Перейти к публикации
inna d

с праздником Успения Пресвятой Богородицы

Рекомендованные сообщения

епископ Вениамин (Милов)

Чтения по литургическому богословию

◄  Раздел 18

 

Успение Богоматери в литургическом освещении

 

(В литургическом освещении)

История Успения Божией Матери, развертываемая по данным церковно-литургического творчества, имеет свою научную ценность.

Исследование этого исторического факта приходится делать на основании древнехристианского предания и отчасти апокрифов.

Отслоение зерна истины от сомнительных или неправдоподобных вымыслов в сказании об Успении Пресвятой Богородицы произвели именно такие авторитетнейшие песнописцы православной Церкви, как святые:

Анатолий, Патриарх Константинопольский (†V в.), Герман, Патриарх Константинопольский (†VIII в.), Феофан Начертанный, Митрополит Никейский (†IX в.), Косьма, Епископ Майумский (†776 г.) и преп. Иоанн Дамаскин (†780 г.).

Церковно-богослужебные творения, приуроченные к изображению события Успения, описывают его в подробностях критически взвешенных, общепринятых в Церкви и соответствующих беспримерному величию и достоинству Матери Бога Слова.

Целью настоящей работы является объединение отрывочных замечаний упомянутых великих песнописцев в целостное историческое повествование о Богоматернем Успении. В описании его по возможности сохраняется оригинальный стиль святых авторов.

Богослужебные каноны и песнопения, положенные на Успение, раскрывают ряд следующих моментов данного события:

1. собрание Апостолов в Иерусалим,

2. последнюю беседу их с Божией Матерью,

3. преставление и погребение Богоматери и

4. описание явления Ее Апостолам на третий день после погребения.

Изложение перечисленных исторических деталей мы заключаем определением дидактического значения богослужебных Успенских молитв и песнопений.

Скрытый текст

 

ИСТОРИКО-ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. По святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее Успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия»1091

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью1092.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм Апостолов1093.

Самовидцы и слуги Слова в это время, рассеявшись по различным странам поднебесной земли, проповедовали всюду святое Евангелие. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила Апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках принесла к Иерусалимскому дому Ап. Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь1094. В числе прибывших в Иерусалим церковное предание упоминает, кроме святых Апостолов из числа 12, еще св. Ап. Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея1095 из числа 70.

По Божию Промыслу очевидцам Господня вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на небо Пречистой Матери Господа1096.

Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали.

Утешая их, Пресвятая Богородица говорила: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире... А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси»1097, и еще молитвенно сказала: «Сыне и Боже Мой! Тех, которых Ты дал Мне, сохрани во веки»1098.

При последней беседе Божией Матери с Апостолами не мог удержаться от плача также св. Ап. Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме.

Исполненный скорби, Ап. Иоанн говорит Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми ко Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления проставь и меня, к Родившемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при кресте страдания»1099.

Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами, без Твоей матерней любви и попечения. Твое отшествие нам – скорбный плач»1100.

Пресвятая Богородица всем говорила слова утешения, обещая быть их всегдашней молитвенницей и по Успении.

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печалей. Апостолы и многие из Иерусалимских христиан окружали одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи верующих блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома св. Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный старейшими ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовию тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой и Твое крайнее благосердие. Покланяюсь славе Твоего величества. Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?»1101.

Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал:

«Приди Ближняя Моя, приди. Прекрасная Моя. Приди Матерь Моя в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый»1102.

Исходившую из тела Богоматерную душу Спаситель принял во Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления1103.

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для, Апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение преобразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова – Пресвятую Богородицу1104.

Св. Апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовию лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатию и жизнью, как у мирно спящей и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею1105.

Апостол Петр, со слезами взирая на Тело Богоматери, громко сказал: «О, Дева! В Тебя вселился Господь, – наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой! Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада»1106.

Из сердца прочих Апостолов невольно вырвались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами:

«Пречистая!» – восклицали они, – «Как предадим Тебя, Матерь жизни, гробу?1107 Увы нам! Недолго мы имели Тебя утешением... ныне же видим подъявшей смерть по закону естества. Как погребем Тебя, Дева, или какими обовьем плащаницами? Какими руками прикоснемся ко Твоему нетленному Телу? Как понесем всетяжкое сиротство?»1108

«Открой, Мати Божия, Твои чистые очи и посмотри на Твоих чад! Открой, Пресвятая, уста и дай нам благословение... Как умерла Ты, обожившая естество смертных. Ты почила, а не умерла, пробудившись в лучшей жизни. Богородице Дева! При виде Тебя бездыханной, ослабевает наш дух. Радость наша, Богородице! Проповедание наше, Богородице! Куда отходишь от нас? Куда преставляешься ныне, оставив птенцов на земле? Богоотец Давид! Ныне при исходе Матери нашего Бога будь с нами и воззови ныне к Божиим ангелам: «Возьмите врата, чтобы безлепно принять Божию Матерь! Пречистая! вспомни нас в небесном Царстве, славящих Твое Успение»1109.

Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению.

Погребальный одр Апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, устье которой закрывалось большим камнем. На пути к пещере Апостолы воспевали священные погребальные псалмы и импровизированные песни, предначинаемые Апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским Епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый ангельский хор1110.

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердце Иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, по званию иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износилось Тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепши, с криком ужаса и боли пал на землю.

Пораженный чудесной Божией карой и придя в сознание греха своего. Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у Апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда Ап. Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям. Афоний последовал Апостольскому указанию и тотчас получил исцеление1111. Так Господь покарал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота1112.

Достигнув Гефсиманской пещеры, Апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень1113.

Богоматерняя же душа, как читаем в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во Святое Святых неба (Евр. 9:11). Божия Матерь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконечного радостного созерцания славы Сына Божия1114.

Восход Ее души к небу происходил в ангельском окружении и среди славословий старейших ангельских сил и душ праведников1115. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним ангельским ликам: «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица. Примите ваши подвратия и примерно подымите Матерь присносущного Света. Примите Родившую Творца неба и земли»1116. «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения»1117.

При восхождении в горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал: «Что мне и Тебе, Матерь Божия?»1118

Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа восступила на небесный круг и достигла прекрасного горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя, основанный из всесветящих камней. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, во благолепие Божие. Припадши к престолу всевышнего Бога Троицы, где страшный и неприступный свет, Богоматерь, падши, рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святом Святых неба благодатию высокопрестольной славы, посадил одесную Себя1119. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред своей Владычицей!1120

С этого времени Богоматерь во славе приседит и предстоит престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует. Она – красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной1121.

После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, сущему вверху ее, и что Пресвятая, – живой престол Божий, – взошла на горний престол Божий, превыше небес1122.

Пречистое Тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения.

Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел Апостолов и всех христиан к уверению в факте воскресения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и Кивот Твоей святыни" (Псал. 131:8).

Этот случай был таков.

Среди Апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию допущению, отсутствовал Ап. Фома. Божественная Сила восхитила его в Иерусалим позднее прочих Апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице.

Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, Ап.Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что он не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения.

Сострадая ему и желая его утешить, Апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы Ап. Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, был отвален камень от входа гробницы.

Все Апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на гробном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой. Отсюда для них стало очевидным чудо воскрешения Господом Своей Пресвятой Матери для жизни на небе во плоти1123. Пораженные этой чудесной неожиданностью, св. Апостолы по возвращении в Сионский дом Апостола Иоанна Богослова некоторое время пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда Апостолы возносили этот хлеб вверх со словами: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля их дома, их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни»1124.

Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица! помогай нам». В соответствии с церковно-богослужебными свидетельствами, честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием Духа, как Божия Матерь, и с преображенным телом перешла от земли на небо1125.

В силу происхождения от смертных родителей Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее лествицей к небу, Гефсимания – местом веселия и сияния1126.

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге. Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа1127.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения:

Успение Божией Матери, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного града Господня, восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первообразу, приятие небом Божией тьмочисленной святой Колесницы1128. Оно есть отлет от земного гнезда уязвленной любовию к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего престола и вместе положение в Божий руки таинственной книги, в которой написано Божие Слово1129.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КАНОНАХ И ПЕСНОПЕНИЯХ НА ПРАЗДНИК УСПЕНИЯ

Личное участие христианина в слушании Успенского богослужения дает ему возможность:

1. вспомнить историю события Успения Пресвятой Богородицы,

2. прочувствовать нравственно-догматический смысл его,

3. прославить Божию Матерь своим сердцем вместе с Церковью и

4. испросить у Нее молитвенно помощи в личном спасении.

1.

Мысленное предношение за богослужением образа Божией Матери в последние дни Ее земной жизни, слышание Ее речей пред Успением, воспоминание о плаче Апостолов при прощании с Нею – создают сильные внутренние переживания в верующей душе. Событие двухтысячелетней давности становится как бы современным, когда мы лично приступаем к Богоматерней плащанице, всматриваемся в неоценимо дорогой Лик Пречистой и, подражая Апостолам, благоговейно лобызаем Ее святую руку. Душа при этом наполняется умилением, теплейшей любовью к Пресвятой Деве потому, что Она в Духе Святом видит и нас, осеняет и нас 'благодатию Сына Своего и целит, изменяет наше греховное настроение на святое1130. Слышание Успенских песнопений и созерцание Богоматернего Лика на иконах и плащаницах, с изображением Ее лежащею во гробе, очевидно соединяется с излучением благодати Божией в души внимающих богослужению. Пресвятая Богородица приближается к ним благодатной силой, как живительное солнце к растениям, по Ее молитвам совершается смягчение сердечной черствости и какое-то удивительное просветление чувств.

