Перейти к публикации
Evgeniy

Старцы, опытные духовные наставники: есть ли настоящая потребность в них сегодня?

Рекомендованные сообщения

Проводить четкую границу между духовными и так называемыми житейскими вопросами не совсем верно. Если такое разделение у людей станет главенствующим, то как раз это и может послужить причиной оскудения благодати. О таком образе мыслей Господь с грустью сказал: "Ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились". Если в своем житейском быту человек разучился (или не умел никогда) видеть духовную составляющую, то это тревожный признак.

А по поводу ясности изложения духовных вопросов в книгах и их приложения к конкретным случаям конкретных людей - думаю не совсем это так...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А так и получается, пришел человек к старцу с конкретно житейским вопросом, а попутно "поварился" в духовной атмосфере, какие-то вопросы для себя прояснил, может, духовную составляющую своей ситуации увидел. А так еще ходил бы в церковь, прости Господи, балбес балбесом, и сути духовных законов не понимал или отмахивался бы от их понимания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А так и должно по идее происходить. Вопрос только в том, сколько из пришедших людей в настоящее время готовы увидеть и признать наличие этой составляющей в своей личной жизни. Увидеть и признать, что проблема заключается вовсе не в том, что соседка сглазила или сын балбес, а в том, что именно в СВОЕЙ душе творится что-то не то и не так. И вот чем больше будет сейчас таких людей, тем больше Господь будет наделять делателей всем необходимым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется, что и простым людям, которые не могут задать какие-то глубокие вопросы, нужны старцы.

У Достоевского (который сам ездил к Оптинским старцам) есть такое рассуждение в книге "Братья Карамазовы: ".. он отлично понимал, что для смиренной души русского простолюдина, измученной трудом и горем, а главное, всегдашнею несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему: «Если у нас грех, неправда и искушение, то все равно есть на земле там-то, где-то святой и высший; у того зато правда, тот зато знает правду; значит, не умирает она на земле, а, стало быть, когда-нибудь и к нам перейдет и воцарится по всей земле, как обещано». Знал Алеша, что так именно и чувствует и даже рассуждает народ, он понимал это, но то, что старец именно и есть этот самый святой, этот хранитель Божьей правды в глазах народа, – в этом он не сомневался нисколько и сам вместе с этими плачущими мужиками и больными их бабами, протягивающими старцу детей своих."

 

Приехать к старцу, что бы увидеть отблеск Славы Божией, увидеть что бы укрепиться в вере и обрести надежду... , увидеть что есть еще любовь... Ради всего этого я и сама бы хотела побывать у старца. Для этого м.б. и не нужно долгих разговоров, а нужна лишь одна встреча, м.б. просто одно благословение. Но пока я сама не пыталась этого сделать, есть отпределенные моменты, которые останавливают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Приехать к старцу, что бы увидеть отблеск Славы Божией, увидеть что бы укрепиться в вере и обрести надежду... , увидеть что есть еще любовь...

 

Да уж, там и увидишь "православие в действии" и в реальности.

Особенно, когда знаешь, что старец спит по 4 часа, уходит с "приема", шатаясь от усталости, но всех встречает так, что понимаешь, что он всего себя тебе сейчас отдает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется, что и простым людям, которые не могут задать какие-то глубокие вопросы, нужны старцы.

Так об этих людях и идет речь. Ведь по сути старец нужен народу Божию именно как утешитель. Основная и главная задача старца - это утешение и духовная поддержка людей. Ответы на какие-то глубокие духовные вопросы как раз не являются главной задачей старческого служения. С последним может с успехом справляться обычный священник-духовник, имеющий соответствующий опыт.

Просто я хочу сместить акцент к тому, что дар утешения является именно ДАРОМ. И дается он Богом только тем, кто способен это утешение в себя вместить. А для этого как минимум нужно осознание (или хотя бы готовность осознать) человеком того, что причиной собственных бед является он сам.

 

Вообще, эта тема (старчества) довольна непроста, поскольку сами понятия по большей части расплывчаты и понимаются всеми по разному. Можно говорить о разных вещах, пользуясь одними и теми же словами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, конечно, основная духовная жизнь должна проходить на своем приходе и в советах со своим духовником, которым может оказаться священник из близлежащей церкви. Хотя духовника не так просто обрести( у меня пока еще нет). И, конечно, человеку прежде всего необходимо честно взглянуть на самого себя и быть готовым увидеть нелицеприятную правду о себе. Но бывает такое в себе увидишь..., что впадаешь в уныние..., да еще и страхи одолевают. Вот и хочется утешения... Я не спорю с вами, батюшка, просто немножко уточняю свою мысль.

