Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

19 минут назад, Vаlentinа сказал:

вам нужно подправить своё отношение к разговорам на форуме.

Вам, Валентина, просто необходимо подправить свое отношение к разговорам на форуме. По всему видно, что вы опытный интернет-солдатка... Обратите внимание, что все последние "разборки" на форуме начинаются и разгоняются (в т.ч. и потухшие) исключительно после вашего подключения. 

 

25 минут назад, Юрий Кур сказал:

Эти слова оправданы своей резкостью для того времени,

Вот почему я не люблю  разговоры "вообще"... бессмысленные и беспощадные.) Разговор должен носит конкретный и предметный характер. С Владимиром был конкретный разговор про кино, не первый раз уже. Зачем вы с Валентиной начали растягивать и разжижать его... непонятно. Соскучились?)

6 часов назад, Монтгомери сказал:

Вы говорите, что на Западе все фильмы такие, а я говорю, что у нас не лучше. Имеем ли мы моральное право кивать на Запад, когда у нас тоже самое.

Ребячество какое-то... кто мы "имеем ли"? Еще раз вам говорю. Я не снимаю фильмы, не распространяю их, не соблазняю никого современным кинематографом, поэтому я имею право говорить об этом то, что считаю нужным.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
44 минуты назад, *Владислав* сказал:

Вот почему я не люблю  разговоры "вообще"... бессмысленные и беспощадные.) Разговор должен носит конкретный и предметный характер. С Владимиром был конкретный разговор про кино, не первый раз уже. 

Да Вы же сами и превратили этот разговор из "предметного о кино" в разговор "вообще", когда привели слова свт. Игнатия:

7 часов назад, *Владислав* сказал:

А свт. Игнатий Брянчанинов, вообще  "расположение к наукам и искусствам гибнущего века сего" относит к страсти тщеславия и пишет о том, что в этом надо каяться на исповеди.

 

47 минут назад, *Владислав* сказал:

Соскучились?)

Ещё как ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, *Владислав* сказал:

Вам, Валентина, просто необходимо

Понятно. Не услышали совета. Жаль (((  Ну что ж, я свой долг перед вами выполнила. Напомнила о воспитанности, этике общения даже неверующих, грехе хамства... на православном форуме. ( Смотрите сами, вольному воля. 

 

А на главный вопрос так и не ответили. Упраздняем науку как грех и объявляем анафему нераскаявшимся и не бросившим её ученым?

Изменено пользователем Vаlentinа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, Юрий Кур сказал:

когда привели слова свт. Игнатия

Мне надо было вырезать слово "наука", что ли? Это ещё просто кино не существовало во времена святителя, он бы ещё жёстче и безапелляционнее, думаю, сказал.

 

Кстати поводу вот этого:

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

Эти слова оправданы своей резкостью для того времени, когда жил святитель Игнатий, 19 век

В те времена существовали в основном музыка (по большей части классическая), опера, театр и живопись. Всё при этом достаточно скромно и благочестиво по сравнению с современным искусством. Я представляю, что и как сказали бы сегодня святитель и оптинские старцы при виде Киркорова, Моргенштерна, чернушных фильмов Балабанова или современных галеристов.

 

51 минуту назад, Юрий Кур сказал:

Ещё как ))

Я про хайп, есл что.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 минуты назад, *Владислав* сказал:

Я про хайп, есл что.)

а я нет

 

5 минут назад, *Владислав* сказал:

В те времена существовали в основном музыка (по большей части классическая), опера, театр и живопись. Всё при этом достаточно скромно и благочестиво по сравнению с современным искусством. Я представляю, что и как сказали бы сегодня святитель и оптинские старцы при виде Киркорова, Моргенштерна, чернушных фильмов Балабанова или современных галеристов.

Это заблуждение. Достаточно вспомнить гав-ду Пушкина, чтобы не обольщаться по поводу "скромности и благочестия" искусства прошлых веков. 