2.

Основные идеи, навеваемые содержанием Успенских канонов и молитв, две:

а) Церковь, в праздник Успения, учит своих детей христианскому отношению к факту телесной смерти и

б) пониманию исключительного значения Божией Матери в деле личного спасения.

Христианин, по мысли песнопевцев Церкви, есть победитель страха смерти. Его настроение должно быть свято, светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб есть лествица к небу, начало вечной радости и славы, преставление к лучшей, совершеннейшей жизни на небо в явно зримом единении с Богом1131.

В подготовке к радостному переходу в загробный мир у христианина в распоряжении два посредства: личное усилие и взыскание молитвою помощи Божией Матери. Пресвятая Богородица, преставившись от земли, никак не отлучается от живущих на земле духом. Она неусыпно молится о них и испрашивает им у Бога помощи в победе над греховностью. Как стена мира и Матерь мысленного света, Она сообщает благоговеющим пред Нею просвещение Сына Своего – Светоподателя. Ее пребывание на небе в нетленном теле не препятствует Ей изливать благодать на все лицо земли. Божия Матерь, подражая благости Сына Своего и Бога, являет Свое теплое промышление о людях их утешением, радованием и попечением об их исправлении, просвещении их ума и сердца и укреплении воли ко всякому добру1132.

Пречистая украшает и животворит верующее человечество Своим благословениями1133.

3.

Ввиду этого Церковь в день Успения Божией Матери призывает верующих славить Ее и молиться Ей. Образчики возношения хвалы Пресвятой Богородице дают богослужебные песнопения. В них глубина богословствования, красота речи и блестящие образы.

«Сегодня, – восторженно восклицает преп. Иоанн Дамаскин, – да возгласят трубы богословов и пусть изрекает хвалы Божией Матери человеческий многоречивый язык»1134. «Сегодня Царица Неба и земли, как светло украшенная невеста, предстала Царю и Богу для ближайшего предстательства о всех»1135.

Воскликнем Ей: «Благословенна Ты в женах, блаженное Твое чрево, вместившее Христа»1136.

4.

Хвалы Богоматери в день Успения Ее переплетаются у церковных песнопевцев с прошениями к Ней от лица верующих. Основным содержанием прошений является – мольба о благодатном просвещении и душевном спасении.

Примерными обращениями к Божией Матери могут быть названы хотя бы такие: «Благословенная Владычица! Просвети нас-светом Сына Твоего»1137. «Не переставай на нас призревать»1138. «Владычица! Не забудь родного Тебе человечества»1139. «Спаси от всякого бедственного обстояния нас, исповедающих Тебя Богородицею»1140, возвысь силу христиан. Мы с Апостолами поклоняемся Тебе, Молящейся о наших душах1141. «Пречистая Богородица! Ты всегда..., день и ночь не переставай молиться о сохранении новых Твоих людей невредимыми от всего греховного и о спасении душ наших»1142.

Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресв. Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом.

 

* * *

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/chtenija-po-liturgicheskomu-bogosloviju/19

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником!

Пресвятая Богородица моли Бога о нас грешных. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Свт. Григорий Палама

 

Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена

(Пс. 44:10)

В выражении: «одежда позлащенная» – разумей Ее богосиянное тело, «преукрашенное» всеразличными добродетелями; потому что Она единственная ныне с богопрославленным телом имеет пребывание с Сыном; потому что ни земля, ни гроб, ни смерть не могли окончательно удержать живоначальное и богоприемное тело, и обиталище более любимое (Богу), чем небо и небо небес.

«Предста Царица одесную Тебе». Видите ли разницу положения? На основании сего можете заключить и о разнице в состоянии достоинства: потому что Серафимы – вокруг Бога; близ же Его Самого находится только всех Царица, Которой и Сам Бог восхищается и восхваляет Ее, как бы возвещая Ее окружающим Его (небесным) силам, и говоря, согласно реченному в Песни Песней: «Как прекрасна Ты, Ближняя Моя», светлейшая света, более исполненная цветения, чем – Божий рай, более прекрасная, чем весь видимый и невидимый мир! Не только же Она – близ Него, но, по справедливости и – одесную Его; потому что там, где Христос на небесах воссел, т.е. – одесную Величия, там и Она предстала, ныне взойдя от земли на небо; не только потому, что Она любит Его и исключительным образом взаимно любима Им, что следует на основании и самых законов естества, но – и потому, что Она воистину – Престол Его; а там, где воссядет Царь, там – и Престол Его стоит.

