Перейти к публикации
  • 0
Леонид_Киев

Причастие для 7-летнего ребенка

Вопрос

Здравствуйте, братья и сестры.

Хотел спросить о таком - возможно вы сталкивались в жизни с таким обстоятельством.

Есть у меня дочка, исполнилось ей недавно 7 лет. Ну и, в общем-то, я знаю универсальное правило - с 7 лет подход с Причастию у ребенка как и у взрослого. Т.е. после Исповеди как минимум. Предполагаю, что и все остальное, т.е. пост перед Причастием (ну хотя бы денек, хотя по правильному 3 дня), каноны и последование, вечерняя служба.

Но есть проблема - для ребенка оказалась шоком перспектива, что нужно чужому дядьке-священнику (и Богу) рассказывать о своих грехах (даже когда мы обсуждали это заранее). Я где-то ее понимаю - она действительно, еще очень мелкая, ей сама эта концепция исповеди в грехах еще непонятна, да и страшно ей. В общем, ребенок испуган, не хочет идти на Исповедь.

Я понимаю, что вина полностью моя - не получает дочь христианского воспитания от отца, если говорить честно. Отец сам еще во многом неофит, стаж в Церкви меньше, чем лет дочке, нет у меня способностей разговаривать о таких вещах с детьми. Да и в принципе, если говорить честно, я сам бываю в храме гораздо чаще, чем моя семья, мне так даже легче - когда с семьей, то на молитве сосредоточиться вообще не получается. Но что теперь делать-то? Не причащать ребенка - тоже не выход...

А может быть в наше время это правило насчет исповеди сразу после 7 лет не соблюдается? Честно говоря, я не особо вижу в храмах исповедующихся детей близкого возраста. Визуально, лет с 10 уже бывает, что подходят.

Что думаете?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
4 часа назад, Леонид_Киев сказал:

Есть у меня дочка, исполнилось ей недавно 7 лет. Ну и, в общем-то, я знаю универсальное правило - с 7 лет подход с Причастию у ребенка как и у взрослого. Т.е. после Исповеди как минимум. Предполагаю, что и все остальное, т.е. пост перед Причастием (ну хотя бы денек, хотя по правильному 3 дня)

Есть церковный документ которым мы сейчас должны руководствоваться:

"Об участии верных в Евхаристии"

 

Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве.

 http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html

 

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника.

 

4 часа назад, Леонид_Киев сказал:

А может быть в наше время это правило насчет исповеди сразу после 7 лет не соблюдается? Честно говоря, я не особо вижу в храмах исповедующихся детей близкого возраста. Визуально, лет с 10 уже бывает, что подходят.

Что думаете?

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями[4] в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.

 

Если кто не может открыть у себя документ полный текст документа:

Скрытый текст

Об участии верных в Евхаристии

Евхаристия — главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину.

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово.

Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время — будь то время человеческой жизни или история всего человечества — есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни — ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается.

I.

Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности — и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <...> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды [в год], или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV–V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное. <…> [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).

В Византии к XI–XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)».

На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»[1]: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении... Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении[2]. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [3].

Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым».

В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).

 

 

II.

Требования подготовки ко святому причащению определяются для каждого верующего церковными постановлениями и нормами, которые применяются духовником с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних.

Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием. При этом верующие могут исповедоваться у иных священников в случае невозможности исповедоваться у своего духовника. Если нет духовника, то верующему следует обращаться с вопросами, касающимися причащения, к священникам того храма, где он желает причаститься.

Как духовнику, руководствующемуся церковными постановлениями и нормами и на основании их наставляющему христианина, так и причастнику необходимо сознавать, что целью подготовки является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, прощение обид и примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Таинах. Пост и молитва призваны помочь готовящемуся ко причащению в обретении этого внутреннего состояния.

