Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
6 минут назад, Мария Ш сказал:

Если перечитывать биографии великих писателей и художников, то обычно чувствуешь, что при всем преклонении перед таким человеком ты все-таки не хотел бы быть соседом с ним в коммунальной квартире.

Вы вероятно неправильно выразились.

Какое еще преклонение перед человеком?

 

Восхищение его талантом (писателя/художника), Богом в него заложенным. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Мано сказал:

Вы вероятно неправильно выразились

О бдительность! Я не буду испиавлять. Автор первой части сообщения - Михаил Леонович Гаспаров. Что написал, то написал. Сейчас закавычу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, Мано сказал:

Какое еще преклонение перед человеком?

Я имею обоснованное предположение, что Ваше отношение к своему ребеночку где-то близко к этому ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Батюшка, а как это различать, если ты неофит?

 

Это понятно, что

Те произведения, которые взращивают человека для "причастности <его> к Источнику духовности, то есть к Богу" - и есть духовное.

А те произведения культуры и искусства, которые взращивают "плевелы" - душевное.

 

Есть произведения, которые ПО ИДЕЕ ДОЛЖНЫ взращивать человека.

Например, книга, написанная священником, и продаются в церкви. А она пуста по содержанию, за исключением цитат.

 

Есть произведения культуры и искусства, которые так затрагивают душу, что как проповедь.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

душевный  (не духовный, или неверующий) создать духовное произведение

Так понимаю, что любое значимое в общечеловеческом плане произведение искусства духовно. Душа, открытая влиянию духа, открытая вдохновению. Сама она служит медиатором. Только вопрос, под чьим влиянием находится душа. И как она это влияние переживает. О творческих неудачах и о потугах людей, не имеющих призвания говорить не интересно - что можно выжать из себя? Продукты жизнедеятельности.

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
10 минут назад, Юрий Кур сказал:

Я имею обоснованное предположение, что Ваше отношение к своему ребеночку где-то близко к этому ))

Уважаемый совершенно незнакомый мне человек. По себе людей не судят. 

Всего Вам самого доброго. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
21 минуту назад, Мария Ш сказал:

Только вопрос, под чьим влиянием находится душа.

Так это и есть самый важный вопрос. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
46 минут назад, Юрий Кур сказал:

Музыки самой по себе не существует, вне человека. Один слушает ораторию и славит Бога, а другой поверяет алгеброй гармонию, раскладывает все на составляющие.

Очень хорошо вы написали! 

Действительно, если музыку разложить на ноты и картину на краски ничего не получится. 

(а у меня вообще работа такая, конструктор - постоянно все раскладывать, а потом обратно собирать)). 

С другой стороны, чтобы понимать музыку, живопись и пр.  нужно знать, из чего она состоит. Не напрасно же сольфеджио в музыкалке)). Во всем должен быть порядок. 

Или язык. Я, например, только когда начала читать на ЦСЯ, поняла, как не глубоко я знаю русский. А теперь смысл стал открываться. 

Своему сыну я говорю -а в жизни вообще  нет ничего сложного, нужно просто сесть и разобраться.)) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

если музыку разложить на ноты

Автор этого мира создал его мерои, числом и весом. (Сейчас меня поправят - словом)). Расположил все в мире, точнее..

 разлагать - один из профессиональных навыков человека. Прежде чем абстрагировать, мы все равно сначала воспринимаем явление в целом. Другое дело, что из отдельных нот не всякий сложит мелодию.

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Как показывает опыт, духовное (Дух) - это само по себе, музыка - сама по себе.

 

История1

 

Жена когда-то в давние времена вывела меня на концерт. Там были молодые начинающие группы (на разогреве), и профи в возрасте (в конце).

 

Вот одна группа молодежная и их солистка так пели (ну ничего особенного, и вокал весьма скромный), но всем захотелось танцевать. Они свое отпели, и пришли на смену профи.

 

Играли очень знаменитые произведения. Без фальши. Но так скучно.... Что буквально в течении пары минут все танцующие с танцпола ушли.

 

История2

 

В храмовом Богослужении главное - Бог. Если служишь Богу, то и простой обиход будет очень впечатляющий. И партесное пение может быть одухотворено. А может быть все иначе.

 

История3

 

До рукоположения пел в кладбищенском храме, и там были часты отпевания. Там тоже Бог решает - если нужно человека хорошо отпеть, то все сразу в ноты попадают, фальши нет, все плакать прекращают, и после отпевания успокоенные уходят.

