Jump to content

All Activity

This stream auto-updates     

  1. Today
  2. Очень интересная статья об обидах, прощении и причинах. Разожми кулачок, обезьянка Марина Бирюкова Источник: Православие и современность Прощение — это проблема не только духовная, но и психологическая: нам будет трудно разрешить эту проблему, если мы не посмотрим на нее глазами практикующего психолога, к тому же верующего, православного человека, писателя и журналиста. Наш собеседник — Александр Ткаченко. — Александр Борисович, как бы Вы, будучи психологом, определили: что значит простить? Простить — это что сделать? — Не претендуя на академичность этого определения, я сказал бы, что простить — значит, высвободить ту энергию, те внутренние ресурсы, которые раньше расходовались на непрощение. Непрощение — это обида, на то, чтобы сдерживать напор обиды, у человека уходит масса энергии, причем перманентно: ведь непрощающий человек всегда должен быть готов отвергнуть попытку примирения с той стороны. А что происходит, когда мы простили? Имеющийся у каждого из нас обыденный опыт свидетельствует: человеку становится легче. Ощущение этой легкости хорошо выражено в расхожих выражениях: будто гора с плеч свалилась, словно камень с души и т. п. Это и есть переживание возвращения той энергии, которая раньше тратилась на непрощение. И теперь эту энергию можно использовать в благих, в достойных человека целях. — А почему человек подчас так упорен в своем нежелании, отказе прощать? Например, одна моя знакомая — верующая, постоянная прихожанка — наотрез отказывается простить родной сестре, которая действительно плохо с ней поступила: продав квартиру, бросила их со старенькой мамой, инвалидом, без денег и нормального жилья, а сама вышла замуж за иностранца и уехала за границу. Говорить этой моей знакомой: «Если ты христианка, ты должна… » — бесполезно, она только жестче от этого становится в своем отказе: «Кому угодно другому, только не ей! Никакая она мне не сестра!». О позиции сестры мне судить трудно, но знаю, что она неоднократно пыталась наладить отношения.— Александр Ткаченко 17 сентября 2019 г.
  3. Yesterday
  4. Мир .вам. Прошу молитв за семью Георгия, Евы и Арсения, чтобы Господь помиловал нас и простил за грехи, вразумил и просветил нас, даровал нам дух истинного покаяния и благословил нашу семью своим жильем.
  5. Да, кратко( Решила для себя пересмотреть Духовные беседы с о. Венедиктом. Очень хорошо, что все выложено на сайте. Смотришь на батюшку и радуешься.
  6. Last week
  7. При освЕщении иконы я испытываю чувство радости, потому что я её вижу. А при освЯщении иконы я получаю свидетельство Церкви, что икона соответствует каноническим правилам: "Освящение иконы — свидетельство Церкви о каноничности её изображения. Освящение – это не придание иконе какой-то благодати, которая ей присуща благодаря лику того, кто на ней изображен, а это свидетельствование Церкви, что икона принята ею как своя. протоиерей Максим Козлов" (https://azbyka.ru/osvyashhenie-ikony) Кстати, тот факт, что в церкви изображение окропили святой водой, еще не значит, что это икона. Однажды подруга моей жены подарила нам вышитую картину Божией Матери. Мы отнесли её в храм, и батюшка освятил её не как икону, а как картину, благочестивое изображение. Но всё равно, какая бы ни была икона - освященная или нет, или даже просто изображение - если на нем Имя Божие, Имя Божией Матери, имена угодников Божиих или Святого Креста - необходимо относиться к нему с благоговением.
  8. В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании Проблемы современного иконопочитания. Часть 1 Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков Сегодня, в преддверии праздника Торжества Православия, когда вспоминается событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, есть повод поговорить о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов. Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе: «…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1]. Из догмата иконопочитания следует, что: Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества». На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его ангелы и святые. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием. Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням, «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826)[2]. А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов». Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников. Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни. СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их. http://www.pravoslavie.ru/119929.html http://www.pravoslavie.ru/120255.html часть 2 Интересные статьи как раз об иконопочитании. Я только часть текста скопировала, остальной по ссылкам. Там наглядно показаны современные перегибы в нашем отношении к иконам, книгам и т.д.
