Jump to content

Recommended Posts

2 часа назад, Olqa сказал:

Полководец, имя которого известно каждому школьнику – для многих россиян остается символом воинской доблести и примером настоящего защитника своей Родины.

Фильм "Александр Невский" (1938 г.) был одним из любимых фильмов моего детства. =)

 

Жаль, что по прописке я заМКАДыш и проголосовать не могу…

  • Like 4

Share this post


Link to post

На 14:00 ещё чуть-чуть улучшили:

 

Последние почасовые данные:

 

                                   Отв.1 (св.бл.кн. А.Н)           Отв.2 (Ф.Э.Д)         ВСЕГО

26.02.2021 13:00   4241 63.688%                         2418   36.312%       6659 100%

26.02.2021 14:00   2399 67.826%                         1138   32.174%       3537 100%

 

Суммарно:

 

Ответ 1                 Ответ 2                Итого

53.595%                46.405%               100%

 

 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Надо всем помолиться за св. князя Александра.

Share this post


Link to post

Чисто случайно зашла сюда и увидела . РкбЯта,дайте ссылку,где нужно проголосовать. Своим перешлю

Share this post


Link to post

 

 

Ещё группа в ВК. Там по ленте можно поискать

https://vk.com/citizenmoscow

3 часа назад, Юрий Кур сказал:

Последние почасовые данные:

Чего-то мне показалось, что я и сегодня проголосовала. Может такое быть? Ну то есть на страничке предложили проголосовать, а нажала за и увидела результаты. Никаких оповещений, что "Вы уже" 

Edited by Olqa
  • Like 1

Share this post


Link to post

 

Александр Невский или Дзержинский: сделай выбор между Богом и дьяволом. 

Share this post


Link to post
3 часа назад, МАРГАРИТКА сказал:

 

Решилось... RT на русском:

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение оставить Лубянскую площадь в нынешнем виде. Соответствующее заявление он опубликовал на своём сайте.

 

По словам Собянина, очевидно, что общественное мнение относительно установки памятника «разделилось примерно пополам», а само голосование «всё больше превращается в противостояние людей, придерживающихся разных взглядов». По мнению мэра, это «не очень хорошо», а для такого рода решений «требуется больше согласия людей».

 

«Разные точки зрения на историю неизбежны. Но памятники, которые стоят на улицах и площадях, должны не раскалывать, а объединять общество. Поэтому я считаю правильным остановить этот процесс и пока оставить Лубянскую площадь в том виде, как она есть сейчас», — заявил Собянин.

 

Он поблагодарил граждан, которые участвовали в дискуссии, и попросил их согласиться с этим решением.

 

«По правде говоря, у нас сегодня огромное количество более актуальных тем. А к этому вопросу мы наверняка ещё вернёмся и вместе примем правильное и разумное решение. Спасибо», — отметил он.

 

25 февраля в Москве началось голосование по выбору памятника на Лубянской площади в центре города. 

 

Жителям города было предложено выбрать, кому будет установлен памятник: князю Александру Невскому или революционеру Феликсу Дзерlockquote виджет

Edited by Olqa
  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

А почти половина проголосовали за шайтана. Стоит восскорбеть о том, что такое количество людей, вольно или невольно, или по наивности, поучаствовали в массовом социальном спиритическом сеансе по вызыванию черта.

Как говорил отец Дмитрий Смирнов: эти почки набухают из преисподней. Непонятно только, медиумы испугались и отошли до поры, что в городе будет стоять ещё один святой или Господь чем вразумил?

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
44 минуты назад, *Владислав* сказал:

Непонятно только, медиумы испугались и отошли до поры, что в городе будет стоять ещё один святой или Господь чем вразумил?

Ну в любом случае все что не происходит, все есть промысел Божий.

 

Собянин кажется там говорил, что это пока на время и продолжение следует).

 

Не понятно кому и какому патриоту Отечества пришло в голову поставить дьявола в виде памяти, еще бы и Лаврентия Берию включили на голосование для полного счастья..Хотя он много и хорошего сделал, например убрал репрессии Сталинские.

Share this post


Link to post
В 27.02.2021 в 05:49, sibiryak сказал:

Собянин кажется там говорил, что это пока на время и продолжение следует).

Интересно, что было на самом деле решающем  в  обнулении голосования, то, что, большинство голосов стало в пользу памятнику св.бл. кн. Александру Невскому или потому что жаркие дебаты пошли за и против :scratch_:Хм, вернемся обратно, думается под шумок быстренько примут удобное им решение:secret00:

Share this post


Link to post
52 минуты назад, Marina499 сказал:

примут удобное им решение:secret00:

Да, как было с непереименованием Войковских нагромождений. Столько всего с этой фамилией связано, что куда там все это исправить.. Легче "проголосовать" против. Возможно, хотели старый памятник водрузить, который разобрали в 1991 году по частям. Он же хранится где-то на задворках музея. 

Share this post


Link to post
1 час назад, Marina499 сказал:

что было на самом деле решающем  в  обнулении голосования

решили, что голосование раскалывает патриотически настроенный электорат.

Share this post


Link to post
16 часов назад, Olqa сказал:

Да, как было с непереименованием Войковских нагромождений

Зато у нас все русское искореняется, чтобы даже духу русского не было)) Боятся.

  • Sad 1

Share this post


Link to post

Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную»

Николай Бульчук

Мы с моим собеседником, протоиереем Валерианом Кречетовым, собрались поразмышлять о текущих, о грядущих событиях, вспомнить о тех людях, которые еще недавно были с нами, но которых уже нет в этом мире.

 

– Когда мы встречаемся с вами, отец Валериан, ко мне приходит ощущение того, что ничего, собственно говоря, страшного вокруг нас не происходит, что жизнь идет своим чередом. И невольно вспоминаешь библейские слова о том, что ничто не ново под солнцем, все в мире идет так, как шло и раньше…

– Да, жизнь сейчас бурная, можно сказать, но и в ней необходимо соответствующим образом участвовать, даже нашему поколению... Я часто порой слышу высказывания о том, что время сейчас немножечко сократилось. Как говорят, примерно на одну треть. Именно поэтому времени нам сейчас часто «не хватает». Но это похоже на то, что сказано в Евангелии: «И избранных ради сократятся те дни…» ( Мф. 24, 22). То есть дни эти называются в Священном Писании «последними временами». «Последние времена» – это понятие и в духовном смысле, и в смысле времени очень растяжимое. Еще Апостол Иоанн некогда писал: «Антихрист грядет, и в мире есть уже…» (ср. 1Ин. 4, 3). Он говорил, конечно же, о предтечах Антихриста. Но ведь для Бога тысяча лет – как один день, так что в мире духовном течет совершенно другое время!

Скрытый текст

 

У нас же, на земле, оно идет по своему кругу – суточному, еще какому-нибудь, и т.д. Правда и то, что оно изменяется. Ведь даже ученые сегодня отмечают какие-то новые погодные признаки, климатические изменения.

Я тоже что-то иногда отмечаю лично для себя. Правда, телевизора у меня нет, Интернетом тоже не пользуюсь, но слышал о кибернетике, на которой сегодня все буквально зиждется. Знаю, кто основоположник этой науки, как она развивается, но помню также и время, когда кибернетика считалась лженаукой: я тогда еще учился, так что буквально на моей памяти это было. У нас в то время был замечательный преподаватель, помню его слова: «Философы говорят, что наши ученые – плохие философы. Но оказалось, что наши философы – недостаточно учены!» То есть он обратил внимание на другой ракурс.

Поэтому то, что происходит и происходило в мире – это все, прежде всего, очень интересно. Есть такое пожелание китайское: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!» Можно сказать, что это пожелание жить в интересное время. Но имеется в виду тут, конечно, такое «интересное время», когда ничего не разберешь, ничего не поймешь.

 

– Даже с точки зрения политиков наше время является настолько парадоксальным, что порой диву даешься! Простой пример: еще 4 года назад США обвинили Россию во вмешательстве в американские президентские выборы. А что сегодня происходит с выборами в США? Да это же просто катастрофа!..

