Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

Так вот ... чувства НАВЫКОМ послушания (Богу) обучаются различать доброе от злого.

и

1 час назад, Andrei† сказал:

Добродетель рассуждения даруется всецело стремящимся к Богу и понимающим, что не их собственные умозаключения важны, а данные только Богом.

не одно и то же. Добродетель рассуждения — это не "апгрейд" человека, а действие Самого Бога в человеке. То есть не человек различает, а Бог в нём, даруя человеку как знание, так и понимание, откуда оно.

Изменено пользователем Andrei†
исправил опечатку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Чем душа жива? Чем она возвышается? Чистотою. Наши внешне привлекательные поступки часто небеспримесны. Можно жертвовать собой, при этом о себе не забывать - ай да молодец. А правильно, если Бог позволил совершить нечно доброе, прославить Его. (И до, и во время, и после).

 Трудно не признать, что доблесть и альтруизм, скромность и доброту можно встретить и у нецерковных людей. В евангелии Христос удивлялся вере человека далекого от традиции и удивлялся неверию людей в народе своем. А апостол хвалил язычников за то, что они чтут Единого Бога, которого не знают. Доброе в человеке не само по себе, а от Бога, даже если это не церковный человек, думаю так.

14 минут назад, Юрий Кур сказал:

(та самая ступенька...).

Это фигура речи. Ступенька не как архитектурный элемент души? В другой теме я это говорила о развитии человека, способности воспринимать, кажется. 

Для меня "рабство плоти" - это служба не тому духу прежде всего. Заблуждение души. Так как плоть сама по себе плутать не может. Отчего плутает душа? - от самонадеянности...

2 минуты назад, Andrei† сказал:

апгрейд" человека, а действие Самого Бога в человеке

Понимаю. Но. Есть степени совершенства? Градации? Есть восхождение от веры в веру? Естественно переход осуществляется с Божьей помощью. Раб/друг/сын? "Теперь я не боюсь Бога, но люблю Его"- это  не о том, что вчерашний человек с помощью Божьей качественно меняется? Можно сказать "выйди от меня, ибо я человек грешный", а можно сказать:"Ты молись во мне". 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, Мария Ш сказал:

Ступенька не как архитектурный элемент души?

Я бы предложил обратную концепцию: не что-либо надстраивается, а наоборот — снимается очередная преграда между человеком и Богом для обнищания духа человека во исполнение 1-й заповеди Блаженств.

 

12 минут назад, Мария Ш сказал:

Понимаю. Но. Есть степени совершенства? Градации? Есть восхождение от веры в веру?

Я это представляю как постепенный снос собственной Вавилонской Башни самомнения. =)

Изменено пользователем Andrei†
убрал лишнюю запятую

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
31 минуту назад, Мария Ш сказал:

Трудно не признать, что доблесть и альтруизм, скромность и доброту можно встретить и у нецерковных людей.

и у церковных ))

 

33 минуты назад, Мария Ш сказал:

Доброе в человеке не само по себе, а от Бога, даже если это не церковный человек, думаю так.

отец Лост Шип написал чуть иначе (духовное то, что принял Дух Святой), но смысл, по-моему, тот же. По отношению к другим более менее понятно, как это применять. А по отношению к себе? То, что я о себе считаю добрым - доброе ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

Я бы на пунктах 3 и 4 остановился, в том смысле, что настоящая духовность - это есть причастность к Источнику духовности, то есть к Богу. А эту причастность определяет только Он Сам. То есть, по-настоящему духовный человек - это тот, кого принимает Святой Дух и пребывает на нем. И это выражается во всей жизни этого человека, во всех делах и мыслях.

 

 

Т.е. можно говорить, что духовность, это исключительно религиозное понятие и Ирина Антонова (как и в целом в миру) неверно (с православной точки зрения), говоря про духовность,  имеют в виду такие сферы деятельности человека, как культура и искусство.

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
14 часов назад, ~ Весна ~ сказал:

Что-то там заложено автором, не просто  же краски, ноты, камень, слова? 

