Jump to content
Жёлудь Игорь

Интернет: хорошо или плохо?

Recommended Posts

– Каков ваш опыт интернет-общения (форумы, блоги и т.д.)?

– Что такое в вашем понимании блогосфера?

– Кому стоит, а кому не стоит ввязываться в интернет-дискуссии, становиться блоггером или завсегдатаем интернет-форумов?

– Какова техника духовной безопасности в этой среде?

– Для чего вообще это надо?

Игумен Флавиан (Матвеев), наместник Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга:

o_zdravii_1.jpg

– С блогосферой знаком около 5-ти лет. Блоггер я «ежеквартальный» (хотя бы раз в квартал чего-нибудь публикую). Посему малоопытный.

Блогосфера – это площадка для общения в интернете. Это – среда общения. Это – способ общения. Весьма специфичный и имеющий свои аналоги в обществе (кухни, домашние плакаты и сарафанное радио).

Православный христианин сам должен решить, нужно ли ему становиться блоггером, или читать блоги других людей. Не все способны к журналистике, а блогосфера – отчасти журналистика. Не все способны ровно относиться к факту того, что люди спорят, выясняют отношения и ругаются, можно сказать, прямо перед твоими глазами. Поэтому можно-то можно, если есть, что сказать. Но вот нужно или не нужно – явно, что нужно не всем.

Некоторые делают блогосферу частью своей профессиональной деятельности, например, журналисты. Оно и понятно: есть сходство. Другим блог нужен для себя. Некоторые посвящают свое блоготворчество друзьям, служат через блог ближним своим. Хорошо, когда христианин может пользоваться интернетом, и блогом, и другими возможностями для общения, обогащая себя полезным и служа людям. Блогосфера может быть человеку на пользу, когда этот инструмент – в надежных руках. А если мозги закомпостированные, руки кривые, тогда и само средство на погибель человеку, и обществу во вред.

Главное – не забывать, что интернет и блогосфера – не стерильная среда. Там, как и в реальной жизни, полно болезнетворных духовных бактерий. И гордыня, и тщеславие, и гнев, и месть, и ропот, и ненависть. Все они могут к нам пристать и заразить нас. В этой среде духовные бактерии ведут себя подчас очень коварно, и вызванные ими духовные болезни протекают скрыто. От них нужно защищаться молитвой, постом и благоразумной умеренностью, и рассуждением, и добрым советом с единомысленными опытными братьями и сестрами. Хочется тебе два часа поблогосферить – а ты выдели на это один. А потом пообщайся с людьми воочию, вспомни родных и друзей, с которыми давно не общался.

Цели и задачи, которые христианин может себе поставить в блогосфере, могут быть самые разные. Кому-то важно показать своим читателям внутреннюю красоту Православия, кому-то хочется раскрыть свои творческие способности. Кто-то не умеет спорить, но хочет научиться, а кто-то, наоборот, хочет научиться сдерживать себя и использует блогосферу как площадку для своих аскетических упражнений. А злые люди используют блогосферу для своих темных целей. Но это не для нас, мы за добро, для славы Божией.

Читать полностью...

Share this post


Link to post

Хорошую статью Татьяна выложила #76, мне особенно вот эта ее часть понравилась:

 

Протоиерей Димитрий Меньшиков, настоятель храма во имя Архангела Михаила г. Кушвы, консультант портала КУШВА-ОНЛАЙН.ру, руководитель мотоклуба «Северный цвет»:

Активно общаться на форумах или в ЖЖ стоит тем, кто, во-первых, владеет слогом. Во-вторых, знает свою веру и умеет о ней говорить. Знает, как ответить по-христиански. Третья, очень незначительная составляющая – некая здоровая ирония (не сарказм, а именно ирония). Иногда в ответ на откровенную глупость это более действенно, чем обстоятельный разговор с умными цитатами.

 

Интернет-общение – это некая удочка, на которую человека можно подцепить. Христос не только молился – Он проповедовал. И мы должны, по слову апостола Павла, дать отчет в своем уповании. Другое дело, что это не должно превращаться в беспечность о духовной жизни, о молитве и так далее.

 

Хотя, еще раз говорю, это имеет свою червоточину: отнимает время и силы и в конечном итоге результат оказывается не тот, на который надеешься. Результат очень слабый. А личная встреча – да, результат дает гораздо больший.

Share this post


Link to post
Guest Татиана.

m_legoyda_.jpg

ПИЦЦА ДЛЯ УМА

Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет

 

7 февраля в Москве прошел III ежегодный Форум безопасного Интернета. О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, "Российская газета" решила обсудить с членом Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата, членом Общественной палаты Владимиром Легойдой.

 

- Владимир Романович , вы входите в Попечительский совет Лиги безопасного Интернета. На днях прошел III ежегодный Форум безопасного Интернета. Почему Церковь сегодня уделяет внимание и даже сама участвует в инициативах в данной области?

 

- Лига безопасного Интернета - это значимое общественное начинание, которое объединяет усилия государства, предпринимателей и представителей общественности. Для Церкви же участие в этом проекте очень важно потому, что в данном случае мы видим стремление людей, объединившихся и дружно выступивших с инициативой изменения к лучшему нравственного климата в такой динамично развивающейся и влиятельной сегодня сфере, как Интернет. Недаром Патриарх Кирилл в ходе недавней встречи с министром связи и массовых коммуникаций И.О. Щеголевым признался, что медийное пространство и его влияние на душу человека - это то, над чем он много сейчас думает, о чем молится. Потому что именно в этой сфере, по убеждению Святейшего, "диавол с Богом борется". И, думаю, каждый активный пользователь Интернета имеет возможность убедиться в правоте этих слов, в том, что эти слова не просто метафора.

