Перейти к публикации
sibiryak

ПОКАЯНИЕ...ИСПОВЕДЬ....ПРИЧАСТИЕ...

Рекомендованные сообщения

3 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Обычный семейный мирянин причащается раз в 2-3 недели

Отче, а как с исповедью? Отец Нил и некоторые священники  рекомендуют при причащении раз в 2-3 недели исповедоваться тем не менее каждую неделю. Не может ли при этом также возникнуть эффект " на автомате"? Или этот "инструмент" не подвержен такому изьяну?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 01.05.2022 в 17:50, *Владислав* сказал:

В свете этого возник вопрос:  Патриарх сейчас насточиво рекомендует пересмотреть частоту причащения в свете сегодняшних  непростых времён?

 

7 часов назад, A Lost Sheep сказал:

В случае тяжелой ситуации (болезнь или большие проблемы) - раз в неделю.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Соучастие в Таинстве

Марина Бирюкова

 

Рискну поделиться собственным опытом, горьким, но на то и дана нам вера, чтобы горечь наша оборачивалась радостью.

 

В какой-то момент мое отношение к церковной исповеди стало формальным и сухим. То есть мне стало все равно, что говорить у аналоя. Я перестала готовиться к исповеди, продумывать ее заранее. Я считала, что мне сейчас не до того: слишком трудный период в жизни. Из-за тяжелой болезни и беспомощности мамы я далеко не всегда могла вырваться на службу в церковь. И даже вырвавшись, войдя, наконец, в храм и услышав «Благословенно Царство…», каждую минуту боялась, что в кармане завибрирует телефон и мама скажет, что ей очень плохо, и мне придется идти не к чаше, а срочно возвращаться домой. «Дал бы Бог причаститься, – думала я, – а исповедь… Нового-то ведь ничего не скажу, все то же, что и в прошлый раз. Лишь бы побыстрее».

Нет, я задавала себе, конечно, вопросы: почему я, полтора года кряду повторяя на исповеди одно и то же, не меняюсь, не становлюсь лучше; есть ли во мне на самом деле хоть какое-то раскаяние – ну хотя бы в эгоизме… Но гораздо чаще я спрашивала себя о другом: как мне вынести все, что на меня свалилось.

Увы, не для меня одной исповедь становится всего лишь «пропуском» к причастию. Нередко мы видим людей, которые исповедуются ровно полминуты… и радуемся, что они не задерживают очередь, и сердимся на тех, кто задерживает. Современный прихожанин склонен воспринимать причастие как нечто вещественное и конкретное, а исповедь – как некую абстракцию или формальность. Боюсь, что и я воспринимала так же… Но вдруг что-то стало для меня меняться.

Вот первое, о чем я задумалась. То, что происходит у аналоя, то, чему священник «точию свидетель», это ведь не просто «работа над ошибками». Это одно из важнейших и спасительных Таинств Церкви – Таинство покаяния, Таинство отпущения грехов.

Скрытый текст

 

Таинство – это то, что непостижимо нашему уму, что не может быть описано словами, что не совершается ни человеком, ни ангелом, но только Богом. Я впервые по-настоящему услышала давно знакомую, казалось бы, страницу Евангелия:

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 5–11).

Действительно, кто властен освободить человека от вины, отпустить ему грех? Только Тот, перед Которым человек грешит – Бог. Христос, отпуская грехи, подтверждает Свое Божественное достоинство. Мы с вами можем и должны прощать друг другу; молить Бога о милости к согрешающим; помнить о том, что мы вообще не судьи ближним. Но отпустить человеку его грех перед Богом, сделать это за Бога мы не можем никак. И священник не мог бы, если бы он действовал от себя самого, по собственной воле. Но он делает это той властью, которая дана ему в Таинстве священства – властью, полученной от Самого Христа: «…аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Церковь в лице священника отпускает нам грехи, потому что в ней Бог. Мы подходим к аналою, к кресту и Евангелию не затем, чтобы с самокритикой выступить и пропуск к чаше получить, а затем, чтобы именно Он с нами сотворил непостижимое: восстановил связь, поврежденную нашим грехом.

Кто-то скажет: ну и что тут нового, это же катехизис, это должен знать каждый православный христианин. В том-то и дело: знать – одно, принять это знание в сердце, жить этим знанием – другое. Теоретическое знание – это то самое семя, упавшее на места каменистые и не пустившее корня (см.: Мф. 13: 5). То, что мы просто знаем, мы легко забываем, особенно в трудностях и испытаниях. Мой пример это подтверждает. А когда мы говорим: «До меня наконец дошло», – это означает, что сердце наше раскрылось, и семя получило шанс пустить корень поглубже.