Брокгауз и Ефрон нам сообщают, что слово «космос» «означало первоначально «порядок, гармонию, красоту».

Все что создано Богом - это красота, гармония. 

 

Господь - Творец.

И человеку дарован дар творчества. 

Когда человек творит (я говорю о любом виде творчества), он во внешнем (что бы он ни делал) проявляет свое внутреннее устроение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
42 minutes ago, Юрий Кур said:

А по отношению к себе? То, что я о себе считаю добрым - доброе ли?

Не судите, да не судимы будете.

 

Тут важно понимать, что суд (особенно Страшный) есть фиксация, итог, приговор всей деятельности.

 

И, вынося приговор, мы закосневаем (творим идола). Даже есть такая технология - наличие прецедента. Это и есть косность.

 

Праведный Судия есть Один. Если вам интересно узнать именно приговор - нужно обратиться к Судие. Если вам будет полезно для спасения вашей собственной души - вы узнаете приговор. Но слова, сказанные Антонию Великому, как бы очень прозрачно нам намекают, что нам это неполезно.

 

В момент прислушивания к своему внутреннему, можно потерять Бога, что плохо. Не прислушиваться к себе - плохо. Игнорировать то, что о тебе говорят - плохо. Принимать все, что о тебе говорят, за чистую монету - плохо.

 

Есть основные методики: когда тебя ругают - воспринимай как истину. Когда хвалят - воспринимай за ложь. Отсюда вытекает, что соборное мнение (мнение других о тебе самом) всегда только негативное (конструктивно).

 

Ну а самомнение, когда сами себя оцениваем. Все хорошее - отдаем Богу, и хвалим Его. За все плохое - каемся.

 

То есть, самооценка, если она конструктивна, должна приводить либо к хвале Господа, либо к покаянию. Если нет ни того, ни другого - самооценка была ложной.

1 minute ago, *Владислав* said:

Т.е. можно говорить, что духовность, это исключительно религиозное понятие и Ирина Антонова (как и в целом в миру) неверно (с православной точки зрения), говоря про духовность,  имеют в виду такие сферы деятельности человека, как культура и искусство.

Да. Так часто бывает, что человек преувеличивает ценность собственной деятельности, и умаляет значение чужой деятельности.

 

В рамках псалма 33, стих 15 (1- уклонись от зла; 2- сотвори благо) человек перестает умалять значение чужого труда (исполнили пункт 1), но с выполнением пункта 2 пока проблемы (продолжает преувеличивать культуру).

 

Это всего лишь этап духовного развития, будет хорошо, если на этом этапе человек не зависнет, а продолжит духовно расти.

 

В наше время есть модная структурная схема, в которой вера (духовное) является сердцевиной (семечкой), культура является мякотью, а государственность (если не забыл и не путаю) - кожурой единого фрукта (или ягоды). Только я забыл кто эту схему ввел в оборот.

Вообще, иногда мне кажется, что для того, чтобы человек был профессионалом в своей сфере деятельности, ему необходимо ослепнуть (стать фанатиком), и упорно двигать свою сферу вперед. Пока Бог сил дает.

 

Ну а когда силы заканчиваются, и начинается пустое почивание на лаврах и суетное ерзание, очень полезно прозреть и понять, что на самом-то деле сфера деятельности была так себе, детской игрушкой....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 минуты назад, Иерей Алексей сказал:

То есть, самооценка, если она конструктивна, должна приводить либо к хвале Господа, либо к покаянию. Если нет ни того, ни другого - самооценка была ложной.

В теории это понятно. Но ведь если это применить в лоб, то фарисей обоснованно считает свою самооценку конструктивной. Как этого избежать? "Добавить в формулу" неосуждение (несуждение о?) других людей? Господь сказал, что фарисей был менее оправдан, потому что сам себя возвысил. Правильно ли сказать, что он себя возвысил не тем, что считал, что поступает хорошо, постясь, молясь и пр., а тем, что уничижил мытаря?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Andrei† сказал:
1 час назад, Мария Ш сказал:

Ступенька не как архитектурный элемент души?

