"Разве Бог плохо слышит?"
Я имел счастье не только видеть Святейшего, но и прислуживать ему во время Литургии на Сербском подворье в Москве (я ещё не был в сане). Святейший приезжал без иподиаконов, и их обязанности выполняли мы, обычные алтарники. Само собой, ошибка была на ошибке. Тем не менее, это ничуть ему не мешало: не дадут дикирий с трикирием вовремя - так благословит, неправильно подадут облачение (облачение старенькое, поношенное) - сам всё поправит. Немного, правда, поворчал, когда
"Уважая Вас и Ваше разумение, также как и Ваше мнение, но не желая вступать в полемику, я приведу несколько мнений, высказанных с другой точки зрения. При этом я буду следить, чтобы это были мнения людей, занимающихся естественными науками, а не богословов.
Один из них — Андре Ампер, физик, именем которого и по сей день называется единица силы электрического тока, который, сравнивая порядок появления органических существ в Библии и естественной науке, биологии: растения, рыбы, птицы, млекопи
"Получив письмо человека, который считает, что каждая религия, в том числе и Православие, всего лишь «продукт человеческой фантазии и ничто иное, дело земного человека и никого иного, что никакая душа не выживает после человеческой смерти» и тому подобное, я отправил ему ответ заказным письмом. Письмо было послано по адресу, на имя и фамилию, которые он указал. Между тем, почта вернула письмо с пометкой «Получатель по данному адресу неизвестен».
Этот ответ я публикую в «Православии» с целью,
"Поскольку широк путь, ведущий к погибели, его многие находят. Итак, какой путь выбрать – это зависит от нас. А то, что легче идти путём греха, широким путём, нам один умный человек уже объяснил. Если человек идёт в гору, он не может идти без напряжения, без труда. А если он находится на краю обрыва, то ему не нужно прилагать усилий, чтобы упасть – и пропасть. Какова польза для человека, если ему всегда было легко, а потом его ждёт погибель? Если же нам довелось пережить трудности, но мы сделали
"Смирение – это первая добродетель, без которой другие невозможны. Итак, давайте же приобретать смирение! Не будем бояться того, чего Бог не боится! Не нужно бояться никакого унижения, кроме унижения греха, потому что для человека нет большего унижения, чем грех. На самом деле, грех – это для нас единственное унижение.
Будем же следовать евангельскому завету: того, что мы не хотим, чтобы делали с нами, мы не должны делать другим («И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и
"С точки зрения музыки в Церкви, точнее, ее роли и значения, сербский патриарх Павел буквально придерживается учения Святых отцов Церкви о том, что музыка, то есть пение в церкви нацелено на духовное развитие верующих. Это учение и есть сущность всех текстов патриарха о пении, что лучше всего можно разглядеть в пении на богослужении.
Принцип святого Иеронима о том, что „слуга Христа должен петь так, чтобы приятными были речи, которые он говорит, а не его голос или мелодия в отдельности“, явл
"Священник должен, особенно в наших условиях, быть «мудрым, как змея»( Мф. 11:15.), как сказано в Евангелии. Потребность в мудрости объясняется сложностью условий, в которых проповедуется Евангелие. «Спаситель посылает своих проповедников среди волков, а для этого необходимы две вещи: мудрость и верность Евангелию. Между тем, мудрость не означает приспособление к сиюминутной ситуации, желание уцелеть. Овца как символ проповедника Евангелия и вообще евангельской личности не может вместо копытцев
Сербский патриарх поистине привержен нашему пению. На его рабочем столе, наряду с множеством книг, монографий, писем от ожидающих ответа отправителей и т.п., всегда можно найти и какой-нибудь сборник нот. Чаще всего это Общее пение Стевана Мокраняца. Когда у него есть время, он поет какое-нибудь праздничное песнопение, чтобы, как он сам говорит „поддерживать крепость ума“. На песнопения, которые выучил в семинарии более семидесяти лет назад, он сейчас смотрит по-новому, с новым опытом. Аналитичн
"Когда мы спросили его пресс-службу, готовясь к его визиту в гимназию, что приготовить ему на обед после богослужения, нам ответили: «Стакан томатного сока или яблоко». Так он и пообедал стаканом томатного сока. Когда мы просили его съесть ещё что-нибудь, он ответил что ему достаточно.