 

Итак, до меня дошло, и я стала думать дальше – о своем отношении к исповеди. Таинство покаяния есть Таинство нашего соработничества с Богом. Ведь, если мы исповедались в конкретном грехе, это не означает, что греха не стало, что его как рукой сняло. Это означает другое: что Господь, видя наше раскаяние, видя, что мы сами сделали первый шаг, протянули руку за Его помощью, протягивает нам Свою руку, помогает подняться по очень крутой тропинке – отторгнуть грех, избавиться от него, измениться к лучшему. Называние греха на исповеди – это, оказывается, только первый шаг. Он требует продолжения.

Вот так я нащупала ответ на вопрос, почему я не меняюсь к лучшему, много раз повторяя на исповеди одни и те же слова. Потому что нет первого шага, нет протянутой руки, нет решимости сделать второй шаг с Его помощью, а есть вот это «лишь бы побыстрее».

Я помню исповеди первых лет моего воцерковления – они были совсем не такими! Неудивительно, я ощущала себя кораблем, терпящим бедствие. В ту пору исповедание конкретного греха, проступка каждый раз становилось для меня порогом, за которым действительно начиналось что-то новое. А потом в мою жизнь вошли беды, трудные испытания. Временами мне было действительно плохо… и жалость к себе возобладала над требованием к себе: «Не могу я сейчас быть к себе строгой, нет у меня на это сил. Мне так трудно, что Господь точно все мне простит».

Меж тем я знала, когда и почему мне среди моих скорбей становится легче, когда, вопреки всем несчастьям, приходит радость: когда души касается Его благодать; когда я, при всем моем несовершенстве, все-таки чувствую свою связь со Христом, непосредственно ощущаю Его в себе, себя – в Нем. Это происходит не по моим заслугам – их нет, а по Его милости «к мытарям и грешникам». По Его милости я понимаю: мое состояние зависит не только и не столько от внешних обстоятельств моей жизни, сколько от того, насколько я со Христом. Преподобный Силуан Афонский говорит:

«Когда мир Христов придет в душу, тогда она рада сидеть, как Иов, на гноище, а других видеть во славе».

 

Счастье возможно, это – жизнь с Богом. Что разлучает нас с Ним? Грех. «Мне слишком тяжело, чтобы каяться», – это по смыслу то же, что «я слишком болен, чтобы лечиться».

Когда-то давно я прочитала, что покаяние должно быть не разовым актом, а постоянным состоянием христианина; что пребывание в Церкви, по сути, и есть покаяние. Что это означает? Что мы призваны всегда помнить о своей греховности и не воспринимать ее как норму. Мы ведь склонны извинять свои грехи их неизбежностью – «…несть человек, иже жив будет и не согрешит» – или даже естественностью.

На самом деле грех противоестественен для человека, он – страшнейшая из ран: «…грех, будучи совершен, порождает смерть» (Иак. 1: 15). И тут уже не об одном только душевном состоянии нашем нужно вести речь, а о смерти вечной. Спасение от нее одно – покаяние. Не случайно же земное служение Христа предварялось призывом Предтечи: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Недаром монастырские старцы на вопрос «Что вы делаете здесь, в этих стенах, столько лет?» – нередко отвечают одним глаголом: «Каемся».

Вот что до меня, повторюсь, дошло… И потребовало радикальной перемены, поворота всей моей внутренней жизни. Уныние тут же заголосило, что такой поворот для меня невозможен, у меня нет на него ни решимости, ни внутренних сил: я не смогу даже просто перестать себя оправдывать…

И тут мне вспомнились слова Сергея Иосифовича Фуделя:

«Наше духовное бессилие, конечно, наполовину нами воображается для оправдания нашего бездействия. Что-то мы все-таки можем, но очень этого не хотим».

Я уже столько раз подходила к аналою безо всякого страха. Такого больше не должно быть!

Что-то я все-таки могу – вот сейчас. Немного, в самом деле. Может быть, один муравьиный шаг… но его нужно сделать обязательно, тогда за ним последует шаг второй.

