Перейти к публикации
АндрейВ.Х.

Экклесиология первенства в Церкви

Рекомендованные сообщения

Перечитал статью после обеда и желаю обратить внимание на следующий отрывок:

Цитата

В пример первенства митрополит Элпидофор приводит взаимоотношения Лиц Пресвятой Троицы и, не имея на то совершенно никаких богословских обоснований, проецирует их на понятие первенства в Церкви. А по смыслу его «Ответа» – на взаимоотношения Константинопольского патриарха с предстоятелями других Поместных Церквей: «Для того, чтобы понять эти нововведения более ясно, позвольте нам посмотреть, что все это будет означать, если мы соотнесем это и применим к жизни Святой Троицы, истинному источнику любого первенства. <…> Церковь всегда последовательно принимала лицо Отца как первое среди лиц Троицы ("монархия Отца"). Если бы мы следовали логике синодального документа Русской Церкви, мы должны были бы утверждать, что Бог Отец не является безначальной причиной Божества и Отцовства, <…> но становится получателем собственного "первенства"».

Упомянутая митр. Элпидофором "монархия Отца" — самая настоящая триадологическая ересь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Andrei† сказал:

"монархия Отца" — самая настоящая триадологическая ересь

Это смотря по тому, что вкладывать в это понятие: если по монархией Отца понимать то, что Отец есть Причина и Начало Божества в Троице, то это православное учение, Причина личного бытия Сына и Святого Духа   (https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/5_20_4). 

"Если же говорим, что Отец – начало Сына и болий Его, то не показываем, что Он первенствует над Сыном по времени или природе (Ин. 14, 28), ибо через Него Отец веки сотвори (Евр. 1, 2). Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не относительно причины; то есть потому что Сын рожден от Отца, а не Отец от Сына, и потому, что Отец естественным образом – причина Сына; подобно тому как не говорим, что огонь выходит из света, но что, лучше, свет – из огня. Итак, всякий раз как услышим, что Отец – начало и болий Сына, то да разумеем это в смысле причины." (Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры",  Кн.1, Гл.8 "О Святой Троице")

 

Но, конечно, если экстраполировать это учение на учение о Церкви так, как делает Элпидофор и сказать, что Константинопольский патриарх есть причина и начало Церкви, то получится ересь.  Вообще непонятно его обоснование первенства КП через триадологию. Перечитал бы Иоанна Дамаскина (см. выше), что первенство Отца следует понимать только в смысле причины, а не главнокомандования. 

 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минут назад, Юрий Кур сказал:

Итак, всякий раз как услышим, что Отец – начало и болий Сына, то да разумеем это в смысле причины." (Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры",  Кн.1, Гл.8 "О Святой Троице")

Именно. Термин "монархия" никак тут не подходит, поскольку имеет значение единоличной власти. В таком же значении явно использовано словосочетание "первое среди лиц Троицы".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Andrei† сказал:

Термин "монархия" никак тут не подходит

Мне тоже не нравится термин "монархия", но он уже устоялся. Так что Важно его правильно понимать: не как "единоначалие власти", а как просто "Единое Начало", Источник Божества

Цитата

Монархия (единоначалие) Бога Отца

Мона́рхия (единоначалие) Бога Отца – (от греч. μόνος (монос) – один, единый, единственный, и ἀρχή (архи) – начало) – богословский термин, указывающий на то, что согласно православному учению о Святой Троице, Бог Отец, будучи безначальным, является единым Началом в Святой Троице: Он вечно рождает Бога Сына и вечно изводит Святого Духа, то есть даёт бытие Ипостасям (Личностям) Сына и Духа; Божественная воля и любое божественное действие проистекает от Отца, через Сына во Святом Духе.
Учение о монархии Бога Отца раскрывает возможность одновременно мыслить в Боге и троичность, и единство, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому 
Следует учитывать, что монархия (единоначалие) Бога Отца не предполагает, что Отец обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух. Отец, Сын и Святой Дух – один Бог, а не три. Свт. Иоанн Дамаскин об этом говорит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия». (О Святой Троице).

https://azbyka.ru/monarxiya-edinonachalie-boga-otca

 

Цитата

Термин «единоначалие» (монархия) Отца был обычным в великом богословии IV века; он означает, что самый Источник Божества – личен. Отец есть Божество, по именно потому, что Он – Отец, Он сообщает свое Божество во всей его полноте двум другим Лицам; Они берут свое начало от Отца, μονη αρχη как от Единого Начала – откуда термин «монархия». «Божество-Источник», – говорит об Отце Дионисий Ареопагит. Именно от Него «изливается», в Нем «коренится» тождественное и нераздельное, но различно сообщаемое Божество Сына и Духа. Итак, понятие «единоначалие» одним словом обозначает в Боге единство и различие, «исходящее от Единого Личного Начала». Святой Григорий Богослов, величайший богослов Пресвятой Троицы, мог говорить об этой тайне только в форме поэтической, потому что только поэзия способна в словах явить потустороннее. «Они не разделены в воле, – пишет он, – они не разделены в могуществе» и ни в каких других свойствах. «И скажем все до конца: Божество нераздельное в Разделяющих». «В трех солнцах, проникающих одно в другое, свет был бы един», потому что Слово и Дух суть два луча одного и того же Солнца, или «вернее, они два новых Солнца».

https://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Losskij/dogmaticheskoe-bogoslovie/1_5

Кстати, похоже Элпидофор понимает термин "монархия Бога Отца" как раз в еретическом духе, как единоначалие власти..