  9. Сайт Фома.ру: Что такое икона? Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона. Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема. 1. Мост между небом и землей Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть. Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно. Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть? Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали. Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях. Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы. Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего. Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю. А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них. 2. Какой должна быть икона? Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов. К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили. Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь. И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке. К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо – с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах. 3. Почитание икон Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему? На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона. Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы. Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей. Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
  10. Так и приобретать такие иконы будут определенные люди. Сколько угодно в инете красивейших лиц, и нимбы над ними. Есть почитатели и таких изображений. Что тут поделать? У меня есть фотография Соловецких Отцов, они все с нимбами, но это фотоколлаж, не икона. Батюшка преподобный Амвросий Оптинский на одной из картин, где он сидит на стульчике, изображен с нимбом, но это не икона. То есть, определенные правила существуют, думаю.
  11. И в лавке все иконы освящены. А если икону получили в подарок, или от бабушки осталась, и неизвестно, освящены, или нет - идём в храм и освящаем!) У меня был такой случай в самом начале воцерковления. Я вышла из дома на минуточку, а потом, когда вернулась около подъезда лежела маленькая иконка Пресвятой Троицы и маленький молитвослов. Шёл дождик и все это намокло и испачкалось. Так жалко было! Я взяла, высушила и отнесла в храм, батюшка с великим благоговением освятил и я берегу эту удивительную находку! Ну а старушки из подъезда, конечно приговаривали - не бери, это неизвестно откуда и пр. суеверный бред.
  12. Ведь если иконы будут писать в технике "я художник - я так вижу", то у молящегося при взоре на образ начнётся фантазирование, а это во вред.
  13. "Митрополит Элладской Церкви: ПЦУ не существует, ей нельзя дать автокефалию".
  14. Ну, а вот на одной из бесед о. Нила поломник, задавая вопрос, указал на стену со словами про старца - вот его икона (не помню уже о ком именно речь была). Отец Нил его поправил, уточнив, что это не икона, а портрет. Какой-то фильм документальный смотрела про иконописцев. Они показали список-пример (грубое сравнение - шаблон) основ образа святого. Конкретно показали примеры глаз. На портрете человек изображается похожим на себя в жизни, а на иконе изображение ограничено утвержденными рамками. Поэтому многих святых визуально принимаем за других, пока не подойдём и не прочтем имя. Плюс, как я уже писала слова батюшки из монастыря, что в иконе обязателен нимб. Могу быть не права всё же.
  15. Исповедь, исповедь, исповедь...
  16. Икона освящена самим изображением на ней. Даже если фото в журнале и даже если в газете - это освященная Ликом изображения (или изображений) икона. Неужели Спасителя или Матерь Божию в изображении надо еще освящать? Хотя священник не откажет в освящении, предполагаю. Это по духовному возрасту. Кому-то надо много Крещенской воды, а кому-то немного. Он будет из этого немногого добавлять в любое количество воды и верить, что одна капля освятит цистерну. )) Можно задать встречный вопрос, чтобы было понятно направление ответа, который очевиден. Какие чувства Вы испытываете, видя фотографии Ваших родителей, земных, которые дали Вам жизнь (физиологически) и некоторые вещественные имения? К пра-родителям всех ступеней? К земным помощникам и благодетелям? ))
  17. Мир вам! Христианская добродетель трезвения, о даровании которой следует молить Господа, предусматривает хранение как ума от скверных помыслов, так и чувств от страстных движений — ваше "хочется" явно из последних по сказанному Христом: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем." (Мф. 5:28) Как поступать? Начать с того, что ловить себя на таких взглядах и с покаянной молитвой стараться отводить их. Помощи Божьей!
  18. А у вас тот ангел трубит сверху вниз (как описал выше батюшка) или снизу вверх?
  19. О, спросите у священников этого храма, что да как.
