Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
2 часа назад, Юрий Кур сказал:

Может быть вернемся к исходной теме? Владислав начал за здравие, а кончил разборкой по теме Петухова. Но вопрос то исходный - интересный.

 

Согласен, с Марией, что здесь одними цитатами не обойтись, так как это вопрос практический и все с ним сталкиваются. Хорошо бы без наездов обсудить.

Присоединяюсь! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
16 minutes ago, Мано said:

У православного христианина борьба с грехом продолжается всю жизнь.

(И еще 40 дней после смерти).

Да, Инна, я вижу, что вы совершенно согласны со мной в том, что в топике этой темы душевное рассматривается как идол. Только выразили это совсем другими словами и про совсем другое. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
34 минуты назад, Иерей Алексей сказал:

Да, Инна, я вижу, что вы совершенно согласны со мной в том, что в топике этой темы душевное рассматривается как идол. Только выразили это совсем другими словами и про совсем другое.

Я не говорю о замене духовного на душевное. А Вы упорно именно о замене.

 

10 часов назад, *Владислав* сказал:

Является ли душевное ступенькой к духовному? 

Человек может начать читать Ф.М.Достоевского, потом прийти в храм и воцерковиться. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, *Владислав* сказал:

Капс луком, что ли прокричать?

При активном участии некоторых форумчан любая тема здесь заканчивается вот этим вот.

 Для того, чтобы разговаривать, надо понять, есть ли с кем. И с кем именно. Вы несколько раз делали допущения по теме. Почему бы не ответить, какими соображениями руководствуетесь. Если вы не делаете допущений и не понимаете, о чем речь, ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Немножко в тему о "душевно-духовном":

 

Кондак 7

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверия грядущего рая и мелодичность пения в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красок, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуия!

Икос 7

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик в человеке.

Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной;
Слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия.
Слава Тебе за все открытое нам по благости Твоей;
Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей.
Слава Тебе за гениальность человеческого ума;
Слава Тебе за животворящую силу труда.
Слава Тебе за огненные языки вдохновения;
Слава Тебе, Боже, во веки.

(из акафиста "Слава Богу за всё")

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
17 минут назад, Юрий Кур сказал:

Кондак 7

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверия грядущего рая и мелодичность пения в гармоничных тонах, в высоте музыкальных красок, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуия!

И очень хорошо. 

Вот и я об этом думаю. Когда мы смотрим на картину, и она нас потрясает до глубины души, это какие переживания, душевные или духовные? 

Или музыка? 

Если мы способны воспринять смысл, идею, заложенную в произведении искусства, как это происходит, при помощи чего, духа? 

Что-то там заложено автором, не просто  же краски, ноты, камень, слова? 

 

 

 

11 часов назад, *Владислав* сказал:

Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

Статья интересная. На мой взгляд, она именно об оскудении духовной составляющей в современном искусстве. О том, что не стало основы, фундамента, внутреннего содержания. Уже не то, что духовного, а и душевного не остаётся. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
18 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

душевного не остаётся. 

У нас всегда рядом огромное количество душевного, начиная с самого малого комарики, заканчивая, не знаю...баобабом, например,)) Главное, увидеть, разглядеть, удивиться, как премудро устроен каждый живой предмет, сколько фантазии, взаимосвязи, неимоверных способностей вложил Создатель в Свои творения, которые окружают человека. Какого их разнообразие! Они все, без исключения, трогают душу, напоминая о Творце, хвалят и славят Его. О чем также говорится в Акафисте "Слава Богу за все", который, как мы помним, создал старый и немощный митрополит Трифон Туркестанов в жуткие голодные послереволюционные годы...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
43 минуты назад, ~ Весна ~ сказал:

Что-то там заложено автором, не просто  же краски, ноты, камень, слова? 

Смотря что заложено автором.

Бывает что и просто краски. Плюс кучка мусора. (современное искусство)

 

 

 

43 минуты назад, ~ Весна ~ сказал:

Когда мы смотрим на картину, и она нас потрясает до глубины души, это какие переживания, душевные или духовные? 

Душевные

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
33 минуты назад, Мано сказал:

Смотря что заложено автором.

