Гость 1058 Posted March 31, 2011 В параллельной ветке о скорбях зацепила вот эта интересная фраза: Смирение и кротость - категории безусловные.. Согласны ли вы с таким утверждением? Если да, то почему? Если нет, то почему? Share this post Link to post
Romashka 1250 Posted April 2, 2011 по сути всё нам дано от Господа....,но если судитЬ о том,каким человек родился-то конечно безусловные.Но естЬ примеры,когда человек меняется. Вчера мой ребёночек говорит,странно было бы ,если ты возила меня на машине,а не папа..Я говорю-отчегож странно?Странно,когда медведи на велосипедах в цирке катаются,а человеку,с Божией помощЬю,ничего нет странного... Может бытЬ и смирение бытЬ выработанным(условным рефлексом). Share this post Link to post
sasha 3426 Posted April 2, 2011 мысли вот какие: смирение и кростоть - свойства и расположение духа, особенности восприятия жизни ... категория - это что-то, объединяющее свойства (какие-то) - например, такое понятие как добродетель - это категория... то есть не совсем верно - по-смыслу - говорить что смирение и кротость это категории...что до безусловности - то по аналогии с безусловным рефлексом - сразу думается о чем-то врожденном ... смирение и кротость - "врожденные" качества для обычного человека? скорее нет... благоприобретенные - если повезет а тут еще в ветке о скорбях идет уточнение, что под безусловностью подразумевается - независимость их сути от обстоятельств вот умишко мой и изнемогает... наверное, так тоже нельзя сказать - особенность восприятия жизни зависит / не зависит от обстоятельств? по смыслу? цвет глаз - особенность? от каких обстоятельств зависит? для размышления были использованы следующие ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Смирение http://ru.wikipedia....кие_добродетели http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория http://ru.wiktionary.org/wiki/кротость Share this post Link to post
fezalis 66 Posted April 2, 2011 то есть не совсем верно - по-смыслу - говорить что смирение и кротость это категории...что до безусловности - то по аналогии с безусловным рефлексом - сразу думается о чем-то врожденном ... смирение и кротость - "врожденные" качества для обычного человека? скорее нет... благоприобретенные - если повезет А преподобный Иоанн Лествичник кротость определяет так: "Кротость есть такое состояние ума, когда он непоколебимым пребывает и в чести и в бесчестии. Кротость есть недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности... вместилище Духа Святаго, утверждение терпения, дверь и даже матерь любви, дерзновение в молитве, узда неистовству, подательница радости, подражание Христу... Кротость есть спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть". Когда я сказала " безусловные" в ответном сообщении на то , что... "если терпение и кротость не исходят из того благодатного мира , стяжав который можно спасти вокруг себя тысячи ,...." я имела ввиду , что кротость , если она есть , не обуславливается ничем , и действие ее одинаково в любых обстоятельствах ... Share this post Link to post
ketwa 6 Posted April 2, 2011 "..гордым Бог противится и только смиренным дает благодать " (ср.:Иак.4,6) "Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" ( Мф.11, 29) Господь предлагает нам научиться прежде всего кроткости и смирению сердца. Кроткость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших. Господь обещает стяжавшим кроткость то, что они наследуют землю! Сподоби и нас , Господи , прежде конца покаяться, принести тебе , как достойный плод покаяние, кроткое и смиренное сердце и получить духовное наследие в селениях праведных. Share this post Link to post
fezalis 66 Posted April 2, 2011 Моя ссылкаТы в жизни скорби и мучений Не избалован был судьбой. И много бед и огорчений Уже испытано тобой. Душою кроткой и смиренной В надежде, вере и любви Переносил ты неизменно Все-все страдания свои. Своим безропотным терпеньем Умел ты скорби побороть, Приемля все с благоговеньем, Что посылал тебе Господь. О, верь! Сторицею с годами Вознаградится этот труд... Не все ль, кто сеяли слезами, Святою радостью пожнут?! Share this post Link to post