 

Но вообще-то тема душевного и духовного, поднятая Вами, гораздо шире темы разнузданной распущенности.

 

Есть ведь и "хорошее" душевное, и даже "воцерковленное" душевное; но беда, когда его принимают за духовное. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, Юрий Кур сказал:

беда, когда его принимают за духовное.

Очень интересно! А не приведёте примеры такой подмены?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, Vаlentinа сказал:

Очень интересно! А не приведёте примеры такой подмены?

А вот в беседе о. Даниила от 27.07, в том числе, и об этом. Я давал ссылку чуть выше. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, Юрий Кур сказал:

А вот в беседе о. Даниила от 27.07, в том числе, и об этом. Я давал ссылку чуть выше. 

Это да, я как раз сейчас слушаю, и поняла, о чём вы писали. ) Кстати, спасибо за ссылку, очень интересно и актуально абсолютно всё, и о причащении, и о проповеди, и о "лёгком" православии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Добавлю ) Мне тоже очень много дала книга преп. Варсонофия и Иоанна,  это поразительное руководство именно для духовной жизни. Она очень большая, наверное, далеко не каждый будет всё читать. А есть для нас, как бы начальный вариант - Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна. Там избранные места, полезные на любом уровне духовной жизни.

 

Например, под рубрикой Осуждение:

Вопрос 450. Если вижу, что кто-нибудь поступает неприлично, могу ли я судить о сем неприличии? И как избежать проистекающего отсюда осуждения ближнего?

Ответ. То дело, которое действительно неприлично, мы не можем не признавать за неприличное, ибо иначе как избежим происходящего от него вреда, по слову Господа, Который сказал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнáете их» (Мф. 7, 15-16). Того, кто делает такое дело, осуждать не следует, как по слову Писания: «не судите, и не будете судимы» (Лк. 6, 37), так и потому, что нам должно признавать самих себя грешными более всех, а равно и потому, что согрешение брата мы должны считать за свое собственное и ненавидеть лишь диавола, прельстившего его. Когда бы кто столкнул другого в яму, то мы порицаем не его, но того, кто столкнул его; точно так и здесь. Случается, что человек делает дело, которое видящим оное кажется неприличным; но оно совершается по благому намерению делающего, как сие случилось с известным святым старцем: он, проходя мимо конского ристалища, вошел в него с намерением, ибо видя, как там каждый старается предварить и победить другого, сказал помыслу своему: «Видишь ли, как усердно подвизаются угождающие диаволу? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного?» И ушел с этого зрелища еще более прежнего усердным к духовному пути и подвигу. А равно мы не знаем и того, не сделается ли согрешивший брат посредством покаяния благоугодным Богу через свое смиренномудрие и исповедание. Фарисей отошел осужденным за свое величание. Зная сие, будем подражать мытареву смирению и осуждать самих себя, чтобы быть оправданными, и убегать фарисейского величания, чтобы не быть осужденными.

 

495. ...Ответ Варсонофия.

Блажен ты, брат, если действительно ощущаешь, что имеешь грехи; ибо кто ощущает их, тот гнушается ими и всячески удаляется от них. Ощущать грехи свои и просить помощи у отцов, чтобы их молитвами к Богу избавиться от грехов и ожидающих грешника мук, — это уже и есть часть покаяния. Мы молимся о тебе, а ты старайся, по силе твоей, приобрести смирение и покорность. Не настаивай ни в каком случае, чтобы было по твоей воле, ибо от сего рождается гнев; не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие. Непрестанно бодрствуй, поучаясь в законе Божием..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Заметила одну вещь: у известных людей в семье берут интервью, это печатается в журналах или показывают по телевизору. Потом через какое-то время узнаешь, что семья распалась. Конечно, это не со всеми так.

Какие мысли у кого по этому поводу будут? Какие причины таких распадов семейных?