Я боюсь следующей своей исповеди, той, которая мне предстоит. Именно потому боюсь, что она должна, наконец, оказаться настоящей. Этот страх – безусловно, благо. Я уже столько раз подходила к аналою, к кресту и Евангелию безо всякого страха. Такого больше не должно быть.

Марина Бирюкова

11 мая 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/146064.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 10.05.2022 в 21:57, A Lost Sheep сказал:

Я бы этот посыл понимал не как призыв просто чаще причащаться, а к углублению духовной жизни, к усилению молитвы, поста, исполнению заповедей, и только после этого уже к учащению причащения. И разумеется, согласовывая всё это со своим духовником. Патриарх может и должен призывать паству к сугубой молитве и подвигу в трудные времена, но каждому конкретному человеку тут надо поступать с рассуждением. 

Батюшка, спасибо.

Речь не о подвиге в тяжелые времена. И пол-подвига понести невозможно.  

Речь о том, что когда совсем тяжело, то, православный человек может получить от священника совет чаще причащаешься. И мы получили такой совет от патриарха.

А сейчас такое время у всех.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Батюшка, про пол-подвига совершить невозможно - это я говорю о нас, немощных.  

А не о тех священниках  и монахах, чьими молитвами мы живы, и не о тех российских ребятах, которые совершают подвиг, защищая интересы Родины. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, Мано сказал:

Речь о том, что

Мне всегда не очень понятно, чего добивается человек, когда получив ответ на свой вопрос, пытается потом перекрыть этот ответ своим мнением. А зачем спрашивал тогда, если сам все знаешь.) Казалось бы просто, спросил - получил ответ, непонятно - переспросил, уточнил... пошел усваивать.

 

Надо все-таки понимать, что это мы здесь, в какой-то мере, окормляемся духовно, а не окромляем кормчего.

 

"Окормле́ние духо́вное (от “кормило” — руль корабля (однокоренные: корма, кормчий). Окормлять — направлять по верной дороге, избегая опасностей."

 

Т.е. вас уберегают от опасности... но вы конечно же можете делать так, как считаете нужным. Можете даже присоединиться к дамам, пишущих письмо Патриарху... правда там, как я понял все дело гыгыканьем ограничилось.))

 

В общем, как-то это все, к тому же, не совсем уважительно.

И вы, как-то пообещали отцу отцу Лостшипу больше слушать, чем говорить и советовать. Никогда не бывает поздно начать выполнять свое обещание.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, *Владислав* сказал:

дамам, пишущих письмо Патриарху...

А это где такое было? Я что-то не заметил...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, *Владислав* сказал:

Мне всегда не очень понятно, чего добивается человек, когда получив ответ на свой вопрос, пытается потом перекрыть этот ответ своим мнением. А зачем спрашивал тогда, если сам все знаешь.) Казалось бы просто, спросил - получил ответ, непонятно - переспросил, уточнил... пошел усваивать.

 

Вопрос задали вы.

Я могу напомнить ваш вопрос:

 

В 01.05.2022 в 17:50, *Владислав* сказал:

Патриарх рекомендует еженедельное причащение.

Мы здесь на форуме много обсуждали и изучали этот вопрос - о частоте причащения. И как-то принята была точка зрения (в т.ч. и с помощью и по рекомендации оптинских отцов), что нужно стремиться причащаться раз в две недели, в крайнем случае - раз в три недели.

В свете этого возник вопрос:  Патриарх сейчас насточиво рекомендует пересмотреть частоту причащения в свете сегодняшних  непростых времён?

 

Патриаршая проповедь в Великий Четверток после Литургии в Храме Христа Спасителя

 

3 часа назад, *Владислав* сказал:

Можете даже присоединиться к дамам, пишущих письмо Патриарху... правда там, как я понял все дело гыгыканьем ограничилось.))

Про это вообще ничего не поняла. 

 

Прошу прощения у всех кого обидела. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Мне всегда не очень понятно,

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

Надо все-таки понимать,

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

дамам, пишущих

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

правда там, как я понял

 

4 часа назад, *Владислав* сказал:

В общем, как-то это все, к тому же, не совсем

 

40 минут назад, Мано сказал:

Прошу прощения у всех кого обидела

Традиционное. Прямо островок стабильности)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
55 минут назад, Мано сказал:

 

Вопрос задали вы.

Я могу напомнить ваш вопрос:

Вопрос задали вы:)

В 10.05.2022 в 01:35, Мано сказал:

Хотелось бы услышать мнение оптинских батюшек.

