Перейти к публикации
АндрейВ.Х.

Постное общение

Рекомендованные сообщения

письмо от б. Никона.

Это было последнее письмо, которое я от него получила:

 

«Христос Воскресе! Дорогая дочь моя, м. Амвросия! Письмо твое от 14 апреля получил только 28 апреля. Сердечно благодарю тебя за любовь и заботу. Спаси Господи. Конечно, и я рад был бы видеть тебя. Но нельзя забывать, что мы своей воли не имеем, и может случиться так, что и в Пинеге будешь, но не будешь иметь возможно видеть меня, ибо и здесь бывают частые перемещения и назначения в разные места. Поэтому, думается мне, не нужно ставить тебе свое положение в зависимость от моего.

Не имея никаких примеров в отношении подачи заявления, никаких справок, совершенно не зная чем мотивировать свою просьбу (Каргополь не Крым), да и почти не надеясь на какие-нибудь благие результаты, я пока решаюсь оставаться на месте, предавшись воле Божией. Вызывать тебя в Пинегу не решаюсь, сознавая, какие трудности тебя могут встретить. С другой стороны, как будто не решаюсь и отклонить твое желание. Нет у меня определенной решимости в этом вопросе. Господи, помоги и вразуми! Надо молиться, да укажет Господь путь.

О себе могу сообщить, что болезнь, как мне кажется, идет вперед, ибо температура не падает ниже 38–39°. Это наводит на мысль о скоротечности болезни. А так я себя чувствую как будто все в одном положении. Легкая болезненность есть во всем теле и груди. Температура беспокоит меня и внушает мысль о близости смерти. О выздоровлении теперь почти и не думаю, считая это несбыточной мечтой. Предаюсь воле Божией.

Сердечно благодарю отцов за любовь и внимание, и заботу обо мне. Спаси их, Господи!

Призываю на тебя мир и Божие благословение. Да хранит тебя господь под кровом Своея благости. Молюсь о тебе моею немощною молитвою, но все же молитвою любви о Господе.

Приходила мне мысль ехать тебе туда, куда поехали или поедут отцы, чтобы не быть совсем одной. Но опыт показывает, что разлучение неожиданно настигает. Не надейтесь на князи, на сыны человеческие: в них же несть спасения. Блажен ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего[262]: единая надежда на Бога, вот твердое основание. Остальное все непрочно, и особенно в нашем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и чтo ожидает. Да будет воля Божия!

Преподобный Феодот Студит, сам бывший в ссылке, ликует и радуется за умирающих в ссылке. И мне приходила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся от мира и ныне, хотя и невольно, проводим мироотреченную жизнь. Так судил Господь. Наше дело хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа[263].

У нас, хотя начали ходить пароходы, но редко, да еще, говорят, скоро будет сплав леса по реке и тогда, должно быть, прекратится пароходное движение. Все это создает большие затруднения в почтовом и вообще во всяком сообщении. Погода холодная, ветреная, пасмурная. Получила ли ты мое письмо, которое, хотя и заказным я послал, но в самую распутицу?

Прости. Желаю тебе всякого благополучия и помощи Божией. Прошу твоих святых молитв, и у отцов.

Грешный иеромонах Никон. 30 апреля/13 мая»

https://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-starushki/22/

 

Дочитала книгу "История одной старушки". Скупыми словами она описывает быт ссыльных. потому что даже живописуя, не передать тех страданий, которые выпали на их долю. Последнее письмо оптинского старца о.Никона своей духовной дочери потрясло меня до слез. Через год его не станет.Преклоняюсь перед ними, нашими новомучениками и исповедниками.

История повторяется на новом витке. Теперь это беженцы от войны на Украине. Но здесь все-таки идет помощь от государства. Да, трудно. Смерть близких, ранения. Испытания другие, но рецепт один и тот же, что в письме о. Никона.  "Наше дело хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу. Не постыдится надеющийся на Господа[263]."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
27 минут назад, inna d сказал:

Дочитала книгу "История одной старушки".

Спасибо! 

Я периодически слушаю аудиокнигу, есть на сайте Оптиной

https://www.optina.ru/audio/elders/istoriya_odnoy_starushki/

Восхищаюсь верой, мужеством и скромностью этих людей в такое непростое время. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В преддверии Святой Четыредесятницы (в литургике это обозначается как
«подготовительный период к Великому посту») церковный устав предписывает совершать несколько не вполне обычных служб. Для того, чтобы разобраться в причинах их появления, следует сначала поговорить о самом посте.

