Перейти к публикации
Мано

РПЦ не отменит службы даже в случае распространения коронавируса

Рекомендованные сообщения

Пока только со слов знакомой, но она была на службе сегодня. У нас Пасхальное богослужение тоже без прихожан. И это странно. У нас не такая страшная обстановка с вирусом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
28 минут назад, Roza сказал:

Вздохните о нас у себя, лишенных Праздничного Богослужения

Роза, как ваше имя в крещении?

 

... Сегодня была на всенощной. 

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий принял решение, что все службы будут, с соблюдением всех санитарных норм (маски, дистанция 1.5м, Причащение по Инструкции, исповедь в письменном виде). 

Конечно, самая тяжёлая обстановка в Москве. 

В остальных регионах нужно смотреть решение правящего Архиерея. 

Братья и сестры! Я сегодня когда в храм вошла, как в другой мир. Все страхи остались где-то там, далеко, в зазеркалье!

А здесь мир, радость и счастье. И чистота. У меня было ощущение какой-то стерильной чистоты. 

Здесь Христос. И ничего не страшно. 

Слава Богу за все. 

 

 

  • Like 3
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Лена, какое счастье! Дай Бог, чтобы у Вас получилось быть на самом главном богослужении! 

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

11 апреля Лазарева суббота 
 
Лазарь 
 
У Христа был друг Его Лазарь 
Стал тот Лазарь смертельно болен. 
А Христос не спешил на помощь, 
Как-то странно промедлил Он. 
И пришел, когда тот уже умер 
И четвертый день был во гробе, 
И уже был съеден тленьем... 
Но Христос возле гроба встал 
И воскликнул как власть имущий, 
И воскликнул: "Лазарь, выйди!", - 
Так воскликнул, что ад разверзся, 
Лазарь вышел живым на свет... 
 
Точно также народ наш русский, 
Сербский, греческий ли, грузинский, - 
Так вот весь наш народ православный, 
Точно Лазарь, друг для Христа. 
А уже нам готовы гвозди, 
И уже нас в гроб загоняют, 
И уже нас похоронили 
И давно заколочен гроб... 
Молим мы, а Господь все медлит, 
Молим мы, а Господь все медлит, 
Молим мы, а Господь все медлит, 
Не спешит к нам на помощь Он... 
 
...Даже если нас в гроб загонят, 
Даже если нас заколотят, 
Даже если нас закопают, 
Всё равно к нам Христос придет! 
И воскликнет: "Русским на выход!" 
И воскликнет: "Сербы на выход!" - 
Так воскликнет, что будет Пасха 
Свет какой еще не видал!
О. Андрей Логвинов

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

11 апреля 2020 г. 23:40

Циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москвемитрополита Воскресенского Дионисия от 11 апреля 2020 года.

Преосвященным архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области

В последние недели Первопрестольный град и Московскую область посетило вредоносное поветрие, губящее здоровье и уносящее жизни людей. Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения и, как следствие, гибели или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является «социальная изоляция», то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах.

В этих условиях, в заботе о жизни и здоровье людей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с болью в сердце призвал православных христиан, исполняя предписания санитарных властей, воздержаться от посещения храмов и пребывать в своих жилищах, совершая домашнюю молитву, а также участвуя в богослужениях при их видеотрансляции.

К сожалению, санитарные власти сообщают, что в московском регионе ситуация продолжает ухудшаться. На 10 апреля 2020 г. прирост числа заболевших составляет 17%, а в общей сложности болеет почти десять тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям.

Болезнь постигла и священнослужителей нескольких московских храмов. Богослужение в таковых было временно приостановлено, а их клир направлен на обязательную самоизоляцию.

Управлением Московской Патриархии по городу Москве было сегодня получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой, включающее следующее требование:

«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:

1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;

1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В связи с изложенным по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелям приходов и подворий, наместникам и игумениям ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, надлежит:

1. Исполнить вышеуказанное предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. О принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию викариатства (для ставропигиальных монастырей — в канцелярию Синодального отдела по монастырям и монашеству).

2. По окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим сообщить прихожанам о поступившем предписании главного государственного санитарного врача по городу Москве и утешить их отеческим словом.

3. Выдержку из предписания главного государственного санитарного врача по городу Москве разместить на дверях храмов и входных калитках или воротах храмовой территории (образец объявления прилагается).

