Перейти к публикации
  • 0
*Владислав*

Можно ли молиться во время службы молитвой не относящейся к богослужению?

Вопрос

Во время службы некоторые люди начинают читать молитвы. Кто-то во время Херувимской, кто-то в других местах службы начинает шептать молитвы, иногда достаточно громко, чтобы было понятно, что эти молитвы не тексты богослужения. Кто-то иногда читает акафист или канон.

Не помню точно, кажется, у кого-то из святых отцов читал, что этого категорически нельзя делать. Что можно только иногда молиться иисусовой молитвой или "Боже, милостив буди мне грешному".

Так ли это? И если этого нельзя делать, как объяснить это людям?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

Богослужение в храме совершается "единеми усты и единым сердцем", и тут что-то свое привносить недопустимо.

 

Я где-то читала, что по время Херувимской надо  мысленно читать 50 псалом. Батюшка, а можно во время Херувимской не просто слушать, а  молиться своими словами о  своих нуждах, о духовных тоже?(не вслух , конечно) Херувимская, очень к этому располагает. 

Ещё читала, что на Шестопсалмии - надо представлять Страшный Суд и молиться о помиловании и прощении. 

А также когда Чашу выносят, Сам Господь вышел - как у него не просить и не вопиять о самом главном? Или с благоволением просто стоять до конца Причастия, почти не дыша и не молясь, в случае если не причащаешься? 

 

Изменено пользователем Roza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 часов назад, Roza сказал:

что по время Херувимской надо  мысленно читать 50 псалом

Тоже где-то читал. По смыслу самой Песни, наверно, следует Трисвятое петь (не вслух, конечно). Хотя об этом нигде не читал )))

А вообще-то, Херувимская такая красивая, что хочется только её слушать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Это так же, как и во время причастия в храме, когда народ ходит, прикладывается к иконам и мощам, не обращая внимание, что Сам Господь перед ними находится.

Отче, этот момент мне понятен. Мне другой момент важен. В нашем храме перед причастием , после Отче наш.. Клирос читает или молитвы ко святому Причащению или поют тропари. Люди, до выноса Чаши, как раз начинают такое броуновское движение. Прикладываются к иконам. Можно ли в этот момент такое делать?

 

И второе. Идя к причастию, уже со сложенными руками, проходя мимо Креста, многие кланяются перед Ним. Нужно ли это делать?

Изменено пользователем inna d
ошибка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

В Оптине после "Отче наш..." и возгласа "Святая святым" храм тоже начинает будто оживать: люди прикладываются к иконам,берут просфоры за ящиком или у колокольни и идут на послушание. Даже свечной ящик до этого момента не работает. 

9 часов назад, Юрий Кур сказал:

Тоже где-то читал. По смыслу самой Песни, наверно, следует Трисвятое петь (не вслух, конечно). Хотя об этом нигде не читал )))

А вообще-то, Херувимская такая красивая, что хочется только её слушать.

А зачем петь Трисвятое на Херувимской? Трисвятое поется в свое время.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
50 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

А зачем петь Трисвятое на Херувимской?

"...трисвятую песнь припевающе..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
56 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

"Отче наш..." и возгласа "Святая святым" храм тоже начинает будто оживать: люди прикладываются к иконам,берут просфоры за ящиком или у колокольни и идут на послушание.

Много лет назад после "Отче наш"из храма выходили "колоннами", и я, тогда только начавший посещать церковь, думал, что есть традиция выходить тем, кто не причащается. Но тогда храмов было мало, а народу - много; поэтому какая-то-то ротация была обоснована. Сейчас этого нет, зато имеет место массовое хождение.  Наш настоятель теперь на каждой службе после "Святая святым..." просит всех стоять на местах и не ходить перед Причастием. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, Юрий Кур сказал:

Наш настоятель теперь на каждой службе после "Святая святым..." просит всех стоять на местах и не ходить перед Причастием. 