– Видите ли, в чем дело... Люди духовные, они немножечко по-другому смотрели на все эти процессы, светские и политические. В частности, отец Николай Гурьянов. Господь сподобил меня общаться с этим старцем, в последние годы его жизни я приезжал его причащать. Старцы – они все очень милые, удивительно светлые и радостные. И часто спокойно говорят очень значимые вещи. Вот, пришел к нему как-то один человек, спрашивает: оставаться ли ему в России или возвращаться в Соединенные Штаты. А старец ему говорит: «Ну, выбирай: Россия уже на Голгофе, а Америки уже нет!» Это его подлинные слова. Я спросил: «Батюшка, а кто дальше?» – «Сначала Америка, а потом – Франция, Германия…». Последовательность такая. Почему я это говорю, потому что лично слышал. Часто слышишь какие-то высказывания, якобы от старцев. Но не все ведь можно правильно передать, поэтому бывает иногда тенденциозная информация. А тут я сам свидетельствую, что разговор был именно такой.

На самом деле, то, что происходит сейчас в мире, происходит по главной причине – по духовной.

Есть такое замечательное произведение, очень краткое, лаконичное, но четкое и ясное, святителя Николая Сербского (Велимировича). Называется оно «Война и Библия». В виде беседы он там прямо «по полочкам» раскладывает то, что и как происходит сегодня в мире. И вывод один – причина всему духовная!

Еще до него точно так же говорил преподобный Амвросий Оптинский: «На все нужно смотреть взглядом ‟оттуда”, тогда всё встанет на свои места». На самом деле, святитель Николай (Велемирович) прямо раскрывает такую мысль: когда народ (или правители, или те и другие, вместе взятые) начинает вести себя так, что долготерпение Божие временно прекращается, тогда посылаются на землю бедствия или войны. А когда люди начинают задумываться над жизнью, каяться в грехах и возвращаться к Богу, все становится на свои места.

Господь сказал эти слова апостолу Петру, но это относится ко всем нам: «Что делаю сегодня, не знаешь, но уразумеешь после» (Ин. 13, 18). Мы ведь не больше апостола Петра! Сейчас мы оглядываемся и видим: сначала началось безбожие, затем последовала революция, потом войны…

 

На самом деле, вопрос революции – непростой вопрос. Чем была революция в России? Это был настоящий переворот! Ведь на самом-то деле революции у нас не было! Да, она была подготовлена, и подготовка эта длилась больше ста лет. Об этом говорил еще преподобный Серафим Саровский: будет в России и революция, и кровопролитная война последует за этим. Наши многие старцы тоже предупреждали об этих вещах: что, если всё будет так же продолжаться, как прежде, всё это произойдет в России. И это действительно произошло!

Я лично сподобился (именно так!) служить вместе с протоиереем Сергием Орловым. Этот батюшка в 1911-м году закончил семинарию и потом увлекся революционными убеждениями. Но это ничего, молодости это свойственно... Хотя отец и просил его, чтобы он пошел по духовной линии, тому хотелось знаний и конкретного, быстрого «преобразования жизни». Именно такого, можно сказать, революционного...

– Я всегда думал, отец Валериан: а чего не хватало в России тогда, что нужно было «срочно преобразовывать»? В каких преобразованиях нуждалась тогда жизнь?

– В каких преобразованиях? Вспомните, это началось еще со времен Пушкина. Есть такое произведение Александра Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву». Оказывается, и Александр Сергеевич написал подобное произведение, о котором никогда не говорят: «Путешествие из Москвы в Петербург». И в своем рассуждении о произведении Радищева он пишет: «Кажется, автор этого произведения старается своим злоречием раздражить верховную власть. Не лучше ли бы сказать, как умным помещикам нужно что-то делать?» Ну, негодяи, они всегда бывают, к несчастью. И Пушкин отметил, что цензуру, мол, автор поносит. Но цензура – это ведь тоже неоднозначный вопрос: чем она руководствуется? Потому что «нецензурное» – это вещь вообще-то страшная. И в итоге Пушкин говорит о том, что тогда бы это произведение не вызвало бы шума, а произвело пользу. А дальше – прямо святоотеческое изречение: «Нет убедительности в поношениях и нет истины там, где нет любви!»

Отец Сергий Орлов и отец Валериан Кречетов в Акулове, 1974 г Так вот, дело все в том, что народ специально старались озлобить. Начали это делать еще декабристы… Говорят, они, дескать, «показывали недостатки»... Но духовный взгляд – он смотрит не на недостатки, а на достоинства. Ведь Господь сотворил человека по образу Своему. И поэтому эти черты образа Божия святые отцы старались всегда как бы высветить и вынести на обозрение.

Сказано, что Господь не видит зла. И у отцов говорится: «Признак чистоты сердечной – не видеть греха». Праведник не видит греха! Почему и приведен нам этот замечательный библейский пример, когда Господь приходит к Аврааму и говорит: «Вопль Содомский и Гомморский велик ко мне. Сойду и посмотрю, так ли это…» (ср. Быт. 18, 20). Ничего себе! Всевидящий и Всезнающий Бог говорит: «Посмотрю, так ли это»! Тем самым Он, оказывается, нас учит, чтобы мы не легко верили всякому слову.

К несчастью, люди стали верить сразу и всему. Например, приняли поношение царского достоинства, поверили в несовершенство государственного строя России. А вообще-то, если разобраться, ведь строй как таковой практически не меняется: всегда бывают и добрые люди, и злые. А как называют людей – помещиками, буржуазией или капиталистами (всякие ярлыки ведь вешали), – это же не так важно! Цари – они тоже всякие бывают, президенты – тоже разные. Даже директора всякие бывают, это мы сами знаем...

Итак, люди обратили внимание именно на недостатки. Но недостатки – это вещи очень серьезные. Почему? Потому что здесь человек вступает в борьбу с грехом.

Недостатки человеческие – это его грехи. А питаются эти грехи страстями. Помните Евангельское поучение, когда Господь говорит: «Ты видишь сучок в глазе брата твоего, а в своем бревна не видишь!» (ср. Мф. 7, 3) Что же это такое? Бревно – это ствол, а сучок – это то, что от этого ствола отходит. Поэтому мы видим именно проявление страсти. Ствол – это страсть, а сучок – это грех. Мы видим только проявление, а чем человек живет, этого никто не знает, даже сам он толком не знает.

Поэтому именно искоренением конкретной страсти мы и должны бы заняться. Да, если сучья обрубать, дерево засохнет, даже если у него есть корни.

Кстати, о сучьях. Сучья часто увешаны листьями. И очень интересно это размышление, потому что на самом деле дерево без листьев плода не приносит. А ведь листья – это внешняя сторона (у нас говорят, «обрядовая сторона»), она лишняя. Но это листья, с которых плода-то не может быть! Поэтому главное – внутри, хотя одно неотделимо от другого.

– Говорят, «духовный судит обо всем духовно». Но ведь наше общество не было духовным во всей своей полноте. Как правило, люди простые смотрят только на пороки ближних, не отделяя человека от его греха.

– Совершенно верно! В том-то все и дело, что препарирование человеческой личности – это довольно искусственное дело. Потому что человек настолько сроднился и сросся с духовной областью, что просто удивительно! Мы ведь не задумываемся часто над словами молитвы: «Господи, избави мя от действа диавольского, мысленне во удесех моих действуемого!» Мы часто этого «действа диавольского» не замечаем, но если внимательно будем смотреть, то многое заметим. С годами я стал замечать: что-то такое делаешь, вдруг зацепился, упал… Или еще что-то происходит.

Есть замечательные свидетельства, приведенные в прекрасной книге отца Константина Ровинского «Записки старого священника». Замечательное произведение, почему-то у нас оно не распространено, хотя я всем его рекомендую, особенно священникам.

– Недавно я нашел эту книгу на бесплатном книжном развале, так что с интересом прочитаю.

– Да-да, дело в том, что там как раз говорится о наблюдениях над действиями темных сил. Автор отмечает, что с наблюдениями начал понимать, что многие действия кто-то ему «подсовывает». А раньше просто раздражался, но затем обратился к людям духовным. К отцу Исаие, келейнику старца Аристоклия, а потом – к отцу Алексию Мечеву. Они ему очень интересно ответили: «Да, точно, силы эти есть. Но не нужно их раздражать, отношения с ними должны быть корректными». Очень, на мой взгляд, замечательно сказал! Потому что, на самом деле, это их работа! Ведь если они не будут этого делать, у них безработица наступит…

Между прочим, на эту тему мне вспомнилась интересная аналогия. Отец Иоанн (Крестьянкин) сказал про это: «Что тут может сделать один человек? Да ничего не может сделать!» На самом деле, все это подготавливается одним «дирижером», который руководит всей этой толпой «исполнителей» – всеми этими модами, течениями, увлечениями.

