Jump to content

Recommended Posts

42 минуты назад, Михаил Крец сказал:

составленная преимущественно Христом в разных воплощениях, и отчасти - Его учениками с Его слов..

Би́блия (от греч. βιβλία – книги) или Священное Писание – собрание Книг (Ветхого и Нового Заветов), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. Собрание и возведение в единый канон книг совершено Церковью и для Церкви.

 

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы Библии принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию). 

Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.

Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого со-творчества. Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.

 

https://azbyka.ru/bibliya

  • Like 1

Share this post


Link to post
10 hours ago, sibiryak said:

 

Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах:

Ваше определение Библии, не противоречит моему.

Share this post


Link to post

В библии 77 книг, 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета - всего 77 книг и писали ее в разные времена, в том числе до пришествия Христа ( Ветхий Завет входит в состав Библии). Перечитайте себя внимательнее.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Хочу предложить к изучению замечательную книгу - СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. (Архиепископ Вениамин Пушкарь).

 

На курсах преподаватель рекомендовал именно ее к изучению. Она хороша и для Воскресных школ и для поступающих и студентов вузов.

 

В книге Ветхий и Новый завет. Объяснение как проходить и как изучать правильно Священное писание. Она дополнена огромным количеством археологических раскопок, которые подтверждают истинность событий и так далее. Попутно мы изучаем и читаем древние тексты которые были найдены в раскопках, факты событий в Библии очень  много чего интересного. Книга дополнена фотоиллюстрациями событий и раскопок, картинами на Библейскую тему великих художников.

 

P.S. В бумажно-книжном варианте оно гораздо интереснее и веселее читается). Ранее эту книгу уже предлагал на форуме, чисто напомнить).

 

Скачать  https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-novogo-zaveta/

 

Купить https://azbyka.ru/avva/product/svyashhennaya-biblejskaya-istoriya/

 

Священная Библейская история

Если Вы хотите базово начать понимать смысл Библейских событий, содержание книг Ветхого и Нового заветов, то более простого и ясного объяснения на сегодняшний день не найти. В книге события Библейской истории подтверждены многими археологическими и научными открытиями XX века, представляет интерес для широкого круга читателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Скрытый текст

ЧАСТЬ I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Предисловие – 7
Введение –
1. Святая Библия – Книга книг – 9
2. Название и содержание Библии – 12
3. О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания – 15
4. О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания – 19
5. Краткое содержание книги «Бытие» – 22

_______

Глава I. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА – 23
1. Ангельский мир – 25
2. Материальный мир – 25
3. Дни творения – 26
3.1. Первый день – 26
3.2. Второй день – 30
3.3. Третий день – 31
3.4. Четвертый день – 32
3.5. Пятый день – 32
3.6. Шестой день – 34
3.7. Седьмой день – 35
4. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю – 35
5. Грехопадение и его последствия – 39

_______

Глава II. ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – 45
1. Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества – 45
2. Потомки Каина и Сифа – 48
3. Всемирный потоп – 50
4. Потомки Ноя – 55
5. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов – 57
6. Начало идолопоклонства – 59

_______

Глава III. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА – 61
1. Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю – 61
2. Аврам в Египте – 64
3. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена – 65
4. Четвертое богоявление Авраму – 68
5. Рождение Измаила – 69
6. Аврам получает имя Авраам – 70
7. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов – 71
8. Рождение Исаака и изгнание Агари – 77
9. Принесение Исаака в жертву Богу – 78
10. Смерть Сарры и женитьба Исаака – 80
11. Смерть Авраама – 82
12. Исаак и его сыновья – 85
13. Хитрость Ревекки и Иакова – 87
14. Лестница Иакова – 90
15. Жизнь Иакова у Лавана – 93
16. Иаков покидает Харран – 95
17. Встреча с Исавом – 98
18. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре – 100
19. Братья продают Иосифа измаильтянам – 101
20. Иосиф в доме Потифара – 105
21. Сны фараона – 107
22. Встреча Иосифа с братьями – 110
23. Иосиф открывается братьям – 113

_______

Глава IV. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
1. Переселение Израиля в Египет – 119
2. Смерть Иакова и Иосифа – 120
3. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа – 121

_______

Глава V. НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
1. Рождение и воспитание Моисея – 125
2. Призвание Моисея – 128
3. Казни египетские – 131
4. Установление праздника Пасхи – 132
5. Исход из Египта – 137
6. Чудесный переход через Красное (Чермное) море – 138