Точно сейчас не вспомню, но или у епископа Вениамина Милова или у митрополита Вениамина Федченкова это встречала. 

Когда люди идут на послушание или кому надо вообще покинуть службу, то да. Приложились к иконам, не мешая никому и пошли. Обычно вижу, что это бывает икона дня.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Ну как же она располагает, если в ней как раз и поется "всякое ныне житейское отложим попечение" ))

Призывает к одному, а расположение получается противоположное. В этот момент и наступает самый разгул попечений, о которых в обычное время и не вспомнишь. Сама стараюсь просто в ноты попадать, когда пою - тем и ограничиваю попечительность. 

 А еще есть традиция сразу после причастия просить о разном. О спасении родных -это да, а еще о житейских нуждах. Я не решаюсь давать советы тем, кто так делает. Но задумываюсь, не лучше ли побыть в тишине. Внутренне помолчать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Митрополит Вениамин Федченков 

Внутреннее состояние молящихся

 

Рекомендую и всю книгу почитать! 

О богослужении Православной Церкви

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 часов назад, Мария Ш сказал:

еще есть традиция сразу после причастия просить о разном

У прп. Никодима Святогорца в "Невидимой брани"  (2 часть)

Глава 2. Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно – в Таинствах

Для достижения цели, с которой приступаем к сему Божественному Таинству, надлежит нам иметь некие особые расположения, совершать особые некие дела и употреблять особые некие меры – прежде причащения, во время причащения и после причащения. Прежде причащения надлежит чрез Таинство покаяния и исповеди очистить себя от всякой скверны грехов, как смертных, так и не смертных, и исполнить, что на исповеди наложит духовный отец, соединяя с сим твердую решимость от всего сердца, всею душою, всею силою и всем помышлением служить единому Господу Иисусу Христу и делать одно, Ему благоугодное. Так как Он в сем Таинстве дает нам Тело Свое и Свою Кровь, с душою и Божеством и всею силою воплощенного Домостроительства, то, помышляя о том, как ничтожно даемое нами Ему сравнительно с тем, что Он нам дает, положим в сердце, по крайней мере, все для нас возможное всеусердно делать во славу Его, и если б нам пришлось овладеть самым высшим даром, какой когда-либо приносили Ему земные и небесные разумные твари, изъявим готовность принести то без размышления Его Божественному Величию.

Возжелав принять сие Таинство, чтоб силою его победить и поразить врагов своих и Господних, с вечера еще, или даже раньше того, начинай помышлять, как сильно Спаситель наш, Сын Божий и Бог, желает, чтобы ты с приятием сего Таинства дал Ему место в сердце своем, дабы, соединясь с тобою, помочь тебе изгнать оттуда все страсти твои и победить всех врагов твоих.

Сие желание Господа нашего столь велико и пламенно, что сего никакой тварный ум не может вместить в совершенстве. Ты, впрочем, чтоб хоть сколько-нибудь подойти к сему, потрудись поглубже напечатлеть в уме своем следующие два помышления: первое, как неизреченно радостно Всеблагому Богу пребывать в преискреннем общении с нами, как удостоверяет Сама священная Премудрость, говоря: «радость Моя... с сынами человеческими» (Притч. 8, 31); и второе, как сильно ненавидит Бог грех, и потому, что он препятствует соединению Его с нами, столь для Него желательному, и потому, что он прямо противоположен Божеским Его совершенствам. Будучи по естеству беспредельно благим и чистым светом и неизреченною красотою, не может Он не гнушаться безмерно грехом, который не что иное есть, как крайнее зло, мрак, растление, мерзость и срамота в душах наших. И сие Божие нетерпение греха столь велико, что с самого начала его все промыслительные о нас Божеские деяния и установления Ветхого и Нового Завета направляемы были к истреблению его и изглаждению следов его, особенно же предивное страдание Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога. Некоторые богословы и учители говорят даже (припомни сказание св. Дионисия Ареопагита о видении Титу), что если б потребовалось, то Господь Иисус готов бы был подъять тьмы других смертей для уничтожения силы греха. Так преследует его Божеское негодование.