Памятуя о словах Спасителя, обличающего тех, кто возлагает на людей бремена тяжелые и неудобоносимые (см. Мф. 23, 4), духовникам следует осознавать, что неоправданная строгость, равно как и чрезмерное снисхождение способны воспрепятствовать соединению человека со Христом Спасителем, принести ему духовный вред.

Подготовка монашествующих к участию в Таинстве Евхаристии осуществляется в соответствии с Положением о монастырях и монашестве и внутренними уставами монастырей.

 

1. Практика приуготовительного поста регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника. Требования подготовки ко святому причащению, адресованные к часто причащающимся мирянам, относятся и к священнослужителям.

Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е [50-е] правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения. 5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время является уставной нормой (впрочем, на практике эта литургия обычно совершается утром). В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов, однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость».

На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин.

Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

 

III.

Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния. В условиях, когда многие приходящие в храмы еще недостаточно укоренены в церковной жизни, в связи с чем подчас не понимают значения Таинства Евхаристии или не осознают нравственных и канонических последствий своих греховных деяний, исповедь позволяет исповедующему священнику судить о возможности допустить кающегося к принятию Святых Христовых Таин.

В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди. При преподании соответствующего благословения духовникам следует особо помнить о высокой ответственности за души пасомых, возложенной на них в Таинстве Священства.

В некоторых приходах имеет место длительное ожидание начала причащения мирян. Это происходит из-за долгого причащения духовенства при совершении соборных богослужений или совершения исповеди после запричастного стиха. Такое положение дел следует признать нежелательным. Таинство покаяния должно совершаться по возможности вне Божественной литургии, дабы не лишать исповедающего и исповедающегося полноценного участия в совместной Евхаристической молитве. Недопустимо совершение исповеди помогающим за литургией священником во время чтения Евангелия и евхаристического канона. Исповедь желательно проводить преимущественно с вечера или до начала Божественной литургии. Кроме того, важным является установление на приходах фиксированных дней и часов, когда священник в обязательном порядке присутствует для встречи с желающими общения с пастырем.

 

IV.

Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор. 11, 29-30).

При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

 

V.

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7, 14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство,
которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви. При этом духовник, зная обстоятельства жизни конкретного человека, по снисхождению к немощи человеческой в исключительных случаях может допустить до причастия ту сторону, которая осознает греховность такого сожительства и стремится заключить законный брак. Не допускается до причастия тот сожитель, по вине которого не заключается брак. Если же хотя бы один из сожителей состоит в другом браке, то обе стороны не могут быть допущены до причастия без канонического урегулирования ситуации и принесения должного покаяния.

 

VI.

Подготовка детей ко святому причащению имеет свои особенности. Ее продолжительность и содержание определяются родителями[4] в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка.

Родителям, регулярно приводящим к Святой Чаше своих детей, что является благом, необходимо стремиться к причащению вместе с ними (при невозможности одновременно причащаться обоим родителям — поочередно). Практика, когда родители причащают детей, а сами редко приступают ко святому причащению, препятствует укреплению в сознании детей необходимости участия в Евхаристической трапезе.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвословия ко святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Восприемники должны принимать всемерное участие в воспитании детей в благочестии, в том числе побуждая их регулярно причащаться Святых Христовых Таин и помогая родителям приводить их ко Святой Чаше.

 

* * *

 

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).

 

[1] Регламент или Устав духовной коллегии издан императором Петром I в 1721 году.

[2] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

[4] Здесь и далее: при отсутствии родителей или в случае лишения их прав соответствующие обязанности возлагаются на близких родственников, попечителей или опекунов.

 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Еще такой вариант возможен, если духовник благословит , а дочь согласна будет: пусть пишет свои грехи на бумажке, а потом просто даст священнику. Он возможно ее разговорит. Если найдут контакт, то дальше будет легче.

6 часов назад, Леонид_Киев сказал:

Но есть проблема - для ребенка оказалась шоком перспектива, что нужно чужому дядьке-священнику (и Богу) рассказывать о своих грехах

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, Леонид_Киев сказал:

 

Что думаете?

