Перейти к публикации
Мано

С наступающим праздником - с рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рекомендованные сообщения

4 часа назад, inna d сказал:

Инна, а чьи стихи?

Инна, из интернета взяла. 

 

Богородице, Богородице, Матерь света, любви и добра

Ты надежда моя, Богородице, и чудесных прозрений пора

Богородице, Богородице, как люблю я Тебя всей душой

Ты звезда моя, Ты заря моя, ты луч света в жизни земной

И Донская Ты, и Казанская, и Ахтырская, все со мной

Ты Владимирская, Валаамская, и державная над страной

Всех скорбящих радость небесная, всех погибших взыскание вновь

И Невеста Ты Неневестная, и печаль моя и любовь

И о детях моих Богородице перед Сыном Твоим помолись

Ты прости нас всех, Богородице, и на страшном суде заступись

По Московии, Белоруссии, по Украинской стороне

От Амура до Новороссии посвящаются храмы Тебе

Купола, купола в небе синем, колоколен считать не берусь

Звон плывет, плывет в небо синее, пробуждается Матушка Русь

Богородице, Богородице, ты чудесных прозрений пора

Ты надежда моя, Богородице, Матерь света, любви и добра

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ТРОПАРЬ И КОНДАК РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ|АРТ ГРУППА ЛАРГО

ХРАМ-МАЯК НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА|КРЫМ 2020

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 час назад, inna d сказал:

Инна, а чьи стихи?

Встречалось в виде песнопения в сборнике одного из женских монастырей. В исполнении монахинь смысл еще более глубок. )

Мужской хор "Богогласник" нашелся.

 

С Праздником!!!

 

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Радость возвести всей вселенней»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Рождества Богородицы

Лариса Маршева, Денис Миронюк

8/21 сентября Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

    

Рождество Пресвятой Богородицы вспоминается на восьмой день после церковного новолетия и является первым двунадесятым праздником, совершаемым в церковном году. Такое положение этого праздника неслучайно. Рождение Матери Божией становится последним знамением окончания ветхозаветной эпохи и началом эпохи новозаветной.

Согласно православному преданию, у родителей Девы Марии долгое время не было детей, отчего они сильно скорбели и просили Бога о даровании им потомства. Молитвы праведной четы были услышаны Господом. У них родилась Дочь, Которой было уготовано стать Матерью Спасителя.

Рождение Матери Божией становится последним знамением окончания ветхозаветной эпохи и началом эпохи новозаветной

Церковь установила литургический праздник в честь этого события достаточно поздно: первые упоминания о нем относятся к V столетию, а богослужебные тексты, используемые ныне, формируются к IX веку[1].

Большинству верующих хорошо знакомы тексты тропаря и кондака праздника. В них отражено церковное отношение к событиям этого дня. Предлагаем ближе познакомиться с православным преданием о Рождестве Божией Матери через рассмотрение этих молитвословий.

Скрытый текст

 

На церковнославянском языке они звучат так:

Тропарь:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Кондак:

«Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея»[2].

Русский перевод может быть таким:

Тропарь:

«Рождество Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, Он дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь».

Кондак:

«Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертного тления, Пречистая, святым Твоим Рождением. Его празднуют и люди Твои, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей».

Исполнение пророчеств

В церковнославянском тексте тропаря праздника Богородица называется Девой, хотя этого слова нет в греческом оригинале[3]. Переводчики тропаря добавляют его неслучайно. В Ветхом Завете мы встречаем ряд пророчеств, связанных с Матерью Божией. Среди них есть следующие слова пророка Исаии:

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Пророк указывает на то, что Матерью воплощенного Сына Божия будет Дева. Это впоследствии и исполнилось. Именно данный факт отражен в церковнославянском переводе тропаря.

В другом пророчестве рожденный от Девы Сын аллегорически назван «Солнцем Правды»:

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2),

— поскольку Христос,

«как некое солнце, воссиял нам, сидящим во тьме и сени смертной; освободив нас от греха, сделал причастниками правды и, духовными дарованиями покрыв нас, даровал исцеление душам нашим»[4].

Радость для всего человечества

В тропаре радость о Рождении Пресвятой Богородицы неразрывно связана с Пришествием в мир Спасителя. Она стала «тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим»[5]. Этот день полагает начало истории спасения рода человеческого.