 

 

- Что значит для Церкви безопасный Интернет?

 

- Безопасный Интернет - это стремление, с одной стороны, предоставить всем возможность пользоваться всеми преимуществами современной информационной среды - быстрого получения необходимых знаний, общения, расширения кругозора... А с другой стороны, стремление исключить столкновение юного (да и зрелого) интернет-пользователя с тем, что здесь, в этой же среде, находится за гранью добра и зла. "Темная сторона" Интернета сегодня в наибольшей степени проявляется в двух вполне конкретных "ипостасях": это либо откровенные извращенцы, заполоняющие Сеть своими безумными, растлевающими фантазиями, либо люди, одержимые страстью наживы - те, кому все равно, на чем зарабатывать деньги, лишь бы этих денег было больше.

 

И мне импонирует, что тактика противодействия этому, избранная Лигой безопасного Интернета, - это не введение репрессивных, запретительных мер со стороны государства (хотя государство тоже в этом участвует). Но в данном случае в сфере "расчищения" интернет-пространства результат достигается сознательным участием граждан. Так называемые кибердружинники, добровольцы, при поддержке Лиги отслеживающие правонарушения в Интернете, постоянно выявляют сетевых педофилов, распространителей детской порнографии.

 

- И все же среди мер, призванных защитить подростков от нежелательного контента, есть элемент запрета - ограничение на полноценный доступ в Интернет. А как же свобода выбора?

 

- А вы представляете, что будет, если мы предоставим детям ту же свободу выбора, например в питании?

Дети будут питаться гамбургерами, пиццей, сникерсами и запивать их кока-колой. Не нужно быть диетологом, чтобы понять, что это прямой путь к тому, чтобы испортить здоровье. Так почему же в вопросах питания души мы должны быть менее осторожны?

 

На недавней встрече Владимира Путина с представителями традиционных религий России я предложил премьеру привлечь Русскую православную церковь к участию в дискуссии о модели общественного телевидения, оптимальной для нашей страны.

Церковь готова участвовать в ней и в творческом, и в профессиональном плане, вести разговор на профессиональном языке. Должен отметить, что это предложение было встречено главой правительства очень позитивно. Владимир Путин в свою очередь назвал просто необходимым такое участие в разговоре об общественном телевидении и со стороны нашей Церкви, и со стороны других традиционных религий России. Надеюсь, этот сигнал премьера будет адекватно услышан и воспринят чиновниками, ответственными за создание в стране общественного телеканала. Церковь в ближайшее время готова представить собственный взгляд на обсуждаемую проблему.

 

 

 

Источник: "Российская газета"

Share this post


Link to post

ОТ ХРИСТИАНСТВА ЖДУТ ПОДЛИННОСТИ...КОТОРОЙ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА ТАК НЕ ХВАТАЕТ

 

 

 

В преддверии Великого поста ваши друзья дают торжественное обещание не появляться в социальных сетях до Пасхи. Вдохновившись их примером, обещаете и вы. А через пару недель… «встречаетесь» то с одним, то с другим на просторах той самой сети! «Ты чего тут?» ­— «По работе. Не получилось уйти. А ты?» — «Тоже по делам»… Знакомая ситуация?

Люди овладели Интернетом или Интернет — людьми? Насколько опасны социальные сети и блоги или это просто новый, непривычный формат общения? Что он дает, а что отнимает у нас? Об этом мы беседуем с редактором портала Богослов.ру, проректором по научно-богословской работе Московской духовной академии, кандидатом богословия протоиереем Павлом Великановым. Его диссертация была посвящена влиянию технократической цивилизации на внутренний мир человека.

 

6825_2.jpg

Последняя любовь человечества

— Отец Павел, десять лет назад, в самом начале эры Интернета, нас пугали самыми разными опасностями, главной из которых называли создание иллюзии общения. Оправдались ли эти страхи?

— Думаю, что самые радикальные из страхов безусловно не оправдались, и мне бы совсем не хотелось сгущать краски и начинать эту беседу именно с разговора о том, как все плохо.

В то же время Интернет принес с собой не только новые возможности, но и проблемы. Очевидно, что чем более простым и доступным становится человеческое общение, тем более поверхностным и менее значимым для самого человека оно оказывается. Бумажные письма от своих друзей мы все равно ценили гораздо больше, чем эсэмэски, да и читали их внимательней, а написание такого письма было целым творческим процессом. Даже если вы сегодня распечатаете электронное письмо на принтере, в нем не будет этого аромата неповторимости, исключительности, адресованности именно вам. Это уже не «вещь», которую можно показать детям через десятки лет, бережно сохранив в особом месте. Почему? Во-первых, потому что электронное письмо — универсально в силу глобальной универсальности среды своего обитания. Во-вторых, потому что мы не вложили в него столько сил, труда, любви, жертвы и внимания, сколько мы вложили бы в обычное письмо. А нормальное, полноценное общение друзей (кстати, это относится и к отношениям человека с Богом) — это всегда жертва самым дорогим, что есть у человека, — временем.