_______

Глава VI. ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ
1. Пустыня Сур – 143
2. Пустыня Син – 144
3. Рефидим – 145

_______

Глава VII. У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ
1. Заключение Завета – 147
2. Синайское законодательство и его значение – 148
3. Завет утверждается жертвенной кровью – 151
4. Нарушение Завета – 152
5. Восстановление Завета – 155
6. Построение походного храма и его устройство – 155
7. Прообразовательное значение Скинии – 157
8. Ветхозаветное священство – 157

_______

Глава VIII. ПУТЬ ЕВРЕЕВ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ
1. Гробы прихоти – 159
2. Асироф – 161
3. Пустыня Фаран – 162

_______

Глава IX. ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
1. Возмущение Корея, Дафана и Авирона – 165
2. Сомнения Моисея и Аарона – 169

_______

Глава X. К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ – 171
1. Медный змей – 172
2. Дальнейший путь к обетованной земле – 173
3. Последние дни Моисея – 174

_______

Глава XI. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ – 177
1. Чудесный переход через реку Иордан – 178
2. Падение Иерихона – 181
3. Взятие Гая – 185
4. Хитрость жителей Гаваона – 186
5. Битва у Гаваона – 187
6. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной – 188

_______

Глава XII. ПЕРИОД СУДЕЙ
1. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина – 191
2. Девора и Варак – 193
3. Гедеон – 196
4. Иеффай – 200
5. Самсон – 202
6. Первосвященник и судья Илий – 210
7. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила – 212
8. Гибель династии Илия и пленение Ковчега – 214
9. Самуил – пророк и судья – 215

_______

Глава XIII. ПЕРИОД ЦАРЕЙ
1. Помазание Саула на царство – 219
2. Саул побеждает аммонитян – 221
3. Первое непослушание Саула – 222
4. Второе непослушание Саула – 223
5. Помазание Давида на царство – 227
6. Героический подвиг Давида – 228
7. Слава Давида и ревность Саула – 231
8. Открытое преследование Давида Саулом – 232
9. Смерть Самуила и Саула – 235
10. Воцарение Давида – 238
11. Иерусалим – столица царства Давида – 238
12. Расширение и укрепление царства Еврейского – 242
13. Нравственное падение Давида – 244
14. Мятеж Авессалома – 247
15. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г. до н.э.) – 248
16. Соломон – мудрый судья и правитель – 252
17. Сооружение Иерусалимского храма – 254
18. Богатство Соломона и его нравственное падение – 258
19. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское – 260
20. Краткий обзор истории царства Израильского (930-721 гг. до н.э.) – 261
21. Краткий обзор истории царства Иудейского (930-586 гг. до н.э.) – 263

_______

Глава XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ – 271
1. Пророк Илия – 272
2. Пророк Елисей – 276
3. Пророк Иона – 277
4. Пророки Амос и Осия – 279
5. Пророк Исаия – 280
6. Пророк Иеремия – 282
7. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония – 285

_______

Глава XV. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
1. «На реках вавилонских» – 287
2. Пророк Иезекииль – 289
3. Пророк Даниил – 291
4. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской – 294

_______

Глава XVI. ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
1. Падение Вавилонского царства – 297
2. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам – 298
3. Возвращение из плена – 299
4. Сооружение второго храма – 300
5. Деятельность священника Ездры – 302
6. Деятельность Неемии – 303

_______

Глава XVII. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА – 305
1. Иудея под властью царей Египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык – 306
2. Иудея под властью царей сирийских (199-143 гг. до н.э.) – 307
3. Освободительная война под предводительством Маккавеев – 311

_______

Глава XVIII. ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ ДИНАСТИИ – 313

_______

Глава XIX. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
1. Царь Ирод – 315
2. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя – 316
2.1. Фарисеи – 318
2.2. Саддукеи – 319
2.3. Ессеи – 319

_______

Глава XX. ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ
1. Иудейские рассеяния – 321
2. Состояние языческого мира – 322

_______

ЧАСТЬ II. НОВЫЙ ЗАВЕТ
Предисловие – 327
Введение
1. Краткие сведения о Евангелии – 329
1.1. Евангелие от Матфея – 332
1.2. Евангелие от Марка – 333
1.3. Евангелие от Луки – 334
1.4. Евангелие от Иоанна – 335
2. Евангелие – Книга Жизни – 337
3. Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа
3.1. Историко-географическое описание Палестины – 341
3.2. Политическое положение Палестины – 345
4. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 349