 

Сколько длится Великий пост? Казалось бы, это нетрудно сосчитать: шесть полных недель (седмиц) и одна — Страстная — без последнего воскресенья, Пасхи; итого 48 дней. Однако такой расчет не соответствует ни древнему пониманию слова «пост», ни самому названию «Четыредесятница», то есть «Сорок [дней]»: 40 ≠ 48.

В раннехристианские времена «постом» называли отнюдь не предпочтение одной пищи другой. «Пост» в современном смысле слова — в смысле воздержания от скоромной, но дозволенности растительной пищи — вообще в ту эпоху и не был бы «подвигом». В первоначальной Церкви достаточно многие христиане в принципе не ели мяса, так что апостолу Павлу даже понадобилось давать специальные разъяснения о допустимости вкушать мясо, а позднее на соборах даже пришлось (причём неоднократно) принимать каноны, запрещающие «гнушение мясом». Да и вообще, обычной ежедневной пищей рядовых жителей Римской империи  был просто-напросто хлеб, так что никакого различия между «постным» (в современном смысле слова) и непостным днём они бы просто не заметили.

 

Поэтому в ранней Церкви понятие «пост» подразумевало не диету без продуктов животного происхождения, а полное воздержание от пищи как таковой — проще говоря, голодовку. Кстати, такой пост у нас вполне сохранился и сейчас — как пост перед Причащением Святых Таин.

Пост в смысле воздержания от пищи до самого вечера в ранней Церкви был установлен на среды и пятницы, а также на день иудейской Пасхи, поскольку в тот день распяли Христа. С повсеместным распространением обычая праздновать христианскую Пасху строго в воскресный день и понимать ее как праздник Воскресения Христова, пост во время иудейского праздника перешёл на Великую субботу (как символ иудейского Песаха перед христианской Пасхой), а чуть позднее — ещё и на Великую пятницу, как на день Распятия, то есть стал двухдневным.

 

К концу III века некоторые  благочестивые христиане ещё более увеличили этот предпасхальный пост — до четырех-пяти дней, затем и до целых сорока. В сорока днях голодания они видели подражание законодавцу Моисею, пророку Илии, а главное — Господу Иисусу Христу, поскольку в Священном Писании о каждом из них сказано, что они постились (в первоначальном смысле слова, т. е. ничего не ели!) по сорок дней.

Возможно, на такое удлинение поста повлияло ещё и появление в Александрийской Церкви, а затем — широкое распространение по всему христианскому Востоку, праздника Богоявления: ведь Господь постился сорок дней как раз после своего Крещения. Во всяком случае, сорокадневный пост зафиксирован впервые именно у христиан Египта.

 

Конечно, на подвиг полного воздержания от пищи в течение 40 дней мало кто был способен, хотя люди в ту эпоху и были гораздо привычнее к голоданию, чем наши современники. Вместо этого пост исполнялся отрезками: несколько дней голодовки, затем вкушение пищи — и снова голодовка; либо же на протяжении сорока дней пищу принимали лишь вечером. Также отмечалась некоторая амбивалентность в отношении собственно предпасхального поста Великих пятницы и субботы (либо их расширенной версии, начинающейся с Великого вторника): считать его частью сорокадневия или нет?

 

Только теперь, с учётом всех этих данных, и можно ответить на вопрос, сколько длится Великий пост по мысли составителей церковного устава и зачем он имеет подготовительный период.

 

Священник.. Михаил Желтов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 часов назад, *Владислав* сказал:

ранней Церкви понятие «пост» подразумевало не диету без продуктов животного происхождения, а полное воздержание от пищи как таковой — проще говоря, голодовку

 

Вопрос. А как сегодня Церковь относится к полному воздержанию от пищи? Это практикуется где-то? Или это исключительно с духовником надо решать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Это практикуется где-то? Или это исключительно с духовником надо решать?

Да, практикуется, почему нет, но только с благословения духовника. А вообще, безопаснее и для смирения полезнее всегда держаться среднего умеренного пути.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Наиболее заметным фактором, определявшим выбор того иного способа исчисления дней Четыредесятницы, было отношение к субботе. В Римской и Александрийской Церквах считали возможным держать пост в том числе и по субботам, то есть не запрещали голодать до вечера в этот день — а значит, не служить по субботам с утра полную литургию.