Конечно, можно было бы из этого сделать глубокомысленный вывод о деградации культуры общения и на этом остановиться, но мне кажется, что это — существенное упрощение вопроса. Сегодня мы стоим на пороге какого-то глобального «сдвига» самих форматов общения, и куда нас «сдвигают» — очень интересный вопрос.

Если же говорить о глобальных проблемах, которые уже нельзя не замечать сегодня — то это, прежде всего, хронофагия, «пожирание» времени, в которое свой вклад вносят и Интернет, и телевидение, и вся индустрия развлечений. Если раньше преподобный Иоанн Лествичник говорил о чреве как о «лукавом и всем любезном», то сегодня то же самое можно приложить и к хронофагии: всем катастрофически не хватает времени, но до чего же увлекательна и развлекательна жизнь нашего современника! Найти время для молитвы теперь стало гораздо сложнее, более того, трудно найти время даже для нормального человеческого общения!

 

— Получается, техника, казалось бы, призванная облегчить жизнь, сэкономить время, его отнимает...

— Легкость использования множества технологий превратила жизнь человека в одну большую пеструю мозаику. И вот он прильнул к окуляру этого калейдоскопа, крутит пальчиками его колесики и радуется в надежде, что в какой-то оборот комбинация цветных стеклышек откроет ему рецепт счастья. Непонятно откуда вдруг у нас оказалось огромное количество мелких, неглубоких и, по большому счету, ненужных событий, новостей, знаний, вещей, и даже, не побоюсь сказать, знакомств и как-бы-друзей. И мы погрузились по самую макушку в это пространство «цветного шума», я бы такэто назвал. Но в нем очень трудно услышать какую-то мелодию. И в то же самое время — именно за счет неумолкающего цветного шума человек чувствует свою причастность к жизни.

У меня есть знакомая пожилая дама, в доме которой телевизор включен весь день, причем она его не смотрит. Но ей нужен этот фон. Без него ей становится тревожно, даже страшно. Информация, которую мы слышим по телевидению, создает чувство сопричастности обществу, создает иллюзию, что ты всем нужен, ты не выпал из этого мира, о тебе помнят, тебе что-то постоянно сообщают. Поэтому часто таким телевизионным шумом окружают себя люди пожилые или одинокие. Это своего рода неосознанная подмена Бога. Тому, кто стоит перед Богом, этот шум будет мешать. А для человека, который не молится, телевизор — это комфортная замена молитвы.

Но дай этому одинокому человеку хотя бы немного возможности полноценного общения, дай почувствовать, что он на самом деле кому-то небезразличен, кому-то нужен — и я уверен, потребность в таком шуме отпадет. И для этого не надо неподъемных трудов — просто прийти к человеку два-три раза в неделю, посидеть с ним час и просто поговорить. Даже не о чем-то духовном, а просто поговорить как с человеком, прожившим долгую, полную радостей и горестей жизнь… Но теперь посмотрите — какая это настоящая жертва любви, которую не заменить ни телефонным звонком, ни скайпом или «Одноклассниками».

 

— Выходит, все-таки не техника виновата, а сам человек таков?

— И да, и нет. Вы знаете, в случае с Интернетом возникает еще один неожиданный аспект: проблема развоплощения. Ведь Бог, наделив человека дебелостью плоти после грехопадения, тем самым засвидетельствовал свою отеческую любовь к нему, а вовсе не «отомстил» или «наказал»:согрешивший человек был облечен в нынешнюю «тяжелую» плоть, прежде всего, для того, чтобы не превратиться в демона. Как ни парадоксально, благодаря физическим ограничениям наших тел мы медлительны на грех! Например, чревоугодию так или иначе мешают физиологические пределы. Наша плоть выступает в качестве тормоза. А в сфере виртуального общения, наоборот, происходит «развоплощение» человека, тормоза практически исчезают! И мы оказываемся в некоем парадуховном мире, где скорость передачи мыслей фактически сопоставима с общением в мире идей. Тот, кто успевает с бешеной скоростью набирать текст на клавиатуре, уже не видит физических преград между мыслью, ее вербализацией и передачей.

Но у нас опять-таки получается разговор-обвинение в адрес информационных технологий, а это, повторюсь, будет лишь половина правды.

 

— А другая половина?

— Техника в нашем мире трактуется — например, святителем Московским Филаретом (Дроздовым) — не только как своеобразная «печать греха», но и как проявление Божественного милосердия и попечения о грешниках. Не будь ее, человек уже не мог бы жить в изменившихся условиях. Там, где он раньше был царем, повелевая всей природой, с момента грехопадения он становится нищим, нагим, жалким, убогим. Ему требуются одежда, инструменты, различные средства для выживания, и Бог дает ему все возможности обзавестись далеко не только самым необходимым.

То есть техника — это и печать греха, и свидетельство благословения.

Возвращаясь же к нашему времени, нельзя не вспомнить слова Николая Бердяева: техника — это последняя любовь человека; и под влиянием предмета своей любви он готов изменить даже свой образ.

 

 

Почему трудно уйти из Сети

— Интернет-зависимость — довольно специфическая проблема. Что ее питает?