Уразумев из таких помышлений и созерцаний, сколь великое имеет Бог желание внити в сердце твое, чтобы вконец победить там твоих врагов, кои суть и Его враги, ты не можешь не ощущать в себе живого вожделения приять Его, да совершит Он в тебе такое действие и самым делом. Воодушевившись же таким образом, полным мужеством, и восприяв дерзновение от верного надеяния, что в тебя может прийти Небесный Архистратиг твой Иисус, вызывай почасту на брань ту страсть, которая тебя беспокоит и которую желаешь преодолеть, и поражай ее ненавистью, презрением и отвращением, восстановляя в то же время в себе молитвенное желание противоположной ей добродетели с готовностью и на соответственные тому дела, такие именно и такие. Вот что следует делать тебе вечером пред причащением.

Утром же, немного прежде святого Причастия, пройди одним взором ума все увлечения, неправости и прегрешения, содеянные тобой со времени предшествовавшего причащения доселе, помянув при том, с каким бесстрашием и ослеплением все сие делалось, как будто и не было у тебя Бога, Судии и Воздаятеля, видевшего то и, чтоб избавить тебя от таковых дел, подъявшего страшные страсти и поносную смерть на кресте, которые ты попирал, когда, склонясь на грех, срамные похотения свои ставил выше воли Бога, Спасителя твоего. Стыдом да покроется лицо души твоей при сознании такой неблагодарности и такого бесстрашия. Однако ж не попусти себя потоплену быть от смущения при сем и всякое безнадежие далеко отжени от себя. Се долготерпеливый Господь, преклонясь на милость раскаянием твоим и изъявленною тобой готовностью служить отселе Ему единому, паки грядет к тебе и в тебя, чтоб безмерной бездной благости Своей потопить и поглотить бездну неблагодарности твоей и твоего бесстрашия и маловерия. Приступи же к Нему со смиренным чувством недостоинства, но и с полным благонадежием, любовью и преданностью, уготовляя Ему в сердце своем пространную скинию, да вселится Он весь в тебя. Как и каким образом? Изгнанием из сердца всякого помышления о чем-либо тварном, а не только пристрастия и сочувствия к тому, и заключением двери его, да не внидет в него ничто и никто, кроме Господа.

По причащении же Святых Таин войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грехи на пагубу себе и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия мои и ими вместо меня порази вконец сего неистового врага моего».

После сего, наконец, обратясь к Небесному Отцу Господа нашего Иисуса Христа и нашему, вместе с Ним в Тайнах сих благоволением Своим в тебя нисшедшему, и к Духу Святому, благодатию Своей тебя возбудившему и приготовившему к принятию Тела и Крови Господних и по принятии их теперь обильно тебя осеняющему, поклонись Богу сему Единому, в Троице Святой славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение за великую к тебе милость, в сей момент явленную, как дар некий, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом, в чаянии преодолеть его силою Единого Бога Триипостасного. Ибо ведай, что если не будешь употреблять всех своих усилий к преодолению своей страсти, помощи от Бога не получишь, и если, усиливаясь всеусердно, на одни свои силы надеешься, успеха никакого иметь не будешь. Усиливаться усиливайся всеусердно, но успеха ожидай от одной помощи Божией. Придет несомненно помощь и, сделав твои бессильные усилия всесильными, подаст тебе удобную победу над тем, с чем борешься.

