Перейти к публикации

Вся активность

Эта лента обновляется автоматически     

  1. Вчера
  2. Глава 17, стих 14: «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч. 17:14). Святитель Григорий Двоеслов так объясняет эти слова: «Вообще, праздный ум постепенно ввергается в ошибку, когда мы не считаем нужным остерегаться слов безучастных и приходим к словам вредоносным. Поскольку сначала изволится нам болтать всякий вздор, потом дело доходит до уязвления злословием образа жизни тех, о ком речь, а в конце концов, язык извергает открытую брань. Здесь сеется раздор, возникают стычки, возгорается пламя ненависти, исторгается мир из сердца. Потому прекрасно сказано Соломоном: "Начало ссоры — как прорыв воды" (Притч. 17:14). Под прорывом воды, конечно же, имеется в виду язык, развязавший поток болтовни». Так что нужно быть воздержанным в словах, обдумывать, что мы говорим. Думаю, все мы знаем примеры, когда кто-то неудачно пошутил, а закончилось все серьёзной ссорой. Как плотина на пути воды, также и немногословие должно стоять у нас на пути праздной болтовни. Но что, если собеседник говорит с раздражением, оскорбляет нас? Значит, он в искушении, промолчи, отойди от него, чтобы не разделить его искушение и не впасть через ссору с ним в грех. Помолись, чтобы Господь помог ему справиться с искушением.
  3. Очень больно читать о распавшихся семьях. Помоги Вам Господь и Божия Матерь! Обращайтесь и к вашим святым за помощью.
  4. Последняя неделя
  5. Прошу помолится о воссоединении семьи Сергея и Елены. Нашей семье 12 лет, сыну - 11 лет. Мой любимый человек ушел пол года назад. Прошу просто помолится о воссоединении нашей семьи. Всем здравия и всех благ, радости и добра. Благодарю каждого откликнувшегося.
  6. Глава 17, стих 13: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Притч. 17:13). Грех неблагодарности привлекает сугубое наказание Божие. Это тоже повторение пути дьявола, поскольку первым неблагодарным был именно дьявол, восставший против своего Создателя. Христианин должен беречься от греха неблагодарности не только в отношении Бога, но и в отношении людей. Вот что говорил святой Кирилл Ростовский об этом: «Если кто в беде получил от кого-то помощь, или был научен книжной мудрости, тому подобает хранить в уме и сердце своем такого благодетеля, и до дня исхода имя его в мольбах своих поминать. Если же забудет кто про добро, полученное от другого, и по небрежению не станет о нем молиться, то его молитва о себе самом неприятна будет Богу, и такой не может стать святым. Пусть никто не смеет нарушить этой заповеди. Всегда помни того, кто сотворил тебе добро, тогда и твои добродетели не будут забыты Богом. Всякий же, кто забудет благодетеля, — и сам погибнет, и добродетель его не воспомянется пред Богом. И как забыл, так и сам забыт будет, ибо Господь сказал: "какою мерой мерите, такой и вам отмерится" (Мф. 7:2). Посему, братия и сестры, не забудем сотворивших нам добро, дабы нам достичь спасения. Если же кто озлобляет своего благодетеля, такой будет осужден хуже, чем неверные». Итак, благодетелей своих нужно записать в личный помянник. Если давно не общались, следует восстановить контакт, просто по-доброму пообщаться, поддержать. В современном мире люди очень разделены, и даже простое человеческое слово внимания будет приятно. Если они нуждаются в помощи, — помочь.
  7. Глава 17, стих 12: «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Притч. 17:12). Медведица, лишённая детей, находится в состоянии крайнего раздражения и готова нападать на любого, кого сочтёт своим врагом. Почему же встретиться с ней лучше? Здесь под именем медведицы имеется в виду открытый враг, который и действует открыто, враждебно. От такого врага понятно, чего ожидать и как защищаться. В случае же глупца неизвестно, что он выкинет, и как можно уберечься от действий с его стороны. Особенно, когда этот человек даже может считать, что делает хорошее дело, помогает нам, но его деятельность может нанести больший ущерб, чем действия сознательных врагов. Это то, что называется «медвежья услуга».
