Перейти к публикации
Гость

Утренние и вечерние молитвенные правила...

Рекомендованные сообщения

у меня вот какой вопрос возник...

у Иоанна Златоуста есть вот такие слова в толкованиях на Евангелия

 

Кроме того, здесь (=>"Молясь, не говорите лишнего, как язычники") , как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим: "в молитве постоянны", говорит апостол (Рим. 12:12). Притом и сам Спаситель притчей о вдовице, которая немилосердного и жестокого судью преклонила неотступностью просьбы, и притчей о друге безвременно ночью пришедшем и поднявшем с одра спящего, не по дружбе, но по неотступному прошению, не иное что заповедал, как то, что все непрестанно должны молиться Ему. Впрочем, Он повелел не воссылать к Нему молитвы, составленной из многочисленных стихов, а просто открывать Ему наши прошения. На это Он и указал в словах: "ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду" (Матф. 6:7-8).

 

 

скажите пожалуйста, если действительно так, то почему утренние и вечерние правила такие большие, да ещё к ним прибавляют каноны, акафисты и т.д., не противоречит ли это наставлениям Христа?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Приседающий

Мне кажется раньше у человека была внутренняя потребность долгого молитвословия, а сейчас - Отче наш, даждь хлеб насущный и избави от лукавого.Аминь. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость yanata

Катюша,наверное правильно на такой вопрос ответят священники,я обычно спрашиваю на сайте Псково-Печерского монастыря,а мы можем заблуждаться в правильности ответа. Молитвенное правило может и священник назначить каждому индивидуально,главное не количество,а качество

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость ч-0

Раньше не существовало утренних и вечерних правил, все православные вычитывали полный круг церковных богослужений.Поэтому любой человек войдя в храм понимал какая служба совершается. Результат секулизации - наши утренние и вечерние правила, появившиеся в обиходе, только во времена Екатерины 2-ой.Делайте выводы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я так Думаю что нужно Молиться Простой детской Молитвою.Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов

 

как мне кажется, здесь слово "лишнее" означает "ненужное". Иными словами, если молитесь, говорите по делу. С продолжительностью или количеством слов ничего общего это не имеет. Есть же заповедь: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). А многословия язычников тем и были неугодны Богу, что говорили не о том, о чем нужно. Как об этом говорит Писание: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". (Иак. 4, 3)

 

Продолжительность молитв для каждого человека устанавливается индивидуально, по совету с духовником. В целом и общем, утренние и вечерние молитвы в православных молитвословах это обязательный минимум, там собраны молитвы святых. В том их ценность, что там все по делу, святые знают о чем Бога просить. Да и не такие они длинные. Утренние молитвы читаются минут 15, вечерние чуть больше.

 

Ведь в большинстве случаев молиться человеку не хочется, так что общая тенденция - себя надо заставлять. И молиться и заповеди исполнять, потому нормальное духовное состояние православного человека - подвиг.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо всем за ответы! Сердечно благодарю :smile300:

Продолжительность молитв для каждого человека устанавливается индивидуально, по совету с духовником.

у меня духовника нет, спросить некого; если подойти к священнику он скажет то, что вы сказали;

 

В целом и общем, утренние и вечерние молитвы в православных молитвословах это обязательный минимум,

у меня вот в чем проблема...когда я молюсь по правилам в молитвословах, я чувствую, что я вру..вру Богу потому, что то что там написано в большинстве я не чувствую, не сознаю и вообще мне даже что-то чуждо...например такие слова: Господи, неужели мне одр сей гроб будет...или такие: или окаянную душу просветиши днем... - ну не чувствую, что она окаянная, она бедная, больная, измотанная, вымученная, но не окаянная...также как и душа любого человека; также длинные молитвы с разнообразием слов рассеивают ум..пришел с работы, ум по разным углам, встаешь на правило и там не лучше..как быть?

 

как мне кажется, здесь слово "лишнее" означает "ненужное".

вы меня озадачли...это к чему сказано?...это вообще-то слова Златоуста я привела: Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы;

 

С продолжительностью или количеством слов ничего общего это не имеет.

Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов,

 

непрестанно молитесь,

так это тоже совершенно не говорит о том, что молитвы должны быть длинные..можно непрестанно молиться словами "Господи помилуй"

 

Утренние молитвы читаются минут 15, вечерние чуть больше.

это как ? тараторя? ...у меня утренние занимают как минимум пол часа, а как же благоговение?

 

только во времена Екатерины 2-ой.Делайте выводы!

я вообще слышала, что утренние и вечерние правила были заимствованы из католичества..на сколько это верно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Катюша,наверное правильно на такой вопрос ответят священники,я обычно спрашиваю на сайте Псково-Печерского монастыря,а мы можем заблуждаться в правильности ответа. Молитвенное правило может и священник назначить каждому индивидуально,главное не количество,а качество

 

Спасибо! :smile300:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

у меня духовника нет, спросить некого; если подойти к священнику он скажет то, что вы сказали;

 

Вот у аввы Дорофея есть кое-что по этому поводу:

"Когда я был в общежитии, я открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну и никогда, как сказал, не решался сделать что-либо без его совета. И иногда говорил мне помысл: "Не то же ли самое скажет тебе Старец? зачем ты хочешь беспокоить его?" А я отвечал помыслу: "Анафема тебе и рассуждению твоему, и разуму твоему, и мудрованию твоему, и ведению твоему; ибо что ты знаешь, то знаешь от демонов". И так я шёл и вопрошал Старца. И случалось иногда, что он отвечал мне то самое, что у меня было на уме. Тогда помысл говорил мне: "Ну что же? Видишь, это то самое, что я говорил тебе: не напрасно ли беспокоил ты Старца?" И я отвечал помыслу: "Теперь оно хорошо, теперь оно от Духа Святого; твоё же внушение лукаво, от демонов, и было делом страстного устроения души".

 

Так что все же лучше сходить и спросить.

 

 

у меня вот в чем проблема...когда я молюсь по правилам в молитвословах, я чувствую, что я вру...

 

Так мы не святые, конечно врём, и хорошо, что это чувствуем. Это совершенно обычная ситуация. Молитвенное правило потому так и называется, что человека заставляет почувствовать несоответствие своего внутреннего мира с молитвами святых и потихоньку исправляет его. Мы не можем молиться как ангелы, приходится прикладывать труд и смиряться. И такая молитва с "потом и кровью" более хороша, чем когда человек парит где-то. Так что нужно продолжать так молиться, и на исповеди каяться в том, в чем совесть укоряет. И хорошо кроме утренних и вечерних молитв в течение дня молиться короткими молитвами своими словами.

 

вы меня озадачли...это к чему сказано?...это вообще-то слова Златоуста я привела: Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы;

Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов,

 

Не сразу понял, думал это Ваши слова :smile300: Ну со Златоустом конечно спорить не буду, но в принципе, всё сказанное мной остается в силе, просто немного другая грань предмета. Святых отцов нельзя понимать слишком однобоко, а то можно указанные цитаты истолковать как то, что в молитве слова должны быть короткие и их должно быть мало, а это же явно не так. В молитве качество в любом случае важнее количественных параметров (количество и продолжительность слов).

 

это как ? тараторя? ...у меня утренние занимают как минимум пол часа, а как же благоговение?

 

А это тоже индивидуально у каждого. Вопрос в быстродействии ума, наколько человек успевает обдумать мысль и проникнуться ей. Когда молитвы читаются много лет, и они уже наизусть выучены, проблем с благоговением не возникает. Иной раз наоборот, слишком замедлил молитву, и сразу помыслы ум в сторону уводят. По разному бывает, у бесов фантазия богатая на козни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Многословные молитвы

 

"А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (от Матфея 6, 7). Поясните, пожалуйста, почему многие молитвы отнюдь не коротки, а очень пространные и многословные?

 

У нас сложилось мнение, что основной причиной появления пространных молитв является желание подольше поговорить с Богом и высказать все, что накопилось на душе. А нередко и потому, что, как гласит пословица, «от избытка сердца уста глаголят».

 

Действительно, прежде чем беседовать с Богом «своими словами», надо приобрести устойчивый навык молиться теми молитвами, которыми молились наши святые предки, и которыми до сих пор молится Богу Православная Церковь. И не только приобрести навык, но и полюбить эти святые молитвы так, чтобы они искренно исходили не только из уст и ума нашего, но как бы рождались в самой глубине нашей личности, нашего "Я", т. Е. в сердце.

