Перейти к публикации
  • 0

Вопрос

«Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15)

Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного?

 

"Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом".

Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время.

(Президент Пушкинского музея  Ирина Антонова)

http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702

 

"но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:"

(Письмо А.П.Чехова  Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.)

https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html

 

"Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати."

 

Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.

Скрытый текст

О духовной энтропии

 

Рубрика: О духовной жизни

 

В физике существует закон, который назван «вторым законом термо­динамики». Он заключается в том, что структурная энергия обращается в хаотичную, похожую на отработанный шлак. Этот процесс распада энергии, превращение ее в неуправляемую деструктивную силу, которая грозит уничтожением миру, назван энтропией. Если взять акт творения, как исходную точку энергии, то здесь энергия бу­дет обладать наибольшим внутренним порядком и направленностью. Затем происходит постепенное угасание и разложение энергии, как будто еди­ный энергетический план разрушается, и энергия начинает уничтожать саму себя. Пример такой энтропии, на видимом нам историческом отрезке, представляет катастрофическое падение магнитного поля земли: в 1400 лет она уменьшается, приблизительно на половину. Другим видом энтро­пии служит радиация. Итак, в энергетическом плане, история представляется нам процессом от совершенства к разложению, от жизни к смерти, от порядка к хаосу. В этом смысле мир постепенно погружается во тьму и безумие.
Мы привели это, как образ, сравнение и пример, как аналогию с духовной сферой человечества. Нравственно и духовно мир деградирует, он становится неуправимым. Душевная энергия принимает угрожающие формы демонической энергии, культура становится каким-то нравственным самопожиранием, искусство - песней смерти. Единственно, что могло бы противостоять разложению и распаду мира - это религия и Церковь, как возможность контакта конечного с Бесконечным, временного - с вечным, оскуде­вающего - с полнотой вечных божественных энергий. Но и здесь мы видим потери, отчуждение и угасание.
Церковь - вечна, почему же мир чувствует оскудение благодати? В духовной жизни наступают сумерки, которые мо­гут превратиться в непроницаемый ночной мрак. Люди ищут помощи в Церкви, но немногие находят ее. Почему происходит так? Религия - это синергизм, это встреча, единение и сочетание двух волей - божественной и человеческой; вне этого человеческое сердце остается непроницаемым для благо­дати. Человечество потеряло что-то очень важное. Из-за чего в Церкви, обладающей одной и той же силой, внутренний союз человека с Богом разрывается, духовное переходит в душевное, человек начинает искать в Церкви не спасение, а утешение, при том, в душевном значении этого слова: отвлечение от земных проблем, силу переносить несчастье, чувство эстетического удовлетворения и т.д.? Но душевные чувства непостоянны, это не состояние, а настроение: человек не воспринимает религию, как новую жизнь, а Бога - как Душу своей души. Почему происходит это? Можно ли объяснить все невежеством или переходом на внешние ри­туалы? Нет, такую же внутреннюю неудовлетворенность и серость, такую же духовную мертвенность чувствуют люди, изучающие религиозную ли­тературу, и, даже сами богословы, при том, еще в большей степени. По нашему мнению, это расщепление религии, если можно выразиться, «шизо­френия религии», происходит от распада того, что должно составлять единые и неделимые кольца золотой цепи, а именно: правду и любовь, средства и цель. Они разделены: любовь мыслится отдельно от правды, а цель от средств. Любовь многогранна, заповедь о милосердии широка, и низшие формы милосердия зависят от внешних причин и обстоятельств. Здесь происходит апостасия - истина приносится в жертву любви, а любовь, отделенная от истины, уже существовать не может, она деградиру­ет, становится душевной любовью, социальной солидарностью, тем, что последнее время принято называть гуманизмом.