  8. Мы кажется вполне разобрались с «искони» и вообще с первым стихом — хотя к нему видимо придётся возвращаться ещё не один раз, — уже можем прочитать, что пишется про дни Творения. Начиная с первого, это стихи с второго по пятый (Быт.1:2-5): Земля же бе невидима и неукрашена*, и тьма върху бездны. И Дух Божий ношашеся върху воды. И рече Бог: "Да будет свет". И бысть свет. И виде Бог свет яко добро**. И разлучи Бог межу светом и межи тьмою. И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь.И бысть вечер, и бысть утро, день един***. Сравним с Синодальным переводом; знаками * я указал на отличия, которые сразу бросаются в глаза: Земля же была безвидна и пуста*, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош**, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один***. Синодальный текст, в целом неплохо следующий за церковнославянским и более-менее понятный для русских века ХІХ, теряет много смыслов и подтекстов, неразличимых для советского человека ХХ-го и постсоветского россиянина ХХІ-го. «Безвидна и пуста» — как это сейчас понимается? Ну, вроде ясно, что безвидна — это как бы невидима, а — пуста? Наверное, пустая и есть, что-то вроде пустыни, есть планета, на ней ничего нет, голая такая поверхность, пока не произошла дарвиновская эволюция. Или же ещё интереснее — в духе концепции полой земли. Что Земля — это такая оболочка, внутри которой пустое пространство, так что жить можно не только на внешней, но и на внутренней поверхности. Если же вспомнить всяческое «анненербе», которым в 90-ых годах кормили изголодавшегося по информации нашего человека, испытывавшего крайнее недоверие к любой официальной науке и поэтому склонному доверять даже абсолютной эзотерической чуши... Впрочем, сейчас мы, похоже, переживаем второе издание этой истории, на этот раз в виде фарса, то есть в частности композитора Юрия Лозу, «топящего» яростно за плоскую землю, стоящую видимо на слонах с черепахой. В этом смысле рассматриваемый нами текст Свода оказывается даже понятнее в современности. «Невидима и неукрашена» куда как лучше. Но тоже надо сделать поправку в отношении «невидимости». В отсутствии света невидимость объяснима, но тогда и не было кому смотреть на землю из людей, но для Бога, «творящаго вся», ничего невидимого не существовало никогда. Что же значат сии слова? Обратимся сперва к греческому (LXX или так называемому переводу Семидесяти, с которого и переведён наш цсл текст). ἀόρατος В классическом греческом так и у будет «невидимый, незримый». А — это приставка «не~». Однокоренные слова: (h)Орасис — вИдение, зрение; ОратОс — видимый, зримый; оратЭс — зритель; Орама — зрелище. Но точно ли это про то, что некому было нашу землю рассмотреть? Ведь это не характеристика наблюдателя, но предмета. То есть по всей видимости здесь описание именно земли. Нет ли здесь указания, что земля в том состоянии была в принципе невоспринимаема обычным наблюдателем? Нам что-то должно подсказать второе слово — ἀκατασκεύαστος. Та же приставка отрицания а~ . А-катА-скевеуос — неподготовленный. Так говорится, когда дела или вещи не приведены в порядок (это у Эсхила); акатаскевЕуос — безыскуственно, просто, простецки. Похоже, мы можем поймать смысл: земля была создана в таком состоянии, «виде», когда вида не имела, была неоформлена Божественными руками как аморфная масса, на которой и в которой нет ничего, за что бы глазу зацепиться. Если обратиться к греческой философии, то это состояние мэ-он, так сказать пра-материи, из которой только предстоит что-то вылепить, воздвигнуть. Или лучше — образовать, придать образ, форму, которую можно уже воспринимать зрением и прочими чувствами. Не менее интересно в еврейском подлиннике, но это уже в другой раз. (Александр Люлька)
  9. Искони Мы остановились на самом первом слове Лицевого Свода, а именно на ИСКОНИ. Нам привычно читать «В начале». Так в Синодальном переводе Библии, так и в общеупотребительном церковнославянском тексте. Но вот у старообрядцев как раз это «искони» и написано, отдельные представители из разных групп «альтернативного православия» даже ухитряются из этого слова выводить глубокую метафизику, впрочем, тоже альтернативную, как это делал ныне давно позабытый В.