sasha 3426 Posted April 3, 2011 Когда я сказала " безусловные" в ответном сообщении на то , что... "если терпение и кротость не исходят из того благодатного мира , стяжав который можно спасти вокруг себя тысячи ,...." я имела ввиду , что кротость , если она есть , не обуславливается ничем , и действие ее одинаково в любых обстоятельствах ... хорошо, но тогда думается безусловно кроток и смиренен - только Иисус Христос все остальные - живущие и плоть носящие - непокорны, дабы Одним Кротким спаслись (мысль не моя, но соглашусь с ней) Share this post Link to post
Guest fezalis Posted April 3, 2011 хорошо, но тогда думается безусловно кроток и смиренен - только Иисус Христос все остальные - живущие и плоть носящие - непокорны, дабы Одним Кротким спаслись (мысль не моя, но соглашусь с ней) Конечно трудно сказать про кого-нибудь из людей - абсолютно кроткий ...Но речь идет не о безусловной кротости как добродетели, присущей кому-нибудь из людей , а об абсолютности кротости как таковой : то есть она не меняет своей сути в зависимости от того , из чего она исходит -" из благодатного мира", или из какого другого ...Если она проявляется в тех или иных обстоятельствах, то действие ее всегда положительно .. Простите,ответила под своим прошлым именем,никак не могу войти под новым ... Share this post Link to post
Гость 1058 Posted April 3, 2011 Вы знаете, я не согласна с тем, что кротость - категория безусловная...кротость может быть человеческая и кротость может быть от Бога, как и любовь - есть человеческая, а есть Божия..если человек по природе кроткий - это не значит, что эта кротость от Бога..можно быть кротким, а такие дела тьмы творить..поэтому с категорией абсолютности я не согласна... Простите,ответила под своим прошлым именем, никак не могу войти под новым ... опять наверное что-то монтируют Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 Вы знаете, я не согласна с тем, что кротость - категория безусловная...кротость может быть человеческая и кротость может быть от Бога, как и любовь - есть человеческая, а есть Божия..если человек по природе кроткий - это не значит, что эта кротость от Бога..можно быть кротким, а такие дела тьмы творить..поэтому с категорией абсолютности я не согласна... опять наверное что-то монтируют Катюша, приведите пожалуйста пример кроткого и смиренного от природы человека, который творит или творил дела тьмы? Мне кажется , что кротость бывает врожденной, но поскольку этот дар описан в заповедях блаженства, он дается с рождением только избранным Богом людям, которые как правило посвящают всех себя служению Господу. Например Св. Николай, известно, что его Богоизбранность была заметна уже тогда, когда он находился в материнской утробе. Я знала одну девушку, которая с младенчества не ела мяса, родители очень переживали за нее, ходили по врачам... А один прозорливый батюшка сказал, чтобы они оставили дитя в покое, ее предназначение служить Господу. Она росла очень смиренной и кроткой , любила молитву и храм Божий и стала монахиней... Наверно поэтому в миру мало(я , честно говоря, вообще не знаю никого лично) по настоящему кротких людей. А как среди нас жить кроткому-то? Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 сразу думается о чем-то врожденном ... смирение и кротость - "врожденные" качества для обычного человека? скорее нет... благоприобретенные - если повезет Эх , хорошо бы повезло... Как детская мечта стать космонавтом... Share this post Link to post
Гость 1058 Posted April 3, 2011 Катюша, приведите пожалуйста пример кроткого и смиренного от природы человека, который творит или творил дела тьмы? я работала с одной женщиной, она была кротким и очень послушным человеком, она из Индии и её религия по-моеу была индуизм, хотя я могу ошибаться, но точно знаю, что одна из тех религий, которые практикуются в Индии.. она мне даже слоника привезла из Индии и подарила, а у них это видимо священные животные, как и коровы.. Share this post Link to post