_______

Глава I. РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете – 355
2. Благовестие Захарии – 358
3. Благовещение Пресвятой Деве Марии – 359
4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы – 362
5. Рождение Иоанна Предтечи – 363
6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении – 364
7. Рождество Христово – 365
8. Поклонение пастухов – 366
9. Обрезание и Сретение Господне – 369
10. Поклонение волхвов – 371
11. Бегство Святого Семейства в Египет и избиение вифлеемских младенцев – 373
12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину – 375
13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение Иерусалимского храма – 376
14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь – 380
15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане – 384
16. Искушение в пустыне – 387
17. Возвращение Христа на Иордан. Первые его ученики – 392
18. Первое чудо в Кане Галилейской – 395

_______

Глава II. ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
1. Переселение в Капернаум – 399
2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи – 400
3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом – 401
4. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нем Иоанна Крестителя – 404
5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой – 405
6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее – 411
7. Заочное исцеление сына царедворца – 411
8. Проповедь Христа в Назаретской синагоге – 412
9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников на апостольское служение – 414
10. Исцеление бесноватого в Капернаумской синагоге – 415
11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме – 416
12. Исцеление расслабленного в Капернауме – 418
13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению – 419

_______

Глава III. ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе – 423
2. Исцеление расслабленного в Доме Милосердия – 424
3. Срывание колосьев и спор о субботе – 426
4. Исцеление сухорукого – 427
5. Избрание двенадцати апостолов – 428
6. Нагорная проповедь – 430
7. Исцеление слуги сотника – 433
8. Воскрешение сына вдовы наинской – 435
9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу – 436
10. Иисус Христос в доме Симона-фарисея – 438
11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев – 439
12. Учение в притчах о Царстве Божием – 440
12.1. Притча о сеятеле – 441
12.2. Притча о зерне горчичном – 442
12.3. Притча о закваске – 443
12.4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину – 443
12.5. Притча о пшенице и плевелах – 444
13. Укрощение бури – 445
14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской – 446
15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги – 447
16. Отправление апостолов на проповедь – 451
17. Смерть Иоанна Крестителя – 454
18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами – 456
19. Хождение Иисуса Христа по воде – 460
20. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни – 460

_______

Глава IV. ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
1. Беседа с фарисеями о предании старцев – 463
2. Исцеление дочери сирофиникиянки – 465
3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого – 467
4. Преображение Господне – 471
5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика – 472
6. Последние дни пребывания в Галилее – 475
7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей – 476
8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя – 478
9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа – 480
10. Исцеление слепорожденного – 482
11. Притча о добром пастыре – 484
12. Христос на празднике Обновления – 487
13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье – 489
14. Поучения Христа в притчах о любви Бога к человеку, человека к Богу и людей друг ко другу – 490
14.1. Притча о пропавшей овце – 490
14.2. Притча о потерянной драхме – 491
14.3. Притча о блудном сыне – 491
14.4. Притча о милосердном самарянине – 496
14.5. Притча о мытаре и фарисее – 499
14.6. Притча о судье неправедном – 501
15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве – 502
16. Притча о богаче и нищем Лазаре – 504
17. Исцеление десяти прокаженных – 508
18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии – 511
19. Благословение детей – 514
20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня – 517
21. Воскрешение Лазаря – 520
22. Тайное и беззаконное решение Синедриона – 522
23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи – 525
24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот – 527
25. Обращение Закхея – 528