17 часов назад, *Владислав* сказал:

Вам, Валентина, просто необходимо подправить свое отношение к разговорам на форуме. По всему видно, что вы опытный интернет-солдатка... Обратите внимание, что все последние "разборки" на форуме начинаются и разгоняются (в т.ч. и потухшие) исключительно после вашего подключения. 

 

Ребята, давайте жить дружно)) 

Изменено пользователем inna d
ошибка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 минут назад, inna d сказал:

Какие мысли мысли у кого по этому поводу будут? Какие причины таких распадов семейных?

Болтать поменьше о себе и о близких надо на людях )

 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
18 минут назад, inna d сказал:

Какие мысли мысли у кого по этому поводу будут? Какие причины таких распадов семейных?

Про все причины, конечно, мы знать не можем, но то, что нельзя выставлять напоказ того, что делаешь о Господе, и рассказывать об этом нельзя, даже если кажется, что и не хвалишься, - об этом пишут святые отцы. Отнимется Божия помощь, за вольное или невольное тщеславие, завистью бесов.

 

Преп. Макарий Великий вот писал: "Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего; то принявший на сохранение не считает сего сокровища своею собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чуждаго сокровища; потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище не только у меня чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня. Так и имеющие благодать Божию должны о себе думать. Если они превознесутся, и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них благодать Свою, и остаются они такими, какими были до приятия благодати от Господа".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прочитайте основы социальной концепции РПЦ "XIV. Светские наука, культура, образование": ссылка

 

Там же приведены и следующие цитаты:

 

Климент Александрийский: «Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти... ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога».

 

А святой Григорий Богослов писал: «Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна — высокий, другая — низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить наc узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной».

 

Я просто привожу хорошие фильмы. Зачем из этого нужно было делать проблему; политику, цитаты втягивать, искажая их смысл, не пойму. Будьте проще. Смотрите хорошие фильмы понемногу, молитесь чаще. И никаких проблем нету и быть не может тут. Соблазна больше от политики. А от добрых фильмов только польза. Проверено).

 

Цитата

"Рафаил Карелин: "любое душевное творчество, будь то поэзия, музыка и т.п., рассредоточивает молитвенную концентрацию и духовное делание". А свт. Игнатий Брянчанинов, вообще  "расположение к наукам и искусствам гибнущего века сего" относит к страсти тщеславия и пишет о том, что в этом надо каяться на исповеди.

 

Цитата

Однозначно могут быть истолкованы духовно неопытным человеком как призыв каяться в "любом душевном творчестве, будь то искусство, или наука", как в деле грешном и тщеславном. Что не соответствует православному отношению ни к искусству, ни к науке.

Совершенно верно. Кино - это тоже самое, что чтение книги, только ты видишь и получаешь пользу, как и от тех же западных душеполезных книг Толкиена, Льюиса. Конечно есть плохие фильмы. Но почему-то, когда их разоблачал или тут задевал, то мне начинают приписывать, будто я их все смотрю, если знаю о них. Для этого не надо их смотреть. Однозначно все западные кинокомедии, мелодраммы, ужастики, боевики, фантастику и все высокобюджетные современные западные фильмы точно вычёркиваем. Там 100% содомия. А какой-нибудь семейный фильм про животных, детей, дружбу - тут я свиней не встречал. Если кому приносит пользу, а по комментариям к ним это действительно так - тут следует только радоваться и Славить Бога, так через фильм воздействующий на сердца, что проявился остаток доброты, которая заложена в душу человека Я помню, как бывала разозлюсь сильно на кого-то, а посмотришь добрый фильм - сразу и сам добреешь и думаешь, зачем я так злился, пойдёшь ещё и извинишься перед человеком. Вот тебе и соблазн... В хорошем смысле.

 

Цитата

 

Эти слова оправданы своей резкостью для того времени, когда жил святитель Игнатий, 19 век - эпоха, когда людям казалось, что ещё чуть-чуть, и наука всё объяснит, заменит веру; в упрощенном виде - торжество базаровщины и соответствующая реакция на неё святителя. Но эти слова не следует понимать как православное учение о науке и искусстве как таковых.