Затем еще раз повторив мой вопрос. Вам оптинский отец и ответил.)

1 час назад, A Lost Sheep сказал:

А это где такое было? Я что-то не заметил...

Это намедни дамы веселились:)

 

В 05.05.2022 в 18:24, Мария Ш сказал:

Почему бы не направить письмо в патриархию? Без вопроса, а прямо с советом: так мол и так. Изучил проблему серьезным образом и считаю, что Ваш призыв опасен для выполнения. Он увлечет паству в прелесть и погибель. И ссылки на практикующих авторитетов. Окститесь. Пересмотрите. Отмените. Тчк.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
33 минуты назад, *Владислав* сказал:

Это намедни дамы веселились:)

дамы?  веселье? ...Вы задали свой вопрос, (что это Патриарх говорит не то, что о.Нил и другие) и про какие-то компетенции ... стали.. действительно не по адресу обратились, есть патриархия. Вопрос-то ведь Вы долго изучали, ну и просветили бы великого господина и отца нашего Кирилла.  Окормили бы от слова "кормило". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 часов назад, *Владислав* сказал:

Вопрос задали вы:)

Вопрос в том, как именно вы относитесь к специальной военной операции.

Если у вас продолжается обычная жизнь, то - это одна ситуация.

 

А если нет - то это совсем другая ситуация (болезнь или большие проблемы).  

Мне мой папа (врач) когда-то давно объяснил, что какой бы хороший ни был врач, какая бы хорошая ни была подготовка, какая бы простая ни была операция (даже аппендицит) - исход операции никогда нельзя предсказать. И еще он сказал, что ЛЮБАЯ операция - это всегда риск. Возможность кризиса (тяжело состояние). 

"Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа".

Я вчера думала, и поняла, что и среди мирских людей есть люди, которые несут подвиг, хорошо выполняя свою работу.

Не осуждайте тех, у кого руки опускаются, кто слаб и немощен.

Операция очень сложная, вместе с раковыми клетками погибают и обычные клетки. Раковые клетки множатся. Вся надежда - только на милость Божию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, Мария Ш сказал:

Вы задали свой вопрос, (что это Патриарх говорит не то, что о.Нил и другие) и про какие-то компетенции ... стали..

Я не заметил никаких разногласий между оптинскими отцами и Патриархом. С адресом тоже все нормально, на мои вопросы получил полные ответы, возникшие у меня сомнения и смущения полностью развеяны, в общем, как и почти всегда. Т.ч. все нормально. А вот вы чего так возбудились? От того, что ваше мнение не интересует, ну да, вот пока так, не интересуетет, да.

 

4 часа назад, Мано сказал:

Не осуждайте тех, у кого руки опускаются, кто слаб и немощен.

Инна, кто кого осуждает? Я продолжаю не понимать, что вы мне хотите сказать.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
59 минут назад, *Владислав* сказал:

Я продолжаю не понимать, что вы мне хотите сказать.)

На ваш вопрос

"В свете этого возник вопрос:  Патриарх сейчас насточиво рекомендует пересмотреть частоту причащения в свете сегодняшних  непростых времён?"

 

Батюшка дает такой ответ:

- "Обычный семейный мирянин причащается раз в 2-3 недели (плюс праздники, дни ангела и особые случаи)". 

- "В случае тяжелой ситуации (болезнь или большие проблемы) - раз в неделю".

 

То, как вы относитесь к военной операции -  вот что важно, для того, чтобы ответить на ваш вопрос. 

Если для вас - ничего не изменилось, и у вас продолжается обычная жизнь, то Причастие - раз в 2-3 недели. 

Если вы воспринимаете сегодняшнюю ситуацию (наша страна вынуждена проводить специальную военную операцию) как тяжелую (большие проблемы)- раз в неделю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, *Владислав* сказал:

Т.ч. все нормально

Нормально, ага.. что до, что после сомнений и смущений.  Не возбуждаете вы меня, просто представляете из себя нечто броское.. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Мано сказал:

Если вы воспринимаете сегодняшнюю ситуацию (наша страна вынуждена проводить специальную военную операцию) как тяжелую (большие проблемы)- раз в неделю. 

