sibiryak 5250 Posted November 13, 2018 Необходима ли Исповедь перед Причастием? Иерей Георгий Максимов. Время от времени доводится слышать слова о том, что следует отказаться от практики обязательной Исповеди перед Причастием. Говорят, что Исповедь при таком подходе для многих прихожан превращается в формальность, а для священников – в чрезмерную нагрузку; и не лучше ли, если люди будут исповедоваться пореже, но зато поглубже, более осознанно. Я немало размышлял над этим и хотел бы поделиться своими размышлениями. Требование обязательной Исповеди перед Причастием – это традиция нашей Русской Православной Церкви. Также и в Грузинской Церкви сохраняется такое требование, но в остальных Поместных Церквах такого требования сейчас нет. Мне доводилось быть гостем, а иногда даже жить довольно продолжительное время на территории других Поместных Церквей. И я присматривался к их практике Исповеди, и какие у нее плоды, в сравнении с плодами нашей практики. Помню, как лет десять назад я беседовал в Греции с одним старым монахом-киприотом, и он мне говорил: «Как хорошо, что у вас в Русской Церкви есть практика обязательного участия в Исповеди перед Причастием – потому что то, что у нас доступно только монашествующим, у вас доступно и мирянам». Скрытый текст Конечно, в полной мере с таким сравнением нельзя согласиться, потому что между Исповедью, которая есть в греческих монастырях, и Исповедью, которая обычно протекает в наших приходских храмах, есть разница. Но всё-таки то наблюдение монаха-киприота мне как-то запало в сердце, и я, размышляя над ним и присматриваясь к тому, что дает практика регулярной Исповеди, убедился, что здесь, конечно, есть доля правды. Практика регулярной и обязательной Исповеди, даже в самом плохом случае, то есть в случае формального или полуформального отношения, дает христианину повод остановиться и задуматься: а что в моей жизни не так? Что не так в моих отношениях с Богом? В случае, если человек серьезно относится к Исповеди, он, конечно, над этими вопросами будет думать очень глубоко. Но даже при формальном или рутинном отношении ему всё равно придется остановиться и задать себе эти вопросы для того, чтобы хоть что-то написать на бумажке, когда он готовится к Исповеди. Хотя бы на несколько минут вырваться из суеты и посмотреть на свою христианскую жизнь со стороны. И это, я считаю, очень важно. Даже при поверхностном отношении это всё равно намного лучше, чем когда христианин вообще не размышляет над тем, всё ли в порядке в его христианской жизни. Когда человек перестает задавать себе этот вопрос, перестает делать над собой усилие и хотя бы немножко напоминать себе о том, куда он, как христианин, должен двигаться – жизнь его приходит в гораздо худшее духовное состояние. И, по моим наблюдениям, в тех Поместных Церквах, где нет требования необходимой Исповеди перед Причастием, таинство Исповеди практически исчезает или почти исчезает. Люди просто перестают исповедоваться. Конечно, в разных Поместных Церквах, которые я видел, ситуация отличается. Лучше всего, пожалуй, обстоит дело в Элладской Православной Церкви. Там на всех крупных городских приходах обязательно есть духовник, есть специальная исповедальня, люди, кто желает, записываются на Исповедь, приходят в назначенное время, и духовник ждет их в исповедальне и принимает Исповедь. Поскольку нет большой очереди, то есть возможность поисповедоваться обстоятельно и серьезно, и, конечно, люди получают от этого пользу. Но всем этим пользуется лишь мизерное количество воцерковленных греческих прихожан, а основная масса православных греков живет без Исповеди вообще. Хуже с этим обстоит дело, на мой взгляд, в Сербской Церкви, где еще меньшее количество людей прибегает к Исповеди. Ну, а самое плохое, что я видел, – это в Антиохийской Церкви, по крайней мере в тех ее епархиях, которые я посещал. Недавно я был в гостях на приходе Антиохийской Церкви в одной из зарубежных стран, и местный священник со мной делился радостным открытием того, насколько полезным оказалось начать хотя бы немножко возвращаться к практике Исповеди. Произошло это у них как раз под влиянием традиции Русской Православной Церкви. А до этого, по его признанию, Исповеди не было вообще. Никто из мирян во всей их епархии никогда ни разу не исповедовался. Даже его собственный отец впервые поисповедовался буквально недавно – а человеку 82 года, и он всю жизнь был православным. Исповедь просто исчезла – в этой епархии Антиохийской Церкви, по крайней мере, точно. Но Исповедь исчезла не одна, вместе с Исповедью исчезло то огромное количество даров Божиих, которые приходят в жизнь христианина именно с Исповедью. Этот антиохийский священник – он, скажем так, русофил, он и учился в семинарии с традициями Русской Церкви, и предоставил помещение своей церкви для служб прихода русской традиции. И вот он смотрел и видел, что у русских есть регулярная Исповедь, и в какой-то момент решил попробовать это и для своих прихожан. Он с восторгом мне рассказывал о том, какие богатые духовные плоды пришли через это в жизнь его и его прихожан. Конечно, он пока не стал требовать обязательно со всех прихожан, но стал призывать, убеждать, уговаривать. И люди начали исповедоваться, и стали просто чудеса происходить. Например, человек имел алкогольную зависимость или какую-либо другую – одна Исповедь, и всё, Господь его освобождает от неё. Эти рассказы заставили меня кое-что переосмыслить. Я всегда думал, что самое главное – это Причастие, что именно Причастие исцеляет. Но вот эти православные антиохийцы, про которых он рассказывал, – они годами причащались без Исповеди, и Господь их от зависимости не освобождал. Именно через Исповедь Господь это сделал. Но дело не только в зависимостях – там были и другие примеры. Допустим, люди, которые очень долго не могли примириться друг с другом, после Исповеди получали силу искренне это сделать, и восстанавливались отношения, которые были нарушены на протяжении многих десятилетий. Мой собеседник рассказал, что поначалу его инициатива была встречена другими священниками их епархии, скажем так, очень скептично. Но когда они увидели плоды, какие приносят Исповедь в жизнь прихожан, они тоже стали возрождать практику Исповеди, и сейчас в этой епархии уже на половине приходов практикуется Исповедь. О том, сколь много теряют православные христиане, когда лишаются практики регулярной Исповеди, упоминали даже греческие подвижники. Например, преподобный Паисий Святогорец говорил: «Удалившись от таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях. Знаете, сколько людей приходит ко мне и просит, чтобы я помог им в каком-то их затруднении. Но при этом эти люди ни на Исповедь, ни в церковь не хотят идти. – А ты хоть когда-нибудь исповедовался? – спрашиваю я. – Нет, я пришел к тебе, чтобы ты меня исцелил. – Но как же я тебя исцелю? Тебе нужно покаяться в своих грехах, нужно исповедоваться, ходить в храм, причащаться, а я буду молиться о твоём здравии. И посмотри: многие люди, измученные проблемами, которые они сами себе создали своими грехами, не идут к духовнику, который может им действительно помочь. Но заканчивают тем, что исповедуются у психолога. И эти психологи своими советами словно швыряют своих пациентов в середину реки, а вот придя на Исповедь к духовнику, исповедовавшись, такие люди без риска и страха перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве Исповеди действует благодать Божия, и человек освобождается от греха». Это касается не только старца Паисия. Если мы откроем наставления любого святого, который писал о духовной жизни – неважно, какой национальности он был, к какой Поместной Церкви принадлежал, – мы увидим, что, по его учению, фундаментом духовной жизни православного христианина является покаяние. И не только фундаментом, но и движущей силой на пути к Богу. А Исповедь – это как раз-таки таинство покаяния. Это таинство, где покаяние из настроения, из мысли становится делом. Так, например, святитель Иоанн Златоуст говорил: «Таинство покаяния состоит из осознания своих грехов и исповедания их». А блаженный Августин писал: «Есть люди, которые считают достаточным для своего спасения исповедовать грехи свои одному только Богу. Но ты позови священника и исповедуй ему всё твое сокровенное. Иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: ‟Пойдите, покажитесь священникам” (Лк. 17, 14)?» Священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Умоляю вас, возлюбленные братья: пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока Исповедь его может быть еще принята, пока удовлетворение и разрешение при посредстве священников угодно Господу. И только то удовлетворение и прощение угодно Господу, которое совершается через священника». Преподобный Симеон Новый Богослов говорил: «Начало доброго пути есть исповедоваться священнику от всей души в