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

В храм в поселке традиция - на Литургии всегда, кроме периода от Пасхи до Троицы, делаются соборно три земных поклона. Первый - на возгласе "Благодарим Господа", второй - на словах священника в Алтаре «И сотвори убо Хлеб сей...» (батюшка так молится, что слова его слышны, и, как правило, хор в это время поет "И молим Ти ся", после чего, по логике, все должны "умереть", почти не дышать от величия события, но нас хватает только на поклон), третий на  возгласе "Святая Святым". И после этого в храме  шум, немного утихающий во время Причастия. Сделать с поющими и молящимися вслух ничего нельзя. Можно попробовать что-нибудь сделать с собой. Поменять место - на приходе все на своих местах, определить шепчущего нетрудно. Не стоять рядом. Почаще исповедовать, что на Богослужении не стоите внимательно, а отвлекаетесь. Без собственных попыток смирить себя враг не отстанет. Помнится, батюшка советовал: а ты опусти глаза в пол, ни на кого не смотри, кто чего делает не твое дело. Попробовала. Смотрю в пол. Вдруг вижу: что-то плавно движется чёрное и немаленькое. Чуть не завопила. Оказалось, монахиня слегонца покачивалась и ее одеяние так "приплыло" под глаза. Вот и смотрение в пол не помогло. Если нет собственного внимания - мешать мухи и комары будут. Прихожане рассказывают, что был период, когда батюшка пытался призвать к порядку и поющих и разговаривающих - без толку. И, скорее всего, это обязательный период в духовной жизни - побыть рассеянным, чтобы стать внимательным. 

Ещё из "Хлеба Небесного" ("О Божественной Литургии")

"...О четвертом члене Евхаристического канона, об освящении Святых Даров. Скажу немного потому, что об этом можно столько говорить, что жизни человеческой не хватит, чтобы все рассказать. Да и невозможно нашим бедным, немощным языком говорить о том, что и для ангелов предмет удивления, что с трепетом созерцают серафимы, чего не могут вполне понять самые херувимы. Это – страшная тайна пресуществления Святых Даров, то есть превращения хлеба и вина в Пречистое Тело Христово и Пречистейшую Кровь Его.

Нужно сказать, что этого четвертого члена Евхаристического канона не выделяет Католическая Церковь. Там признают, что с момента произнесения слов «Приимите, ядите...» на святом престоле уже возлежит Сам Господь. Наша Православная Церковь считает, что пресуществление Святых Даров происходит в то время, когда священник произносит слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» – и дальнейшие святые слова, что и составляет четвертый член Евхаристического канона.

Вознося чашу горе с возглаголанием: «Твоя от Твоих», священник так молится в тайной молитве, в то время как в храме поют «Тебе поем»: «Еще приносим Ти словесную... службу...» Замечательны слова: «И мили ся деем», то есть делаем себя милыми Господу, близкими, дорогими. Вот как бесконечно велико милосердие Божие. Он позволяет нам считать себя милыми Ему.

Затем священник три раза читает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» Затем, знаменуя крестным знамением хлеб, он говорит слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» Знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей...» – и, наконец, благословляя и дискос, и чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Произношение этих трех молитвословий и есть именно страшный момент пресуществления. По учению Церкви, с этого момента на святом престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею.

С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять мы в этот момент перед лицом Самого Бога. Подумайте только, возлюбленные мои, ведь не кто-либо из святых, не ангелы Божии, но Сам Господь возлежит перед нами, перед Ним Самим возносим мы молитву. Перед этим чудом с трепетом предстоят серафимы, на Него с изумлением взирают херувимы, тьмы тем сил небесных сходят к престолу, только бы взглянуть на этот дар, полученный людьми от неизреченной любви Божией. Этот момент Божественной литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. Как без оси колесо не может двигаться и падает, так и наш мир, страстный, грешный, весь сгнивший от нечистоты и беззакония, погиб бы, разрушился бы, уничтожился бы, если бы не освящался этим великим, таинственным, страшным явлением Божественного Искупителя на престоле в храме.

В этот момент (освящения Даров) освящается самый престол, и храм, и все молящиеся, освящается площадь вокруг храма, все дома данного прихода и живущие в них, освящается их имущество, труд их, плоды их труда, освящается земля, дающая хлеб и вино для Божественной Жертвы, освящается самый воздух.