Вот в таких деталях и проявляется его скромность, последовательность и глубокая вера. Как он говорил, так и жил. Народ это почувствовал, увидел в нём искренность и правду, и потому любил его и почитал, а это з
Вот пересказ одного поучения об отношении личного усилия и Божией помощи в деле спасения, которое с небольшими вариациями патриарх неоднократно повторял: «Вы Божья нива, Божье строение, а мы соработники у Бога[1]», - обращается Апостол Павел к христианам в своем послании. Наше великое призвание быть соработниками у Бога, поскольку Он наделил нас великими дарами, создав по образу и подобию Своему. Но в этом и наша ответственность. Мы должны трудиться вместе с Богом, чтобы спасти себя и других. Пр
"То, что должно сохранять единство в браке, - это любовь. Я имею в виду не только телесную любовь, но христианскую, в которой двое соединяются, и это этого союза рождаются дети. Это та любовь, о которой святой апостол Павел говорит: «Любовь никогда не перестаёт» (1 Кор. 13:4-8). Пророчества прекратятся, перейдут в уже осуществившееся. А любовь останется, так как ей не во что перейти! Вера перейдёт в действительность, надежда в исполнение. А любовь ни во что не может перейти, поэтому она останетс
"Всем известно, каким молитвенником был Владыка Павел. Среди учеников семинарии бытует мнение, что никто в Сербской церкви не молится так, как он. В Призрене рассказывают, что каждое утро он вставал в четыре часа или еще раньше, совершал свое длинное молитвенное правило, убирал двор, подметал вокруг него, а затем шел в церковь к утрене. Но его молитва на этом не заканчивалась. Она продолжалась постоянно... "
Вспоминают, как много лет тому назад, когда Владыка только вводил расписание служб в призренской церкви, один новенький ученик, еще не привыкший к молитвенной дисциплине, спросил: «Сколько еще я должен вставать так рано по утрам и идти в церковь?» На что Владыка ему ответил: «До тех пор, пока не полюбишь службу так, что сам захочешь пойти на нее».
«Нужно преисполниться добра, - говорил Павле, - потому что недостаточно только не делать зла. На линейке чисел есть ноль, положительные и отрицательные числа. Нельзя оставаться на нуле, ценен только положительный рост. Это прекрасно иллюстрирует Евангелие в притче о человеке, из которого был изгнан бес, но потом тот вернулся с семью другими бесами, худшими, чем прежний, потому что когда дом очищен и выметен (пуст), в нем несложно поселиться. Пустота зияет и влечет к себе. Если в человеке нет Свя
"Его святейшество, упокоившегося патриарха Павла я знаю с 1962 года, с тех пор, как я прибыл в монастырь Студеница. Знаю его в большей степени потому, что покойный патриарх Павел был в братстве отца Юлиана (Кнежевича), в братстве которого был и я, позднее, когда отец Павел уже был избран епископом. Меня с Его святейшеством связывает то, что нас постриг в монахи один и тот же духовник – отец Юлиан, его – в монастыре Благовещения, как игумен благовещенский, меня – в монастыре Студеница, как игумен
Утверждение, будто христианство учит: «Не нужен вам ни разум, ни учение людям, довольно склонить свой разум под ярмо веры», неверно, потому как Христос велит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Матфей 10,16). Что означает: развивайте свои умственные способности как можно больше, с условием, что вы параллельно развиваете в себе доброту. Телесными очами мы смотрим на этот мир вместе с мухами и тысячами их очей, однако разумом, который является нашим духовным оком, мы видим то, чего не
"Его святейшество патриарх сербский Павел и в самом деле ходил по земле, но мыслил небом. Вся его жизнь была устремлена к Христу и Царству небесному. В любом случае, как я уже говорил, человек мог, только слушая, что он говорит и, глядя на то, как он живет и что делает, научиться истинам Христовым. Часто он говорил нам, молодым, когда мы разговаривали еще в те тяжелые для сербского народа и Церкви времена, когда идеология пыталась уничтожить Бога в человеке и когда многие задавались вопросом о с
"Патриарх встал у руля Сербской Церкви в действительно тяжелые времена, полные искушений для сербского народа, государства и Церкви. Я всегда говорил и сейчас скажу: хотя он никогда и не думал о том, что будет патриархом, а все мы знаем пословицу «человек предполагает, а Бог располагает», сам Бог определил Его святейшеству в то время нести крест – и свой, и патриарший, и Церкви сербской и сербского народа. И он умел нести его мудро. Трудно было выстоять в те смутные, очень тяжелые времена. Но н
"Там, где мы не имеем возможности что-то сделать, нам поможет Божья благодать, если мы достаточно потрудимся. Сделаем свою часть работы, а то, что превышает наши возможности, отдадим Богу! Если бы мы, по словам Святого Василия Великого, одни несли весь наш груз в этой жизни, он был бы не просто тяжел, он был бы слишком тяжел для нас."