Например, рассмотрим стоящие у нас повсюду, часто с простертыми вперед руками, памятники «вождю революции». Отец Сергий Орлов (к слову, он закончил Варшавский университет и Киевский политехнический институт, у него было два высших образования, а после войны он окончил еще Духовную академию), когда я в разговоре с ним как-то упомянул о Ленине, говорит вдруг: «А кто это такой?» Я был, помнится, тогда потрясен: как это, кто такой?! Ведь это «вождь мирового пролетариата», все его знают! А он мне вдруг говорит: «Да это никто! Я был в гуще революционных событий, и этого человека там никто не знал!» Это вам один из примеров того, что подготовлен переворот был совсем не Лениным. Да, его потом «посадили во власть», он недолго посидел даже во власти, но это другой вопрос...

Правители – это просто вынужденные исполнители путей Промысла Божия

Так что, к вопросу о правителях: правители – это просто вынужденные исполнители путей Промысла Божия. Нет, конечно же, их воля тоже присутствует в том, что вокруг происходит. Но как она воплощается? Если, например, нужна палка, то он воплощает свою волю в качестве палки. Если кнут – то в качестве кнута. Лопата нужна – в качестве лопаты. Или мастерка строительного. На самом деле, каждый правитель не очень самобытен и даже довольно немощен.

Замечателен в этом смысле Евангельский пример, когда Господь – избитый, окровавленный, в терновом венце – стоит перед Пилатом. И Пилат Ему говорит: «Мне ли ты не отвечаешь? Знаешь ли, что я имею власть – распять или пустить тебя?» ( Ин. 19, 10) И Господь отвечает ему: «Никакой власти надо Мной ты не имеешь!»

– Что и мгновенно подтвердилось…

– Самое интересное, что когда читают это место из Евангелия в храме, то опускают продолжение. А дальше ведь идет продолжение этого события: Пилат вышел и подписал решение: «распять». А хотел ведь отпустить!

– Вы хорошо отметили в начале нашей беседы: неумны те люди, которые ругают и критикуют незнакомых. Так же и многие из нас: мы критикуем, критикуем, подвергаем осмеянию и насмешкам – в основном наших руководителей, политиков и т.д. Так мы находим некие «громоотводы», на которые направляем свой «праведный гнев». Это для нас видимые фигуры, чтобы было кого-то ругать персонально…

– Я думаю, их нужно пожалеть, а за многих из них просто нужно молиться, потому что крест их очень тяжелый. Например, иерархи нашей Церкви несут за нас очень серьезное бремя. Тут в своей-то семье не справляешься, а какой размах ответственности в этом случае, подумать страшно!

Одной женщине были как-то показаны разные кресты: и вот, она пыталась брать самый красивый и тяжелый, но безрезультатно (это был царский), потом пробовала другие кресты, но в конце концов нашла маленький деревянный. И это и оказался ее собственный крест!

Православный наш народ всегда отличался юмором и находчивостью: «чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу».

Святой Иоанн Златоуст пишет: «страны состоят из городов, города из домов, дома – из семей. Если случается раздор между мужем и женой, сразу начинается раздор в доме, потом – в городе, потом – беспорядки в мире». Но, как правильно отметил святитель Николай Сербский, причина всему – духовная. И духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире.

Духовное состояние общества является главной причиной того, что происходит в мире

А насчет того, что с «потусторонней силой» надо быть корректным, я всегда вспоминаю житие Христа ради юродивого Андрея. В славянском варианте житий прекрасно описано, как святой Андрей слышит соревнование ангела-хранителя и беса, которые борются за душу человека. Враг свое представляет, а ангел – свое. «Инок мой», – и бес приводит массу аргументов из дел человека. «Нет, он мой», – говорит ангел, приводя список добрых дел этого человека. И так и сыплют друг в друга цитатами, просто от зубов отлетают цитаты!.. И в житии сказано: «дивился святой, как борзо по Святому Писанию говорят бесы». Кстати, враг победил в этом состязании за душу, ангел-хранитель вынужден был с печалью отступить. И жаль стало святому Андрею человека, говорит он ему: «Смотри, какая борьба идет за души людские! Так что задумайся, кому ты служишь, когда так плохо поступаешь!» Увидел бес это и говорит святому: «Я знал, что ты не с добрыми намерениями слушаешь нас! Другого такого вредного во всем Царьграде нет, как ты!» А святой Андрей так душевно и по-доброму ему отвечает: «Слушай, не обижайся, но какая тебе от этого польза?» – «Да пользы никакой, но нас бьют там!» То есть у святого с бесом идет душевный разговор!.. Какою же рассудительностью обладали подвижники!..

И приведу еще случай из Патерика. Один монах оказался у врат преисподней и слышит вдруг громкие слова: «Ну, злые, выходите на работу! Чтобы побольше душ уловляли! Выбирайте каждый себе оружие!» Потом как крикнет: «Стоять! Сам буду выдавать! Тебе что дать?!» – «Гнев!» – «Гнев кончился!» И дальше стал размышлять: «Ну, блуд, пьянство, разврат – это всё вещи обычные, слишком явные, на них явно не все среагируют». А ведь раздражить и вызвать гнев – это у любого можно! Поэтому мы и молимся: «избави нас от скорби, гнева и нужды»…

Но до меня-то тогда не доходило, а лишь теперь дошло: надо же, и в аду дефицит есть! Гнева-то всем не хватило!..

В свое время шутили: какой тебе ад желателен – социалистический или капиталистический? В капиталистическом – все муки будут вовремя, а в социалистическом – то одно не привезли, то другое украли. Но это юмор, а вообще-то я наблюдаю сейчас такие случаи: 5 человек вместе, четверо заболели, а один не заболел. Почему? Дефицит, не хватило заразы! Дело в том, что человек ничего не создал такого, что бы размножалось. И даже когда начинает вмешиваться в то, что создано Богом, и то перестает размножаться! Даже заразу – ее размножать нужно, потому что сама она не получается просто так. Поэтому не нужно никогда бояться зла. По-моему, Георгий, затворник Задонский, говорил: «Кто боится демона, тот имеет не страх Божий, а страх вражий, от неверия рожденный». Так и у нас часто: мы наблюдаем страх вражий, рожденный от нашего неверия Богу.

– Но мы начали говорить о революции, отец Валериан. И, действительно, тогда «по-человечески» люди вмешались в процессы духовные, и произошло в России то, что произошло. С другой стороны, некоторые свидетельствуют, что так тому и нужно было быть, и это устроено Богом, чтобы мы обновили свою жизнь, принесли покаяние. В том числе чтобы принесли и эти страшные жертвы. Но неужели мы можем упрекнуть Бога в том, что Он желает этих жертв? Ведь в Евангелии от Матфея мы читаем: «Милости хочу, а не жертвы» ( Мф. 9, 13).

– Это разные вещи! Мы говорим: «яко Многомилостив и Человеколюбец Бог». Но понятие «жертвы» и понятие «милости» – это понятия духовные. Ведь милость – это не значит, чтобы дать тебе «вся благая». А мы строили новое общество именно с этой целью: чтобы всем дать все, что они захотят, чтобы был избыток всего. А что же представляет собой жертва? «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19) «Милости хочу, а не жертвы»: именно этой жертвы – милосердия к своему ближнему – хочет Бог от человека. Помните, когда бедная вдова положила две лепты в сокровищницу храма? Многие клали туда много денег, а вдовица положила лишь две лепты. И Господь сказал, что она больше всех положила! Потому что это была от нее именно жертва!

Не случайно, когда я был недавно на Кипре, услышал такой разговор: раньше, мол, Кипр переживал испытания от нашествия иноплеменных, а сегодня переживает испытание благополучием. И что же такое «благополучие»? Кстати сказать, до революции Россия шла к этому благополучию семимильными шагами. По расчетам многих ученых-экономистов, она должна была вскоре занять по экономическим параметрам одно из первых мест в мире, если даже не первое. Но откуда взялись те люди, которые в революцию стали разрушать храмы? А потому это случилось, что многие к тому времени перестали поститься, перестали посещать богослужения, перестали жить духовной жизнью.

