Анна Я 33 Posted March 31, 2011 Хоршо а вот если другой случай.Моя дочь мне говорит сейчас мама купи мне билеты в театр оперы и балета.Я ей говорю что сейчас пост тем более собираетесь идти в субботу вечером нельзя ведь.А она в ответ говорит что не будет причащаться в следующий раз если не возьму.Так как жизнь проходит а тут подвернулся человек который тоже хочет сходить вместе с ней,что большая редкость. И если я буду терпеть и смиряться разве бедет толк?я думаю нет.Мы получается потворствуем им.Может я не права? Мою тоже соблазняли недавно Мьюзиклом. Я сказала, что сейчас пост, но если Батюшка разрешит, конечно сходи . Она подумала, подумала , представила , как она об этом у батюшки будет спрашивать и сама передумала... Share this post Link to post
Гость 1058 Posted March 31, 2011 Вот терпением и кротостью матери может и выйдет из нее эгоизм и самолюбие ... Вот здесь палка о двух концах......с одной стороны вы правы, с другой стороны, со стороны реальной жизни, если трепение и кротость не исходят из того благодатного мира, стяжав который, можно спасти вокруг себя тысячи людей по Св. Серафиму Саровскому, то такие терпение и кротость могут привести к тому, что над человеком просто начинают издеваться и тот кто издевается попросту начинает звереть и становится ещё хуже. Кто может сказать о себе, что они обладают благодатными терпением и кротостью, которые могут изменить окружающих людей? В наши дни найдется очень мало и то возможно всего лишь в монастырях. Здесь нужно рассуждение, иногда хорошо и замечание сделать, не обидное, но в тоже время дающее возможность человеку посмотреть на себя со стороны. Ещё аргумент в пользу замечания...люди были незнакомые, личной заинтересованности не было, стало просто по-человечески жалко женщину-мать. Еще деталь, само по себе терпение и кротость без веры в Бога не делает человеку чести и не приносит тех плодов, какие должны быть когда человек терпит и смиряется ради Бога...любые добродетели теряют смысл если они вне христианских целей....это так мои думки Так то оно так, но как-то нехорошо взрослых ,хоть и молодых людей воспитывать а почему нет? никогда не будет лишним "поучить" действительно хорошим вещам в каком бы возрасте человек ни был, нужно просто уметь это делать..кто-то умеет, кто-то нет... Share this post Link to post
fezalis 66 Posted March 31, 2011 Хоршо а вот если другой случай.Моя дочь мне говорит сейчас мама купи мне билеты в театр оперы и балета.Я ей говорю что сейчас пост тем более собираетесь идти в субботу вечером нельзя ведь.А она в ответ говорит что не будет причащаться в следующий раз если не возьму.Так как жизнь проходит а тут подвернулся человек который тоже хочет сходить вместе с ней,что большая редкость. И если я буду терпеть и смиряться разве будет толк?я думаю нет.Мы получается потворствуем им.Может я не права? Маргарита, я бы отпустила свою дочь в театр ...А сама бы молилась в это время и плакала ... о своих грехах - ведь это мое упущение Главное себе не потворствовать... Share this post Link to post
Romashka 1250 Posted March 31, 2011 Хоршо а вот если другой случай.Моя дочь мне говорит сейчас мама купи мне билеты в театр оперы и балета.Я ей говорю что сейчас пост тем более собираетесь идти в субботу вечером нельзя ведь.... Трудно сказатЬ...в прошлом году-первый класс,у нас в школе в пост был бал-маскарад.Все малЬчики были рыцарями-любимая тема у моих детей.Я не пустила...это было моё решение,он доброволЬно отрёкся от детских праздников,но всё же решение было моим...над ним надсмеивалисЬ,потом мучали рассказами,о том,что он пропустил...после был денЬ рождения друга в пост,и я уже позволила пойти,с условием не веселится до коликов в животе.Когда я пришла за ним-все носилисЬ,один мой печалЬно созерцал на всё веселЬе... Это моё решение было. Можно назватЬ его маленЬким воином Христовым,-пострадал!Так ему и было обЬяснено.Но!...Сейчас я бы отдала решение ему,предупредив ,как Анна, о последствиях. Просто..я лично,сколЬко раз падала,прежде давав обеты.СколЬко раз я,зная о последствиях,всё равно осуждала,лукавила,гневиласЬ...!!Я сожалела о содеянном!Никто другой,кто мог бы меня присечЬ,но я сама!...ПустЬ лутше ребёнок пройдёт это сожаление,чем ропот,внутреннюю обиду и даже ненавистЬ на родителей.А после,так вообще в уныние впадёт. ЕстЬ ещё послабление для детей.Если,действителЬно,имеет место бытЬ разовая встреча,которую дитя ждёт-не дождётся,то я пустила бы,взях грех на себя.Благословила бы и отпустила. Вот пример.У нас недавно был концерт Светланы Копыловой.Отец наш настоятелЬ всех благословил,несмотря на то,что к нему побаиваются на исповедЬ идти многие,так строг бывает .Отпустил,так как знал,что к нам она,возможно,не приедет уже болЬше.Дабы не зауныли... Share this post Link to post
fezalis 66 Posted March 31, 2011 Вот здесь палка о двух концах......с одной стороны вы правы, с другой стороны, со стороны реальной жизни, если трепение и кротость не исходят из того благодатного мира, стяжав который, можно спасти вокруг себя тысячи людей по Св. Серафиму Саровскому, то такие терпение и кротость могут привести к тому, что над человеком просто начинают издеваться и тот кто издевается попросту начинает звереть и становится ещё хуже. Кто может сказать о себе, что они обладают благодатными терпением и кротостью, которые могут изменить окружающих людей? В наши дни найдется очень мало и то возможно всего лишь в монастырях. Здесь нужно рассуждение, иногда хорошо и замечание сделать, не обидное, но в тоже время дающее возможность человеку посмотреть на себя со стороны. Ещё аргумент в пользу замечания...люди были незнакомые, личной заинтересованности не было, стало просто по-человечески жалко женщину-мать. Еще деталь, само по себе терпение и кротость без веры в Бога не делает человеку чести и не приносит тех плодов, какие должны быть когда человек терпит и смиряется ради Бога...любые добродетели теряют смысл если они вне христианских целей....это так мои думки Смирение и кротость - категории безусловные..Они не меняют своей сути в зависимости от обстоятельств ! И на сколько кому звереть - решает Господь ... Конечно, иногда можно и замечание сделать ,когда личной заинтересованности нет ...А когда она есть , вот и задумаешься - стоит ли говорить,если не уверена , что именно твое слово подействует правильно ? Может быть твое воздержание и внутреннее переживание вместе с кротостью матери быстрее дойдут до Господа и возымеют большую силу ? Share this post Link to post