_______

Глава V. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи – 531
2. Торжественный вход Господень в Иерусалим – 533
3. Великий Понедельник
3.1. Проклятие бесплодной смоковницы – 538
3.2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа – 539
4. Великий Вторник
4.1. Последнее посещение храма и полный разрыв с духовными руководителями еврейского народа – 540
4.2. Притча о двух сыновьях – 544
4.3. Притча о злых виноградарях – 544
4.4. Вопрос фарисеев о подати кесарю – 545
4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых – 549
4.6. Вопрос книжника о наибольшей заповеди в законе – 550
4.7. Обличительная речь Христа против книжников и фарисеев – 550
4.8. Лепта вдовы – 552
4.9. Встреча с еллинами – 555
4.10. Пророчество Христа о разрушении Иерусалима – 557
4.11. Пророчество Христа о будущем Церкви и о втором Его пришествии – 559
4.12. Притча о десяти девах – 560
4.13. Притча о талантах – 561
4.14. Беседа о Страшном Суде – 563
5. Великая Среда. Предательство Иуды – 565
6. Великий Четверг
6.1. Тайная вечеря – 566
6.2. Иуда покидает пасхальную трапезу – 568
6.3. Установление таинства Евхаристии – 570
6.4. Прощальная беседа с учениками – 573
6.5. На пути в Гефсиманию – 574
6.6. Гефсиманская молитва – 577
6.7. Предательский поцелуй Иуды – 579
6.8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра – 580
6.9. Суд Синедриона – 583
6.10. Смерть предателя – 587
7. Великая Пятница
7.1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата – 587
7.2. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу – 592
7.3. Распятие и Крестная смерть Иисуса – Агнца Божия – 600
7.4. После распятия и смерти – 610
7.5. Погребение – 613

_______

Глава VI. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
1. Воскресение Христово – 617
2. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и другим мироносицам – 618
3. Реакция Синедриона – 622
4. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус – 623
5. Явление воскресшего Господа всем апостолам, кроме Фомы – 624
6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам – 628
7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере – 629
8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее – 631
9. Вознесение Господне – 632
10. Сошествие Святого Духа на апостолов – 635
Заключение – 639

 

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
2 hours ago, sibiryak said:

Хочу предложить к изучению замечательную книгу - СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. (Архиепископ Вениамин Пушкарь)

Спасибо Александр! 

Можно ещё почитать здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushkar/svjashennaja-biblejskaja-istorija-novogo-zaveta/#0_1

https://predanie.ru/book/67731-svyaschennaya-istoriya-novogo-zaveta/

 

Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. :
Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. : ил.  https://monastery.ru/bookself/izdatelstvo-br-sretenskogo-monastyrya/svyashchennaya-bibleyskaya-istoriya/

 

 

Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - [7-е изд.]. - Санкт-Петербург ; Владивосток: Изд.: Владивостокская епархия РПЦ, 2015.

Edited by Liubov
  • Like 2

Share this post


Link to post

Да, книга очень интересная, легко читается. Работали над ней многие люди.

Сфоткал).

 

 

 

 

IMG_20210227_112631.jpg

IMG_20210227_112611.jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post

Братья и сестры, для тех, кто не имеет в наличии и нет возможности приобрести Библию на ЦСЯ в книжном варианте, есть замечательный вариант чтения онлайн всей Библии на ЦСЯ. Шрифт  хороший. Сам я с ноутбука, поэтому маленькая подсказка тому кто с компа и кому надо покрупнее шрифт для удобства чтения или по зрению.

На клавиатуре хоть справа, хоть слева есть две клавиши контрол (ctrl), жмем любую клавишу контрол (ctrl), и при нажатой клавише крутим колесо мышки вперед или  назад.

 

БИБЛИЯ НА ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ (Церковно-славянский шрифт на основе старой кириллицы*)

 

Или здесь, слева ЦСЯ, справа синодальный перевод. 

Share this post


Link to post

В бумаге Библия на ЦСЯ самая доступная по цене, пожалуй, эта, но, строго говоря, шрифт мне кажется мелковатым, хотя он жирный, и легко читаемый.

 

Более крупный шрифт приводит к более крупному формату книги, что не всегда удобно.

 

Сейчас есть еще и компромисс - репринт дореволюционного издания Ветхого Завета в двух томах, и Нового Завета отдельным томом (причем, для Нового Завета есть и более компактное издание, чем формат А5).

 

Последнее время, репринты мне нравятся гораздо больше, чем раньше.

Share this post


Link to post
4 часа назад, Иерей Алексей сказал:

Последнее время, репринты мне нравятся гораздо больше, чем раньше.

Знаки препинания только там усложняют немного. Может, отредактировать аккуратненько карандашиком? Те тексты, которые читаются на службе (репринты Октоиха, Миней), иногда выверяем с текстами с сайта Последование.ру, где все запятые на местах. 

Share this post


Link to post
On 3/5/2021 at 2:10 AM, Olqa said:

Знаки препинания только там усложняют немного. Может, отредактировать аккуратненько карандашиком? Те тексты, которые читаются на службе (репринты Октоиха, Миней), иногда выверяем с текстами с сайта Последование.ру, где все запятые на местах. 

Ох... Какую тему вы поднимаете, Ольга....