 

Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С Праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!

 

Её молитвами пред Сыном Своим и Господом нашим Иисусом Христом да будем спасены все мы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Успения Божией Матери

Лариса Маршева, Георгий Сурков

15/28 августа Церковь празднует Успение Божией Матери, вспоминая окончание Ее земной жизни. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Скрытый текст

 

Прежде чем перейти к разбору песнопений, следует вспомнить, что праздник Успения Богородицы появился в церковном году достаточно поздно. Этот день стал праздноваться всей Церковью только в конце VI века[1]. Примерно тогда начали создаваться и литургические тексты, посвященные отшествию ко Господу Богоматери. Над созданием песнопений, которые посвящены этому празднику, трудились такие выдающиеся церковные поэты, как Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, которому и принадлежит авторство кондака праздника[2].

Что касается текста тропаря, то его автор остается неизвестен. Однако, поскольку данный текст встречается в рукописях той эпохи, можно с полной уверенностью говорить: тропарь праздника был создан примерно в то же время[3].

Таким образом, мы имеем дело с текстами, которые представляют замечательные примеры византийской литургической поэзии. Что же это значит для нас?

Сегодня, когда мы слышим на богослужении песнопения на церковнославянском языке, многое для нас может оставаться непонятным. Часто это связано с тем, что анализируемые тексты создавались в давние времена. И жизнь людей тогда во многом отличалась от нашей, так разнились и взгляды на язык, искусство, литературу, поэзию.

Тропари и кондаки звучат совершенно не так, как стихи, к которым привык современный человек

Действительно, тропари и кондаки звучат совершенно не так, как стихи, к которым привык современный человек. Тем не менее эти тексты все же являются поэзией и также способны волновать сердца людей и открывать красоту богословских истин, которая, быть может, часто остается недоступной восприятию через строгие научные трактаты. Чтобы научиться чувствовать гармонию литургической поэзии, нужно понимать не только православное богословие, но и видеть специфику художественного языка древних авторов. Некоторые из этих особенностей мы и постараемся найти в песнопениях праздника Успения Божией Матери.

Тропарь и кондак известны нам в первую очередь по церковнославянскому переводу, который используется в нашем богослужении:

Тропарь:

«В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».

Кондак:

«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к Животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную»[4].

Греческий же оригинальный текст выглядит так:

Тропарь:

«Ἐν τῇ Γεννήσει τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, μήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν».

Кондак:

«Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον»[5].

Русский перевод может быть таким:

Тропарь:

«Рождая, сохранила Ты девство. В мирной кончине Ты мира не оставила, Богородица. Перешла к жизни, будучи Матерью Жизни. И твоими молитвами избавляешь от смерти души наши».

Кондак:

«Неусыпающую в молитвах Богородицу и в защите Надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни перевел к Жизни Тот, кто Поселился в Ее вечно девственном чреве».

Рождество и Успение

Одной из особенностей творчества византийских гимнографов является использование приемов античной риторики[6]. Так, в первых строках тропаря мы встречаемся с яркой риторической фигурой – параллелизмом: «В рождестве девство сохранила еси – во успении мира не оставила еси, Богородице». Гимнотворец воспевает рождение – начало жизни – и смерть – ее окончание. Причем рождение и смерть, которые для нас представляются полярными, не противопоставляются в тексте тропаря. Напротив, в этой поэтической фигуре мы видим единый глубокий смысл.

Он заключается в том, что рождение и смерть, о которых говорится в тропаре, – события из ряда вон выходящие. Рождение – чудесное Рождество Богочеловека Иисуса Христа, в котором Матерь Его является Девой. Смерть – временная кончина Богородицы, в которой Она не оставляет наш мир.

Смерть – временная кончина Богородицы, в которой Она не оставляет наш мир

Примечательно, что в церковнославянском языке для обозначения кончины Богоматери используется особое слово – «Успение» (κοίμησις), что можно перевести как «погружение в сон» или «мирная кончина»[7].

Так, уже в первых строках тропаря мы также встречаемся с одной из особенностей богослужебной поэзии, которая заключается в частом совмещении несовместимого: материнства и девства, жизни и смерти. В этом проявляется особая «антиномичность мышления» византийских поэтов[8].

Здесь автор не пытается проникнуть в тайны Божественных спасительных антиномий. Он просто созерцает и воспевает эти непостижимые истины, поэтически создавая особое умозрение в словах[9].