И. Карпец. Это объяснимо — против «никониянской справы» всё, что хош сгодится и всякое лыко — в строку. Там это больше идеология, а мы можем рассмотреть всё дело спокойно и непристрастно. В греческом тексте стоит как известно «Ἐν ἀρχῇ». Это буквально и значит: В НАЧАЛЕ. Тогда как ИСКОНИ — это наречие, хотя и с тем же смыслом, но должно бы переводиться как ἐξ ἀρχῆς. По правилам перевода священного текста в переводе должны стоять те же слова, что и в оригинале — насколько это вообще возможно. Переводчик должен постараться максимально приблизиться к исходному тексту не только по содержанию, но даже и по форме. Можно спорить, насколько это правильно, но правило таково и его необходимо придерживаться. В этом смысле «в начале» безуловно лучше, потому что соответствует правилу. В чём бы не обвинять Патриарха Никона и его сотрудников, но тут они перевели как надо. Очень интересно это расхождение, которое идёт издревле. Хотя Остромирово Евангелие не включает по понятным причинам Ветхий Завет, но ввиду переклички между Книгой Бытия и Евангелия от Иоанна, в этом древнейшем из известных текстов Писания мы тоже читаем «в начале», а «искони». Мне неизвестна какая-то специальная работа на эту тему, что возможно и к лучшему, если её нет, потому что современная библеистика нам может так открыть глаза, что мало не покажется, а толку будет чуть. Но почему же всё-таки использовано было наречие? Я вижу здесь прежде всего желание употребить слово, наиболее близкое по смыслу для русского человека, современника перевода. Видимо, «искони» было понятней в тогдашнем контексте. Но и ещё нечто, о чём ниже. Ведь что значит этот текст в духовном плане, какой богословский смысл он передаёт? Здесь же не просто хронология, но нечто много большее. Толкования святых отцов тут едины: речь идёт о Иисусе Христе. Да-да, только лучше сказать — о Логосе. Всё-таки Иисус — это земное имя Сына Божия, Предвечного Слова Бога. И смысл фразы — помимо очевидного, так сказать, житейского, — что Бог (Отец) сотворил мир, вселенную Своим Словом и в Слове. Как говорится в Книге Притчей Соломоновых (Притчи. Глава 8:22-23): Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; Вновь мы встречаем это слово, но на этот раз в Синодальном переводе. Интересно, какое слово или словосочетание оно заменяет? Точно — ἐν ἀρχῇ! Здесь воздержусь от комментариев, просто зафиксируем, что в Синодальном тексте у нас «гуляет» перевод. Об этом скажем отдельно, а сейчас продолжим чтение: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Премудрость Божия, София, уже присутствует, в начале творения и соучаствует ему: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. Практически отсюда «прогрессивные» отцы: Павел Флоренский и Сергий Булгаков вывели целую «софиологию» -- учение о некой Софии, как чуть ли не четвёртой (женской!) ипостаси Троицы. Вообще работы новых богословов да «космистов» надо читать с известной острожностью, тем более, что для большинства, наверное, даже самых простых, но православных русских людей было очевидно, что под именем София имеется в виду Господь Бог-Слово, Иисус Христос. Они книг заумных не читали, не знали весь спектр значений древнегреческого слова Логос, но в церковь ходили и Библию там слушали, иконы рассматривали. В частности, св. ап. Павла — первое послание к коринфянам (1Кор.1:24): «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Мало кто смотрит на богослужение как-то иначе, чем как на некий ритуал, тогда как оно являлось народным университетом, в чём нам предстоит убедиться ещё не раз. (Александр Люлька)
  10. В христианском мировоззрении нет таких установок. Поэтому надо исходить из того, что всё-таки "Любовь никогда не перестает" (1Кор.13:8). Следовательно, это не любовь прошла, это сердце огрубело и очерствело у вашего мужа. А очерствело оно потому, что от него отошла благодать Божия. Соответственно, и относиться к человеку надо, как находящемуся в состоянии падения. Насколько вы с мужем (или кто-то один из вас) готовы мыслить и действовать в рамках христианских ценностей? Это одна сторона вопроса. Внешняя для вас. Другая сторона внутренняя. Для вашего духовного роста. Как часто здесь говорит наш оптинский отец: скорби и испытания, которые нас посещают, это "фронт работ" для нас. И на этом конкретном участке "фронта" мы должны исполнить какую-то заповедь/заповеди. "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин.14:21). Своим терпением, смирением и кротостью, любовью к мужу, молитвой о нём и о семье... (это всё заповеди) вы, возможно, и спасёте свою семью. Божьей помощью и силой, естественно; в свое время, возможно, не быстро. А помощь или утешение в этом случае обязательно придёт. Бог - это лично обещал. "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28). Святые отцы говорят, что "Бог никогда не спешит, но всегда приходит вовремя".