 

Воспоминанием негатива нельзя доброму научить... Придется поэтому умолчать...

 

Я и так очень аккуратненько упомянул позитивное - это то, что репринты я стал ценить гораздо больше... И, в частности, потому что запятые там чаще всего на правильном месте. :)

 

Ну, и на тему запятых, еще приведу пример - я считаю молитвослов СТСЛ (Свято-Троице Сергиевой Лавры), сделанный для восстановления ошибок и переосмысления молитв, на основании старинных изданий, содержащих молитвы, которые нам привычны...

 

Скажу сразу - первое прочтение у меня вызвало сильное отторжение. Местами. Так как в современных там уже совсем другой смысл запятые создали.

 

А потом... Все встало на круги своя. :)

 

Но, в связи с тем, что теперь я иерей, мне молитвослова маловато, мне полный молитвослов (сиречь, канонник) уже потребен, так что этот молитвослов у меня "под спудом"...

 

А выглядит он вот так.

  • Like 1

Share this post


Link to post
5 часов назад, Иерей Алексей сказал:

Так как в современных там уже совсем другой смысл запятые создали.

На памяти с ходу "с путешествующими путешествуй". На ЦСЯ Утвенние и вечерние молитвы, 1990 что ли года перевыпуска. Император ещё поминается. Это, конечно, не совсем про запятые, но про репринт. ))

Отче, все верно Вы пишите. Но произносить набор слов, не всегда понятный по смыслу, без интонаций, тоже не совсем правильно. Одно дело домашняя молитва, другое когда читать в храме. ))

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Во-первых, "по делам их узнаете их", поэтому при чтении в храме важно просто прочитать. Хотя бы набор слов. Я понимаю Алексея Ильича, который про молитву говорит, что вычитка - это безобразие. Но это становится важным только если молитвы прочитаны. Если они не прочитаны, то вычитка ли это, или нечто другое - все уже не имеет значения, потому что этого ничего нет.

 

Во-вторых, при чтении ЦСЯ все должно быть понятно. :) Естественно, что это не всегда так. И, чаще всего, непонятно именно то, что в нашей жизни отсутствует (точнее, отсутствует в современном русском языке).

 

Это, конечно, звательный падеж, это двойственное число.

 

Но есть еще одна очень могучая вещь в ЦСЯ, которая утрачена в современном языке при советской реформе столетней давности.

 

А именно, были выкинуты дублирующие буквы О, Е, И, были унифицированы окончания слов, например, прилагательных в родительном и винительном падеже. Из-за этого ухудшилась связь подчиненных частей предложения (определений, дополнений) с их источником.

 

Из-за этого пришлось структурировать и предложения. Например, теперь в сложном предложении одно простое предложение отделяется от другого запятой. Казалось бы, что это - мелочь, но на самом деле, это не так. Запятая разбивает предложение на две части, в одной из них все слова относятся к первому простому предложению, во втором - ко второму простому.

 

А в ЦСЯ это не так. В ЦСЯ сложное предложение может начаться, потом начнется второе простое предложение, а после него может продолжиться первое простое предложение. И все из-за того, что система склонений-спряжений гораздо лучше связывает элементы предложения.

 

Добавим примеров конкретных, потому что без примеров бывает сложно понять о чем речь.

 

В современном окончания у прилагательных в родительном и винительном одинаковые: вижу красивого воздушного змея, у меня нет красивого воздушного змея. В ЦСЯ в винительном будет красивого, в родительном красиваго. Окончание само по себе укажет падеж. Падеж сам по себе укажет объект, с которым связано прилагательное (существительное в родительном падеже). Это могут быть, потенциально, первое и последнее слово в очень длинном предложении, состоящем из десятка слов. При этом, в этом предложении вообще не будет никаких знаков пунктуации. И, даже если они есть, то все равно, это может быть не сложное предложение, состоящее из нескольких простых, а всего-лишь одно простое предложение. Хотя, по современному составу, его простым назвать не получится...

 

Примером может послужить умилительный канон Господу Иисусу Христу, который положено читать, если мы собрались после шестой песни читать акафист Иисусу Сладчайшему. Там постоянно идет призывание имени Господа в звательном падеже, несколькими словами, после чего простое предложение продолжается, не разрываясь на части. Хотя, по современным правилам русского языка, эти призывания разрубают простое предложение на несколько самостоятельных частей. Поэтому чтение этого канона может вызывать затруднения. Из современных минималистических молитвословов этот канон удален, но в канонниках можно найти (не во всех, опять же).