Мать Жизни

Знакомясь с текстами православной богослужебной поэзии, можно заметить, что их отличает особое отношение к Священному Писанию. Иногда Библия цитируется напрямую, порой предлагается толкование, часто церковные поэты используют отдельные образы, которые отсылают нас к тому или иному тексту. Соответственно, для понимания этих образов необходимо знать текст Священного Писания и видеть те отсылки к нему, которые делает автор.

Как в тексте тропаря, так и в тексте кондака Богородица называется «Матерью Живота» – Матерью Жизни. Здесь мы встречаем отсылку к Евангелию от Иоанна. Господь Сам говорит о себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

При этом «жизнь» в рассматриваемых песнопениях употребляется и в других значениях. Интересно проследить, каким образом в тропаре и кондаке художественно используется многозначность этого слова.

Церковнославянское «живот» (греческое «ζωή») имеет несколько тесно связанных между собой значений. Об одном из них уже было сказано: Жизнь – одно из имен Бога. Другим значением, которое нередко встречается в священных и богослужебных текстах, является указание на жизнь вечную, бессмертие[10].

В тексте тропаря и кондака художественно изображается тайна Спасения: Дева Мария в смерти не умирает

Так, в тексте тропаря и кондака художественно изображается тайна Спасения: Дева Мария в смерти не умирает. Благодаря тому, что через Богородицу миру была явлена жизнь – Спаситель Бог, Она перешла, или «преставилася»,[11] к вечной жизни.

Вообще, темой вечности и воскресения пронизаны многие песнопения, посвященные Успению Богородицы, поскольку христиане верят в воскресение Богородицы, которое произошло на третий день после Ее смерти[12]. Текст кондака говорит об этом так: «Богородицу… гроб и умершвление не удержаста».

Здесь мы встречаемся с особенностью византийской поэтики, которая заключается в персонификации, олицетворении неодушевленных предметов[13].

Так, с помощью использования евангельских образов, художественного сочетания разных значений слов, а также особых поэтических приемов, в этих текстах раскрывается тема вечности и воскресения.

Непреложное упование

Рассматривая тексты тропаря и кондака праздника Успения Божией Матери, можно найти в них много сходного. Одни и те же особенности поэтического языка древних гимнографов передают общее богословское содержание.

Однако если в тексте тропаря акцент сделан в первую очередь на созерцании догматических истин, то кондак «изображает событие, в дополнение к тропарю, по его практическому значению для нас»[14].

Первые строки кондака говорят о Богородице как о неусыпной Заступнице, которая непрестанно предстательствует, то есть защищает[15] (προστασίαις) нас.

Параллелизм первых строк как бы усваивает Богоматери особое имя – «упование» – церковнославянское слово, которое соответствует греческому ἐλπίς – «надежда»[16]. Действительно, христиане всегда с глубокой надеждой обращались в молитвах к Божией Матери и особо почитали Ее.

Такое отношение имеет прочное богословское основание. Воспевая Деву Марию как Богородицу, Церковь прославляет богословскую истину о воплощении одного из Лиц Пресвятой Троицы. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «это имя содержит все таинство домостроительства»[17]. Если Родившая – Богородица, то Рожденный от Нее – Бог, но поскольку Он рожден, Он же есть человек.

Эта истина является основой, на которой зиждется все наше христианское упование, ведь только благодаря Воплощению Бога для каждого человека стало возможным причастие Вечной Жизни.

 

Воплощение же Сына Божия неразрывно связано с личностью Девы Марии. Один из выдающихся византийских богословов – Николай Кавасила – так говорит об этом:

«Воплощение было делом не только Отца, Его Силы и Духа, но также делом воли и веры Девы. Без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры Предвечный Совет не мог бы быть осуществлен»[18].

Содействие же Ее было возможным лишь при условии ее высочайшей святости, достигнутой свободно.

И в этой святости, во всецелой преданности Богу Пресвятая Дева явила пример высочайшей жизни, которая возможна и для каждого человека. В святости и чистоте, непостижимом материнстве Она стала так близка к Богу, что Церковь непрестанно обращается к Ней как к Ходатаице, Заступнице, возлагает на Нее свои надежды и воспевает, как «в предстательствах непреложное упование».

Лариса Маршева, Георгий Сурков

27 августа 2021 г

 

https://pravoslavie.ru/141303.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником Успения Божией Матери!
Пусть покров Царицы Небесной будет над всеми нами! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

из ТГ-канала митр. Луки:

 

"Христос посреди нас, дорогие мои читатели!