 

А иногда такое отпевание. Вообще никто в ноты не попадает, воздуха нет, все рваное, жуткая жуть.

 

Эпилог

 

Вообще в келейной молитве пение запрещено. Это само по себе говорит о том, а большое ли значение имеет музыка. Вывод очевиден.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

любое значимое в общечеловеческом плане произведение искусства духовно.

Любое?

То, что значимо в общечеловеческом плане - всегда ли оно духовно? 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
22 минуты назад, Иерей Алексей сказал:

простой обиход будет очень впечатляющий. 

Особенно в простом деревенской храме, где несколько бабулек на клиросе! Самое доброе и проникновение пение. 

 

23 минуты назад, Иерей Алексей сказал:

 

Вообще в келейной молитве пение запрещено

Да? Ой, а я не знала и иногда пою :rolleyes:

Особенно, когда храмы были весной закрыты, подпевать хору можно было в голос! :whistle2:

 

20 минут назад, Мано сказал:

Любое?

То, что значимо в общечеловеческом плане - всегда ли оно духовно? 

 

Духовное тоже разной направленности. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
25 минут назад, Иерей Алексей сказал:

в келейной молитве пение запрещено.

батюшка, а это распространяется на домашнее чтение литии или псалтири?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
39 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Вообще в келейной молитве пение запрещено. Это само по себе говорит о том, а большое ли значение имеет музыка. Вывод очевиден.

О запрете не знала. Это новость. Чем он обусловлен?

Все, что существует, имеет некоторое значение. О значении музыки можно подумать, оглядываясь на Писание. На том свете она будет.

Так что вывод Ваш не для всех очевиден.

39 минут назад, Иерей Алексей сказал:

В храмовом Богослужении главное - Бог

Несомненно. Он всюду главный.

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
12 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Духовное тоже разной направленности. 

Да, я неточно сказала.

То, что важно, значимо в общечеловеческом плане - всегда ли оно взращивают человека для причастности его к Источнику духовности, то есть к Богу?

УВЫ, не всегда. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Мано сказал:

Да, я неточно сказала.

То, что важно, значимо в общечеловеческом плане - всегда ли оно взращивают человека для причастности его к Источнику духовности, то есть к Богу?

УВЫ, не всегда. 

 

Может быть, важность хотя бы в том, что мы можем сделать выбор - хотим ли мы пойти в этом направлении?

Маша же и написала, в зависимости от того, под чьим влиянием находится душа (создавая произведение). Я так поняла. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
13 минут назад, ~ Весна ~ сказал:

Может быть, важность хотя бы в том, что мы можем сделать выбор - хотим ли мы пойти в этом направлении?

Маша же и написала, в зависимости от того, под чьим влиянием находится душа (создавая произведение). Я так поняла. 

Да мы то конечно хотим с Вами сделать выбор понятно какой - выбрать то, что взращивает для причастности к Источнику духовности, то есть к Богу.

 

Да, Маша написала в зависимости от того, под чьим влиянием. Но всегда ли Маша способна это безошибочно определить? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, *Владислав* сказал:

а может человек душевный  (не духовный, или неверующий) создать духовное произведение искусства. И можно ли в таком случае применять к нему или его произведению евангельское: "Дух дышит, где хочет"?

В большинстве случаев так не бывает, так как Бог в воспитательных целях старается преподать пример людям, как добродетельная жизнь приводит к добрым плодам и творениям. Но в силу какого-то особого промысла Божия, может и такое быть. Вспоминается некий римский актер, который желая поглумиться над христианством, кощунственно на сцене крестился, но потом на него сошла благодать, и он перед всеми исповедовал себя христианином и  принял мученическую смерть. Вряд ли он был сильно добродетелен в жизни, хотя и в этом случае, Бог заранее предвидел нечто доброе в его душе и сподобил его мученической кончины.

 

3 часа назад, *Владислав* сказал:

И еще такой вопрос. Где-то слышал, что после Частного суда до Страшного Суда еще может произойти, т.с. накопление последствий. Т.е. все последствия  "творчества" на момент смерти "творца" еще не известны. К примеру,  под "Ягоду-малину" какое-то время попляшут в дурмане с выпадающими телесами и все, урон т.с.,  минимальный. А допустим, под песенку: (текст примерный) "Угнала тебя у другой, как жигули (кажется) )), многие с этим "творением" на устах разорят не одну семью. Так ли это?