Высшая цель духовной любви - вечное спасение; вне истины она неосуществима. Цель гуманизма - удовлетворение эмпирических потребностей и способностей человека. Соединить это с высшей истиной не возможно. Нам кажется, что духовной энтропией человечества является ложь. Она не изобретение современности: демон наз­ван в Евангелии лжецом и отцом всякой лжи. Премудрый Соломон писал: «Много есть людей милостивых, а правдивого где найдешь». Но в последнее время ложь стала настолько глобальной, что люди перестали видеть и понимать, что такое ложь, - как рыба, плавая в воде, не понимает, что та­кое вода. Ложь стала стилем жизни. Ложь существовала раньше, но тогда люди знали, что это ложь, что ложь это грех, а теперь если кто-либо решился бы говорить всегда правду, или молчать, то его сочли бы больным, безумным, в лучшем случае, оригиналом, вроде хиппи, который из-за гордости бросает вызов общественному мнению.
Люди каются на исповеди в грехах, иногда очень под­робно, а некоторые интеллигенты так глубоко, что им позавидовал бы сам Фрейд со своим психоанализом. Но почти никто не кается в том, что ложь стала нормой жизни; почти никто не понимает, что говорить правду - это долг христианина; что без правды нет христианства, а только его душевный суррогат.
Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм).
Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа.
Труднее быть правдивым, чем милосердным: правда грозит разлучением с друзьями, упреками род­ных, потерей близких, изгнанием и даже смертью; милосердие требует намного меньше - отдачи части своего другим. Мы уже не говорим о том, что в наше время «артисты милосердия» ухитряются больше полу­чать, чем давать и помогать человечеству в собственном лице. Грех и обман существовали всегда. Мы говорим о том, что изменяется сама мораль, следовательно, и дух современных христиан. Более того, ложь считается, чуть ли не мудростью и богоугодным делом. Человек, примирившийся с ложью, не может чувствовать благодать Божию в своей душе, он только может ощущать душевное удовольствие за то, что сделал доброе дело, да еще его похвалили за это. Заповедь о тайной милостыне также стала непонятной: почему добро надо прятать? Не лучше пропагандиро­вать его через прессу и телевидение, чтобы на это добро смотрели многие и учились ему? Только они забыли, что это добро не увидит Бог.
Человек, употребляющий нечистые средства, как бы забывает о сущест­вовании Бога и о всемогуществе Божием, более того, ставя перед со­бой религиозную цель и употребляя греховные, лживые средства, он считает, что угождает Богу. Ложь и зло во славу Божию - это самое страшное кощунство. Разве может немощный человек защитить дело Бо­жие продажей своей совести, неужели Господь потерял Свою силу? Девиз: «Цель оправдывает средства» - логически приводит человека к безбожию. Нам кажется, что те ложные общественно-церковные движения, которых не знала история Церкви, как раз происходят оттого, что истину отделили от любви, а любовь - от истины. Истина - это берега реки, а любовь - поток, наполняющий русло. Если иссохнет поток, то никто не захочет подойти к пустому руслу, чтобы утолить жажду, а если будут размыты берега, то река превратится в топкое и грязное болото.
Крест Спасителя – это любовь и правда, соединенные Кровью Христа.

