Перейти к публикации
Георгий.

Цикл темы: достояние в лицах - Русской Истории!

Рекомендованные сообщения

/Кто пожелает, добавляйте в этой теме других достойных лиц - Русской Истории! Они могут быть поэтами, писатели, музыканты - композиторы, художники, полководцы, ученные все кто своим трудом и всей своей жизнью и даже смертью возвеличил и прославил Россию!

Данная тема созвучна с темой "что почитать"./

 

Re - Post: https://madam57.livejournal.com/375700.html

 

Любовь, жизнь и смерть Александра Грибоедова

 

408843_original.jpg

 

Александр Сергеевич родился в столице Российской империи 15 января 1795 года. Грибоедов гениален! Дипломат, статский советник, дворянин, поэт и прозаик, драматург, композитор и пианист, сатирик, востоковед. Многим он известен как автор знаменитой пьесы «Горе от ума» — источника крылатых фраз.

 

Детство и юность

 

Родовитая семья Грибоедовых принадлежала дворянскому сословию. С раннего детства Александра воспитывали лучшие немецкие гувернеры. Он получил блестящее домашнее образование.

 

Шестилетний Грибоедов владел тремя иностранными языками, в юности свободно говорил на шести европейских и восточных языках. В 33 года он знал уже десять языков!

 

В восемь лет Александра отдали в университетский благородный пансион. Спустя три года его зачислили в студенты Московского университета (словесный факультет). Тринадцатилетний юноша получил ученую степень кандидата словесности. Затем окончил юридический и физико-математический факультеты.

 

Война 1812 года

 

Александр был одаренной личностью и стремился к знаниям. Но война 1812 года прервала его учебу. Семнадцатилетний Грибоедов добровольно пошел в армию гусаром в Московский губернский полк. Воевать Александру не довелось — его полк был отправлен в тыл. Кстати, в 1812 году родилась княжна Чавчавадзе, его будущая жена.

Вскоре Грибоедова назначают адъютантом командира и переводят в Брест-Литовск. В 1814 г. он впервые публикует свои статьи. Спустя год уходит в отставку.

 

Дипломат, драматург и дуэлянт

 

В 1817 г. Грибоедов поступает на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел. Он успешно совмещает дипломатическую службу с литературной карьерой. Появляются его работы «Лубочный театр», «Студент», «Притворная неверность» и др.

 

409838_original.jpg

Александр Сергеевич Грибоедов

 

Живя в Санкт-Петербурге, он активно участвует в деятельности литературно-театрального кружка, знакомится с Пушкиным. Через год его назначают на должность секретаря русской миссии в Персии (Иране).

 

В Тифлисе Грибоедов стреляется с Александром Якубовичем. После этой дуэли у него навсегда остался изувеченным палец на левой руке.

В Иране добивается освобождения пленных русских солдат и лично сопровождает их отряд на Родину. Начинает работу над пьесой «Горе от ума» в 1820 г.

 

С 1822г. по 1823г. служит в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове, знакомится с декабристом Кюхельбекером. Пишет музыкальный водевиль, премьера которого состоялась в 1824г. Покидает службу. Хлопочет о печати и постановке на сцене «Горе от ума», но безуспешно.

 

Возвращается на службу в 1825 году. В 1826г. на Кавказе был арестован на 6 месяцев. Его обвиняли в связях с декабристами, однако не найдя доказательств, освободили.

 

На российское посольство в Тегеране было совершено нападение фанатично настроенных жителей. 34-х летний Грибоедов был убит и изуродован озверевшей толпой 30 января 1829г. Впереди ещё были смерти Пушкина и Лермонтова.

 

Жена Грибоедова Нина Чавчавадзе

 

Княжна Нино (Нина) Чавчавадзе — аристократка, старшая дочь грузинского поэта и общественного деятеля князя Александра Чавчавадзе и княжны Саломеи Ивановны Орбелиани. Отличалась необычайной красотой, изысканностью манер и душевной добротой.

 

Грибоедов, служивший в Тифлисе (ныне Тбилиси), часто посещал дом князя, и давал уроки музыки его десятилетней дочери Нино. По возвращении из Персии в Тифлис в 1828 году он снова встретил повзрослевшую Нину. На тот момент ей было 15 лет, Грибоедову — 33 года.

 

409241_original.jpg

Грибоедов и Нина

 

Потрясенный красотой юной княжны, он влюбился и попросил руки у ее родителей. Через месяц влюбленная пара торжественно обвенчалась. По преданию, во время венчания жених уронил обручальное кольцо. Это считалось недобрым предзнаменованием.

