Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное?

А как Вы сами отвечаете себе на этот вопрос? То, к чему склоняетесь, видно и так. Интересно почитать не мозаику из цитат, а как вы для себя своими словами могли бы это об'яснить.

 И напомню : прежняя тема "правила общения" была не о том, что ведет душу к спасению, а о том как бы ее урезонить и спасти форум от мусора и "издержек духовного роста", скажем так. 

 А о духовном и душевном - океан литературы. Все не перецитируешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22:37).

 

Первая и наибольшая заповедь христианства говорит о единстве всего состава человека — духа, души и тела — в любви к Богу. Таким образом, душевное не противопоставляется духовному, является естественной частью стремления к Богу, а не "ступенькой" или "подпоркой".

 

Духовное — ведущий, душевное и телесное — ведомые. В свете заповеди о нищете духа ведущий — Сам Дух Божий.

 

Не духовное деградирует в душевное, а духовное при нарушении заповеди о нищете духа искажается из целеустремлённости к Богу в рассеянность в мирском и до деструктивности открытой вражды Богу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

А мне тема интересна, причём без контекста предыдущей. 

Да, литературы много, но и отличать одно отдругого - опыт нужен, или духовник. А у нас, как правило, ни того ни другого. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 минут назад, Andrei† сказал:

не "ступенькой" или "подпоркой".

Конечно же! Эти термины употреблены здесь разве что ради полемического задора. Ступенькой здесь душу и душевное никто не называл, а вот об иерархичности и степенях развития человека поговорить можно. Твердой духовной пищей не всякого накормишь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Хорошая тема. 

2 часа назад, *Владислав* сказал:

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

Практически важными (для меня, как мирянина) видятся два последних вопроса, потому что именно они посвящены тому, как поступать.

На примере святых отцов видно, что ответ положительный.

Например, оптинский старец Нектарий любил искусство, в том числе, поэзию и живопись, старец Антоний был книгочеем, обладал знаниями по многим вопросам. Недавно вспоминавшийся старец отец Павел (Груздев) любил смотреть мультфильмы по телевизору.

 

Так что на вопросы "Можно ли / нужно ли" - ответ, наверно, "Да".

Главное - "Как... ?" 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Вот вопрос к Владиславу еще один: связаны ли между собой понятия культа/духа; культуры/ души. Если да, то как. Если нет, то что их изолирует? Думали об этом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Andrei† сказал:

"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Мф. 22:37).

 

Первая и наибольшая заповедь христианства говорит о единстве всего состава человека — духа, души и тела — в любви к Богу. Таким образом, душевное не противопоставляется духовному, является естественной частью стремления к Богу, а не "ступенькой" или "подпоркой".

 

Духовное — ведущий, душевное и телесное — ведомые. В свете заповеди о нищете духа ведущий — Сам Дух Божий.

 

Не духовное деградирует в душевное, а духовное при нарушении заповеди о нищете духа искажается из целеустремлённости к Богу в рассеянность в мирском и до деструктивности открытой вражды Богу.

 

Заповедь любить Господа Бога - первая и наибольшая. 

 

А еще Господь дал вот эту заповедь:

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

 

Таким образом, у нас есть две важнейшие заповеди: Люби Бога. Люби людей. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 минут назад, Мано сказал:

Таким образом, у нас есть две важнейшие заповеди: Люби Бога. Люби людей. 

Инна, будьте добры пояснить ваш комментарий в контексте темы Владислава.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 минут назад, Мано сказал:

 

 Таким образом, у нас есть две важнейшие заповеди

Ну и в них всё. А теперь расскажите, как это связано с темой. "Духовное и душевное". Почему она возникла? Ох. Пока строчила. Андрей опередил

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
55 минут назад, Andrei† сказал:

Инна, будьте добры пояснить ваш комментарий в контексте темы Владислава.

Хорошо, поясняю.

Не можешь любить - делай дела любви. 

 

Конкретно - вот отсюда. 

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же испове­дуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преп. Амвросий).

https://www.optina.ru/lection/32/

 

 

Андрей, 

У меня вопрос к Вам. 

Как Вы ответите на вопрос - как любить Бога? 

 

2 часа назад, Andrei† сказал:

Первая и наибольшая заповедь христианства говорит о единстве всего состава человека — духа, души и тела — в любви к Богу.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, Мано сказал:

Хорошо, поясняю.

Не пояснили. Повторю вопрос: в контексте темы Владислава о духовном и душевном зачем вы оставили мне свой комментарий о второй заповеди?

 

7 минут назад, Мано сказал:

Как Вы ответите на вопрос - как любить Бога?

И какое отношение имеет этот ваш вопрос к теме о духовном и душевном?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, Andrei† сказал:

Не пояснили. Повторю вопрос: в контексте темы Владислава о духовном и душевном зачем вы оставили мне свой комментарий о второй заповеди?

Согласна. Не пояснила.

Дело в том, что Вы вырвали одну часть из двух неразрывных частей.