грехах, а особенно в духовном невежестве». По словам преподобного Феодосия Печерского, «покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда». И преподобный Силуан Афонский говорил о том же: «Все, кто приходит в Царствие Небесное, приходят через покаяние, которое даровал нам милостивый Господь Своими страданиями». Есть указания на то, что и в тех Поместных Церквах, где сейчас нет обязательного требования Исповеди перед Причастием, раньше оно было. Например, в XIV веке святитель Григорий Палама писал: «Если же с дурною совестью и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от принявшего власть разрешать и связывать их, мы приступаем к Святым Тайнам, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и сами Божии щедроты и терпение Его к нам». И это не единичное свидетельство. Например, в 1772-м году Константинопольский Патриарх Феодосий в своем официальном письме говорил, что «…Не назначено определённого времени для Причащения, но обязательно необходимо приготовление через покаяние и Исповедь». Тоже говорит и один из его преемников, Патриарх Григорий, в Синодальном Томосе от 1807 года, подчёркивая, что «Причащение Пречистых Тайн должно совершаться непременно после испытания каждого верующего, согласно Божественному апостолу. Однако это испытание не может совершаться им самим, но священниками и духовниками, уполномоченными от архиереев церковными грамотами. Итак, каждый верующий, подчиняясь этому порядку, да испытывает себя через своего священника, духовника и так да приступает со страхом Божиим и любовью к Причащению Пречистых и Страшных Тайн». О той же необходимости Исповеди перед Причастием говорил святой Сербской Церкви – преподобный Иустин (Попович): «Так как в Святом таинстве Причащения причастник приемлет Само Пресвятое Тело и Саму Пречестную Кровь Господа Иисуса Христа, то ему необходимо приготовление к этому Святому таинству. Приготовление совершается постом и молитвой. При этом человек должен, испытывая себя покаянием, очистить свою совесть. Лишь будучи так подготовленным человеком, может достойно причаститься». Также и румынский подвижник старец Клеопа (Илие) говорил: «Всякому, кто пожелает причаститься Святых и Пречистых Тайн, непременно нужно прежде всего подготовить себя покаянием, Исповедью и выполнением епитимьи, данной ему его духовником. А если кто не постарается совершить прежде всего надлежащее приготовление к Божественному Причащению, тогда чаще ли он, реже ли он будет причащаться Святых Тайн – всё в осуждение и муку причащается». Так что мы видим, что и в других Поместных Церквах было требование необходимой Исповеди перед Причастием. И это не какая-то наша чисто русская традиция, но общее Предание и порядок Церкви, который в настоящее время сохранился только в Русской и Грузинской Церквах. Когда и почему в других Церквах он был утрачен – это отдельный разговор. Но я могу точно сказать, что если современный человек лишается осознания необходимости Исповеди перед Причастием, то он теряет Исповедь вообще. А теряя Исповедь, он теряет движущую силу своей духовной жизни и возможность ее как-то исправить. Лично в моей жизни почти все духовные открытия и переживания, и даже явные чудеса, происходили именно во время Исповеди, когда я сам исповедовался. И я знаю, что это касается и многих других людей. Несмотря на то, что есть, действительно, люди, которые относятся к Исповеди формально, есть очень много тех, кто относится к ней серьёзно и получает огромную пользу именно в Исповеди, чьи жизни меняет Исповедь. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Душа, знающая, что она обязана исповедовать свои грехи, этой самой мыслью как бы удерживается от повторения прежних согрешений. Ничто так не помогает исцелению от раны, нанесённой смертным грехом, как частая Исповедь. Ничто не содействует так умерщвлению страсти, как тщательная Исповедь всех проявлений ее». Кто-нибудь из читателей, сославшись на упомянутые мною примеры огромной пользы, которую получили прихожане Антиохийской Церкви от возрождения практики Исповеди, могут сказать: а почему у нас не бывает такого, чтобы человек исцелился от зависимости после Исповеди? Бывает. И я сам такие примеры знаю. Изменение и преображение души происходит именно на Исповеди. Хотя и не на каждой Исповеди. Человек может получить духовный совет от священника, которому он исповедуется – и это очень важно, потому что сам человек зачастую не видит своих настоящих духовных проблем, их корней, истоков, не понимает и не знает, как с ними бороться, что с ними делать. Священник помогает человеку увидеть это, а в лучшем случае помогает справиться с этим, пройти по духовному пути. И здесь, на мой взгляд, есть еще одно огромное значение практики регулярной Исповеди – а именно то, что она позволяет священнику быть близким к своим прихожанам, понимать и чувствовать их, действительно быть пастырем для них, оказывать им какое-то духовное попечение. По большому счёту есть лишь две вещи, в которых на регулярной основе происходит общение священника со своими прихожанами: это Исповедь и проповедь. На проповеди прихожане слушают священника, на Исповеди священник слушает своих прихожан. То и другое вместе образует между ними живую связь, позволяет им знать друг друга. Это важно как прихожанам, так и самому священнику, который без этого оказывается оторван от своей паствы и в значительной степени перестанет быть пастырем. Если попросить сейчас любого прихожанина рассказать про священника, которого он любит, который ему помог, – то, как правило, мы услышим о том, что произошло в рамках Исповеди. Исповедь – это главнейшая часть пастырского душепопечения. Лишившись ее, мы лишимся сердца нашей приходской жизни. Конечно, я сейчас говорил о положительных сторонах этой практики обязательной Исповеди перед Причастием. Есть здесь и свои трудности или опасности. Одна из негативных сторон такой практики – это то, что на крупных городских приходах исповедующихся очень много, и в силу этого зачастую священник не имеет возможности подробно исповедовать пришедшего, обстоятельно поговорить и вникнуть. Особенно если Исповедь происходит во время службы. Другая, более существенная, трудность связана с тем, что для того, чтобы обеспечить возможность исповедания всех, кто готовится к Причастию, нужно много священников. Поэтому в нашей Церкви правом исповедовать наделяется каждый священник сразу после хиротонии. В других Поместных Церквах – например, в греческой традиции, – это даётся как право только некоторым, уже опытным священнослужителям. В результате у нас получается так, что молодой неопытный священник сразу же ставится на Исповедь и может совершить ошибки, давая неправильные советы, беря на себя слишком много. Другие молодые священники не дерзают этого делать, но при этом чувствуют себя как бы бесполезными: мол, руководить людьми духовно я еще не дорос, тогда получается, что я просто молча выслушиваю, кладу епитрахиль и читаю молитву. Много ли в этом смысла? – спрашивают такие священники. Мне самому это очень близко, поскольку в сан пресвитера я рукоположен сравнительно недавно и не считаю себя опытным исповедником. Но здесь, мне кажется, надо доверять Господу. Священнику, который чувствует свое недостоинство, неосведомленность и неопытность, стоит сердечно молиться перед тем, как выходить на Исповедь, и испрашивать у Господа, чтобы Он помог быть полезным для тех людей, которых Он Сам пришлёт к нам на Исповедь, и уберечь нас от ошибки, от неосторожного слова. И ради такой молитвы, а наиболее ради тех людей, которые приходят на Исповедь, иногда даже неопытному священнику Господь может дать какое-то слово, которое поможет и даже преобразит жизнь исповедующегося. Потому что самый главный, кто действует в Исповеди – это не священник, а Господь. Преподобный Никон Оптинский говорил: «Многие ищут, как необходимого, духовника высокой жизни, и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на Исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в само таинство Исповеди, в его силу, а не в исполнителя таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Бесспорно, личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком таинстве Своей благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств духовника». Второе, что я сам делаю. Я иду исповедовать, держа в кармане несколько хороших брошюр по тем грехам или страстям, которые наиболее часто встречаются. И если я вижу, что пришел человек с одной из таких проблем, который всерьез хочет от нее избавиться, – я ему дарю эту брошюру, где изложены советы святых отцов или опытных духовников, которые гораздо лучше могут помочь человеку, чем я за несколько минут беседы. И некоторым это помогает – люди исправлялись, изменялись. Кстати говоря, по поводу исправления. Мне бросилось в глаза, что в Москве нередко воцерковленные люди приходят на