 

В современном языке такая связь невозможна. Поэтому современный читатель и в ЦСЯ часто эту связь не видят, и получается при чтении "набор слов"...

 

Далее, винительный падеж очень часто используется для описания различных объектов (часто используемых). А в нем мы часто используем местоимения. Еще одна мощь ЦСЯ - в краткости. Это и титла для самых святых слов, но и сами слова, наиболее употребительные, кратки.

 

В винительном местоимения будут однобуквенными: и = его (мужской род), ю = ее, е = его (средний род), я = их. Кажется, что на этом все заканчивается. Но нет. Например, слово "который", будет формироваться из винительного местоимения и частицы "же": иже = который, юже = которая, еже = которое, яже = которых.

 

Возникает вопрос - а как нам определить является "и" местоимением или соединительным союзом? Тоже все однозначно, у местоимения стоит тяжелое (тупое) ударение `, у союза ударения нет.

 

Дублирующие буквы также имеют значение - в случаях, если слово имеет одинаковое окончание в разных падежах, в разных падежах оно пишется при помощи разных дублирующих букв. Да, на чтении оно звучит одинаково, но на письме - нет. То есть, письмо на ЦСЯ содержит в себе гораздо больше информации, чем мы в состоянии "вместить" в себя, так как даже не догадываемся о том, что там что-то может содержаться...

 

Поэтому, для полного восприятия информации с ЦСЯ, ее нужно именно читать, и именно лично, а не через посредников.

 

А уж чтобы грамотно написать на ЦСЯ хотя бы одно предложение, нужно столько всего знать... Сегодня даже русско-советский язык-то не знают в полном объеме, чего уже говорить про ЦСЯ...

 

Так что про появление новых книг на ЦСЯ у меня огромный скепсис... Хотя бы не изуродовать то, что есть... Но при переизданиях, и наборах "новым компьютерным шрифтом" могут кое-какую информацию потерять просто из-за того, что не знают, что она там есть...

 

Грусть - печаль...

Edited by Иерей Алексей
Коррекция пунктуации, в основном
  • Like 3
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
2 часа назад, Иерей Алексей сказал:

Возникает вопрос - а как нам определить является "и" местоимением или соединительным союзом? Тоже все однозначно, у местоимения стоит тяжелое (тупое) ударение `, у союза ударения нет.

Из 90 псалма

13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.

 

14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.

 

Даже при написании русскими буквами местоимение и (его) выделено ударением. Но это, опять же, когда читаешь. А когда слышишь и не знаешь, что это местоимение...(( "И избавлю, и покрыю, и яко позна имя Мое..."

Спаси Господи, отче (вот неверное обращение, потому как звательный падеж)), за урок ЦСЯ. 

Edited by Olqa

Share this post


Link to post
9 hours ago, Olqa said:

вот неверное обращение, потому как звательный падеж 

Про звательный падеж многого знать не требуется, по своим словоформам он схож с именительным падежем ( это касается склонений спряжений).

 

Сами же имена формируются с окончаниями О, Е (Серафиме, Сергие, Матроно, Марие - это часто), или Ю (Царю Небесный - это редко), и даже И (Мати - тоже редко).

 

Чистая "калька" с греческого предусматривает наличие перед звательным именем омеги. Это мы постоянно наблюдаем в 13-м кондаке акафистов (О Всепетая Мати).

 

Так что, на самом деле, со звательным падежом не очень все страшно. :)

 

Побочный эффект от переноса богослужения с ЦСЯ на русский - это примерно двукратное увеличение количества слогов, так как современный русский язык является велеречивым.

 

Так как ритм речи (скорость произнесения слогов) у нас не меняется, служба на русском автоматически станет сугубой (двойной) по длительности. :)

 

Я уверен, что это самый глобальный фактор, из-за которого русификация богослужения никогда не произойдет, так как удлинение службы не интересно ни "ничего не понимающим", ни служащим.

  • Like 2

Share this post


Link to post
4 часа назад, Иерей Алексей сказал:

Так что, на самом деле, со звательным падежом не очень все страшно

Наверное правильнее будет так звучать:

"Отче! Спаси Вас Господь за уроки ЦСЯ", чем: "спаси Вас Господь, отче, за уроки".

А вот такие окончания (или состав слова?) по каким правилам?

Из 22 псалма: "...и еже вселитимися В дом Господень в долготу дней"

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...