Природа служит человеку, дает ему необходимое для жизни только потому, что для него возлежит Святой Агнец, Господь наш Иисус Христос, на дискосе и чаше, под видом хлеба и вина. Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя. И мир наш грешный, беззаконный будет существовать таким же, как и теперь; и земля будет производить плоды в пищу людям и животным; и солнце, и луна, и звезды дадут свет до той поры, пока на земле, на поверхности ее будет совершаться Божественная литургия..."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, Olqa сказал:

Сделать с поющими и молящимися вслух ничего нельзя. Можно попробовать что-нибудь сделать с собой

Вопрос был не в том, что это мешает)), а о том, можно молится отдельно во время службы или нельзя.

6 часов назад, Olqa сказал:

традиция - на Литургии всегда, кроме периода от Пасхи до Троицы, делаются соборно три земных поклона. Первый - на возгласе "Благодарим Господа", второй - на словах священника в Алтаре «И сотвори убо Хлеб сей...» (батюшка так молится, что слова его слышны, и, как правило, хор в это время поет "И молим Ти ся", после чего, по логике, все должны "умереть", почти не дышать от величия события, но нас хватает только на поклон), третий на  возгласе "Святая Святым".

Вообще-то, земные поклоны в воскресные и праздничные дни не просто не рекомендуются, а прямо запрещены. (И где-то встречал, что и причастникам в день причастия тоже). Причем, святые отцы обращали на это внимание на двух Вселенских Соборах.

 

свт. Афанасий (Сахаров):

«Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»

Скрытый текст

 

Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1‑й Вселенский Собор 20‑м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6‑й Вселенский Собор, 90‑м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91‑м правиле говорит: «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.

 

Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.

В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.

На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.

Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу».

 

святитель Василий Великий:

В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века. Посему, будучи началом дней, у Моисея назван он не первым, а единым. Ибо сказано: «бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1:5), потому что один и тот же день возвращается многократно. Посему он же есть и единый и восьмой, изображающий собою действительно единый и воистину восьмой день, о котором псалмопевец упомянул в некоторых надписаниях Псалмов (Пс 6:1, 11:1), то есть, оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к представлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, семикратно умноженный на число семь, совершает семь седмиц священной Пятидесятницы, потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении с тех же знаков начинаясь, и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы преселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю и человеколюбием Сотворшего нас воззваны на небо.

 

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф.6:6)».

 

 

 

архиепископ Аверкий (Таушев):
«Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцов.
Первый Вселенский Собор, своим 20‑м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90‑м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, в своём 91‑м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?
О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий».

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
В 22.11.2020 в 15:56, *Владислав* сказал:

как объяснить это людям?

Взять благословение у настоятеля. 

 

Если Вам благословят объяснить это людям, сделать это нужно по-доброму, иначе Вас не услышат. 

Если Вы раздражаетесь (хотя внешне и не показываете это), то даже и не пытайтесь. Ничего не получится. 

В церкви вообще нужно очень аккуратно подходить к кому-либо с замечаниями. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, *Владислав* сказал:

Вообще-то, земные поклоны в воскресные и праздничные дни не просто не рекомендуются, а прямо запрещены. (И где-то встречал, что и причастникам в день причастия тоже). Причем, святые отцы обращали на это внимание на двух Вселенских Соборах.

Действительно, такие каноны есть. И это надо помнить тем, кто самочинно делает земные поклоны в храмах. В то же время, приходская жизнь очень разная и бывает, что земные поклоны в воскресные дни совершаются по благословению настоятеля. Я читал, что св.прав. Иоанн Кронштадтский благословлял земные поклоны в определенные моменты Литургии независимо от дня недели.

 

Венчавший нас с женой покойный  о. Алексий, духовный сын св. Севастиана Карагандинского, перед Причастиям прямо говорил всем причастникам вставать на колени перед молитвой ко Причащению.

 

 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Юрий Кур сказал:

перед Причастиям прямо говорил всем причастникам вставать на колени перед молитвой ко Причащению.