sasha 3426 Posted April 3, 2011 Эх , хорошо бы повезло... Как детская мечта стать космонавтом... да не говорите и вот еще - про Ваш вопрос Катерине - в том то и дело что "безусловность" это уже Божие свойство... не нашенское... а то что мы воспринимает как кротость и смирение - могут и не быть таковыми (внутри сердца того человека) ... а мы не "сердце-ведцы" да и не" - видцы", и "на три метра вглубь" не зрим ... и вспоминая Лествицу ведь в самой высокой ступени попадать можно... а ветке о Скорбях вроде самые обычные люди и ситуации описывались и комментировали ... простите что - пользуясь случаем - комментирую вопрос, который не ко мне это просто "мысли вслух" - можно не отвечать Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 я работала с одной женщиной, она была кротким и очень послушным человеком, она из Индии и её религия по-моеу была индуизм, хотя я могу ошибаться, но точно знаю, что одна из тех религий, которые практикуются в Индии.. Да ,Вы правы, я тоже теперь вспомнила один случай. У нас на работе была одна женщина, тихая и смиренная с виду. Оказалась последовательницей какого-то очередного "слепого поводыря". Когда мы пригласили батюшку освятить офис, от ее кротости не осталось и следа, она даже зайти в офис уволиться не смогла... Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 да не говорите и вот еще - про Ваш вопрос Катерине - в том то и дело что "безусловность" это уже Божие свойство... не нашенское... а то что мы воспринимает как кротость и смирение - могут и не быть таковыми (внутри сердца того человека) ... а мы не "сердце-ведцы" да и не" - видцы", и "на три метра вглубь" не зрим ... и вспоминая Лествицу ведь в самой высокой ступени попадать можно... а ветке о Скорбях вроде самые обычные люди и ситуации описывались и комментировали ... простите что - пользуясь случаем - комментирую вопрос, который не ко мне это просто "мысли вслух" - можно не отвечать Да ,конечно, в душе может твориться все ,что угодно... Но мы ведь обсуждаем настоящую кротость и смирение. Ведь тему можно расширить до бесконечности : чем кротость и смирение отличается от малодушия и безволия. Чем кротость и смирение отличается от мазохизма и аутизма? И т.д. и т.п. В частности ,в теме скорбей обсуждалась кротость и смирение в воспитании детей, а это очень сложный для меня вопрос. Share this post Link to post
sasha 3426 Posted April 3, 2011 Но мы ведь обсуждаем настоящую кротость и смирение. вот! повторюсь - безусловно кроток и смиренен - только Иисус Христос (так как говорится "по-настоящему" "что не придерешься") все остальные - живущие и плоть носящие - непокорны, дабы Одним Кротким спаслись (мысль не моя, но соглашусь с ней) это самое безусловно - это не наше общечеловеческое свойство... и можем ли мы абсолют использовать при обсуждении дела человеческого - воспитания детей, восприятия людей и т п ? Share this post Link to post
Guest fezalis Posted April 3, 2011 [/size][/color][/size] это самое безусловно - это не наше общечеловеческое свойство... и можем ли мы абсолют использовать при обсуждении дела человеческого - воспитания детей, восприятия людей и т п ? "АБСОЛЮТНО" - в деле человеческом - конечно НЕТ , а "АБСОЛЮТНО" - в действии КРОТОСТИ - Да ! Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 В заоблачные дали абсолюта не полечу... останусь тута ... Share this post Link to post
Guest fezalis Posted April 3, 2011 В заоблачные дали абсолюта не полечу... останусь тута ... А я - романтик - если куда стремиться , то к АБСОЛЮТУ ! Share this post Link to post
Анна Я 33 Posted April 3, 2011 А я - романтик - если куда стремиться , то к АБСОЛЮТУ ! Я вообще тоже романтик, но не до такой степени Share this post Link to post
Guest Гость Posted April 4, 2011 " Скорби ведут на небо:так устроено Богом для очищения грехов,и не допущения больших проступков и получения вечно радостной блаженной жизни на небе" преп.Иосиф. ..."Если обымут тя скорби-радуйся,ибо ты тогда идешь истинным путем.А кто не отбегает скорбей и несет оные по силе,тот и получит Царство Вечное" преп.Анатолий Share this post Link to post