Когда около 50 лет назад мы с отцом Сергием Орловым говорили примерно на эти же темы, он отмечал: «Все это интересно, да, только про Бога тогда забыли!»

Так в том-то все и дело! То, что происходит в духовной области, в невидимом мире – это совсем не то, что мы иногда видим здесь, на земле.

Где-то я прочитал такую историю: полный храм народу, начинается богослужение, диакон выходит на солею, поднимает орарь, возглашает, и – полное молчание в ответ. Взмахивает руками регент – в ответ тишина. И в полной тишине раздается вдруг слабый голос ребенка: «Господи, помилуй мою мамочку!» О чем иносказательно повествует эта зарисовка? Служба идет – а молящихся в храме никого нет!..

Я недавно прочитал воспоминания об одном духовнике. Он рассказывал некоему блаженному: «Я сегодня служил, полный храм народу…» – «Так ты не служил!» – «Как, не служил? Даже проповедь прекрасную говорил!» – «Нет, ты поругался с матушкой, и Господь тебя не допустил до службы. Вместо тебя служил ангел. А причастников в храме было только 6 человек!»

Иногда припоминают некое пророчество: «Кругом будет благолепие, а в храмы ходить будет нельзя». Но это не совсем так. Во-первых, кто и как говорил, это еще неизвестно, это ведь не точная цитата. То, что «в храмы не будут ходить», это порой, особенно сегодня, буквально исполняется – народ сдерживают по понятным причинам, но все-таки тот, кто хочет прийти, приходит и молится. И так собираются истинные христиане…

Раньше на Пасху – толпы приходили в храмы. Но для чего? Посмотреть на крестный ход раз в году. С другой стороны, святой Иоанн Златоуст свидетельствует: «Все приступите…». Это да, все-то приступите, но как? И святитель Феофан Затворник пишет: «Почаще приступайте к Причастию…». Но как приступайте? С чувством полного недостоинства, как не имеющие, на что опереться. Иметь нужно сердце сокрушенное и смиренное. А так-то ведь, если разобраться, кто у нас приступает?

Еще во времена преподобного Макария Великого у старцев были видения во время Причащения: одни подходят и причащаются Святых Таин, другим подкладываются угли. Это святые отцы свидетельствуют, это подлинная жизнь Церкви.

Над всеми нами (и над священнослужителями) читается молитва, когда мы исповедуемся. А мы же все в чем-то согрешаем... И там есть такие слова: «Приими и соедини его Святей Твоей Церкви». Так что, всегда ли мы еще бываем в Церкви-то? Трудно сказать определенно! Другое дело, что это еще не окончательное наше состояние, но временно-то мы, бывает, отходим от Церкви!..

Об этом говорил и отец Сергий Мечев. Именно он обращал на это внимание, почему и называл приход «богослужебно-покаяльной семьей». Покаяние – это вообще стержень духовной жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Это не значит, конечно, что лучше быть грешником, чем праведником, нет! Если ты грешник, то сознавай себя грешником. Но если ты и праведник в чем-то, все равно сознавай себя грешником. И от своего внутреннего состояния ты оправдаешься пред Богом, потому что «от дел закона не оправдишися» (Рим. 3, 20). Апостол Павел – какая, казалось бы, высота – но он под конец своей жизни свидетельствует: «Я недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею я есмь еже есмь» (1Кор. 15,10). И как осторожно он призывал относиться к своему состоянию: «Не только если человек, но если и ангел с Неба будет говорить вам не то, что мы говорили, анафема да будет!» (Гал. 1, 8) Человек, естественно, может споткнуться и ошибиться в чем-то, но если у него есть состояние недостоинства и своей немощи, то это ему не повредит. Вот это-то и есть жертва Богу. «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит!» (Пс. 50, 19)

Дар рассуждения – выше дара смирения

А в отношении милости тоже не все так просто, тот же апостол говорит: «Милостыня да запотеет в руке твоей». У нас часто подают милостыню без рассуждения: да, ты-то хорошо делаешь, а полезно ли это тому, кому ты даешь? И если он все время будет пользоваться милостыней, то тунеядцем может вырасти. Ему-то это милостью будет или нет?

Тут говорят часто, что смирение – главная добродетель, но я скажу, что дар рассуждения – выше дара смирения! А рассуждение – это от Бога: если даст Господь, то рассудишь, а если нет – ничего не поймешь! Господь говорит: «Отверзе им ум, разумети Писания…» (Лк. 24, 45).

С протоиереем Валерианом Кречетовым
беседовал Николай Бульчук

27 апреля 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/138911.html

Share this post


Link to post
Posted (edited)

 

Очень понравилась передача. Кто может, посмотрите.

Edited by inna d
дополнено
  • Like 1

Share this post


Link to post

«Церковь может дать вам только одно – Иисуса Христа»

Одно из последних пасхальных интервью протоиерея Вячеслава Перевезенцева († 17.03.2021)

Николай Бульчук

Эта беседа состоялась в первый день Светлого Христова Воскресения 2019 года. К сожалению, её герой – протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель Свято-Никольского храма в селе Макаровка Московской области, – скончался, лишь только вступив в подвиг Великого поста этого года.

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев

– Мы, отец Вячеслав, сегодня встречаемся с особым чувством, когда все кругом ликует и, как говорят наши духовные наставники, и сама природа переживает этот Праздник Воскресения Христова – главный, центральный момент жизни каждого православного человека. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились этой Благой Вестью о Христе Воскресшем и с нашими читателями.

Скрытый текст

 

– Христос Воскресе! От всей души я поздравляю сейчас всех, кто нас читает. Я думаю, что Пасха – это такой удивительный праздник, который входит в нашу жизнь, в наши чувства, в наши сердца в Пасхальную ночь, – она с нами не только в эти дни. Но, по очень древней литургической традиции, как вы знаете, Пасха – это праздник сорокадневный, 40 дней в наших храмах звучат пасхальные песнопения, 40 дней мы, люди, встречаем друг друга Пасхальным приветствием «Христос Воскресе». И, конечно же, нам нужно постараться сохранить в себе эту радость. Радость, которую никто из нас, конечно же, не только не заслужил, но и недостоин этого Дара – Дара Жизни Вечной, которая приходит к нам через это событие – через Пасху.

Я думаю, очень важно нам сейчас вспомнить то, что я сейчас сказал: вспомнить то, что это именно Дар. Дар, который нельзя заслужить, нельзя купить, нельзя приобрести, но в то же время это Дар, к которому мы всегда должны быть готовы.

Представьте себе, вы выходите из какого-нибудь супермаркета, Вы ходили там часами, накупили всего, что вашей душе угодно, ваши руки заняты сумками, – вы выходите из магазина, а навстречу вам идет человек. И он говорит: «Вот, я вам хочу предложить еще вот это…». И вы прекрасно понимаете, что он предлагает очень нужную для вас вещь, но ваши руки заняты! Руки заняты, и вы не можете получить этого дара!

Я очень надеюсь, что это время мы сумели употребить на то, чтобы освободить в своем сердце место для Христа

Я думаю, что это очень важно. Все это время, которое мы провели перед Пасхой – время Великого поста, которое мы называем временем подготовки к Пасхе, потом – Страстные дни, время сугубого покаяния, – я очень надеюсь, что это время мы сумели употребить на то, чтобы освободить в своем сердце место для Христа. Чтобы у Бога, Который Сам сказал про Себя – «здесь, на земле, мне негде приклонить голову…», «птицы небесные имеют гнезда, и лисы имеют норы, а Сыну Человеческому негде приклонить голову…» (Мф. 8, 20). А где Он может ее приклонить? Он может ее приклонить только в нашем сердце! А для этого оно должно быть готово – оно должно ждать, что туда войдет Господь. Это первое условие этой радости настоящей: чтобы было это ожидание, было место для Бога в нашем сердце.

И второе, что мне представляется также очень важным, – это то, чтобы это сердце было способным этот дар удержать, сохранить. О чем я сейчас говорю? О том, что вы все прекрасно понимаете.