 

И мы знаем, что многие оптинские старцы (например, преп. Антоний, преп. Нектарий) читали не только духовную литературу, но и научную, а преп. Нектарий и преп. Варсонофий любили поэзию; последний был сам замечательным поэтом. И их это не отвлекало от духовного делания.

 

О. Ну сегодня вы Юрий с Валентиной меня порадовали.

Добавлю сюда слова Св. Порфирия Кавсокаливита: "Чтобы стать христианином, нужно иметь душу поэта, нужно стать поэтом. «Грубых» душ Христос не желает иметь рядом с Собой. Христианин, пусть лишь тогда, когда любит, является поэтом, пребывает в поэзии. Поэтические сердца глубоко проникаются любовью, закладывают ее внутрь сердца, обнимают ее и глубоко чувствуют". 

Изменено пользователем Монтгомери
Дополнил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Юрий Кур сказал:

Это заблуждение. Достаточно вспомнить гав-ду Пушкина, чтобы не обольщаться по поводу "скромности и благочестия" искусства прошлых веков. 

 

Нет никакого заблуждения. Это вы наивно сравниваете Гавриилиаду с массовой тотальной пошлостью современного искусства. 

 

Но я, вообще-то не об этом говорил.  И чем не угодил святитель Игнатий? Устарел, что ли? 

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ, приязнь, симпатия, устар. благоволение, устар. благорасположение     РАСПОЛАГАЮЩИЙ, подкупающий, привлекающий, притягивающий.

 

Не с этого ли "притягивания" и "симпатии" зарождаются страсти и зависимости, ведущие в погибель? "Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века". Об этом же речь шла. Это предмет разговора. Я только об этом говорил, о привязанности и постепенном избавлении от нее, а не то, что вы с Валентиной тут наприкручивали к моим словам. Тоже любите кино смотреть?) Тогда понятно.)

 

И остался не раскрытым вопрос... интересен метод определения годности. В мире снимается ежегодно порядка 2 500 фильмов. Как выловить среди них годный фильм? Напрячь духовника отсматривать и рекомендовать, что посмотреть?

Или Владимир, вот, "видит". "Сразу".  Чем интересно?

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 минуты назад, *Владислав* сказал:

Это вы наивно сравниваете Гавриилиаду с массовой тотальной пошлостью современного искусства. 

я как раз не сравниваю; это разного порядка мерзости (кощунство / пошлость)

 

22 минуты назад, *Владислав* сказал:

И чем не угодил святитель Игнатий? Устарел, что ли? 

Да всем угодил. Только если воспринять его высказывание буквально, то получится, что образ Божий в падшей человеческой природе вообще исчез и никак не проявляется в делах человеческих. И такое действительно может произойти, когда человек ставит себя в центр. Это, конечно, очень часто встречается , но это не неизбежность. Что мы и видим на примере многих отцов, в том числе оптинских старцев.

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?

 

Все ИЛИ-лькаете?

 

Вот в рекламе тарифов ТЕЛЕ2 были слова: выгода - понятие личное.

 

Так и фильмы. Как в пословице: что русскому хорошо, то немцу - смерть.

 

Пока еще не надоело приводить к общему знаменателю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В идеале, желательно лучше с утра и в поздний вечер фильмы не смотреть, впрочем как и форуму желательно не уделять времени, так как с утра нужно собрать ум в молитве и не рассеять его для служение всему дню, а вечером нужно собраться для отправления вечерних молитв,... ну или что бы не заснуть за просмотром фильма до поздней ночи, не помолившись :lazy3000: :declare0:.  Тоже касается Субботы и Воскресения по известным причинам. Конечно! Я не спорю. Желательно фильмы конечно совсем не смотреть, я просто против того, что бы впадать в крайность, что это прямо зло-зло. А так, если есть возможность, то дать себе послабление, но только для доброго фильма, не на долго, крайне редко. Я уже писал выше, что очень нравятся документальные фильмы про Паисия и других Святых. Я бы даже сказал, что они собарают на молитву, согревают её. Вот их можно, думается, и перед сном после молитвы немного посмотреть, освящаясь добрыми поучениями Паисия. Это же тоже самое, что книжку про него прочитать с житиями Святых.

