Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Правильно ли я рассуждаю: если Бог Троица, значит и мы троица, как созданные по Его образу и подобию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 минут назад, viktor-sher сказал:

Правильно ли я рассуждаю: если Бог Троица, значит и мы троица, как созданные по Его образу и подобию?

Сравнение не совсем корректное. 

Христианин действительно имеет три в одном, составляющее, это плоть, душу и дух, в отличие от животных, которые имеют всего две составляющие, это плоть и душу. Детально и дословно уже не помню, но все найти можно, по моему, в катехизисе или догматическом богословии, давно уже не читал, не помню, посмотрите в этих книгах. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В чем тогда подобие? Бог есть Ум и у нас есть ум. Бог есть Слово и мы рождаем мысль, причем эта мысль оДУХотворенна.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, viktor-sher сказал:

В чем тогда подобие? Бог есть Ум и у нас есть ум. Бог есть Слово и мы рождаем мысль, причем эта мысль оДУХотворенна.

При желании вашем, вы все сами могли бы найти и прочитать, ниже пол работы за вас выполнил, остальное сами, ведь когда кашу на стол ставят, вы же кушаете сами, а не просите за вас ее кушать, в противном случае с голоду не долго помереть ))

 

 

И так далее.....

 

 

Изменено пользователем Георгий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, viktor-sher сказал:

Правильно ли я рассуждаю: если Бог Троица, значит и мы троица, как созданные по Его образу и подобию?

Да, мы созданы по образу и подобию Бога Троицы, и св. отцы действительно усматривали в строении души человеческой некую троичную схожесть, как вы написали, ум, слово и дух. Но разумеется, эта схожесть не буквальная. У Бога три полноценные Личности-Ипостаси, у человека всего одна.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

 У Бога три полноценные Личности-Ипостаси, у человека всего одна.

 

 

Бог есть Отец, это первая личность, Сын и Дух вторая и третья личность. А какая у человека одна личность?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Виктор, совсем недавно на форуме уже рассматривали этот вопрос. Поищите, легко найти. И в любом учебнике по догматическому богословию. 

58 минут назад, viktor-sher сказал:

А какая у человека одна личность?

Создан-то был не какой-то абстрактный человек, а Адам; то есть одна ипостась человеческой природы. А не три Адама. Поэтому "по образу" не следует понимать в буквальном смысле, как отец Вам написал. Бог сказал "по образу и подобию Нашему". Значит, речь идет об образе и подобии не ипостасным (личностным) свойствам Лиц Святой Троицы, а общим Их свойствам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Быт. 1:26

И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли

(по образу  Нашему - видите, как говорит - не Моему, а Нашему - множественное число)

 

Быт. 1:27 И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их

свт.Василий Великий

«И создал Бог человека; по образу Божиему создал его». Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? [Т. е. в этом свидетельстве о чем-то не сказано] «Создадим человека по образу Нашему и по подобию». Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется ли в этом немощь Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? — Или это суесловие? Может быть, это то же самое, что и: «Создадим человека по образу и по подобию»; ведь здесь Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию». Какое бы объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же.

Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, — опасное богохульство. Да и на самом деле (Писание) никогда не говорит (ничего) пустого.

Итак, неоспоримо, Что человек создан по образу и по подобию.

Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? — Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? — Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании?

«Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. Тем, что зависит от нашей воли, мы распоряжаемся в полную силу; добываем же мы это себе благодаря своей энергии. Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божиего. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение, чтобы мы не были инертными вещами, подобно портретам, созданным рукой художника, чтобы плоды нашего уподобления не принесли похвалы кому-нибудь другому. В самом деле, когда видишь портрет, в точности передающий модель, то не портрету воздаешь хвалу, а художником восхищаешься. Итак, чтобы восхищение относилось ко мне, а не к кому-то другому, Он предоставил мне самому позаботиться о достижении подобия Божиего. Ведь, «по образу» я обладаю бытием существа разумного, «по подобию» же я делаюсь, становясь христианином...