Блик 155 Posted April 26, 2011 (Рассказ возможно про архимандрита Павла (Груздева) в обработке протоиерея Артемия Владимирова. Я хотел показать в сокращении, но не решился...) Батюшка с чемоданчиком Некий батюшка, строгой жизни пастырь, уже в преклонных летах, приехал в стольный град Москву. Было это незадолго до перестроечного нашего времени. Приехал не один, но с чемоданчиком. В чемоданчике у батюшек каких только священных предметов и ценностей не встречается! Нужно было священнику, приехавшему из глубинки, где среди дол и просторов русской земли стоял его замечательный храм, запастись святым миром для свершения таинства крещения, а значит, чемоданчик скрывал в себе сосуд для мира. Привез батюшка и добровольно-принудительные взносы в Фонд мира — была такая организация, страшная для церковнослужителей. Были у батюшки и прошения в Московскую Патриархию, лично Святейшему, чтобы тот благословил проводить отопительную систему — батареи — в храме. Ведь храм-то был памятником XIX века и охранялся государством, а, по застойному времени, все, что охранялось государством, не должно быть отапливаемо. Лишь только ветер, тучи, дождь и снег имели право прикасаться к этому храму, но с тем, чтобы оштукатурить или провести отопление, нужно было ехать в верха. Итак, священник первую половину дня обходил все церковные и государственные инстанции и учреждения: здесь пришлось подождать, там не взяли прошения, а здесь, напротив, имел успех... За этой суетой, впрочем, необходимой для свершения батюшкиных дел, прошла первая половина дня. Батюшка, хоть и летал как на крыльях, однако же захотел кушать. Немощны есмы. А в Москве доперестроечного времени, как известно, трудно было найти столовую. Вечером — другое дело: улица Горького расцвечивалась огнями, фонарями: иллюминация, кафе-мороженое, «Адриатика», «Хачапури» — чего там только не было. Так говорят люди, заставшие еще время застоя. Но днем отобедать было положительно трудно, тем паче что батюшка находился не в центре. Однако ж Бог подает молящемуся. Видит священник небольшое двухэтажное зданьице, рядом с дверью вывеска: «Столовая № 13». Батюшка был несуеверным: 13 или 12 — лишь бы покормили. Входит в залу. Народу мало. Осмотрел внимательно своим метким, острым взором. Блестели столы с жирными разводами и пятнами на них, стояли колченогие стулья, ожидая посетителей, грозя уронить их на пол кафельный... У кассы сидела кассирша в синем мятом халате. Берет батюшка поднос и подходит к прилавку. День был скоромный, и хотя батюшка строго постничал, но ныне мог себе позволить вкусить от московских брашен. Ага — вот и салат: «Московский», 16 коп. старыми деньгами. Что ж это за «Московский салат», может быть, кто-то помнит: кожура редиски, толстым слоем лежащая на тарелочке, а в серединке — колпачок из застывшего майонеза трехнедельной давности, вот вам и «Московский салат». С птичьего полета так примерно выглядит высотное здание Московского университета. На первое батюшка взял малороссийский борщ, обильно сдобренный постным маслом. На второе макароны, которые имели название «рожков», с яичницей. Особенность столовой № 13 заключалась в том, что яичница была без желтка, из одного белка (желток, наверное, тоже был сдан в фонд мира). На третье можно было взять баночку кефира или компот из яблок. Самих яблок не было, но если поднять стакан на свет Божий, то определить содержимое можно научным словом «коагулирующий раствор». Так химики называют суспензию, то есть взвесь какой-то мякоти в жидкой среде. Впрочем, деревенский батюшка не был привередой: все он прошел — и сталинские застенки, и голод в деревне, за все умел благодарить Создателя, как апостол Павел, умел и насыщаться, умел и терпеть алчбу с жаждой. Кассирша, ни слова не говоря, выбила чеки на заказанные блюда, и священник отнес поднос за одинокий столик. Выдвинул стул, поставил на него чемоданчик и вернулся снова к прилавку, чтобы побольше взять себе черного хлеба. Тогда кусок черного хлеба стоил одну копейку. Батюшка взял семь кусков хлеба. Что это за русский батюшка, который не любит быстрой езды и ржаного хлеба! Возвращается священник и — искушение, к которому он совершенно не был приготовлен: сидит на его месте какой-то простой советский гражданин в пиджаке, с небольшой залысиной, уже засучил он рукава, взял ложку и намеревается почать батюшкин малороссийский борщ. Остановился в недоумении иерей Божий: как поступить? спасовать или бороться за свои права? Длилось это не более секунды, но священник, человек духовный и молитвенный, успел уже испросить у Господа вразумления. Будь бы на его месте какой горячий да молодой, схватил бы за остатки волос сего интервента и захватчика и