Была свидетелем, как мама одноклассницы моего ребенка, вела чуть ли не  насильно

 на исповедь, а та упиралась ногами. Они были, что- то среднее между захожанами и прихожанами. Потом у нее  сразу же случилась истерика с рыданиями. Не знаю, как и о чем она разговаривала со священником, но потом мама частенько при мне угрожала девочке, что все расскажет батюшке. Это перегиб и неправильно, может надолго либо навсегда оттолкнуть ребенка от Церкви. Мы потом разъехались, школу поменяли и даже не знаю, как у мамы и у девочки сегодня обстоят дела с Церковью.

Мне кажется, Леонид, вам надо выбрать день, когда на Литургии мало людей, в субботу, например. И договориться со священником предварительно, объяснить страх девочки. Ну и конечно, самому объяснить ребенку, обсудить с ней ее исповедь, основные моменты. Обнимая, ее целуя, ласково, обязательно говорите о том, что и вы точно также рассказываете на исповеди, даже примеры приводите. Надо мудро к этому подойти. Обсуждать с ребенком предварительно исповедь, напоминать некоторые моменты, если вы это проговорите с ней заранее, ее проступки, ей легче будет повторить уже на исповеди. Только ОБЯЗАТЕЛЬНО, это должно  быть с любовью и очень ласково. Первое время исповедь готовьте вместе, потом она привыкнет, подрастет и сама будет. Ещё такой момент, желательно и вам как папе, надо вместе постится с девочкой, даже если не планируете причащаться. Если  батюшка, послабит  для нее дни или пост перед причастием, то вы за нее попоститесь полностью.  Если  все правило она не может прочитать сама , либо не хватает сил даже выслушать, то обязательно за нее вы читайте, все правило, даже без ее присутствия. Так ребенку легче будет.

Помогай нам всем Господь!

 

 

Изменено пользователем Roza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Roza сказал:

Была свидетелем, как мама одноклассницы моего ребенка, вела чуть ли не  насильно

 на исповедь, а та упиралась ногами. Они были, что- то среднее между захожанами и прихожанами. Потом у нее  сразу же случилась истерика с рыданиями. Не знаю, как и о чем она разговаривала со священником, но потом мама частенько при мне угрожала девочке, что все расскажет батюшке. Это перегиб и неправильно, может надолго либо навсегда оттолкнуть ребенка от Церкви. Мы потом разъехались, школу поменяли и даже не знаю, как у мамы и у девочки сегодня обстоят дела с Церковью.

Мне кажется, Леонид, вам надо выбрать день, когда на Литургии мало людей, в субботу, например. И договориться со священником предварительно, объяснить страх девочки. Ну и конечно, самому объяснить ребенку, обсудить с ней ее исповедь, основные моменты. Обнимая, ее целуя, ласково, обязательно говорите о том, что и вы точно также рассказываете на исповеди, даже примеры приводите. Надо мудро к этому подойти. Обсуждать с ребенком предварительно исповедь, напоминать некоторые моменты, если вы это проговорите с ней заранее, ее проступки, ей легче будет повторить уже на исповеди. Только ОБЯЗАТЕЛЬНО, это должно  быть с любовью и очень ласково. Первое время исповедь готовьте вместе, потом она привыкнет, подрастет и сама будет. Ещё такой момент, желательно и вам как папе, надо вместе постится с девочкой, даже если не планируете причащаться. Если  батюшка, послабит  для нее дни или пост перед причастием, то вы за нее попоститесь полностью.  Если  все правило она не может прочитать сама , либо не хватает сил даже выслушать, то обязательно за нее вы читайте, все правило, даже без ее присутствия. Так ребенку легче будет.

Помогай нам всем Господь!

 

 

С ребенком,а уж тем более с девочкой,помягче бы нужно. Помню  первую подготовку к исповеди в лагере с детьми. В детской воскресной школе очень хорошо объясняют по поводу исповеди, при этом учитывают возраст детей. 