4. В общении с прихожанами и в публикациях на приходских информационных ресурсах призывать всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений. Упомянутые последования рекомендую также размещать на приходских информационных ресурсах. В ближайшее время будут опубликованы рекомендации по благословению пасхальных снедей.

В переживаемое ныне тяжелое время, когда все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие, миряне — лишены возможности вместе пребывать в храмах за страстными и пасхальными богослужениями, нам следует усилить молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг ко другу.

Важно разъяснять прихожанам, что временные ограничения на пребывание в храме не лишают их возможности приобщаться день за днем к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

Передаю всем вам благословение Святейшего Патриарха, который постоянно молится о всем клире и людях, да минует нас вскоре пришедшая скорбь и да сохранит нас Господь.

Желаю всем нам в эти дни мужества и крепости в молитве, с надеждой на скорую встречу Пасхи Господней, радость от которой превыше любых временных скорбей.

С любовью о Господе

+Дионисий, митрополит Воскресенский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

(Полностью См. Официальный сайт Московской Патриархии - документы)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 11.04.2020 в 03:59, isxodnik сказал:

Но сказать по правде, я не замечаю особого негатива со стороны ходящих в храм в адрес идейных сидельцев.

Был неправ. Есть исступлённое и бесстрашное обличение иерархов, доходящее до злословия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мир сейчас в великой скорби, но не отчаиваемся, скоро Христос Воскреснет.

Скоро Любовь восторжествует. И будет Великая радость.

Враг лютует. Всем помощи Божией и терпения.

Просим утешения у Бога. Господь все управит. 

Слава Богу за все!

 

  • Like 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ВИКАРИЯМ, БЛАГОЧИННЫМ, 
ИГУМЕНАМ И ИГУМЕНИЯМ МОНАСТЫРЕЙ, 
НАСТОЯТЕЛЯМ ПРИХОДОВ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Довожу до Вашего сведения, что мною получено предписание главного государственного санитарного врача по Московской области Ольги Михайловны Микаиловой за №210-06 от 12.04.2020 г., включающее следующие требования:

«1. Принять решение о введении с 13 апреля 2020 г. по 19 апреля 2020 г. с возможным дальнейшим продлением срока с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, в рамках которых необходимо:

1.1. принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей;

1.2. обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Московской епархии, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий;

2. Обеспечить лицам, на которых не распространяются ограничения, указанные в п. 1.2 настоящего предписания, соблюдение строгого дезинфекционного противоэпидемического режима».

На основании изложенного, а также в связи с циркулярным письмом управляющего делами Московской Патриархии, первого викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополита Воскресенского Дионисия от 11 апреля 2020 года, настоятелям приходов, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии надлежит:

• исполнить вышеуказанное предписание главного санитарного врача по Московской области, и в установленные им сроки совершать богослужения только при участии клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо;

• о принятии данного указания к исполнению надлежит доложить рапортом на мое имя до вечера 13 апреля 2020 г., направив таковой рапорт в канцелярию Московского епархиального управления;

• выдержку из предписания главного санитарного врача по Московской области разместить на информационных стендах и оградах храмов (образец объявления прилагается).

12 апреля после Божественной литургии в Новодевичьем монастыре города Москвы, в праздник Входа Господня во Иерусалим, я касался этой темы в своей проповеди. Сейчас хочу повторить всем вам, архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Московской епархии, мое слово: 

«Хотел бы в вашем лице обратиться ко всем верующим Московской епархии, чтобы вы приняли эти обстоятельства как волю Божию, и исполняли предписания медиков. Хочу всех заверить, что наша общая молитва не прервется. Для молитвы, братья и сестры, нет расстояния. Господь слышит нас везде, где бы мы ни находились. Его всемогущество простирается на каждого из нас. Поэтому хочу сказать: с радостью встречайте любые испытания, которые Господь попускает, и веруйте, что это все временно: и наши болезни, и печали.

Я очень верю и надеюсь, что, когда закончатся дни нашей телесной разлуки, мы вновь будем вместе молиться. Я хочу, чтобы вы знали, что священнослужители будут ежедневно возносить свои горячие молитвы об Отечестве нашем, о всех православных христианах, о каждом из вас. Дорогие и возлюбленные, я призываю вас не унывать, призываю к послушанию воле Божией. Желаю вам терпения, любви, смирения, здоровья и Божия благословения. Пусть Господь хранит всех нас на многая лета».

+ Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, в это не легко время, только молитвы способны просветить умы людей....Сейчас начали говорить о вакцине против коронавируса....несколько стран бьются за первенство - чья вакцина победит?! Но настораживает другое....уже пошли разговоры, что без подобной прививки дальнейшее передвижение между государствами будет недоступно. А это ущемление прав и свобод граждан....ведь меня никто не спрашивает хочу я или нет, доверяю я ли этой вакцинации.  Как быть верующим? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И самые церковные бедствия без попущения Божия совершаться не могут.

 

                                                                                                                                                                       святитель Игнатий

                                                                                                                                                                       17.11.1863.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
7 hours ago, Кирилл Каракасов said:

уже пошли разговоры, что без подобной прививки дальнейшее передвижение между государствами будет недоступно. А это ущемление прав и свобод граждан....ведь меня никто не спрашивает хочу я или нет, доверяю я ли этой вакцинации.  Как быть верующим? 

А кому как удобно. Например, отказ перемещаться между государствами будет аналогичен монашескому обету ухода от мiра.

 

Монашеские обеты дают только монахи. И с перемещениями будет то же самое - кто-то откажется, а кто-то нет. И это не зависит от того верующий или нет.

 

Можно намекнуть, что в монахи уходят по благословению родителей и близких, которые от тебя зависят. Даже больше - таких, в идеале, которые от тебя зависят, остаться не должно. А если нет - монахом не быть.

 

Поэтому, вакцину эту примут большинство. Вне зависимости от веры, доверия вакцине, необходимости перемещаться в другие государства.

  • Like 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 hour ago, niki said:

 

Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно. Важность – в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству. И самые церковные бедствия без попущения Божия совершаться не могут.

 

                                                                                                                                                                       святитель Игнатий

                                                                                                                                                                       17.11.1863.

Тут тоже обобщения, а обобщения всегда неистинны.

 

Есть и монахи - совершенные христиане, и были, и будут. И будут далекие от совершенства, в том числе и не монахи.

 

А про бедствия в Евангелии уже все сказано:

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк. 13:2,3)

  • Like 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

столько перемен за одну неделю.и за год я столько не увидела прям

  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Может, не совсем в тему, но меня привлекла вот эта знаменитая фотография снятая в закрытой зоне Чернобыля.

Как на самом деле называется эта инсталляция, не знаю, я бы ее назвал "Чернобыльский Ангел".  Пожалуй, связи с последними событиями как в мире с коронавирусом, так и с продолжающимся пожаре в Чернобыльских лесах, который подбирается все ближе к саркофагу атомного реактора на ЧАЕС 

 

И Ангел вострубил

 

EVeVvAtXkAM6XXM?format=jpg&

 

 

Изменено пользователем Георгий.
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обращение  Августина,епископа Городецкого и Ветлужского . "Можно ли победить пандемию".

https://m.vk.com/video352025654_456239484?list=af3c5b6534bf4a4f31&from=wall352025654_2156

 

Хочется выразить особую благодарность Владыке Августину за пастырское слово,духовную и моральную  поддержку! 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА
  • Спасибо! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Отец Илий с молебном облетел Москву на самолете

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что о коронавирусе говорили святые ХХ века

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Диакон Сергий Герук

Эпидемия COVID-19 набирает обороты и на своём пути не щадит никого. В Киеве среди заболевших – несколько насельников Киево-Печерской лавры, а также викарный архиепископ Обуховский Иона. О ситуации в Киеве, о будущем Православной Церкви и её литургического наследия беседуем с нашим постоянным гостем – архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым), викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

 

– Владыка, ситуация с пандемией набирает обороты. На днях пришла информация о заболевших монахах в Киево-Печерской лавре. О своём положительном тесте на коронавирус рассказал ваш сослужитель, архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), который проходит лечение в Александровской больнице Киева. Тревожные новости и в других епархиях Украины. Как воспринимают эти печальные вести верующие, что думает киевское духовенство?

– Может быть, я сейчас немного удивлю некоторых читателей, но болезнь архиепископа Ионы и ряда братий лавры – это посещение Божие для многих наших верующих. Строгое и своевременное Божие посещение. Все мы волнуемся о состоянии здоровья наших собратий, молимся о них и желаем скорейшего выздоровления. Они вовремя прошли тестирование, вовремя приступили к лечению. Но при этом нельзя скрывать той большой духовной пользы, которую Господь дал верующим Украины, попустив такую неприятность.