«Во Успении мира не оставила еси…»
Сегодняшний день можно назвать Богородичной Пасхой. Ведь Успение – это не только день, когда душа Пречистой разлучилась с телом, но и день, когда Она же в нем Воскресла. Предваряя всеобщее воскресение, Матерь Божия ожила для того, чтобы войти в вечность Своего Сына. Но воскресла Она телом не для того, чтобы наслаждаться в покое и тишине святости Царства Божия, а для того, чтобы защищать Своих детей и воевать за их души с врагом рода человеческого. Наши земные матери не будут знать покоя ни днем, ни ночью, пока их дети страдают. Тем более наша Небесная Матерь слезами и кровью поливает Свои святые лики на иконах в молитве и предстательстве за нас перед Богом. 
Если Господа Иисуса Христа мы называем Богочеловеком, то Его Пречистую Матерь мы можем назвать человекобогом. Она имеет по благодати то, что Ее Сын имеет по Своей Божественной природе. Поэтому Богородица слышит и отвечает одновременно на просьбы множества людей. Ее всеведение, всезнание и всемогущество – есть дар обожения и свойство Ее преображенной в Троичном Боге личности. То же самое мы видим и в жизни прославленных святых. В этом и есть замысел Божий о человеке – усыновить и удочерить творение Творцу, наделив его свойствами Творца. 
Высочайшим примером такого преображения есть Матерь Божия. Имея такую же, как и все мы, человеческую природу, Она прожила жизнь такой святости, что не приняла даже малой тени какой-либо греховной мысли. Богородица есть эталон земного человека, выросшего выше всех ангельских сил. Это чистейший и святейший сосуд Божий, которого никогда не было и не будет за всю историю существования человечества. 
Какую же заповедь после Себя оставила нам Пресвятая Дева в Священном Писании? «То, что скажет Он (Господь Иисус Христос) вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Эти Ее слова, сказанные слугам в Кане Галилейской, обращены к каждому из нас. Из Священного Предания мы знаем, какое обещание дал Богородице Спаситель: «Ты Матерь Моя, а Я Сын Твой. Исполню по послушанию любую Твою просьбу». Молится непрестанно о спасении каждого из нас Царица Небесная. Нет у нас теперь никаких препятствий для того, чтобы войти в Царство Божие, кроме одного – нас самих, нашей свободной воли. Потому что ни Богородица, ни Сам Бог не смогут нас спасти, если мы сами этого не захотим. Направим же всю свою волю, все свои усилия на то, чтобы достичь конечной цели нашей жизни – войти в радость Господа нашего Иисуса Христа и остаться в ней во веки веков. Аминь."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

 

 

ib3735.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почему одр Божьей Матери мыслится как престол

Разбираем иконографию Успения Пресвятой Богородицы с иконописцем Анатолием Алешиным

Оксана Головко

 

Икону называют богословием в красках, и потому мы решили посмотреть на иконографию двунадесятых праздников вместе с человеком, который изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии Успения Пресвятой Богородицы размышляет иконописец Анатолий Алешин, преподаватель иконописного факультета Московской духовной академии, один из ведущих специалистов в области фресковой росписи.

Успение XIII в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея

– Давайте поговорим про более лаконичный извод, как, например, на иконе XIV века из Новгородского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

– Глядя на икону Успения Божией Матери, можно сказать, что здесь очень наглядно изображено происходящее событие. Мы видим в центре ложе, на котором покоится пречистое тело Божьей Матери, окруженное «слетевшимися» с разных концов земли апостолами, и Спасителя, держащего на руках душу Богородицы.

Скрытый текст

 

Следует обратить внимание, что сравнение смерти с успением, со сном, понятие смерти как сна – традиционно для Церкви. Христианская вера предполагает не просто ожидание конца света и всеобщего воскресения, а желание этого события. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – говорится в Символе веры. Не раз встречается оно в Евангелии – так, Сам Господь говорил про дочь Иаира: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Ин. 8, 52), и про Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11, 11).

И уж тем более сравнение с успением логично, когда речь идет о Богородице. Вспомним слова стихир и задостойника праздника:

«А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, / ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо».

«Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: / де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть; / по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, // спаса́еш и при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́».

Та же мысль звучит и в тропаре:

«В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша».

 

На иконе вокруг одра Божьей Матери мы видим апостолов, которые пришли проститься с Ней. В богослужебный текстах подчеркивается, что как апостолы с разных концов земли пришли к одру Божьей Матери, так и мы приходим в Церковь, на литургию – каждый из своей ситуации, говоря современным языком. Неведомыми Своими путями собирает Господь к престолу Свое стадо. И апостолы группами находятся по краям одра – как по краям престол: с одной стороны Петр, с другой Павел (который присутствует во всех значимых событиях, в которых, если смотреть с человеческой, исторической точки зрения, он не участвовал, но в иконах совсем другое измерение)…

За одром стоит Господь с душой Божьей Матери, так и на литургии Он невидимо предстоит, являясь Центром и Свершителем таинства.

Душа Божьей Матери изображается в виде спеленутого младенца – это говорит о том, что переход в Вечную Жизнь тоже происходит как рождение.