Представьте себе, что вам нужно донести до дома какой-то удивительный напиток, который, может быть, очень ждут ваши дети, ваши родные. А тот сосуд, в котором вам нужно его нести, например, дырявый, худой. И вроде бы напиток есть – он прекрасен, И вроде бы есть желание его донести – но сосуд не подготовлен, потому что все расплескивается, все растекается, все уходит.

И мне кажется, это опять же то, о чем мы никогда не должны забывать. Дар нам дается, но мы должны быть готовыми его принять и сохранить в своем сердце. И сердце должно быть готово для этого! Потому что Дар Духа Святаго, как опять же говорит Господь, есть Огнь Поядающий. «Как бы я хотел, – говорит Господь, – чтобы Огонь сошел на землю!» (Лк. 12, 49) Вот, что это такое! Это Огонь, который попаляет наше сердце.

И если сосуд нашего сердца соломенный, деревянный, из чего-то такого сделан, то он будет попален.

– Я думаю, огромная ответственность, может быть, главная ответственность, лежит все-таки на тех, кто передает этот дар по наследству – передает благодать. Отчасти на нас, но в основном на пастырях Церкви. На людях, которые осуществляют миссионерское служение, связь поколений, если можно так выразиться.

Вот еще недавно Церковь была на каком-то «понятном» для советского государства и советских людей месте, и, несмотря на то, она была настоящей Церковью. А сейчас многие жалуются, что Церковь в их понимании стала чем-то вроде клуба или собрания по интересам, и отношение к ней стало соответствующим, не таким серьезным, каким оно было несколько десятилетий назад, даже у атеистов,

А что касается Дара: в Евангелии сказано о «драгоценном бисере», который, если человек найдет, он готов продать все. И, отвечая на ваш пример с занятыми руками после покупок в супермаркете, – ведь если человек увидит, что этот Дар подлинный, превосходящий все, – он бросит любые сумки, он все выбросит из своей корзины, он изменит всю свою жизнь и откажется от всего лишнего, чтобы только вместить этот единственный подлинный Дар, разве не правда?

– Это да. Но смотрите, вы сейчас затронули тему просто фундаментальнейшую, над которой мы в эти Пасхальные дни просто не можем не размышлять. Сейчас мы с вами празднуем светлые, сияющие Пасхальные дни, но ведь совсем недавно – совсем недавно – мы вместе с вами переживали дни Страстной седмицы, И вот, одним из страшных уроков этих скорбных дней является для нас то, как люди буквально висли на Спасителе во время его торжественного Входа во Иерусалим (они его окружали, каждый хотел к нему прикоснуться, каждый хотел от него что-то получить). Все думали, что наконец-то исполнилось то, чего они так ждали, о чем они мечтали, о чем писали пророки: вот оно, Царство Израиля будет сейчас установлено, ибо пришел Мессия, долгожданный Спаситель! И затем, буквально в краткие дни, как все переменилось!

Как переменились эти люди! Как переменились их сердца, которые были исполнены такой надежды, вдруг они стали кричать: «Распни!» А что же произошло? А произошло то, что на самом деле они вдруг осознали: что может дать им человек, что принес им Господь.

Его Царство – оно не от мира не сего, Это не то, на самом деле, что им нужно, чего они хотели. И когда вы говорите сейчас: «Вот, от Церкви люди ждут…», то, конечно, от Церкви люди могут ждать очень многого: кто-то правды и утешения, кто-то здоровья, кто-то решения каких-то своих житейских проблем, кто-то – замены идеологии, которая канула в Лету – и вот, «тяжело как-то без каких-то идеологических принципов» и т.д.

Все можно найти в Церкви. Но Церковь – не от мира сего, она не про это!

Господь может нам дать только одно – победу над смертью

На самом деле, Господь может нам дать только одно – победу над смертью! И если нам это не нужно, то мы будем очень сильно разочарованы, потому что все остальное мы можем получить и вне Церкви (а, может быть, и не можем). Но вот то, что нам может дать Господь, нам никто больше не даст!

Господь дарует нам вечную жизнь. Господь приносит нам спасение, но спасение не просто от каких-то временных проблем, неудач, от каких-то сложностей и трудностей. Будет ли в этом облегчение или нет – мы не знаем. Мы прекрасно понимаем, как часто бывает совсем наоборот. Ведь Господь нас не обманывает, как часто это делают какие-нибудь проповедники, которые могут с легкостью сказать: «Приходите ко мне, приходите ко Христу, приходите в церковь, и у вас не будет проблем…». Но Церковь – это не патентованная таблетка, которую можно купить, заплатить за нее какую-то цену, и у вас пройдет головная боль или что-то еще… Церковь говорит нам совсем о другом, в Евангелии мы читаем, что Господь пришел на землю для того, чтобы спасти нас от греха, спасти нас от самого страшного последствия греха – смерти.

Вот наша радость сегодняшняя – мы ликуем, что Христос воскрес, потому что мы знаем, что эта победа совершилась. А если Он не воскрес, то, по слову апостола Павла, «вера наша тщетна» (ср. 1Кор. 15, 14). Но Христос воскрес.

Одного мудрого человека спросили (это было где-то в начале или в середине 1990-х, когда многие были обращены к Церкви). И вот, его спросили так: «А что нам может дать ваша Церковь сегодня, современному обществу?» И многие отвечали: «Ну, как, многое может дать… У нас такая традиция, у нас такая философия, у нас такая культура…». А он сказал так: «Церковь может дать вам только одно – Иисуса Христа». Если этот Иисус Христос, Бог, Распятый и Воскресший, Бог, Пришедший спасти нас, нужен человеку, то тогда вы можете получить то, что никто во всем мире не может вам дать. И вы получите самое главное – жизнь вечную. А если Он вам не нужен, то, в общем-то, и Церковь вам не нужна.

– И это страшный парадокс современного общества? У нас сегодня – негласно, невольно, подспудно – исповедуется такая идеология, что Церковь (и церковность) служит как бы неким статусом для людей состоятельных, достаточных, авторитетных. Считается сегодня «хорошим тоном» быть православным, посещать богослужения, выполнять таинства, обряды, следовать традиции Церкви. А вот эта эпоха – бабушек, нищих и юродивых, болящих (вы наверняка знаете о таких не понаслышке, у вас же сельский храм) – это нечто другое, оно терпимо, конечно, но неудобное какое-то, как-то оно дискредитирует «хорошую телевизионную картинку», которая сегодня присутствует на экране телевизора или в Интернете…

– Вы знаете, многое неудивительно. Я-то пришел в Церковь еще в советские времена, когда от человека более или менее устроенного, с какой-то карьерой невозможно было услышать публично о том, что он верует во Христа или что он православный верующий. Тут же все бы и сразу закончилось! И студентов выгоняли из вузов, людей увольняли с работы, если они не то что демонстративно что-то такое делали, а хотя бы просто не скрывали, что они христиане.

– Некоторых отправляли в психиатрические больницы…

– И в психиатрические больницы, и просто в тюрьмы.

Александр Огородников Например, я знаком с таким замечательным человеком, Александром Огородниковым, который в середине 1970-х годов пришел в Церковь. Были тогда такие подпольные кружки: они там просто изучали русскую религиозную литературу, читали Достоевского. Ну да, старались и жить в согласии с Евангельским учением.

И люди, которые отвечали в государстве за «общественную нравственность» (я имею в виду спецслужбы, а не каких-нибудь комсомольцев), – понятно, что они все это как-то курировали и за всем этим следили. И в середине 1980-х годов была такая массовая зачистка всего этого поля – неформального, диссидентского, скажем так (в духовном смысле в первую очередь). И туда попали эти молодые люди вместе с Александром Огородниковым.

Помню рассказ Саши о том, как к нему пришли работники органов: «Ну, хорошо, мы знаем, что ты такой упертый, фанатичный, ты ничего не бросишь… Ну, ладно, мы тоже не звери – уезжай из страны, мы не будем тебе препятствовать, даже поможем!» И многие ведь тогда стремились эмигрировать, покинуть Советский Союз. А тут ты уже, так сказать, «узник совести»: тебя выгоняют, на Западе нашли бы тебе место, не было бы у тебя там проблем, это понятно. И все бы у тебя было…

– Занял бы свою нишу…

– Занял бы свою нишу. А может быть, делал бы что-то доброе и для России, как многие тогда делали: вещали в религиозных программах на радио, собирали пожертвования и т.д. Но Саша сказал: «Знаете, это моя страна, я ее очень люблю. И я никуда отсюда не уеду, если вам что-то не нравится, можете уезжать сами!» – «Тогда будет тюрьма!» И его бросили в тюрьму. И он скитался по разным тюрьмам и зонам. И реально применяли пытки, чтобы сломить человека, заставить его изменить свои убеждения, предать их.