Изменено пользователем Монтгомери

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из ТГ-канала еп. Саввы:

 

Наука, великий дар Бога человеку — дар познавать Творение. Об этом даре, кстати, сказано на первых же страницах Библии: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

 

Но наука, вовсе не сопряженная с этикой или хотя бы даже основанная на атеистическом или деистическом гуманизме, несёт в себе большой риск дегуманизации человека, разрушения человечества.

Скрытый текст

 

Пока советник создателя и главы Давосского форума предлагает «взламывать человека» (https://t.me/dimsmirnov175/36136) техническими средствами, в Израиле учёные решили вырастить мышей вне естественного процесса: без яйцеклеток, без матки — из стволовых клеток. И ладно бы цель была чисто познавательная (в конце концов, известно такое естественное явление как партеногенез, правда не у млекопитающих), однако пугают озвучиваемые главой исследовательской группы намерения (https://wis-wander.weizmann.ac.il/life-sciences/without-egg-sperm-or-womb-synthetic-mouse-embryo-models-created-solely-stem-cells): «Эмбрион - лучшая машина для изготовления органов и лучший 3D–биопринтер - мы пытались имитировать то, что он делает». «Поскольку наша система, в отличие от матки, прозрачна, она может оказаться полезной для моделирования дефектов рождения и имплантации человеческих эмбрионов». В дальнейшем «синтетические модели эмбрионов» могут стать источниками для трансплантации.

 

Глава Совета по правам человека, весьма мною уважаемый В.А. Фадеев, в недавней своей книге «Преображение гуманизма» (ещё напишу о ней), замечает: «Настоящая наука делается не рассудком, она делается разумом. А разум вмещает в себя и рассудок, и мечты, и грёзы, и мистические переживания, и восторг перед произведениями искусства, и ещё многое другое, и всё это вместе всегда будет отличать человека от самой совершенной машины, которую только можно представить».

Цельный, холистический подход требуется не только в гуманитарных науках, но и в оценке плодов и последствий наук точных. Одна из важных составляющих этой цельности — понимание того, что есть человек. Что он более, чем набор клеток, усиленный мыслительной функцией.

 

 

Завершу словами Святейшего Патриарха Кирилла (http://www.patriarchia.ru/db/text/5364415.html): «Трансгуманисты часто ссылаются на желание уменьшить страдания человека, сделать его физическое существования более совершенным. В этих целях нет ничего плохого. Мы знаем множество замечательных научных открытий, которые стали настоящим благом для человечества. К примеру, благодаря открытиям в сфере медицины в прошлое ушли некоторые эпидемии, являвшиеся в средние века бедой всемирного масштаба. Проблема трансгуманизма — в сведении человека к его биологической, или, говоря святоотеческим языком, телесной составляющей, для совершенствования которой допустимо, по уверению адептов этого учения, поступаться нравственными нормами и выходить за границы морально допустимого. <…> Это новая форма антихристианства, которая декларирует искреннюю заботу о благе человека, а на деле в самом корне разрушает истинные представления о человечности и о человеке как образе Божием».

https://t.me/kartezianec/2888

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 часа назад, Монтгомери сказал:

душеполезных книг Толкиена

Немного переборщил, Володя. 

 

Хотя у Толкиена что-то христианское ощущается, но очень уж глубоко искать надо. Зато на поверхности - явно нехристианское полное расчеловечение противника (все враги - монстры, подлежащие истреблению или, по крайней мере, вынесению за границы "доброго мира"), отсутствие самой идеи исправления (эльф или человек может стать гоблином, но гоблин не может стать эльфом или человеком); и понятно почему - где же там Господь? Вместо него - Арагорн... 