 

О детской исповеди у отца Артемия Владимирова. https://azbyka.ru/deti/detskaja-ispoved-kak-pomoch-vashemu-rebenku#n4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Предположу, что совет со священником необходим Вам в первую очередь. Прям вот как здесь написали о своих опасениях - так и расскажите отцу, может только  посжатее, батюшка все поймет. Это ведь нередкая ситуация, когда детки теряются, начинают бояться и, возможно, это нормально. Нужно переместить акцент со страха исповеди на ее пользу и помощь. В храме вижу, как детки, бывает, ровно на секунду подходят на исповедь, и батюшка очень ласково с ними обращается, отбегают счастливые и радостные. Ведь от ребенка невозможно потребовать полной исповеди, как от взрослого. Ребенку важно приобрести опыт и навыки, привычку к исповеди в хорошем смысле слова.  Желание отсрочить до 10 лет понятно в такой ситуации, но как бы не было здесь ловушки. 7 лет это 7 лет. 10 - это уже другой возраст, другой разговор. Другой человек совсем. Думаю, что у священников совершенно другой подход к деткам, им понятен их страх и они большие помощники в таких ситуациях. 

Помоги Вам и Вашей дочурке Господь справиться и преодолеть это небольшое преткновение.

Вот на портале Предание.ру небольшое пособие. Там же есть книга архимандрита Виктора Мамонтова о воспитании детей. 

https://predanie.ru/dyachenko-grigoriy-mihaylovich/voprosy-na-ispovedi-detey/chitat/

Архимандрит Виктор Мамонтов "Таинство детства" https://predanie.ru/book/68859-tainstvo-detstva/

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
23 минуты назад, Olqa сказал:

Желание отсрочить до 10 лет понятно в такой ситуации, но как бы не было здесь ловушки. 7 лет это 7 лет. 10 - это уже другой возраст, другой разговор. Другой человек совсем.

Вспомнилось, даже врезалось в память,  когда- то со своими детьми была на Литургии  в чужом храме, старшему было тогда  4-5 лет, подошла с ними благословиться перед Причастием. Батюшка уточнил возраст, спросил какие молитвы знаем наизусть, перечислил какие должен знать в таком возрасте. Вздохнул и сказал, что сейчас такие дети, что некоторых надо уже исповедовать в 5 лет. 

 

 

Мое мнение,  если  в 7 лет ребенок уже четко осознает, что такое хорошо или плохо, то  если тянуть и ждать к 10 годам - это может  оказаться большой проблемой в дальнейшем. Особенно, это касается тех деток которые  выросли  в Церкви, это даже как- то нелогично и спрос уже другой будет, особенно с родителей. Это получается с 7- до 10 лет либо не Причащать, либо без исповеди принимать Тело и Кровь Христову. Второе, на мой взгляд -  худший вариант.

Подростковый период, как раз начинается с 10 лет, проблемы могут начаться намного сложнее , чем нежелание в 7 лет идти на исповедь. В 10 лет, нежелание идти на исповедь, может смениться нежеланием вообще идти в храм.

 

Р.S. В любом случае, все  эти тонкости решает священник с родителями. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Леонид, что Ваша девочка любит очень сильно из еды?

Конфетки и шоколадки?

Поговорите с батюшкой, если ребенок не поест любимые конфетки и шоколадки, можно ли считать это постом?

И поговорите с доченькой. Только начните с того, что Господь очень сильно ее любит. Как и каждого человека. И ее пост - это ее посильный подвиг.

Поговорите с батюшкой насчет ее исповеди. Может ей и правда рано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Мано сказал:

 

Конфетки и шоколадки?

Поговорите с батюшкой, если ребенок не поест любимые конфетки и шоколадки, можно ли считать это постом?

Вы серьезно? В 7 лет?

 

 

Один близкий батюшка  рассказал, что раньше у наших предков в древней Руси,  как только ребенка отлучали от груди и он начинал кушать с общего стола, то по средам и пятницам уже  ему не давали ни молока ни мяса, никто не ждал семилетнего возраста. Так с детства взращивалось благочестие и приучались к духовной жизни и общество было тогда другое.