Исповедь с чувством обречённости: вот, мол, я со своими грехами так и обречен жить, и никуда от них не денусь, поэтому просто прихожу к тебе, отче, снова рассказать про них, а потом приду и расскажу еще раз, и так далее. А освободиться от них, измениться я всё равно не смогу. Но во время своих зарубежных поездок я видел другое. Как-то я исповедовал тех же самых русских, но которые живут на чужбине, и на чужбине стали воцерковляться, и они, приходя на Исповедь и слыша советы или наставления о том, как справиться с тем или иным грехом, во время следующей Исповеди показывали, что избавились от этого греха или сделали огромный рывок вперёд. Они получили от Исповеди огромную пользу именно потому, что у них не было вот этого чувства обреченности. И, может быть, это тоже некое негативное последствие того, что упомянутые мною москвичи какое-то время исповедовались формально, от этой формальной Исповеди не получали пользы и восприняли неверный взгляд на Исповедь как на пустой обряд, когда ты просто приходишь и даёшь отчет. А не как на то, что помогает тебе работать над собой и что-то реально исправить в своей духовной жизни. Такие перекосы есть, конечно. Но это касается всё-таки далеко не всех прихожан, и на самом деле это тоже исцеляется при желании. Стоит сказать про один излюбленный аргумент тех, кто настаивает на необходимости отменить практику Исповеди перед Причастием. Некоторые комментаторы писали мне: а вы сами-то исповедуетесь каждый раз перед Причастием? Мол, священники сами этого правила не исполняют, а с нас, мирян, требуют. Этот аргумент кажется очень остроумным тем людям, которые смотрят на вещи поверхностно. Церковь, действительно, дозволяет священнику не каждый раз исповедоваться перед Причастием. Но это связано с объективными обстоятельствами. Я, как и подавляющее большинство священников, значительную часть служб совершаю один – в этой ситуации священнику просто некому исповедоваться, поскольку он единственный священник на службе. Но у мирянина такой ситуации не бывает, поскольку на каждой литургии священник есть. А значит, в случае мирянина движущей силой неприятия обсуждаемой нами практики является нежелание исповедоваться, презрение к Исповеди или к исповедующему, а не объективная невозможность, как в случае со священниками. Вот в этом принципиальная разница. А вообще, священники также исповедуются, в нашей епархии это происходит регулярно, – как сослужащему священнику, если таковой есть, так и епархиальному духовнику. Конечно, я не хочу сказать, что у нас всё идеально в плане того, как устроена Исповедь, как относятся к Исповеди и священники иногда, и прихожане. Конечно, есть и много что улучшать, и много куда еще всем нам расти. Но, в общем и целом, моё глубокое убеждение состоит в том, что регулярная обязательная Исповедь перед Причастием – это дело весьма полезное, которое ни в коем случае не стоит терять. На мой взгляд, даже какие-то сложности, которые связаны с практикой регулярной Исповеди перед Причастием, не перечеркивают той огромной пользы, которую мы все получаем от такой практики – как исповедующие, так и исповедующиеся. Нужно искать пути преодоления этих сложностей, но саму эту практику терять ни в коем случае нельзя. Это как ситуация, когда человек сидит в яме, а сверху спущена веревка. Он, может быть, и не сразу воспользуется этой верёвкой для того, чтобы вылезти, но пока эта верёвка висит, у него такая возможность есть. Если этой верёвки не будет, он из ямы уже не выберется. В заключение хотел бы привести слова преподобного Никона Оптинского: «Есть указание у святых отцов, что греховные навыки и страсти не поддаются уврачеванию без Исповеди. Всякое врачевание будет неполным и недостаточным без Исповеди, а при помощи Исповеди они удобно искореняются. Потому я прошу вас всегда обращать особенное внимание на Исповедь, всегда тщательно готовиться к ней и чистосердечно исповедовать все свои согрешения». источник взят отсюда https://pravoslavie.ru/117000.html Священник Георгий Максимов 6 ноября 2018 г. 5 2 Quote Share this post Link to post
ALEXANDR 2726 Posted November 13, 2018 " святитель Григорий Палама писал: «Если же с дурною совестью и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от принявшего власть разрешать и связывать их, мы приступаем к Святым Тайнам, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и сами Божии щедроты и терпение Его к нам». " ............... Мне кажется вся тайна добрых плодов в сути этих слов: " власть разрешать и связывать их" . И преподобный Паисий Святогорец об этом учит. Они имеют силу над нами, пока они не будут "связаны". У нас в городе тоже в одном храме есть такая практика .. и по Спасу один батюшка говорил, что так практикует. Еще, однажды, я пожаловался батюшке, что они меня мучают одним и тем же сном долгие годы. Батюшка накрыл мою голову епитрахилью, и запретил им. И все!) Уже прошло лет 20. 2 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 13, 2018 1 час назад, ALEXANDR сказал: И преподобный Паисий Святогорец об этом учит Преподобный Паисий Святогорец об исповеди и епитимии. Духовный опыт преподобного старца Паисия переоценить трудно. Хотя он сам не имел священного сана и не был пастырем, но мысли старца относительно исповеди и практики наложения на кающихся епитимии могут быть полезны не только священникам, но и мирянам, старающимся побороть какой-либо свой грех. ИСПОВЕДЬ КАК СРЕДСТВО ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ Скрытый текст В деле душепопечения, по слову преподобного Паисия Святогорца, Таинство Исповеди имеет особое значение: в нем человек имеет возможность «вычистить себя от [духовного] мусора»[1], «внутренне упорядочить себя»[2], «привести себя в духовный порядок»[3]. Преподобный уподобляет исповедь перевязке раны, нанесенной грехом. Как солдат, не перевязав раны, «потеряет много крови и умрёт», так и мы: «Если мы получаем раны во время нашей духовной борьбы, то нам нужно не трусить, а бежать к врачу-духовнику, показывать ему нашу рану, духовно исцеляться»[4]. Такое исцеление состоит в том, что в Таинстве Исповеди «действует Благодать Божия и человек освобождается от греха»[5], что позволяет обрести ему в Боге внутренний покой[6], таким образом, человек «утешается, подкрепляет свои силы и благодатью Божией снова находит решимость для борьбы»[7]. При этом причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди. Цитата Причиной многих тяжелых и скорбных состояний, в которых оказываются люди, является их удаление от исповеди. Как отмечает преподобный Паисий, «удалившись от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях». Если обличаемый совестью и потому находящийся в «скорбном подавленном состоянии» человек не прибегает к исповеди, он «надламывается еще больше, его душат помыслы, он приходит в отчаяние и потом не может подвизаться совсем». Потому «человек должен открывать свое сердце духовнику, чтобы снова получать решимость, силу в борьбе». Вслед за этим «приходит Благодать Божия, и человек полностью меняется. Пропадают смущение, озлобленность, душевная тревога, и приходят тишина, умиротворение» Скрытый текст Исследование себя Преподобный Паисий останавливается на самом значении слова «исповедоваться» и отмечает, что собственно им определяется: «“Открыто признавать, объявлять то, что я имею в себе”. Если ты имеешь в себе доброе, то “испове́даешися Го́сподеви” (Пс. 106:1), то есть славословишь Бога. Имея в себе зло, ты исповедуешь свои грехи». Увидеть неправильность, греховность своих поступков и признать их человек может в том случае, если он внимательно относится к своей жизни, испытывает свою совесть, наблюдает за собой и исследует себя, поскольку «исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований»[13]. Богом дан людям «первый божественный закон»[14] – совесть. Для того же «чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику»[15], «должно <…> испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать ее глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых Старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет»[16]. Цитата Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни Это связано с воспитанием внимательности в себе, своей духовной жизни: «Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого»[17]. Сравнение своих поступков с Евангелием Другим божественным законом, данным людям, является Священное Писание, и потому, как говорит преподобный Паисий, «всякому человеку следует наблюдать за своими помыслами и действиями, чтобы видеть, согласны ли они с заповедями Евангелия. Надо замечать свои ошибки, бороться ради их исправления»[18]. Внимание к замечаниям других людей Скрытый текст Для того же, чтобы замечать свои ошибки, преподобный Паисий Святогорец советует человеку прислушиваться к тому, что говорят о нем другие люди: «Хорошо, если человек находит свои