ферапонтова и горы Мауры с Горицким монастырем отправились в Кириллов, где и заночевали в простенькой гостинице в центре этого миниатюрного города. Население города чуть более 7000 человек.Сам город возник как поселение вокруг монастыря,основанного в 1397 году преп. Кириллом ( про камень, откуда преп. Кирилл увидел место для будущего монастыря ,я уже писала. А место это замечательное и очень красивое- слияние речки Свияги и живописного Сиверского озера. При первом визуальном знакомстве поражает высота башен и толщина стен. Конечно,они появились уже в более позднее время. Монастырь самый большой по площади не только в России , но и в Европе. Протяженность стен около 2 км. Если снаружи создается впечатлении в целом о едином архитектурном стиле,то внутри- полный сюрприз. И в том ,что очень много построек- храмов и хозяйственных- явно принадлежащих разным эпохам. Да и еще оказалось, что на территории монастыря, есть еще один минимонастырь- Иоаннов. Он отделен невысоким заборчиком с калиткой. Нам пришлось ранним утром самовольно открыть калитку( спросить разрешения не у кого было) и пройти к месту ,где преподобный вырыл себе пещерку и водрузил Крест. И Крест и пещерка сейчас сверху прикрыты каменными палатками и рассмотреть можно все только через окна. Помолились,пропели тропарь и так же тихонько покинули территорию.Большая часть территории отдана музею и лишь в одном храме,где почивают мощи преп. Кирилла идут богослужения. А храмов - целых 11! В старейшем храме Успения Богородицы, где находится тябловый иконостас, мы пробыли совсем немного- там вовсю велись ремонтные и реставрационные работы. Мы направились в музей,выбрав саму. большую экспозицию из-за ограниченности во времени... Тут необходимо сказать, что батюшка наш по своей мирской профессии историк и экскурсовод. лет 25-30 назад в свой отпуск он уезжал работать в Ферапонтово, Кириллов, Соловки...Нам бесконечно повезло с можно сказать личным экскурсоводом. Помимо музейных экспонатов, среди которых был и список с иконы преп. Кирилла выполненной преп. Дионисием Глушицким( подлинник я и видела в Третьяковке), отченька показал нам и домовой храм патриарха Никона, отбывавшего здесь ссылку, и окна своей кельи, из которой он и еще один сотрудник музея уходили на богослужение в единственный в городке действующий храм ( дело было в 80-х), а поскольку ко времени возвращения с Всенощной все ворота наглухо запирались, то им пришлось под самыми дальними и неприметными воротами сделать подкоп)))Меня поразила мощь стен обители. На отдельных участках ширина-7 метров и высота 11. И еще -в арке проходп к территории музея увидела фреску. Христос благословляющий и его апостолы... И если внимательно приглядеться, то вдруг видишь,что Христос улыбается... и на сердце становится так тепло... Слава Богу за все! Edited October 17, 2018 by Евгения (Владимир) 6 1 Quote Share this post Link to post
EКатерина 2677 Posted October 18, 2018 14 часов назад, Olga сказал: На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили: ОТКРЫТЬ БОГОРОДИЦЕ- РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ФЕРАПОНТОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ И НАЗНАЧИТЬ ИГУМЕНОМ ЭТОГО МОНАСТЫРЯ ИЕРОМОНАХА ИОАСАФА. Постройки Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей только совсем недавно передали Церкви. Не без баталий, насколько помню. Quote Share this post Link to post
Olqa 13226 Posted October 18, 2018 (edited) В 18.10.2018 в 16:15, EКатерина сказал: Постройки Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей только совсем недавно передали Церкви. Не без баталий, насколько помню. Ещё бы без баталий...Теперь не сказать: бывший мужской монастырь...Фрески Ферапонтова монастыря входят в курс школьной программы "Мировая художественная культура". Вот немного из методички-презентации (2015 год): "...Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Скрытый текст Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря – Ферапонта и Мартиниана. Система ферапонтовской росписи, сохраняющая связь с памятниками византийского круга XIV – начала XV века (а отчасти и более раннего времени), вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов и тем, известного по целому ряду более поздних русских ансамблей – в частности, по фрескам Успенского собора Московского Кремля, исполненным в 1513–1515 годах и поновленным в середине XVII столетия. Тематика стенописей Рождественского собора не была непосредственно приурочена к русской действительности, но в силу емкости программы приобретала актуальный характер, чему способствовали изображения русских святых, в том числе московских митрополитов, и другие сюжеты, характерные именно для искусства Руси («Покров Богоматери» и т.п.). Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи. После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры. Христос Вседержитель - барабан и паруса." Edited November 8, 2018 by sibiryak 2 Quote Share this post Link to post