 

В некоторых изводах изображаются врата Царствия Небесного, в некоторых – к этим вратам возносится ангелами Богородица в обычном (не в образе младенца) Своем виде.

– Каких обычно святителей изображают на иконах Успения?

– Тех, кто, по преданию, присутствовал при Успении – Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский.

– Какую роль играет изображение ангельских сил вокруг мандорлы (сияния), внутри которой – Христос с душой Богородицы?

– Всякое благое дело, тем более священное, происходит не иначе как с помощью и в присутствии ангельских сил. Вот и на иконе «Успения Божией Матери» они изображаются: доставляющими апостолов и возносящими Божью Матерь в Царствие Небесное, стоящими с благоговением со свечами вокруг скорбного одра.

Здесь можно говорить в том числе и о литургическом значении – в литургии участвуют и священнослужители, и пришедший народ, и Силы Небесные, и, конечно, Сам Господь. Вся Церковь во всей полноте. Здесь эта полнота как раз тоже подчеркивается. Апостол Петр обычно изображается с кадилом – он кадит одр, как кадят престол в храме.

Даже если нет мандорлы с ангелами, как, например, на иконе Успение Богородицы XIII века из собрания Третьяковки, все равно ангельские силы присутствуют: есть летящие ангелы с прикровенными руками – знак того, что они близко к Святыне. Над ними два поясных ангела, тоже указующих на Спасителя с душой Его Матери, и наверху еще два ангела, которые душу Богородицы относят на Небо.

– Перед одром Богородицы горит свеча (на этой иконе – одна, может быть две)…

– По преданию, Божья Матерь Сама дала указание, чтобы в горнице горела свеча. Но здесь и литургическое звучание – свечи зажигают пред царскими вратами.

Хотелось бы сказать, что на Руси праздник Успения Божьей Матери всегда был очень важен для верующих. И в древних иконостасах, и в темплонах больших храмов без изображения Успения не обходилось. Эта икона, как правило, завершает праздничные ряды. Подтверждением важности праздника для Русской Церкви можно назвать многочисленные Успенские храмы. Древний – 1158 года во Владимире, построенный князем Андреем Боголюбским. Или такой важный для нашей страны, ее истории Успенский собор Московского Кремля (1475–1479).

Для русской и балканской традиции характерно и нередкое изображение Успения на западной стене храма, то есть это тот образ, который прихожанин видит последним, выходя из храма. Есть еще и такая устойчивая традиция, когда композиция Успения Божьей Матери изображалась на северной стене, напротив композиции Рождества Христова. Эта параллель имеет все те же литургические смыслы, то есть литургия – как общее богослужение: в Рождестве Христовом и люди, и ангельские силы пришли к Самому Спасителю, к Его яслям, в композиции Успения все пришли к одру Божьей Матери, но, как мы уже говорили, центральной здесь является фигура Христа.

Апостолы, летящие на облаках

– Давайте теперь поговорим про «облачное Успение».

– «Облачное Успение» является, так сказать, расширенной версией этого праздника. Апостолы изображаются не только у одра Богоматери, но и в верхней части иконы, на облаках, летящими из разных концов земли к Иерусалиму. Это чудесное их перемещение подчеркивается зримо, и, по преданию Церкви, именно так Господь собрал их еще раз воедино у одра усопшей Богородицы. И литургический смысл остается тем же: Господь собирает на богослужение людей со всех концов земли.

– Мы еще не сказали про архитектурные строения на иконе. Какую они несут смысловую нагрузку?

– Они показывают, что действие разворачивается внутри помещения (мы помним, что это горница на Сионской горе в Иерусалиме). Если действие происходит вне помещения, на улице, обычно пишутся горки.

 

– Вернемся к более подробным изводам, в которых мы можем увидеть эпизод с вручением Богоматерью Своего пояса апостолу Фоме, который, согласно преданию, был перенесен к одру Божией Матери с опозданием и получил пояс из Ее рук.

– Это предание дополняет основные факты и основное, главное, что изображается в иконе. То есть добавляется повествовательность, стремление изобразить событие более детально. Ту же функцию выполняет и другой эпизод, который иллюстрирует момент, как иудейский священник Авфоний, который недолжно относился к Богородице, прикоснулся к одру, чтобы сбросить Её тело. Ангел отсёк ему обе руки. Но когда после назидания апостола Петра Авфоний взмолился о помощи, вновь обрел руки в целости. Такое мы видим, например, на иконе Успение Богоматери ок. 1497 г. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря.