недостатки сам, однако и в том случае, когда о них говорят другие, ему тоже не следует возражать. Надо принимать обличение от других с радостью. Ведь можно видеть себя таким, каким тебе хочется себя видеть, а не таким, каков ты в действительности»[19]. Несправедливое представление о самом себе не может способствовать подлинной духовной жизни. Поэтому «тот, кто позволяет своей ошибке проскальзывать незамеченной или не задумывается о своих недостатках, когда другие говорят ему о них, не может духовно преуспеть»[20]. Как говорит преподобный Паисий, равнодушие, старание, «чтобы осознание ошибки не касалось души, а “пролетало” мимо нее»[21] очень вредит душе: «Нива сердца такого человека ожесточается от равнодушия, и что бы ему ни сказали, что бы с ним ни случилось, его это не трогает, то есть он не чувствует своей вины и не кается»[22]. Говоря о необходимой внимательности и рассудительности по отношению к словам ближнего, преподобный приводит пример из собственной жизни: «Когда я [будучи еще новоначальным] узнавал, что кто-то назвал меня, к примеру, лицемером, я не говорил: “Да чтоб ему пусто было, раз он говорит такие вещи”, но старался найти причину, побудившую его так про меня сказать. “Что-то здесь неладно, – говорил я, – этот человек не виноват, это сам я был в чем-то невнимателен, дал ему повод, и он неправильно истолковал мое поведение. Ни с того ни с сего сказать такое он не мог. Если бы я был внимателен и вел себя разумно, он не истолковал бы мое поведение так превратно. Я навредил своему ближнему и дам за это ответ Богу”. И сразу же я старался найти, в чем моя ошибка, и исправить ее»[23]. При этом преподобный Паисий подчеркивает, что исследовать следует не то, «почему человек сказал про меня такое: от ревности ли, от зависти или потому, что понял превратно услышанное от других»[24], а свой собственный поступок. Так, преподобный продолжает: «Если, к примеру, кто-то скажет мне жесткое слово, я не могу даже уснуть. И если дело действительно обстоит так, как он говорит, то я огорчусь и постараюсь себя исправить. Но даже если дело обстоит и не так, как подумал и сказал этот человек, то я все равно огорчусь, буду думать о том, что я в чем-то виноват, потому что был невнимателен и соблазнил моего ближнего»[25]. В этом, как учит преподобный Паисий, важно не останавливаться на том, каким теперь станет отношение к грешнику окружающих, но важна и первостепенна память о Суде Божием: «Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям. Если человек не будет исследовать происходящее подобным образом, то ему ничто не принесет пользу»[26]. Всматриваться в других как в зеркало Скрытый текст Ещё одним способом испытания и воспитания себя является обращение к примеру ближнего. Такой способ является, как указывает преподобный Паисий, очень наглядным: «Человек видит себя лучше, когда он смотрится в других, как в зеркало. <…> Наши недостатки – приобретены ли они от собственной невнимательности либо унаследованы от наших родителей – это тоже наша собственность. Каждый из нас должен совершать соответствующую борьбу, для того чтобы от этих недостатков освободиться. А пока мы от них не освободимся, нам нужно “смотреться” в недостатки нашего ближнего и испытывать, где находимся мы. К примеру, увидев в ближнем какой-то недостаток, надо сразу же сказать: “Дай-ка я посмотрю, может быть, такой же недостаток есть и у меня”. И, если мы действительно обнаружим в себе этот недостаток, нам надо подняться на борьбу, чтобы от него избавиться»[27]. Цитата Я не валю всю вину на ближнего: я задумываюсь о том, как будет судить мои действия Бог, а не то, какими они покажутся людям Если же человеку кажется, что у него нет этого недостатка, он не должен успокаиваться в этой мысли, но, по слову преподобного Паисия, должен рассуждать так: «“У меня есть другие – большие недостатки. Этот недостаток моего ближнего, по сравнению с моими, ничтожно мал”. <…> Если человек исследует себя подобным образом, то он видит, что его изъяны больше, чем несовершенства его ближнего»[28]. Затем человек учится видеть и добродетели ближнего, а видя их, вновь размышлять о себе: «“Дай-ка я посмотрю, <…> есть ли эта добродетель у меня? Нет. Ох-ох-ох! Как же я еще далеко от того [духовного состояния], в котором должен находиться!” Совершая такую работу, человек от всего получает помощь, изменяется – в добром смысле этого слова – и совершенствуется. Он получает пользу от святых, получает пользу от подвижников, получает пользу даже от людей мира сего. К примеру, увидев, как мирской человек не берет себя в расчет и приносит себя в жертву, христианин, совершающий над собой такую духовную работу, говорит: “А у меня есть такое любочестие? Где там! А ведь я еще и духовный человек!” И, таким образом, он старается подражать увиденному добру»[29]. В этом, как определяет преподобный, и состоит работа христианина над собой, являющаяся неотъемлемой составляющей его духовной жизни. Поддержание ревности о спасении постоянно впадающихв одни и те же грехи Скрытый текст Преподобный Паисий Святогорец отмечает неправильность мысли о том, что человеку, которому пока не удается избавиться от привычки грешить, не имеет смысла приносить покаяние. Здесь он снова подчеркивает значение исповеди в деле спасения человека: «Если, падая и пачкаясь в грязи, мы не очищаем свою душу исповедью, оправдывая себя помыслом, что мы снова упадем и снова испачкаемся, то засохшие слои нашей старой грязи покрываются все новыми и новыми грязными слоями. Очистить всю эту грязь потом непросто»[30]. Особенно внимательно нужно относиться к грехам, совершенным сознательно, которые старец Паисий называет «грехами по произволению». В них человек должен приносить покаяние, не отчаиваясь, даже если он совершенно «порабощен страстью, пленён ею»[31]. Как пример терпения и стойкости в борьбе со грехом преподобный Паисий приводит историю, включенную в сборник «Эвергетин» («Благолюбие»), которая рассказывает о подвиге монаха, который «десять лет ежедневно впадал в один и тот же грех, но ежедневно приносил за него покаяние»[32]. Преподобный Паисий так определяет состояние этого человека: «У него не было дурного расположения, но он не получил помощи, его подтолкнули ко злу. <…> Он боролся, страдал, у него было искреннее покаяние. И в конце концов Бог его спас»[33]. Благодаря своему бесконечному терпению и упованию на милость Божию он получил прощение, поскольку «не отчаялся в своем спасении»[34]. Цитата Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога. Этот пример дает возможность преподобному Паисию определить, что, несмотря на тяжесть греха, человеку всегда подается Богом помощь, если он проявляет решимость в борьбе: «У человека может быть доброе расположение, однако если он не получит помощи в детстве и увлечётся злым, то потом ему уже трудно будет подняться на ноги. Человек старается [встать], снова падает, снова поднимается... То есть он борется. Бог не оставит такого человека. Ведь несчастный прилагает собственное малое старание, он просит Божественной помощи и совершает грех незлонамеренно. К примеру, человек выходит в путь, не имея цели совершить грех. Но, идя по этому пути, он подвергается какому-то искушению и впадает в грех. Потом он кается, старается [освободиться от греха], но ему опять устраивают какую-то западню, и несчастный, не будучи расположен делать что-то плохое, снова падает и снова кается. У такого человека есть смягчающие вину обстоятельства. Ведь он не хочет совершать что-то плохое, но увлекается ко злу, а затем кается»[35]. Потому одной из целей пастырского попечения о кающемся также должно стать подержание в нем ревности в стремлении исправиться и жить по Богу. Скрытый текст Какой может быть помощь духовника почти уже отчаявшемуся грешнику, также показывает преподобный Паисий. Обращая особое внимание пастыря, насколько важно поддержать имеющееся у человека доброе расположение и стремление исправиться, он дает практический совет: «Необходимо быть очень внимательными. Ведь кто-то, совершив грех, впадает в отчаяние. В этот момент ты можешь его утешить, но, чтобы он не повредился, требуется и его собственное любочестие. Однажды ко мне в каливу пришел юноша, который впадал в плотской грех и не мог освободиться от этой страсти. Несчастный пришел в отчаяние. До меня он был у двух духовников, которые строго пытались объяснить ему, что он тяжело грешит. Паренек потерял всякую надежду. “Раз я знаю, что совершаю грех, – решил он, – и не могу исправиться, то лучше мне порвать все отношения с Богом”. Когда я услышал о том, что с ним происходит, мне стало больно за несчастного, и я сказал ему: “Послушай меня, благословенная душа. Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь. Давай посмотрим, что тебе по силам, и ты начнешь с этого. Можешь ли ты ходить в церковь каждое воскресенье?” – “Могу”, – ответил он. “А можешь ли ты поститься каждую среду и пятницу?” – спросил я снова. “Могу”, – ответил он. “А можешь раздавать в милостыню десятую часть от твоей зарплаты или же посещать больных и помогать им?” – “Могу”. – “А можешь ли ты – даже впав в грех – молиться каждый вечер и просить: “Боже мой, спаси мою душу»?” – “Геронда, – сказал мне он, – я буду все это делать”. – “Ну так вот, – говорю, – начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам”. Несчастный юноша успокоился и не переставая повторял: “Благодарю тебя, отче”. Видишь: у него было любочестие, и Благий Бог помог ему»[36]. Цитата В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость Таким образом, можно видеть, что, как рассуждает преподобный Паисий, пастырь может помочь кающемуся, определив посильный для него подвиг и постоянно поддерживая его в его совершении. Увидеть в исповеди милость Божию С той помощью кающемуся, которая должна быть оказана ему духовником, связано и необходимое укрепление в человеке готовности видеть и осознавать ту милость, которую оказывает Бог в Таинстве Исповеди: «После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание [того, что Бог оказал ему милость]. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “...беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну” (Пс. 50:5), для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи»[37]. Обращаясь же к пастырям, старец говорит о том, что священник может и должен укрепить в человеке имеющееся у него доброе расположение: «Будет немало пользы, если духовник станет с любовью говорить приходящим к нему людям о великой любви Божией – так, чтобы в них самих заработало любочестие, чтобы они почувствовали свои ошибки и отказались от своих дурных привычек»[38]. Само чувство любочестия старец определяет так: «Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку»[39]. ОТНОШЕНИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ К ЕПИТИМИИ Цитата Терпеливое несение Богом данной епитимии Переживаемые человеком скорбные обстоятельства его жизни преподобный понимает как епитимию, посылаемую от Бога. «Верующий исповедуется духовнику, а перед тем, как начать молиться, он смиренно исповедуется Богу, обнажая себя [перед Ним]: “Боже мой, я согрешил, я такой и сякой”. Но одновременно с этим христианин терпит скорби, которые налагаются на него как лекарства»[40]. На этом преподобный останавливается подробнее: «В одном случае Бог попускает несчастье, чтобы из этого произошло что-то лучшее, в другом случае – в “педагогических” целях. Одни получают воздаяние, другие расплачиваются за грехи – не пропадает ничего. Знайте, что всё, попускаемое Богом, человеколюбиво, даже, к примеру, гибель людей»[41]. Особо преподобный Паисий говорит о перенесении разных трудных обстоятельств вступившими на путь правильной жизни: «Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что, когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, её мучили мирские похоти. Однако, для того чтобы прогнать эти похоти, преподобная вступила в великую борьбу. Диавол говорил ей: “Ну что ты потеряешь, если одним глазком взглянешь на Александрию? Я ведь не подталкиваю тебя бежать туда на гулянки! Ты только немножко погляди на неё издалека!” Но Святая даже и не глядела в ту сторону. Какое же у неё было покаяние! <…> У преподобной Марии, которая мирской жизнью жила, была и брань. Это страдание [от брани] – прижигание греховных ран»[42]. При этом такой труд брани должен быть лишен жалости к себе. Человеку не следует тяготиться страданием, которое он испытывает в борьбе со страстями, напротив, подобно в том числе и тем святым, которые были великими грешниками, но, покаявшись, достигли святости, он должен с решительностью принять на себя подвиг покаяния. Терпеливое несение добровольно принятых на себя подвигов Скрытый текст «Многие покаявшиеся грешники смиренно подъяли любочестный подвиг, прияли Благодать, стали святыми, и сейчас мы с благоговением поклоняемся им и просим их молитв. А прежде они имели немало страстей, в том числе и наследственных. К примеру, преподобный Моисей Мурин. Будучи кровожаднейшим разбойником с наследственной злобой, он, едва лишь уверовал в Бога, сразу покаялся, стал подвизаться, все страсти его покинули, а Благодать Божия посетила»[43]. Исполнение того, что как епитимию налагает духовный отец Для священника, принимающего исповедь, преподобный Паисий полагает следующий совет: «Духовник должен обращаться с кающимися снисходительно, но одновременно ему надо найти к руководимому им человеку такой подход, чтобы тот осознал свои грехи и попросил у Бога прощения»[44]. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии При этом старец обращает особое внимание на следующее: «К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помогать снова приблизиться к Богу. Ведь многие святые поступали именно так»[45]. Мера епитимии подлежит рассуждению духовника Говоря о важности следовать установленным святыми отцами правилам, преподобный Паисий подчеркивает: «В духовной жизни требуется не сухое применение закона, а Божественная справедливость. Мы видим, что даже Святые отцы учили применять Священные Каноны с большим рассуждением! Василий Великий, самый строгий из отцов нашей Церкви, составивший самые строгие канонические правила, после одного из них – в котором речь идёт о каноническом наказании за какой-то грех – добавляет: “Испытывай не время, но образ покаяния”[46]»[47]. Вместе с тем, действительно, святителем Василием Великим были составлены церковные правила, касающиеся наложения епитимии и отлучения от Святого Причастия[48]: · кровосмесникам – как убийцам, на 12 лет; · прелюбодеям – от 7 до 15 лет; · убийцам – от 10 до 20 лет; · мужеложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе; · скотоложникам – сообразно со временем, прожитом во грехе; · клятвопреступникам – от 6 до 10 лет; · волшебникам – от 6 лет, как убийцам; · гробокопателям – на 10 лет и т.д. Старец Паисий также отмечает: «Духовник, который слишком буквально применяет каноны, содержащиеся в “Пидалионе”, может сделать зло Церкви. Представь себе, что духовник берет в руки “Пидалион” и начинает говорить приходящим к нему грешникам: “Так, ну что, какой ты там сделал грех? Ага, такой-то. Посмотрим, что у нас тут написано о подобных случаях? Отлучение от Святого Причастия на столько-то лет! Теперь следующий... А ты что натворил? Ой-ой-ой! Сейчас прочитаем, что тебе за это полагается... Ага; вот такая-то епитимия!”. В этом нет никакой пользы». Такая нерассудительная строгость губительна, по мысли преподобного Паисия, «особенно в нынешнюю эпоху... Вместо этого духовник должен возделать в людях любочестие. Сперва он должен работать над собой, чтобы быть в состоянии помогать людям. В противном же случае [своей нерассудительностью] духовник будет проламывать людям головы. “Пидалион” называется так, потому что эта книга руководит человеком ко спасению то одним, то другим способом, подобно тому как кормчий, направляющий корабль к берегу, поворачивает руль то вправо, то влево. Постоянно следуя прямым курсом, не поворачивая штурвал там, где нужно, кормчий посадит корабль на рифы, потопит его и погубит людей. Если духовник использует каноны как пушки, то есть без рассуждения, не беря в расчет конкретного человека, меру и образ его покаяния и подобное этому, то, вместо того чтобы исцелять души, он будет совершать преступления». Вместе с тем, стремясь к снисходительности, священник не должен забывать о духовной пользе для кающегося: «Если я вижу, что мое участие, доброта, любовь не идут человеку на пользу, то я <…> бываю вынужден уже не вести себя по отношению к нему с добротой. По [духовному] закону, чем с большей добротой ведут себя по отношению к тебе, тем больше ты должен изменяться, рассыпаться в прах, таять, подобно свече»[62]. Как к примеру, преподобный Паисий обращается к опыту преподобного Арсения Каппадокийского, который, «будучи духовником, обычно не накладывал на людей епитимии. Он старался привести кающихся в чувство, так, чтобы от любочестия они сами просили его благословения на подвиг на милостыню или на добрые дела другого рода. А когда Преподобный видел одержимого нечистым духом или расслабленного ребенка и понимал, что причина страданий несчастного – его родители, то сперва он исцелял ребенка, а потом накладывал на его родителей епитимию, чтобы впредь они были внимательны». Допущение к Причастию Скрытый текст Налагая на кающегося ту или иную епитимию, священник должен быть особенно рассудительным и учитывать все важные обстоятельства: «Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Всё зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей. Интенсивность такого духовного поста тоже нужно регулировать в соответствии с духовной чуткостью человека, то есть согласно с тем, насколько глубоко он осознает свой грех». Знание