 

409999_original.jpg

Нина Александровна Грибоедова (Чавчавадзе)

 

Спустя несколько месяцев, Грибоедов по долгу службы должен был снова вернуться в Персию. Будучи беременной, Нина сопровождала любимого до Тебриза. Здесь она планировала дождаться мужа, но миссия в Тегеране затягивалась, она возвратилась домой.

 

Трагическая весть о смерти мужа спровоцировала преждевременные роды ребенка, который прожил всего один день. Всю оставшуюся жизнь вдова носила траур по любимому и занималась благотворительностью. 

 

Умерла она в возрасте 44-х лет от эпидемии холеры. Похоронена рядом с мужем в гроте под церковью Святого Давида на горе Мтацминда в Тифлисе.

 

409518_original.jpg

 

Надпись на могильной плите супруга — вечное свидетельство великой любви и верности Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 минут назад, Георгий. сказал:

Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Данная надпись меня не много ставит в тупик. Вопрос посмертный, вдовствующей супруги Грибоедова, не совсем ясен ее смысловой смысл, может, кто то из форумчан или отцов пояснит как эту концовку понимать, какой смысл в ней заключен: //но для чего пережила тебя любовь моя?//

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Георгий. сказал:

какой смысл в ней заключен: //но для чего пережила тебя любовь моя?//

больно ей было. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Юрий Кур сказал:

больно ей было. 

Чисто по человечески, понятно ее состояние, но суть фразы несколько непонятен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, р. Б. Ирина сказал:

Просто она продолжала любить и после его смерти.

Это опять же по человечески понять можно, но вопрос не в этом, а в другом: какой смысл в ней заключен: //но для чего пережила тебя любовь моя?//

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
35 минут назад, Георгий. сказал:

но вопрос не в этом, а в другом: какой смысл в ней заключен: //но для чего пережила тебя любовь моя?//

относитесь как к поэзии - смыслов много

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

может она искренне страдала каждый день по своему любимому. И каждый день был пыткой, не понимала для чего осталась жить.Смысла своей жизни без мужа и ребенка не видела. Вообще, если задуматься, то очень жаль ее.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
52 минуты назад, Юрий Кур сказал:

относитесь как к поэзии - смыслов много

В том и дело, что много, тут пожалуй, без пояснений отцов не осмыслить в полной мере.

10 минут назад, inna d сказал:

может она искренне страдала каждый день по своему любимому. И каждый день был пыткой, не понимала для чего осталась жить.Смысла своей жизни без мужа и ребенка не видела. Вообще, если задуматься, то очень жаль ее.

Опять же, чисто по человечески ее очень жаль, но те слова она не на обум написала. Такие люди с куда более обдуманной позиции могут что либо сказать, это в наше время кто либо может ляпнуть на абум иногда до нелепого доходит. 

Так что, вопрос остался, пока, не решенным, может, отцы на форуме более лучше смогут понять ее слова. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да, я с Инной согласен. Светские люди были, в Боге и в духовности особо смысла не видели, смыслом была семья, общество и положение в нем, служба и политика, то же искусство. Но без Бога это все теряет смысл, когда что-то рушится. Так что, для нас поучительный пример остался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Так что, для нас поучительный пример остался.

Смысл - то, в словах был заложен, ведь в те времена обр. интеллигенция словами так просто не бросалась как в современное, наше время, тем более, когда теряешь себя в этой трагедии.

Пример поучительный и достойный для современных супругов. 

 

Изменено пользователем Георгий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
9 часов назад, Георгий. сказал:

без пояснений отцов не осмыслить в полной мере.

Для этого нужен отец, который сам пережил подобную утрату. Он мог бы предположительно ответить. 

Предположу, что философский посыл такой - "Зачем я живу, люблю? Ведь тебя нет". Если бы можно было почитать надгробные надписи тех времён, могла бы создаться картина. Но это все гадания. )

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Георгий. сказал:

в те времена обр. интеллигенция словами так просто не бросалась

Не бросалась, но от Бога была далека. Дело происходило в о время сильного культурно-духовного кризиса в России, восхищение всем западным, и все потихоньку двигалось к революции. И Оптинские старцы начали свое служение примерно в это же время, как противовес этому влиянию запада. Я именно так это воспринимаю лично.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пространная статья про эпитафии, в начале ее любопытная история одной из могил Ново-Деаичьего кладбиша.