 

Сейчас все иначе.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 

31 минуту назад, Roza сказал:

В 7 лет

))))

«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал… 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
44 минуты назад, Roza сказал:

Вы серьезно? В 7 лет?

Да, я серьезно.

Раньше у наших предков многое было по другому.

Но 3 поколения безбожной жизни...

 

Мы либо будет стараться маленькими шажками идти, стараясь жить по заповедям Божьим, и (как бы это сказать не обидно...) чтоб ревность не по разуму не являть.

 

Либо начнем предъявлять такие требования к нашим детям (не к себе! нам то праведным можно раздражиться и побыть в "праведном" гневе), что они не захотят пойти в храм... а это даже страшно себе представить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
54 минуты назад, Мано сказал:

 

 

Либо начнем предъявлять такие требования к нашим детям (не к себе! нам то праведным можно раздражиться и побыть в "праведном" гневе), что они не захотят пойти в храм... а это даже страшно себе представить.

Инна, понятное дело что сегодня никто 2-3 летних деток не садит на пост по средам и пятницам.

Дело в другом. Если ребенок растет с младенчества в храме с вооцерковленными родителями, то с этих деток и в первую очередь с родителей, совершенно другой спрос будет. Нельзя, конечно, в  крутые крайности падать, но  и слишком снисходительно,  либо вообще на это махнуть рукой, мол само как нибудь устроится. Не устроится  оно само. Мое мнение, детей к 7 летнему возрасту надо готовить, что бы они имели хоть малейшее понятие, что такое пост и потом не было шоком и травмой, к тому моменту когда ребенок по уставу уже должен поститься вместе с родителями. Например, в постные дни, либо хотя бы среду и пятницу всех постов , либо хотя бы, на крайний случай, в Страстную Седмицу- не давать конфеты, шоколад. Делать исключения, в виду каких-либо либо праздничных событий. Шоколад - это такой продукт, который кроме вреда, пользы никакой не приносит. Так что лишить конфет в определенные дни, будет двойная польза. Главное, ребенок будет знать, что есть такие дни, когда не все можно и ему легче будет перестроиться на полноценный пост, когда придет положенное время. 

Просто делюсь своим мнением, никому его не навязывая.

Изменено пользователем Roza

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
18 минут назад, Roza сказал:

Просто делюсь своим мнением, никому его не навязывая.

Роза, спасибо что делитесь своим мнением, я всегда внимательно Вас слушаю. 

 

Конечно ребенка готовить нужно, и чтоб ребенок созрел тоже нужно.

Все нужно делать с размышлением.

Доченька Леонида напугана, для нее стало ШОКОМ перспектива, что нужно чужому дядьке-священнику рассказывать о своих грехах.

Ребенку страшно.

А если ей еще сказать о том, что в среду не будет котлеток - так это не решит вопрос, а усугубит.

Леонид подошел к вопросу по неофитски. Теперь нужно по другому подойти -обдуманно, взвешенно. 

Терпение. Любовь. Молитва. 

Молитва к Богу о своем собственном вразумлении. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
16 часов назад, Леонид_Киев сказал:

Да и в принципе, если говорить честно, я сам бываю в храме гораздо чаще, чем моя семья, мне так даже легче - когда с семьей, то на молитве сосредоточиться вообще не получается. Но что теперь делать-то? Не причащать ребенка - тоже не выход...

В добавок к вышесказанному: как ни крути, а без мамы тут не обойтись )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Тут и от священника много зависит, чтобы первый контакт прошел правильно, и от родителей, которые по идее должны ребенку пример показывать. 