Но при этом обязательно с соответствующим усилением молитвенной и аскетической жизни, чтобы причащаться не походя, в правильном устроении. Вот тут уже нужно с рассуждением и трезвостью подходить, и с благословением духовника. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

обязательно с соответствующим усилением молитвенной и аскетической жизни,

Батюшка, Вы недавно говорили, что сама ситуация держит в тонусе. То есть в стрессовых ситуациях человек религиозный больше молится. Это естественная реакция души. Или вы под усилением имели в виду что-то конкретное? Читать больше? Поститься дольше? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Мано сказал:

Если для вас - ничего не изменилось, и у вас продолжается обычная жизнь,

Собственно, отец уже ответил, но ещё надо напомнить, что есть заповедь:

Мф.24:6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Мария Ш сказал:

Батюшка, Вы недавно говорили, что сама ситуация держит в тонусе. То есть в стрессовых ситуациях человек религиозный больше молится. Это естественная реакция души. Или вы под усилением имели в виду что-то конкретное? Читать больше? Поститься дольше? 

Я говорил о тяжелой личной ситуации, болезнь свою или родственников, катастрофы и материальные проблемы или еще что-то, что реально доставляет сильную скорбь, не такую, как мелкие повседневные, от которой нельзя избавиться ни умом, ни чувствами. Вот такое, да - оно само по себе держит в тонусе.

 

А СВО происходит не с нами лично и где-то далеко, для нас она достаточно умозрительна. Хотя умом мы понимаем ее важность, вряд ли большинство людей смогут ее внутри себя поднять до уровня большой личной трагедии, да и нужно ли это, ведь выглядеть это будет несколько искусственно, как мне кажется.

 

Общее правило христианской жизни такое, что православный человек в каждой ситуации должен стараться делать что-то богоугодное. А Промысл Божий тем и занимается, что предоставляет ему такую возможность. Вот и здесь, из этого следует, что можно постараться сделать что-то дополнительное и посильное к нашей ежедневной христианской "нагрузке", к молитвенному правилу и посту. Но только с рассуждением и благословившись у духовника. Можно с бОльшим вниманием и усердием потрудиться в повседневном исполнении заповедей, в особой внимательности к грехам, терпении наших постоянных скорбей. Можно просто помолиться, и Господь Сам нам пошлет дополнительную нагрузку, какую сочтет нужной. А может и никакую не пошлет, только подзатыльник даст, так как нам не по чину заниматься дополнительными подвигами, если мы и свое повседневное не исполняем. Все люди разные...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, *Владислав* сказал:

о войнах

Мы с вами говорили не о войне, а об операции. 

Об операции, которая и нас с вами лично касается, она многое меняет в нашей стране. 

Опять будут все равны, но кто-то ровнее? Или будет по-другому? Ни один человек не знает что будет после операции. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, A Lost Sheep сказал:

 

А СВО происходит не с нами лично и где-то далеко, для нас она достаточно умозрительна. Хотя умом мы понимаем ее важность, вряд ли большинство людей смогут ее внутри себя поднять до уровня большой личной трагедии, да и нужно ли это, ведь выглядеть это будет несколько искусственно, как мне кажется.

Я думаю, что сейчас многие люди у нас воспринимают СВО именно как личную трагедию и боль. Там наши мальчики погибают, там наших пленных пытают, там мирных жителей убивают. Кроме того, особенностью этой войны является то, что она проходит практически онлайн. Это очень страшно. Ежедневно мы видим репортажи с фронта, обстрелы, бомбежки, трупы, раненых, беженцев пострадавших и пр. Это потрясает до глубины души. 

И не даёт уже нам спокойно жить, как раньше. Все мысли об этом. 

 

14 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Вот и здесь, из этого следует, что можно постараться сделать что-то дополнительное и посильное к нашей ежедневной христианской "нагрузке", к молитвенному правилу и посту. Но только с рассуждением и благословившись у духовника. Можно с бОльшим вниманием и усердием потрудиться в повседневном исполнении заповедей, в особой внимательности к грехам, терпении наших постоянных скорбей.

Хотелось бы добавить, что интуитивно все же душа требует бОльшего усердия, трезвения, собранности. Неизвестно, что дальше. Война может нас напрямую коснуться. Всех. Нужно же духовно окрепнуть, чтобы выдержать и не струсить. 

 

Христос воскресе! 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Неизвестно, что дальше. Война может нас напрямую коснуться. Всех. Нужно же духовно окрепнуть, чтобы выдержать и не струсить. 

Важно потом не расслабляться )

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 минуты назад, Юрий Кур сказал:

Важно потом не расслабляться )

Потом никто не даст расслабиться))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...