Olqa 13239 Posted February 21, 2019 (edited) Говорю какую. Тут же непонятным образом создаётся группа людей включая нас с Викой, готовых идти на поиски этой могилы. Дело в том, что именно в это день был 40-ой день со дня кончины Ольги Александровны Ветилевой, дочери протоиерея Александра Ветилева, одного из духовников Лидии Сергеевны, он же главный герой рассказа "Последняя заутреня". А Ольга Александровна в свою очередь автор книги с таким же названием, но уже о самой Лидии Сергееане. И отец Александр, и его 90-летняя дочь похоронены на Ваганьково. В этот день была отслужена панихида по р.Б.Ольге, молодой человек, похожий на батюшку, назовем его Петр, был на этой панихиде, это был ещё и день памяти отца Валентина, поэтому так надолго он задержался на кладбище, теперь вот слушал мою краткую информациюию о Лидии Сергеевне и удивлялся такому совпадению. Дружно встали и пошли. Маршрут там примерно всегда один. После могилы отца Валентина идем на могилу его дочери Веры, она недалеко. Здесь Вика, как волшебница, достала из сумки поминальные блины о своей бабушке, мы все охотно их разбираем, радостно жуем, поминая р.Б. Александру, благодаря Вику за нежданное подкрепление. День далеко за полдень, все усталые и проголодавшиеся. Оставшиеся блины решаем отдать Петру, но тут наша теточка перехватывает их прямо из рук Петра, протяжно возвестив, что ее мужу они вечером будут нужнееее. Вика достает большое красное яблоко и протягивает ей. Звучит громко: ой, они Успенским постом яблоки жрут! Ой, они абортов понаделали и постом яблоки жрут! Им бы вообще никогда не есть, детей поубивали, а они постом яблоки жрут! Ого! Вике это все в новость, она первый раз видит такое. Появляется желание как-нибудь увильнуть от громкой обличительницы. Но куда же на кладбище можно увильнуть?! Движемся далее. Далее полузаброшенная могилка монаха Модеста, никаких сведений больше нет о нем, но народ верит, что особо он утешает унывающих. Группа наша уменьшается до пяти человек. Далее в таком составе мы и продолжим весь наш поход. Место поиска того дня сообщил отец Сергий Матюшин, автор книги о Ваганьково. Когда-то просила его помочь с поиском. Идём в указанном направлении. Матушка периодически что-то выкрикивает, полезное и не очень. Ходим, ищем, безрезультатно. Время к 19-ти часам, кладбище скоро закроют. Идём к выходу. Но разве можно уйти и не приложится к крестам на могилах блаженных Николая и Митрофания?! Тем более, когда с нами эта матушка?! На протяжении всего пути она на местах наших остановок, в том числе на могиле протоиерея Михаила Труханова, собирает искусственные цветы и ругает принесших их. Чего-то постоянно выкрикивает. Иногда говорит. нормально и адекватно, но иногда очень странное, с кем-то беседует, кому-то грозит. Ходим уже два часа. Нам с Викой уже одинаково не хочется расставаться с этой матушкой. Откуда-то взявшееся умиление к ней и можно сказать Любовь от нее, которая никак не могла замаскироваться за ее строгим взглядом, странными словами. Глаза лучились радостью. У блаженного Николая "полечили ноги", встав на камень, предположительно бывшим его веригою. У блаженного Митрофания - позвоночник. Матушка объясняет как встать ровно и приложиться полным ростом к его кресту. Побрызгала на нас водой из вазы с цветами. )). По кладбищу уже поехали охранники на велосипедах, чтобы никто не затерялся до закрытия. Мы мелкими перебежками движемся в нужном матушке направлении. В одном месте с разных сторон дорожки две могилы священнослужителей, дореволюционное захоронение. На одной могиле крест из белого камня, на другой из черного. Матушка велит нам встать в ряд между этими могилами и внимательно, медленно прочитать молитву Отче наш. Послушно прочитали. Ещё несколько могил монахинь, настоятельниц, уже не ориентируемся, не запоминаем ничего. Ну а теперь на Иордань! Это команда матушки. Охранники у ворот нас видят, мы как партизаны мечемся то с одной стороны, то с другой, но нас не тревожат. Видимо с матушкой это бесполезно. Тут мы чего-то дрогнули. На Иордань на кладбище? Ой-ей, тут надо если что "оказать сопротивление", что там у нее на ее непостоянном уме?! Вдруг могила где с водой?! Вроде водоема никакого там нет...