Гость 1058 Posted March 31, 2011 Смирение и кротость - категории безусловные..Они не меняют своей сути в зависимости от обстоятельств ! И на сколько кому звереть - решает Господь ... Конечно, иногда можно и замечание сделать ,когда личной заинтересованности нет ...А когда она есть , вот и задумаешься - стоит ли говорить,если не уверена , что именно твое слово подействует правильно ? Может быть твое воздержание и внутреннее переживание вместе с кротостью матери быстрее дойдут до Господа и возымеют большую силу ? может быть..не знаю, наверное у каждого свой опыт..в жизни своей ещё не видела по-настоящему кротких и смиренных людей, а уж тем более действие кротости - это вообще заоблачные дали...у каждого свой жизненный опыт, нет одного решения для всех ситуаций, по-видимому нужно рассуждение везде и во всем... Share this post Link to post
fezalis 66 Posted March 31, 2011 ...у каждого свой жизненный опыт, нет одного решения для всех ситуаций, по-видимому нужно рассуждение везде и во всем... Конечно , каждый решает сам как поступить ...Просто хорошо , когда есть выбор , и возможность задуматься, а не действовать по первому же движению души ... Share this post Link to post
Olqa 13238 Posted April 1, 2011 Я своим дочерям ничего не навязываю (теперь уже, когда взрослые, и я пожинаю плоды своих трудов). Я не знаю, как правильно. На днях прочитала, а потом уяснила и постаралась, насколько можно, помнить, что в любой ситуации житейской самое главное сохранять мир души. Чтобы никто не смутился, не раскричался, сама чтоб не впала в уныние, обиду... Ну вообщем понятно. Как же этого добиться? Промолчать ( читала проповеди священника, дальше у него совет такой: промолчали, а в голове продолжаете спорить, значит читаем Иисусову молитву, пока не прекратится спор в голове). В детстве я им часто могла так сказать:"Вот сегодня мы проснулись - и вы, и я, и это новый день в нашей жизни - и в вашей, и в моей.Я его, этот день, проживаю вместе с вами первый и единственный раз в жизни. Как правильно поступить - я не всегда знаю. Со дня вашего рождения каждый день в моей жизни новый и единственный. Но я знаю только одно - правильно или нет я поступаю, даже если вам больно и плохо, я думаю только о том, чтобы вам было хорошо, чтобы вы уцелели, чтобы сохранились. В меру того, как я себе это представляю. Мне казалось, они начинали что-то понимать. Всякое было. Старшая в Страстную пятницу заехала с приятелем перекусить куда-то там, на обратной дороге попали в аварию. Синяки огромные были, машина на списание. Разве я так могла бы вразумить? Хотя повторяла и повторяла - Великий пост, смотрите, постарайтесь потерпеть! А она, оказывается, все равно забыла. Вот такие плоды моих трудов. Все вложила, но только так, как сама смогла. Теперь вот и остается только плакать в душе о них, на Господа уповая. И молится. Ну, а помоложе когда была - это да, советами закидаю, кого хочешь. Знаю, не знаю, но все равно закидаю. Хотя может не от возраста это, а от отсутствия страха Божия. Это же смелость надо великую иметь, чтобы вмешаться не в свои дела, даже если цели благие (как нам кажется). Т.к. очень часто найдется человек такой, который всю мою уверенность и самоуверенность с ног на голову поставит легко. Share this post Link to post
Tampy 3135 Posted April 1, 2011 Хорошо а вот если другой случай.Моя дочь мне говорит сейчас мама купи мне билеты в театр оперы и балета.Я ей говорю что сейчас пост тем более собираетесь идти в субботу вечером нельзя ведь.А она в ответ говорит что не будет причащаться в следующий раз если не возьму.Так как жизнь проходит а тут подвернулся человек который тоже хочет сходить вместе с ней,что большая редкость. И если я буду терпеть и смиряться разве будет толк?я думаю нет.Мы получается потворствуем им.Может я не права? Сложно ответить, я думаю, что человек просто сам должен к этому придти, сам осознать что же все-таки такое Пост, и наверное здесь ни в коем случае не нужно только давить или ставить ультиматум, да и не будет ли потом такое Причастие "в страх или осуждение", когда человек не то чтобы хочет или желает Причаститься, а просто потому что обязан или обещал кому-то. Ну и все же в театр - это не на какой-нибудь рок-фестиваль или еще что-нибудь подобное Share this post Link to post
sasha 3426 Posted April 1, 2011 Я не знаю, как правильно. На днях прочитала, а потом уяснила и постаралась, насколько можно, помнить, что в любой ситуации житейской самое главное сохранять мир души. Чтобы никто не смутился, не раскричался, сама чтоб не впала в уныние, обиду... Ну вообщем понятно. Как же этого добиться? Промолчать ( читала проповеди священника, дальше у него совет такой: промолчали, а в голове продолжаете спорить, значит читаем Иисусову молитву, пока не прекратится спор в голове). В детстве я им часто могла так сказать:"Вот сегодня мы проснулись - и вы, и я, и это новый день в нашей жизни - и в вашей, и в моей.