Понимаете, вера всегда требует от человека жертвы, требует дара. Человек, например, может сказать: «Я люблю…». Но что он под этим имеет в виду? «Я люблю помидоры, потому что они вкусные и сладкие…». Но когда мы говорим о родителях и детях, о муже и жене – это совсем другое, чем любить помидоры. Когда ты кого-то любишь, ты ради этого человека готов чем-то пожертвовать, потесниться, что-то дорогое, может быть, отдать. И это будет настоящая любовь. Так вот, вера – на самом деле то же самое.

Если мы берем славянские корни этого слова, то смотрим его этимологию, это важно. Вера – это доверие, это верность. А по-латински «fides» – это дар. Вера всегда связана с тем, что я готов дать.

Когда ты кого-то любишь, ты ради этого человека готов чем-то пожертвовать, что-то дорогое отдать

У нас в сознании, увы, содержится несколько языческое представление: если я верю, значит, Бог мне помогает. Он и вправду помогает, но подлинная вера – это когда я понимаю, что Он нуждается во мне. Вроде бы Бог – это Абсолютная полнота, Он не может ни в ком и ни в чем нуждаться. Но наш Бог нуждается в нас. Он говорит: «Что вы сделаете одному из моих братьев меньших, то Мне сделаете» ( ср. Мф. 25, 40). Он все время призывает именно к этому. Он нуждается в том, чтобы мы были здесь, на земле, Его руками, Его ногами, Его устами. Он нуждается в нас! И это требует от нас жертвы.

Неслучайно Господь говорит: «Всякий, кто хочет идти за Мной, да отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной!» (Мф. 16, 24) Не так важно, богатый ты человек, состоятельный, образованный, очень простой и необразованный, – это все может быть очень и очень по-разному. Было очень много в истории знатных и богатых людей, которые были настоящими христианами. Да наши Святцы посмотрите: и князья были, и епископы, какие-то состоятельные люди… И они были настоящими христианами, потому что готовы были жертвовать, отдавать. И многие из них становились в конце своей жизни мучениками и исповедниками.

Ты можешь в этом мире быть на стороне Бога. Вот что значит христианин

И были и простые люди. Но они тоже под верой понимали не что-то, что можно получить, а некий призыв к тому, что ты можешь в этом мире быть на стороне Бога. Ты можешь быть Его рабом – в том смысле, какой зачастую сегодня многие не понимают. Часто, когда слышат «раб Божий», считают это за нечто унизительное, что-то нехорошее. Но ведь раб – это работник, раб Божий – это тот, кто здесь, на земле (которая еще Богу не принадлежит, она отнята нашим грехом у Бога) хочет и может, стремится делать Божие дело. Он как бы записывается в этот отряд, в эту армию, в это воинство Божие. Вот что значит христианин: это значит, что он готов это делать. И это мне кажется важным.

Нас может иногда раздражать, когда какой-то политик или актер говорит о том, что он верующий, иногда его в храме где-то показывают. И нам трудно судить, потому что мы не знаем доподлинно, чем этот человек живет. Если этот человек реально ради Бога готов делать что-то для людей, отказываться от чего-то для людей, – это христианин.

Потому что вера всегда ставит нас перед выбором: мы можем выбрать одно или другое, Мы можем выбрать то, что может нас приблизить к Богу, или наоборот. А если это все – всего лишь какие-то одежды, какие-то игры (сейчас много ролевых игр), то кого человек обманывает? Если телезрителей с какой-то целью, это понятно. Но если сам себя – зачем это нужно?

– Вера познается по плодам. И вы правильно сказали, что сразу плоды увидеть трудно, тем более – трудно их как-то конкретно оценить или идентифицировать, опознать... Но вот, когда мы – каждый из нас – приходим в храм, – по сути ведь мы в чем-то меняемся. Вы подметили еще одну важную вещь: часто мы приходим туда лишь как потребители. Но тем не менее мы ждем от Церкви, наверное, в первую очередь любви и участия. Кого мы там встречаем? Ждем встречи со Христом, приходим к Нему, ждем от него любви, привета, участия – а кто нас там реально встречает? Но как нам отвлечься от себя и своих переживаний, чтобы увидеть в храме ближнего?

– Ваш вопрос поднимает одну из самых важных тем в Церкви. Есть такое монашеское присловье: «Если ты видел брата своего, ты видел Бога своего», Апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Спасителя, которого мы тоже очень все любим, он является одним из любимейших апостолов на Руси, – он говорит: «Как ты можешь говорить, что ты любишь Бога, Которого ты никогда не видел, и ненавидишь брата своего, которого видишь...» (1 Ин. 4, 20). Всякий, кто не любит ближнего, не любит Бога. И еще слова апостола Иоанна, «Не любящий ближнего есть человекоубийца» (ср. 1Ин. 3, 15).

Я как священник часто слышу на Исповеди: «Ну, слава Богу, ничего тяжкого мы не совершили...». Если особенно человек пожилой, его жизнь уже вошла в какое-то степенное русло, если что-то и было по юности, то уже исповедано... Действительно, никого не убил, но – нелюбовь! И это не я говорю: это говорит Священное Писание, это говорит апостол Иоанн Богослов. Нелюбовь – есть убийство. Да, убить человека можно, лишив его жизни, кого-то можно убить предательством, кого-то можно убить словом. Но даже просто этой своей нелюбовью можно убить человека. Понятно, что тут есть какая-то градация, но вместе с тем мы должны совершенно ясно понимать, что наше спасение состоит как раз в том, чтобы мы за то время, которое Господь нам отпускает нам здесь, на земле, смогли свою жизнь таким образом изменить, чтобы она смогла быть достойной жизни вечной.

Даже просто своей нелюбовью можно убить человека

Как ее изменить? Не просто стать в чем-то лучше, вообще, порядочнее, культурнее... Но причем здесь Церковь? Люди и должны быть воспитанными, порядочными, культурными... У нас должны быть те же свойства, которые были во Христе Иисусе! Вот. У апостола Павла есть замечательные слова, мы их часто слышим, потому что они в Послании к Филиппийцам, читаемом на всяком Богородичном празднике. А таких праздников, слава Богу, в течение года в нашей Церкви очень много. «В вас должны быть те же чувства, что во Христе Иисусе» ( Флп. 2, 5). Мы понимаем, о чем речь? Какие чувства были у Спасителя к другим людям? Может быть, такие, какие даже нам непонятны. Но мы не можем ошибаться, говоря про эти чувства. Когда Спаситель был на кресте, умирая в этой нечеловеческой муке – потому что нет ничего страшнее, чем оказаться на кресте живому человеку, быть прибитому к этому дереву, умирая от удушья! И тут же, на его глазах, те, кто над Ним издевался, смеялся, бил. заушал, сорвал с Него одежды... И сейчас они у подножия креста кидают жребий, кто-то тащит к себе Его нешвенный хион, кто-то ходит и тычет в Него пальцем, кричит: «Спасал других, теперь спаси Себя, сойди со креста!» Нам даже невозможно все это себе представить – всю эту атмосферу ужаса, безумия, человеческой подлости, мерзости, греха в самом последнем измерении всего этого! И Он здесь, на кресте... Он, будучи Богом! Одного, простите, движения мизинца Его было бы достаточно не только для того, чтобы сойти с креста, но чтобы все эти люди сразу поняли – Кто здесь пред ними и что они делают!..

Согласитесь, какой соблазн: когда нас просто кто-то невольно просто задел, несправедливо в чем-то обвинил – нам сразу хочется доказать, возразить ему, чтобы он тут же узнал, как он был неправ. А Господь молится: «Отче, прости им, ибо они не знают, что творят!» (Лк. 23, 34) Он молится – вот его чувства! Нам трудно даже дерзать приблизиться к этому, но ведь мы должны дерзать приближаться к этому. Пусть не сразу – к своим врагам и обидчикам, но хотя бы к людям, которые нас не понимают, которые задели нас чем-то, вольно или невольно. А может быть, просто к людям, которые нас ничем не обидели... Но желать всем блага и добра – это и будет делать нас христианами!