Люби Бога, люби людей - об этом все Евангелие. 

 

4 минуты назад, Andrei† сказал:

И какое отношение имеет этот ваш вопрос к теме о духовном и душевном?

Вы можете ответить на этот вопрос: как Вы понимаете это - КАК ЛЮБИТЬ БОГА?
 

2 часа назад, Andrei† сказал:

Первая и наибольшая заповедь христианства говорит о единстве всего состава человека — духа, души и тела — в любви к Богу.

Или отдельную тему создать?

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Мария Ш сказал:

: прежняя тема "правила общения" была не о том,

Если вы еще не поражены в правах на этом форуме, то существующий доступный функционал позволит вам задать вопрос на ту тему, которая интересует именно вас.)

2 часа назад, Мария Ш сказал:

Вот вопрос к Владиславу еще один

Говорят, богоизбранный народ теперь русские, а у нас не очень принято отвечать вопросом на вопрос. ) Давайте порассуждаем на заданные вопросы.

3 часа назад, Мария Ш сказал:

Интересно почитать не мозаику из цитат, а как вы для себя своими словами могли бы это об'яснить.

Не могу обещать. Если смогу - попытаюсь своими словами, нет, значит буду пользоваться чужими.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, Мано сказал:

Согласна. Не пояснила.

Дело в том, что Вы вырвали одну часть из двух неразрывных частей.

Люби Бога, люби людей - об этом все Евангелие.

Я привёл заповедь для темы о духовном и душевном, а не вырвал какую-то часть. Вы считаете, я не знаю второй заповеди и о чём Евангелие?

 

5 минут назад, Мано сказал:

Вы можете ответить на этот вопрос?

Как Вы понимаете это - КАК ЛЮБИТЬ БОГА?

В первой заповеди дан ответ.

 

На мои вопросы вы так и не ответили. Тема о духовном и душевном — ваши комментарии как в неё укладываются?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Andrei† сказал:

Первая и наибольшая заповедь христианства говорит о единстве всего состава человека — духа, души и тела — в любви к Богу. Таким образом, душевное не противопоставляется духовному, является естественной частью стремления к Богу, а не "ступенькой" или "подпоркой".

Я вопрос не про Дух и душу задал, а про духовное и душевное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, *Владислав* сказал:

Я вопрос не про Дух и душу задал, а про духовное и душевное.

Духовное без Духа Божия = ложь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, *Владислав* сказал:

Я вопрос не про Дух и душу задал, а про духовное и душевное.

Я увидел ответ Андрея так:

 

3 часа назад, Andrei† сказал:

Духовное — ведущий, душевное и телесное — ведомые. В свете заповеди о нищете духа ведущий — Сам Дух Божий.

 

Не духовное деградирует в душевное, а духовное при нарушении заповеди о нищете духа искажается из целеустремлённости к Богу в рассеянность в мирском и до деструктивности открытой вражды Богу.

Разве это не в тему?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 минуты назад, *Владислав* сказал:

Т.е. 8 правил воспитанного человека А.П.Чехова - ложь.

Это так же верно, как и "всяк человек – ложь".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, *Владислав* сказал:
7 минут назад, Andrei† сказал:

Духовное без Духа Божия = ложь.

Т.е. 8 правил воспитанного человека А.П.Чехова - ложь.

Смотря по тому, кто их озвучивает и применяет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
37 минут назад, *Владислав* сказал:

Если смогу - попытаюсь своими словами, нет, значит буду пользоваться чужими.

Можно использовать и чужие, но когда человек пытается говорить сам, это в большей степени отражает степень его понимания/непонимания.

 Про мои еврейские манеры... Мне Уже есть что сказать по Вашей теме, просто не хочу сыпать трюизмами ( выясняю, что Вам и так понятно) и перебивать инициативу. Вы ведь уже подумали, прежде, чем выделить вопросы из темы о культуре общения в отдельную тему.... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
30 минут назад, Andrei† сказал:

Это так же верно, как и "всяк человек – ложь".

Т.е. вы предложили заложить в правила форума ложь.

https://forum.optina.ru/topic/9003-свод-правил-общения-и-поведения-на-форуме/?do=findComment&comment=118383

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, *Владислав* сказал:

Т.е. вы предложили заложить в правила форума ложь.

А как вы определили, что данные правила не связаны с Духом? =)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 минут назад, Мария Ш сказал:

Мне Уже есть что сказать по Вашей теме, просто не хочу сыпать трюизмами ( выясняю, что Вам и так понятно) и перебивать инициативу. Вы ведь уже подумали, прежде, чем выделить вопросы из темы о культуре общения в отдельную тему.... 

Маша, исходите пожалуйста из того, что я разместил вопрос, как вопрос, в теме "вопрос". А не создал как тему, скажем, в вопросах веры.

Мне действительно интересен этот вопрос, без всяких подвохов. Много неясностей, в т.ч. и узко практических вещей. Как те же 8 правил в т.ч.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...