В Антиохийской и, следом за ней, в Иерусалимской и Константинопольской Церквах поститься — в древнем смысле этого слова — в субботу считали неправильным, а сам день, подобно воскресенью, отмечали обязательным совершением литургии в утреннее время (на такое отношение к субботе, возможно, повлияла бо‌льшая близость антиохийских христиан к традициям семитского мира, а также известная склонность антиохийцев к более буквальному прочтению Ветхого Завета).

Об обязательной литургии не только по воскресеньям, но и по субботам говорит памятник, составленный в Антиохии около 380 года и известный как «Апостольские постановления»: «Особенно же прилежно собирайтесь [в церкви] в день субботний и в день Воскресения Господа… когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение Жертвы…» (II. 59).

В приложении к «Апостольским постановлениям» помещены Апостольские правила, 64-е из которых гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только [Великия субботы]: да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Некоторые, обнаружив это правило, начинают смущаться тем фактом, что в периоды длинных постов мы постимся в том числе и по субботам и воскресеньям. Однако смущение происходит от смешения двух понятий «пост»: позднейшего (= воздержание от скоромной пищи) и древнейшего (= воздержание от пищи вообще: либо полное, либо до наступления вечера).

Таким образом, в тех Церквах, где считали возможным соблюдать пост, в древнем смысле этого слова, по субботам, продолжительность Четыредесятницы измерялась следующим образом: «6 умножить на 7 [где 6: число постных дней в неделях, исключая воскресенья, а 7 — число недель] и вычесть 2». Минус два — чтобы получилось не 42, а ровно 40. Тогда Четыредесятница должна начинаться в среду — и так и происходило на латинском Западе, где днем начала Великого поста считали Пепельную среду.

На Востоке, однако, повсеместно победила традиция Антиохии. Но тогда 6 недель Великого поста вместе с 7-й, Страстной, дают в сумме только 7x5 + 1 = 36 дней (по 5 дней, с понедельника по пятницу, на каждой из 7 недель + Великая суббота, когда литургию служили вечером). Поэтому для достижения символического числа 40 необходимо было как-то дополнить количество дней поста. Это вело к установлению подготовительных постов перед Великим.

Например, в Иерусалиме в конце IV века, согласно «Паломничеству» Эгерии, число недель поста увеличивали еще на одну: «Как у нас [на латинском Западе] перед Пасхой соблюдается Четыредесятница, так здесь перед Пасхою соблюдаются восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни воскресения и в субботу не постятся, за исключением одного субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение [= литургия Великой субботы вечером в этот день], и в который необходимо поститься, потому что, помимо этого дня, здесь, в течение всего года, никогда не бывает поста в субботу. И так, из восьми недель, за вычетом восьми воскресений и семи суббот (потому что в одну субботу необходимо поститься, как я сказал выше), остается сорок один день, проводимый в посте».

Свщ. Михаил Желтов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Эгерия подчеркивает и особый статус литургий в великопостные субботы: «По субботам литургия совершается раньше [обычного], то есть до [восхода] солнца. Так бывает ради того, чтобы скорее дать разрешение тем, которых здесь зовут евдомадариями («седмичниками»). Таков [здесь] обычай поста в Четыредесятницу, что те, которых зовут евдомадариями, то есть которые постятся всю неделю, вкушают пищу в воскресный день, так как литургия бывает в пятом часу. И после того, как они вкусят в воскресный день, они уже [ничего] не едят до тех пор, пока в субботу утром не приобщатся [Святых Таин] в [храме] Воскресения. И так, ради них, для скорейшего разрешения [их поста], литургия по субботам в Воскресении совершается до [восхода] солнца».

 

В других местностях Востока предварительный пост устанавливался не прямо перед Великим, а за две-три недели до него. Так было, в том числе, в армянской традиции, где данный пост так и назывался: Առաջավորաց, «Предварительный». Транскрипция этого слова звучит как «Арачаворац», но грекоязычные византийцы, которые не умели выговаривать звук «ч», прочли это слово как «Арцивуриу» (Арцивуриев) и потому выдумали даже теорию о некоем еретике по имени Арцивурий, который, якобы, этот пост и установил. Именно на этом основании после Недели о мытаре и фарисее византийские уставы предписывают отменять пост — лишь бы не оказаться заодно с означенным еретиком.