Когда Владыка рассказывал в семинарии, он временами прерывал свой рассказ, что усиливало у слушателей впечатление, будто он говорит о том, что сам лично ис
"Павле начал с вопроса: «Зачем мы читаем Святое писание и Жития святых?» И когда один из учеников ответил, что делаем это ради получения знаний, патриарх продолжил: «Не хлебом одним живет человек, но каждым словом, исходящим из уст Божьих», – сказал Спаситель. Человеку нужны еда и питье. Ему необходима энергия для работы, это чистая механика. Голод неприятен. Органы расходуют энергию для своей работы. Сердцу, почкам, печени – всем нужна энергия. Почему нам приятна пища, когда мы голодны? Потому
По случаю начала учебного года состоялся урок. Павел сначала задал вопрос:
«Описывается ли в Евангелии случай, когда человек продает все, что имеет, чтобы купить что-то новое?»
Один третьеклассник поднял руку и правильно ответил на вопрос. Тогда Павел продолжил: «Самое главное для христианина, а особенно для священника, - научиться молиться. Молитва имеет существенное значение в жизни человека. Ее действие не механическое, оно происходит в союзе со свободной волей человека..."
Умени
Павел рассказывал ученикам много раз о случае, описанным Марко Миляновым.
"Юноша выстрелил в спину старику, чтобы убить и ограбить его. Ему не удалось убить его, а только тяжело ранить. На суде старик прощает его, говоря, что молодой человек причинил больший вред самому себе, чем ему, старику. Подумайте только, как старый человек заботился о спасении чужой души! На таких примерах нужно учиться."
"Человек имеет врожденное стремление к добру, даже когда он грешен.
Это то же самое, как если бы грязный человек, увидев чистого, пошел помыться, чтобы тоже стать чистым. Стремление к лучшему можно увидеть и на примере дурного поведения. Например, пьяница хочет, чтобы его друг походил на него, и, хотя тот не хочет пить, он насильно его спаивает. Зачем он это делает? Потому что не хочет быть самым плохим. Человек страдает, когда подает плохой пример людям. "
Мне вспомнилось высказывание
"Необходимо задумываться о смысле жизни в мире, в котором мы живем.
Почему растения не задают себе таких вопросов?
Им все равно, где жить, потому что у них нет разума, и если бы они его имели, то тоже бы спрашивали себя о смысле преходящей жизни. Нам станет понятен смысл нашей жизни, когда мы вспомним, зачем Господь создал человека. Святой Иоанн Дамаскин подчеркивал, что Бог живет в блаженстве, но он не желает пребывать в блаженстве в одиночестве, поэтому он создал человека, который д
Почему разрушена церковь в Кучанцах, родном селе Патриарха Павла?
Этот вопрос был задан очевидцу, живущему на дальних рубежах.
"Кучанцы находятся на территории сегодняшней Республики Хорватии.
Среди жителей этого села всегда преобладали сербы.
Церковь была построена ещё в 1748 году, обновлена в 1828.
В 1991 году она была взорвана.
Именно в 1991 году начинается война в Югославии, в начале отделяется Словения, затем Хорватия.
Хорватия, бывшая прежде одной из шести югос