В духовных вопросах, наверно, и вовсе не бывает простых тем... и трудно бывает понять друг друга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я хорошо понимаю, то что вы хотите сказать. Даже тот факт, что тема "старчества" постоянно поднимается, несмотря на то, что очень много уже слов сказано на эту тему, говорит о том, что вопрос этот весьма и весьма не простой. Вообще, надо сказать, что наверное нигде враг так не старается все перепутать и смутить, как именно в вопросах старчества и духовничества. Может именно в силу своей важности само понятие старчества является такой своего рода primary target для врага.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не могу быть несогласным. Т.к. под примари таргетингом (по Вашему выражению), находятся все православные сайты, особенно, имеющие такие громкие имена, как - Оптинский. По-этому, заходя на чат, хорошо нужно подумать: -хватит ли у нас духовных сил?-... Ведь весь диалог, в котором собираешься принимать участие, находится не только под контролем модераторов...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

...Ведь по сути старец нужен народу Божию именно как утешитель. Основная и главная задача старца - это утешение и духовная поддержка людей. Ответы на какие-то глубокие духовные вопросы как раз не являются главной задачей старческого служения.

Интересная мысль, не встречалась нигде. Это утверждение на многие вопросы дает ответы, и даже, более того, ощутимо может помочь многим людям. Не так давно меня спросила одна сестра: отчего, мол, после того, как я обращусь к старцу, то более получаю утешение, подкрепление, чем разрешение своих недоумений, каких-то конкретных вопросов? Может, именно поэтому... Или вот в одном монастыре, куда изредка приезжает старец, насельницы поделились, что его приезды их очень поддерживают, подкрепляют, утешают, но духовные вопросы так и остаются неразрешенными... Всегда тихонько списывала такие недоумения на личные несовершенства вопрошавших, а, оказывается, это вовсе не так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Митрополит Лонгин: «Старец это именно духовный наставник. И как любой духовный наставник, он всё-таки должен знать человека, должен какое-то время быть рядом с ним," –

Простите меня опять за свои 5 коп! Я, считаю, у старцев и духовных наставников, могут быть различия. Согласитесь, не у каждого духовного наставника есть Благодать Святого Духа?! Духовный наставник, конечно же, больше знает нас, особенно внешнюю нашу "оболочку", по исповедям нашим. Но старец, на ком пребывает Дух Святой, знает нашу душу! Старцев ни чуть не меньше, чем раньше. Молиться нужно нам больше со смирением, и пошлет Господь нам старца.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

о. Даниил очень точно заметил, что вопрос о старчестве вызывает много недоразумений и искушений.

Я лично столкнулась с таким. Люди говорят: "А зачем ездить к старцу? Беспокоить его. Разьве у вас такие важные вопросы?" При этом сами у старца были и не раз, может быть даже не у одного, а у разных. Как-то неприятно становится.

Или же наоборот начинают так говорить о своем старце, чьим духовным чадом являются, так его привозносить, пересказывать какие-то его предсказания о войне и прочих вещах. Это серьезное искушение. От таких речей мысли всякие лезут- осуждение, подозрение в прелести, или наоборот страх, что предсказание правдивое.

Я для себя сделала вывод, что очень осторожной надо быть в общении с людьми, которые любят по старцам ездить. Они, может и не осознанно, но вызывают искушения. Лучше с ними на тему старчества не общаться.

Про себя могу сказать, что была бы рада получить утешение у старца (о. Илия, или о. Власия), но в то же время я думаю, что во-первых действительно они очень заняты и устают, а во-вторых м.б. мне надо направить свое внимание на поиск духовника, а не на утешение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

о. Даниил очень точно заметил, что вопрос о старчестве вызывает много недоразумений и искушений.

Я лично столкнулась с таким. Люди говорят: "А зачем ездить к старцу? Беспокоить его. Разьве у вас такие важные вопросы?" При этом сами у старца были и не раз, может быть даже не у одного, а у разных. Как-то неприятно становится.

Или же наоборот начинают так говорить о своем старце, чьим духовным чадом являются, так его привозносить, пересказывать какие-то его предсказания о войне и прочих вещах. Это серьезное искушение. От таких речей мысли всякие лезут- осуждение, подозрение в прелести, или наоборот страх, что предсказание правдивое.

Я для себя сделала вывод, что очень осторожной надо быть в общении с людьми, которые любят по старцам ездить. Они, может и не осознанно, но вызывают искушения. Лучше с ними на тему старчества не общаться.