 

Да, ещё: там же явно видно, что мы (Россия) в той системе координат если и не Мордор, то один из тех народов, что поддержал Мордор в войне против "прекрасных детей Запада".

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Юрий Кур сказал:

Немного переборщил, Володя. 

 

Зато на поверхности - явно нехристианское полное расчеловечение противника, отсутствие самой идеи исправления

Помните, как Фродо говорил, что нужно уничтожить Голума, а Гендальф его остановил от таких мыслей. И сам Фродо до конца его жалел, видя в нём не монстра, а пострадавшего от дьявола бедное существо.К примеру Гэндальф сумел изгнать Сарумана из тела Теодена и король преобразился. Так и серия называется - "Возвращение короля". А Боромир? Он был одержим кольцом, так что чуть не убил Фродо. Но в результате покаялся и принял мученическую смерть, задерживая врага, что бы хоббиты успели убежать.

 

Цитата

 

(эльф или человек может стать гоблином, но гоблин не может стать эльфом или человеком)

 

 

Тут суть в другом. Эльфы, ставшие орками - это олицетворение тех, кто просто по предведению и определению, хоть и способны покаятся, но избрали путь зла бесповоротно, как например те же нацисты, что сейчас на Украине погибают на войне. Или это можно понимать, как состояние падших ангелов. Ведь они действительно там показаны чуть ли не ангелоподобно и пребывают в городах, напоминающие небесный рай, от которого они ниспали вслед за дьяволом - Сауроном.

 

Цитата

 

(все враги - монстры, подлежащие истреблению или, по крайней мере, вынесению за границы "доброго мира")

 

Да и в Писании разве не так описывается страшный суд, где все враги называются козлищами, которые навсегда будут вынесены, как вы говорите, за границы доброго мира. Идея исправления бесов и в Писании и у Святых отцов отсутствует.    Арагорн не вместо Господа там.   Это же притча, сказка. Там не должно быть какого-то очевидного упоминания Бога. Но оно есть. Кто же Он? "Отвечая на этот вопрос, мы должны вернуться к самым первым строкам книги - ее заглавию. Кто такой Властелин Колец? Кому посвящено все произведение? Очевидно, что это не Фродо, никто из Мудрых, ни даже Саурон - потому что никто из них никогда не обладал всеми волшебными кольцами. И при дальнейшем размышлении ответ остается только один: Властелином или, точнее, Господом (Lord) Колец является Тот, Кто обладал ими всегда, поскольку Он обладает всем, Сам будучи ничем не обладаем" (Православие.ру)

 

 

Цитата

Да, ещё: там же явно видно, что мы (Россия) в той системе координат если и не Мордор, то один из тех народов, что поддержал Мордор в войне против "прекрасных детей Запада".

Ну это вы уже совсем домысливаете в какую-то политику. Я понимаю, сейчас время такое. Не надо так мыслить. Нигде там не было даже намёка на злых русских. Вот если бы Саруман в шапке уханке ходил, тогда да. Шутка ^_^

 

Вот интересное рассуждение об этом произведении прочитал на канале "Православие.ру":

Скрытый текст

 

Переходя к выявлению христианских мыслей во "Властелине Колец", отметим, что не будем рассматривать вообще добрые или в целом положительные моменты, но лишь те, которые однозначно можно охарактеризовать как христианские, а не "общечеловеческие".

Прежде всего, такой является главная мысль произведения. Кольцо есть образ зла, или греха. И победить зло можно, лишь лично отказавшись от него. Основная идея трилогии - безусловно христианская, идущая вразрез со всей фэнтезийной традицией после Толкиена. Зло никогда нельзя использовать во благо. Использовав его, ты подпадаешь под его власть и только умножаешь общее количество зла в мире.