Бывает что и просто краски. Плюс кучка мусора. (современное искусство)

 

Нет, ну краски не могут потрясать. Я же имею ввиду то искусство, которое влияет на человека, заставляет что-то почувствовать, понять или подумать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
24 минуты назад, Мария Ш сказал:

Почему?

Духовные - это когда мы с молитвой - перед иконой. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
36 минут назад, Мано сказал:

Душевные

Да, почему? 

Красота. Мы каким "органом" её воспринимаем, душой или духом? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Иерей Алексей сказал:

в топике этой темы душевное рассматривается как идол

Именно так склоняет рассматривать автор темы. А раз Дух является несущей основой, любая попытка обособления не имеет шансов на успех, нежизнеспособна, не несет в себе смысла. 

 Когда есть путаница в понятиях, можно рассуждать ab ovo.

 

1 час назад, ~ Весна ~ сказал:

Когда мы смотрим на картину

Когда мы впервые смотрим на картину? Когда впервые раскрываем глаза. Мы видим созданный Богом мир. Он его автор, художник. 

 Все из Его творений, кроме человека, завершено. А мы с вами - полуфабрикат. Он пожелал, чтобы мы волею уподобились Ему. И предложил нам путь, следуя которому мы можем уподобиться Творцу. 

 Так что культ и культура - родственные понятия и не следует рассматривать их сепаратно.

 Мы получили заповедь возделывать землю, из которой взяты. Это не значит просто грядки копать. В Раю земля давала человеку все доброе в преизбытке. Это значит возделывать самих себя. Окультуриваться, так сказать.

"Едите ли, пьете ли, делайте все как для Господа". То есть всем, что мы имеем, можно служить Богу. Cultura - слово имеет суффикс - ur -  что указывает на то, что этот род занятий не самоценен (самоценным пытается выставить себя т.н. современное искусство), а направлен в будущее. Значит культура телеологична.

То есть все, что нам дано, мы призваны воспринять творчески. Я могу долго, но тема не моя...

15 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Красота. Мы каким "органом" её воспринимаем, душой или духом? 

Источник красоты - Дух. А воспринимаем ее душой. Подобное познается подобным. Для потрясения и удивления нужно нечто живое, превосходящее привычку. Чтобы воспринять прекрасное, нужно как само прекрасное, так и незамыленный" глаз".. 

Другое дело, что нам нужно различать духов, от Бога ли они. Есть опасность обманутьСя. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 часов назад, *Владислав* сказал:

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

Действительно, интересный вопрос. Максим говорил, что спастись означает познать себя и предать себя Богу. И мне кажется, что здесь надо исходить из устроения человека, плоть -> душа -> дух, я думаю, что человек плотью претерпевает события жизни, душа впечатляется и различает образы происходящего, а дух осознаёт причины и смысл происходящего и дальше уже от постигнутых смыслов движет плоть и освещает восприятие и понимание души, друг без друга они не могут своё дело исполнять. Душевный рассуждает впечатления, а духовный осознаёт истины... наверное можно так сказать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
11 часов назад, Мано сказал:

Духовные - это когда мы с молитвой - перед иконой. 

Можно к картине относится духовно,  и можно молиться перед иконой душевно и даже плотски. 

 

Всякое дыхание да хвалит Господа. И перед иконой, и перед красотой, созданной Господа, и перед красотой, вдохновленной Господом. 

 

Та же мысль у автора акафиста. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Мария Ш сказал:

Другое дело, что нам нужно различать духов, от Бога ли они. Есть опасность обманутьСя. 

и как не принять душевное, за духовное... у нас ведь и любовь - душевная;

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 часов назад, Иерей Алексей сказал:

Или своими словами: душевное, когда рассматривается как само по себе имеющее ценность ( и не только душевное, а что угодно) - творит из этого идола (подчеркнутое слово в цитате). Как и любой идол, он пустой и безжизненный, и при наличии трезвомыслия приводит к разочарованию в идоле.

 

Дух первичен, Он основа всего, в том числе, и душевных проявлений, Он их преображает. То, что душевное преображено, видят все, но недуховные об этом не могут судить (не понимают - а почему это как-то иначе, почему цепляет).