Olqa 13226 Posted October 18, 2018 Дорогая Евгения, спаси Господи за рассказы и фотографии. Те северные края, о которых Вы рассказали и которые показали, кажутся недосигаемыми. Хочу немного развить тему и поделиться текстами о людях тех святых мест. Как кратко рассказать не знаю. Надеюсь внятно изложить мои истории, связанные с ещё одним без всякого сомнения святым местом в Москве - Ваганьковским кладбищем. До революции в земли этого кладбища захоранивали монашествующих многих московских монастырей. Не перечесть имена православных светочей, упокоившихся там. Несколько лет назад появилось желание найти могилку Лидии Сергеевны Запариной, автора самиздатовской сочинений 60-70-х годов прошлого века. Это отдельная история, но одним из ее этапов стало знакомство, если можно так сказать, с почившим в 1994 году протоиереем Валентином Парамоноаым, который несколько лет был настоятелем храма Воскресения Словущего на Ваганьково. В этом году отмечалось 90-летие со дня его рождения. Далее материалы из интернета. Монахиня КИРИЛЛА (Червова) г.Кириллов Скрытый текст Свой, кирилловский В который раз не без труда перечитываю на поминальной службе толстую красную тетрадь, заполненную размашистым, а точнее стремительным, но аккуратным почерком. Имена, имена, имена... Внутренне радуясь, поминаю дорогих мне леушинских, горицких монахинь, знакомых белозерских подвижников благочестия. В этой тетради сотни имен, в большинстве мне не известных. Это заупокойный помянник протоиерея Валентина Парамонова, бывшего настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве. Таких тетрадей после кончины батюшки в 1994 году осталось много. Я попросила у матушки Маргариты, вдовы почившего священника, одну из них на молитвенную память. Но, признаться, часто поминать не получается – не хватает времени. До сих пор не перестаю удивляться, как же это батюшка успевал поминать всех своих усопших и вынимать частички на проскомидии? Не один час уйдет... По воспоминаниям родных, вставал он, что называется, ни свет ни заря и с первым троллейбусом ехал в храм. Личного транспорта у него никогда не было. Про отца Валентина Парамонова я впервые услышала от Елены Романовны Стрельниковой, своей духовной сестры, историка и православной писательницы из Ферапонтово, когда пыталась собрать горицкий синодик. Помню, как сожалела, что не встретилась с батюшкой в земной жизни. Уроженец Кириллова, он прослужил в священническом сане несколько лет в Белозерье, лично знал многих горицких и леушинских монахинь, причащал их, соборовал и провожал в последний путь. По словам близких, отец Валентин обладал феноменальной памятью, например знал наизусть все воскресные Евангельские чтения. Он был хранителем преданий о белозерских монастырях через услышанные им рассказы последних насельников. Искренне любя монашество, отец Валентин сочувствовал, молился и всячески помогал гонимым насельникам и насельницам закрытых монастырей. – Низкий поклон вам за это, батюшка, – шепчу я у его могилы на Ваганьковском кладбище в Москве. Прошу его святых молитв. Давно ощущаю себя духовной ему сродницей. Он – свой, кирилловский, родной, хотя и прослужил более 30 лет в московских храмах. Приплывшая икона Говорят, что он как-то особенно горячо любил свою родину – благодатную Кирилловскую землю и ее святыни, готов был идти в Кириллов из Москвы пешком, как когда-то особо чтимый им преподобный Кирилл Белозерский. Особенное отношение было у отца Валентина к преподобному Зосиме Ворбозомскому, икону которого хранил много лет. Она по сей день рядом с отцом Валентином – в храме на Ваганьковском кладбище является чтимой святыней (на фото). На иконе строгий старец – аскет, подвижник. По рассказам матушки Маргариты Парамоновой, эта икона попала к батюшке в середине 50-х, когда он служил в Череповце. Известно, что она приплыла по Шексне и на ней, перевернутой, полоскали на реке белье. Однажды открылся святой лик. Кто-то из верующих принес икону в церковь отцу Валентину. Он взял ее и никогда с ней не расставался, где бы ни служил в последующие годы. По размерам иконы можно предположить, что она или от раки святых мощей преподобного, или из иконостаса. В архиве отца Валентина хранился редкий акафист преподобному Зосиме Ворбозомскому, составленный, похоже, горицкими монахинями. Неведомым промыслом Божиим мой монашеский постриг в 1997 году пришелся на день памяти преподобного Зосимы – 17 апреля. Вот, что называется, и породнились. Память преподобного Зосимы Ворбозомского отмечена в церковном календаре 17 апреля и 20 ноября (по новому стилю). Сведений о нем сохранилось мало. Известно лишь, что, получив