прямо носом в суп! Куда ж это годится — поперек батьки в пекло. Священник же не спешил предпринимать боевых действий. Уйти, «стушеваться», по выражению Ф. М. Достоевского, подчиниться учению Толстого — непротивлению злу насилием? Но не будет ли это способствовать развращению незнакомца? Сначала у батюшки отнимет суп, потом у депутата икру из-под носа возьмет... Так можно кончить уже и организованным бандитизмом, так можно превратиться в мафиози при всеобщем демократическом попустительстве. С другой стороны, схватить его за грудки, трясти его над супом, выбросить из столовой несообразно со званием и саном. Что же делает священник? Принимает Соломоново решение: берет с соседнего стола пустые две тарелки и, прежде чем первая ложка супа отправилась в рот к похитителю, отливает себе от малороссийского борща, отполовинивает рожков вместе с яичницей, лишенной желтка по неизвестным причинам, коагулирующего раствора наливает себе чуть меньше половины, два кусочка хлеба предлагает неизвестному и, помолясь Богу, садится рядом с ним за трапезу. Полное молчание. Самое удивительное, что наглый захватчик не проявлял ни внешне, ни внутренне никаких признаков раскаяния, ни угрызений совести. Спокойствие просто олимпийское. И ел он даже несколько быстрее самого священника, но, впрочем, это понятно: ведь присутствие такого ангела пустыни, такого смиренника русской земли было невмоготу свершавшему явное беззаконие. Допил яблочный компот, утер уста рукавом (ведь столовая была № 13, где-то в рабочем районе) и вышел вон, как князь Гвидон. Ни «до свидания», ни «простите, больше так не буду» — ничего этого он не сказал. Тих и невозмутим, как море, когда царствует штиль и безветрие. Священник же не спеша подобрал последние крохи, съел весь хлеб, который он купил, распушил усы, помолился «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу», осенил себя крестом, поклонился кассирше, которая мирно дремала за пультом, и вышел на свежий воздух. Не успел он сделать трех шагов, как вдруг его пронзила некая мысль, а затем по спине поднялся леденящий холодок. «Чемоданчика нет! чемоданчик мой — где он, что он?» Бросился священник назад в столовую. Все там спало. Лишь одна жирная муха вилась вокруг плафона, гудя мерно под треск вентилятора. Священник к столу: чемоданчика не видно ни под столом, ни на столе, ни на стуле, ни рядом с ним — нет его. От растерянности он даже поднял стул, стоявший не слишком уверенно на четырех алюминиевых ножках, как будто бы под ножками сокрыт был тайник. Нет, чемоданчика простыл и след. Покрывшись испариной, каплями пота, батюшка стоял, словно остолбенев. Действительно, ведь там уже было святое миро, которое надлежало привезти в храм Божий, там — подписанные Святейшим Патриархом бумаги, перед которыми должны были спасовать районные несгибаемые, пуленепробиваемые власти, там квиточек, что сдана повинность, оброк баскаку — фонд мира принял в свои неисчерпаемые глубины батюшкину лепту. Что делать? Он — к кассирше. Кассирша медленно открыла правый глаз, внимательно созерцая священника, как древнее индийское божество. «Вы не видели, матушка, — обратился попросту деревенский батюшка, — только что мы вдвоем обедали с... — Наверное, многие бы из нас сказали: «с наглецом», «с захватчиком», «с негодяем», «с тем обжорою», а священник лишь скромно: — «с гражданином». Какое смирение! Какая чистота помыслов! Какая возвышенная душа! Я сам удивляюсь сердечным добродетелям сего раба Божия, иерея Христова, когда о нем воспоминаю. «Вы видели? Он взял мой чемоданчик? Скажите! Скажите!» Кассирша приоткрыла второй глаз. Ничего не выражал ее взор, там — тайна. Кассирша вдруг выпростала руку из-под кассы и большим указательным пальцем, который был толще руки ребенка, обозначила направление. Батюшка обернулся и двинулся туда, где стоял столик с жирными пятнами, на нем поднос и на подносе — остывший малороссийский борщ, уже округлившиеся и завянувшие рожки и невозмутимый, равный себе самому коагулирующий яблочный раствор. Рядом же на стуле виднелся чемоданчик, целехонький, никем не тронутый. Священник вновь замер: «Что это? Господи! Скажи мне путь Твой, в онь же пойду!» В его сердце смешались радость обретения чемоданчика и еще никогда не ведомые отчаяние, тоска, раскаяние. Оказалось, что, заказывая семь кусков черного хлеба, батюшка по усталости и рассеянности пошел в другую залу — не туда, где ждал его готовый дымящийся обед, а где сидел ни в чем не повинный безымянный советский гражданин. Или это был ангел? Во всяком случае, он явил миру и всей Вселенной и нам с вами, дорогие друзья, ангельское смирение, на высоты которого, как кажется, не взойдет никто — ни поведавший вам эту историю, ни слушающий ее к своему назиданию и спасению. Аминь. Share this post Link to post