Мы у храма Воскресения Словущего, поклоняемся ещё одной могиле - протоиерея Валентина Парамонова, одного из настоятелей этого храма, много потрудившегося в свое время. Матушка ныряет в совсем узкий проход у храма, благо она худенькая дальше некуда. Мы тоже не застряли, хоть и опасались немного )). Несколько шагов и мы у иконы Крещения Господня. Икона огромная, на стене храма со стороны улицы. Вот вам Иордань, окунайтесь - веселится матушка. Мы прикладывается по очереди , доставая только до воды Иорданской. Радость накрывает с головой. Отходим от храма, а матушки уже нет рядом. Нигде нет. Зато охранник просит покинуть территорию. Вот такая встреча в августе 2018 года. Мы с Викой очень жалели, что не сразу стали прислушиваться к тому, что она выкрикивает, было там и по Викину душу, и по мою. Обоим хотелось бы встретиться с ней ещё раз. Edited February 21, 2019 by Olga 6 3 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 2110 Posted February 21, 2019 (edited) Может ни в тему . Но хочется поделиться . Я смотрела фильм о м.Тамаре. https://m.youtube.com/watch?v=TDPWml74caE Вот , где подвиг у бабушки! Edited February 21, 2019 by МАРГАРИТКА 4 2 Quote Share this post Link to post
Olqa 13239 Posted February 21, 2019 Марина, спаси Господи! Очень на нее похожи некоторые бабули из здешнего храма. Может, и хорошо, что их по уголкам "разогнали", времени зря не теряют. Сосредоточились на главном. Схимонахиня Ольга Ложкина по ночам бродила по комнатам своим и "случайно" вроде будила ночующих у нее многих сестричек, спали на полу, вповалку, вот она им сна не давала. Они со временем начали понимать, что ради ночной молитвы. 4 1 Quote Share this post Link to post
Olqa 13239 Posted February 21, 2019 Если смутила кого-то своими кладбищенскими рассказами - прошу, простите! Ваганьковское кладбище особое. Целый отдельный мир! Оно небольшое, много кто там захоронен. Вот, например, о завтрашнем дне сообщают: Дорогие друзья! Уже завтра, 22 февраля, на Ваганьково состоится панихида по великому архидиакону Константину Розову. Почтить память знаменитого собрата по приглашению настоятеля храма на Ваганьково игумена Петра Еремеева соберётся хор диаконов города Москвы и Подмосковья. Начало службы в 13.00, у могилы отца Константина, рядом с нашим храмом. Там могилы братий и сестер Московских монастырей: Валаамского Подворья в Москве, Страстного, Рождественского, Чудова. Там в годы репрессий расстреливали и захоранивали в братской могиле. Там братская могила погибших на Ходынском поле в 1905 (?) году. И многие многие ещё захоронения. Два храма. В самый первый свой поход ещё в 2012 году, наверное, случайно забрела на Армянское кладбище Ваганьково. Оно напротив основного. Там среди невообразимых размером и размахом надгробия армянской диаспоры есть несколько скромных православных могил. В одной из них игумен Иоанн Соколов, один из духовников архимандрита Иоанна Крестьянкина. И, как считает некоторая часть верующих, - один из последних насельников Оптины. Среди архивных материалов Оптины имя его не встречается. Но вопрос пока открыт. Вроде как отец Иоанн при жизни благословил одну оптинскую рабу Божию собирать материал о нем. Она собирала, а потом передала в руки другого человека. И материалы то ли затерялись, то ли затормозились у него. Такой вот островок утешения в Москве. Наш молодой Петр поведал нам, что когда уж очень сильно ополчатся на него домашние, он приходит на могилку схимонахини Антонии, олной из насельниц Страстного монастыря, немного там побудет, и утешается. Перед лицом вечности разбегаются все мелочные суетные дела и помышления. Там тихо. Однажды на могилке одного из монахов кто-то оставил несколько сплетённых небольших четок. Одним словом, часть православной духовной жизни протекает и там. Ну а мирские судьбы - их тоже там немало. Артисты, спортсмены, известные люди - у всех одно окончание жизни. Надгробия только разные. 7 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted February 21, 2019 Есть книга "Православные подвижницы двадцатого столетия". Автор Светлана Девятова. 70 жизнеописаний. Смотрите на сайте www.azbyka.ru Не могу точнее дать ссылку, пишу с мобильного. Книга интересная. 1 1 Quote Share this post Link to post