(архимандрит Рафаил Карелин)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
2 hours ago, *Владислав* said:

Моя печаль) немного о другом и, как я понял у отца Даниила тоже. 

Об этом же, только о.Даниил на этих словах, которые я выделил и акцентировал, акцента не делает, и вы, как и о. Даниил, на них акцента не делаете.

 

А я делаю. Но говорим мы об одном и том же.

 

Я просто добавил ответ на два "почему":

 

1) Почему застревают в такой литературе.

 

2) Почему не переходят на новый уровень. 

 

От безделия это все. Не делают того, что в этих простых книжках написано (простейшего), поэтому они для них и остаются актуальными, влекущими к цели. И будут продолжать их читать, и копипастить, и с другими делиться.

 

А когда своими делами это все перерастут, то, начав читать, сразу выкинут. Потому как не актуально.

 

Интереснее другое - понимание. Ты можешь быть причастен к чему-то (если Господь дарует милость пережить, то есть, своим бытием прикоснуться), и ты становишься свидетелем некоей истины. Но не понимаешь "а почему так".

 

Большое видится на расстоянии. Вот как раз упоминание отца наместника, и зачитывание его книжкой как раз это и показывает. Да, жизнь прожита богатая, да, Господь дал соприкоснуться со многими вещами, да, есть понимание, что все устроено именно так, как оно и было, но нет понимания "а почему".

 

И тут вдруг в старой книжке, уже давно прочитанной, "вдруг" появляется информация, объясняющая все "почемучки". Так приходит от Бога вразумление, и это тоже очень интересный и таинственный процесс.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

И, кстати, в одной из предыдущих бесед отец Даниил говорил, чтобы мы себе хорошо представляли, кто такой, например, Авва Дорофей, где и когда он жил, как он жил, чтобы изложить свои поучения. И для кого он писал. В каком духовном возрасте и состоянии он был. Читать надо то, что благословляют. И с этим в прелести тонут. Не говоря уже, если по самомнению. 

А разговорчивые монахи только на беседах. Первое время просто удивлялась, что это - отец Даниил - такой - разговорчивый ))). В основном, если потребность в хорошем духовном пендале для ускорения понимания, то да, некоторое количество слов можно получить. А так молчуны ещё какие, если послушание не связано с общением с публикой. И это не всем по силам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
15 минут назад, Иерей Алексей сказал:

Не делают того, что в этих простых книжках 

То есть, все, кто читает духовных классиков, азы прошли, сделали элементарное и теперь на другом уровне? Сомневаюсь я, однако ))). Главное в том, чтобы не просто читать, а исправляться, подражать, принимать к сведению. Чаще всего это привычное поглощение информации. И все. Судя по словам и поступкам. Достаточно одно прочитать и выполнить "Антоний, внимай себе!"...))) Чужая жизнь для нас  потёмки, чтобы оценивать и делать выводы. Кто-то даже и к лёгкому чтиву не приступал и не приступит никогда. Вот интересно: "Пасху Красную" никогда не продавали в книжных лавочках Оптины. А в гостиницах паломнических, которые в десятках метров от Центрально входа - всегда. И на день памяти убиенных братий ежегодно раздавали сотнями. Ежегодно! А братий нет уже 28 лет. Правда, теперь отца Илиодора тоже нет, главного дарителя книг...А на могиле Нины Александровны Павловой так и стоит крест со времени ее захоронения.  В смысле его давно бы уже заменить, как и всем, рядом лежащим. Но вот некому. Такая странность...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

 

41 минуту назад, Olqa сказал:

А разговорчивые монахи только на беседах.

А так молчуны ещё какие, если послушание не связано с общением с публикой.

А где им еще быть разговорчивыми? И главное зачем?)
А на беседах только отец Дмитрий Волков честно говорил  - меня к вам прислали, сказать мне вам нечего, поэтому спрашивайте.)

41 минуту назад, Olqa сказал:

Читать надо то, что благословляют. И с этим в прелести тонут. Не говоря уже, если по самомнению. 

А вы пол-азбуки сюда перелили таких рассказиков по послушанию?)

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

таких рассказиков

Каких?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

О.Даниил, насколько я понял, выступает не против "легкой" духовной литературы, а против подмены ею духовной жизни, против того, чтобы человек читая такие книги думал, что занимается духовным деланием, расслаблялся и переставал работать над собой.

 

Чрезмерное употребление воды губительно, но вода сама по себе не есть зло.

 

Часто в таких простых книжках мы получаем примеры, как духовно опытные люди поступают в тех или иных ситуациях, и учимся у них. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

"Несвятые святые", "Пасха красная" стоят в одном ряду с жизнеописаниями о. Николая Гурьянова, о. Павла Груздева, рассказами митр. Вениамина (Федченкова), а если провести эту параллель дальше - то и с воспоминаниями о преп. Серафиме и оптинских старцах, созданными до канонизации, с "Лугом Духовным", "Лавсаиком" и т.д.

