Jump to content
  • 0
Посетитель

О чтении псалтири

Question

Добрый вечер. Простите. Прошу помочь. Можно ли читать псалтирь о здравии, упокоении в Двунадесятые Праздники дома и в храме? И можно ли это же делать во время Страстной и Светлой Седмицы, Пасхи? Есть ли какие-то запреты, ограничения? 

Share this post


Link to post

24 answers to this question

Recommended Posts

  • 0

Псалтирь по уставу не читается только 10 дней, с Чистого Четверга на Страстной седмице и до следующего воскресенья после Пасхи (Антипасха). Других ограничений что-то не помню... На храмовых службах Двунадесятых праздников кафизмы читаются так же как и на обычных, кроме Пасхи, но это я уже выше сказал...

  • Thanks 2

Share this post


Link to post
  • 0

Простите. А о упокоении можно дома в эти дни (с чистого четверга до Радоницы) молиться дома, в храме, когда нет служб? Не по псалтири, а своими словами или другими молитвами? В каких службах в храме можно об упокоении поминать до Радоницы?

Edited by Посетитель

Share this post


Link to post
  • 0

Дома можно молиться за упокой когда угодно, и своими словами, и по молитвослову. А храмовые уставные службы за упокой - те совершаются только после Радоницы. И хотя в общем и целом про себя можно молиться и в храме как угодно, но все же Пасха это победа над смертью, здесь более подобает молиться вместе со всеми, "единеми усты, единем сердцем". Ну разве что кто-то близкий умер на Пасху, я бы такое мог понять...

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
On 4/26/2021 at 9:10 PM, A Lost Sheep said:

Дома можно молиться за упокой когда угодно, и своими словами, и по молитвослову. А храмовые уставные службы за упокой - те совершаются только после Радоницы. И хотя в общем и целом про себя можно молиться и в храме как угодно, но все же Пасха это победа над смертью, здесь более подобает молиться вместе со всеми, "единеми усты, единем сердцем". Ну разве что кто-то близкий умер на Пасху, я бы такое мог понять...

Батюшка, а на Литургии за усопших в этот период частицу вынимают? Записки за усопших на Проскомидию подают, соответственно?

Share this post


Link to post
  • 0

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
9 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Батюшка, а как правильнее, если можно так сказать, подать записки и на Пасху и на Радоницу 11-го мая или только на Радоницу? Я хотела и на Пасху тоже, но вдруг смутилась, может я не права...

Share this post


Link to post
  • 0
7 hours ago, A Lost Sheep said:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Спасибо!

Share this post


Link to post
  • 0
On 5/1/2021 at 10:07 AM, A Lost Sheep said:

Да, на проскомидии усопшие поминаются всегда, а панихиды и заупокойные ектении отменяются до Радоницы.

Кстати, что интересно, недавно столкнулся с одним храмом, где все бы хорошо, но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье. Такой порядок у них установлен, по их словам, потому что "воскресенье - это малая Пасха", соответственно, о упокоении они по воскресеньям не молятся.

Share this post


Link to post
  • 0
5 часов назад, Леонид_Киев сказал:

Кстати, что интересно, недавно столкнулся с одним храмом, где все бы хорошо, но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье. Такой порядок у них установлен, по их словам, потому что "воскресенье - это малая Пасха", соответственно, о упокоении они по воскресеньям не молятся.

Я тоже, будучи в отдаленном регионе страны в гостях, столкнулась с тем, что на Проскомидию об упокоении, можно подать только в субботу на Литургию, в воскресенье - записки не берут. 

  • Sad 1

Share this post


Link to post
  • 0
36 минут назад, Roza сказал:

на Проскомидию об упокоении, можно подать только в субботу на Литургию, в воскресенье - записки не берут. 

Не знаю на счет Проскомидии, т.к. у меня книжечка и там все. А вот на Литургию за упокой точно не берут по воскресениям. Только Панихида.

Share this post


Link to post
  • 0
2 часа назад, inna d сказал:

Не знаю на счет Проскомидии, т.к. у меня книжечка и там все. А вот на Литургию за упокой точно не берут по воскресениям.

А разве на Литургии частицы за усопших не вынимаются? Что Литургия изменяется что ли?

 

Такого просто быть не может.

 

 

Share this post


Link to post
  • 0

Проскомидия совершается до Евхаристического канона. Мы не слышим эту часть. Но там читаются наши записки и вынимаются частички. 

На Литургии священник вслух читает имена о которых мы подаем еще отдельно о здравии или упокоении.

Вот я об этом писала.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Она вообще совершается на Часах, ну если служит не один священник может и затянуться конечно. 

 

Понятно, что есть особые дни в церкви.

 

Но где я только не бывал, Владимир, Муром, Суздаль, Лавра, Гефсиманский скит, подворье Оптины, все наши храмы, монастыри, ещё нигде не было такого , чтобы на Воскресную службу не приняли записки.

Наверное отцы наши вразумят точнее

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Видимо в предыдущем посте поспешила и оговорилась. В воскресный день на Проскомидию берут у нас записки и о здравии и об упокоении. Не берут только на Литургию об упокоении в воскресный день. Не знаю, может сейчас понятнее выразилась.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0

Что такое Литургия об упокоении, это какая-то отдельная Литургия?

Инна я правда не понимаю.