Я бы предложил обратную концепцию:

У меня случайный знак вопроса. Я как раз уточнила, что имею в виду другое, когда говорю о градации.

 Ваше предложение вполне традиционно - снести лишнее (самомнение) и икона (образ) явится во всей красе изначального замысла. Да?

 Я еще вспоминаю призыв сделать пути прямыми для Господа... где-то срезать лишний грунт, где-то досыпать. )

6 минут назад, Юрий Кур сказал:

 он себя возвысил не тем, что считал, что поступает хорошо

Если Господь заповедал пост и милостыню, то само исполнение обязательно и не нуждается в дополнительных оценочных суждениях. Благо человека в самом знании и исполнении. Что такого сделал раб, исполнив волю господина? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мария Ш сказал:

Если Господь заповедал пост и милостыню, то само исполнение обязательно и не нуждается в дополнительных оценочных суждениях. Благо человека в самом знании и исполнении. 

и? 

если критерий "духовности понимания добра" в себе самом - в том, что это приводит к покаянию или хвале Господу, то как не пойти по пути фарисея? 

 

3 минуты назад, Мария Ш сказал:

Что такого сделал раб, исполнив волю господина? 

наверно, как минимум, очень устал, и поэтому считал, что много сделал ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Все критерии - только у Бога. Св. Писание и Св. Предание, в целом из этих критериев и состоят )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 minutes ago, Юрий Кур said:

В теории это понятно. Но ведь если это применить в лоб, то фарисей обоснованно считает свою самооценку конструктивной. Как этого избежать? "Добавить в формулу" неосуждение (несуждение о?) других людей? Господь сказал, что фарисей был менее оправдан, потому что сам себя возвысил. Правильно ли сказать, что он себя возвысил не тем, что считал, что поступает хорошо, постясь, молясь и пр., а тем, что уничижил мытаря?

Это все происходит одновременно.

 

Если разложить на элементы, то:

 

Хвала Бога за творение доброго есть.

 

Есть преувеличение собственной лепты в делании добра. Да, нужно было себя стимулировать, но не переоценивать своей лепты (сделал положенное, как раб неключимый). Об этом и Мария говорит.

 

Есть собственное суждение о ценности трудов других людей (достаточно трезвое).

 

Есть осуждение (косность) мытаря в том, что он не может стать лучше. Да, это негативный элемент, и мы, всякими демагогиями и инсинуациями, можем его "раскрутить":

 

- Невозможность мытарю сделать доброе означает, что Бог отверг его (потому что без Бога благое не сотворить).

- Бог не... (тут уже постепенно всякое еретическое)...

 

А в основе - я не такой как мытарь.

 

А с мытарем Бог, потому что Бог хочет чтобы все спаслись. Поэтому, когда начинается самоотделение от людей, фактически это приводит и самоотделению от Бога. А это уже полнейший мрак...

 

Нужно быть в мире со всеми, и всех любить. Если сможешь это вместить.

 

Бог - может. И если ты с Богом, то должен расстараться, и тоже в себя всех вместить.

 

Понятно, что не сразу... Но должен. :) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Значит, не наше дело судить, что духовно, а что душевно; надо читать Писание, изучать Предание и стараться их исполнять. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 

Just now, Юрий Кур said:

Значит, не наше дело судить, что духовно, а что душевно; надо читать Писание, изучать Предание и стараться их исполнять. 

Да, делай то, что должен, и пусть будет то, что будет.

 

При невозможности исполнить положенного - кайся в этом, чтобы Бог этот пункт  из списка "что он должен сделать, чтобы спастись" выкинул.

 

Но, вообще-то, "стандартный" способ выкидывания пункта из списка - это исполнение пункта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
17 минут назад, Мария Ш сказал:

Ваше предложение вполне традиционно - снести лишнее (самомнение) и икона (образ) явится во всей красе изначального замысла. Да?

Проблема в том, что если человек что-то начнёт в себе как строить, так и сносить, то всего-навсего будет дальше играть с миражом своего самомнения — а это ни что иное, как прелесть. От данной иллюзии человек не способен избавиться никак — любыми собственными действиями он эту иллюзию если не укрепляет, то по меньшей мере поддерживает.