Скрытый текст

 

Что же произошло? Сразу замолкли голоса горячих и «святых» проповедников, которым всё было нипочём, которых не вразумлял ни патриарший призыв, ни исторические факты вымирания православных монастырей от средневековых эпидемий, ни даже недавняя смерть от коронавируса православного епископа Милутина (Кнежевича) из Сербии. Теперь они начали понемногу успокаиваться. Смотрю даже по знакомому мне духовенству, которое тоже было заражено этими крайними суждениями. А сейчас они говорят: да, владыка, теперь начинаем понимать. А до этого обижались на священноначалие, роптали на своих архиереев за их «маловерие». И Промысл Божий избрал для этой вразумляющей миссии самых достойных и духовно авторитетных представителей нашего духовенства: владыку Иону и братий Киево-Печерских. Дай Господь им крепости, сил и скорейшего выздоровления!

– А есть ли духовная причина в этой мировой пандемии, или всё намного прозаичней?

– Конечно, есть во всём происходящем духовная причина. Хотя эта духовная причина многогранна, для каждого слоя общества она имеет свою грань. Не отвергая того, что пандемия COVID-19 и её последствия выгодны определенным мировым силам (а значит, не исключено, что в какой-то степени этими силами спровоцированы и управляемы), нужно сказать, что Бог не позволил бы этой пандемии получить такое развитие, если бы она не имела одновременно с этим наказательного смысла Божия попущения. Для кого это наказание и вразумление? Для людей всего мира – в общем смысле. И, отдельно и конкретно, – для мировой Православной Церкви.

– Поясните, пожалуйста, подробней.

– Современный мир пришел к началу ХХІ века с глубокими внутренними противоречиями. Главное из этих противоречий – между голосом Божиим – совестью человека – и теми законами гуманизма, которые на Западе доведены до абсурда. Более того, до диктатуры абсурда. Зачастую белое называется черным, а черное – белым, и вообще все краски перепутаны. В медицине это заболевание зрения называется дальтонизмом. Хотя при этом старшее поколение ещё помнит правильные названия цветов. Это глубокий внутренний духовный разлом современного общества. Можно предположить, что в подобном духовно-нравственном состоянии человечество было незадолго до всемирного потопа. Пандемия коронавируса – как мини-потоп: кого-то он может погубить, а кого-то спасти, поколебав веру в незыблемость гуманизма, а значит, и возведенного на пьедестал греха. В общем, это может привести к временному переосмыслению множеством простых людей тех постулатов греховной жизни, с которыми они свыклись и сжились за последние десятилетия.

 

– А для Православной Церкви в чем смысл этого Божьего попущения?

– Что касается мирового Православия, то этот вопрос надо разделить на две составляющие. Первая составляющая – это проблема эллинизма в его негативном ключе.

Эллинизм поставил мировое Православие на грань раскола

В ряде случаев эллинизм начал злокачественно перерождать здоровую ткань церковной жизни греческого мира. Руками своих радикальных адептов он поставил мировое Православие на грань раскола. Представители религиозного эллинизма – «ромейства», как они себя называют, – это, безусловно, несравненно малая часть Православной Церкви. Но это историческая её часть, как был в своё время и Рим. И её возможное отпадение станет трагедией для мирового Православия, не меньшей, чем события 1054 года. Вследствие этого складывается впечатление, что в благополучное течение жизни греческого мира, ставшего на грань отпадения от чистоты Отеческой веры, вмешивается Господь. Господь приходит на помощь грекам для исцеления от новой ереси восточного папизма, для предотвращения раскола Православия. Это и Божие посещение, это и Божие спасение. Поэтому совсем не удивляет та жестокость, с которой светский мир, по Божию попущению, обрушился сейчас на само право греческих Церквей совершать в своих храмах литургию или отмечать Пасху. Тот «мир», которому Фанар и его приверженцы совсем недавно пытались угодить в ущерб православному единству. Вплоть до того, что те же самые чиновники, которые ещё полгода назад «ломали» греческих иерархов поддержать аферу с ПЦУ и добились своего, сегодня указывают на дверь тем же самым представителям греческого духовенства, когда те просят себе разрешения послужить литургию хоть как-то, хоть где-то. Это очень хорошая наука. При этом очень жалко тех иерархов, которые всё это время оставались верными святоотеческому духу Православных канонов. Они наверняка прекрасно понимают духовные причины происходящих событий и её возможных последствий. Дай Господь, чтобы всё это стало добрым началом к переосмыслению причин, поставивших мировую Православную Церковь на грань раскола.