возможностей и обстоятельств жизни каждого человека должно служить руководством священнику в наложении епитимии: «На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимии: одного отлучить от причащения на два года, а другого – на два месяца. Такая большая разница!». При этом важно, чтобы принесший покаяние понимал, «что наложенная на него епитимия ему поможет. В противном случае какой в ней смысл? Стараясь исправить человека насильно, ты ничего не добиваешься. <…> Желая послать человека в Рай, мы должны не душить его, а помочь ему так, чтобы он сам захотел подъять на себя подвиг. Он должен достичь состояния, в котором он будет радоваться тому, что он живет, радоваться тому, что ему предстоит умереть». Духовник должен быть чуток и осторожен, стараясь уберечь кающегося от отчаяния: он «должен иметь в виду и то, какое зло может нанести враг душе чувствительного человека, воздвигая против него брань с целью привести его в отчаяние». Так, преподобный Паисий советует, как поступать с наложением епитимии в определенных случаях: «К примеру, человек пал тем плотским падением, которое влечёт за собой отлучение от Причастия на сорок дней. Но на тридцать пятый день этой епитимии диавол снова может низвергнуть человека в тот же самый грех, и если на грешника будет наложена новая сорокадневная епитимия, то диавол возьмёт верх над этой душой, так что она придёт в смущение и отчаяние. В таких случаях после первых дней епитимии духовник может сказать кающемуся: “Смотри, не причащайся ещё одну неделю”, а через неделю благословить ему причащаться за каждой Божественной литургией. Душа человека окрепнет, и он сможет справиться с диаволом»[68]. Таким образом, основной целью духовного руководства через исповедь является освобождение человека от греха. Файсал Амир, студент 2 курса магистратуры Ключевые слова: исповедь, епитимия, грех, покаяние, вера, духовничество, Причастие. Московская Сретенская духовная семинария http://sdsmp.ru/news/n6713/ 2 1 Quote Share this post Link to post
ALEXANDR 2726 Posted November 13, 2018 !!! "Увидеть в исповеди милость Божию С той помощью кающемуся, которая должна быть оказана ему духовником, связано и необходимое укрепление в человеке готовности видеть и осознавать ту милость, которую оказывает Бог в Таинстве Исповеди: «После исповеди покаявшемуся необходимо любочестное признание [того, что Бог оказал ему милость]. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он от любочестия чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога, но одновременно с этим переживай псаломские слова: “...беззако́ние мое́ а́з зна́ю и гре́х мо́й пре́до мно́ю е́сть вы́ну” (Пс. 50:5), для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи»" 2 Quote Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted November 15, 2018 Доброго всем здравия! Сегодня одна сестра в ЛС мне написала про труд о покаянии одного иером. с Соловков, особенно это касается Тимофея Т. поскольку тема та закрыта, то выкладываю здесь, цитирую: Цитата Доброго дня, Саша! Читать не стала, по вашим комментариям поняла. Если посчитаешь нужным - размести все же там в теме на последок вот эту ссылку на книгу иеромонаха соловецкого монастыря об исповеди. Там очень полезное есть доя тех, кто увлекался всякой этой заразой, о которой Тимофей пишет. Жалко процитировать не могу, время и способ (((((((. Да и нам всем почитать будет полезно. Иеромонах Соловецкого монастыря «Победить свое прошлое»: Исповедь – начало новой жизни. Главными темами настоящей книги являются Исповедь и внутренние проблемы человека, получающие посредством Исповеди свое разрешение. Многие из нас хотели бы изменить свою жизнь, но не знают, что для этого нужно сделать или, по крайней мере, с чего нужно начать. Цель этой книги – помочь в таком затруднении, чтобы человек смог «победить свое прошлое». В название книги вынесены слова из книги «Отец Арсений» – сборника литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного исповедника – их духовного отца, а также их рассказы о своей жизни. Первые же издания сделали книгу «Отец Арсений» одной из самых любимых в православном мире. В одной из ее глав рассказывается о том, как некий заключенный по имени Серафим исповедовался у отца Арсения. Отец Арсений хотел, чтобы он в борьбе с самим собой «победил свое прошлое и этим бы открыл путь к настоящему». На страницах данной публикации о Серафиме упоминается в главе «Для чего нужна исповедь?» Скрытый текст В нашей книге разобраны сложные ситуации, которые довольно часто встречаются в духовной практике. Разобрать их во время личной беседы не всегда представляется возможным, так как духовнику непросто найти время для того, чтобы с каждым человеком беседовать по нескольку часов. Дать же конкретный совет, как сопровождение к прочитанному, – дело реальное. На основе книги может состояться серьезный предметный разговор. А, быть может, – и исповедь. Книга адресована многим людям: и тем, кто хочет получить разумный ответ на вопрос, для чего нужно приступать к Таинству Исповеди; и тем, кто пришел к Богу в зрелом возрасте, имея на своих плечах груз прежних ошибок. Сознание необходимости движения к храму в таковых соединяется с практически полным неведением о Таинствах Церкви. На сердце у них тяжким грузом лежит вопрос: «Что мне делать? Я хожу в храм, молюсь, а радости нет». Книга может оказаться полезной и тем, кто страдает от различного рода душевных травм и психических расстройств. Кого-то мучают страшные воспоминания, связанные с детством. У кого-то вследствие внутреннего неустройства все валится из рук. Внутренние страдания делают жизнь невыносимой. Жизненная ткань поражается душевной травмой наподобие того, как плоть – раковой опухолью. Причину, повлекшую за собой искажение жизни, бывает непросто найти. Чтобы это сделать, нужно немало времени беседовать с опытным духовником, который с помощью наводящих вопросов поможет отыскать ее в закоулках души. За неимением духовника задавать наводящие вопросы будет книга. Предложить человеку подобное чтение полезно еще и по той причине, что оно, не лишая свободы выбора, помогает человеку по-новому взглянуть на свои проблемы. Источник проблем и страданий находится в самом человеке, а не в окружающей его обстановке. Но наша общая беда состоит в том, что мы не хотим этого ни понять, ни принять. Стоит лишь начать разговор о том, что все проблемы находятся внутри нас, как некоторые люди начинают плакать, расстраиваться, словно от личной обиды. Наедине с этой книгой такие люди в спокойной обстановке смогут прийти к выводам, которые помогут им найти выход из жизненных проблем и разобраться в своих чувствах, помогут подготовиться к Таинству Исповеди и получить необходимую поддержку. Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий Ссылка http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/1395/ 3 1 Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted November 17, 2018 https://youtu.be/R7kxt9o7n70 Афинские монахи об исповеди и бесовских кознях. 1 Quote Share this post Link to post
Добрая 148 Posted December 10, 2018 Мне необходима исповедь и причастие.Я думаю пришло время разобраться в своих поступках.Читаю молитву,в церковь хожу на службу,а вот пост не в силах соблюсти.Может подскажите?В чём моя проблема,как быть?! 1 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted December 10, 2018 Без Бога хотите все делать) Надо становиться православной христианкой, потому что это образ жизни. Надо кардинально меняться. А Вы думаете пост без Бога? Тогда это диета. 2 Quote Share this post Link to post
Olqa 13238 Posted December 11, 2018 (edited) 22 часа назад, Добрая сказал: Мне необходима исповедь и причастие.а вот пост не в силах соблюсти.Может подскажите?В чём моя проблема,как быть? А для чего Вам необходима исповедь и причастие? Вопрос скорее к Вам, а не к форумчанка - в чем Ваша проблема )). На исповедь, кстати, можно идти без поста. И каяться в своей немощи. Не представляю, что есть люди, которым пост даётся легко, без всякого напряга. На длительный пост желательно брать благословение у священника. 22 часа назад, Добрая сказал: Edited December 11, 2018 by Olga 1 Quote Share this post Link to post