В одном из храмов настоятель категорически сказал, те, кто не встал на колени, выйдите из храма. В другом храме при чтении акафиста, а именно кондака 13, половина людей, встали на колени. После молебна батюшка рассказывал как раз о том, когда полагается коленопреклонение, когда земные поклоны. Основной момент был, смотрим на священника и делаем как он. Вот этот момент слегка смущает...в разных храмах, получается свои сложившиеся правила...единство таким образом нарушается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Marina499 сказал:

В одном из храмов настоятель категорически сказал, те, кто не встал на колени, выйдите из храма. В другом храме при чтении акафиста, а именно кондака 13, половина людей, встали на колени

В первом случае встали на колени по благословению, а во втором - самовольно, а кто-то и с горделивым чувством собственной праведности.

 

1 минуту назад, Marina499 сказал:

Основной момент был, смотрим на священника и делаем как он. Вот этот момент слегка смущает...в разных храмах, получается свои сложившиеся правила...единство таким образом нарушается.

Единство в том, что (если) мы всё это делаем по любви к Богу. Об этом и апостол говорит: "Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога." (Рим.14:6). Главное - действительно ли "для Господа", а не для самоутверждения.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, Юрий Кур сказал:

а не для самоутверждения.

Для самоутверждения...трудно представить, но наверно и такое встречается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Marina499 сказал:

Для самоутверждения...трудно представить, но наверно и такое встречается.

Чего только не встречается в нашей душе ))) Особенно много там самомнения. Почти наверняка, после того, как батюшка в Вашем рассказе объяснил правила земных поклонов, на следующей службе всё повторилось. И хорошо, если на того батюшку кляузу в епархию не накатали. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
14 минут назад, Юрий Кур сказал:

Почти наверняка, после того, как батюшка в Вашем рассказе объяснил правила земных поклонов, на следующей службе всё повторилось.

Повторялось, но всё же склонна думать, что это уже были другие люди, а не постоянные прихожане этого храма.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 часов назад, Olqa сказал:

 и по принятии их (Тела и Крови ) теперь обильно тебя осеняющему, ПОКЛОНИСЬ Богу сему Единому, в Троице Святой славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение за великую к тебе милость, в сей момент явленную,

Это Никодим Святогорец

7 часов назад, *Владислав* сказал:

Вообще-то, земные поклоны в воскресные и праздничные дни не просто не рекомендуются, а прямо запрещены. (И где-то встречал, что и причастникам в день причастия тоже

Эти моменты (правила поведения) нужно соотносить с рекомендациями, которые бывают разными по одному и тому же вопросу в рамках одной церкви, а потому и носящими условный характер; и с собственным религиозным чувством. Поклониться или нет в пасхальные дни? По "этикету" не полагается. Но если у человека было горе, а Господь сотворил явное чудо, избавил от чего-то страшного, разве грех будет по велению души совершить благодарный поклон? В такие экстренные моменты можно и не вспомнить об общепринятых правилах. Они же не равноценны догматам.

 Сама перед Чашей кланяюсь, а после принятия св.Тайн, нахожу для себя неуместным кланяться. Но нисколько не смущаюсь, если кто-то ведет себя иначе. 

 Когда только крестилась, прочла полезную книжку о.Андрея Кураева "Традиция. Догмат. Обряд". Рекомендую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, Мария Ш сказал:
14 часов назад, Olqa сказал:

 и по принятии их (Тела и Крови ) теперь обильно тебя осеняющему, ПОКЛОНИСЬ Богу сему Единому, в Троице Святой славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение за великую к тебе милость, в сей момент явленную,

Это Никодим Святогорец

Поклон видимо имеется не земной. 

Перед Причастием во время чтения молитвы все у нас в храме делают земной поклон. Всегда. А вот после причастия, отходя от Чаши, чтобы никому не мешать, делают поясной поклон. Читала, что приняв в себя Христа, уже не надо делать земной поклон. Христос в нас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...