Этот день полагает начало истории спасения рода человеческого

Радость, по слову гимнотворца, возвещается всей вселенной. Церковнославянское слово «вселенная» имеет два значения: 1. «люди, населяющие землю»; 2. «населенный край»[6]. В данном случае его следует понимать в первом значении. В греческом оригинале здесь указано слово «τῇ οἰκουμένῃ» — термин, которым греки часто называли «свою страну, в отличие от варварских земель»[7]. Во время написания тропаря под этим термином понималась Византийская Империя, иными словами, весь христианский мир.

Радость грядущего после Рождения Божией Матери восшествия Солнца правды возвещается всему человечеству, но принята может быть лишь христианами.

«Смерть! где твое жало?» (1Кор. 15, 55)

Тема победы Христа над смертью — ключевая как для тропаря, так и для кондака праздника. Эта победа — основание нашей веры, в ней состоит радость любого христианского праздника: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 17).

Кондак начинается с сопоставления двух событий: избавление родителей Девы Марии от бесплодия и освобождение Адама и Евы от «тли смертныя».

Как мы знаем из церковного Предания, Иоаким и Анна, родители Богородицы, долгое время не могли родить ребенка. В то время в израильском обществе бесплодие считалось пороком, и праведную чету признавали богооставленной. Чудесное рождение дочери освободило их от осуждения. Однако в Рождении Богородицы Церковь видит и еще большую радость — избавление людей от смерти.

Христос, согласно тропарю, разрушил клятву, то есть «проклятие, предполагающее невозможность какого-либо компромисса»[8]. Прародители рода человеческого проявили непослушание Богу и совершили первородный грех. Тогда Бог сказал Адаму: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Смерть и есть то самое проклятие, постигшее людей в результате грехопадения. Однако Бог по своей любви к людям Сам стал человеком, умер на Кресте и на третий день воскрес из мертвых, навсегда победив жало смерти.

Церковнославянское «избавльшеся» в кондаке праздника является переводом греческого слова «λυτρωθεὶς», значение которого больше связно с искуплением, чем с избавлением[9]. Этим подчеркивается исключительная важность искупительной жертвы Иисуса Христа в деле спасения людей.

Под Адамом и Евой в кондаке следует понимать все человечество

Своей смертью и Воскресением Спаситель даровал каждому человеку возможность наследовать жизнь вечную. Под Адамом и Евой в кондаке следует понимать все человечество: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).

Христос — наша Жизнь

Заключение кондака — общее для ряда богослужебных текстов праздника.

«Неплоды» в церковнославянском языке имеет значение неплодной женщины[10], то есть речь здесь идет о праведной Анне.

С помощью контрастирующих образов автор службы кратко и ясно показывает значение празднуемого события. Бесплодная женщина рождает Богородицу. Та, которая не могла родить в мир новую жизнь, рождает питательницу (кормилицу) самой Жизни нашей — Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Данный сюжет напоминает и о том, что нам неизвестны замыслы Бога о каждом человеке, ибо поистине «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33).

***

Рождество Пресвятой Богородицы — один из наиболее радостных праздников в числе двунадесятых. Он полон надежды и ободрения. В нем заключена радость о великом деле спасения людей, в котором важная роль отведена Господом Матери Божией. Родилась Богородица, а это значит, что родился и Богочеловек Христос, и Он ждет нас в своем Царстве вместе со своей Матерью и Заступницей нашей Пресвятой Богородицей для жизни вечной.

Лариса Маршева, Денис Миронюк

21 сентября 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/141881.html

 

Братия и сестры!

 

Поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Рождество ЕЕ подарило нам грешным вход в Царство Небесное) Какие же мы счастливые - православные христиане!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ЖИТИЙНОЕ СКАЗАНИЕ О РОЖДЕСТВЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Пречистая Богородица Мария родилась в Галилейском городе Назарете и по отцу происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского.

Отец Ее, святый и праведный Иоаким, вел свое племя от Нафана, сына Давидова. Нафан родил Варпафира. Варпафир родил Мелхия и Панфира, Панфир родил Варпафира. Варпафир родил Иоакима – отца Пресвятой Богородицы. Супруга Иоакима – Анна происходила из рода Аарона и была младшей дочерью священника Матфана910.

Матфан имел трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Мария, выйдя замуж, родила Саломию, – мать Апостола Иоанна Богослова. Совия по замужеству родила Елизавету, – мать Иоанна Предтечи. Святая Анна была матерью Пресвятой Богородицы911.

Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они поступали по всем Господним заповедям беспорочно. На всякий праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным и часть жертвовала на храм для церковных нужд.

За редкостное благочестие Господь удостоил Иоакима и Анну быть родителями Божией Матери. Но этого счастья они удостоились лишь в конце своей земной праведной жизни. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, – Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада. (Пролог).

Скрытый текст

 

В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник того времени Иссахар не хотел принять его даров. Укоряя за неплодие Иоакима, он говорил ему: «Твоих даров не следует и принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения».

Подобно первосвященнику, на Иоакима тогда же обрушился с укорами некий еврей из колена Рувимова, говоря: «Зачем ты спешишь прежде меня приносить дар Богу? Разве ты не сознаешь того, что недостоин с нами приносить дары, поскольку ты не оставил семени во Израиле?»

Услышанные упреки до глубины души опечалили и уязвили Иоакима. Крайне скорбный, он вышел из храма, тяжело переживая унижение и оскорбление. Всеобщая радость того праздника превратилась для него в болезненный плач. Полный горечи, он не возвратился в свой дом, но из храма пошел в пустынные места, где паслись его стада. Там пред Господом ему удобнее было изливать в молитвенных слезах накопившуюся горечь. Находясь в уединении, Иоаким невольно вспоминал разрешение Богом Авраамова неплодия в старости и горячо просил себе такого же чуда свыше: «Господи, Боже! – молитвенно взывал он, – удостой меня назваться отцом чаду, как некогда Ты удостоил Авраама, чтобы люди не считали меня отринутым Тобою и не презирали».

К молитве Иоаким присоединил строгий пост и сорок дней не хотел вкушать хлеба. На многократное предложение пастухов подкрепиться хлебом он неизменно отвечал одно и то. же: «Не вложу пищи в мои уста и не возвращусь в мой дом. Пусть пищей будут мне слезы мои и домом – эта пустыня до тех пор, пока не услышит меня и не посетит милостью Господь Бог Израилев».

Между тем слух об Иерусалимских оскорблениях Иоакима за бесчадие в храме и о безутешном его плаче дошел до праведной Анны. Трудно описать ее волнение и горе при вести о позоре супруга. «Ныне, – воскликнула она, – я окаяннее всех людей: Богом отвержена, людьми поносима, мужем оставлена. О чем прежде восплачу – о моем вдовстве или о бесчадии; о моем сиротстве или о том, что не достойна была назваться матерью?» И горько рыдала Анна все те 40 дней в отсутствии Иоакима. Служанка ее Иудифь пыталась было ее утешить, но не могла. Кто мог утешить ту, печаль которой была глубока, как море?

Однажды Анна, удрученная скорбью, вышла из дома в свой сад и села под лавровым деревом. Вздохнув из глубины сердца и подняв свои очи, полные слез, на небо, она увидела на вершине дерева птичье гнездо с малыми птенцами. Эта картина еще более растравила ее сердечную рану. «Горе мне, бесчадной, – воскликнула она, с трудом сдерживая рыдания». – «Я одна грешнейшая всех Израильских дочерей и униженная пред всеми женами! Все они на своих руках носят детей, все утешаются своими чадами. Одна я лишена такой утехи. Всех их Церковь Божия принимает с дарами за чадородие. Одна я отринула от Церкви Бога Моего. Я не уподобилась ни птицам, ни зверям, имеющим плод, ни земле, приносящей семена. Увы мне, Господи! Одна я грешная обнищала от плодотворения. Адонаи Саваоф! Ты Сарре дал в старости сына Исаака, разверз утробу Анны, матери Самуила пророка. Призри ныне на меня и услышь мои молитвы. Разреши болезнь моего сердца, разверзи мою утробу и покажи плодоносной. Рождаемое я приведу в дар Тебе912.

Во время плача Анны вдруг предстал пред ней Архангел Гавриил и сказал: «Анна, Анна! Твоя молитва услышана. Твои воздыхания прошли облака и слезы твои пали пред Богом. Вот, ты зачнешь и родишь преблагословенную Дочь. Чрез Нее возблагословятся все земные колена и дастся спасение миру. Ей наречется имя – Мария». – Сказав это, Архангел сделался невидим.