А вторая составляющая этого вопроса касается большей, основной части Православного мира. В чем для неё смысл этого испытания, какие выводы мы должны сделать из происходящего, чего ждёт от нас Господь? Наверное, главный вывод, который мы можем сделать уже сегодня, – мы оказались не совсем готовы к такого рода вызовам современности. Мы остро нуждаемся в переосмыслении внешних форм жизни Православной Церкви на случай форс-мажорных обстоятельств.

– То есть вы считаете, что для негреческой части Православия это, скорее, не наказание, а напоминание о скоротечности времён, повод готовиться к исполнению Апокалипсиса?

– И для Фанара речь тоже идет не столько о наказании, сколько о вразумлении для исправления. Для фанариотов это вразумление необходимо для осознания своих разрушительных действий в отношении мирового Православия. А для остальной части православного мира, и в первую очередь для Русской Православной Церкви, этот период испытаний больше необходим для богословской, канонической и литургической подготовки к вхождению в эсхатологическое время. В этом отношении именно Русская Церковь и может, и должна стать флагманом для мирового Православия. Не только потому, что она наиболее многочисленна, многолюдна и только-только пережила беспрецедентное возрождение после многих десятилетий гонений на веру, и, соответственно, обладает несравненно большим духовным потенциалом. Но и потому, что именно здесь наиболее сильны здоровые консервативные силы мирового Православия. Только опираясь на эти силы, можно безопасно рассуждать о каких-либо новых литургических формах жизни Церкви в экстремальных условиях.

– Значит, по вашему мнению, выводы из происходящего мы с фанариотами должны сделать разные. Но тем не менее сейчас ведь и Русская Церковь оказалась практически в тех же жестких условиях жизни из-за карантина, что и греки...

– Разница всё-таки есть. И она существенная. В Константинопольском Патриархате, например, с 18 марта распоряжением Патриарха прекращены все богослужения. В подобном положении оказалось и множество епархий других Поместных Церквей по всему миру. При этом в Русской Церкви всё-таки служение литургий продолжается практически на всей её канонической территории, хотя и не везде есть неограниченный доступ прихожан. На Пасху в каждом храме России, Украины, Белоруссии, Молдавии будет совершаться литургия. А это несколько десятков тысяч храмов. И хотя не все из десятков миллионов верующих смогут лично побывать на богослужении, но заранее беспрепятственно, в индивидуальном порядке, могли принять участие в таинствах все. Также повсеместно будут проходить и трансляции богослужений. Положение сильно отличается от того, в котором оказалось большинство верующих Церквей греческой традиции.

– А что вы думаете о трансляциях богослужений? Учитывая всё происходящее, перед многими сейчас становится вопрос: возможна ли вообще православная духовная жизнь без храма?

– Сейчас в Церкви активизировалась богословская полемика на эту тему: можно или нельзя жить без храма? Сразу скажу, что может прийти время, когда хочется – не хочется, а придётся жить без храмов, как жили без храмов поколения первых трёх веков христиан. Дай Бог нам с вами до этого времени не дожить. Но наша задача, современных православных, – продумать и разработать формы жизни Церкви в любых условиях, даже тогда, когда у нас наши храмы поотнимают. Ведь рано или поздно это время может наступить.

 

Жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя. Ценность православного храма именно в том, что здесь изливается в жизнь человека благодать таинств. Но таинства могут совершаться и вне стен храма. А храм может стоять без совершаемых таинств, обескровленный и лишенный своего предназначения и смысла. Как, например, Святая София в Стамбуле. То есть не в храме спасение человека, а в таинствах Церкви. Может прийти время (давайте честно и осмысленно вникать в слова Апокалипсиса), когда наших храмов у нас не будет. Что тогда? Духовная жизнь должна остановиться? Таинства должны перестать совершаться? Конечно, нет. И наша задача – уже сейчас подумать, как жить в этих условиях. К этому нас подстегнула мировая пандемия.

Вот, на днях пришла информация, что в связи с коронавирусом в Австралии все православные храмы будут закрыты на полгода. Полгода! Это должно подвигнуть нас срочно и системно начать разрабатывать альтернативные способы участия верных в благодатных таинствах Церкви.

– Вы думаете, что в Православной Церкви со временем будет разрешена Исповедь по средствам современной коммуникации? Об этом сейчас многие спорят.