 

Вместо этого византийцы, с одной стороны, восприняли дополнительную неделю перед Великим постом, как в Иерусалиме — потому-то на Сырной седмице и не положено уже вкушение мяса. Однако, с другой стороны, они смягчили ее, оставив в ней по-настоящему постными только среду и пятницу. [ПРИМЕЧАНИЕ: по уставу, в Сырные среду и пятницу пищу полагается вкушать только вечером — как и в будние дни Великого поста. И хотя в эти дни, тем не менее, устав не возбраняет есть яйца и молочное, Божественная литургия в Сырные среду и пятницу тоже не совершается]. Но 36 дней (см. выше) + 2 дня Сырной седмицы — это только 38, а нужно получить 40. Византийцы решали этот вопрос так: к дням Четыредесятницы приплюсовывали посты в сочельники Рождества Христова и Крещения, тогда действительно получается 40.

 

Все приведенные выше рассуждения были актуальны для эпохи Вселенских Соборов, когда пост еще понимался как воздержание от пищи до вечера. Но уже к концу I тысячелетия по Р.Х. в православном мире понятие поста сместилось, скорее, в пользу позднейшего толкования: как воздержание от скоромной пищи при дозволенности растительной. 

 

Монастырские уставы, конечно, сохраняли указания о посте до вечера в Сырные среду и пятницу, в будние дни поста, в два сочельника, равно как и предписания о полном воздержании от пищи в первые понедельник и вторник Великого поста, а также в Великую пятницу и Великую субботу (до окончания литургии Великой субботы). В Типиконе эти предписания содержатся, собственно, до сих пор. Но, хотя традиция держать «триимерон» — то есть ничего не есть после ужина в Прощеное воскресение и до первой Преждеосвященной литургии в среду, — и сохраняется доныне на Афоне и у благочестивых греков, все же по большому счету пост в древнем смысле этого слова дошел до наших дней только в форме евхаристического.

 

Со смещением понятия «пост» от голодания к диетическим ограничениям поменялось и осмысление границ Великой Четыредесятницы. Как известно, в пятницу перед Лазаревой субботой на вечерне поются два самогласна, начинающиеся со слов «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…». Они уже подразумевают «диетическое» понимание поста, поскольку если считать, что Четыредесятница длится до пятницы 6-й седмицы включительно, то она равна 6 неделям без двух последних дней — Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (7×6 — 2 = 40), — а это значит, что в счет идут и субботы, и даже воскресенья. Впрочем, такая интерпретация обладает своей собственной —и большой — ценностью: она подчеркивает значимость Страстной седмицы как совершенно особого периода церковного года, не тождественного Великому посту, имеющего уникальный устав и наполненного важнейшими библейскими чтениями и прекрасными песнопениями.

 

Однако устав служб первых трех дней Страстной седмицы все-таки не слишком отличается от обычного великопостного. Возможно, поэтому по окончании часов и изобразительных в Великую среду священник должен произнести слова прощения в особой форме: «Благословите отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей святей Четыредесятнице, словом, делом, помышлением, и всеми моими чувствы». Это — еще одна граница Великой Четыредесятницы, проведенная составителями богослужебных книг. Как исчислить число из 40 дней поста при такой границе, каждый может придумать сам (например, так: 2 дня Сырной седмицы + по 6 дней на 6 седмицах поста [по-александрийски], кроме Лазаревой субботы, + 3 дня Страстной — а можно и как-то иначе).

 

Свщ. Михаил Желтов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Схиархимандрит Зосима (Сокур).

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

 

 

Все видео этого монастыря ( Мастерская Вертоград) :  https://www.youtube.com/@monastery_Zosima

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Неделя о Страшном суде (Мясопустная) и Вселенская родительская суббота

 

Церковный год устроен так, чтобы верные, праздник за праздником, вновь переживали различные события Священной истории. Есть среди церковных памятей и те, что повествуют о заре человечества и о том, что ждет его в конце времен. Первая из этих памятей — воспоминание грехопадения Адамова, совершаемое в Прощеное воскресенье. Вторая же — Неделя (воскресенье) о Страшном суде. 