 

В конце Божественной литургии, после причащения верующих, священник ссыпает частицы, вынутые из просфор на проскомидии, в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

 

Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в литургии 

 

Хотя я наверное и правда не совсем понимаю, есть такое понятие.

 

 

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете»

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
5 минут назад, inna d сказал:

Видимо в предыдущем посте поспешила и оговорилась. В воскресный день на Проскомидию берут у нас записки и о здравии и об упокоении. Не берут только на Литургию об упокоении в воскресный день. Не знаю, может сейчас понятнее выразилась.

Так "на Проскомидию" - это и есть "на Литургию". Видимо здесь речь идет о "простых" и "заказных" записках (в разных приходах встречал разные употребления этих терминов). Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое. 

  • Like 2

Share this post


Link to post
  • 0
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое.

Да. Видимо так. У нас мы говорим, как я написала. И после чтения Евангелия священник поминает вслух заказные имена.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
  • 0
7 часов назад, Юрий Кур сказал:

Так "на Проскомидию" - это и есть "на Литургию". Видимо здесь речь идет о "простых" и "заказных" записках (в разных приходах встречал разные употребления этих терминов). Обычно "заказная" - это "на Проскомидию", а "простая" читается в алтаре во время следующих частей Литургии, причем читать может и алтарник. В некоторых приходах при подаче заказных записок пожертвование - поимённое. 

Совершенно верно , буквально недавно с приходом нового благочинного было принято решение убрать понятие простая записка. На таких записках частицы не вынимаются, в одну можно писать у нас было до 10 имен и стоила 20р.

Читать их может обычный алтарник.

 

Заказная, это уже с выниманием за каждое имя частиц и естественно оплата за каждое имя.

В некоторых монастырях на меня смотрели с удивлением когда спрашивал у вас с выниманием частиц, заказные? Естественно, а как иначе-то....

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0
7 минут назад, inna d сказал:

И после чтения Евангелия священник поминает вслух заказные имена.

Как я понимаю, это действие - опционное. В некоторых храма батюшки читают вслух, а в некоторых нет.

 

В одном храме так привыкли, что читают эти записки вслух, что даже жалобы на священника писали, когда что-то не слышали. Хотя тот батюшка был один из немногих, кто всегда читал молитва об усопших вслух во время литургии, в том числе, в воскресенье.

 

 

  • Sad 1

Share this post


Link to post
  • 0

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам. А вот заупокойные ектении на литургии в воскресные дни и праздники обычно отменяют, это распространенная традиция

 

Чтение записок вслух, да это чисто "самодельная" практика, в уставе и в самом последовании богослужения этого нет. Кое-где по местам из этого вообще сделали отдельный чин, так и принимают записки "на ектению". Выносят на середину храма аналой и громко вслух читают записки. Ну, страшного тут тоже ничего нет.  )

  • Like 1
  • Thanks 3

Share this post


Link to post
  • 0
47 минут назад, A Lost Sheep сказал:

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам

Ну вот это я и имел в виду, это же самое важное. Даже если не будут читать на сугубой, ведь частицы вынуты.

 

47 минут назад, A Lost Sheep сказал:

так и принимают записки "на ектению".

Точно и меня если честно удивляет. Даже в нашем храме ( если не отменили с приходом нового благочинного) есть такая треба - "с прошением". Т.е на той самой ектении сугубой после Евангелия, когда записки и так у нас читают, ты еще платишь за требу с прошением.

 

Но тут уже дело настоятеля конечно. Я лично спокоен, что имена которые я подал и за них вынут частицы это самое сильное что может быть. А на ектениях я и сам стараюсь как и на часах усиленно молиться и поминать.

 

Спасибо отче, развеяли).

  • Like 4

Share this post


Link to post
  • 0

Древнее свидетельство - из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца:

 

"Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением.

Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер.

 

Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: "Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем." Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга."

 

О СИЛЕ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ НА ПРОСКОМИДИИ.

22 сентября Святая Церковь празднует обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (+1896) Годы жизни: /1630-е - 1696/

"Накануне прославления свят. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, т.е. переоблачить их и привести в благолепный вид.

Из Киева вызвали для этого старца высокой духовной жизни, иеромонаха Алексия (Шепелева), почившего уже в начале революции.

Совершив переоблачение угодника, старец присел и задремал.
В тонком сне, в сиянии небесной славы, является ему святитель Феодосий и говорит: "Молись за моих родителей: иерея Никиту и Марию" (до сего времени их имена известны не были).

Смущенный отец Алексий ответил: "Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я, грешный, могу молиться?"

Святитель отвечал: "Поминай на проскомидии, это выше моих молитв"". На этом видение кончилось"

(игумен Антоний, "Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский", "Прав. путь" за 1951 г.).

  • Like 3

Share this post


Link to post
  • 0
17 часов назад, Леонид_Киев сказал:

но они принципиально не принимают записки о упокоении на Проскомидию в воскресенье

 

2 часа назад, A Lost Sheep сказал:

На проскомидии перед Литургией поминовение усопших совершается всегда, даже по воскресеньям и праздникам.

 

  • Like 1

Share this post


Link to post
  • 0

Записки может и не принимают, но на самой проскомидии все равно по чину положено поминовение усопших. Особая просфора для этого есть служебная.

  • Thanks 3

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...