****

И прочие множественные толкования святых отцов ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, viktor-sher сказал:

В чем тогда подобие?

 

17 минут назад, Olqa сказал:

Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу.

Вот, например, сейчас Великий пост, и мы стараемся уподобиться Спасителю, который постился 40 дней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Но разумеется, эта схожесть не буквальная. У Бога три полноценные Личности-Ипостаси, у человека всего одна.

 

 

Обьясните мне недалекому простыми словами, какая у человека одна личность-ипостась.

2 часа назад, Юрий Кур сказал:

 

Вот, например, сейчас Великий пост, и мы стараемся уподобиться Спасителю, который постился 40 дней.

В чем образ наш с Богом?

Бог Ум, а мы ум, хоть и поврежденный, но все равно это ум, образ Ума.

Бог есть Слово и наш ум рождает слово (мысль). Если же наш ум рождает мысль, то можно сказать, что ум отец, а рожденное от него есть слово.

Хотя это слово может быть и противником Слова, но это не отменяет образ Бога который мы носим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, viktor-sher сказал:

Обьясните мне недалекому простыми словами, какая у человека одна личность-ипостась.

В Богословии отождествляется понятие "лицо, личность" и "ипостась". У Бога три Лица, три Личности, которые существуют неслитно и нераздельно, у человека одна личность, сотворенная Богом по Его образу и подобию. Очевидно, вот это уникальное индивидуальное сочетание духовных и телесных сил в каждом человеке это и есть его личность. То, что может о себе сказать "я", что обладает личностным бытием, образом и подобием Божиим и бессмертной душой, способной жить вне тела.

 

Св. отцы кроме всего прочего говорили, что человек, будучи подобным Богу, так же как Бог и непознаваем, несет в себе тайну.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, viktor-sher сказал:

В чем образ наш с Богом?

Что Вам непонятно в словах свт. Василия Великого, которые выше привела Ольга?

Вот ещё более коротко слова Иоанна Дамаскина:

"А так как это было таким образом, то Бог Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения (Быт. 2, 7; 1, 26–27), что именно, конечно, мы и называем Божественным образом; ибо выражение по образу обозначает разумное и одаренное свободной волею; выражение же по подобию обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно [для человека]." (https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12)

35 минут назад, viktor-sher сказал:

Бог Ум, а мы ум, хоть и поврежденный, но все равно это ум, образ Ума.

Бог есть Слово и наш ум рождает слово (мысль). Если же наш ум рождает мысль, то можно сказать, что ум отец, а рожденное от него есть слово.

Хотя это слово может быть и противником Слова, но это не отменяет образ Бога который мы носим.

Чем это отличается от того, что Вам написал отец Лост Шип, исключая небрежность формулировок? Но надо помнить, что Бог Отец (Первый Ум по свт. Игнатию), Бог Сын (Слово) и Бог Святой Дух - это Божественные Ипостаси, а ум, слово (мысль) и дух человека  имеют единое личностное бытие (единую ипостась).

 

25 минут назад, viktor-sher сказал:

Обьясните мне недалекому простыми словами, какая у человека одна личность-ипостась.

viktor-sher  - это не три человека (ум, слово и дух), а один

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
46 минут назад, viktor-sher сказал:

 

"....... С помыслами (скверными мыслями) мы сталкиваемся часто и порой считаем их обычным проявлением нашего собственного мышления. Хорошие ли мысли пришли нам в голову, плохие ли, считаем их по незнанию или недостатку опыта своими. Но помыслы – это не просто плохие мысли. Это не наши мысли, таящие в себе угрозу для нас. Оптинские старцы глубоко и всесторонне осветили важнейшие вопросы, касающиеся помыслов.

Появление мыслей (помыслов, помышлений) далеко не всегда подконтрольно человеку. Поэтому плохие мысли, если они не задерживаются в сознании человека и не действуют негативно на его поведение, не ставятся в грех..."