– Предполагаю, что это вполне возможно. Более того, в условиях жизни, в которых Церковь оказалась сейчас, во время пандемии, этот способ Исповеди даже может стать основным. Но такое либо иное изменение формы совершения таинства, безусловно, должно быть рассмотрено и благословлено соборным разумом. Это не должно быть личным решением кого-то из духовников или иерархов. Говоря в общем, дистанционно не могут совершаться таинства или обряды, требующие личного контакта либо участия вещества в таинстве. А вот Исповедь в этом ряду – исключение. И это исключение неоднократно имело место в духовной жизни православных христиан ХХ века.

– А как же с Причастием Святых Христовых Таин?

– В случае разобщенности христиан и недоступности храма, верующие с первых веков практиковали причащение запасными Дарами, которые благоговейно хранились у них на дому. «И в Александрии, и в Египте каждый из мирян, по большей части, хранит Причастие в своем собственном доме и участвует в нем, когда хочет», пишет в IV веке святитель Василий Великий (письмо 93). Если с наступлением тяжелого времени (эсхатологических гонений, пандемии, радиационного заражения) наша Церковь будет вынуждена вернуться к этой практике, то давать на дом запасные Дары можно будет только тем верным, в церковности которых не будет сомнений. У каждого духовника в такое время должны будут иметься свои списки членов Церкви, и «захожане» в такие списки не войдут.

Также Литургической комиссии наверняка будет поручено продумать форму передачи и хранения Святых Даров мирянами, так же, как и сейчас обдумываются и предлагаются формы передачи Даров умирающим в инфекционных больницах верующим, куда не допускают священников. Высушенные частички Святых Даров в бумажках – это спорный вариант. С практической точки зрения это не очень удобно и опасно, об этом скажет любой приходской священник с опытом Причащения больных на дому. С грустью недавно посмотрел запись, как причащают в условиях эпидемии прямо «с салфетки» в одном из храмов. Такая литургическая самодеятельность, конечно, когда-то, может, и приведет к более практичным и безопасным формам. Но лучше изначально всё как следует продумать, учитывая опыт пастырей старшего поколения, чем ставить такие эксперименты с Причащением. Если всё же когда-то мы придем к вынужденной практике хранения Даров мирянами на дому, или передачи Тела и Крови Христовых через медиков-мирян умирающим больным в инфекционные больницы, то частички Святых Даров, скорее всего, будут благоговейно капсулироваться духовенством в растворимую медицинскую оболочку (как порошковые лекарства). Наверняка это может стать наиболее удобной формой передачи, хранения и индивидуального Причащения мирянина. Хотя вот святому Иоанну Русскому Дары священник в яблоке передавал …

– Владыка, а что вы скажете об участии в богослужении онлайн?

– Эта практика временная. Это, безусловно, не полноценное участие в богослужении, но это всё-таки лучше, чем ничего. Возможно, сейчас миллионы православных по всему миру благодарят Бога за такую возможность – видеть и слышать службу и молиться с духовенством. Посредством Интернета и других средств современной коммуникации можно ведь приобщиться не только к богослужению.

Сейчас миллионы православных благодарят Бога за возможность видеть и слышать службу и молиться с духовенством

Здесь и проповедь духовенства, и назидательная духовная литература, и церковная музыка, и православные фильмы, и многое другое. Но если нас начнут «загонять» по-настоящему, то такую возможность отрежут одной из первых. Будем потом только вспоминать, что были не очень довольны онлайн-службой, нам было этого мало... Если придется когда-то разойтись по катакомбам, как это уже было в истории, то об Интернете будем вспоминать с ностальгией. Надо ценить то, что имеем.

 

Мы уже говорили недавно с православными журналистами, что за последние 30 лет многие наши прихожане духовно разбаловались, расслабились. Привыкли, что всё для нас, через край: и храмы на каждом шагу, и Причастие на каждой службе, и монастыри, и духовники – выбирай-перебирай, и паломничества, и проповедь, и крестные ходы, и всё, что душе угодно... Выросло целое поколение духовно избалованных великовозрастных «детей» с чувством собственной важности, вокруг которых должен крутиться весь мир, в том числе духовный... А сейчас, когда Церковь чуть-чуть прижали, молодое поколение верующих, вместо того чтобы мужественно взять себя в руки и собраться, начало осуждать своих священников, роптать на священноначалие, обвинять его в потворстве властям и чуть ли не в предательстве веры. А давайте вспомним, как всё было ещё каких-то 30 лет назад? Было всё совсем по-другому. Каждая служба, каждое участие в таинстве было событием, которое верующий хранил в своём сердце очень долго. Скажите, много ли мы найдём сегодня пожилых верующих, которые паникуют и ропщут на случившееся? Мы вряд ли таких отыщем. Потому что советское поколение верующих очень хорошо знает цену духовным благам, не позволяет себе судить своих пастырей, наоборот, пытается оказать им поддержку. Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть, сделать выводы и приготовиться к будущим испытаниям для Церкви. А они могут быть ещё более трудными.

Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть и приготовиться к будущим испытаниям

– Думаете, они скоро будут?

– Очень хочется думать, что не скоро. Хочется верить, что наше поколение не доживёт до эсхатологических испытаний. Хотя это известно одному Богу.

В передаваемых из уст в уста пророчествах отечественных святых ХХ века, таких как преподобные Лаврентий Черниговский, Кукша Одесский, Амфилохий Почаевский, иногда встречаются слова о предстоящем времени, когда храмы будут возрождены и восстановлены, купола позолочены, но ходить в них будет нельзя.

 

Надо будет запастись на какое-то время просфорами и святой водой, говорил преподобный Кукша, может быть, на полгода. Мы привыкли, что подобного рода пророчества очень быстро обрастают дополнениями и прибавками от не очень разумных «ревнителей». Выдумывают все, что в голову придёт. Беззастенчиво сочиняют и прибавляют к словам святых свои личные фантазии об «отступлении иерархии», о «короновании антихриста православным Патриархом» и т.д. И эти их фантазии вместе с реальными пророчествами входят в брошюрки с житиями подвижников благочестия ХХ века. И многим начинает казаться, что святые на самом деле такое говорили. Но это не так.

Вот пример. Я лично много общался с покойной ныне схимонахиней Верой (Чмыховой), любимой духовной дочерью преподобного Кукши Одесского, которая выросла у его ног.

Она всё время нам рассказывала и показывала в книгах, что на самом деле говорил преподобный при жизни, а что ему потом приписали «эсхатологи» и чего он говорить в принципе не мог. А напечатано оно уже миллионными тиражами. Поверьте, разница существенная. И так, скорее всего, со многими подвижниками ХХ века.

Схимонахиня Вера (Чмыхова; 1934–†2016) – А можно подробней о том, что преподобные говорили, а что нет?

– То, что говорил преподобный Кукша Одесский, сейчас скажу немного подробнее. А вот чего он не говорил, но что ему приписывают, – это очень обширная и достаточно деликатная тема, на которую, думаю, можно будет со временем поговорить подробней, когда придет время. О преподобном же Лаврентии можно предположить то же самое. Косвенным доказательством этого является то, что в разных литературных источниках одни и те же предсказания прп. Лаврентия иногда приводятся с совершенно разными подробностями.

Так вот. Если отсеять из пророчеств святых ХХ века всякие антицерковные выдумки, то при всём этом останется упоминание о времени с золотыми куполами и невозможностью при этом ходить в Божии храмы, как говорил преподобный Лаврентий. А преподобный Кукша предупреждал, что придёт время, когда надо будет запастись на полгода Артосом, антидором, просфорами и святой водой. Храмы будут действующими, но причаститься в них будет нельзя. Полгода. Ни на какие аналогии не наталкивает?

– Это прямо о сегодняшнем дне.

– Да. Для православных Австралии, Америки, Европы это реалии сегодняшнего дня. Для нас, возможно, это реалии дня завтрашнего. И ещё. У нас есть одна прихожанка, которая в средине 1990-х работала медсестрой в Киевском военном госпитале. Киевляне, да и не только, хорошо помнят схиархимандрита Феофила (Россоху), подвижника благочестия ХХ века.

 

Незадолго до смерти, где-то в 1995-м или 1996-м году, он лежал на лечении в госпитале. И нашу прихожанку-медсестру очень поразили тогда его слова: «Когда будет эпидемия, всё делайте, как при холере. И молитесь Божией Матери. Передай это всем! Будет эпидемия – всё как при холере». И подарил ей иконочку Божией Матери «Знамение». Она все эти годы не могла понять, какая такая эпидемия будет? Кому это надо передавать? Да так и забыла. А вот сейчас слова отца Феофила прямо молнией пронзили её память. И всё стало на свои места. Эпидемия началась. Но почему же отец Феофил говорил, что «как при холере»? Причем здесь холера? А вспомните холерную эпидемию 1970 года: это как раз время активных пастырских трудов игумена Пафнутия (в будущем схиархимандрита Феофила). До сих пор пожилое духовенство вспоминает то время. Вспоминает, какие беспрецедентные меры эпидемической безопасности в тот год предпринимались во всех храмах! И никто не роптал, не обвинял священноначалие в «отступлении от веры». Вот такая история.