Я его, этот день, проживаю вместе с вами первый и единственный раз в жизни. Как правильно поступить - я не всегда знаю. Со дня вашего рождения каждый день в моей жизни новый и единственный. какой искренний и открытый комментарий осмелюсь высказаться - то что делается ИСКРЕННЕ мамой очень ценно и запоминается навсегда... и в один период жизни может и не восприниматься ... а в другие (большинство) - может быть и предметом особой гордости, что у тебя такая мама (хотя ей прямо об этом может никто и не скажет ) + серьезной опорой в жизни (может и не четко осознаваемой) мама- это мама настоящая скорбь - это когда болеешь или родных нет... а скорби ... есть такое высказывание be positive, stay focused - в смысле нао любое жизненное событие воспринимать как движущий вперед момент... попалось как-то интервью Ивана Дыховичного (он давал его когда знал что от рака умрет) и его спрашивали ЧТО он может сказать людям по другую сторону черты и он сказал: Соколова Был такой американский профессор Рэнди Пауш. Недавно он умер от рака поджелудочной железы. Перед смертью этот красивый, успешный человек – воплощение американской мечты – прочел «последнюю лекцию». Запись стала невероятно популярной и посмертно принесла профессору несколько миллионов долларов. Если бы вы читали такую лекцию, что бы сказали вы? Дыховичный Принимайте жизнь такой, какая она есть. Любите и цените ее. И жизнь вам ответит. Не сразу. Но мне кажется, это единственный способ. Бывают страшные обиды на жизнь. Я столько раз обижался! Но знаете, что запоминается? Самые трагичные вещи. Даже в путешествии вспоминается то, как вы опоздали на поезд, а не то, как прекрасно вы на нем ехали. Понимаете? Вы запоминаете тех людей, кто не ответил вам взаимностью. Это самые важные для вас люди в жизни. Нужно помнить и тех, кто ответил взаимностью и любил вас, а вы тогда это не ценили. Минуты счастья. Они нам достаточны. Вот такой простой способ жизни, он самый достойный. И вообще, как бы сказать про жизнь? Есть одна фраза. Мне женщина одна в деревне сказала. Я упал, и мне было очень больно. Она сказала: «Если больно – значит жив». вот... Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 1, 2011 (edited) Я своим дочерям ничего не навязываю (теперь уже, когда взрослые, и я пожинаю плоды своих трудов). Я не знаю, как правильно. На днях прочитала, а потом уяснила и постаралась, насколько можно, помнить, что в любой ситуации житейской самое главное сохранять мир души. Чтобы никто не смутился, не раскричался, сама чтоб не впала в уныние, обиду... Ну вообщем понятно. Как же этого добиться? Промолчать ( читала проповеди священника, дальше у него совет такой: промолчали, а в голове продолжаете ..... Вы мне просто открыли глаза! Благодарю! Иногда бывают такие ситуации , когда нет выбора вмешаться или нет, согрешить или нет, тогда уж ничего с этим не поделаешь. А если есть выбор поучить кого-то или смириться, конечно лучше смириться. Теперь я это понимаю. Хотя женщина не обиделась... Когда она виновато сказала : -"Деловая , да ?" ,Я ей ответила : -"Балуете наверно?", а она удивилась - "Что заметно?", Да, говорю заметно. Она рассказала , что дочка в детстве очень сильно упала и невропатолог сказал, что ей нельзя нервничать, плакать и т.д. Вот и баловали , все вокруг суетились. А потом уже было все можно, но как-то ..." Потом разговор прервался, мне надо было идти ... И про детей тоже здорово, наверняка их это в жизни очень поддерживает и согревает... Edited April 1, 2011 by Watchdog -сокращение цитируемого сообщения Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 1, 2011 (edited) настоящая скорбь - это когда болеешь или родных нет... а скорби ... есть такое высказывание be positive, stay focused - в смысле нао любое жизненное событие воспринимать как движущий вперед момент... попалось как-то интервью Ивана Дыховичного (он давал его когда знал что от рака умрет) и его спрашивали ЧТО он может сказать людям по другую сторону черты и он сказал: ..... А у меня наоборот ничего плохого не запоминается... Как начну вспоминать, все только хорошее...Мне кажется это от человека зависит, оптимист он или пессимист . Я разговорилась с молодым мужчиной (28 лет), у него саркома, второй рецидив приковал его к инвалидному креслу. Он женат, есть одна лапочка- дочка, жена сопровождала его . Он рассказал, что был на Афоне в паломнической поездке. Так вот монахи, когда узнавали , что у него такая болезнь, ему завидовали белой завистью. Это удивило и поразило его, но теперь, пройдя через страдания, он понимает, что они правы... Мне кажется , что именно так мы должны переносить настоящие скорби.Парадокс в том, что мимо страшных испытаний мы не проходим, они , как огнем выжигают грехи, а в мелочах, как кажется на первый взгляд , грешим. А если бы не грешили в малом, глядишь и больших скорбей бы Господь не дал. Edited April 1, 2011 by Watchdog - пожалуйста, сокращайте цитируемые сообщения Share this post Link to post
Romashka 1250 Posted April 2, 2011 Я скажу про себя.У меня от скорбей менЬше грехов не становится...к сожалению.Даже наоборот,я бы сказала,испытания твёрдости веры.Благо,если до ропота не дойду,какое уж там благодарение за низпосланные скорби... Это уж по малодушности,когда скорби заканчиваются,тогда -уффф!понятно,что пострадала и помолиласЬ погорячее... А вот осознание,что без Божией помощи я ничего сделатЬ не могу-постоянное,острое.В скорби совершенно другой ,я рискну сказатЬ на свой грех,духовный уровенЬ...(если без силЬных скорбей на шаг назад стоишЬ,если не на 10,то в скорбях хотЬ ма месте топчишся ). Share this post Link to post
ин. Василисса 3761 Posted April 5, 2011 "очищают" ли скорби человека от совершенных грехов? или Бог должен даровать прощение, и как следствие, очищение от грехов, а скорби всего лишь инструмент, приводящий к покаянию...или все-таки, пострадав здесь, человек очищается "автоматически" и ему не нужно покаяние Мне кажется, свт. Игнатий Брянчанинов очень хорошо о скорбях сказал: "Несущие бремя скорбей должны нести его со смирением, с покорностью Богу, ведая, что оно возложено на них Богом. Если они грешны, то скорби служат воздаянием во времени за грехи их. За сознание своей греховности, за благодушное терпение скорби они избавляются воздаяния в вечности. Если они невинны, то посланная или попущенная скорбь, как постигшая их по мановению Божию, с всеблагою божественною целью, приготовляет им особенные блаженство и славу в вечности. Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби, лишает спасения, подвергает вечной муке." Share this post Link to post