 

В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Успение Пресвятой Богородицы исполнено, говоря современным языком, как раскадровка, то есть в нескольких регистрах росписи изображается каждый из моментов происходящего. Это колоссальный труд для иконописца – изобразить Успение пошагово. Целью такого множественного изображения Успения, думаю, было желание содержательно заполнить большие площади стен и то, чтобы человек, созерцающий росписи, как можно лучше представил, что происходило тогда, в тот момент, словно бы он сам оказался свидетелем.

 

На мой взгляд, заслуживает внимания икона Успение Пресвятой Богородицы XV века тверского происхождения из Третьяковской галереи. Иконография – «облачное Успение». Икона очень красива по колориту. Ее часто копируют студенты у нас на иконописном факультете: изысканный цветовой строй иконы привлекает к себе.

– Как вы считаете, почему сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе?

– Действительно, в эту эпоху складываются многие иконографии, и не случайно: Церковь стала уделять особое внимание как иконографии, так и языку иконописи. В чьем лице это происходило? В первую очередь это святители и преподобные, и так же, думаю, сами иконописцы тоже формировали иконографические традиции.

– В иконах Успение Пресвятой Богородицы мы видим скорбь тех, кто собрался у Ее одра. И вместе с тем – там никогда нет отчаяния....

– Да, именно скорбь, светлая печаль, но никогда не безысходность, поскольку иконопись этого не приемлет, в иконах всегда есть упование на Жизнь Вечную. Да, апостолы и все, кто знал Матерь Божью, не могут не испытывать чисто человеческих чувств от того, что расстаются с Ней здесь, на земле. Но ведь они знают, что Христос воскрес. И в целом это передает характер всего иконописного повествования: присутствие Спасителя, Который держит в руках душу Божьей Матери, ангелов, которые возносят Ее. Не зря Успение называют Богородичной Пасхой: по преданию Церкви, Богородица была взята на Небо с душой и телом.

Успение называют Богородичной Пасхой: по преданию, Богородица была взята на Небо с душой и телом

И в этом – великая тайна и наше упование. Поэтому никогда в колорите иконы Успение мы не увидим ничего мрачного, все равно там будут звучать ликующие цвета.

– Расскажите, вы сами писали Успение Божьей Матери?

– Да, несколько раз писал композицию Успение Пресвятой Богородицы, и в основном на стене. Например, в Череповце, в часовне Преподобного Филиппа Ирапского, 1999 г., один из лепестков свода был посвящен Успению Божьей Матери. В Пахомиево-Нерехтском монастыре, в Троицком соборе, 2005 г., в Краснодарском крае.

Когда я работаю над этим сюжетом, мне важно отобразить праздник, торжество жизни над смертью, ведь, если вернуться к задостойнику, «Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: /», передать, что подлинное предназначение человека – к Вечной Жизни, к пребыванию с Богом в Вечности. Вся драматургия иконы уже выявлена, художник может ее только интерпретировать, так или иначе: скорбят ли апостолы в задумчивости или они скорбят и общаются между собой, например.

 

Стараюсь читать перед началом работы богослужебные тексты. На Успение Божией Матери есть два канона – преподобных Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского. Эти гимнографы, хотя и были родными братьями, можно сказать, разные по стилю – у преподобного Косьмы – сложно закрученная мысль, в нее надо вчитываться, вникать. Чтобы понять смысл, часто приходится возвращаться к началу тропаря. У преподобного Иоанна, лично для меня, в строках канона соединяется ум и сердце, и ты воспринимаешь прочитанное не только умом, но еще возникает какой-то душевный порыв. И тот, и другой канон очень интересны, и надо читать их оба, потому, что получаешь пищу для ума, для души, для духовного осмысления. Эти гимнографы показывают нам на высоком духовном уровне, какие мысли и чувства могут рождаться, когда мы осмысляем тему Успения Божией Матери. И это очень помогает в работе над написанием композиции Успения, наполняет ее содержанием.

Череповец, часовня Преподобного Филиппа Ирапского. 1999 г.

С Анатолием Алешиным
беседовала Оксана Головко

26 августа 2022 г.

 

https://pravoslavie.ru/147906.html

 

В статье на ресурсе очень много икон Успения Пресвятой Богородицы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником!

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас. И особо - о нашем воинстве. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Успение 
 
В материнстве оставшись девою, 
Во Успении не умерла, 
Это знаю иль в это верую – 
Близко к Сыну мама Христа. 
 
Пела песню Ему колыбельную 
И качала на белых руках, 
Шила ночью рубаху нательную 
И в окошко обедать звала.. 
 
Он дождался её усталости 
От житейских штормов и волн, 
Её тихой, красивой старости 
И укутал в уютный сон. 
 
В Свои чудные взял обители, 
Чтоб вовек уже не терять, 
Чтоб скорбящим, монахам и сиротам 
Дать Святую Заступницу – Мать. 
 

Инокиня М. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...