— Интернет-зависимость не всегда возникает по вине самого человека. Скажем, инвалид, для которого Сеть является основным средством общения с миром, в своей фактической зависимости от Интернета не виноват. Но если говорить о здоровом человеке, мне кажется, в этом случае зависимость вырастает прежде всего из ущербности его реальной жизни. Я заметил это по своим наблюдениям: когда у человека насыщенная жизнь, загруженная делами, ответственностью, попечением о живых людях, то для него присутствие в Интернете становится обузой, наказанием, а не развлечением. Он прекрасно обходился бы и без виртуального пространства, но вынужден эту обузу тащить ради тех людей, для которых Интернет или мобильник — единственная или просто удобная возможность оперативно связаться с этим человеком. И действительно: когда мы перестаем отвечать на сообщения или звонки, не является ли это проявлением неуважения к тем, кому мы сейчас нужны? А это уже не по любви.

Впрочем, есть еще категория людей, и я боюсь, что таких становится все больше, для которых именно такой формат общения является хорошим выходом из неполноценности жизни, внутренней зажатости, обремененности личностными комплексами. Такой человек может открыться только в формате виртуализированного общения. Социальные сети сегодня — своего рода костыль для грешного человека: с одной стороны, на него можно опереться, с другой стороны, его можно схватить и бить по голове другого такого же инвалида.

 

 

Виртуальная свечка и исповедь по СМС

— В какой степени, по-Вашему, Церковь должна присутствовать в новом виртуальном пространстве?

— Мне кажется, что перед христианством стоит задача не столько адаптироваться к современности с помощью технологических новшеств, сколько использовать их для того, чтобы показать Христа этому шумливому обществу, засвидетельствовать о Христе собою. Если мы этого сделать не сможем, то, сколько бы мы ни добавили децибел к своему крику, он ничего не даст — с противоположной стороны нас будут точно так же перекрикивать. От христианства ждут, прежде всего, особого качества жизни, качества, противоположного техногенной культуре, а именно — подлинности. Вот чего катастрофически не хватает современному миру! Если христианство эту подлинность являет, значит, оно работает, выполняет свою миссию. Если нет, значит, это ненастоящее христианство.

Кроме того, новые условия — это еще и возможность использовать новые инструменты для проповеди. Есть, например, сайт (www.slovomne.ru — Ред.), который распространяет футболки с очень точными, хлесткими выражениями, которые раскрывают христианское мировоззрение, например, со словами апостола Павла о любви. Прекрасно! Человек надел такую вещь — и он живой свидетель Истины. Более того, это для мирянина почти то же самое, что ряса для священника: он не стыдится показать всему миру, что он христианин. Думаю, надев эту футболку, человек будет хоть в какой-то мере стремиться соответствовать тем словам, которые на ней написаны. Иначе зачем же ее надевать? Вот это совершенно новая форма проповеди, новый подход к свидетельству о Христе. Минимум слов и максимум смысла.

 

— А «виртуальные часовни» и прочие элементы техники в богослужении? Почему Церковь так негативно относится к ним?

— В условиях техногенной цивилизации храм остается последним бастионом человечности, последней крепостью, которая не сдается. Благодаря тому, что Церковь хранит в себе непреходящие истины о Боге, о мире и о человеке, она — главный гарант человечности. Меня всегда поражал момент в фильме «Матрица», когда агент Смит говорит Нео: «Как я ненавижу этот запах человека»! Эту нашу непредсказуемость, непрогнозируемость, неуправляемость система, как машина, «ненавидит» — так вот, храмы буквально дышат этой самой человечностью. Переступая порог храма, приобщаясь Тела и Крови Богочеловека, верующие обретают в себе то самое внутреннее сокровище, которое и есть «подлинный Я», а не очередная роль в затянувшейся игре под названием «жизнь».

В храме — максимальный градус человечности, неподчиненности механическим законам формальной логики. Храм одинаково открыт для любого: туда ходит и бомж, и богатый, и бандит, и монах. Это место парадоксов: тут все прикладываются к одним и тем же иконам, причащаются из одной и той же чаши, с одной ложки — казалось бы, полная антисанитария! Человеку зачастую становится от этого страшно некомфортно, неуютно. Но если он превозмогает себя, делает решительный шаг веры от своих привычных страхов — быстро приходит удивительное осознание того, что ничего страшного с ним в этой «антисанитарии» не происходит, да и не может произойти! Уникальность храма в том, что он дает прививку подлинности. Уже только поэтому его пространство не должно виртуализироваться.

Минимизация технических средств также работает на пользу этой неотмирности. И потому она так необходима. Пару лет назад один художник с буйной фантазией предложил вместо иконостаса поставить огромные плазменные панели, куда бы выводились изображения икон, а на аналой положить планшет с иконами святых, меняющимися в зависимости от праздника. Не приведи Господь увидеть такую картину когда-нибудь! И дело не только в кощунстве, неблагоговейном отношении к образу или прямом нарушении постановлений Седьмого вселенского собора — это будет настоящим предательством подлинности. Подобный храм не будет местом тишины и молитвы: заметьте, насколько всё и в богослужении, и в интерьере храма располагает к серьезности в молитве, сдержанности, я бы даже сказал — к суровости. А мельтешение картинок на экранах есть не более чем простейший инструмент удержания внимания для создания мечтательного настроения — недопустимого в общении человека с Богом.