МАРГАРИТКА 2110 Posted February 21, 2019 про м .Тамару есть продолжение фильма . 18 минут назад, Olga сказал: Если смутила кого-то своими кладбищенскими рассказами - прошу, простите! Ваганьковское кладбище особое. Целый отдельный мир! Оно небольшое, много кто там захоронен. а мне нравится посещать оптинский некрополь. Интересно,многие надгробия там остались нетронуты в годы лихолетия. 3 Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 22, 2019 Позавчера вот что произошло. У меня появилось много дел, связанных с перемещением по городу. В Москве испортилась погода. У меня довольно теплая куртка, но мне уже два дня невероятно холодно. Я с утра до вечера оказывалась на открытом ветру, ждала транспорт подолгу, шла по обочинам дорог. И еще, обычно я не много ем (не ограничиваю, просто нет потребности), а эти два дня я постоянно хотела есть и ела. Были деньги и я покупала что-то в городе, но через час опять хотела есть... Что это? Quote Share this post Link to post
A Lost Sheep 12108 Posted February 22, 2019 Да все что угодно, от бесовского нападения до диабета... 1 1 Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted February 22, 2019 1 час назад, Мария Нисанова сказал: Что это? Чем больше о себе рассказываете, тем больше будет искушений. Враг за нашими переписками тоже наблюдает. 1 Quote Share this post Link to post
Greshnica 166 Posted February 23, 2019 (edited) On 2/11/2019 at 6:13 AM, Мария Нисанова said: Поношения я смогу понести. А вот мысль о том, что это хочется потому чтобы бросить текущий крест заставила задуматься. Думаю Машенька, трогательно. Стремиться стать святым человеком: получится или нет. Ведь жизнь одна. А у вас духовный отец есть, тот, кто вас хорошо знает? У него же спрашивать нужно и помыслы обсудить. Может, начать с монастыря, стать трудницей или послушницей? Из мира уйдете. Духовного отца обретете, послушание. И одеваться можно будет проще, и постничать. Может, Господь даст вам Иисусову молитву? Без нее в юродстве делать нечего, скорее всего. On 2/22/2019 at 6:45 AM, Olga said: Если смутила кого-то своими кладбищенскими рассказами - Люблю такие темы, о тех, кто уже ушел перед нами. Жизнь показывает на сколько тесна связь с ушедшими. Мы в одной связке. Очень бы хотела побродить рядом с вами в таких местах. Edited February 23, 2019 by Greshnica 2 Quote Share this post Link to post
PENTINA ELENA 499 Posted February 23, 2019 Психбольные и юродивые-большая разница.. Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 24, 2019 (edited) 15 часов назад, PENTINA ELENA сказал: Психбольные и юродивые-большая разница.. Я произвожу впечатление психбольной? Edited February 24, 2019 by Мария Нисанова 1 Quote Share this post Link to post
Нева 85 Posted February 25, 2019 В 22.02.2019 в 22:50, Мария Нисанова сказал: . В Москве испортилась погода. У меня довольно теплая куртка, но мне уже два дня невероятно холодно. Я с утра до вечера оказывалась на открытом ветру, ждала транспорт подолгу, шла по обочинам дорог. И еще, обычно я не много ем (не ограничиваю, просто нет потребности), а эти два дня я постоянно хотела есть и ела. Были деньги и я покупала что-то в городе, но через час опять хотела есть... Что это? Мы же люди, не роботы. Меняемся. Наверное организм сопротивляется юродивости, заявляет о своих потребностях в еде и тепле острее. Главное не сдаваться. Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted February 25, 2019 (edited) Спасибо всем за поддержку! Можно я за Вас всех помолюсь? Сформулируйте о чем Вы бы хотели попросить Господа. И имя назовите свое настоящее. Edited February 25, 2019 by Мария Нисанова 2 Quote Share this post Link to post