 

И только после этого человек приближается к тому состоянию, когда он может вдохновенно молиться Богу «своими словами», в смиренном духе верного чада Святой Церкви.

 

Ответ свяещенника. Псково -Печерский монастырь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Правило душу правит

 

 

 

Игумен Нектарий (Морозов)

 

 

 

 

18100.p.jpg

 

Ежедневный рацион

 

 

Молитву действительно с полным основанием можно назвать насущным хлебом нашего сердца — тем, что питает и поддерживает его жизнь. Но что мы знаем вообще о необходимом для правильной жизнедеятельности организма питании? Во-первых, что его должно быть достаточно, во-вторых, что его не должно быть слишком много, в-третьих, что оно должно включать в себя все потребные организму элементы. Вот примерно то же самое можно сказать и о молитвенном правиле. Оно не должно быть слишком маленьким, поскольку в таком случае оно бы свидетельствовало о нерадении и теплохладно­сти — а ничего страшнее этого в духовной жизни нет. Не должно быть и чрезмерным, чтобы не обратиться в «бремена тяжкие и неудобоносимые», которые рано или поздно захочется сбросить. И, наконец, в нем должно присутствовать всё то, что душе потребно, чего она хочет.

 

Необходимый «минимум»

 

У каждого из нас в молитвослове обязательно есть «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим». По сути, это и есть то правило, с которого необходимо начинать свой маленький молитвенный подвиг всякому христианину. Обычно времени уходит на это от 15 до 25 минут утром и примерно столько же вечером (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, о чем постараемся сказать ниже). Хорошим и даже жизненно важным дополнением к такому правилу может быть ежедневное чтение главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Это тоже не требует большого времени, а пользу душе приносит огромную. Притом желательно (если есть такая возможность) читать Писание утром — тогда в течение дня удобнее возвращаться к прочитанному и размышлять над ним.

Часто у людей воцерковляющихся возникает вопрос (как правило — с чьей-либо «подсказки»): а не требуется ли благословение священника для того, чтобы определить свое личное правило? Наверное, можно сказать так: для того, чтобы читать утренние и вечерние молитвы, благословение не требуется. Это своего рода «обязанность» каждого православного христианина. В остальном же и вправду лучше всего попросить благословения и совета. Совет нужен потому, что своего личного опыта еще явно недостаточно. А благословение — поскольку, во-первых, в испрашивании его проявляется смирение, привлекающее Божественную благодать, и, во-вторых, оно как бы скрепляет собой намерение человека. Бывает ведь так, что мы что-то решаем сами делать, а враг потом начинает нас «точить»: а обязательно ли это надо делать, а почему бы сегодня от этого не отступить… и т.д. и т.п. Когда же мы руководимся полученным благословением, то такой напор со стороны противника всякого доброго и спасительного дела преодолевать уже гораздо легче.

 

Как правильно рассчитать свои силы

 

Священник дает совет, но при этом он обязательно руководствуется тем, что слышит от самого человека или видит в нем. Как тренеру определить, какую нагрузку дать спортсмену, с которым он встретился впервые? Пусть поднимает 100 кг? Но он может оказаться неподготовленным и надорвется. Пусть ограничится весом в 20 кг? Но это будет слишком легко, и он не получит никакой пользы… Значит, надо сначала посмотреть, что он может и тогда уже назначать вес.

Почти так же и в духовном плане. Разница только в том, что здесь всё гораздо сокровенней, всё очень лично. И если сам человек не приложит усилия и в то же время не потрудится для того, чтобы открыться перед священником, то вероятность ошибки всегда будет велика.

Святитель Феофан, обще говоря о молитвенном правиле, советовал посмотреть, какое будет посильным. Например, положить для себя совершать каждый вечер какое-то значительное количество поклонов. Потом, убедившись, что это количество не приводит к перетруждению, немного убавить от него, и такое правило совершать уже постоянно. Наверное, подобным принципом руководствоваться лучше всего. Но опять-таки — советуясь на всех этапах такого «самоиспытания» со священником, у которого исповедуетесь.