 

Конечно, очень непросто, когда невоцерковленные родители к священнику буквально подтаскивают упирающегося ребенка и делай что хочешь с ним, тогда все силы приходится тратить на то, чтобы хотя бы он перестал бояться 

 

А когда вся семья воцерковленная, все получается само собой. Младший ребенок обязательно поинтересуется, а о чем там взрослые с батюшкой говорят. А старшие дети ему озвучат обязательно, что мол сиди, ты еще маленький. И вот, он уже сам с нетерпением ждет исповеди, чтобы тоже как большой, и сам старается вникнуть в процесс. А если дети чего-то хотят по-настоящему, то у них смекалка очень даже хорошо работает. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Да, в 10 лет может оказаться поздно, так как там уже не за горами возраст, когда начнутся протесты с нежеланием ходить в храм. И не только в него. Ещё порассуждать о том откуда страх, почему страх? Получается, уже есть неуверенность в себе, есть над чем работать родителям, если, конечно, любящий папа не преувеличил ситуацию и сам боится за дочку больше, чем она исповеди. Если позволяет количество народа -  стоять в храме так, чтобы было видно исповедь - ведь там не происходит ничего, что вызывает страх. Могут быть конечно плачущие люди, но это поможет как раз объяснить, отчего так бывает. Ведь в жизни ребенка, даже маленького много ситуаций, образно напоминающих покаяние. Что-то произошло из-за невнимательности или непослушности, родители выясняют обстоятельства, порой строго спрашивают, если дело серьезное. Когда станет легче ребенку? Когда честно все расскажет, а любящие родители примут все, простят и пожалеют. И сразу легко и радостно на детской душе.

Или папе рассказать дочке о том, как ему помогает общение со священником, нахождение в храме. В самых тяжёлых обстоятельствах, когда люди бессильны помочь или не хотят помочь - у православных есть Отец, которому всегда все можно рассказать...В этом направлении. Мама может помочь, но здесь в храме минимум три семьи вспомнились, когда папы с детками в храме постоянно, а мамы изредка заходят. Ещё здесь есть традиция подойти к священнику, когда он исповедует, просто за благословением. Многие подходят с детками. Секундное дело, а с батюшкой пообщались.

Рассказ с сайта Горловский епархии, г.Доброполье:

К инокине Наталии в монастырь приехали в гости крестник Даня и брат его родной Коля. Дане десять лет, а Коле пять, и он брата очень любит. Все ему прощает: и щелбаны, и забавы над собой. А крестная, инокиня Наталья, их воспитывает:

- Колечка, молитву читать!

- Школько кругов?

- Давай один с молитвой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!"

 Начнет читать лениво, а потом, смотришь: понравилась молитва, с охотой продолжает.

- Почитай "Богородицу!" - Читает.

- Может, еще круг?

- Ладно.

 В Великий пост Даня в монастыре постился, как взрослый, хотя тогда ему было еще четыре года. Наталия ему кушать не давала: матушки не едят, и тебе нельзя перед Причастием. Другие дети привыкли, а Даня не успел. Начнет Наталия уговаривать:

- Данечка, это бес. Он на левое ухо шепчет: "Съешь колбаски".

Данечка, сам весь кругленький, сердится:

- Уйди, бес, со своей колбаской, уйди!

Утром надо в храм будить. Даня плачет, не хочет вставать.

- Даня, Даня, скорей послушай, что Ангел говорит.

Даня па правую сторону голову поворачивает, ухо подставляет,слушает: 

- Сказал, что надо всегда ходить в храм.

Встаёт и одевается.

 

И споведь

У нас одна прихожанка каждый день приносила своего маленького сына Сашеньку в храм. Подходила на исповедь, каялась в грехах, а его на руках держала. И вот, когда ему было уже больше двух лет, она, как всегда, стояла на исповеди и держала его за руку. Я шутя спросил Сашу:

- А у тебя грехи есть?

- Есть.

- А какие у тебя грехи?

- Маму не слушал, капризничал, по храму бегал, пинался, плевался, кусался.

Мать даже сама удивилась: откуда он знает, что такое грехи?

Сейчас ему уже шесть лет. Он сам подходит на исповедь, мама ему только одно слово напоминает, а дальше он кается самостоятельно.