И если мы проследим за сюжетом, то увидим, что христианским является не только идея, но и ее развитие. Ведь Фродо так и не смог отказаться от желания обладать, противостоять власти кольца, злу. Человек не в силах сам отказаться от греха. И добро побеждает вроде бы как из-за удачного случая. Но для человека христианской культуры (для которого, собственно, Толкиен и писал свои книги) очевидно, что случая нет, а есть Божественный Промысл. Для совсем непонятливых, об этом сказано в самой книге устами Гэндальфа: "Так было уготовано ему…" Уготовано кем?

Следующий глубоко христианский момент в книге - это отношение к врагу. Ненавидимые всеми орки - это изуродованные злом эльфы, некогда прекраснейшие из существ в мире Толкиена. Сеющие ужас назгулы в прошлом были лучшими представителями человеческого рода, оказавшимися достойными стать кольценосцами, но не устояли перед соблазном зла и подпали под власть правителя тьмы. Падший Саруман Белый был одним из Мудрейших... Толкиен учит восприятию врага сквозь призму его личной трагедии и через это подводит к единственно возможному отношению к врагу: состраданию. Несколько раз в трилогии подчеркивается та мысль, что конечная победа добра стала возможной благодаря акту милосердия, который совершил хоббит Бильбо по отношению к своему врагу.

Но Толкиен не ограничивается указанием на то, что злодей имеет предысторию падения. Враг может покаяться и измениться. Самый яркий тому пример в книге - Горлум, то же с Гримой, но еще глубже это выражено в последнем разговоре с Саруманом, когда Фродо, останавливая друга от убийства падшего волшебника, говорит: "Нет, Сэм! Все равно убивать его не надо. И уж тем более нельзя убивать, когда он в черной злобе. Ведь он был когда-то велик, он из тех, на кого мы не смеем поднимать руку. Теперь он падший, однако ж не нам судить его: как знать, может, он еще возвеличится"...

И великая заслуга Толкиена состоит в том, что он в своей книге разъяснил на понятном для современного человека художественном языке одну из самых трудных для понимания заповедей Христа: заповедь о любви к врагам. И не просто объяснил, но и раскрыл ее величие и мудрость.

 

 

 

Изменено пользователем Монтгомери

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ещё вот небольшой отрывок об искусстве из ОСК РПЦ: "Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу"

 

Так и на Западе несмотря на тотальное развращение, которое несут в себе большинство их фильмов, некоторым сдерживающим фактором являются, как старые добрые фильмы, так и новые, театры и др., которые несмотря на падение христианства, на людей реально влияют. Я сам знаю по себе, как после просмотра доброго фильма, равно как и после прочтения Евангелия, молитвы, появляется доброе расположение духа. Иеромонах Серафим Роуз говорил, что американцы имеют очень добрую душу. Есть даже видео, где в качестве эксперимента человек ложился на землю, как будто ему было плохо. Люди сразу реагируют и бегут на помощь, даже если он в лохмотья одет, как бомж. Каждую минуту кто-то откликался.

Изменено пользователем Монтгомери

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Монтгомери сказал:

Тут суть в другом

Да нет, суть как раз в том, что расчеловечение врага там присутствует; а Ваша параллель с Украиной и измышления, что кто-то там погиб "бесповоротно" - просто возмутительно и только демонстрирует Ваше заблуждение.

 

4 часа назад, Монтгомери сказал:

Да и в Писании разве не так описывается страшный суд, где все враги называются козлищами, которые навсегда будут вынесены, как вы говорите, за границы доброго мира.

Причем здесь Страшный Суд. Там люди воюют с орками и прочей нечистью за беспечную, сытную, мирную жизнь; и они её отвоёвывают. Там зло как бы вне, а не внутри человеческого сердца; вопрос о том, что беды человечества от его грехов, а не от того, что в какой-то башне на границе завелся мелкий бес (а ведь Саурон - это как раз один из далеко не самых сильных демонов, как видно из других книг), даже не стоит. История такая: Был мир и спокойствие, пришли плохие, их победили, и опять стало всё хорошо. И даже дерево новое выросло. А почему старое засохло, никого не волнует.