 

Для самых немощных

 

О том, что настоящее время характеризуется крайней немощью приходящих в Церковь людей — и духовной, и физической, может быть, и не было бы необходимости лишний раз говорить, если бы это не имело прямого отношения к теме статьи. Бывает так (и это хорошо известно любому приходскому пастырю), что первоначально человеку не под силу оказывается прочитать целиком даже утренние молитвы, не говоря уже о вечерних, когда сказывается утомление от прошедшего дня. Как, впрочем, бывает и другое: уже вполне церковные люди, ссылаясь на крайнюю занятость и усталость, просят разрешить им уменьшить и без того невеликое по размеру «делание». Иногда можно усмотреть и в том, и в другом элементарное нерадение и малодушие. И тогда лучше всего посоветовать человеку преодолеть и понудить себя выполнять установленное правило. Но порой нужно действительно дать некую ослабу, поняв, что у человека и вправду нет сейчас достаточного времени и сил.

Нередко сегодня можно слышать в связи с этим такое словосочетание, как «правило преподобного Серафима Саровского». Под ним понимают троекратное чтение молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и единожды — «Символа веры». И такая практика получила в наше время значительное распространение.

Однако следовало бы обратить внимание, что преподобный рекомендовал такое правило не всем вообще, а тем, кто был занят в определенный период времени тяжелыми полевыми работами, начинавшимися ранним утром и продолжавшимися до поздней ночи. И в б€ольшей степени — тем, кто не знал грамоты и не умел читать молитвы по молитвослову. И вот еще какая немаловажная деталь: в данное правило входило не только чтение утром, в обед и вечером вышеуказанных молитв, но и чтение в течение всего дня молитвы Иисусовой. Тогда оно и на самом деле могло приносить существенную духовную пользу и вести делателя к христианскому совершенству.

Если же говорить о современных людях, среди которых неграмотных нет и которые чаще всего заняты не физическим трудом, оставляющим ум свободным, а такой работой, которая не позволяет отдавать молитве б€ольшую часть дня, то для них, скорее всего, был бы предпочтительней другой вариант. А именно — временно прочитывать из утреннего и вечернего правила не все, а лишь избранные (желательно — по указанию священника) молитвы. Почему так — объяснить несложно. Апостол Павел неслучайно говорит о том, что мы не знаем, о чем и как должно молиться, если только Святой Дух не наставит нас (Ср.: Рим. 8, 26). Именно таким образцом — о чем и как молиться, становятся для нас молитвы, излившиеся из сердец святых, просветившихся Божественной благодатью,— святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, преподобных Макария Египетского и Иоанна Дамаскина и других святых. Молитвы, которые мы и находим в утреннем и вечернем правиле в своем молитвослове. И когда нет возможности прочитать их все, то хорошо бы всё же прочитывать хотя бы какую-то часть.

 

Что к правилу прибавлять

 

Чем, помимо глав из Священного Писания, можно свое правило дополнить? Современные издания молитвословов буквально соревнуются друг с другом в количестве молитв «на всякую потребу». Среди них попадаются всякие — и такие, которые традиционны для церковного обихода, и те, что появились совсем недавно и представляют собой весьма неудачные примеры современного «литургического» творчества.

Нередко можно видеть, что как раз такими молитвами и увеличивает свое правило новоначальный. Это и закономерно в каком-то смысле: они «понятней» (зачастую — в силу современности нам) и они отвечают конкретным нуждам, запросам, чаще всего совершенно практического, утилитарного свойства. Между тем, цель молитвы для христианина в большей степени не испросить у Бога решения какой-то частной, сугубо земной задачи, а приблизиться к Нему — не ради какой-то корысти, а просто потому, что в этом заключается истинная жизнь человека, то, для чего он сотворен.

 

Поэтому можно определить это так: да, просить у Бога о том, что существенно необходимо для нас и наших ближних, необходимо. Но отдавать таким молитвам б€ольшую часть своего правила было бы большой ошибкой.