Спасибо. Отец Алексей, а вас не затруднит это пояснить на примере. Скажем, на примере какого-нибудь общеизвестного произведения искусства (книга, картина, фильм).

10 часов назад, ~ Весна ~ сказал:

Статья интересная. На мой взгляд, она именно об оскудении духовной составляющей в современном искусстве. О том, что не стало основы, фундамента, внутреннего содержания. Уже не то, что духовного, а и душевного не остаётся. 

Ирина Александровна еще говорит следующее: "Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению". Т.е. получается, что мiр позаимствовал у религии понятие "духовность":

Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.

 

Тогда надо разобраться, что в мiру подразумевается под духовностью, договориться о терминах, дать определение.

8 часов назад, Михаил Ш сказал:

Душевный рассуждает впечатления, а духовный осознаёт истины... наверное можно так сказать.

Интересно. Надо поразмыслить об этом.

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
5 часов назад, Юрий Кур сказал:
9 часов назад, Мария Ш сказал:

Другое дело, что нам нужно различать духов, от Бога ли они. Есть опасность обманутьСя. 

и как не принять душевное, за духовное... у нас ведь и любовь - душевная

Как не принять душевное за духовное? - это вопрос самомнения и впадении  в прелесть? То есть как не принять любую психическую неровность за высокий восторг и вдохновение? Вдохновение от Бога побуждает к благодарению Бога, к прославлению Его, а иное низводит внимание на сам эффект. Замкнутость на себе раз'едает душу. А плоды Духа описаны в Евангелии. 

 

 Про опасность обманутьСя.. противник - Люцифер, обезьяна Господня, ничего не создает, а мимикрирует, искажая оригинал. Он умен и знает, как понравиться. Помните, как в сказке Андерсена кривое зеркало при приближению к небу раскололось. А с тех пор у нас проблемы с оптикой. Вот человек "духовной жаждою томим" ищет пищи для души. Чем он ее насытит. Кругом реклама. "Не выбирай из двух зол, бери от жизни все". Почему я предпочитаю говорить не об обмане, который исходит от лукавого, а о самообмане. Это взрослый подход - не переводить стрелок. Да, он виноват, но это меня самого не делает правым. Господь дал Адаму послушание, в котором он не удержался. И дал нам заповеди. Так вот ... чувства НАВЫКОМ послушания (Богу) обучаются различать доброе от злого. Вот здесь и есть основной духовный вопрос - чем питать (воспитать) душу. Словом Божьим, которое нам не всегда понятно? Адам был юн и неискусен. Он просто не понял Бога. Что значит "это вкушай, а это не вкушай". Но само принятие Слова Бога, как говорится в молитвах о Причастии, "ум же питает странно".  Младенец, причащаясь, не рассуждает, но растет. И со временем встанет на ноги. В духовном плане. Утвердится и будет стоять в истине. 

Проблема не в телесности или душевности, а в иерархичности. Чем мы руководствуемся в своих действиях или бездействии. К чему мы чутки, а от чего отвращаемся. 

 Все виды искусства древности имели культовый характер. Пение. Танец. Живопись.

Господь Сам автор, художник, творец. Он называется и горшечником, и садовником, и доктором. Так что человек артистичен (от ars) по природе. Бывает молитва словесная, бывает молитва в красках - каждый может славить Бога в соответствии со своим призванием. Кто-то повар или ветеринар, кто-то ландшафтный дизайнер) - можно угождать Господу по-разному.  И не нужно с пренебрежением говорить о чьем-то труде. Старец Амвросий не отказал в наставлении и той тетушке, которая только и говорила, что об индюшках. И апостол Павел, который говорил о духовном. Плотском. Душевном. Рассудил быть всем для всех ради их спасения. То есть Слово Божье адаптировал для восприятия разных людей. А это настоящее искусство.

 Так что мне странно, когда говорят, что искусство, культура - это пустое. 

 

 

8 часов назад, Михаил Ш сказал:

друг без друга они не могут своё дело исполнять.

Михаил, спасибо за то, что потрудились изложить своими словами. Прочла с интересом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
33 минуты назад, *Владислав* сказал:

 

Тогда надо разобраться, что в мiру подразумевается под духовностью, договориться о терминах, дать определение.