Да, именно так. Грешные творцы и после смерти продолжают грешить, и когда их творения наносят очередному человеку вред, их адские муки при этом усиливаются. Им не позавидуешь...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 

,,Настоящее искусство способно вызвать наслаждение, но оно бессильно переродить душу 

Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение; но это неправда. Под влиянием искусства, музыки, пения и т.д. человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно бессильно переродить его."( преп. Варсонофий Оптинский)

 

,,Земля – это место изгнания, ссылка. За уголовные преступления людей осуждают на каторгу, кого на двенадцать лет, кого на пятнадцать, а кого и навсегда, до смерти. Вот и мы провинились перед Господом, и осуждены на изгнание, на каторгу. Но так бесконечно любвеобилен Господь, что даже в этом месте изгнания оставил Он нам много красот, много отрады и утешения, которые особенно понимаются натурами, обладающими т.н. художественной чуткостью. Эти красоты здешнего мира только намек на красоту, которой был преисполнен мир первозданный, каким его видели Адам и Ева. Та красота была нарушена грехом первых людей.

Представьте себе чудную статую великого мастера, и вдруг ее хватили обухом – что от нее останется? Осколки. Мы можем подобрать их, отыскать шею, часть лица, руки; признаки красоты сохраняются и в этих отдельных осколках, но уже не получить нам прежней гармонии, прежней цельности, красоты еще не разрушенной статуи. Так и грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, и остались нам только осколки ее, по которым мы можем судить, как прекрасно все было раньше, до грехопадения.

Но придет время всемирной катастрофы, весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна – все сгорит, все исчезнет, и восстанет новый мир, гораздо прекраснее того, который видели первые люди. И настанет тогда вечная радость, полная блаженства во Христе.

По этой-то блаженной жизни и тоскует теперь на земле человеческая душа. Есть предание, что раньше, чем человеку родиться в мир, душа его видит те небесные красоты, и, вселившись в тело земного человека, продолжает тосковать по этим красотам. Так Лермонтов объяснил присущую многим людям непонятную тоску. Он говорит, что за красотой земной душе снился лучший, прекраснейший мир иной. И эта тоска по Боге – удел большинства людей.

Так называемые неверы сами по себе верят и, не желая в этом признаваться, тоскуют о Боге. Только у немногих несчастных так уж загрязнилась душа, так осуетилась она, что потеряла способность стремиться к небу, тосковать о нем. Остальные ищут. А ищущие Христа обретают Его по неложному Евангельскому слову: "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам" (Мф. 7, 7).

"В дому Отца Моего обители многи суть" (Ин. 14, 2). И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях. И не только о внутренних, но и о внешних. Каждую душу Господь ставит в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель. Когда душа исполняется мира, покоя и радости – это внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его." ( преп. Варсонофий Оптинский).

 

7 минут назад, A Lost Sheep сказал:

 

 

Да, именно так. Грешные творцы и после смерти продолжают грешить, и когда их творения наносят очередному человеку вред, их адские муки при этом усиливаются. Им не позавидуешь...

 

Не помню, у кого из Отцев читала, что писатель, который своим безнравственным произведением губит души читающих, даже если и не сотворил при жизни особо тяжких личных грехов,  после своей смерти находится в худшем адском месте, чем отпетые убийцы- разбойники-маньяки. Последние - погубили определенное количество душ и все,  а писатель продолжает губить своим творчеством, даже после смерти, число жертв постоянно увеличивается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Я считаю, что искусство созданное человеческими руками - это суррогат,  топорная подделка,  мелкое, осколочное  подобие настоящего Искусства, Автор и Создатель, которого наш Творец. Душа чувствует эту искусственность, подделку, но тем не менее стремится утешиться, даже этим осколком и я, к сожалению, в том числе.