 

Молитва, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), должна в первую очередь воздействовать на наше сердце, сообщая ему в отношении Бога и всего Божественного те высокие мысли и чувства, в которых мы нуждаемся более всего. Поэтому лучше всего добавлять к правилу чтение акафистов Спасителю и Божией Матери, псалтири и какое-то количество поклонов с молитвой Иисусовой. А если мы испытываем н€ужды чего-либо попросить у Господа сугубо, то к этому прошению такое правило и будет самой лучшей подготовкой. И чаще всего для этого прошения хватит в таком случае всего лишь несколько, от души сказанных слов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается...

Юль,это когда наизусть знаешь и помянник не читаешь,тогда может и получится 15-20 минут....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается...

Если очень собраться и сосредоточиться, - то можно. Иногда это и советуют, чтобы ум не рассеивался. Помогает...

А другим надо наоборот медленно, как советует св. Феофан:

 

"Читай неспешно, во всякое слово вникай и мысль всякого слова до сердца доводи".

 

 

Мне кажется, не только разным людям полезно по-разному, но и даже одному и тому же человеку в разное время - тоже...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. :)

 

А я вообще промолчу, с чем у меня лучше, а с чем хуже. :unsure:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. :)

Алексей, не могу ссылку найти, может кто даст тут. Писалось как раз, что нельзя ни в коем случае читать молитвы выученные наизусть, а именно по книге надо.

Вы думаете батюшки, особенно старые за десятки лет служения не знают уже наизусть литургию? Однако служат строго по книге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот св. Феофан Затворник наоборот часто советовал выучить молитвы, чтобы лучше доходило до сердца... Например:

 

"До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, - в подвигах монашеских. Подвиги сии суть: молитва, пост, добротворение. Молитесь утром и вечером. Выучите на память утренние и вечерние молитвы, - и их читайте всегда будто на распев, чтоб мысль могла следить за словом, и сердце отвечать мысли чувством. После всякой молитвы хорошо класть по несколько поклонов с молитвою к Господу, а в конце всех и сотенку можно положить. Все - не спешно, со вниманием".

"Дух веры, упования и преданности в волю Божию, - вот что надо возгревать в сердце.

Правило молитвенное можете и сами сладить... Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов, и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их... Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его".

 

"Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило...

Выучите несколько псалмов на память, таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву".

Которые наизусть знают молитвы утренние и ночные, хорошо делают. И пусть читают, только неспешно, с мыслями и чувствами, кои выражаются словами молитвы. Так молиться лучше, чем по молитвеннику. И Евангелие учить на память хорошее дело, и псалмы. Благословляйте всех на это.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сколько отцов - столько и мнений. :) Поэтому лучше всего иметь своего духовника и слушать его.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сколько отцов - столько и мнений. :) Поэтому лучше всего иметь своего духовника и слушать его.

Духовники есть у всех, но не у всех есть духовные отцы... (( В этом случае подвижники прошлого века советовали выбрать того святого отца, который ближе по духу, и следовать его словам. Мне, например, письма святителя Феофана дали и дают столько, что и не передать. Самый любящий духовный отец...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Духовники есть у всех, но не у всех есть духовные отцы... ((

 

За всех не нужно писать, Алина, никогда. И первых и вторых у многих нет. А вот духовник как раз-таки, зная вашу жизнь через исповедь, и может посоветовать почитать того, как вы пишете про духовного отца, который вам сейчас нужнее всего.

 

Если уж рассуждать вашими категориями, то для нас всех главный духовный отец - Господь наш Иисус Христос и руководство к жизни изложено в Новом Завете. И, вроде, более ничего и не надо. :)

Изменено пользователем Иулиания

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

За всех не нужно писать, Алина, никогда. И первых и вторых у многих нет. А вот духовник как раз-таки, зная вашу жизнь через исповедь, и может посоветовать почитать того, как вы пишете про духовного отца, который вам сейчас нужнее всего.

 

Если уж рассуждать вашими категориями, то для нас всех главный духовный отец - Господь наш Иисус Христос и руководство к жизни изложено в Новом Завете. И, вроде, более ничего и не надо. :)

И не думала писать за всех. Это простой факт. Мой духовник как-то именно так мне и сказал: у каждого христианина есть духовник, то есть тот, кому тот исповедуется, но духовный отец - это совсем другое.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...