 

Неслучайно эту неделю предваряет Вселенская родительская суббота: подавляющему большинству людей (но не всем, см.: 1 Фес 4. 15–17) придется вкусить горечь смерти и побыть среди усопших, а только потом воскреснуть и предстать на Страшном суде. Поэтому воспоминание усопших и предваряет память суда. 

 

Как следствие, службы сегодняшней субботы и наступающего воскресения, по сути, завершают собой цикл церковного года — чтобы через неделю начать новый, сначала вспомнив грехопадение прародителей и затем взойдя лествицей Великого поста к Благовещению, Страстной и Пасхе.

 

Интересно, что в традиции I тысячелетия всеобщее заупокойное поминовение совершалось не сегодня, а в субботу непосредственно перед Великим постом. Это имеет простое объяснение: в пост значительно реже совершается Евхаристия, а значит, и количество поминовений резко сокращается (со времен древней Церкви считалось, что именно евхаристическое поминовение усопших имеет особенное значение). Чтобы как-то компенсировать это, и была установлена особая заупокойная суббота перед постом. Со временем, с развитием цикла памятей предпостовых воскресений, она была переставлена на день перед памятью Страшного суда — по причинам, изложенным выше.

 

Песнопения Недели о Страшном суде преимущественно основаны на так называемом малом Апокалипсисе из Евангелия — беседе о конце времен, произнесенной на Елеонской горе (Мф 24), — а также на видении из Книги пророка Даниила (Дан 7), на которое прямо указывает Сам Господь в этой беседе. Например, первая же стихира на «Господи, воззвах» гласит:

 

Егда‌ хо‌щеши приити‌, суд пра‌ведный сотвори‌ти, Судие‌ пра‌веднейший,

на престо‌ле сла‌вы Твоея‌ седя‌й 

(ср. Дан. 7. 9: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями),

река‌ о‌гненная пред Твое‌ суди‌лище ужаса‌ющая влече‌т

(ПРИМ.: здесь перевод неточен, верный перевод: река‌ о‌гненная из-под Твоего‌ го‌рняго ме‌ста ужаса‌ющая проистека‌ет; ср. Дан. 7. 10: Огненная река выходила и проходила пред Ним),

всех (ПРИМ.: правильно «всем») предстоя‌щим Тебе‌ небе‌сным си‌лам, 

челове‌ком же суди‌мым стра‌хом, я‌коже ко‌ждо соде‌ла: 

тогда‌ нас пощади‌, и ча‌сти Христе‌ сподо‌би спаса‌емых, 

я‌ко благоутро‌бен, 

ве‌рою мо‌лим Тя.

 

Не зря в службе Мясопустной недели пророк Даниил, «муж желаний», упоминается в одной из хвалитных стихир поименно (здесь же можно отметить пересечение со службами рождественского цикла: Неделя о Страшном суде ставит в нем последнюю точку, чтобы дальше уже окончательно перейти к циклу великопостному).

 

Тема ужасающих видений и неизбежного ответа за все предрасполагает к покаянию, поэтому в песнопениях наступающей недели немало покаянных строк, а катавасией утрени служат ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского.

 

Несколько удивительно, что в службе Недели о Страшном суде не читается само пророчество из книги пророка Даниила. Однако следует учитывать, что служба этого дня, как мы ее знаем в позднейшей практике, утратила один важный элемент, который существовал в византийскую эпоху, а на Руси сохранялся до времен патриарха Никона — так называемый Чин и действо Страшного суда. По форме это молебен, который служили перед литургией. Именно в его составе и читали, среди прочего, паремию из Дан 7. Интересным был также порядок чтения Евангелия в этом чине: при наличии четырех диаконов, они вставали лицом к четырем сторонам света и провозглашали Евангелие все четверо одновременно. Это имело как практическое значение (текст был лучше слышен), так и символическое (необычное звучание как бы указывало на звук архангельской трубы). Другой возможный способ, также весьма торжественный (он изложен в прилагаемом файле с изданием текста чина; о четырех диаконах упоминают рукописи чина): каждую строку Евангелия читал святитель, а затем ее же повторял протодиакон.

И в этом чине, и завтра за Божественной литургией евангельское чтение взято уже не из малого Апокалипсиса (его мы услышим в начале Страстной седмицы), а из его продолжения, в котором сказано, что оправдаются на Страшном суде те, кто был милостив к другим, и «пойдут, … праведники, в жизнь вечную» (Мф 25. 46).