Мария Ш 2612 Posted February 25, 2019 Почему Вы спрашиваете разрешения? Формулировать желания зачем? Юродивым они бывают открыты и так. Кроме того, не все наши желания полезно исполнять. Еще Сократ молился: "пусть боги пошлют все к лучшему, даже если бы я не просил и не посылают ничего к худшему, даже если я просил бы об этом." Так что сами себя и друг друга Христу Богу предадим. Простите. 3 Quote Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted February 25, 2019 (edited) Подвиг юродивых - это подвиг великого смирения, как я понимаю. Edited February 25, 2019 by Вечно в пути (Светлана) 1 Quote Share this post Link to post
Greshnica 166 Posted February 28, 2019 On 2/26/2019 at 12:42 AM, Мария Нисанова said: Спасибо всем за поддержку! Можно я за Вас всех помолюсь? Сформулируйте о чем Вы бы хотели попросить Господа. И имя назовите свое настоящее. Мария, прошу молитв. София и крестник мой, младенец Феодор. Спаси вас Господь. О здравии и спасении. Помоги вам Господи. 3 Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted March 3, 2019 В 28.02.2019 в 03:30, Greshnica сказал: Мария, прошу молитв. София и крестник мой, младенец Феодор. Спаси вас Господь. О здравии и спасении. Помоги вам Господи. Спаси Господи! Молюсь о вас. 1 Quote Share this post Link to post
Greshnica 166 Posted March 4, 2019 21 hours ago, Мария Нисанова said: Видели ли вы книгу "Избранное" иеромонаха Романа? Впервые мне попалась в руки эта книга. Много очень четких слов на эту тему и раскрыта чистая монашеская душа. Вам очень понравиться этот сборник, если еще не видели. Каждая фраза многозначительна. Quote Share this post Link to post
alexzukhra 4 Posted March 4, 2019 Хорошее желание. Но велик шанс промахнуться, и вместо юродивой стать стареющим фриком. Сейчас, во времена культа нестандартной личности сложнее выглядеть благочестивым христианином, чем городским сумасшедшим. Да и скорби в сытое время умаляются, сыроеды и праноеды изменили отношение к голоду, а замёрзнуть теплотрассы и службы спасения не позволят Quote Share this post Link to post
Мария Нисанова 20 Posted March 4, 2019 3 часа назад, alexzukhra сказал: Хорошее желание. Но велик шанс промахнуться, и вместо юродивой стать стареющим фриком. Сейчас, во времена культа нестандартной личности сложнее выглядеть благочестивым христианином, чем городским сумасшедшим. Да и скорби в сытое время умаляются, сыроеды и праноеды изменили отношение к голоду, а замёрзнуть теплотрассы и службы спасения не позволят Спасибо за предостережение! Quote Share this post Link to post
Olqa 13239 Posted March 4, 2019 (edited) Edited March 4, 2019 by Olga 1 Quote Share this post Link to post
inna d 4836 Posted March 5, 2019 Оля, расскажите об этой женщине, что Вы знаете. 1 Quote Share this post Link to post
Olqa 13239 Posted March 6, 2019 (edited) В 05.03.2019 в 16:47, inna d сказал: Оля, расскажите об этой женщине, что Вы знаете. Инна, фотография из книги "Сестры. Очерк жизни сестер-подвижниц Анисим, Матроны и Агафии". Автор - иеромонах Иаков (Тупиков). Книга переиздана несколько раз. Пока вот такой материал подобрала. Он не из книги, но показался в чем-то даже удивительным )) Ольга Сибирева Православная религиозность в позднем СССР. Пример Шацкого района Рязанской области Шацкий район Рязанской области в позднесоветский период (1960-1980-е годы) отличался высоким уровнем религиозности. На его территории только легальных храмов действовало четыре, в то время как во многих других областях Центральной России на несколько районов приходилась в лучшем случае одна церковь. В то же время в Шацком районе процветали параллельные официальным