"...— Жанр эпитафии в том смысле, как мы его понимаем, зародился в Древней Греции, и его распространению в огромной степени способствовало алфавитное письмо. Вместе с греками-колонистами оно пришло в Италию, где эпитафии стали создавать этруски, а позже — римляне. В итоге этот жанр распространился по просторам державы Александра Македонского и Римской империи. Не увяла эпитафия и в христианскую эпоху, тем более что первые христиане, порвавшие с язычеством, смогли приспособить сложившиеся традиции к своим религиозным убеждениям и «спрятать» их за строками обычных эпитафий,— рассказывает Александр Авдеев, кандидат исторических наук, научный руководитель проекта «Свод русских надписей» при поддержке Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Университета Дмитрия Пожарского и Лаборатории RSSDA.

В Древней Руси, рассказывает Авдеев, эпитафии вошли в повседневный быт очень поздно: распространение подписных надгробий начинается со второй половины XV века и связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с общехристианским переосмыслением образа смерти, которая стала представляться всемогущей, и, во-вторых, с реформ в поминальной практике, проведенных Иосифом Волоцким. С 1492 года надгробные надписи появляются на монастырских и приходских кладбищах. Эпитафии были строго формализованы: отмечались год, месяц и день смерти, факт благой кончины, христианская принадлежность умершего (раб Божий), часто — имя святого, на день памяти которого пришлась смерть. (День смерти был важнее дня рождения, так как человек переходил из мира тленного в мир вечный.) Кроме того, указывались имя, отчество, фамилия, иногда — сословная принадлежность и профессия. С середины XVI века в эпитафиях стали отмечать час смерти, а в годы Ливонской войны — факт гибели на государевой службе, каковая стала рассматриваться как одна из ценностей служилого сословия. Каноны начали меняться в середине XVII века, когда возрос интерес к человеку: в эпитафиях появились сведения о днях тезоименитства и количестве прожитых лет.

— Автором первой стихотворной эпитафии на Руси, — рассказывает Александр Авдеев,— был преподобный Максим Грек, в конце XVI века отметивший ею смерть тверского монаха. Правда, писал он на греческом и гекзаметром, потом попытался перевести этим стихотворным размером на русский, но справился с задачей только в первой строке, остальное перевел прозой. Эта эпитафия не была перенесена на надгробие.

Стихотворная эпитафия появляется в последней четверти XVII века. Ее создателем у нас можно считать Симеона Полоцкого, который до приезда в Москву писал эпитафии на польском, а в Москве перевел их на русский. Первая стихотворная эпитафия появилась на могиле монаха Епифания Славинецкого, похороненного в Чудовом монастыре Московского Кремля в ноябре 1675 года. Ее автором был малороссийский монах Евфимий Чудовский. Стихотворная эпитафия начинает медленно, но верно завоевывать место на русских кладбищах.

Первыми отечественными авторами стихотворных эпитафий стали ученики Симеона Полоцкого — Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Стали появляться и стихотворные эпитафии с загадкой для читателя: по акростиху, первым буквам строк, можно было узнать имя автора и цель написания надгробного текста.

В конце XVII века стихотворные эпитафии уже можно было увидеть на надгробиях как бояр, так и приходских священников, и крестьян (допетровская Русь была страной очень грамотной).

— Стихотворные эпитафии могут быть вызваны к появлению эмоциональными мотивами, могут оказаться данью моде, а могут быть продиктованы эстетическими соображениями,— объясняет Александр Авдеев.— Если о человеке вообще нечего сказать, ему пишут огромную эпитафию.

В XVIII–XIX веках в жанре эпитафии пробовали себя многие великие поэты — и Державин, и Пушкин писали их на заказ.

Надгробные тексты известных поэтов можно увидеть в некрополях Александро-Невской лавры. Однако большинство эпитафий XVIII–XIX веков анонимны: тексты зависели от «сюжета» и клишировались (то же происходит и сейчас).

 

Статус и биография

Эпитафия — жанр лапидарный. Но емкий. В надгробной надписи может содержаться указание на общественный статус человека, семейное положение, признание близких, на причину смерти; может делаться попытка раскрыть индивидуальные черты покойного.

Надгробные слова — это и мольба о прощении, и надежда на скорую встречу, и кроткое принятие неизбежного, и уверения в вечных чувствах, и (гораздо реже) обращение к живым, а главное — фиксация памяти. Сходство с античными образцами очевидно.