 

И важно ещё, каким духом пропитаны книги. Вот, в книгах о. Ярослава Шипова, казалось бы, почти ничего нет о молитве, о борьбе со страстями. Но в них есть какое-то ощущение любви и света. Просто всё должно быть в меру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
3 минуты назад, Юрий Кур сказал:

Часто в таких простых книжках мы получаем примеры

Да, и некоторым совсем не помешало бы прочитать Ольгу Рожневу, например. ))).

Не надо сразу в старшие классы рваться. В детском саду в самую пору побыть подольше. Вот заботливые мамы не спешат детей в школу отдавать. Лучше чуть позже. И не прогадывают. Психика покрепче у ребенка, легче справляться с трудностями. Так и в чтении. По гордости за тома Святых Отцов браться пользы не принесет никакой. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

Моя печаль) немного о другом и, как я понял у отца Даниила тоже. В том, что люди застревают в такой литературе. Но будучи "духовной жаждою томим<ы>" не переходят на другой уровень, а продолжают потреблять душевное. Я и в церковной лавке и так, наблюдаю... люди активно покупают эти книжицы, меняются, говорят о них, ссылки кидают, копипастят...  Прямо, как с сериалами, ждут "с томленьем" нового сезона, новой серии... и так годами. Все тот же, как мне кажется, принцип потребления (сериалов, колбасы, книг...)  в действии.

 

Ко Христу приходят в разном возрасте.

Кто-то приходит в зрелом возрасте, кто-то в старости.

А кто-то с грудничкового возраста в церкви - родители носят, причащают.

Начинают читать детям именно такую литературу - стихи, рассказы, сказки. 

Жития святых не читают маленьким детям, чтобы дети не воспринимали их как сказки. 

 

Люди приходят ко Христу не только из академии наук, приходят и люди без образования.

Так называемая православная литература - там много откровенно бездарной, плохо написанной литературы!

Что касается книги "Несвятые святые" -  многие люди воцерковились, читая ее. 

 

Главное не чтение само по себе. 

А что мы берем из этого чтения.

А там все повторяется у разных святых - люби Бога, люби людей. 

Живи по заповедям Божьим, относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. 

 

Раньше в деревнях были люди безграмотные, которые вообще не умели читать, а к ним вся деревня шла за советом. 

Эти люди жили с Богом, верили в Бога, и верили Богу. 

Никого не осуждали, не сплетничали, занимались своим огородом, все с молитвой, с добротой. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
45 минут назад, Olqa сказал:

Каких?

Вообще-то, я другой вопрос задал. Вы по благословению читали и копипастили сюда пол-азбуки?)

 

25 минут назад, Юрий Кур сказал:

стоят в одном ряду...

а если провести эту параллель дальше - то и с воспоминаниями о преп. Серафиме и оптинских старцах, созданными до канонизации, с "Лугом Духовным", "Лавсаиком" и т.д.

 

"Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью. Остапа несло."))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, *Владислав* сказал:

"Васюкинские шахматисты внимали Остапу с сыновьей любовью. Остапа несло."))

Потри  борца с легким православным чтивом, и найдешь поклонника "Двенадцати стульев"...

 

"Гроссмейстер", помнится, потом шарахнул соперника шахматной доской по башке; решили последовать его примеру?

 

1 час назад, *Владислав* сказал:

Вы по благословению читали и копипастили сюда пол-азбуки?)

А Вам что за дело? 

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
4 часа назад, *Владислав* сказал:

таких рассказиков

Каких? Вообще-то, чтение Святых Отцов должно помочь свой словесный запас выправить, очистить от всего ненужного. Опять же, подражая им. Убирая многочисленный мусор. Ну или хотя бы отцу Даниилу что ль подражая, отцу Венедикту, отцу с ником ЛостШип. О подробностях благословений не принято толковать с третьими лицами.

Кстати, вторую половину "Азбуки" снесли в Оптинские Толкования))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
21 час назад, Olqa сказал:

подражая им. Убирая многочисленный мусор

Я не очень понял, вы чего так разволновались?))

Вы сказали, что "Читать надо то, что благословляют"(Olqa). Я в связи с этой мудростью уточнил, брали ли вы благословение на чтение всего того, что вы терабайтами выкладывали на форум. И в чем тут тайна, которую надо соблюдать?