  11. Глава 17, стих 11: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч. 17:11). Возмутителем здесь называется человек, который любит стравливать людей друг против друга. Иногда это бывает в больших масштабах, когда возникают мятежи и восстания, а иногда в малых масштабах, когда кто-то в коллективе портит отношения между людьми. Но в любом случае это указывается как тяжкий грех, и сказано, что «жестокий ангел будет послан против него». Отец Даниил Сысоев объясняет это в том смысле, что такой человек в качестве наказания может подвергнуться одержимости. В принципе, злые духи хотели бы захватить любого человека, и единственное, что их от этого удерживает — благодать Божия. Но, когда человек совершает грехи, особенно отгоняющие благодать Божию, тогда он остаётся открытым для большего воздействия со стороны злых духов, в том числе и для такого явления, как одержимость, беснование. Во-первых, это грехи обращения к нечистой силе, экстрасенсам, колдунам и т.п. Во-вторых, это грехи, направленные против святыни, — святотатство, богохульство, глумление. В-третьих, сознательное подражание бесам. И человек, который возмущает других, сеет рознь между людьми, подражает дьяволу, ибо делает то же самое, что дьявол сделал среди ангелов, когда поднял бунт против Бога.
  12. Если, к примеру, вы давно общаетесь со старцем и можете передавать ему записки от других, и старец их принимает - это его дело и его благословение, никаких других благословений для этого не нужно. Монастырь не регулирует круг общения старца, и от кого он принимает записки. Равно как и в интернете не отслеживает, кто передает старцу записки без благословения начальства, это как-то уж совсем...
  13. Прошу простить меня, не могу не задать вопрос- раз не нахожу нигде информации. Вот сейчас узнала, оказывается, мои знакомые передают записки на молитву старцу Илию через Пелагею Пасха Красная. К тому же всем радостно рекомендуют этот единственный способ передачи записок старцу. Здесь на форуме часто отвечает насельник монастыря. Может он прокомметирует. Кем дано благословение Пелагее принимать записки? В подтверждение своей приближённости к старцу Пелагея и Сергей(муж Пелагеи) почти ежедневно в открытых ими группах крутят свои фотографии и видеоматериалы с батюшкой Илием. Пишут про общего у них с батюшкой Илием келейника в монастыре. Знакомые теперь чуть ли не молятся на Пелагею. Во власти которой и записки старцу передавать. И в монастыре она про каждый уголок знает да к любому батюшке подойдёт. Скинула знакомым ссылку на данную тему. Предложила хотя бы бегло прочесть. И задать вопросы даже. Как задавала здесь я. Они сразу сказали, что тема старая. Если монастырь не опроверг официально передачу записок- значит, есть на то благословение. Мой призыв к знакомым не утомлять батюшку записками, ведь он старенький! Мои знакомы проигнорировали. Говорят раз такая возможность подачи записок есть- значит, необходимо ею воспользоваться! И ближнему нужно рассказать про появившуюся возможность передавать записки. А я им в этом чуть ли не препятствую.
  14. Примите это как факт - Вы уже порознь. Если в бытовом плане еще ведете общее хозяйство, то взвесьте, где и в чем могли быть ваши упущения как хозяйки. Вкусно, чисто, уютно ли дома.. ухожены ли сами, не унылы ли. Есть ли интересы кроме дома и работы.. попробуйте формально "уважать" его решение уйти и займитесь собой, а там может все иначе повернется. Про молитву и Таинства сами знаете, раз ребенок вымолен. Рухнули планы? Может к лучшему.
  15. Добрый день, вчера буквально узнала, что меня бросает муж. Мы, семья в процессе развода Ирина и Андрей. Говорит ребенка не бросит, а меня не любит, чувств нет и все прошло. Мы живем 15 лет и только 7 лет назад у нас родился долгожданный вымоленный ребенок и идет в этом году в первый класс. Я пол года назад поняла, что отношения стали другими, грубыми, безразличными. Ссоры из за его уходов по выходным и враньем, что с ребятами в бане, не могу принять это, для меня случился шок и земля выбита из под ног. Рухнули все планы и мечты. Посоветуйте, вразумите. Я удивлена, что человек не хочет даже попробовать сохранить семью.
  16. Глава 17, стих 10: «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притч. 17:10). Это критерий для того, чтобы определить: мы разумные или глупые. Если разумные, для нас достаточно и внушения, после чего мы исправляемся. Но люди упорны во грехе и часто даже после многих скорбей не вразумляются. Также этот стих учит соразмерять наказание того, кто находится под нашей властью. Здесь сказано про выговор. Не про оскорбления и унижения, чего не должно быть, когда мы вразумляем человека. Например, вы начальник, и один из ваших подчиненных что-то сделал не так. Исправить его — ваша должностная обязанность. Нужно сделать выговор, но при этом не переходить грань, не унижать достоинство человека, не оскорблять его лично, а сделать выговор именно относительно того, в чем он должен исправиться.
