Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис»

 

Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». В это время парадоксальным образом соединяются пост и его отсутствие, веселие и мысли о смерти, воскресении, Страшном Суде и конце мира. Мы попросили рассказать, о том, как Церковь готовит христиан к Великому посту во время масленицы, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета Церковных художеств протоиерея Александра Салтыкова.

 

    О посте и масленице

Масленица, наверно, самый популярный праздник в России после Рождества и Нового года. Но праздник ли масленица? Еще в дохристианские времена масленица была праздником весны и солнца после долгой и холодной зимы. Новый год начинался с месяца марта. Весна — всегда радостное время, а в Церкви оно совпадает с Великим постом. И я хочу сказать о духовной стороне дней этой масленичной недели, суть которой в том, чтобы подготовиться к Великому посту и Пасхе.

Во-первых, замечают ли нецерковные люди, что дата праздника передвигается, и каждый год она разная? Так происходит, потому что дата связана с церковным календарем, с пасхальным циклом и посвящена подготовке человека к самому великому, радостному, но и самому трудному событию — празднику Пасхи. По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Правда, о Страшном суде и Великом посте почему-то никто не говорит, кроме Церкви. Отчего так происходит? В обществе о Церкви много рассуждают, но есть вещи, нам приятные и интересные, а есть те, которые не так приятны.

Масленица нам, конечно, интересна, а Великий пост нам не настолько приятен, чтобы о нем много говорить. Я имею в виду не только атеистов, но также и тех, кто считает себя верующим, но только «в душе», а в церковь не ходит.

Масленица воспринимается как время веселья. Впрочем, веселье нам тоже нужно, особенно детям. И у христиан есть основания радоваться, потому что Великий пост — это духовная весна, обновление человеческого сердца. И все же масленица — время раздумий о Страшном Суде, но почему? Потому что следует вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам в этом, установив для этого особое время. В эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории: все мироздание, весь космос сотрясется, катастрофически изменится, в небе пред всем человечеством появится победный знак креста, и люди увидят в непостижимой, великой, недосягаемой славе Сына человеческого — Богочеловека Господа Иисуса Христа… А в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать.


 

Скрытый текст

 

Масленица — это уже пост

 

Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал (буквально «прощай, мясо»), т.е. время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы, должны об этом знать и помнить.

Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство.

Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия.

 

Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение.

Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно? Все согласны, что это важное и необходимое умение. Но как его достичь? Вполне очевидно, что только Церковь является той силой, которая может направить человека на такой путь. Но не все идут в Церковь.

 

Во время масленицы читайте Апокалипсис

 

В последние годы советской власти стали проводить масленицу как языческий праздник весны. А о том, что масленица посвящена Страшному суду, нельзя было даже говорить публично: «Какой-такой Апокалипсис? Это все попы выдумали, чтобы обмануть народ». Помню смешной лозунг тех времен: «Не допустим апокалиптического тупика!» Как это «не допустим», когда все направлено на то, чтобы столкнуть человечество в пропасть!? Кроме того, Апокалипсис указывает как раз не тупик, а единственный выход из сложившегося положения.

    В Новом завете тема Страшного суда занимает важное место. О нем говорил Христос в Евангелии, говорили апостолы, в состав Нового Завета входит книга, названная Апокалипсис Иоанна Богослова.

Слово Божие понуждает нас помнить о последних временах. Библия открывается судом и заканчивается судом. Адам и Ева нарушили завет о невкушении плода познания добра и зла, и Бог совершает суд. Творец спрашивает: «Адам, что ты сделал»? Говоря современным языком: «Какова была мотивация совершения твоего преступления»? Объяснений у Адама нет, только попытка оправдания: «Жена, которую Ты мне дал»… Адам и Ева не захотели признать свою вину и Бог осудил их на изгнание из рая. Будучи изгнаны, они сидели напротив рая и плакали, потому что потеряли очень много: рай и вечную жизнь. Они стали жить в этом мире. И как все мы видим, наш мир — это не рай. Но, как это ни парадоксально звучит, мир наш в некоторых своих чертах все же отдаленно похож на рай: в нем есть уголки необыкновенной красоты, есть незабываемые минуты общения с природой и добрыми светлыми людьми… В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители. И мы, верующие, все хотим попасть в рай.

После смерти у каждого будет своя участь. Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда. Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц.

Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.

В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца. И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства.

 

Страшный суд и Прощеное воскресение

 

Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу. Так часто обижаем своих близких и малознакомых людей и сознательно, и случайно, и как бы мимоходом, и в своих мыслях, и взглядом, и в сердечном помышлении, и другими самыми разнообразными способами. Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение.

С протоиереем Александром Салтыковым
беседовал Александр Филиппов

25 февраля 2014 г.

 

http://www.pravoslavie.ru/68733.html

 

 

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Со среды сырной седмицы начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, также в первые три дня Страстной седмицы.

 

О ВЕЛИКОПОСТНОЙ МОЛИТВЕ ЕФРЕМА СИРИНА. 
 
Мало выучить наизусть какой-то сакральный текст, но важно каждое слово, которое мы обращаем к Господу Богу наполнять реальным, осязаемым смыслом, разуметь, чего именно мы просим. 
 
Господи, Владыко живота моего! 
 
Тот, в руках Которого моя жизнь, смерть и воскресение. 
 
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. 
 
Мы просим не просто прощения грехов, но чтобы Создатель очистил сосуд нашего духа от нечистой, затхлой атмосферы, которую производят деятельные грехи. От чего именно просим очиститься? 
 