Александр Суворов стал великим при жизни, поэтому для эпитафии оказалось достаточно трех слов

Александр Суворов стал великим при жизни, поэтому для эпитафии оказалось достаточно трех слов

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Пожалуй, одна из самых лаконичных, строгих и сильных по эмоциональному посылу эпитафий начертана на надгробной плите Суворова в Благовещенской усыпальнице некрополя Александро-Невской лавры: «Здесь лежит Суворов». Авторство приписывают Державину.

А вот так выглядит типичная эпитафия второй половины XIX века на могиле женщины: «Во имя отца и Сына и Святаго Духа. Здесь покоится прах жены художника потомственного почетного гражданина Ольги Михайловны Зиновьевой. Скончалась 20 ноября 1871г., от рождения 60 лет, 5 месяцев, 29 дней. В супружестве прожила 41 год». Муж этой почтенной женщины, погребенной на Новодевичьем кладбище, пережил супругу, его похоронили рядом, естественно, указав общественный статус. Правда, никто не уточнил, сколько лет господин Зиновьев прожил в законном браке. К чему?

Статус женщины в дореволюционной России — быть при мужчине. Потому на могилах читаем: «жена такого-то», «дочь такого-то», «вдова такого-то».

Можно увидеть и формулировки: «отроковица» или «петербургская мещанка», но — реже..."

Полностью https://www.kommersant.ru/doc/3739176

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
14 часов назад, Olqa сказал:

Для этого нужен отец, который сам пережил подобную утрату. Он мог бы предположительно ответить. 

 

Один из таких отцев, который пережил тяжелую  утрату любимой супруги был преподобный Алексий Мечев. 

Первое время по кончине жены о. Алексий страшно убивался. Вот как он сам говорил об этом: «Господь посещает наше сердце скорбями, чтобы раскрыть нам сердца других людей. Так было в моей жизни. Случилось у меня большое горе – лишился я подруги жизни после многих счастливых лет совместной жизни. Господь взял ее – и для меня померк весь свет. Заперся я у себя в комнате, не хотел выходить к людям, изливал свою скорбь пред Господом».11

В то время в Москву приехал о. Иоанн Кронштадтский. Купеческая семья Беловых, жившая на Маросейке, была знакома с о. Иоанном по делам благотворительности. Они пригласили о. Иоанна Кронштадтского к себе. Сделано это было для встречи с кронштадтским пастырем о. Алексия.

«Вы пришли разделить со мной мое горе?» спросил о. Алексий, когда вошел о. Иоанн. «Не горе твое я пришел разделить, а радость, ответил о. Иоанн, – тебя посещает Господь. Оставь свою келью и выйди к людям; только отныне и начнешь ты жить. Ты жалуешься на свои скорби и думаешь – нет на свете горя больше твоего, а ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».12

При этом о. Иоанн посоветовал о. Алексию обратиться к молитве, сказав: «Обратите внимание на молитву, она облегчит ваши жизненные скорби и даст много утешения другим».13

После встречи с праведным Иоанном Кронштадтским о. Алексий был приглашен сослужить с ним в одной из московских церквей. Благодать Божия, обильно почивающая на кронштадтском пастыре, по-новому осветила жизненный путь о. Алексия. Сказанное ему он принял как возложенное на него послушание. Батюшке о. Алексию открылись новые горизонты.

Как рассказывал впоследствии сам о. Алексий: «Послушался я слов о. Иоанна – и люди предо мной стали другими. Увидел я скорби в их сердцах, и потянулось к ним мое собственное скорбное сердце: в их горе потонуло мое личное горе. Захотелось мне снова жить, чтобы утешать их, согревать их, любить их. С этой минуты я стал иным человеком: я воистину ожил. Вначале я думал, что делаю что-то многое и уже сделал; но после того, как пришлось увидеться с о. Иоанном Кронштадтским, я почувствовал, что ничего еще не сделал»

 

Ещё есть пример святой преподобномученницы Елизаветы Федоровны и ее мужа великого князя Сергея Александровича,  их любовь, трепетное отношение к друг другу, пример настоящего православного христианина , призвавший к принятию православия супруги княгини - это образец подражания для всех семейных верующих  пар.  Страшная кончина великого князя и последовавший уход из мира княгини Елизаветы с такими словами: «Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир —

в мир бедных и страдающих»  - стало венцом и закономерным результатом их благочестивого православного  брака.

 

Ещё есть потрясающая история жизни преподобной Димитры Киевской. История счастливой семейной жизни, Крымская война, потеря любимого мужа, горе, страдания, потом монашество.  Всю жизнь писала письма своему мужу, сначала горестные, потом уже спокойные. 

Есть замечательный фильм о преподобной Димитре Киевской:

 

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...