Но, с другой стороны, это вовсе не говорит о глобальном и абсолютном запрете на использование технических средств в деятельности священнослужителя. Недавно мы приступили к разработке программы для мобильных платформ — которую для внутреннего использования назвали в шутку «Ipriest» (priest (англ.) — священник. — Ред.). Это целый набор текстовых, звуковых, справочных материалов, которые будут полезны священнику. И это вполне может выручить в экстремальной ситуации, когда у священника не окажется с собою богослужебных книг или опытного советника. Но я бы сразу предостерег от безрассудного использования даже таких, казалось бы, безвредных приложений. Любое облегчение с помощью технических изобретений в итоге неминуемо влечет за собой атрофию соответствующих способностей. Если создать, например, программу, которая вычислит и переварит все алгоритмы составления чинопоследований богослужения и таким образом сделает ненужным еженедельный труд уставщика в каждом храме — это приведет к тому, что никто даже и не задумается о той красоте, мудрости и любви к человеку, которыми пропитаны формальные, казалось бы, страницы Типикона. Или другой пример: в Европе сегодня повсеместно распространено использование электронных звонниц — в результате чего там, к сожалению, почти утрачено искусство колокольного звона, из массового оно превратилось в удел маленькой группы профессионалов. Запретите народу ходить звонить на Светлой седмице в колокола — и вы сразу почувствуете, что лишились чего-то очень искреннего и настоящего, пусть даже совсем и непрофессионального.

 

— Особой критике всегда подвергалась идея исповеди онлайн...

— Если я не ошибаюсь, святитель Иоанн (Максимович) в экстренных случаях принимал исповедь по телефону. Но опять же встает вопрос: может ли это стать нормой, и где критерий, когда такая исповедь допустима, а когда нет?

Дело в том, что традиционно исповедь хоть и является отдельным Таинством, но тесно связана с богослужением. Любой священник подтвердит: исповедь на дому и исповедь в храме — отличаются существенно. Приходя в храм исповедоваться, человек вырывает себя из своего мирка, который создал у себя дома или на работе, и оказывается на территории Бога. Он вырывает себя из кокона комфорта, которым мы себя постоянно окружаем: выделяет время на то, чтоб поехать на богослужение, заставляет себя преодолеть различные преграды, включая стыд перед духовником за совершённые грехи. Даже само стояние в очереди оказывается томительно-прекрасным временем для сосредоточенного осмысления, подготовкой к покаянию. И все это, в конечном итоге, работает на душевную пользу самого человека.

Здесь мы возвращаемся к теме, с которой начали: чем жертвует человек для того, чтобы быть с Богом? Каждый наш приход в храм — это попытка в этой скорлупе комфорта и самоуспокоенности сделать трещину, сквозь которую Бог к нам может пробиться. И этот труд, я думаю, не менее важен, чем сам факт совершения исповеди. Отчасти это есть вполне реальный плод покаяния, который человек приносит Богу в подтверждение нешуточности своих намерений стать другим.

А каков плод покаяния, и есть ли он вообще, когда речь идет об исповеди по телефону? Я не знаю. В любом случае, отсутствие общения «лицом к лицу» существенно окрадывает любой разговор. Тем более, когда речь идет о попытке добраться до самых потаенных уголков души во время исповеди. На мой взгляд, без крайней необходимости «телефонная» или опосредованная любым другим техническим средством исповедь — вещь недопустимая и вредная.

 

— То есть простота и комфорт в духовной жизни — не лучшие спутники?

— Не всегда полезно упрощать. Ведь делая что-то, человек «делается» сам. А лишая его возможности участия в этом делании — оставляя право только поиграться кнопочками — мы его окрадываем, лишаем возможности стать другим. Нажал кнопочку — грехи простились. Нажал кнопочку — твои денежки через Robox перешли на счет храма, на сайте «зажглась» свечечка, пять минут погорела где-то в виртуальном пространстве. И зачем? Успеет ли человек вообще задуматься: перед кем я зажег свечку? о ком у меня сердце болит? Сможет ли он взглянуть на иконы, помолчать перед Богом?..

 

— Простите, но разве не такова же ситуация и в плоскости простого человеческого общения? Скажем, собрать друзей вечером дома, а не в группе на «Фейсбуке» — это тоже духовная нагрузка?

— Без сомнения. Важно то, что техногенная культура входит в глубинное противоречие с христианским отношением к жизни, согласно которому мы ценим не то, что получаем, а то, что отдаем; и поэтому для нас дороже то, что тяжелее нам досталось. Как Христос говорит: Кто хочет душу свою сберечь, тот ее потеряет, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот обретет ее. А когда человек предельно облегчает себе все коммуникации, разве происходит самоотдача? Написать сообщение в социальной сети гораздо проще, чем позвонить, и тем более прийти.

У Жана Бодрийяра в книге «Система вещей» дан блестящий анализ современного общества как общества симулякров, то есть неких подобий, симуляций, «провозглашений» чего-то, когда в действительности под этим ничего нет. Если в обычной жизни каждый знак что-то означает (например, подаренная открытка свидетельствует о моем почтении, уважении, любви к человеку), то в обществе симулякров каждый знак отсылает к чему-то другому, и эта круговерть никогда не прекращается. Например, электронные безличные поздравления, которые мы одним нажатием кнопки рассылаем сотням знакомым — что это? На самом деле — просто напоминание о себе этим людям, свидетельство того, что они нам зачем-то нужны. Жест, и только, но при этом без всякой попытки с нашей стороны использовать это поздравление для какого-то углубления отношений, сказать что-то очень теплое, правильное, вдохновляющее, поддержать человека — а это может быть только адресно. Сами отношения становятся имитацией и активно поддерживаются и распространяются соответствующим интерфейсом.