Свщ. Михаил Желтов 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

233005.p.jpg?0.25251802696607517

 

Его же: "Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть речи, и обращение"

 

 

233001.p.jpg?0.7048326713995259

 

 

Преподобный Ефрем Сирин: «Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя по-видимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку» 

 

 

233009.p.jpg?0.09569830679037561

 

 

Его же: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния» (Святитель Иоанн Златоуст).

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О. Димитрий Смирнов как-то хорошо говорил, что православная церковь вообще не заставляет что-либо делать, например сколько молиться, сколько поститься. Церковь лишь предупреждает, что это нужно соблюдать и что будет, если это не соблюдать, а там смотреть нужно по обстоятельствам, по силам, наконец по совести. В Писании так написано:  «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Святые говорят, что,  если не находишь в себе сил всесовершенно соблюдать пост, не говоря уже о невозможности соблюдать его по немощи, то хотя бы не роскошествуй и Бог примет этот пост, как принял скудное приношение вдовицы более, чем те, кто принесением по избытку большего, думали, что они и угодны Богу больше в тайниках сердца своего. А там, по мере духовного взросления, ты и сам захочешь постепенно его усугублять, но и в этом нужно иметь умеренность, что бы не впасть в тщеславие, гордость, которые следуют вслед любому духовному делу, добродетели. А изначальная неумеренность в духовном, как говорит Св. Игнатий Брянчанинов ведёт к духовному надрыву, вплоть до презрения к духовной жизни. Опыт многих.

 

А то, когда некоторые начинают осуждать других в том, что те делают себе послабление в посте, святые называют признаком того, что они (первые) неразумно постятся, признаком гордости, хотя этого, повторюсь, гордый чаще всего и не видит в себе. Так...

 

         svyatye-otcy-o-poste-2.jpg

говорит: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили как постника (то есть через трубёжь, что всем нужно поститься без послабления, как это делает он, разумный перед самим собой и самолюбивый)" И господь пресекает такое фарисейство, говоря: "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его". Иначе человек, сам того не видя, впадает в прелесть, самообольщение.

 

 

Клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» иеромонах Дорофей (Баранов).: "На самом деле трагедия нашей церковной жизни – и даже не столько церковной, сколько общественной, в том, что для абсолютного большинства людей пост заключается исключительно в ограничении пищи (о. Димитрий Смирнов такое отношение к посту называет детским), ее качества и количества. Это стереотип, с которым справиться трудно.

Очень часто даже можно услышать, как Церковь упрекают в том, что она заставляет людей поститься. Но никто никого не заставляет. Более того, в течение вот уже многих лет священники в один голос твердят, что пост кулинарный ни в коем случае не является целью, он всего лишь средство. А цель – это пост чувств, душевных переживаний человека. Если ты не кушаешь мяса, но без меры смотришь телевизор, что является праздным времяпрепровождением, то твое воздержание в пище бессмысленно.

Ведь зачем человек постится телесно? Чтобы высвободить силы для работы духа. Смысл поста в том, что, ограничивая, утруждая свою плоть, человек дает возможность работать своему духу, направляя все силы к Богу. Он ходит в храм, молится, внимательно следит за самим собою, своей внутренней жизнью, удаляется от бесполезных вещей и бессмысленного времяпрепровождения, творит добрые дела. Человек, начинающий жить по принципам самоограничения, на самом деле расцветает, у него появляются силы. Мы все жалуемся на нехватку времени. Но, если мы удаляемся от тех занятий, которые нам, в общем-то, не нужны, у нас высвобождается огромное количество времени. Я всем советую: перед началом Великого поста на листочке бумаги написать, от чего в вашей жизни вы могли бы безболезненно избавиться. Великий пост – это то время, когда можно поупражняться над самим собой".

 

                svyatye-otcy-o-poste-3.jpg

 

говорит: "Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный."

Изменено пользователем ВладимирБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Мария Ш сказал:

О.Петр Мещеринов о посте

По-моему, муть. Послушал несколько минут и тошно стало.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Юрий Кур сказал:

Послушал несколько минут и тошно стало

Сочувствую. Жалею. Пройдет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А Вам понравилось?

"... и нормальный священник, который хоть чуть-чуть понимает, что такое христианство... найдет способ выкрутиться из любой ситуации.."