Кстати, на то, чтобы выкладывать и рекомендовать другим это читать вы брали благословение? Потому что, как вы далее глубокомысленно заметили: "Не надо сразу в старшие классы рваться. В детском саду в самую пору побыть подольше... Лучше чуть позже... Психика покрепче у ребенка" (Olqa). Но что-то мне подсказывает, что вас не благословляли травмировать детские психики?)

И далее...  нам-то как нужно действовать, сначала распечатывать и нести священнику брать благословение все это читать? 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
6 часов назад, ~ Весна ~ сказал:

Ждём с нетерпением!

Значит через два-три дня, в первых числах февраля уже увидим эту беседу на канале Оптиной.

Видимо, направленный на это послушание послушник послушается очень послушно.))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
В 26.01.2022 в 20:54, *Владислав* сказал:

Слава Богу у Оптиной опять дошли руки и до тех, кто далече.)

Слава Богу!

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ого, какая скорость обработки видео!)

Кто эти замечательные люди из "Медиа-службы монастыря", чтобы поблагодарить их молитвой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

О. Нил говорит о своей ежедневной исповеди и упоминает об отцах, которые это делают существенно реже, т.к. им удается избегать нарушений? Монахи внимательны. Чем больше заняты внутренней жизнью, тем больше должно бы открываться  несовершенств. Значит ли сказанное, что некоторым удается отсечь грех на уровне помысла, то есть до дела не доходит... или это значит, что некоторые придерживаются обычая исповедовать только тяжкие преступления?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
20 часов назад, Мария Ш сказал:

Значит ли сказанное, что некоторым удается отсечь грех на уровне помысла, то есть до дела не доходит... или это значит, что некоторые придерживаются обычая исповедовать только тяжкие преступления?

Я думаю, если тех отцов спросить, вряд ли кто про себя скажет, что ему удается "не дойти до дела"... Скорее всего, иногда это получается, иногда нет. И насчет тяжких преступлений - тоже сильно личное. Это всё обычно только с духовником обсуждается.

 

Известно, что древние пустынники исповедовались и причащались редко, храня благодать. Сейчас это на порядки сложнее, вряд ли кто такое потянет, да и нет нужды в этом, в Оптиной исповедь и так регулярная у всех насельников. Каждый сам себе выбирает с духовником свой режим по потребности и возможности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
24 минуты назад, A Lost Sheep сказал:

сильно личное

Лично никем из насельников не интересуюсь, а о правиле. Вроде тех мирян, которым доступен храм , благословляют раз в неделю. У отшельников свое призвание и отдельный режим, а когда живешь среди храмов и считаешь, что за 2 недели не накопил на исповедь, странно. Но да, его дело..

В Греции есть традиция запрашивать исповедь только по очень веским поводам.. вот и подумала, что может и у нас такая тенденция появилась

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, Мария Ш сказал:

запрашивать исповедь только по очень веским поводам..

А что считать очень веским поводом, это тоже сильно разное у всех... Кому-то один помысл неисповеданный спать не дает спокойно, а у кого-то - никого не убил, не ограбил, грехов нет )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

Кому-то один помысл неисповеданный спать не дает спокойно, 

Там, в Греции, это была бы ваша личная проблема, а не повод вызывать скорую. Как с насморком и прыщами сначала пытаются справиться самостоятельно (ой, это слово, которое может повлечь(),  а вот если не в душе, а деятельно оскорбил, украл и т.д. -это да..  исповедь.. 

Сама стандарта придерживаюсь. Раз в неделю. Просто удивилась, что некоему оптинскому монаху это требуется реже, вот и вспомнила о той традиции

Изменено пользователем Мария Ш

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
7 минут назад, Юрий Кур сказал:

стандарт ?

По секрету: 6 дней трудись, 7 Богу. Приэтом все, что делаешь (едители, пьете ли... ). посещать храм чаще или реже - дело каждого, а стандарт как якорь. Бог заповедал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...