fezalis 66 Posted April 5, 2011 О, верь! Сторицею с годами Вознаградится этот труд... Не все ль, кто сеяли слезами, Святою радостью пожнут?! Вопрос о скорбях ,конечно, очень многогранный ... Вот ,например, одна из его сторон - как правильно себя вести , когда знаешь, что если потерпишь, то обязательно будет обещанная награда ? Постоянно помнить о том , что мне в вечной жизни будет хорошо ? Тогда какие-то " коммерческие" отношения получаются с Богом ... Если мы копим сокровища здесь , мы их охраняем от воров , получается, что небесные сокровища тоже надо охранять ... наверное мыслью , что мы " рабы неключимы есмы " и сделали только то, что должны были сделать ( например терпеть) , что свои у нас только грехи , а все хорошее - от Бога ... Тогда за что же награда обещается ? За то , что я одной мыслью знаю, что я " червь" , а другая подсказывает - ничего-ничего ... все равно в вечной жизни будешь со святыми ? Очень бы хотелось узнать мнения форумчан по этому поводу ...и прояснить свои недоумения ... Share this post Link to post
Guest Некто Posted April 5, 2011 Простите, что дерзаю предложить свое мнение. Скорби приходящие в нашу жизнь-это всегда промысел Бога о нашем спасении.Бог, будучи Любовью, постоянно заботится о нашей пользе, именно о пользе, а не о том, чтобы просто по мирски было хорошо или удобно.Промышляя ежемгновенно о этой духовной пользе Бог изъявляет Свою волю о нашем спасении, но т.к. не нарушает нашей свободы всегда предоставляет выбор. Если человек внимателен к промыслу Божию и принимает Его волю, то Господь продолжает предлгать дальнейший выбор, с учетом этого добровольного приятия. Если человек не принимает предложение Бога о его, человека духовной пользе, Бог не оставляет человека, но продолжает предлагать ему путь с учетом предшедствующего отказа. Иначе говоря, если мы не принимаем воли Божией, то автоматически попадаем в сферу Божественного попущения,т.е.промысла Божия о нас с учетом нашего добровольного отказа от Его воли. Скорби-это поледствие наших грехов, как результат отпадения от Бога и отказа от Его о нас промысла и препятствие для совершения грехов и не приятия воли Бога, как вразумительное, назидательное, лекарство не нарушающее нашей свободы. Share this post Link to post
Блик 155 Posted April 5, 2011 Тогда за что же награда обещается ? За то , что я одной мыслью знаю, что я " червь" , а другая подсказывает - ничего-ничего ... все равно в вечной жизни будешь со святыми ? Очень бы хотелось узнать мнения форумчан по этому поводу ...и прояснить свои недоумения ... Главное понять суть скорбей.... У одного инока старец заметил утончённую гордость. И благословил его на лечение, стоять у монастырских ворот и каждому проходящему делать земной поклон, и говорить: "Помолитесь о мне, я бесноватый!" Как ему было трудно, скорбно, как стыдно! Однако через года1,5 послушник почувствовал такой мир в душе, такую радость, что всячески отказывался от повышения и вскоре был взят на Небо. Вот, если бы мы с таким усилием, послушанием, ревностью боролись со страстями, то у нас скорбей и болезней было бы намного меньше. Грех проникает в тончайшие фибры наших душ. Его обличает сначала совесть, затем ближние, а уж потом приходят скорби и болезни (как огонь для очищения золота и серебра). Один инок так внимательно следил за совестью, что вообще не знал никаких скорбей. И дело здесь не в уме, а в сердечном расположении и послушливости к наставнику. Сейчас у нас нет решимости так жить, вот и болеем, и скорбим. Сами виноваты! Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 5, 2011 Главное понять суть скорбей.... Бог есть ЛЮБОВЬ ! Нельзя понять суть скорбей, если Вы не прозорливец... Вот рождается младенец, мать его любит всеми фибрами своей души .Она должна отрезать пуповину ? Должна обмыть его и завернуть? - Должна. Младенцу плохо и больно , он плачет. Можно ему объяснить для чего мать причиняет ему боль? Так жестоко мучает? Объяснить можно - но понять он не сможет.Он не готов. Когда он повзрослеет, будет благодарен матери за то,что она все это сделала. Поэтому нужно искать скорбей и переносить их с благодарностью, это Господь нас готовит к будущей жизни. А мы как несмышленые младенцы плачем и сопротивляемся... Share this post Link to post
Блик 155 Posted April 6, 2011 Совершенно согласен с Вами, Анна! Вы прекрасно дополнили эту тему. Ваши слова пропитаны любовью и милосердием, что во мне так не хватает. Только скорбей ненужно искать. "Когда виним себя, то скорби избавляемся, а если виним других, то умножаются и продолжаются..." (Преподобный Макарий Оптинский). "Слава Тебе Боже наш, за посланную скорбь, достойно по делам моим приемлю. Помяни меня во Царствие Твоем!" "Свт. Игнатий). Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted November 29, 2012 Трудные круги http://www.pravoslavie.ru/put/57544.htm Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1924 Posted February 4, 2013 Архимандрит Иоанн Крестьянкин "Мы пришли ныне почтить Царицу Небесную, мы поспешили сегодня под Покров Радости всех скорбящих, и все мы пришли со своими скорбями, а их теперь несть числа. Здесь и наши болезни, и скорби о болезни близких наших. Здесь и неимоверная сердечная туга, грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные, и все мы, сюда пришедшие, находимся в ярме жизненных страданий. А теперь еще снова, как некогда, бурные волны вздымаются на саму основу жизни нашей — на Святую Церковь. И многие так часто, теряя надежду на Бога и Матерь Божию, дойдя до изнеможения, задают вопрос: «Почему, зачем она, эта бесконечно прискорбная жизнь, жизнь-страдание?» Рождается человек с воплем, в страданиях, и страдает всю жизнь, и умирает в страданиях. Вопрос этот совсем не праздный, ибо встает он пред всеми людьми, и ответ на него они получают из самой жизни и жизнью. И ответ зависит от одного существенного момента, а именно: «Како верует человек?» Люди, не просвещенные светом евангельского учения, испытав жизнь с ее превратностями и будто бы бессмыслицей чередования радостей и скорбей, начинают считать лучшим жребием на земле совсем не родиться и не видеть солнечного света, ибо для них жизнь — «дар случайный, дар напрасный». Тогда живи одним днем, ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем. И не так редки в безбожном мире случаи самовольного дерзкого прекращения своей жизни. Но блажен тот, кому свет Христова учения озаряет сгущающуюся тьму жизни, кого крепкая десница Божия ведет по неведомому пути и кого Покров Царицы Небесной укрывает надежнее всякой другой защиты. Ибо именно им открывает Господь великий смысл жизненных скорбей, которые, как лестница, ведут человека к духовному возрастанию, а с ним и к блаженству в Боге. Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались: «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог». Вот в чем наша надежда и крепость — в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все происходит или по Его воле, или по Его попущению. Все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям. Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает нашу жизнь. Бог же всегда желает, чтобы истина торжествовала. И Он повелел Церкви возвещать ее миру. И наше дело слышать голос Церкви — голос истины... Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время надо бежать нам в сердце свое: не оно ли причина туги — мое, восстающее на Промысел Божий сердце, требующее у Бога отчета, почему это происходит так, а не иначе. Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божии люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути." http://www.pravmir.ru/vsex-skorbyashhix-radost-zarya-utesheniya/ Share this post Link to post
Наталья... 7 Posted February 4, 2013 Трудные круги http://www.pravoslav...u/put/57544.htm Спаси Господи за статью, мне она, как раз необходима. Share this post Link to post
Катерина Тамбов 93 Posted February 5, 2013 Трудные круги http://www.pravoslav...u/put/57544.htm Спаси, Господи, Фатиния, очень хотела узнать ответ на мучающий меня вопрос! Share this post Link to post
sibiryak 5250 Posted April 20, 2013 Духовная польза скорбей О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений (1 Пет. 1: 6). Имея надежду на Царство Божие, радуйтесь, пусть и какое-то время, ведь вы знаете, что в этом мире и этой жизни не может быть непрерывного счастья, а, к сожалению, будет еще много скорбей, и потому апостол прямо говорит: «Хоть сейчас и поскорбите в различных искушениях». Почему же нам нужно скорбеть во многих искушениях? Неужели Бог радуется тому, что мы проходим через трудности и искушения? Горе нам, если мы так думаем, – ведь Бог не садист, чтобы радоваться нашим трудностям: Он трудностей нам не посылает и Он не желает, чтобы они у нас были. Для Бога неприемлемо содействовать злу, существующему в мире сем. Бог никогда не содействует злу, существующему в мире. Что же тогда происходит? Зло существует по причине свободы человека, вследствие факта нашего падения. Зло существует потому, что наш путь зачастую оказывается противоположным мудрости века сего, и мы поневоле бываем вынуждены испытывать скорбь в сердце своем. Во времена апостола Петра христиане были гонимы; его послания были написаны в I веке, при гонениях. В то время если кто-нибудь говорил, что он христианин, это означало конец его земной жизни. Апостол пишет: «Не бойтесь, имейте надежду на Божие наследство, которое хранится для нас на небесах и которым мы живы теперь; оно хранится для нас на небесах – радуйтесь в этой надежде, пусть мы недолго и поскорбим в различных искушениях», то есть не только когда нас преследуют идолопоклонники[1]. Слава Богу, сегодня у нас нет тех, кто исповедует поклонение идолам, по крайней мере в нашей стране, но идолопоклонство окружает нас, да и мы сами часто бываем идолопоклонниками, потому что поклоняемся собственным страстям. Мы поклоняемся материальному, вещам, и когда в какой-то момент лишаемся их, то чувствуем себя так плохо, что можем даже заплакать. Мы чувствуем себя плохо, когда позволяем себе сделать что-то, зная, что от этого не будет пользы. Мы плохо себя чувствуем даже тогда, когда слышим нелестные слова и насмешки в свой адрес из-за своей веры, из-за того, что веруем и хотим веровать в Бога. Хорошо, мы с вами – взрослые люди, и если кто-нибудь скажет слово против нас, то не беда. Однако все равно ты удивляешься (а мы все это пережили тоже, когда были студентами), увидев, как дети и подростки с присущим им юношеским буйством и незрелостью смеются и издеваются над детьми, остающимися верными Богу, – и причем не по злобе, а просто так: «У-у, ты будешь попом! Ты будешь монашкой! Монахом!» И много чего еще. И ребенок несет бремя этих слов. Или же – стоит только произойти чему-нибудь в Церкви, как сразу, куда ни пойдешь, так, лишь завидят нас, и начинают: «А! Вот они! Ну, пожалуйте сюда, вы, которые…» И мы, прижатые к стенке, вынуждены защищаться, оправдываться из-за чего-то, случившегося в церковной среде. А что оно такое есть? Человеческое несовершенство. Кто говорил когда-нибудь, что Церковь обещала совершенство этому миру? Все мы боремся со своим собственным несовершенством. Разве где-нибудь существует совершенство? Если существует, то пусть скажут где, чтобы и нам пойти туда и обрести его. И если даже среди учеников Христовых его не было, то неужто оно будет в этом мире? Церковь – это не совокупность людей непогрешимых и безгрешных, а таких людей, которые подвизаются и каются, которые познают покаяние, могут бороться и не бросают борьбу, что бы ни случилось. Человек может иметь много страстей и недостатков, но, тем не менее, ты не знаешь, как судит Бог об этом человеке. Мы очень часто своими глазами видели, что оценка Бога полностью отлична от человеческой. Итак, зачем нам нужно скорбеть в различных искушениях? Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1: 7). Из всего этого злоключения выходит нечто очень важное – испытание веры. Под испытанием я подразумеваю не то, будто Бог испытывает нас. Если пойти и сказать тому, кто сгорает в огне скорбей и искушений: – Знаешь, это Бог испытывает тебя! – он ответит тебе: – Ну уж, извините! Это что же? Бог играет с нами? Чего Ему меня испытывать?! Что Ему в этом испытании меня? – Но Бог испытывает тебя. – Зачем? Бог что, не знает, верен ли я? Обязательно нужно раздавить меня, чтобы увидеть, верен ли я? То есть выходит, будто Бог говорит: «А ну-ка посмотрим, вот этот вот верит в Меня? Прижму-ка Я его чуток!» Вот именно это делаем мы, не зная сердца другого, тогда как Бог знает наше сердце! Он знает, верим мы в Него или не верим. Что же это за испытание тогда? Почему оно называется так? Это испытание не означает испытания в том смысле, который мы обычно в это слово вкладываем, – то есть испробовать, чтобы сделать вывод о том, что происходит. Δόκιμος означает человека, который уже искушен и научен, то есть очень тверд. Испытание веры – это именно испытание твердости веры. Через искушения, через скорби, через трудности человек становится твердым, пускает глубокие корни, утверждается в вере и вынужден бывает окрепнуть, стать таким сильным, чтобы не согнуться, не упасть; сердце его становится как скала – чтобы он стал стойким. Поэтому скорби и испытания помогают нам, они не помогают Богу понять что-то. Бог не испытывает нужды в том, чтобы обогатить Свое ведение о нас; испытания помогают нам, и если человек духовно использует испытания, тогда действительно становится очень сильным. Происходит то, о чем говорит апостол: человек становится подобен золоту, которое искушается в огне: его расплавляют и бросают в огонь, чтобы оно стало чистым, чтобы отделилась грязь и осталось одно только чистое золото. То же самое и с человеком, который проходит через испытания и очищается от ржавчины, от страстей, имеющихся у него, и становится подобным золоту пред Христом в похвалу, славу и честь, когда Он явится. Именно в этом заключается тайна Церкви, и она для этого входит в нашу жизнь, а не для того, чтобы положить конец нашим скорбям. Церковь не прекращает скорбей и не избавляет от них и от испытаний, а показывает нам, как их обратить на пользу таким образом, чтобы то, что тяжко и мучительно, стало для нас благотворным и радостным. Чтобы яд стал лекарством, горькое – сладким и человек вышел из этого испытания с большой духовной пользой, до такой степени, что отцы говорят: если человек не пройдет через скорби, искушения и испытания, то он в сущности неискушен, он, как говорят в народе, словно недоваренная пища[2]. Не так ли? Возьми сырую пищу, положи ее в кастрюлю, добавь туда всех хороших приправ, какие в ней должны быть, но если ты начнешь жалеть ее и скажешь: «Нет, дороговато будет запекать ее, жалко ее ставить на огонь», – то что тогда будет с ней? Однажды на Святой Горе один старец – влах, румын – сказал: – Знайте, что человек – и монах, и всякий христианин – похож на хлеб. Если бы у хлеба был рот, то он, когда мы бросаем его в раскаленную печь, бедняга, начал бы вопить: «На помощь! Вытащите меня отсюда! Я сгорю!» Но ты, зная, что ему, чтобы стать съедобным, надо хорошо пропечься, стать приятным на вкус, говоришь ему: «Нет!» И сидишь там час, сидишь и стережешь его, а он протестует, кричит: «На помощь, пожалейте меня! Я сгорел!» Ничего. Стоишь себе у печи час, чтобы он пропекся, чтобы стал очень вкусным! И чем лучше пропечется хлеб, тем он вкуснее! Ведь так мы поступаем с едой, говоря: «Она должна хорошо провариться»? Святой Игнатий Богоносец, который жил в I веке и был учеником святого евангелиста Иоанна Богослова, – сохранились его письма, которые он послал в Рим, – говорил: «Я иду в Рим, чтобы мученически погибнуть!» Ему было уже за 100 лет. И поскольку ему дали знать, что христиане собираются подкупить палачей, чтобы те не бросали его львам, он сказал им: «И очень прошу вас: не платите денег, чтобы помешать львам съесть меня! Меня непременно должны съесть львы!» Тогда часто происходило нечто странное: львов выпускали в амфитеатр, но дикие звери не трогали христиан. Много раз на виду у всех они становились кроткими и не прикасались к христианам. А святой Игнатий сказал: «Даже если звери не съедят меня, я заставлю раздразнить их, пусть меня съедят. Потому что я как пшеница, которая должна быть смолота, чтобы стать хлебом – сладким хлебом, который сначала должен быть смолот в зубах зверей»[3]. Вы видите, что первые христиане знали, как относиться к трудностям, неуспехам, проблемам в жизни? Для нас сегодня, чада, это очень важно, потому что, к сожалению, все то воспитание, которое мы получаем дома, в школе и Церкви, – это сплошное, так сказать, эвдемоническое[4] воспитание. То есть нас учат тому, как жить благополучно, чтобы с нами все было хорошо, чтобы здоровье было в порядке, учеба продвигалась, так что, когда случается сбой в чем-нибудь, человек внутренне начинает изнывать и даже негодовать на Бога и спрашивает себя: «Ну почему? Почему Бог попускает мне страдать от всех этих зол?» Потому что мы не научились тому, что в этом мире Бог не обещал нам никакого благоденствия, а наоборот, показал нам путь и сказал: «Посмотри, в жизни у тебя будут разнообразные искушения, но в них имеется определенный смысл, определенная цель, и она служит тебе на пользу, чтобы ты пропекся, чтобы был возделан в этих искушениях, как земля, которую обрабатывают». И земле, фигурально выражаясь, тоже больно, когда ее пашут. Да, но если не будет вспахана, как она даст обильный плод? Итак, духовно обрати на пользу искушения и скорби. Если ты извлечешь пользу из какой бы то ни было трудности, тебе невозможно будет остаться без плода. Даже в браке, женившись, мы сталкиваемся с проблемами, трудностями, но если ты живешь, мечтая о безбурной жизни, словно в медовый месяц, то и не поймешь, что медовый месяц – это всего лишь месяц, и нет второго такого, нет полугодия, квартала или года… Длится ли медовый месяц хотя бы год? Или все же один месяц? Если вступишь в брак с этой мечтой, тогда столкнешься с исключительно многими трудностями. Потому что да, брак включает счастье, но он включает и труд – нелегко жить с другим человеком, поддерживать другого: надо пересиливать себя, тебе надо умереть, чтобы жил другой. А после этого нужно умереть вам обоим, чтобы жили ваши дети. Вот