церковным структурам религиозные институции, сохранявшие традиции «народного православия». По мнению многих историков и православного духовенства, существование таких структур было вызвано репрессиями, обрушившимися на церковь. Однако на протяжении «благополучных» 1990-2000-х годов исчезновения институтов поддержки «народного православия» не произошло. Наоборот, многие из них были так или иначе признаны официальной церковью и продолжили свое существование в прежнем качестве. Здесь я попытаюсь описать трансформации позднесоветских религиозных институтов - как официальных, так и неофициальных - в контексте новой общественной реальности последних двадцати лет. Шацк расположен на юго-востоке Рязанской области, более чем в 150 километрах от областного центра. До 1923 года входил в состав Тамбовской губернии. Нынешний Шацкий район граничит с Тамбовской, Пензенской областями и Республикой Мордовия. Население района составляет более 22 тысяч человек (население райцентра - более 7 тысяч). С 1950-х годов на территории района были четыре действующих храма (Никольский храм Шацка, Никольский храм села Темешево, Сергиевский храм села Эммануиловка, Архангельский храм села Казачий Дюк), входящих в состав Рязанской епархии, которая к 1988 году в общей сложности насчитывала 51 приход. Ялтуновские старицы Наиболее заметный центр религиозной жизни района сформировался вокруг жительниц села Польное Ялтуново - сестер Анисьи (1890-1982), Матроны (1902-1995) и Агафьи (1910-1996) Петриных («уличная» фамилия- Ванькины). Их родители - верующие крестьяне Алексей Филиппович (умер в 1945 году) и Анна Дмитриевна (умерла в 1956 году) Петрины. Согласно жизнеописанию сестер], Анна Петрина была воспитанницей местных старцев Василия Карпунина (инок Вонифатий, проведший несколько лет на Афоне, но вернувшийся на родину и подвизавшийся в селе Черная Слобода под Шацком) и Григория Коныгина («уличная» фамилия - Томин, 1842-1930, 15 лет провел в Никольском Чернеевском монастыре Шацкого района, но не имел священнического сана). Анисья, Матрона и Агафья еще в детстве начали петь в хоре при местной церкви и так же, как и родители, окормлялись у старцев. Принятые в семье аскетические практики - строгие посты, многочисленные поклоны, дальние паломничества - распространялись и на детей. В 1930-1940-е годы сестры вместе с другими верующими были отправлены в ссылку «за религиозную пропаганду». Матрона и Агафья отбывали заключение в Казахстане, Анисья - в Казахстане, Сибири и на Дальнем Востоке. К моменту их возвращения из ссылки храм в Ялтунове уже был закрыт. С этого времени сестры стали прихожанками Никольского храма Шацка, где также пели в хоре. Одновременно в их доме регулярно (как правило, в дни церковных праздников) собирались верующие жители Ялтунова и близлежащих сел, в основном - женщины, прихожанки Никольского храма. Так продолжалось вплоть до 1980-х годов. Вот как описывает такое собрание у Петриных в 1970-х годах протоиерей Георгий Булеков, в детстве много общавшийся с сестрами: «Приезжало к ним помногу людей - по 20, по 30, может, больше человек, но дом был битком набит. В сенях стояли, на крыльце сидели, в террасочке где-то люди находились, на улице стояли по воскресеньям. Первое, с чего начиналось, конечно, поздравляли с праздником тетю Анисью, рассаживались все и начинали петь канты. [...] Пели долго, часами - час, два, три могли петь канты. Как они пели! [...] Потом начинались у них просто духовные беседы. Тетя Анисья начинала, брала себе голос и долго очень беседовала, наставляла, говорила. Потом трапеза была, кормили, чем могли». Помимо многолюдных собраний, часть людей обращалась к сестрам индивидуально. Это соответствовало семейной традиции, поскольку и к их матери часто обращались за советами как житейского, так и духовного плана, считая, что она наделена даром молитвы и прозорливости. После ее смерти люди продолжили ходить к ее дочерям, уверенные в