Дух бывает не только Божий и вдохновение не всегда от Него исходит. Речь не о простой творческой неудаче, а о сбое настроек. Изначальный посыл бывает ложный. Сальвадор Д. - мастер? - пожалуй... но цель его - эпатаж, деньги, слава. "Не будь публика дурой, я не был бы так богат".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 часов назад, Михаил Ш сказал:

Душевный рассуждает впечатления, а духовный осознаёт истины... наверное можно так сказать.

Добро пожаловать на форум, Михаил! Мир духу вашему!

 

По вашим словам следует уточнить, что согласно православию Истина — Сам Бог. Потому православно духовный опытно познаёт не истины, а благость Божию, с которой и соединяется.

 

51 минуту назад, Мария Ш сказал:

Как не принять душевное за духовное?

Исполняя заповеди. Добродетель рассуждения даруется всецело стремящимся к Богу и понимающим, что не их собственные умозаключения важны, а данные только Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
49 минут назад, *Владислав* сказал:

Ирина Александровна еще говорит следующее: "Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению". Т.е. получается, что мiр позаимствовал у религии понятие "духовность":

Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.

Да, я тоже обратила на это внимание. Может быть это свидетельство того, что и не знающие Бога люди, на каком-то глубинном уровне понимают, что они духовные существа? Просто пока не умеют это выражать через веру, молитву и пр. А делают это через искусство - музыку, живопись, поэзию. 

Когда люди понимают красоту, я думаю, это можно назвать п. 4 - мерой приближения к Богу, Который и есть Красота. 

Кроме того, мне ближе мысль, что только нравственно чистые люди могут создать что-то по-настоящему красивое. Возможно ли это без веры? 

Знаете, я когда была маленькая, мне не давала покоя мысль, что человек - это не растение, и не животное, что должны быть какие-то высшие идеалы, духовность. Просто я тогда Бога ещё не знала, и считала для себя духовным развитием приобщение к литературе и искусству. А когда человек к этому стремится - это может перейти и в нечто большее (веру). 

 

7 часов назад, Юрий Кур сказал:

и как не принять душевное, за духовное... у нас ведь и любовь - душевная;

Очень хорошо об этом пишет св. Игнатий Брянчанинов 

"

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (1 Ин).

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских."... 

И пр. 

 

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/9

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

И дал нам заповеди. Так вот ... чувства НАВЫКОМ послушания (Богу) обучаются различать доброе от злого.

 

32 минуты назад, Andrei† сказал:

Исполняя заповеди. Добродетель рассуждения даруется всецело стремящимся к Богу и понимающим, что не их собственные умозаключения важны, а данные только Богом.

Не одно и то же? У меня длинный текст получился, пардон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

Как не принять душевное за духовное? - это вопрос самомнения и впадении  в прелесть? То есть как не принять любую психическую неровность за высокий восторг и вдохновение?

Я согласен с тем, что Вы написали. Но ведь "душевное/духовное" относится не обязательно к эмоциям, переживаниям. Честность, справедливость, самоотверженность, благотворительность, мужество, деликатность и т.д. - тоже могут быть (и есть для большинства) душевными.

 

Наверно, совсем духовное - это когда / если себя забываешь, а всё остальное - душевное. Может быть у душевного тоже есть градации, одна из которых - преддуховность (та самая ступенька...).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

Ирина Александровна еще говорит следующее: "Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению". Т.е. получается, что мiр позаимствовал у религии понятие "духовность":

Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.

Я бы на пунктах 3 и 4 остановился, в том смысле, что настоящая духовность - это есть причастность к Источнику духовности, то есть к Богу. А эту причастность определяет только Он Сам. То есть, по-настоящему духовный человек - это тот, кого принимает Святой Дух и пребывает на нем. И это выражается во всей жизни этого человека, во всех делах и мыслях.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
41 минуту назад, ~ Весна ~ сказал:

Кроме того, мне ближе мысль, что только нравственно чистые люди могут создать что-то по-настоящему красивое. Возможно ли это без веры? 

Пушкин бы с Вами не согласился ))

"...И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он..." (Поэт)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...