6825_1.jpg

— Может быть, тогда стоит создать «правила поведения христианина в Интернете», чтобы свести к минимуму такие негативные моменты, как имитация чувств?

— Мне кажется, что такие правила должны быть внутри, если позволите, — в самой «прошивке» человека. Никакие технологии никогда не изменят в лучшую сторону человеческую природу — природу падшую, страстную, удобопреклонную ко греху. Поэтому и основной инструментарий, которым и следует удерживать себя в безопасных для души пределах, остается одним и тем же хоть для людей III века, хоть XXIII-го. Я против того, чтобы создавать какие-то надуманные искусственные внешние ограничения — они должны рождаться изнутри, опытным путем, из понимания, что нас разлучает с Христом, что истребляет в душе благодать, а что, напротив, помогает ее получить. Ничто не снимает с нас ответственности, если в Интернете мы позволяем себе вещи, недопустимые для христианина в обычной жизни.

Наверное, самое главное правило такое: любой человек, выходящий в виртуальное пространство, должен понимать, что по ту сторону экрана — реальные, живые люди, живые души, только более «оголенные», «обнаженные» от телесных защитных покровов.

И еще один важный принцип интернет-общения заключается в том, что любое слово не должно быть шумом. Произнося много слов, мы просто увеличиваем общее количество шума. А шум — это когда за словами ничего не стоит, когда они не поддержаны ни готовностью человека нести ответ за то, что он сказал, ни реальным жизненным опытом, ни пониманием того, о чем идет речь. Это сотрясение воздуха, которого сейчас чрезвычайно много. Недаром Паисий Святогорец говорил, что мир устал от слов. Словам больше не верят…

Вот с этим неверием в подлинность нам и предстоит бороться. Где-то словом, а где-то и молчанием.

 

 

Автор: ПОСАШКО Валерия

 

Share this post


Link to post

Простите , что присоединяюсь .Но,помоему если интернет уже существует , то почему не воспользоваться ?Почему можно любым способом пропогандировать разврат ,ложь, лицемерие ,гордость и всю ту пошлость что на нас изливают "Блага Цевилизации" , а разговор о ВЕРЕ К БОГУ , ЛЮБВИ , ПРАВОСЛАВИИ так многих раздрожает и сразу находят причины по которым нельзя ВЕРУЮЩИМ В БОГА людям пользоваться теми услугами , что сотворил "ПРОГРЕСС".Да уж до чего дошел "ПРОГРЕСС" до невидимых чудес .....Откуда лезет ГРЯЗЬ там обязательно кто то должен стоять с тряпкой и прибирать всё, что бы другие не измазались , а самое главное объяснять почему надо быть окуратным в своих желаниях и мечтаниях.Так что Кто то придумал карандаш и ЕВАНГЕЛИЕ было распростронено намного быстрее чем когда передовалось из уст в уста.А извратить понятия того или иного всегда пытались ,ничего нового в этом нет. Где бы и когда бы мы все говорили на эту тему (мы ведь даже и не знаем друг друга) ,раз интернет есть надо пользоваться .Глупо идти пешком 1000 км.если для этого изобретены поезд и самолёт .Простите что не до словно : Всё мне полезно , но в меру .

Share this post


Link to post

А ещё, кроме интернета есть ножи, спирт, спички, мотоциклы, сало, кофе, полицейские, Жириновский...

Share this post


Link to post
Guest Люда-Вера

Согласна с Вами.Все дело в том,какую информацию вытаскивает человек.Другое дело -потеря времени.Иногда взвешиваешь пользу от сведений полученных через интеренет (по времени),с возможностью в это время читать Отцов или молиться и взгруснется.Однако,мне он помогает в очень напряженные духовные моменты отдохнуть.К тому же множество одиноких и больных людей,не имеющих возможности общения с единоверцами.

Share this post


Link to post

У меня иногда возникает чувство, что у меня в голове перебор от различной информации, которую я поглощаю из интеренета, и я начинаю завидовать людям 19 века и ранее, которые жили проще и знать не знали ни про какой интернет, телевизор, сотовые и т.п. И они прекрасно без этого всего обходились. Я помню время, когда за информацией люди ходили в библиотеку и они были не глупее современных людей. Но теперь остается только ностальгировать, прошлое не вернешь. :110:

Share this post


Link to post

Скажите пожалуйста, сайт Оптиной убрали с сервера с изображением инфернального существа ? По прежнему ли в общении участвуют программы "demone" ?

Share this post


Link to post
Guest николай

если кто то серьезно занимается молитвой,то для них интернет-это плохо,еще старец Силуан Афонский говорил,что он не любит газет и газетных новостей,потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться. а насчет пользы я не знаю,меня вот интернет немного утешает,когда нападает уныние,молитвой я его еще не умею отгонять.

Share this post


Link to post

Интернет может принести пользу если умело им пользоваться,не отдалять себя от Бога.

Бывает полезным,кода есть потребность спросить совет у батюшек,прочесть душеполезные советы Святых отцов,посмотреть ТВ Союз.