 

4 часа назад, Монтгомери сказал:

Или это можно понимать, как состояние падших ангелов.

Орки - никакие не падшие ангелы. Это мы с Вами. Вы это ещё не поняли?

 

4 часа назад, Монтгомери сказал:

Арагорн не вместо Господа там. 

Потому что там Господь не нужен. Без Него обошлись. Там хоть кто-нибудь помолился хотя бы один раз?

4 часа назад, Монтгомери сказал:

И при дальнейшем размышлении ответ остается только один: Властелином или, точнее, Господом (Lord) Колец является Тот, Кто обладал ими всегда, поскольку Он обладает всем, Сам будучи ничем не обладаем

И Господу не нужны никакие кольца. Всё это притянуто за уши.

 

 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Эх, опять эти поиски скрытых христианских мотивов в "Матрице", "Властелине Колец" и тд и тд. В то время, как их авторы особо и не стремились туда их вкладывать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
6 часов назад, A Lost Sheep сказал:

В то время, как их авторы особо и не стремились туда их вкладывать...

На основании достаточно обширной переписки, научных и публицистических статей автор как раз стремился туда их вкладывать.

 

"«Властелин колец» в основе своей произведение религиозное и католическое; поначалу так сложилось неосознанно, а вот переработка была уже вполне сознательной»", - писал профессор Толкин в 1953 году о. Роберту Марри. Далее по тексту этого письма он признается, что убрал почти все религиозные культы из сюжета в процессе доработки. Такой ход, надо отметить, говорит об уважении церковной веры, сдержанности и благоразумии автора, а не о «безбожии мира» Властелина колец.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 09.08.2022 в 23:20, Юрий Кур сказал:

Только если воспринять его высказывание буквально, то получится, что образ Божий в падшей человеческой природе вообще исчез и никак не проявляется в делах человеческих

Одно очень важное замечание! Это у вас получается, что образ Божий куда-то девается. Он, якобы, исчезает и не проявляется  в результате ваших размышлений и слов. У святителя Игнатия Брянчанинова образ Божий никуда не исчезает, а согласно его методичке об исповеди, образ этот наоборот очищается от грязи греха и просветляется, находя "отдохновение в одном пристанище: в исповедании своих грехопадений."

Также и понимать сказанное святителем - да, надо буквально, исходя из формата книжечки, которая по сути краткая и внятная инструкция для желающего спастись.  Как и далее и везде в этой брошюре нужно все буквально воспринимать -  Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Но это, "если вас интересует результат"(с) 

 

Ну, на самом деле, это же простейший вопрос. И очень простой для понимания текст: Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века. О чем тут мудрствовать лукаво?

В нашем случае, (то о чем я говорил) переводим на еще более понятный язык, -  увлеченность, симпатия, привязанность, зависимость к просмотру фильмов. Так святой отец и учитель Церкви говорит. Кого будем слушать? Вас, Вову или его?) Который подобное увлечение классифицирует так: "Таковы недуги, таковы язвы, составляющие собою великую язву, ветхость ветхого Адама, которая образовалась из его падения."

 

Игумен Никон Воробьев, вообще советует прежде святых отцов читать св. Игнатия, потому что он вобрал в себя и пересказал понятным, современным языком все наследие святых отцов. И он же, кажется, (иг. Никон) сказал, что св. Игнатий настолько четко и основательно подошел к написанию своих текстов, что не оставил ни одной лакуны и не одного непонятного (для читателя) места. Вот и разъяснение об искусстве есть у  святителя:

"Искусства возвысились до высшей степени в изображении страстей и зла, но они вообще бледны и натянуты, когда они пытаются изобразить что-нибудь доброе, тем более Божественное. Мадонна Рафаэлева, это высочайшее произведение живописи, украшена очаровательным характером стыдливости. Когда является в девице стыдливость? Тогда, когда она начнет ощущать в себе назначение женщины. Стыдливость – завеса греха, а не сияние святыни."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...