... усмешка при цитировании слов свт. Феофана о стакане молока в пятницу

... "в больших городах можно найти общину и разумных священников..." 

"... сами не входите и другим препятствуете войти в Царствие Божие...Проходили уже это 400 лет назад"

"... если говорить так, как есть, цель постов - дисциплина"

"общий пост - дисциплинарное действие; таким образом православные христиане идентифицируют себя как православных, потому что они блюдут Великий Пост"

 

Дальше я пока не осилил, но думаю, вряд ли найду что-то полезное.

 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поставь строгий порядок у себя во всем, – в такое-то время заниматься, в такое-то – читать, и т.д. Если пойти нужно куда, отчего не пойти, почитать – отчего не почитать, а так, чтобы во всем был порядок». Батюшка находил в этом что-то очень нужное, необходимое. Живя в семье, хотя мне никто ни в чем не препятствовал, я не умела уложить себя в какие-то рамки, не умела установить этого порядка; встречные препятствия заставляли отступать, а главное не видела я сама в этом установлении порядка чего-то необходимого, в то же время хотелось, чтобы батюшка сам дал мне какое-либо дело, чтобы мне нести какой-либо (внешний) подвиг, и просила об этом батюшку. Сначала он ничего не ответил, а когда спрашивал, установила ли я у себя в жизни порядок, я отвечала, что никак не получается. Он молча выслушивал, не упрекал никогда, а на просьбу дать мне «подвиг» ласково заметил: «Да, вот, я тебе говорю: установи порядок, а ты мне все говоришь, что “я не могу”...» Только тут открылись у меня глаза, и я увидела в своем легком отношении к этому слову батюшки непослушание, несерьезность; не придавала я особого значения простому и, казалось, вскользь сказанному, «странному» требованию порядка. Он же, оказывается, смотрел на это, как на подвиг своего рода, для моего характера. – И после опять об этом батюшка напоминал очень серьезно: «Порядок установи непременно... А то, вон, я тоже принимал всех всегда, а теперь меня заставили сократить прием, так я сам вижу, как много сделал».

из воспоминаний духовной дочери прав. Алексия Мечева

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/starcheskie-sovety/

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/starcheskie-sovety/#0_4

 

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Юрий Кур сказал:

А Вам понравилось?

Во всяком случае вашей реакции не раздедяю.

1 час назад, Юрий Кур сказал:

если говорить так, как есть, цель постов - дисциплина

Там сказано "цель"? Ну, промежуточная тогда. Пост - дисциплина.

Разве это ругательство? Слово имеет латинское происхождение и означает, что постящийся проходит обучение с помощью определенной практики, опирающейся на правила. Человек учится познавать себя, владеть собой и таким способом тоже. 

Даже древние не христиане практиковали 40 дневный пост с омовениями. А у нас число этих дней менялось и теперь закрепилось. 

 

Приведу вам в утешение рассказ об о.Иоанне Кронштадтском. 

Однажды в Великом посту о. Иоанн был серьезно болен и врачи настоятельно советовали ему пить молоко для поддержания сил. На это о. Иоанн ответил, что он согласится пить молоко, если мать его даст ему на то свое родительское благословение и что он спросит ее об этом письмом. По поручению больного письмо было написано.

Мать о. Иоанна звали Феодора Власьевна, жила она на родине в селе Суре Архангельской губернии.

При отсутствии железнодорожных и пароходных сообщений письма шли долго. Поэтому, о. Иоанн не скоро получил ответ от матери своей.

Мать же его ответила, что родительское свое благословение она посылает сыну, разрешить же есть в посту скоромное не может.

Вот, как тверда была вера той женщины, которая дала миру такого великого светильника Церкви Христовой, каким был отец Иоанн. Всякая другая мать, опасаясь за жизнь и здоровье больного сына, сказала бы: «пей молоко, если доктора велят для поправления здоровья». Она помнила слова Писания: «праведный верою жив будет» и не побоялась за здоровье сына, нарушив предписание врачей, но исполнив повеление Божие о посте.

Узнав об этом ответе, врачи сказали больному, что без питания он умрет. На это он ответил: «воля Божья. Неужели вы думаете, что я променяю благословение матери и заповедь Господа: «чти отца твоего и матерь твою» на жизнь?