АлександрIV 379 Posted December 11, 2018 В 10.12.2018 в 08:41, Добрая сказал: Мне необходима исповедь и причастие.Я думаю пришло время разобраться в своих поступках.Читаю молитву,в церковь хожу на службу,а вот пост не в силах соблюсти.Может подскажите?В чём моя проблема,как быть?! Возненавидим, братия, суетную жизнь сию и возлюбим единого Святого Христа. Не знаем, братия, в какой час будет наше исшествие: никому из нас неизвестны час и день нашего разлучения. Но внезапно, когда беспечно ходим по земле и веселимся, застигнет повеление взять душу из тела — и отходит она, грешная, в день, в оньже не чаяла, будучи исполнена грехов, не имея дерзновения. Посему-то умоляю вас, братия, сделаемся свободными, сложим с себя работы суетной этой жизни, окрылим душу свою, чтобы ежедневно из сетей и соблазнов воспарять к Богу. Лукавый непрестанно ставит скрытные сети душе нашей, чтобы, соблазнив ее, уловить в вечное мучение. Среди соблазнов и сетей ходим мы, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости; да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных, разумею попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертною, не расслабляйся и не истаевай, занимаясь лукавыми помыслами. Если нечистый помысл найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собою, чтобы умертвить, и делается лукавый помысл как бы сетью в душе, если не будет прогнан молитвою, слезами, воздержанием и бдением. Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабляйся и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей, брат. Прибегай всегда к Богу в молитве, в посте и слезах, чтобы избавиться тебе от всех сетей, соблазнов и страстей. Не думай, брат, долгое время жить на земле; внезапно придет повеление Господне и найдет тебя пребывающим во грехе, не имеющим уже времени к покаянию, а также и к получению прощения... (прп. Ефрем Сирин). 4 1 Quote Share this post Link to post
Добрая 148 Posted December 22, 2018 (edited) В 10.12.2018 в 22:15, inna d сказал: Без Бога хотите все делать) Надо становиться православной христианкой, потому что это образ жизни. Надо кардинально меняться. А Вы думаете пост без Бога? Тогда это диета. Спасибо добрейшая православная христианка. Начинает казаться,что Исходник(был на форуме такой человек),был прав.Раздражительность,плохое качество характера. Edited December 22, 2018 by Добрая ошибка 1 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted December 22, 2018 (edited) Добрая))) Вы неправильно прочитали мои интонации. Перечитайте свое сообщение. Только ходить в храм и молиться - это начало. Надо двигаться дальше. Вы правильно написали, что нужны исповедь и причастие. Нужно покаяние. Вот это я и написала. Жаль, что Вы не правильно меня поняли. Это моя вина, не смогла объяснить. Простите Христа ради. На пост обязательно брать благословение. Edited December 22, 2018 by inna d Quote Share this post Link to post
Добрая 148 Posted December 22, 2018 В 10.12.2018 в 22:15, inna d сказал: Без Бога хотите все делать) Надо становиться православной христианкой, потому что это образ жизни. Надо кардинально меняться. А Вы думаете пост без Бога? Тогда это диета. Я даже представляю,что говоря это Вы мне кулаком грозите. Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted December 22, 2018 Что поделаешь. Я довольно строгая. Но к себе. 1 Quote Share this post Link to post
Нева 85 Posted December 24, 2018 В 10.12.2018 в 10:41, Добрая сказал: пост не в силах соблюсти. Добрая ,если это сложно, то это нужно. Пробуйте постепенно, очень постепенно, но не отступая. Сначала осилите малое, значит вы уже на правильной дороге, обсудите свою меру поста со священником. 3 Quote Share this post Link to post
Елена Н 9 Posted December 28, 2018 Спасибо В 11.12.2018 в 07:42, Olga сказал: А для чего Вам необходима исповедь и причастие? Интересный вопрос такой... недавно с мужем говорили на эту тему, затронули как раз после моих проб причащаться реже - раз в три недели после раза в две.. Так вот. Причащаясь раз в три недели, стала чаще срываться на семью, да и внутреннее состояние ухудшилось, в связи с этим, вернулись к причастию раз в две недели. И обсуждая причину, зачем причащаться, муж сказал так (а он у меня простой рабочий мужик, поэтому много говорит по делу и мудро): "Причащаюсь для исцеления, знаю, что неправильно и стараюсь по-другому, но чего скрывать, что и другая цель есть." Не смогла с ним согласиться. Строю ведь в храме из себя православную до мозга костей, а на самом деле, с трепетом жду причащения чтобы стало легче. Вот и ответ на вопрос. Интересно услышать другие ответы. 2 1 Quote Share this post Link to post
niki 290 Posted December 28, 2018 Что лучше — редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению — одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству (преп. Никон). Пишете вы о желании вашем часто приобщаться Святых Тайн Тела и Крови Господа нашего. Дело благое, только нужно приступать с должным благоговением и подготовкой по чину церковному (преп. Анатолий). ____________________________________________ пара советов из святых отцов - чтобы вы видели суть и то, в какую сторону смотреть а что значит "достойно" причащаться, "приступать с должным благоговением" и т.д. - эти вещи вам уже подскажут дальше более опытные собеседники, кто втянется в эту беседу, тут опытных и умных для вас хватит с головой 1 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted December 29, 2018 Вифлеем Протоиерей Андрей Ткачев Священная география способна учить не меньше, чем буквы Священного Писания. Иордан впадает в Геннисаретское озеро и вытекает из него. Озеро кипит жизнью. Затем Иордан впадает в Мертвое море и никуда не вытекает. Море мертво. Урок лежит, как на ладони: принимаешь и отдаешь – живешь; принимаешь и не отдаешь – ты труп. Или еще. Колена Гада и Рувима не захотели переходить через Иордан, потому что, говорили они Моисею: «земля годная для стад, а у рабов твоих есть стада» (Числ. 32:4) Моисей усмотрел в этом эгоизм и встревожился, как бы несвоевременная забота о стадах не развратила весь Израиль и не помешала перейти через Иордан для овладения землей. «Отродьем грешников» назвал он Гада и Рувима. Но те настояли на своем, и хотя пошли воевать впереди остальных, землю перед Иорданом оставили за собой. Гляньте в библейский атлас. Там на западном берегу Иордана – Гад, Рувим, Манассия и Дан. Плата за тревогу о скотине и пастбищах пришла позже. Эти колена раньше прочих подверглись нападениям, плену и ассимиляции. Память о них звучит в чтении о свиньях страны Гадаринской. Жители, разводившие свиней, тоже просили Христа уйти от них, дабы не терпеть материального урона. Урок тоже на поверхности. Есть время думать о себе, а есть время, когда нужно думать об общем деле. Вот казаки наши, к примеру, тем храбрее воевали, чем ближе к дому находились. С удалением от родных полей и стад заметно улетучивалось всякое желание сражаться. Это особенно проявилось в Гражданскую. Результат – уничтожение казачества, как класса. Вся география Святой земли смешана с уроками истории и пропитана назиданием. И если про Манассию или про Капернаум каждый знать не обязан, то Вифлеем должен быть известен всем. Имя этого города, в окрестностях которого земля дала временный приют Богоматери с Младенцем, тоже содержит назидание. Этот город, имя которого по-еврейски звучит как Бейт-Лехем, в переводе именуется «Дом хлеба». Совершенно не случайно Тот, Кто говорил о Себе, что Он – хлеб жизни, родился в окрестностях этого города. Не поленимся открыть 6-ю главу Евангелия от Иоанна, чтобы прочесть вновь эти слова о Небесном хлебе. - Хлеб, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий сей хлеб будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. - Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. - Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем. Есть пророческие речи, специфически темные по причине высоты предмета речи, в которых говорится и о Матери Христа. Толкователи Песни Песней усматривают пророчество о Богородице в следующих словах: «Живот твой – круглая чаша, в которой не ароматное истощается вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песнь Песн. 7:3) Песнь Песней нельзя было читать людям, не достигшим 30-ти лет. Это при том, что каждый мальчик закалял ум и воспитывал душу в чтении Писаний с 12 или 13-ти лет. То есть через 17 лет занятий он мог лишь дорасти вслед за зрелостью возраста до зрелости рассуждения и умозрения. Нам бы так же упражняться в изучении Писаний. Множество бед растаяли бы, как первый снег. Так вот, «неистощимая чаша ароматного вина», это указание на Евхаристию. И не зря одна из икон называется Неупиваемая Чаша. А «ворох пшеницы», это – все тот же Хлеб, имеющий родиться из чистого лона, на чью чистоту указывают «лилии», окружающие пшеницу. Христос – Свет (Ин. 8:12), то Мать Его – Матерь Света (Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим) Если же Христос – Хлеб, то Она – Матерь Хлеба жизни. Родить Ей Христа подобает нигде более, как только в Доме Хлеба, в Вифлееме. Все это, несомненно, урок, но этого мало. Любое знание нужно стремиться перевести из области теоретической в область практическую. Знание, не оправданное деятельностью – по Исааку Сирину – есть залог стыда. Зная, что Христос есть Хлеб, сшедший с небес, что о Матери Его пророчески говорил Соломон, что именно поэтому место Рождества по имени связано с Евхаристией, необходимо к этой самой небесной Пище приступать «со страхом Божиим и верой». Праздники