  17. Глава 17, стих 9: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Притч. 17:9). Описывается ситуация, которая многим знакома. Когда человек совершил некий проступок, но принёс извинения, и уже не повторяет его, а родственники укоряют: «А помнишь, как ты сделал?». Такое поведение изобличает отсутствие любви в человеке. Тот, кто ищет любви, покрывает проступок. На днях я прочитал рассказ человека, который в молодости совершил грех против своего отца. И прошло много лет, уже двадцать лет как отца нет в живых, но всю жизнь его мучит совесть за то, что он сделал, хотя, как он пишет, отец ему никогда не напоминал о произошедшем. Так что не нужно напоминать человеку про его прегрешения. Это Господь и Сам сделает посредством голоса совести. А если мы продолжаем напоминать и попрекать человека в том, в чем он уже раскаялся, то мы и лишаемся расположения этого человека, и навлекаем на себя гнев Божий. Потому что вы знаете этот принцип: в чем осудишь, в том и побудешь. Господь часто попускает тем, кто осуждает другого, впасть в то же самое.
  18. Новости Твери http://www.patriarchia.ru/db/text/6145257.html
  19. ВладимирБ

    Беседка

    По мере того, как человек приближается ко Христу, в нём естественно пропадает пристрастие к суетному, вызывается к тому отвращение. Если нету ещё отвращения, значит мы далеки от Христа. Если есть, но они ещё нередко тянут нас к себе и мучают, значит мы приблизились немного к Богу и Тот начинает нас притягивать к себе, мол "оторвись от дел ветхого человека. Счастья они тебе не дадут. Вот Я посылаю тебе немного благодати почувствовать счастье духовное. Дам более, если совсем оторвёшься от пристрастий суетных, от греховной жизни". И если увидит от нас согласие и твёрдое намерение последовать за Ним, а за намерением дела, то скоро подаст и молитву непрестанную, и смирение, и радость в Духе Святом бОльшую первой пилотной версии. А там как хорошо будет с Ним!
  20. ВладимирБ

    Беседка

    Желаю всем форумчанам духовного преуспевания и радости в Духе Святом. Что может быть выше этого? Ни материальное благополучие, ни слава, ничего. Всё суета. Как говорил кто-то из святых, что имеющий в себе Христа, а всего остального лишённый - богаче даже того, кто бы имел всё.
  21. ВладимирБ

    Иисусова Молитва

    Св. Игнатий Брянчанинов: "При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело, принимают участие в ней. Упражнение молитвой Иисусовой святой Давид, точнее же Дух Святой устами Давида, предлагает всем христианам без исключения: «царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того единаго» (Пс. 148, 11–13). Буквальное понимание перечисленных здесь состояний будет вполне непогрешительным, но существенное значение их – духовное. Под именем людей разумеются все христиане, под именем царей – христиане, сподобившиеся получить совершенство; под именем князей – достигшие весьма значительного преуспеяния, судьями названы те, которые еще не стяжали власти над собой, но ознакомлены с Законом Божиим, могут различать добро от зла, и, по указанию и требованию Закона Божия, пребывать в добре, отвергая зло. Девой обозначается беспристрастное сердце, столько способное к молитве. Старцами и юношами изображены степени деятельного преуспеяния, которое очень отличается от преуспеяния благодатного, хотя и первое имеет свою весьма знаменательную цену; достигший совершенства в благочестивой деятельности назван старцем, возведенный в благодатное совершенство – царем"
  22. Глава 17, стихи 7-8: «Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые» (Притч. 17:7). Когда человек глупый важничает и выставляет себя как мудреца, он выглядит нелепо. Так же недостойно выглядит и человек знатный, который произносит ложь, — как в глазах людей, знающих правду, так и в глазах Бога, Который видит сердце человека. Здесь предостережение тем людям, которые поднимаются на высокие посты, чтобы они не начинали упиваться вседозволенностью. Наоборот, чем больше у тебя положение, тем больше твоя моральная ответственность. Потому что, если бы ты был простым человеком, то, может быть, от твоей лжи никто бы и не пострадал. Если же знатный человек лжёт, то ему доверяет гораздо больше людей, и поэтому с него больше спросится. Ну, и ему больнее падать, потому что то уважение, которое он имел до того, как его поймали на лжи, испарится. «Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет» (Притч. 17:8). Приведу толкование отца Даниила Сысоева на этот стих: «Если человек благотворит, дарит подарки, то и сам получает наилучший подарок, вразумление от Господа. Чем больше будете дарить людям подарков, тем больше будет учить вас Бог. Поэтому и сказано: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35), счастливее дарящий, нежели принимающий. Господь за это вразумляет, то есть даёт разум».