".....Мимолетный помысел не создает вины, так как его возможность вытекает из обычных условий нашего мышления. Мы опытно знаем, что не способны заранее оградить себя от нежелательных мыслей, но и не связаны необходимостью одобрять и принимать любую мысль. Скоротечные и быстро забываемые плохие мысли, не повлекшие никаких последствий – суетны. Они безрезультатны, и потому беспокоиться о них означает беспокоиться попусту.

Тем не менее, было бы серьезной ошибкой полагать, что помыслы вообще не несут никакой угрозы человеку. Опасность – в поддержке помысла своей волей, которая дает возможность помыслу укорениться в сознании, набрать силу желания и превратиться в действия.

Поэтому старцы четко различают две ситуации. Первая – когда человек безгрешен, хотя бы и ему пришла на ум плохая мысль, но не укоренилась и миновала без последствий для самого человека или для другого. Вторая – когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и влечь человека к дурным поступкам. Здесь уже наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним. Соответственно, возникает задача охранения своей души от таких помыслов.

Преп. Варсонофий говорит: Охранять свою душу от помыслов – это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла, чего же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении, чем он раньше шел. Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, то есть от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом, или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость..........."

Отсюда: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/uchenie-optinskih-startsev/6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
22 минуты назад, Юрий Кур сказал:

Но надо помнить, что Бог Отец (Первый Ум по свт. Игнатию), Бог Сын (Слово) и Бог Святой Дух - это Божественные Ипостаси, а ум, слово (мысль) и дух человека  имеют единое личностное бытие (единую ипостась).

Вот с этим согласен, спасибо, что больше этого, мне пока непонятно. А вот ангелы также имеют ум, слово и дух, единое личностное бытие?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
49 минут назад, viktor-sher сказал:

А вот ангелы также имеют ум, слово и дух, единое личностное бытие?

Ангелы - это и есть духи, они разумны, обладают свободной волей, и личным бытием. Про них не сказано, что они сотворены по образу и по подобию Божию.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Ангелы - это и есть духи, они разумны, обладают свободной волей, и личным бытием. Про них не сказано, что они сотворены по образу и по подобию Божию.

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
17 минут назад, Юрий Кур сказал:

Ангелы - это и есть духи, они разумны, обладают свободной волей, и личным бытием. Про них не сказано, что они сотворены по образу и по подобию Божию.

Если они разумны, значит имеют ум, а это значит что они изрекают разумное слово, которое одухотворено, так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
42 минуты назад, viktor-sher сказал:

Если они разумны, значит имеют ум, а это значит что они изрекают разумное слово, которое одухотворено, так?

при содействии Божественной благодати - так, а без неё - не так.  К чему Вы клоните? У меня такое ощущение, что Вас не интересуют ответы (все даны в словах отцов, которые привели Ольга, Георгий и Андрей), что у Вас уже есть ответ, который Вы пытаетесь исподволь нам рассказать, как уже было не раз; но тогда это обычно плохо заканчивалось. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
43 минуты назад, viktor-sher сказал:

Если они разумны, значит имеют ум, а это значит что они изрекают разумное слово, которое одухотворено, так?

Виктор, я выше в комментарии Юрию привёл ссылку на главу из книги "Точное изложение православной веры" преп. Иоанна Дамаскина, где сказано:

Цитата

Ангелы – вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, Andrei† сказал:

сообщающие друг другу собственные мысли и решения.

Так есть у них собственные мысли или нет? Есть. А мысль от куда исходит? От ума. Так? Если так то это есть прототип Бога или лучше сказать образ Бога. 