Olqa 13252 Posted April 26, 2011 Вот уж радость - почитать о батюшке Павле. На сайте Предание.ру можно послушать голос отца Павла (Живое слово). Он там как раз рассказывает о "Комплексном обеде", ну и не только. Моя ссылка Рассказы о.Павла за столом Share this post Link to post
Olqa 13252 Posted April 29, 2011 ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ПОСЛУШНИКОМ Очень много духовенства окормлялось у о. Павла, и с годами все больше и больше, так что в Верхне-Никульском образовалась своя "кузница кадров", или "Академия дураков", как шутил о. Павел. И это была настоящая духовная Академия, по сравнению с которой меркли Академии столичные. Духовные уроки архимандрита Павла были просты и запоминались на всю жизнь - "Как-то раз я задумался, мог бы я быть таким послушником, чтобы беспрекословно выполнять все послушания, — рассказывает батюшкин воспитанник, священник. - Ну а что, наверное, смог бы! Что скажет батюшка, то я бы и делал. Приезжаю к нему - а он, как вы знаете, частенько на мысли отвечал действием или каким-нибудь рассказом. Он меня, как обычно, сажает за стол, тут же Марья начинает что-то разогревать. Он приносит щей, наливает. Щи были удивительно невкусные. Из какого-то концентрата - а я только что причастился - и сверху сало плавает. И огромная тарелка. Я с большим трудом съел Он. "Давай, давай-ка еще!" И несется с остатком в кастрюле - вылил мне все - ешь, доедай! Я думал, меня сейчас стошнит. И я исповедал собственными устами: "Такого послушания, батюшка, я выполнить не могу!" Так он меня обличил. Отец Павел умел дать почувствовать человеку духовное состояние - радость, смирение... "Однажды накануне "Достойной" - было много духовенства у него - он мне говорит: "Батюшка, ты сегодня будешь ризничий!" - вспоминает один из священников. - "Вот эта риза - самая красивая, надень, и другим выдашь". И, наверно, все-таки какое-то тщеславие у меня было:"Вот, какая риза красивая!" И буквально через несколько минут - отец Павел был дома, а я в церкви, он как-то почувствовал мое состояние - летит - "Ну-ка, снимай ризу!" И отец Аркадий из Москвы приехал, к нам заходит "Отдай отцу Аркадию!" Меня как молнией с головы до пят прошибло - я так смирился. И в этом состоянии чувствовал себя как на небесах - в каком-то благоговении, в радостном присутствии чего-то важного, т.е. он дал мне понять, что такое смирение. Я надел самую старенькую ризу, но был самый счастливый в эту службу". Моя ссылка Share this post Link to post
Блик 155 Posted October 11, 2011 SergNata писала: " Я тоже умудрилась развеселить Владыку. Меня подружка с мамой решили подвести под благословение . А я до этого ни разу это не делала.)))) Мне быстро сложили правильно ладони и вытолкнули вперед. Совершенно растерявшись, я стояла и смотрела на улыбчивого батюшку. Все за спиной шептали:"Руку целуй, руку целуй..." Ну я взяла и после благословения и поцеловала , но только свои .))))) Потом мне объяснили , что и как." Напоминает умилительный случай из жизни преподобномучиницы великой княгини Елисаветы. " Однажды великая княгиня должна была приехать в приют для маленьких сирот. Все готовились достойно встретить свою благодетельницу. Девочкам сказали, что приедет великая княгиня: нужно будет поздороваться с ней и поцеловать ручки. Когда Елисавета Феодоровна приехала — ее встретили малютки в белых платьицах. Они дружно поздоровались и все протянули свои ручки великой княгине со словами: «целуйте ручки». Воспитательницы ужаснулись: что же будет. Но великая княгиня подошла к каждой из девочек и всем поцеловала ручки. Плакали при этом все — такое умиление и благоговение было на лицах и в сердцах." Share this post Link to post