– Очень интересно. Но печально. Неужели нам и не стоит надеяться на лучшее в будущем?

 

– Почему же? Совсем наоборот. Согласно пророчествам тех же святых и подвижников благочестия ХХ века, нам, православным, предстоит пережить ещё немалый расцвет нашей Церкви и нашего народа. Но для этого мир должен «перезапуститься», «перезагрузиться», свидетелями чему мы сейчас, возможно, и являемся.

С архиепископом Феодосием (Снигирёвым)
беседовал диакон Сергий Герук

15 апреля 2020 г.

 

http://pravoslavie.ru/130278.html

Изменено пользователем inna d
дополнено

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Великая Среда! Завтра уже входим в саму Страстную Пасху! Какие страшные и величественые дни! В них страдающий Христос, в них -ужасающееся Небо, в них-наше спасение! Вечность пронзает эти дни.
И, когда мы умрем, эти дни останутся. И Господь все так же в Страстную пятницу будет взирать на людей с вознесения Своего Креста. И люди будут судится тем, как они будут относится ко Христу и Его Церкви."Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет." (Ин.12;31-33)
Вот в чем дело! В эти дни будем судиться! Потому что именно эти дни великие! Такими их дала нам Церковь Распятого на Кресте!
Мы умрем, а эти дни останутся. Потому что в них начало нашей Вечности. 
Умолкни, время, со своей суетой и страхами, когда Царь Царствующих предается учеником за сребренники! Остановитесь споры перед кувшином мира грешной жены, помазавшей Христа, ибо Он ее похвалил.
Наступай,тишина. Надобно слушать суд. Он начался: Голгофа рядом...

         ( Архимандрит Алипий Светличный)

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скорбим... Прислали:

 

Дорогие друзья, возможно не все знают, что отец Александр был не только настоятелем Елоховского, но также возглавлял и другой храм - Великомученика Никиты на Старой Басманной. 
Наверное мало кто знает, что за годы своего служения ему удалось сформировать самый лучший церковный хор - в Елоховском храме, и уникальную библиотеку духовной литературы - в храме на Старой Басманной. 
И наверное никто не знает, что хоронить отца Александра  допущен только один священник, весь клир и сотрудники Собора на карантине, а супруга батюшки тоже болеет, болеет и их младшая дочь.
Похороны завтра.
Пожалуйста, друзья, помолитесь завтра 23 апреля о новопреставленном рабе Божьем Александре, чтобы наш батюшка не уходил от нас в таком одиночестве.

Пожалуйста помолитесь о здравии болящих клира и сотрудников Богоявленского Собора в Елохове - болящих прт. Михаиле, прт. Борисе, иер. Викторе, иер. Алексее, иер. Константине, протод. Николае, протод. Михаиле, тяжко болящем протод.Евгении, матушке Марии с чадом, матушке Софии, Фотинии, Сергее. 


.

  • Like 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

"Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1Кор.15:55)

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Воистину Воскресе Христос!

Изменено пользователем Olqa
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ болящ. прт. Михаила, прт. Бориса, иер. Виктора, иер. Алексея, иер. Константина,

протод. Николая, протод. Михаила, тяжко болящ. протод.Евгения,

матушку Марию с чадом, матушку Софию, Фотинию, Сергия. 

Изменено пользователем Мано
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Мано сказал:

ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ болящ. прт. Михаила, прт. Бориса, иер. Виктора, иер. Алексея, иер. Константина,

протод. Николая, протод. Михаила, тяжко болящ. протод.Евгения,

матушку Марию с чадом, матушку Софию, Фотинию, Сергия. 

 

1 час назад, A Lost Sheep сказал:

ну... тут явно не додумали авторы. Какое одиночество на Светлой Седмице, там праздников праздник наверху в это время. Настолько праздник, что даже усопших не поминают до Радоницы. Это еще заслужить надо в это время скончаться )

ПРОСТИТЕпожалуйста-а что значит сокращенное обозначение прт.?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...