Для чего детям надо исповедовать грехи?

Представьте себе: какая-нибудь девочка или мальчик играли во дворе и перепачкались. Пришли домой такие грязные! Разве можно в таком виде за стол садиться? Надо привести себя в порядок и руки вымыть.

Чтобы принять Господа из рук батюшки, надо душу очистить, омыть ее от грехов, а сделать это можно только на исповеди.

 

Причастие

Любой цветочек, когда он растет в горшке, не может жить без воды, его надо постоянно поливать. Если не поливать- он засыхает и погибает.

Человек перед Господом во много раз дороже цветка и всего мира. И он тоже не может жить без духовной "воды"-молитвы и Причащения.

Когда мы причащаемся, то принимаем в себя Самого Христа. Тело Христово проникает в наши клетки, а Кровь Христова соединяется с нашей кровью н освящает нас.

Те дети, которые приучены к Церкви, с радостью принимают Причастие. Когда они подходят причащаться (а совсем маленьких приносят на руках), то не отворачиваются, не плачут, не размахивают руками. Они еще за два-три человека открывают ротик и ждут, когда им дадут Причастие. Такие дети становятся мирными и спокойными.

 

Девочка

В одной семье росла девочка. Очень капризная. Дома она и маме, и бабушке доставляла немало забот. А во дворе - детишкам. Выйдет во двор погулять, начнет песок детям в глаза бросать, толкаться, игрушки отбирать. Всех обижала.

Бабушка решила ее однажды взять с собой в церковь. Насколько смогла, подготовила ее -напомнила грехи.

Девочка была на исповеди, а потом причастилась. И когда пришла домой и вышла во двор, это была уже другая девочка - она всех обнимала, целовала, ласково разговаривала. Увидела на земле червячка, подняла его, положила на ладонь и стала гладить: "Какой ты хороший".

Когда человек, маленький или большой, покается, прнмирится с Богом и примет в себя Христа - он соединяется с Богом.

А Бог есть Любовь.

Потому человек и начинает всех любить и радоваться.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 hours ago, Olqa said:

Получается, уже есть неуверенность в себе, есть над чем работать родителям, если, конечно, любящий папа не преувеличил ситуацию и сам боится за дочку больше, чем она исповеди.

Да как вам сказать... Папа дочке спокойно с любовью (надеюсь) рассказал, что она уже взрослая, и теперь она как папа и мама должна подходить к священнику и рассказывать ему, а через него, на самом деле, Богу про свои грехи, про то, что она сделала плохого: может родителей не слушалась, может обманула кого-то, может злилась на кого-то. Она молчала, слушала, сказала "угу". Ну и разговор был на этом закончен. А вечером (часов через 6!) в разговоре с мамой долго мялась, потом разрыдалась и говорит: "Я боюсь рассказывать Богу про то, что сделала плохо"

=========================================

А насчет вечерней службы что скажете, братья и сестры? Идти с дочкой? До сих пор на вечерней она не была...

Изменено пользователем Леонид_Киев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 часов назад, Леонид_Киев сказал:

потом разрыдалась и говорит: "Я боюсь рассказывать Богу про то, что сделала плохо

Маленькая лапушка! Чистые ангельские слезки...Вот бы так взрослым бояться )). 

Все у нее получится, она справится! 

На вечернюю службу...Как в храме ситуация? Много ли народа, пускают ли деток в первый ряд? Ведь они росточком малЫе, и что их глазки видят перед собой всю службу, если стоять ребенку среди народа. Что сама говорит? Ну и конечно что посоветует священник. Здесь детки бывают вечером, предположу, что бабушки с собой берут, чтобы дома одни не оставались. Но здесь есть возможность походить (в той части храма, где народ не стоит), порисовать за столом. Есть лавочки, а для деток невысокие табуреточки, можно посидеть. Главное, не перетрудить ребенка, чтобы потом совсем не пропало желание быть на службах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...