так-то. То есть вам надо обоим уморить себя, и после этого то, что у тебя есть и что ты произведешь, отдать своим детям. Это преодоление себя – великая вещь. Бедняга, он изнурил себя, работая многие годы подряд, по многу часов, на нескольких работах, а с легкостью отдает все своему ребенку. Это труд. Поэтому и брак тоже способ и путь спасения, как и монастырь. Однажды пришел ко мне один американец греческого происхождения, ученый, начитавшийся книг и возжелавший стать монахом. Нашел меня. Говорит, что прочел кое-какие книги и, поездив по некоторым местам и изучив несколько религий, решил остаться православным и стать монахом. А почему? – Потому что, – говорит, – я прочитал, что монахи – это ангелы и их жизнь называется ангельским житием. Я сказал ему: – Господин, это очень хорошая идея – стать ангелом! Ну, хорошо, монахи – это ангелы, так сказать, и применительно к ним действительно говорят об ангельском житии и ангельском чине, но мы же все-таки люди! Это хорошо – стать ангелами, сын мой, но не сразу! А пока стань сначала человеком! Сначала стань человеком, и тогда станешь ангелом. Ты не можешь уйти в монастырь и сказать: «Я ухожу в монастырь, чтобы стать ангелом!» Потому что очень скоро обнаружишь первым делом, что ты – диавол! Это самое болезненное. Самое болезненное в монастыре – не устранение от мира, от родителей и не принятие решения, что у тебя не будет семьи и прочего. Самое болезненное – это когда с тебя снимается покрывало, и ты видишь свое собственное зловоние. Когда видишь все свои страсти, когда ты, хороший человек, высоконравственный, святой, бывший примерным и добродетельным студентом, видишь, что в тебе имеется много страстей, много трудностей, – и не можешь вынести другого человека. Ты не можешь стерпеть того, что он дышит! Не терпишь его. Ты можешь возражать ему: «Как ты со мной разговариваешь? Да ты знаешь, кто я? Или кем был?» Но эти вещи в монастыре не проходят – ни кто ты такой, ни каким был, ничего. Здесь нет ничего этого. Надо научиться тому, что там ты будешь бороться. Ты вступаешь в борьбу, ты выходишь на поле брани, и не жди, что будешь проводить время в благоденствии, – ты дашь кровь, чтобы получить Дух, как говорят отцы[5]. То же самое и в браке. В браке ты отдашь свою кровь, то есть не отдашь ее – это в монашестве ты ее отдаешь, а в браке из тебя ее высасывают, ее выпьют из тебя через соломинку, другой возможности нет. И ты, естественно, с удовольствием отдашь свою кровь. Это не так-то легко. Так что держите в уме, что этот путь имеет определенный смысл, что надо научиться духовным образом обращать на пользу свои трудности там, где ты находишься. Как в браке, так и в монашестве, в Церкви. Ты вступаешь в Церковь, сталкиваешься с проблемами, затруднениями, ты должен нести крест Церкви на себе, должен нести крест другого человека, кто бы он ни был. Кто сказал тебе, что ты будешь заниматься ангельскими сферами? Ты будешь заниматься только человеческим миром, будешь бороться с этими вещами. Вот что ценно в Церкви. Чада, это ложь, это великая ложь – воображать себе, будто мы безупречны, как это представляют протестантские деноминации: «Ах, как замечательно!» Идешь туда, и тебя встречают улыбками во весь рот и все поют: «Ля-ля-ля». Вот такие вот вещи. Но разве человека изменят широкие улыбки, слова и песенки? Тут нужно бороться врукопашную с грехом, с самим собой прежде всего. И многие православные, несчастные, идут туда и впадают в заблуждение: «Я был там, там было так хорошо, вокруг были улыбающиеся люди, они такие учтивые, мы пели». А потом видишь каких-нибудь пожилых дам с длинным маникюром… которые, несчастные, не находят смысла в Церкви и говорят: «Но у нас певчие плохо поют, попы ходят бородатые, с длинными волосами, в черных рясах. Почему бы им не приукраситься немного?..» Слышишь просто какие-то безумные вещи. Этот человек не понял как следует и говорит: «Мы ходили в эту “церковь”, и там было хорошо. Пастор был учтив, он встретил нас в дверях, поздоровался со всеми, улыбнулся». Ну хорошо, это естественно, что он тебе улыбается, но суть вещей не в этом, ты людей не изменишь таким образом. Вы знаете, дети, как это страшно, когда имеет место лицемерие, иногда даже в семье? Идешь в какой-нибудь дом, выходит жена и обращается к мужу: «Господин Николау». Но, чадо мое, скажи ты ему: «Йорго», «Коста» или кто он там еще. Чтобы ты обращалась к мужу своему по фамилии? Или ребенок к отцу? Это напоминает мне некоторых моих студентов, когда я преподавал богословие, которые, бедняжки, состояли в каких-то религиозных движениях, и если были помолвлены, то, представляя нам свою невесту, говорили: «Это девица Николаиди!» Ну что это такое? В этом есть что-то нездоровое. Что это за слова, сын мой? Да назови ты ее имя! Что это с тобой? Лицемерие, мертвые формы. В любом случае. Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною (1 Пет. 1: 8). В ту эпоху были христиане, которые видели Христа, и были такие, которые никогда Его не видели. Апостол пишет вторым. Он сам видел Его и был с Ним. «Которого любите, не видев Его». Здесь я хочу немного остановиться и сказать вам, что в Церкви мы делаем именно это. И вы, если хотите обрести смысл в вашем искании Христа, должны понять одну важную вещь: в Церкви мы не формируем верных людей, вера – это одна из ступеней, но не совершенная. В Церкви мы формируем людей, которые не просто веруют во Христа (и когда я говорю «веруют», я подразумеваю, что они верят, что Бог существует), а формируем людей, которые любят Христа. Мы призваны возлюбить Христа, а не просто поверить в то, что Он существует. Это большая проблема христиан наших дней. Спросишь кого-нибудь, и он отвечает: — Я верю в Христа, конечно! Он не неверующий – «я верю в Христа». Он не любит Христа, потому что не хочет делать ничего ради Христа, он хочет просто верить в Него и чтобы другие не считали его неверующим; или же использует Его, когда Он ему нужен. Он говорит: – Ну конечно, вот посмотри: я, сколько раз Бог ни был нужен мне, молился Ему, и Он меня услышал! Бог – нечто такое, что мы используем. «Есть у меня какая-то нужда – я молюсь, и Он меня слышит! И, естественно, когда Он нуждается во мне, я Его тоже слышу! То есть хочет Он, например, чтобы я отметил какой-нибудь Его праздник, – я делаю это! Хочет, чтобы я раз в месяц ходил в храм, – иду! Хочет, чтобы я исполнял несколько элементарных заповедей, – я делаю это! У нас торговые отношения с Богом: я работаю на Него, Он работает на меня, и мы оба в порядке. Ни у Него нет больших нареканий, ни у меня больших претензий, и каждый из нас доволен. Но, однако, без того, чтобы я давал Ему много свободы: пусть знает Свою меру, пусть знает Свои границы! Бог должен знать, что Он не может многого просить у нас: без грубости, пусть просит нескольких вещей, которые мы можем сделать, а сверх того – ничего больше, потому что от этого что-нибудь может разладиться». И если кто-нибудь обманется и сделает что-нибудь сверх того, тогда начинаются проблемы. Большие проблемы. И признаюсь вам, что самые большие проблемы, которые у нас имеются в церковной среде, исходят от этих людей, от этого типа так называемых религиозных людей, для которых Бог – это религия, то есть определенный религиозный факт. Христос для них – не Откровение. Они не любят Христа. Почему? Потому что для них Христос – это идеология, религия, совокупность идей исключительно хороших и великолепных, золотых – но никто никогда не может любить голую идею. И никто не так слабоумен, чтобы жертвовать своей жизнью ради одной идеи. И любят не только идею. Есть ли среди вас такой, кто может жениться только ради идеи? Не можешь ты жениться ради одной идеи. Ты женишься на другом человеке, другой личности, потому что у тебя есть конкретные отношения с этой личностью. В Церкви никогда нет какой-то идеи, Церковь против всякой идеологии, против всякой философии, всякого умозрения – это то, что мы должны усвоить себе очень хорошо, потому что, к сожалению, это сильно проявлялось в религиозных учениях даже в нашей стране. Для нас Бог был долгом, морализмом, обязанностью. Мы не научились тому, что для нас Бог – это возлюбленная Личность, и человек влюблен в Бога, он любит Христа, и любит сильно, он любит Его так сильно, что никакая другая любовь не может устоять перед любовью ко Христу, даже любовь к нашему «я». Это любовь, через которую Христос призывает нас превозмочь всякую другую любовь. Вы видите, что Он говорит? «Внимайте хорошенько, – говорит Христос, – кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Христос приходит и говорит тебе: «Если ты любишь отца или мать больше, чем Меня, ты недостоин Меня. Если ты любишь жизнь свою больше Меня, ты недостоин». Почему? Чтобы показать, что никто не ненавидит своих родителей, мы бескрайне любим их, но в этой любви есть определенная иерархия, и любовь к Богу – это пламя, это огонь, она, когда вспыхнет в сердце человека, распространяется на всех. Ты не можешь ненавидеть никого, если любишь Христа, но не можешь и ради любви к другому погасить любовь к Богу. Иногда мы действительно находимся в большом затруднении. Мученики, чада, часто оказывались в таких трудностях. Вот мы праздновали память святого Каллиопия[6]. Это был 15-летний мученик. Язычники схватили его и спросили, христианин ли он, и он ответил утвердительно. Решили убить его. Его мать была там. Решили распять его на кресте. В Страстную пятницу распяли его на кресте, не зная, что была Страстная пятница. Его мать стояла под крестом, и пошла она туда, чтобы ребенок ее не поколебался и не отрекся от Христа. Подумайте только, какую иерархию любви имела она в душе. То же и со святыми 40 мучениками и матерью самого младшего из них, Мелитона. Когда их вытащили из замерзшего озера в Севастии и все оказались мертвы, сын ее был жив. 39 тел мучеников погружены были на телегу, и их повезли в некое место поблизости, чтобы сжечь там. Мать пошла, как написано, и, увидев, что дитя ее еще живо и идолопоклонники не взяли его вместе со всеми, взвалила его себе на плечи и поспешила за телегой, чтобы успеть положить его со всеми и чтобы он не лишился мученического венца. Святая Перпетуя была 20-летней молодой женщиной, она только что родила. Она была дочерью синклитика, то есть министра, и когда ее бросили в темницу и не могли заставить изменить своей вере, муж ее пришел, взял ребенка и сказал: – Пожалей своего ребенка. Что будет с ним, кто будет кормить его, кто вырастит? И не отдавали ей ребенка, чтобы сломить ее дух. То есть вы только подумайте, что это за борьба была, но вопреки всему мученики оставались непреклонными. У святого Иоанна Златоуста есть хорошее слово о Соломонии, у которой было семеро детей (святые братья Маккавеи)[7], всех их убили у нее на глазах. Одного бросили в кипящий котел, другого повесили, третьего обезглавили. Она была еврейка, говорила на еврейском и сказала им: – Смотрите не отрекитесь от своей веры! Останьтесь верны Богу и не бойтесь временного мучения, а имейте перед глазами Божию любовь! И мы ждем встречи со Христом, вы пройдете через мучение, и тогда мы встретимся со Христом, не бойтесь. И святой Иоанн Златоуст говорит ей похвалу: «Посмотри на мученицу. После этого она сама погибла мученически, умерев прежде семь раз мученически как мать, когда убивали ее детей. О, блаженна мать та, что превозмогла природу!» Самое сильное чувство на свете – это материнство. Кто может отрицать это? Даже у самой малой пташки есть материнское чувство. Ты идешь по своим делам, а мать малого птенца нападает на тебя. Вопреки всему, это самое сильное чувство отступает перед Божией любовью и придает смысл всему остальному. В конечном счете в Церкви то, что скрепляет мир и нас, – это не вера в какую-нибудь идею (мы не идеологи ни в коей мере, не философы, не мыслители, не люди абстрактного искусства), а конкретное отношение. В Церкви ты развиваешь конкретные отношения любви с личностью Иисуса Христа, то есть то, о чем святой апостол Петр говорит: «Вы, хотя и не видели Христа лично, любите Его!» Митрополит Лимассольский Афанасий Share this post Link to post