 

 

Вчера в Праздник Богоявления, после Праздничного Богослужения, увидела в храме на лавочке горько плачущую  и молящуюся нашу местную нищую, просящую милостыню в нашей округе. На улице мороз, очень холодно, а она в без теплой верхней одежды, в какой-то жилетке и в резиновых тапочках. Сначала подумала, что ей больно от того, что она отморозила себе ноги. На мой вопрос, ответила, что она в двух очень теплых носках и не замёрзла, а плачет от того, что ей очень больно, все болит, она после аварии, вся поломанная, еле собранная и в ней куча металла, с помощью которого ее собирали. Все очень болит. Сапоги не может обуть, потому что не влезают ноги, ступни не сгибаются.   Попросила ее не выгонять, она иногда заходит к нам греться. Я ужаснулась. 
Сразу подумалось, мы тут несколько дней об искусстве, душевности рассуждаем, а вот реально живой человек, тяжело страдающий и ему это искусство абсолютно все равно, он кроме боли и страдания ничего не видит. Контраст. Одни от скуки и безделья ищут дополнительное эстетическое наслаждение, другие - неимоверно страдают от болезней и нищеты. А тем временем времечко бежит...) Неумолимо..)) Это для себя, мысли. 
Это такие мои праздничные думы- размышления, так сказать, мысли вслух, поделилась под большим впечатлением,  после беседы с нашей нищей.  Возможно у кого-то имеется другое мнение, не хочется споров. Простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 минуту назад, Roza сказал:

Я считаю, что искусство созданное человеческими руками - это суррогат,  топорная подделка,  мелкое, осколочное  подобие настоящего Искусства, Автор и Создатель, которого наш Творец.

это если тварь считает себя творцом, который имеет право и обязанность "самовыражаться". Но ведь есть творчество, где истинный Творец творит через человека, которого Он и сотворил. И не только в искусстве. Откуда приходят идеи и их понимание, еще даже до выражения в словесной форме,  умозрительные понятия, обобщения?..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 hours ago, Юрий Кур said:

батюшка, а это распространяется на домашнее чтение литии или псалтири?

Это - монашеское правило. Чтобы не услаждаться собственным голосом и не пустословить на молитве.

 

Про литию очень даже понимаю - если тропари "Со духи праведных..." я пою, то спокойно все 4 тропаря вспоминаются. А если читать начну, могу и забыть...

 

3 hours ago, Мария Ш said:

 

Все, что существует, имеет некоторое значение. О значении музыки можно подумать, оглядываясь на Писание. На том свете она будет.

Так что вывод Ваш не для всех очевиден.

 

У нас много чего на том свете будет. Но это все не главное. Но для вас, Мария, в силу текущих послушаний, это не важно. Для вас музыка очень даже может быть очень важной.

 

Всему свое время.

 

Лет 10 назад для меня музыка много значила, и я ее много слушал.

 

За 10 лет мои музыкальные вкусы не изменились, но сейчас музыка для меня стала неинтересной, и я ее практически не слушаю. Я ее предпочитаю петь. Если она храмовая.

 

А мiрские песни я никогда не пел, всю свою жизнь. Никогда не было интересно.

 

То, что в свое время начал петь в храме, было очень неожиданно, даже для меня самого. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
9 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Это - монашеское правило. Чтобы не услаждаться собственным голосом

На мирских распространяется?

Мне до услаждения далеко. Способности слабые, приходится каждую мелочь отрабатывать, чтобы не было совсем плохо.

 К мирской музыке отношусь нормально, но тоже не испытываю потребность слушать ее. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 часа назад, Roza сказал:

Одни от скуки и безделья ищут дополнительное эстетическое наслаждение

Я очень боюсь осуждать людей и "догадываться" о том, чего именно они ищут в искусстве - эстетических ли наслаждений или ответов на свои вопросы. 

И от скуки и безделья ли? Тоже боюсь "догадываться".

Потому что мои "догадки" могут оказаться ложными. 

 

3 часа назад, Roza сказал:

другие - неимоверно страдают от болезней и нищеты.

Это просто мое мнение, я возможно ошибаюсь - сама постановка вопроса - почему одни люди ходят и наслаждаются

а другие люди болеют и плачут от горя... она неправильная.

Здесь и зависть, и осуждение, и превозношение, и недоверие Богу.

Простите, я возможно ошибаюсь.

 

Простите, это всего лишь мое мнение.

Я с Вами поделилась почему я боюсь вообще задавать себе этот вопрос о том, почему кто-то здоровый или богатый, а кто-то

бедный и больной. 

Я задавала этот вопрос, и нашла ответ:

"Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты?"

"Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно.”

Изменено пользователем Мано

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
46 минут назад, Мано сказал:

 

Здесь и зависть, и осуждение, и превозношение, и недоверие Богу.

 

 

47 минут назад, Мано сказал:

Я очень боюсь осуждать людей и "догадываться" о том, чего именно они .

 

49 минут назад, Мано сказал:

 

Потому что мои "догадки" могут оказаться ложными. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...