 

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
53 минуты назад, Мария Ш сказал:

Там сказано "цель"? Ну, промежуточная тогда. Пост - дисциплина.

да нет, там в смысле "альфа и омега". 

 

1 час назад, Мария Ш сказал:

Даже древние не христиане практиковали 40 дневный пост с омовениями.

а о. Петр говорит, что древняя Церковь таких "дисциплинарных" постов не знала.

 

1 час назад, Мария Ш сказал:

Человек учится познавать себя, владеть собой и таким способом тоже. 

а разве там об этом есть? Вот то, что пост не всем нужен и не всем полезен там есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

о. Петр Мещеринов известный церковный "либерал" и идейный противник православной традиции в противовес идее отдельной личности. Один из отцов-основателей "православного протестантизма". Это долгий разговор, в общем, и даже ненужный здесь и сейчас.

 

Одна из небольших иллюстраций "яркой личности" от автора:

«Был сегодня в (ещё пока работающем) Глобусе. Увидел на стоянке "восьмёрку" с наклеенной на заднем стекле изолентой буквой Z. Не мог отказать себе в удовольствии начертать на грязном стекле слово "м....". А вообще поразительно мало машин с этой буквой. Всего три за эти дни видел. Это хорошо»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот отец Даниил упомянул, что важно принадлежать одному конкретному приходу. А о.Петр вспомнил, что в царское время нельзя было выбирать, или менять приход. 

А Юрий, очевидно, усмотрел лукавство в поиске прихода с подходящим священником.

Если нет физической возможности выбрать, следует принять положение дел..

Но вот проблема: поведение священника может смущать. Для хама хамство является нормой. А воспитывать пастыря - не овечье дело. Как умеет, так и живет. Иногда подобные люди общаются гладко, т.к. одна волна, один лексикон.. и это не единственный момент. Священник второбрачный. Для местного епископа это нормально. Как мирянину относиться к тому, что Новый завет говорит о жертве чистой. Что священник должен быть одной жены муж. А о.Иоанн Крестьянкин уточняет, что не важно, до крещения , или после произошел развод и новый брак - это препятствие для принятия священного сана. Если есть правила, мб исключение - особое указание свыше, наверное, что конкретный человек вопреки явному препятствию все же мб допущен.. 

Как мирянину к этому относиться? Нормально ли ему избрать другой приход в этом случае? - это вопрос батюшке.

30 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Не мог отказать себе в удовольствии начертать на грязном стекле слово "м....".

Вот как! Оказывается о.Петр хулиган. Слово "мир"?)

 

37 минут назад, Юрий Кур сказал:

Вот то, что пост не всем нужен и не всем полезен там есть.

Сам-то он постится. Этих фраз не слышала. "Не всем нужен" в смысле нормально Церковь без них существовала, не развалилась. Там гонения очень в тонусе держали. И Божья Благодать). Давайте, правда, не придираться к словам.

Вы не нашли подезного, но нашли вредное? 

Считать пост дисциплиной неверно и вредно? Штош... 

То, что у каждого своя мера - и о.Лостшип говорил. Один тут очень возражал, но очевидно, что у него мера - своя. Часто это в глаза бросается. 

Мир!

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 минут назад, Мария Ш сказал:

Сам-то он нормально постится. Этих фраз не слышала. "Не всем нужен" в смысле нормально Церковь без них существовала, не развалилась. Там гонения очень в тонусе держали. И Божья Благодать). Давайте, правда, не придираться к словам.

А я не придираюсь. Это прямая речь, примерно в районе 5-й минуты интервью.

15 минут назад, Мария Ш сказал:

Вы не нашли подезного, но нашли вредное? 

В том отрывке, что я слушал, вредным было сомнение в Церкви, в которой хороший приход надо ещё поискать, и да и то, только если ты в большом городе, есть шанс на успех; ну всё такое. Ваш пример с прав. Иоанном Кронштадтским перпендикулярен тоу, что говорит этот отец..

 

19 минут назад, Мария Ш сказал:

Считать пост дисциплиной неверно и вредно? Штош... 

Там не так сказано. Говорится, что цель поста - исключительно дисциплинарная, подчинение авторитету Церкви.  Вот сейчас на Великий канон пойдем не для того, чтобы прийти к покаянию, а потому что Д-И-С-Ц-И-П-Л-И-Н-А.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...