Дух праздности – нет ничего более вредного, чем это состояние ничегонеделания. Свято место пусто не бывает. Если мы не двигаемся вперед, то де-факто отступаем назад. Праздность позволяет дьяволу неприметно проникать в пространство нашего сердца и искушать нас его посулами и предложениями. Поэтому в старину говорили, что деятельного человека искушает один бесенок, а ленивого, обломова целых сто демонов. Начинай потихонечку что-то делать, выходи из апатии, и Божья благодать, как теплый ветер, наполнит паруса твоей души. 
 
Уныние – прямое следствие праздности. Если ты не знаешь, к чему приложить силы, все валится из рук. Уныние – состояние какого-то безнадежия, когда мир окрашивается в серо-бело-черные тона. Нет ничего хуже уныния. Поэтому я посоветовал бы нашей молодежи больше действия. Уныние нападает за тех, кто денно-нощно находится за компьютером. Обездвиженность – и свет не мил, и хлеб не сладок. Наша христианская позиция совсем иная – бодрость, деятельность, целеустремленность, жизненная активность. Без этого просто невозможно. 
 
Любоначалие – желание властвовать, обладать людьми, поставлять их в зависимость от самого себя. Этакая хлестаковщина, когда собственное «я» раздувается, как мыльный пузырь. Когда ты изображаешь собой нечто, чем в действительности не являешься. Так называемый имидж, а на самом деле фантазия, химера. Любоначалие – мерзкая страстишка, ведь каждый человек – немножко Хлестаков. И чем меньше его должность, тем больше он «гнобит» окружающих, людей, находящихся от него в какой-то зависимости. 
 
Напротив, Бог смиренным, кротким дает благодать. «Кто хочет из вас быть большим, да будет всем слугою» - слова Священного Писания не слишком понятны в наш амбициозный век с его пресловутым лидерством. 
 
Празднословие. Почему вдруг оно появилось в конце этого короткого списка. Мне кажется, слово – это та лакмусовая бумажка, посредством которой мы угадываем, что прячется в человеческой душе. Скажи мне два-три слова, и я тотчас пойму, что у тебя за пазухой. Вот почему внимательное ухо наших телезрителей тотчас понимает, что сокрыто внутри собеседника. И гордыньку не утаишь, и уныние сообщает какую-то вязкость, монотонность, конечно, в мимике и жестах. 
 
Не дай, Господи, мне заразиться этими страстями праздности, уныния, любоначалия и празднословия. 
 
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне. 
 
Представим, что человек покаялся, что он изменял своей жене. Простит его Господь? Несомненно, если отрежет раз и навсегда. Но душок блудный останется, и не так просто очистить сосуд с затхлой пищей. Можно выбить смердящие остатки, но чтобы из него не пахло дурно, надо долго промывать его водой. Вот почему Церковь полагает достаточно длительную епитимью человеку, который решил изменить свою жизнь с минуса на плюс и стать верным семьянином, перестав порочить жену своим безобразным поведением. 
 
Дух целомудрия, на мой взгляд, это лилия, которая сегодня редко благоухает на улицах Москвы, а тем паче Парижа. Но научиться отгонять от себя назойливые, как жирные навозные мухи, помыслы и мечтания крестом и призыванием Иисуса Христа: «Господи, Иисусе Христе, очисти мое больное воображение. Господи, научи меня целомудренно смотреть на лиц другого пола». «Господи, научи меня видеть первозданную красоту этого мира, не разжигаться в душе недостойными мечтаниями». Много пота, труда, крови, слез придется пролить, прежде чем научиться целомудрию, то есть сохранению своего сердца в богоприятной чистоте. Это и есть главная цель образования и воспитания у нас в России. К сожалению, в Министерстве образования на этот счет можно услышать и диаметрально противоположную мысль. Молимся, чтобы Господь низвел небесную росу в наше сердце. 
 
Смиренномудрие. Будем отличать его от «смиренномордия», антураж, внешность еще ничего не говорит. Смиренномудрие, мне кажется, заключается в том, чтобы мыслить о себе скромно. Не раздуваться в собственном воображении от мнимой самодостаточности, уникальности, незаменимости. Самодовольство, удовлетворенность – начало застоя. Смиренномудрие – критическое отношение к самому себе, умение со стороны оценивать свои поступки, отдавая преимущество ближним, а среди них всегда найдется немало людей талантливее, креативнее и совершеннее в тех областях, которые мы почитаем своим призванием. 
 
Терпение. Можно ли без него обустроить свой дом и сохранять мирное расположение в кругу домочадцев? Чуть что не по нам ропщем, унываем, метемся, осуждаем. «Претерпевший до конца, спасен будет». Терпение и труд все перетрут. 
 
Любовь – венец всему. Тот, кто имеет человеколюбие, видит образ Божий в каждом, пусть самом опустившемся человеке и готов послужить ему не делом, так словом, не словом, так молитвой. 
 
Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего. Может быть, еще не всем по силам насаждать в своей душе семена целомудрия, смиренномудрия, любви, но не осуждать соседа можешь. Прекратить переливать из пустого в порожнее, осечь, когда при тебе кого-то пересуживают, сказав «Давайте, друзья, выберем другую тему». Ведь неосуждение – уже половина спасения, почему, как мне кажется, преподобный Ефрем Сирин, увидев, что не всем по силам первые два задания, дает третье: не осуждай и не будешь осужден. "

Протоиерей Артемий Владимиров.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...