иноческое воспитание у преподобного Корнилия Комельского, Зосима оставил его обитель по любви к уединению и поселился на маленьком острове Ворбозомского озера близ Белозерска. Там построил деревянную церковь во имя Благовещения Божией Матери, куда стали собираться любители пустынного жития. Вскоре образовалась обитель по образу Корнилиева монастыря – со строгим общежительным уставом во главе с настоятелем Зосимой. После многих иноческих подвигов преподобный почил в 1550 году и был погребен в устроенной им обители. Сама обитель много лет была приписана к Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю, в XVIII веке была упразднена, а в конце XIX века там был устроен скит для схимниц Горицкого Воскресенского женского монастыря. (На фото та самая, припадая, ростовая икона преподобного Зосимы Ворбозомского из храма Воскресения Словущего на Ваганьково) Продолжение следует... 6 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted October 27, 2018 (edited) Золотая осень в Питере. Самая теплая вторая декада октября за всю историю наблюдений. Саш, а что это надо сделать, чтобы еще фото выложить? У меня иконка-скрепочка не активна, если в этом дело. Edited October 27, 2018 by Вечно в пути (Светлана) 6 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 3, 2018 Светлана здравствуйте. Скорее Саше пишите что выше. Но отвечу, значит у вас закончился лимит на форуме, либо удалять у себя в профиле загруженные - либо грузить фото на хостинг файл. Так хоть тыщу можно загружать. Предлагаю этот, сам пользуюсь https://vfl.ru/ Выбираете фото, загружаете, получаете ссылку, вставляете в сообщение. Все! Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 Светлана вы маленько не правильно. Надо другую ссылку там копировать. Когда загрузите и получите ссылку, то надо выбрать именно вот эту: код для форума и чата Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 (edited) Переделываю Edited November 5, 2018 by Вечно в пути (Светлана) 2 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 11 минут назад, Вечно в пути (Светлана) сказал: Что-то только по одной ссылке грузится Хоть сколько можно грузить, главное ссылки выбирать с кодом для форума. Грузите хоть пачками) Подворье похоже на Оптинское))) Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 Подворье Киево-Печерской Лавры в Петербурге Только что, sibiryak сказал: Подворье похоже на Оптинское))) Может, путаю что, но запомнила, что Киево-Печерской Лавры. Мощи преп. Амвросия Оптинского там тоже есть. 1 Quote Share this post Link to post
Евгения (Владимир) 590 Posted November 5, 2018 4 минуты назад, Вечно в пути (Светлана) сказал: Подворье Киево-Печерской Лавры в Петербурге Все правы. Поначалу этот храм строился под Подворье Киево-Печерской лавры. Торжественная закладка храма состоялась 15 августа 1895 г. Из-за необходимости быстрого строительства арх. Василием Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из бетона. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова. Освящение церкви Успения Пресвятой Богородицы состоялось 18 декабря 1897 г. В 1900 г. возведение храма было завершено, начались отделочные работы. Через три года была полностью создана церковная роспись. Предполагается, что в этом принимал участие известный живописец Виктор Михайлович Васнецов. Иконы же были написаны сёстрами Московского Новодевичьего монастыря. В 1935 г. подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, а монахи арестованы. Долгие годы здание церкви использовалось в качестве склада. В 1956 г. в храме устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом. Именно тогда фрески на стенах побелили, а позже закрасили масляной краской. В 1991 г. здание храма было возвращено церкви, передано подворью Введенской Козельской Оптиной мужской пустыни. С этого времени здесь ведётся комплексная реставрация. 3 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 (edited) Уже было выше. Это Церковный корпус дворца в Петергофе , летней царской резиденции. 5 минут назад, Евгения (Владимир) сказал: Все правы. Поначалу этот храм строился под Подворье Киево-Печерской лавры. Торжественная закладка храма состоялась 15 августа 1895 г. Из-за необходимости быстрого строительства арх. Василием Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из бетона. Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова. Там удивительная акустика. Изумительные росписи в храме и внутренняя отделка. Храм Казанской иконы Божьей матери в Вырице Edited November 5, 2018 by Вечно в пути (Светлана) 6 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 Оптинское подворье в Санкт-Петербурге. [/UR P.S. а розочку мне эту святая Ксенюшка подарила Мы как раз только от нее и на подворье, Ксенюшка нас немного задержала, просто не отпускала из часовни, а потом еще и на кладбище сидели. Так бы может и не попали на всенощную, исповедь)) Все промыслительно) Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петебурге. Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры. Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“») 6 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 Часовня преподобного Серафима Вырицкого рядом с храмом Казанской иконы Божьей Матери. 5 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 Не помню, какая церковь рядом со Смоленским кладбищем, где находится часовня преп. Ксении Петербургской 5 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 Церковь Смоленской иконы Божией Матери находится на Смоленском кладбище, а что у вас на фото, кажется Вскресенская http://www.pravoslavie.ru/72864.html 1 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 Казанский собор. Настолько большой, а рядом так тесно, что трудно сфотографировать. 5 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 св.блж. матушка Ксения, моли Бога о нас! 4 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 (edited) Я до часовни бл. Ксении Петербургской дошла, но стоять в очереди не было времени. Записку за некоторых знаемых поименно подала, и вообще за всех форумчан помолилась на Покров. Была на Покров у мощей св. прав. Иоанна Кронштадского, оказалась (узнала накануне отъезда, это был сюрприз), что моя гостиница в Питере была в пяти минутах ходьбы от Иоаннова монастыря, где его мощи. Потом еще туда ходила на литургию. Монастырь весь в строительных лесах, как и Храм Спаса на крови, Петропавловский собор в Петергофе. Кто когда будет в Вырице, советую сходить на "Вырицкое море", там от перекрестка Коммунального проспекти проспекта Кирова 100 метров ходьбы, есть указатель. Edited November 5, 2018 by Вечно в пути (Светлана) 4 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 41 минуту назад, Вечно в пути (Светлана) сказал: Казанский собор. Настолько большой, а рядом так тесно, что трудно сфотографировать. Нормально, не трудно))) Немного добавлю, собор внутри. То огромное количество святынь что там находятся лучше почитать в инете. Чудотворная икона Божией Матери Казанская там, как она тепло принимала нас. Захоронение Михаила Кутузова и т.д Здесь Михаил Кутузов Чудотворная икона Казанской Божией Матери святые Царственные старстотерпцы Копия плащаницы Частицы мощей св.пр Анны, матери Богородицы и св.прв. Богоотца Иоакима и посредине часть пояса Пресвятой Богородицы! 4 Quote Share this post Link to post
Георгий 2В 91 Posted November 5, 2018 26 минут назад, Вечно в пути (Светлана) сказал: в пяти минутах ходьбы от Иоаннова монастыря, где его мощи. Потом еще туда ходила на литургию. Скажите, пожалуйста, его усыпальница сейчас находится, как прежде, в нижней части здания? Не подняли в сам храм? Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 5, 2018 Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербург Первым делом по приезду в Питер у нас конечно было посещение Иоанновского монастыря и батюшки. Перед Питером по сводкам как раз была очень плохая погода, дождь и град. Но ехать надо. К тому же впереди Александро-Невская лавра, где с Москвы привезли мощи святителя Николая чудотворца из г. Бари. Жилье подбирали ближе к метро и ближе к батюшке). Приехали поздно ночью, уставшие почти 1000 км в дороге на машине. С утра идем к батюшке Иоанну. Моросит мелкий дождик. Сразу по приходу видим большая группа паломников и начинается молебен о прекращении дождя))) После молебна немного свободнее, мы прикладываемся к батюшке и идем в лавку купить иконки, плюс я должен был купить икону для храма на аналой. Все покупаем, спускаемся и снова группа и снова молебен, а потом и акафист. Нас помазывают маслом, прикладываемся, выходим лето! Светит яркое солнце, ни одной тучки))) Сразу направляемся в Лавру стоять в очередь чтобы приложиться к мощам св. Николая и конечно же моего небесного покровителя св. Александра Невского! Слава Богу за все! 5 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 5, 2018 (edited) 8 часов назад, Георгий 2В сказал: Скажите, пожалуйста, его усыпальница сейчас находится, как прежде, в нижней части здания? Не подняли в сам храм? Да, на прежнем месте. 7 часов назад, sibiryak сказал: Первым делом по приезду в Питер у нас конечно было посещение Иоанновского монастыря и батюшки. и конечно же моего небесного покровителя св. Александра Невского! У меня тоже Питер с этого монастыря начался. Вас, Александр, должны были помянуть на молебне у мощей св. благоверного Александра Невского. И на молебне у мощей Серафима Вырицкого. На промискомидии в Иоанновом монастыре и в церкви Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. Edited November 5, 2018 by Вечно в пути (Светлана) 1 Quote Share this post Link to post