Share this post


Link to post

На мой взгляд виртуальная часовня -это скорей какая-то детская игра.

Share this post


Link to post

удобное оправдание! Но есть дела устроителей этой часовни.Последствия,Николай...мол,кликнули и живи себе спокойно,детей взращивай со знанием выполненной миссии.А куда подевалось то, что есть прорехи,ошибки?часовня -игра,а последствия настоящие-никто и не помышляет о понуждении себя ко исправлению и прочее..

Share this post


Link to post

Человеку необходимо общение с Богом и труды собственные. А то так получается обленимся совсем, кликнул и вроде бы в храм сходил. Крутнул барабан и молитву послал, всё от ленности нашей. А где труды!? Потрудимся братья и сестры во славу Божию! Главное ещё и детям нашим это объяснить. :)

Спаси Господи!!!

Share this post


Link to post
Guest Николя

Мытарство в стиле нью-эйдж :

 

 

"И Димон увидел каким-то широким панорамным взором сразу множество больших и малых групп и группок, байкерских тусовок и девчачьих «потрепушек», площадных митингов и интимного воркованья, «пацан-ских базаров» и мужицких «тёрок», элитных «пати» и учёных диспутов, парламентских «обсуждений» и «буровленья за жисть», перестрелок СМС-ками и излияний в «ЖЖ», выпендрёжа на форумах и сплетничанья в «Аське», и везде трёп, трёп, трёп...

 

Димка встряхнул головой, стараясь отогнать навязчивое виденье, но оно осталось на месте.

 

– Ну и как вам здешние обитатели, реализующие свою свободу общения и право голоса? – довольно приподняв подбородок, спросил Димона менеджер.

 

– Да ведь это же, блин, трёп! – удивлённо воскликнул Димка, – чё ж в нём хорошего-то?

 

– У нас здесь свободное общество, можно сказать, самое свободное общество, и ваше свободное мнение также имеет право существовать и быть уважаемым! – торжественно провозгласил Тофик.

 

– Подожди! – вдруг осенило Димона. -Это что ж, они так и будут болтать здесь вечно?

 

– Это их осознанный Главный Выбор, -подтвердил Тофик, – все находящиеся здесь сочли для себя самым ценным радость общения с единомышленниками, которой они не имели возможности наладиться в весьма несовершенно устроенной, – он бросил взгляд из под очков на молчаливого Вестника, – земной жизни. Только Терминал сделал их счастливыми. Навсегда. Впрочем, здесь только демонстрационный зал, те же, кто реально сделал свой Главный Выбор и скрепил его Актом Решения, переходят на другой уровень пространства и там наслаждаются плодами своего выбора во всей полноте.

 

– А туда заглянуть можно? – поинтересовался Димон.

 

– Ну... – замялся менеджер.

 

Димка посмотрел на Вестника. Тот молча кивнул, показал пальцем на уста и, развернув ладонь, продемонстрировал Димону пять пальцев. Димка, сообразив мгновенно, ответил Вестнику кивком и быстро проговорил в уме призыв из «пяти слов».

 

Менеджера передёрнуло. С едва скрываемой злостью он справился с судорогой и сквозь зубы пробормотал:

 

– Как эксклюзивный клиент вы имеете право посещения основного уровня Терминала. Вы точно этого хотите?

 

– Да, я хочу посмотреть эту самую вашу полноту счастья общения. И, может быть, там Марина...

 

– Нет её там, – проворчал Тофик, – но ваше желание я обязан исполнить. Смотрите!

 

Внезапно всё вокруг переменилось, исчезли идиллические картины непринуждённо общающихся собеседников, и перед глазами Димона открылась бесконечная серая пустыня, сплошь затянутая серым сумрачным туманом. В этом тусклом туманном полумраке бродили, натыкаясь друг на друга, миллионы, если не миллиарды, людей, что-то невнятно бормочущих на ходу и вновь продолжающих своё непрерывное брожение и бормотание.

 

Димка сделал шаг вперёд и тотчас же кто-то из обитателей этой пустыни уткнулся в него. Димон присмотрелся к нему. Человек выглядел безнадёжно усталым, измождённым и опустошённым. В его тусклых застывших глазах была неизбывная тоска. Он посмотрел на Димона.

 

– Парень! Ты француз? Ты не из второго кавалерийского корпуса генерала Жовэ?

 

– Нет! Я русский!

 

– А! Всё равно! Никак не найду никого из своих, никого из знакомых, никого из тех, кто знал бы меня, или хоть захотел бы меня выслушать! Всем здесь не до кого, каждый ищет кого-нибудь, кому он будет не безразличен, и не находит. Каждый хочет сказать своё и не хочет никого слушать! Я вижу, ты не здешний, ты не поймёшь меня...

 

И он, отвернувшись от Димона, вновь смешался с туманом.

 

– Ничего себе, блин, счастье общения! -Димон вопросительно посмотрел на поёживающегося менеджера.

 

– Им дана возможность свободно общаться, – пожал плечами Тофик, – но они сами не могут использовать её, потому что они в своей земной жизни слушали только самих себя и в обществе других людей искали лишь слушателей. А перейдя оттуда сюда, измениться уже невозможно. Вот они и не слышат друг друга! Ведь общение подразумевает не только желание говорить самому, но и желание слышать и понимать других!

 

– Пошли отсюда! – вырвалось у Димона. Они вновь оказались на дорожке с пылающими стрелками.