19 минут назад, Юрий Кур сказал:

К чему Вы клоните? У меня такое ощущение, что Вас не интересуют ответы (все даны в словах отцов, которые привели Ольга, Георгий и Андрей),

Я хочу понять, конечно у меня есть свое мнение и я хочу его привести в соответствие с догматами, с вашей помощью. Но я плохо понимаю заученные фразы, прошу своими и простыми словами объяснить суть вопроса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, viktor-sher сказал:

Так есть у них собственные мысли или нет? Есть. А мысль от куда исходит? От ума. Так? Если так то это есть прототип Бога или лучше сказать образ Бога.

Вне единства с Богом у них мыслей нет. В полном смысле собственные мысли есть у падших ангелов — демонов.

 

Как сказал преп. Иоанн Дамаскин, образ Бога у ангелов связан с их бестелесной природой: "Сам Он – Создатель и Творец Ангелов, приведший их в бытие из не сущего, создавший их по образу Своему бестелесной природою".

 

11 минут назад, viktor-sher сказал:

Но я плохо понимаю заученные фразы

Объясните это ваше затруднение своими и простыми словами. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 минут назад, viktor-sher сказал:

прототип Бога

Виктор, Вы поняли, что написали?

 

15 минут назад, viktor-sher сказал:

Так есть у них собственные мысли или нет? Есть. А мысль от куда исходит? От ума. Так? Если так то это ... образ Бога

Виктор, разумная деятельность разная бывает. Про одного носителя таковой (человека) сказано, что он создан  по образу и подобию Божиему, а про других носителей (ангелов) - нет. Одним было поручено возделывать сад Едемский и нарекать имя всякой душе живой, а другим нет. Из этого и надо исходить. Не стоит додумывать того, чего нет в Писании - ересь обычно из-за этого получается. Мы вообще про ангелов мало что знаем и понимаем. Мы даже не знаем, одинаковы ли они по природе - ведь они друг от друга не рождаются, как люди. Да нам и не надо это знать.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
16 минут назад, Andrei† сказал:
31 минуту назад, viktor-sher сказал:

Так есть у них собственные мысли или нет? 

Вне единства с Богом у них мыслей нет. В полном смысле собственные мысли есть у падших ангелов — демонов.

Вопрос не в этом. Я хочу четко понять: Ум, это Бог. Также мы все создания Его имеем ум. Он может быть подобен Богу или падший или противник, но мы все его имеем. И люди и ангелы и Архангелы и бесы. Ум может быть земной, небесный, разный... Я правильно рассуждаю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 минут назад, viktor-sher сказал:

Вопрос не в этом. Я хочу четко понять: Ум, это Бог. Также мы все создания Его имеем ум. Он может быть подобен Богу или падший или противник, но мы все его имеем. И люди и ангелы и Архангелы и бесы. Ум может быть земной, небесный, разный... Я правильно рассуждаю?

Нет, неправильно. Бог — это нетварный Дух, обладающий умом. Ангелы — сотворённые Им разумные духи. Люди — Его создания, обладающие как невещественной, так и вещественной природой. Ум Бога безграничен в отличие от ума ангелов и людей. Ум — свойство природы. Понятно?

 

Так в чём у вас трудность с пониманием "заученных фраз"? То, что фразы "заучены", как-то влияет на их истинность? Или что?

Изменено пользователем Andrei†
добавил пропущенную запятую

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, viktor-sher сказал:

Ум, это Бог. Также мы все создания Его имеем ум. Он может быть подобен Богу или падший или противник, но мы все его имеем. И люди и ангелы и Архангелы и бесы. Ум может быть земной, небесный, разный... Я правильно рассуждаю?

А что вообще Вы хотите сказать? С одной стороны говорите, что мы все имеем ум, а с другой - что этот ум у всех разный ("земной, небесный"... Божественный, ангельский, человеческий, бесовский...). То есть мы все имеем нечто разное. И получается, что объединяет это всё только сочетание двух букв "У" и "М", а содержание разное. Ну, и дальше то что? 

 

И, кстати, в вашем рассуждении изначальная ошибка: можно сказать, что Бог есть Ум, но неверно говорить, что ум - это Бог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...