  23. Ранее
  24. Глава 17, стих 5: «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5). Нередко люди, увидев кого-то в плачевном состоянии, говорят: «Он сам виноват, если он такой». Однако именно «немощное мира избрал Бог» (1Кор. 1:27), поэтому в христианстве не должно быть превозношения над теми, кто беднее нас. К тому же мы не знаем, что ожидает нас в будущем. Бывает, что человек, который сегодня богат, завтра оказывается нищим, случается и обратное, хотя гораздо реже. И вторая часть этого стиха тоже очень важна: «кто радуется несчастью тот не останется ненаказанным». Радость несчастью других, как правило, связана с завистью. Завистник испытывает негативные чувства из-за того, что другому хорошо. И, наоборот, когда тому, кому он завидовал, становится плохо, тогда он радуется. Это дьявольское извращение того, как должно быть. Впрочем, не всегда это связано с завистью, иногда человек испытывает радость от того, что, например, его врагу стало плохо. Но даже в этих случаях христианин не должен радоваться несчастью других людей. Тот, кто это делает, будет наказан.
  25. Глава 17, стих 4: «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притч. 17:4). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не только говорить, но и слушать такое — это действительно крайнее беззаконие и непотребство». То есть слушание греховных речей не является чем-то безобидным, оно оставляет некую скверну в душе слушающего. В современных реалиях это касается не только слушания, но и смотрения — телевидения, интернета, фильмов и так далее. Того, что там есть греховного, непотребного. Многие думают: я ведь просто посмотрел, но это оскверняет душу, иногда надолго. То, что ты смотришь и слушаешь, меняет тебя. И потому злодей становится злодеем, что внимает устам беззаконным.
  26. Глава 17, стих 3: «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17:3). Когда руда извлекается из земли, она с примесями, нечистая, и ее переплавляют. В процессе переплавки отделяется грязь, примеси, все сгорает, и остаётся чистое серебро или золото. То же Господь делает и с нами в течение жизни, потому что Он хочет очистить нас от греховных примесей. А что именно является для нас такой плавильней или горнилом? Искушения, скорби, приобретаемый ими страх Божий, по слову преподобного Ефрема Сирина: «Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». Этот стих стоит напоминать себе в минуты скорбей, потому что нередко подступает уныние, и человеку начинает казаться: «Бог меня не любит, Господь от меня отвернулся, поэтому Он попустил в мою жизнь такую скорбь». Но Христос страдал, все святые страдали, а ты вдруг должен всю жизнь прожить без страданий? Разве это Господь нам обещал? Нет, Он обещал прямо противоположное: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Через эти горькие обстоятельства Бог пытается нам не досадить, а очистить от всего того, от чего мы добровольно очищаться не хотим. Об этом говорил святой Иоанн Златоуст, что если бы люди сами избавлялись от страстей и греховных привязанностей, не было бы нужды тогда посылать эти болезненные испытания. Но, как правило, сами избавляться мы не хотим, и зачастую только удары судьбы способны привести нас в чувство, трезво посмотреть на себя и свою жизнь, переосмыслить её.
  27. Глава 17, стих 2: «Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство» (Притч. 17:2). В древности положение раба иногда было отнюдь не низким. Почему здесь сказано, что между братьями раб разделит наследство? Потому что, если у богатого отца сыновья бестолковые, то он, готовясь к смерти и зная про то, что ни одному из них нельзя доверить разделить наследство, доверяет это своему слуге, которого знает много десятилетий как достойного, надёжного человека. Так что важно не сословие, в котором ты родился, а то, каков ты сам по себе. И разумный человек даже одним своим умом, без связей и знатного происхождения добьётся того, что его будут слушать и ценить. Так что не следует роптать на то, что у кого-то изначально лучшие условия жизни, чем у тебя. Только от тебя зависит приобретёшь ли ты благорасположение Бога, и пройдёт ли твоя жизнь не напрасно. Также этот стих показывает, что сын, живущий беспутно, теряет все преимущества, которые он имел по рождению, и, опускается, становясь хуже раба, что ярко показано в евангельской притче о блудном сыне.
  1. Загрузить больше активности
×
×
  • Создать...