есть по преимуществу те временные точки, в которых максимальное число верующих людей освящается Таинствами. Полагать смысловую часть праздника в чем бы то ни было кроме Слова Божия, молитвы и участия в Таинствах, есть неразумие, способное окончиться либо полным безверием, либо местным вариантом язычества, либо чем-то еще далеким от воспеваемой правды Божией. Причащаться надо, есть надо Живой Хлеб, для нас сошедший с неба. Он Сам зовет, Сам служит при Трапезе, «приносит и приносится, приемлет и раздает». Он может разгневаться на пренебрежение к Своему голосу и Своей Жертве. Представьте, что вы накрыли стол на тридцать человек и позвали всех персонально. Все готово, свечи зажжены и запахи от стола дурманят голову. Но никто не пришел! Ни один! Как себя чувствует хозяйка? Не плюнули ли ей в лицо? Теперь скажите, что же мы делаем в отношении Христа, Который воплотился, вырос по плоти и вошел в полноту человеческого возраста, многократно и многообразно засвидетельствовал Свое Мессианство, пошел на Крест, умер на нем и воскрес из мертвых. Теперь Он готовит нам раз за разом трапезу с пищей бессмертия, зовет «Примите, ядите», а мы не идем! Что это? Что это за карикатура на христианство с редким причащением у одних по надуманному «благочестию», у других по реальной лени и теплохладности, у третьих по реальным грехам, умножающимся именно из-за удаленности от Чаши! Христос родился в Доме Хлеба. Он Сам – Хлеб Жизни, и нет никакого христианства и быть не может вне Святой Трапезы, на которой лежит Агнец, за весь мир закланный. У причастия и у Церкви одно и то же Имя – Тело Христово! Пусть всяк говорит, что хочет, но практику редкого причащения (читай – пренебрежения Самим Христом и Его заповедями) нельзя обосновать никакими доводами. Ни богословием, ни аскетикой, ни текстами отцов. Кроме разве что католической средневековой практики, заползшей в семинарские учебники и в весь наш синодальный период. Хотящий пить, нуждается в воде, а не в формуле воды, написанной на школьной доске. Желающий жить должен приступать к Пище бессмертия со страхом и верой, а не просто теоретически что-то знать о Сыне Божием, ставшем Сыном Человеческим. Если что-то доброе и крепкое в нашей жизни появится, то именно отсюда. Больше неоткуда. 1 2 Quote Share this post Link to post
Добрая 148 Posted January 7, 2019 В 24.12.2018 в 11:11, Нева сказал: Добрая ,если это сложно, то это нужно. Пробуйте постепенно, очень постепенно, но не отступая. Сначала осилите малое, значит вы уже на правильной дороге, обсудите свою меру поста со священником. Спасибо большое.А знаете,наверно сама нашла ответ.Прихоть побеждает,как это себе любимой отказать.Работать нужно над собой.И всё же inna d права. 2 Quote Share this post Link to post
~ Весна ~ 2874 Posted January 23, 2019 В 29.12.2018 в 00:29, Елена Н сказал: Спасибо Интересный вопрос такой... недавно с мужем говорили на эту тему, затронули как раз после моих проб причащаться реже - раз в три недели после раза в две.. Так вот. Причащаясь раз в три недели, стала чаще срываться на семью, да и внутреннее состояние ухудшилось, в связи с этим, вернулись к причастию раз в две недели. И обсуждая причину, зачем причащаться, муж сказал так (а он у меня простой рабочий мужик, поэтому много говорит по делу и мудро): "Причащаюсь для исцеления, знаю, что неправильно и стараюсь по-другому, но чего скрывать, что и другая цель есть." Не смогла с ним согласиться. Строю ведь в храме из себя православную до мозга костей, а на самом деле, с трепетом жду причащения чтобы стало легче. Вот и ответ на вопрос. Интересно услышать другие ответы. Вот и у меня в последнее время похожая проблема. Вообще я причащалась довольно редко. Но по совету о.Нила начала стараться раз в две недели. Теперь, когда не успеваю - то заболею, то на работе завал, вздохнуть некогда, так мне очень плохо становится на 3-й именно неделе. Все не так, раздражает, гнев нападает, все как-то тяжело, обидно, больно. Вот и сейчас в таком бываю состоянии, не могу дождаться воскресенья. Ответьте, пожалуйста, кто тоже сталкивался, почему так происходит? 2 Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted January 23, 2019 (edited) 1 час назад, ~ Весна ~ сказал: Вот и у меня в последнее время похожая проблема. Вообще я причащалась довольно редко. Но по совету о.Нила начала стараться раз в две недели. Теперь, когда не успеваю - то заболею, то на работе завал, вздохнуть некогда, так мне очень плохо становится на 3-й именно неделе. Все не так, раздражает, гнев нападает, все как-то тяжело, обидно, больно. Вот и сейчас в таком бываю состоянии, не могу дождаться воскресенья. Ответьте, пожалуйста, кто тоже сталкивался, почему так происходит? У меня тоже самое на третьей неделе творится. Как о.Нил говорит о себе: чувствую, погибаю без Причастия. Это необъяснимо словами. Вот сейчас кручу слова как описать состояние - слов нет. Мало того, что раздражительность и все такое, так ещё же нежелание молиться, становится не важным следить за языком, мыслями... А враг и рад стараться! Подкидывает мысли зачем, мол, идти Причащаться, опять 4 дня поститься и т.п. Кстати, а кто-то брал благословение Причащаться без дополнительного поста, исходя из документа о Евхаристии верных? Ведь на это благословляет духовник, а если такового нет? Ведь реально к воскресению вместе со средой получается 4 дня. И если Причащаться 2-3 раза в месяц плюс все среды и пятницы, плюс 4 многодневных. Почти весь год. Вот сюда-то враг и давит, шепчет. 1 час назад, ~ Весна ~ сказал: Ответьте, пожалуйста, кто тоже сталкивался, почему так происходит? А вот почему, это все в душе творится, Господь лишь ведает (мне так думается) Ведь Евхаристия это Таинство, нам ли уразуметь его тайны. Edited January 23, 2019 by р.Б Валентина 2 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted January 23, 2019 1 час назад, ~ Весна ~ сказал: Вот и сейчас в таком бываю состоянии, не могу дождаться воскресенья. Ответьте, пожалуйста, кто тоже сталкивался, почему так происходит? Посмотрите, может Вы самовольно решили так причащаться. Все-таки это лучше обсудить со своим священником и взять благословение. Если все Вы так и делали, то такова воля Божия, чтобы не возгордились и не превознеслись и себе не приписали. Чтобы не забыли, что и это Бог дает. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Евангелие от Иоанна глава 15 стих 5 По крайней мере это то, что смогла усвоить из Духовных бесед с о. Нилом )) Вполне возможны и другие причины. 57 минут назад, р.Б Валентина сказал: Господь лишь ведает Именно так. 3 Quote Share this post Link to post
~ Весна ~ 2874 Posted January 23, 2019 Сестры, Валя, Инна, все правильно вы пишете. Валя, а ты брала благословение? Я нет. У меня и духовного отца нет. Спрашивала у нашего батюшки на воскр.школе, он сказал, что запретить никто не может, но для этого нужна благочестивая жизнь. А является ли моя таковой, я не знаю. Пойду к священнику исповедываться, который меня получше знает, обязательно попрошу (благословение). Вообще я себя понуждаю ничего себе не приписывать. Но испытываю сильную потребность частого причащения, иначе именно душа болит сильно. Раньше так не было. Вот и пытаюсь разобраться. 2 Quote Share this post Link to post
р.Б.Валентина 1258 Posted January 23, 2019 33 минуты назад, ~ Весна ~ сказал: Валя, а ты брала благословение? Нет, не брала. И духовника нету тоже. 35 минут назад, ~ Весна ~ сказал: для этого нужна благочестивая жизнь А как же её можно охарактеризовать мирскому человеку? Вряд ли только пост по силам, Богослужения, келейные молитвы, внимание к своей греховности. ЧТО он имел ввиду интересно? Понятно, что не нужно ходить по всяким развлекательным гулянкам и т.п. Но, это всё обычная жизнь христианина. А что же тогда благочестивая? Священник Максим Каскун по этому вопросу говорил (мне понравилась его позиция): Если служит священник, к примеру, 3 раза в неделю и, соответственно, причащается эти три раза, но постится только среду и пятницу, ведь иначе пост беспрерывный нужен. А как этот священник может обязывать прихожан по 4 дня пост держать? Ведь он показывает пример своей пастве. И что показывает в итоге? Я не пощусь - мне можно; а вы поститесь - вам нельзя! Люди приходят/приползают в церковь с покалеченными душами, а мы им сразу правила какие-то охапками вешаем!... Это я насколько могла кратко описала его слова. 3 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted January 24, 2019 12 часов назад, р.Б Валентина сказал: Люди приходят/приползают в церковь с покалеченными душами, а мы им сразу правила какие-то охапками вешаем!... Есть послабление. Надо его согласовать с духовником. По-моему, если хотите причащаться каждую неделю по воскресным дням или кто в какой день может. Есть последнее постановление. На сайте Патриархии можно посмотреть. 1 1 Quote Share this post Link to post