Мы не можем по-другому приблизиться к Богу. Кто такой христианин? Это тот, кто исполняет волю Христа! И творит заповеди Божии!

Кто такой христианин? Это тот, кто исполняет волю Христа!

Ведь неслучайно, – задумайтесь, пожалуйста, – мы совсем недавно это слышали, и я очень надеюсь, что это в нашем сердце живет: перед началом Великого поста Господь говорит нам притчу о Страшном Суде. В каком-то смысле весь пост – это подготовка к этому суду. Как и вся наша жизнь; что такое наша жизнь? Это ведь просто экзамен. Как всякий учащийся или студент вам с легкостью скажет, что ему больше всего хотелось бы знать на предстоящем экзамене: «Я хочу знать то, о чем меня спросят! Скажите мне вопросы, я буду готовиться!» И Господь не скрывает от всех нас то, о чем Он нас спросит! И многие, может быть, даже удивятся: совсем не то, что нам кажется! Потому что с нас спросятся очень простые вещи. «Если ты накормил голодного, напоил жаждущего, одел нагого, посетил больного или заключенного – то ты Мне это сделал...» (ср. Мф. 25, 35; 37; 40).

– Все-таки, мне кажется, отец Вячеслав, что это одна из Евангельских антиномий. В другом месте Господь говорит, «Если ты и стакан воды подал ради Учителя (ради Христа), то даже он не будет втуне» (ср. Мф. 10, 42). А ведь вполне неверующие во Христа люди могут выполнить те условия, которые мы находим в притче о Страшном Суде...

– Конечно! И не только могут, но они, собственно, к этому и призваны. И тут некий парадокс, который, может быть, для многих православных окажется очень неожиданным. Один святой человек говорил: «Когда я окажусь на этом Суде, на пороге Царства Небесного, я удивлюсь трем вещам. Первое – что я здесь. Второе: почему-то я не вижу здесь тех, которые, я был уверен, должны были бы здесь быть. Третье: здесь почему-то много тех, которые, я был уверен, здесь оказаться не могут».

Знаете, не надо подменять Суд Божий судом человеческим. По большому счету, все очень просто. Это испытание пройдут только те, кто сможет научиться любви, потому что Бог есть Любовь! Научиться любви по-настоящему – значит, научиться жить Божественной Жизнью. А там, в Его Царстве, в вечности, нам нельзя будет жить другой жизнью! Нельзя! Мы уже здесь, на земле, должны научиться жить «жизнью будущего века», а это жизнь Любви!

Это испытание пройдут только те, кто сможет научиться любви

Но вы скажете: ведь это могут делать люди, не верующие во Христа или далекие от Церкви, какие-то другие люди, других конфессий... Почему же тогда мы – христиане? Здесь все очень просто: мы с вами самые счастливые люди, потому что у нас есть вера. Мы знаем, что Господь пришел ради нас. Мы знаем, что у нас есть вера во Христа, а «без Меня не можете творить ничего!» (Ин. 15, 5) Мы знаем, как трудно научиться любви, и у нас есть возможность этому научиться, потому что «то, что невозможно человеку, возможно Богу» (Лк.18, 27).). Ведь любви научиться очень трудно, даже невозможно. Но вот здесь-то и начинается вера, когда я говорю: «Господи! У меня ничего не получается, я не могу любить, даже самых близких. Я все равно срываюсь, я все равно ленив, я все равно груб, я все равно думаю о себе. Я эгоистичен, инфантилен... Господи, помоги!» Вот это «Господи, помоги!» – это и есть начало веры, начало спасения. Господь приходит и помогает, если мы и правда этого хотим.

А у людей неверующих этого нету. Нету! В лучшем случае они пойдут в консерваторию, послушают музыку Баха, им станет как-то легче жить. Или откроют роман Льва Толстого, прочтут какие-то замечательные слова о нравственности...

– Хотя и это может их подтолкнуть на путь ко Христу...

– Все может подтолкнуть на путь ко Христу! Потому что «Дух дышит, где хочет» ( Ин. 3, 6). Но я говорю это для того, чтобы мы понимали эту разницу: у нас это есть. И как на самом деле страшно бывает, когда мы, обладая таким богатством, так плохо им пользуемся!

Представьте себе такую картину: у подножия горы, на которую нужно взобраться, есть несколько групп людей. Одни из них не знают ни пути, не видят даже вершины (она покрыта туманом), у них нет никакого оборудования. Но они хотят туда забраться, они ползут, порой них не получается... Они срываются, ходят совсем не там, где нужно... И другая группа людей: у них есть навигатор, карта, есть оборудование, есть проводники. Все есть! Нужно только желание и усилие пойти. И вот, все это есть, но они этим не пользуются. Этим навигатором они открывают пивные банки или обменивают его на какие-то другие вещи, нарядные шмотки, например... Все это богатство у них есть, но они не пользуются им... А среди первых, может быть, есть какой-то самородок, который уже выше поднялся! А мы все равно на прежнем месте: любить не умеем, ищем врагов, унываем, безрадостны и т.д. Кто здесь виноват? Вера наша виновата? Церковь виновата? Да нет же, конечно! Церковь наша и вера наша имеют все для того, чтобы помочь нам взойти на эту вершину. Но они не понесут нас на руках...

Это тоже такой удивительный образ: Бог может все, кроме одного. Он не может спасти человека, если сам человек этого не захочет! Не может спасти!

Бог не может спасти человека, если сам человек этого не захочет! Не может спасти!

Точнее, Он может поднять нас на эту вершину, например, с помощью вертолета, Те, кто не ходил в горы, может быть, меня не поймут, но поверьте, это так. Если вы оказались в горах на вершине, например, выше 5 тысяч метров – просто вас взяли и сразу туда посадили... Вам там будет очень плохо! У вас будет страшно разламываться голова, вам будет нечем дышать, у вас пойдет носом кровь, вам будет невыносимо страшно. А рядом с вами, в этом же самом месте, на соседнем камушке, будет сидеть другой человек. И его лицо будет сиять от радости, из глаз тоже будут течь слезы – но слезы восхищения и радости. Он будет наслаждаться этой красотой, дышать этим горным воздухом, и будет на седьмом небе от счастья. А вы ведь находитесь вроде бы в одном месте... Одному плохо, а другому хорошо. В чем разница?

В том, что тот, второй, – он дошел сюда своими ножками. Да, он долго шел, он тренировался, он прошел вот этот период акклиматизации, его тело и его организм привыкли к этому горному воздуху, и вот теперь он там, на вершине. А вы не потрудились: вам было недосуг, у вас не было времени. И Господь пришел – он и вас спас и посадил туда. Но вам там плохо...

Нам вправду часто кажется, есть такое народное представление о жизни будущего века, есть две комнаты – «Ад» и «Рай». Вот, плохих людей после некоего испытания пошлют налево, а хороших – направо. Я хочу вас разуверить, да вы это и так прекрасно знаете, потому что в эти Пасхальные дни мы об этом как раз и ликуем: ведь ада больше нет! Его нету! Ведь Господь сошел во ад. Ад есть тьма, а тьму нельзя уничтожить, кроме одного способа: зажечь во тьме свет. Диавол, поглотив Христа, подумал, что наконец-то он совершил самое главное деяние. Весь мир в его руках, потому что самый прекрасный Человек, Который когда-либо ходил по земле, теперь в его власти! И Он теперь будет среди его узников! Но диавол не знал того, что совершилось! Опытные охотники (и об этом говорит святитель Григорий Нисский, святитель Иоанн Златоуст приводит его метафору в своем Слове в Пасхальную ночь), чтобы поймать большую дичь, делают большую наживку. И рыба схватывает эту наживку, но не видит там крючка. Вот так и диавол схватил Иисуса, потому что думал, что это человек. И вот, схватил человека – а поглотил Бога! И подавился... Этот Свет зажегся в темноте ада, и ада больше нету!