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Юрий, спасибо за пояснение! Признаю: был не в курсе такого использования термина.

 

Другой же смысл - - еретический - - неприемлем. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для себя отметил, что, такой текст сильно напоминает тексты юр. договоров где вроде все понятно, но, и с тем же, стоит лишь копнуть сразу натыкаешься на подводные камни. Такая форма изложения рассчитана на обычного человека не особо разбирающегося в тонкостях юр. док. и уж тем более в формулировках богословия. Поэтому, многие прельщаются к такой формулировке, не особо вникая в документ, а потом, когда случается беда, а мы не знали, а мы в этом ни чего не понимаем, мы рассчитывали на слово от Церкви об истинности. 

 

Андрей, очень хорошо, что, вы подняли эту тему, сам в этом ни селен, а вам, думаю, вполне по силам понять истинность таких формулировок. Вы своего рода на форуме юр. консультант :59: по таким вопросам :declare0::good0000:

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
12 часов назад, Георгий. сказал:

Андрей, очень хорошо, что, вы подняли эту тему, сам в этом ни селен, а вам, думаю, вполне по силам понять истинность таких формулировок. Вы своего рода на форуме юр. консультант :59: по таким вопросам

Спасибо на добром слове, Георгий! Но вот Юрий меня уличил в том, что я не знал об использовании термина в богословии и поленился осведомиться о нём перед написанием сообщения. Так что разобраться в богословских смыслах можем лишь с помощью Божьей и советуясь друг с другом, а не самостоятельно.

:thank_yo:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
8 часов назад, Andrei† сказал:

Спасибо на добром слове, Георгий! Но вот Юрий меня уличил в том, что я не знал об использовании термина в богословии и поленился осведомиться о нём перед написанием сообщения. Так что разобраться в богословских смыслах можем лишь с помощью Божьей и советуясь друг с другом, а не самостоятельно.

:thank_yo:

все знать не возможно, не охватить все разом и скопом, да и по пробуй все это удержать. Вот сам закончил учебу в 2005 году, и уже очень многое подзабыл, всплывают, конечно, знания, но уже приходится их освежать, так что, поправки могут быть, это естественно все удержать не возможно.

Но, когда голова хорошо работает, не как у меня, что с первого и второго раза не всегда уловишь смысл от всяких изворотов как в статье по ссылке, то тут, уже нужна помощь в разборе текстов. 

Вот к примеру, вчера в новостях услышал формулировку от соглашения из слов Трампа, что по новому соглашению иерусалим не будет разделен, и соглашение по дорожной карте Трамп выделил территории для палестины и израиля где Иерусалим находится на территории израиля и теперь, в контексте его слов выходит, что Иерусалим не будет разделенный между другими как это было. И выходит, что под его формулировкой кроется совсем иной смысл. Раз Иерусалим находится на территории Израиля, и он, не разделим, то отходит в подчинение Израилю. 

Поэтому, такие моменты нужно уметь видеть, или как говорят "читать между строк".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия»

 

Совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исайи на конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

 

Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины.

 

Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия».

 

Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимым сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Как Предстоятель Первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право:

1) почетного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares);

2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес;

3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного Собрания, или Синаксиса Православных Предстоятелей;

4) предоставления автокефалии и автономии, с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, — и, наконец,

5) Вселенский Патриарх как Предстоятель первого Престола Православной Церкви является неизменным стражем и гарантом как канонического порядка, так и успешного функционирования соборного и демократического устроения (σύστημα) Православия.

 

Любое ложное толкование, любая попытка переиначить вышеперечисленные привилегии чести Вселенского Патриархата в «первенство власти» искажает православную экклезиологию, уничтожает ее соборное и демократическое устроение и привносит единоначалие власти в духе папизма, а Вселенского Патриарха превращает в Папу Востока, который будет ex cathedra («с кафедры») изрекать позицию Православной Церкви, не считаясь с мнением других Православных Предстоятелей. В подобных случаях холодно равнодушным не может остаться ни один епископ Православной Церкви. Его долг — преобразить пассивную тревогу в ответственное действие, возвыситься над самим собой и, руководствуясь архиерейской совестью, бескорыстно и бесстрашно выступить на борьбу с любым произволом, коль скоро этот произвол направлен против соборности Православной Церкви и грозит разделением Вселенскому Православию.

https://rusk.ru/st.php?idar=89840

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...