При слышании небесного благовестия Анна поклонилась Богу и воскликнула: «Жив Господь Бог! Если я рожду дитя, то отдам его на служение Ему. Пусть оно служит Богу и хвалит Его святое имя во все годы своей жизни день и ночь».

Полная несказанной радости, Анна спешно пошла в Иерусалим, чтобы там в храме возблагодарить Бога за милостивое посещение.

Между тем, Архангел Гавриил в тот же час после явления Анне внезапно предстал в пустыне Иоакиму со словами: «Иоаким, Иоаким! Бог услышал твою молитву и изволил дать тебе Свою благодать. Жена твоя Анна зачнет и родит тебе Дочь. Ее рождение будет радостью всему миру. Иди в Иерусалим к церкви Божией. Там, у золотых ворот встретишь твою супругу Анну. Ей возвещено тоже, что и тебе».

Пораженный и обрадованный явлением Архистратига Господня, Иоаким быстро пошел по направлению к Иерусалимскому храму. У золотых ворот он действительно повстречался с Анной, молившейся здесь. Радостные супруги обменялись рассказами о Божием благовещении им через небесного посланника, поблагодарили Бога в храме и возвратились в свой Назаретский дом.

Святая Анна в девятый день декабря зачала пречистую Дочь Марию – Богородицу и родила ее 8 сентября следующего года.

Неописанна была радость Иоакима и Анны по случаю рождения преблагословенной Дочери, Которую они нарекли Марией. В связи с разрешением неплодия Анны Иоаким принес обильнейшие дары в храм, а также вознес здесь жертвы и всесожжения. Благословляемый первосвященником, он с ликующей душой возвратился в свой дом и здесь устроил семейное торжество, пригласив на него родных и знакомых.

О Богоданном Младенце – Дочери, Иоаким и Анна заботились со всей тщательностью, зная по откровению об Ее будущем предназначении. В Ней они видели не только свою Дочь, но и свою Госпожу. Богоотроковица Мария в трехлетнем возрасте была помещена родителями на жительство при Иерусалимском храме.

По введении Ее во храм праведные супруги жили недолго. Иоаким преставился в Назарете 80 лет, Анна же почила в Иерусалиме 79 лет, прожив здесь близ пресвятой Дочери всего только два года913.

 

https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/chtenija-po-liturgicheskomu-bogosloviju/15_1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

От всей души поздравляю вас со светлым праздником - Рождеством Пресвятой Богородицы! Предстательством Царицы Небесной, желаю Вам и вашим близким, милости Божией и благоденствия!

Храни Вас Бог! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Итак, когда все люди – скажу кратко – подверглись тлению, тогда милосердый Бог, не желая, чтобы уничтожилось создание рук Его, творит другое новое небо, землю и море, в которых Невместимый благоволил вместиться для возсоздания рода человеческого. Это – блаженная и преславная Дева.

 

О чудо! Она есть небо, потому что из неприступных сокровищ изводит солнце правды. Она есть земля, потому что из неоскверненных чресл нетления произращает клас жизни. Она есть море, потому что из недр Своих износит духовную жемчужину. Итак, уже явилось новое творение Непостижимого; приготовлен царский чертог Всецаря; устроено разумное жилище Невместимого.

 

Как величествен этот мир! Как достойно удивления творение, украшенное произрастениями добродетелей, благоухающее цветами чистоты, сияющее лучами созерцаний, имеющее в изобилии все другие блага; кратко сказать – достойное того, чтобы Бог обитал между человеками. Правда, и первый мир весьма удивителен. «Егда сотворены быша звезды – говорит Господь – восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов. 38, 7), – и воспели.

 

Но ничто столько не Богоприлично, как блаженная и пречудная Дева. Для удостоверения в истине этого, послушай, что говорит многострадальный Иов: небо не чисто, и звезды не безпорочны пред Богом. Но что чище Девы? Что непорочнее Ея? Ее столько возлюбил Бог, высочайший и чистейший свет, что чрез нашествие Святаго Духа существенно соединился с Нею и родился от Нея совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств. О чудо! Человеколюбивейший не устыдился Свою рабу сделать Своею Матерью. О снисхождение! Преблагий не отрекся родиться от Своего творения, возлюбив Ту, которая прекраснее всякой твари, избрав Ту, которая достоинством Своим превосходит небесные силы (Иоанн Дамаскин)

image.png.d4d42e83dfb38a2a8f9008911abdd08a.png

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...