 

Только Бог освобождает человека, который приходит к Нему с осознанием своей немощи освободиться от гордыни и с покаянием.

 

18 минут назад, Юрий Кур сказал:

если критерий "духовности понимания добра" в себе самом - в том, что это приводит к покаянию или хвале Господу, то как не пойти по пути фарисея?

Понимание, что в духовном у человека не было, нет и не может быть собственных заслуг перед Богом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Andrei† сказал:

Проблема в том, что если человек что-то начнёт в себе как строить, так и сносить

С Божьей помощью, разумеется. 

27 минут назад, Юрий Кур сказал:

и? 

Если правой рукой человек по милости Божьей творит милость, то этого достаточно. Доброе дело само по себе ценно и не нуждается во взгляде со стороны. (Слева). Если вмешается левая рука, произойдет невыгодный обмен духовного сокровища на бижутерию ложной мирской славы.

Нам нечем гордиться. Мы можем только надеяться на милость Божью. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, Andrei† сказал:

Понимание, что в духовном у человека не было, нет и не может быть собственных заслуг перед Богом.

не обязательно же считать что-то доброе в себе своей заслугой; можно и не считать, и даже благодарить за это Бога; изначальный вопрос мой был в том, а правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе. Отцы дали ответ - предоставь об этом судить Богу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
27 минут назад, Мария Ш сказал:

С Божьей помощью, разумеется.

Это так же разумеется и поднебесным духам злобы, которые на протяжении всей нашей жизни будут стараться отравить собой всё, что бы мы ни делали, чувствовали, мыслили — в том числе и любые наши молитвы, и хвалу Богу, и наше покаяние Ему.

 

Потому будет кстати кардинальная настройка сознания, что мы постоянно отравлены ими во всём и всегда, пока живы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
54 минуты назад, Andrei† сказал:

Проблема в том, что если человек что-то начнёт в себе как строить, так и сносить, то всего-навсего будет дальше играть с миражом своего самомнения — а это ни что иное, как прелесть. От данной иллюзии человек не способен избавиться никак — любыми собственными действиями он эту иллюзию если не укрепляет, то по меньшей мере поддерживает.

 

Только Бог освобождает человека, который приходит к Нему с осознанием своей немощи освободиться от гордыни и с покаянием.

 

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
40 минут назад, Andrei† сказал:

 

Потому будет кстати кардинальная настройка сознания

Разумеется).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
2 часа назад, Юрий Кур сказал:

изначальный вопрос мой был в том, а правильно ли вообще говорить, что во мне что-то доброе.

А почему нельзя принять за истину то, что все хорошее в нас - только от Бога. 

Тогда и вопроса такого хитрого не возникнет - "правильно ли говорить, что во мне что-то доброе" - Вы имеете в виду само по себе, Ваше собственное, без Бога?

 

 

 

**************

 

По теме:

Вопрос в том, что Господь даровал каждому человеку различные таланты, и нужно эти таланты в себе раскрыть, и служить Богу и людям во славу Божию.

Кто-то пишет/рисует/поет и так далее во славу Божию, радует людей.

Несет что-то светлое людям. Почему нет.

 

А кто-то снимает такие фильмы / пишет такие картины/книги, что посмотрев, прочитав, остаешься с ощущением, что вляпался в грязь.

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Только что, Мано сказал:

А почему нельзя принять за истину то, что все хорошее в нас - только от Бога. 

Абстрактно это принять легко. А выделить конкретику, как выяснилось, невозможно и не нужно. Принцип неопределенности работает и здесь ) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 минут назад, Юрий Кур сказал:

Абстрактно это принять легко. А выделить конкретику, как выяснилось, невозможно и не нужно. Принцип неопределенности работает и здесь ) 

Какой неопределенности? Зачем себе лгать?

Все хорошее в нас - только от Бога. 

Господь дал человеку разные таланты, которые нужно открыть в себе, и служить Богу и людям. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...