  20. Прикладываешься всегда с благоговением. В храме все иконы освящены.
  21. У меня в городе, во дворе того храма, в который я обычно хожу, стоит навес, под которым столик, вокруг него 2 скамейки и 2 дивана, а напротив входа - икона, ну и на крыше того навеса тоже ангел с трубой.
  22. Где-то тут был разговор на эту темы, возможно, давно. Пока не нашелся )). Трубящие Ангелы - в книге Откровений Иоанна Богослова. Немного из недр интернета. «Сын человеческий! Изреки слово к сынам народа твоего и скажи им: если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем, и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ. И если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя; то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове. Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, то, когда меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража. И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих Слово и вразумлять их от Меня (Иез. 33: 2-7). ...Иногда в руках ангелов можно увидеть трубы — символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы...(журнал "Фома") ‌"...На одном из куполов церкви в честь Казанской иконы Божьей матери Серафимо-Дивеевского монастыря находится ангел, трубящий в трубу. Ангел означает в переводе вестник. О чем трубит он, какую весть Божью несет он людям? О чем трубит ангел на храме? Ангел трубит о том, что нужно торопиться делать добрые дела, а не откладывать их на потом. В стихотворении Ивана Алексеевича Бунина о трубящем Ангеле есть такие строки: «…Трубит о том, что мы живем, Что мы умрем, что день за днем Идут года, текут века – Вот как река, как облака. Трубит о том, что все обман, Что лишь на миг судьбою дан И отчий дом, и милый друг, И круг детей, и внуков круг, Что вечен только мертвых сон, Да Божий храм, да крест, да он. И льется глас от долу до села — Творить спешите добрые дела». (Сайт художественной мастерской) "...Образ трубящего ангела — непременная часть любого изображения Страшного суда, то есть символ грядущего наказания за все наши прегрешения, — так обычно считается. Однако есть в мировой культуре несколько изображений этого грозного символа, которые несут совсем иное послание — послание света, любви, радостного удивления перед грядущим. Ангел кисти Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира — одно из немногих, кажется, доподлинных произведений великого мастера. Сам собор был поставлен ещё в конце XII века; во время Батыева нашествия XIII века страшно пострадал, горел. Только в 1408 году нашлись силы для его восстановления. Для росписи призвали из московского Андроникова монастыря весьма уважаемых мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва. Они и создали фрески, частично сохранившиеся до наших дней. От работы Рублёва осталось в западной части собора изображение Страшного суда — апостолы и ангелы, праведники, идущие в рай, два трубящих ангела, возвещающих о приближении Суда для всех живущих и умерших. Полустёртые фигуры лучше видны при ярком освещении, которое в храме бывает редко. Но всё равно можно различить и необычный разворот тела (можно ли так сказать об ангеле?), и изящный наклон головы, и тонкие черты лица. И полуулыбку — как будто они видят то, что неведомо больше никому, и это будущее для них исполнено света, нездешнего, радостного..." "Пресытясь издержками цивилизации в усложнённом условностями современном мире, мы хотим самую малость, элементарно простого: чистого свежего воздуха, хрустальной обжигающе холодной родниковой воды, не нарушаемой шумом моторов и мирской суетой тишины девственного леса. Остановить хотя бы на время мысль, полную повседневных проблем и тягот земного бытия. Где она, далёкая неведомая страна, затерявшаяся среди бесконечных просторов необъятной Родины, страна, в которой духовное выше материального, в которой находят утешение искалеченные ложными ценностями души? …Неустанно днём и ночью трубит ангел на одной из башен Оптиной пустыни, указывая путь в искомую обитель, расположенную на высоком живописном берегу реки Жиздры среди деревьев векового леса. Обитель была основана в ХV веке раскаявшимся атаманом разбойников Оптой, который жизнью аскета и подвижника - многодневным