Про себя могу сказать, что была бы рада получить утешение у старца (о. Илия, или о. Власия), но в то же время я думаю, что во-первых действительно они очень заняты и устают, а во-вторых м.б. мне надо направить свое внимание на поиск духовника, а не на утешение.

Мария, согласен с Вами. Я, например, считаю: прежде чем ехать к старцу, нужно постараться, хорошо поработать над собой: попоститься, помолиться со смирением... и, если, "воз и ныне там" (как у Крылова), то старец просто необходим. Без благословения, крайне опасно заниматься "самоисцелением", не зная: ни "лекарственных рецептов", ни "доз"... Превысишь дозу - войдешь в бесовскую прелесть, от куда возврата нет; занизишь - не получишь исцеление.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Мария, согласен с Вами. Я, например, считаю: прежде чем ехать к старцу, нужно постараться, хорошо поработать над собой: попоститься, помолиться со смирением... и, если, "воз и ныне там" (как у Крылова), то старец просто необходим. Без благословения, крайне опасно заниматься "самоисцелением", не зная: ни "лекарственных рецептов", ни "доз"... Превысишь дозу - войдешь в бесовскую прелесть, от куда возврата нет; занизишь - не получишь исцеление.

 

Мне кажется, гораздо более необходимо вычислить, а в чем ты конкретно больше всего нарушаешь закон Божий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется, гораздо более необходимо вычислить, а в чем ты конкретно больше всего нарушаешь закон Божий.

Согласен. Те грехи, которые лежат на нашей поверхности - мы видим. Но, не каждый может узреть своих скрытых грехов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Согласен. Те грехи, которые лежат на нашей поверхности - мы видим. Но, не каждый может узреть своих скрытых грехов.

 

О, наши скрытые грехи обычно хорошо видны нашим ближним.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не так уж эти грехи и скрыты.))) Часто достаточно посмотреть в чем мы осуждаем других, это самое обычно есть и в нас.

Кроме того, мы же обычные люди, это святые усматривали в своих добродетелях свои скрытые грехи. А у нас, простых людей, все гораздо банальнее, никаких особых изысков.)))

 

P.S. Соласна, что и ближние могут нам подсказать наши грехи, хотя не всегда верно. Но если есть какие-то проблемы в общении с ближними, то наша доля ответственности(наш грех) тоже всегда есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Просто я хочу сместить акцент к тому, что дар утешения является именно ДАРОМ. И дается он Богом только тем, кто способен это утешение в себя вместить. А для этого как минимум нужно осознание (или хотя бы готовность осознать) человеком того, что причиной собственных бед является он сам.

 

 

Очень многие уходят от старца радостными. Зато заметила, кто уходит от старца, а у самих лица аж перекашиваются. Это жены, которые по 20-30 минут жаловались старцу на своих мужей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, что для священника, принимающего исповедь, нет ничего тягостнее осознания того, что человек, стоящий рядом с ним перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие, символизирующие собой присутствие Самого Спасителя, не чувствует себя виновным именно перед Христом.

Человек испытывает мучение совести, ощущает реальную боль и страдания, сознавая совершенные в своей жизни ошибки, но при этом Сам Христос находится где-то далеко на заднем плане. Сам рассказ о грехах может сопровождаться плачем и искренним сожалением о своих ошибках. Казалось бы, вот оно, настоящее покание! Но иногда, увы, создается впечатление, что человек кается перед самим собой, перед своим собственным тщеславием, если можно так выразиться. Слезы могут литься рекой от боли и саможаления.

Иногда даже не выдерживаешь и задаешь странный казалось бы в этой ситуации вопрос: "А теперь скажите, чем вы согрешили перед Христом?". И вот тут слезы вдруг исчезают, и после небольшого раздумья человек уже совсем в другом тоне начинает отвечать что-то вроде: "ну, в храм редко хожу...". И получается, что все те страшные вещи, о которых он говорил до этого, ко Христу вроде бы как и не относились.

 

Как мне кажется, после общения с настоящим старцем, в первую очередь люди должны обретать осознание присутствия в их жизни Христа. Именно здесь кроется корень и основа всякого утешения и вразумления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О, наши скрытые грехи обычно хорошо видны нашим ближним.

При условии, если наши ближние, не одержимы теми же грехами.

Но. лучший совет, все-таки, даст нам старец или духовник.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

При условии, если наши ближние, не одержимы теми же грехами.

 

Если они одержимы теми же грехами, то наши грехи их ранят тем больнее))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...