Кто-то скажет: «Ну, и прекрасно, замечательно, ада больше нету! Значит, можно жить и ни о чем не волноваться?» Но вспомним, о чем я говорил выше Ада больше нет, есть только Господь, и все мы воскреснем. Но после этого воскресения мы окажется на пороге Его Царства, на пороге вечной жизни. И мы окажемся там ровно такими, какими сами себя сделали. Весь этот ужас состоит в том, как говорит преподобный Исаак Сирин, что нас будет мучить Огонь Божественной Любви, потому что мы не приготовили сосуды души для его принятия. Мы не готовы к этой жизни, потому что мы профукали, пропустили, променяли время, которое было нам для этого дано.

Ада больше нет, и все мы воскреснем. Но мы окажемся там ровно такими, какими сами себя сделали

А ведь время было нам дано для очень простых вещей – не для того даже, чтобы мы посадили дерево, вырастили сына и построили дом. Это все тоже прекрасные вещи, и хорошо, если все это у нас получается. Но, как говорит святитель Василий Великий (это слова из его Божественной литургии, которые мы слышали как раз Великим постом за каждым воскресным богослужением): «Дай им, Господи, вместо временных – вечное, вместо земных – Небесное, вместо тленных – нетленное». Нам время дано потому, что мы можем его обменять на вечное. Нам дано тленное, потому что мы можем обменять его на нетленное. Нам дано земное, чтобы обменять его на Небесное. Вот, оказывается, что! Мы удивительно богаты, потому что у нас есть время, у нас есть тленное, у нас есть земное. Но само по себе это ничто: в одно мгновение мы всего этого лишимся, если не успеем все это поменять! Помните, как в той сказке, когда золотые монеты вдруг превратились в глиняные черепки...

Надо успеть поменять! Надо успеть поменять! Надо все время про это думать. Вот, прошел этот день: как я «конвертировал» его в вечность? Вот, у меня есть то-то и то-то... И что – это все само по себе? Ведь все, на самом деле, можно поменять, правда? Если мы будем делиться.

Ведь человек богат не потому, что у него что-то есть, а только тогда, когда он свое – то, что у него есть, – дает другим. Отдавая, мы не теряем, мы приобретаем. Отсюда и слова Спасителя: «Блаженнее давать, нежели принимать!» (Деян. 20, 35) В эти Пасхальные дни мы тоже их слышим, потому что они – из книги Деяний святых апостолов.

Когда мы слышим такие слова: «Бог нас любит!», «Бог простил»... Такое, знаете, «розовое христианство», когда говорят: «Где же здесь грех, где муки ада, где же здесь страх?» Но, извините, ведь Бог правда нас простил. И Бог правда нас любит! И Пасха – это на самом деле про это! Но разве это на самом деле для человека означает, что ему незачем беспокоиться? Незачем тревожиться? Да нет! Потому что если мы не изменимся, если мы не станем другими, если мы не впустим в свою жизнь эту Любовь, если не сможем преодолеть свою самость и эгоизм, то это прощение в нас не войдет. Эта Любовь нас не согреет, а обожжет.

Я знал человека, у которого что-то не сложилось, и он отошел от Церкви в какой-то момент. А человек он был очень хороший, во Христа искренне верующий, а от Церкви отошел. И через какое-то время (годы прошли) я его встречаю, а он говорит: «Я в Церкви, все хорошо!» – «А как же так? Что случилось? Кто убедил тебя, или какую-то книгу прочитал?» – «Да нет, я вроде и так все знал... Когда-то я отошел от Церкви, не нашел там своего места. И вот, стал ходить в детский хоспис, стал помогать детям...». То есть человек стал делать самые обыденные дела, вошел в этот мир, познакомился близко со страдающими людьми, а потом вдруг почувствовал – что это и есть Господь! Это и есть Христос! И уже пережив личную встречу со Христом, там, у постели умирающего ребенка или еще где-то, он по-настоящему пришел в Церковь, и все критиканы или хулители ее стали ему совершенно неинтересны и не близки. Вера подлинная возгорелась!

То есть когда мы в жизни идем на какой-то компромисс, делаем какой-то грех, то вера наша гаснет! И наоборот – если делаем что-то доброе, что-то подлинное, какое-то дело любви (даже если мы не думаем сознательно о вере), то ты получаешь как Дар – подлинную веру!

Христос Воскресе!

С протоиереем Вячеславом Перевезенцевым
беседовал Николай Бульчук

3 мая 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/138971.html

Share this post


Link to post

 

Интересная беседа.

Share this post


Link to post
5 hours ago, inna d said:

 

Интересная беседа.

Искушения, основанные на твоей ущербности - это да, интересно, потому что "кто кем побежден, тот тому и раб", позволяет увидеть собственную несвободу, особенно, если прелесть как раз нашептывает о твоей супер-свободе и супер возможностях.

 

Но, на самом деле, человек всегда готов к приходу искушений, потому что нет человека без греха. И есть интересные искушения, которые являются судом Божиим. Они интересны тем, что ты знаешь сразу, что это пришло искушение, хотя оно, формально говоря, еще не началось, и ты сразу знаешь, что оно пришло к твоему падению, еще до того, как падение свершилось, и полная неизвестность как и чем падешь.

 

И здесь интересна именно неотвратимость искушения, и необходимость смирения с волей Божией, а из того, каким образом свершается падение, пытаешься узнать - а зачем оно, что оно меняет в твоей жизни.

 

Но это всегда корректировка твоего своеволия и самочиния, когда ты, хоть и с благими намерениями, но пытаешься сделать то, что делать не должен.

 

В какой-то мере это является созерцательным опытом познания Промысла Божия, и обретения своего места в этом мире. Еще Конфуций говорил что это важно. Только тут необходимо уточнить, что важно не своевольное определение своего места, а именно принятия места, уготованного тебе Богом.

 

И именно прояснение (увеличение ясности) в этом вопросе (собственного места в этом мiре) и является интересным...

  • Like 1

Share this post


Link to post

"Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит".

       Преп.Варсонофий Оптинский

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 hour ago, Olqa said:

от них получаем сердце сокрушенно и смиренно

Свобода воли остается, так что не всегда сердце сокрушенно и смиренно после искушений...

 

Но лучше, чтобы было так, тогда это все не в пустую...

 

А про догматы мне понравилось у какого-то нашего подвижника, но не помню точно у кого: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Саввы (Остапенко), св. праведного Иоанна Кронштадского, его же память ныне совершали, а может, у кого-то другого - догмат нужно пережить.

 

И догмат Святой Троицы - там Два всегда свидетельствуют действия Третьего.

 

Причем, это уже давно, и два Ангела на крышке Ковчега всегда свидетельствовали (напоминали) о том, что все сказанное в Святая Святых - принято. Всегда услышано.

 

И есть на эту тему интересное в Евангелии от Иоанна в 8 главе, стих 16.

Edited by Иерей Алексей
ошибка в ссылке
  • Like 2

Share this post


Link to post

Глава V

Молитва должна всегда заканчиваться преданием себя воле Божией. Часто мы ошибаемся в выборе вредного и полезного для нас и просим Бога о вредном и для нас и для другого. Поэтому мы иногда не получаем от Бога то, что просим. Но это не значит, что Бог нас не слышит.

Бог нас слышит и даст нам другое, более полезное, вместо того, о чём мы молились. Получивши это, мы наполняемся душевным миром и чувствуем в сердце, что это ответ на нашу просьбу.

Случалось, не получали просимого в молитвах  и великие святители, и самому апостолу Павлу Бог открыл в видении, что ему полезно, чтобы его молитва не исполнилась (2Кор. 12:9). Иногда Господь исполняет нашу молитву позднее, чтобы мы усилили нашу ревность в молитве и показали нашу веру.

Не должно ослабевать в молитве даже тогда, когда нам кажется, что Бог отвернул Свое лице от нас и не слышит нашу молитву. Христос Свою притчу о неправедном судии закончил словами: «Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре» (Лк. 18:7–8).

Господь похвалил хананеянку, которая Его неотступно просила, и исполнил её просьбу (Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30). Так и мы никогда не должны терять надежду, что Бог исполнит нашу просьбу: будем молиться, пока не получим или не почувствуем, что наша молитва не в воле Божией.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/o-molitve/#0_11

  • Like 3

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...