голоданием, усердной молитвой, непрестанной внутренней работой - искупил свою вину, превратив впоследствии обитель в знаменитый духовный центр России. Каждый сантиметр этой благодатной земли насыщен духом Истины - многовековым молитвенным трудом монашествующей братии. Здесь находится неистощимый родник, питающий дух жизни русского народа. Отсюда черпали силы видные философы и мыслители прошлого, государственные деятели, писатели и художники, чтобы потом в безсмертных творениях отразить открывшийся истинный смысл жизни. "Духовной санаторией израненных душ" назвал Оптину Павел Флоренский. Сюда устремлялись за словом утешения из разных уголков многострадальной Руси измученные тяжкими болезнями, семейными неурядицами, существующим строем… Рассветным утром под колокольный звон четырнадцать оптинских старцев с фресок под сводом каменных ворот Свято-Введенского Оптинского мужского монастыря встречают и приглашают к Богослужению каждого, отыскавшего сюда путь. В руках у старцев кресты и свитки, запечатлевшие простые истины. Здесь же святой Амвросий поучает, как надо жить: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение". Тихо помолившись в Введенском храме, в котором находятся чудотворные мощи преподобного старца, единым дыханием утвердить: "Верую…". Наш земляк отец Амвросий (Александр Гренков, уроженец села Большая Липовица Тамбовской губернии) был самым известным, третьим по счёту после Льва и Макария, старцем Оптиной пустыни и её духовником в середине ХIХ века. Быть может, в лёгком, едва уловимом благоухании ощущалось живое присутствие святого старца среди молящихся. Вместе с мелким моросящим осенним дождём пропитывались духом и целебным воздухом Оптиной искавшие глубокий смысл страждущие души и наполнялись миром и покоем. Сколько раз пытались уничтожить Оптину, но каждый раз она возрождалась из пепла, оставаясь истинным духовным сердцем России. В начале ХХ века её преобразовали в сельхозартель, а затем и вовсе разгромили: обезглавили церкви, сровняли с землёй могилы старцев. От содеянных бесчинств выступили слёзы на образах Богоматери и Младенца и застыли до нашего времени на иконе Матери Божией "Одигитрия" (Путеводительница), которая сейчас находится в Преображенском храме. И только от нас, наших мыслей и поступков зависит, исчезнут ли слёзы со святых ликов. Особо поглумились сатанисты в дни Святой Пасхи 1993 года, убив трёх монахов, раки с мощами которых покоятся в скромной часовенке на территории монастыря и обладают целительной силой. …Высоко поднял трубу ангел на одной из башен Оптиной пустыни, далеко окрест разносит эхо призывной набат и отголоски иной жизни. Задумайтесь, люди, сегодня, поднимите глаза на небо, и, быть может, в наступающем завтра нам откроется подлинный смысл нашего пребывания на земле (Марина Чеснокова, 2012 год) "...Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смир­нов) — первый наместник новой Оптиной пустыни. Скоро, 3 июня (н. ст.), в день Владимирской иконы Божией Матери, исполнится пять лет со дня первого богослужения обновленной обители. — На башнях Оптиной пустыни недаром — ангел с трубой, — сказал владыка. — Глас этой трубы и разошелся теперь на Пасху... (Пресс-конференция 28 апреля 1993 года "О мученической кончине оптинских монахов") Не только у Оптины такой логотип. Иногда встречается Оптинский Ангел на разных ресурсах. Что-то давно его нет в виде памятной вешицы в книжных лавочках Оптины.
  23. Вы, наверное, художник или творческий человек. Вот Вам и хочется смотреть на красивых женщин. Они Вас вдохновляют.
  24. На одной из башен монастыря Оптина пустынь находится флюгер в виде фигуры ангела. Здесь на картинке это тот же ангел, только нарисован немного по-другому. Как-то незаметно со временем он стал символом Оптиной, на книгах оптинских тоже этот логотип ставят, если не ошибаюсь. Больше ничего конкретного про этого ангела никто сказать не может. Более того, на канонических иконах трубящие ангелы обычно трубят сверху вниз, как символ возглашения воли Божией. Здесь же ангел трубит снизу вверх, а вот что это значит, как-то от всех скрыто. Во всяком случае, у кого ни спрашивал, никто не знает )
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...