том, что они унаследовали дар матери. Вопросы, с которыми приходили к старицам люди, могли касаться самых разных, в том числе бытовых, проблем: «Раньше говорили: “Чё скажут”. Что они скажут - при каком-то деле, как сделать. Если какое-то есть глубокое сомнение в чем-то. Ну, хотя бы так: ехать или не ехать с этой машиной вишней торговать в Москву? Ехать или не ехать с этой машиной яблоками торговать? А собирать или не собирать вишню, а как красить, а как печку класть? Если было глубокое сомнение, ты не знаешь, как это делать, или сомневаешься, делать это сейчас или подождать, - сейчас добежим до Ванькиных, спросим, и все будет нормально». Бóльшую часть обращающихся к ялтуновским старицам составляли воцерковленные женщины, среди которых было много вдов и незамужних. По оценке авторов книги «Сестры…», «“монастырь” тети Анисии насчитывал более восьмидесяти одних только девиц». Действительно, община была устроена по подобию монастыря: ее члены вели аскетический образ жизни, многие сохраняли безбрачие и стремились жить в послушании у своих наставниц. Интересно, что сами сестры отказывались принимать постриг, несмотря на то, что такая возможность у них была, а монашество в миру в советское время было распространенным явлением. «Насельницы» этого «монастыря» и их наставницы осознавали себя как особую группу не только по отношению к людям нецерковным, но и по отношению к единоверцам. Составители жизнеописания ялтуновских стариц, рассказывая об их беседах с посетителями, упоминают о том, как сестры с первого взгляда узнавали «своих» в некоторых из приходящих: «Это наша пришла, ты погляди». Одна из жительниц Ялтунова, вместе с матерью окормлявшаяся у стариц, вспоминает, как их односельчанка привела свою дочь к сестрам с просьбой принять ее в духовные чада: «Я хочу, чтобы моя Манька была в вашей стаде - хоть с краю, да в вашей стаде». Переход из одного «стада» в другое не поощрялся. По воспоминаниям уже упоминавшегося отца Георгия Булекова, когда отец Иннокентий (Просвирнин) - уже в конце 1970-х - пригласил его на время в Троице-Сергиеву лавру, Анисья отреагировала следующим образом: «“Пусть своих себе вырастит и ими командует. Мы своих для себя растим”. И не отпустила она меня туда». В 1940-1950-х годах на территории района жили около пятидесяти православных подвижников (стариц, блаженных, странников), имевших свои неофициальные сферы влияния. Так, центральная часть района (села Ялтуново, Токарево, Борки, Новософьино) считалась «вотчиной» ялтуновских стариц - именно отсюда приходила большая часть их посетителей. С развитием транспорта и средств связи, по мере переезда знавших стариц людей в другие места их «зона влияния» расширяется. Уже в 1970-е постоянными посетителями Ялтунова стали жители соседних - Сасовского и Моршанского - районов, а также Рязани и Тамбова. Под опекой Петриных находился и храм в районном центре. Несколько живших в Шацке духовных чад сестер, по их благословению, принимали пришедших в Никольский храм богомольцев из окрестных сел, предоставляя им ночлег и пищу. Это, конечно, было существенной помощью для людей, проходивших ради посещения храма более десятка километров. В то же время сестры были не просто прихожанками шацкого храма, а теми, кого сейчас принято называть «приходским активом». Более того, сестер посещали известные - уже «советские» - легальные пастыри: Иоанн (Крестьянкин), в 1956-1967 годах служивший в Рязанской епархии, Кирилл (Павлов), позднее - Алексий (Фролов, ныне архиепископ), Иннокентий (Просвирнин). В самом районе в число почитателей и регулярных посетителей сестер входил и настоятель Никольского храма села Темешево, бывший политзаключенный, отец Иоанн Плетнев (1899-1982). Edited March 6, 2019 by Olga 2 Quote Share this post Link to post
р. Б. Ирина 204 Posted March 7, 2019 Из книги о Груне. Хотела показать и другую страницу книги но не разрешается загрузить. 1 Quote Share this post Link to post