 

 

 

 

Следующий «остров», очевидно, являлся каким то социальным ресурсом, так как там за множеством компьютеров сидели разновозрастные мужчины и женщины и лихорадочно колотили по клавишам. Димон взглянул на экран ближайего «компа», там набиралось: «Всем известная Ксюша вчера вновь продемонстрировала свой цел-люлит...»

 

На другом экране было: «Очевидно, певец Б. всё-таки страдает не только хроническим алкоголизмом, но и...»

 

Следующий экран горел ироничным: «Конечно, нахапав такое количество народных денег, олигарх С. может просаживать в казино за один вечер...»

 

А в кишащей между «островов» людской массе со всех сторон раздавалось: «Представляешь! Этот мерзавец Джо сказал мне..», «Вы слышали! Какие гадкие устрицы подавали у Maksima...», «Аи Бао опять застукал свою жену с разносчиком воды...», «Я всегда утверждал, что такой урод, как Махмуд, не сможет...», «Это всё попы и монашки охмуряют простых тружеников...», «Таки что вы подумали? Изя никогда не взглянет на эту кривую Бро-ху...», «Хуссейн угрожает всему цивилизованному миру своим бактериологическим оружием...», «Да эта шлюха Сагалаки разве сумеет красиво накрасить волосы...», «Мистер и мисисс Винер наверняка разочаруются в своей новой экономке, так как...», «Это, должно быть, сам Дхарка украл шкуры у своей тёщи...», «Витюха, козлище, провонял своей анашой всю мою БМВ-шку...»

 

Димка, не выдержав, плюнул и вопросительно посмотрел на Тофика.

 

– Слушай, Тофик! Это что за канализация, в которую мы попали? Здесь что, кайф ловят, пичкая друг друга дерьмом?

 

– Что вы, что вы! Просто здесь каждый имеет право свободно высказывать свои замечания любой степени критичности, свободно распространять их в здешнем информационном пространстве, свободно создавать собственные версии интересующих его событий, пусть даже основанные на непроверенной или заведомо неточной информации. Это и есть высшее достижение свободы слова! – восхищённо продекламировал менеджер.

 

– Это, типа, свобода врать, клеветать и сплетничать? Ну её на фиг, такую свободу! -выругался Димон. – А что же происходит с теми, кто сделал выбор остаться здесь и перешёл на основной уровень?

 

– Хотите увидеть?

 

– Хочу!

 

– Смотрите!

 

Димка едва не задохнулся от ударившего по обонянию ядовито-кислотного удушливого газа, которым было наполнено всё пространство, напоминающее бесконечную пропасть каньона, дно которого было усеяно сидящими, лежащими, ползающими на четвереньках, бродящими, словно поражёнными слепотой, людьми. Их стоны сливались в один непрерывный истошно-тоскливый гул.

 

– Это чей-то с ними там, что за отравой они дышат? – сам стараясь не дышать, прошептал Димон.

 

– Концентратом злобы, стимулирующей в людях потребность лгать, клеветать и осуждать других людей, – пояснил Димке стоящий рядом с ним Вестник. – Когда человек в земной жизни принимает помысел осудить кого-либо и соглашается с этим помыслом, в защите его души появляется брешь, через которую он из этого места начинает подсасывать слабенькую струйку этой субстанции, которая начинает как-бы жечь душу изнутри, вызывая в ней потребность излить это зло наружу в какой-нибудь форме – лжи, клеветы, оскорблений. И чем чаще человек реализует это желание, тем больше расширяется брешь и тем сильнее наполняется его душа вот этим веществом. Соответственно и потребность в выплёскивании его из себя возрастает всё более. А попав сюда, люди окунаются в разъедающую злобу во всей её силе, причём теперь уже полностью лишенные всякой защиты. Что они там испытывают, ты видишь сам.

 

– Там они получают ещё одну свободу, -торжественно объявил Тофик, – свободу слушать о себе всё, что было высказано в их адрес в лицо и за глаза за всё время их земной жизни и по окончании её. Ведь многие даже после перехода из земной жизни сюда продолжают оставаться предметом и темой для реализации свободы слова и распространения информации другими, ещё живущими в земном мире людьми! И так вечно!

 

– Да уж, счастье! – задыхаясь, помотал головой Димка. – Давай скорее отсюда!

 

– Как изволите, как изволите! – шаркнул ножкою Тофик. – Всё для клиентов, прошу!

 

И, вступив на дорожку со светящимися стрелками, они оказались в другом пространстве."

Share this post


Link to post

Монах,сделавшийся рабом тщеславия, ведёт двойственную жизнь, по наружности пребывая в монастыре, а умом и помышлениями в мире.(Иоанн Лествичник, слово 22-е, о тщеславии).

Share this post


Link to post
Guest Николя

От тщеславия шустро переобуться в воздухе не каждому удастся... потому следовало бы развязать для начало шнурки)

Share this post


Link to post

На мой взгляд есть у интернета и хорошие качества, несмотря на то, что ему в отличие от телевидения нет ещё и 50 лет, но он более мобилен и демократичен. Не всегда, но можно и в интернете найти последнюю, горящую информацию.

Share this post


Link to post

В интернете можно найти много нужного и полезного, если им правильно пользоваться, сейчас, когда я еще только воцерковляюсь, мне он помогает.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...