Jump to content

All Activity

This stream auto-updates     

  1. Past hour
  2. Лена, немного дополню ответ батюшки. Преподобный Анатолий Зерцалов (старший) был духовным чадом преподобных Макарий и Амвросия и наставником преподобного Варсонофия Оптинского. Преподобный Васонофий почил в 1913 году, до революции ещё. Его духовник ещё раньше, в 1894. А преподобный Анатолий Потапов (младший) был одним из последних Старцев закрытой революционерами Оптины. Его как своего духовника упоминает монахиня Амвросия Обручева в своей "Истории одной старушки". Ещё до принятия священного сана он почитался за старца, его почитал преподобный Алексий Мечев, говоря: "Мы одного с ним духа". О его кончине в Житии: "...В монастырь 29 июля 1922 года приехала чрезвычайная комиссия. Старца Анатолия долго допрашивали и хотели увезти. Батюшка сохранял мирное расположение духа и смиренно попросил отсрочить арест на один день, чтобы ему можно было приготовиться в путь. Чекисты согласились, пригрозив келейнику, чтобы назавтра Старец был обязательно готов к отъезду. После этого Преподобный уединился у себя в келии. Старец в молитве предал свою душу Богу, он скончался 30 июля 1922 года в 5 часов 40 минут утра. На другой день утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?“ — „Да, — ответил он, — готов“ и открыл перед посетителями дверь келии, посреди которой уже стоял гроб с телом почившего Старца. Так Господь чудно призвал к Себе Своего верного раба, исполнившего все Его повеления и заповеди, сподобив Своего угодника в последнюю ночь молитвенно приготовиться "в путь всея земли" и не попустив надругаться над Своим избранным сосудом..."
  3. Today
  4. преп. Анатолий (Зерцалов) это Старший, а преп. Анатолий (Потапов) - Младший.
  5. Здравствуйте! Можно спросить? Тут в Оптиной Пустыне были два Старца Анатолия=одного называли Старшим, а еще одного Млашим. А кто из них Батюшка Анатолий Зерцалов?я видела книгу его о молитве=очень хорошая книга.Прошу прощения за мою неграмотность и прошу научить меня различать Старцев..
  6. Помощь Монастырю Рождества Богородицы в Ростове по благословению Игумении Афанасии Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь – одна из древнейших обителей Ярославской земли – расположен в историческом центре Ростова Великого, рядом с Ростовским кремлем, на берегу озера Неро. Однако в программу туристического маршрута «Золотое кольцо России» посещение этого объекта не входит. Увидеть великолепный памятник древнерусского искусства сегодня могут единицы: обитель закрыта для паломников. Сестрам (которых здесь всего трое) досталось тяжелое наследство: захламленная строительным мусором территория, протекающие крыши монастырских зданий, удручающее состояние келейных корпусов, отсутствие элементарных удобств и разрушающийся собор Рождества Богородицы (1680 года постройки, памятник федерального значения). Монахини остро нуждаются в помощи, чтобы возродить монастырь из руин и сохранить уникальный собор, пока в нем еще осталось что восстанавливать... Статья о монастыре на сайте Православие.ру http://www.pravoslavie.ru/107154.html Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас всех с грядущим всерадостным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, который Святая Церковь празднует 21 сентября, и хочу обратиться к вам словами проповеди отца моего духовного Архимандрита Кирилла (Павлова), так любившего и чтившего этот день. «Рождение человека есть всегда важное событие, как торжество бытия и жизни над небытием. Сколь же велика должна быть радость общая, когда мы вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы, от Которой родился Христос Бог наш — Солнце правды,- Который избавил нас от рабства греха и диавола и дарует нам вечное спасение, вечную жизнь... После обольщения лукавым искусителем праотцев (Адама и Евы), когда грех, а через грех и смерть вошли в мир, человеческий род заблудился, и отчуждился от жизни Божией , и погибал.Господь предвидел эту погибель, и, не до конца гневающийся, Он изрек для человеческого рода по грехопадении радостное обетование, а для искусителя-диавола смертельное определение: еще в предвечном совете Божием предопределено было Единородному Сыну Божию явиться во плоти человеческой, затем во времени возвещено и не однажды было повторено, что этот Сын Божий воспримет плоть человеческую чрез рождение от Девы. И вот почему через пять тысяч лет у престарелых праведных Иоакима и Анны чудесным образом рождается единородная дщерь Мария, Которая, будучи рождена по особенному действию благодати Божией, воспитана с детства во святом храме Божием и всецело предана Господу, соделывается столь чистой и святой, что является способной восприять в святое чрево Бога Пречистого и Всесвятого… Пресвятая Богородица самая могущественная руководительница наше в деле спасения, самая первая заступница наша пред Господом, как имеющая пред Богом Сыном Матернее дерзновение… Возрадуемся же радостью духовной преславному Рождеству Богоматери… А такой радостью может быть только радость о Господе, которою любила радоваться Сама Пресвятая Дева, то есть радуемся, услаждаясь псалмами, пением и песнями духовными, поучением о законе Господнем, назидаясь беседами душеспасительными, относящимися к нашему спасению, упражнением в делах милосердия. Аминь.» В 2021 году празднуем уже 10 раз святой праздник в нашей обители. Все свои труды посвящаем Господу и Его Пречистой Матери! Задач решить предстоит еще много — реставрация милостью Божией потихоньку продолжается! Но дело это общее, можно преодолеть его только сообща, а Господь да благословит наши труды. Сравните наши первые фото и видео об Обители с современным ее состоянием - и вы увидите благость Божию и помощь, ибо такие трудности и разруху можно было преодолевать только с Богом! «Сила Божия в немощи человеческой совершается» (по Апостолу Павлу). Поэтому по- прежнему призываем всех вас : спешите принять участие в строительстве Дома Пресвятой Богородицы! И Господь за вашу милость сотворит Свою милость с вами! С уважением, Игумения Афанасия https://vk.com/wall-114081549_26254 (Пост на страничке в ВКонтакте. В нем же - фильм об обители)
  7. Да, именно так. Ну, и со своей стороны прибавить сугубое покаяние и молитву
  8. В Русской Православной Церкви существует церковная иерархия. Настоятель - благочинный - правящий архиерей. Вот так по команде, как мне кажется, и следует действовать. При условии, что это, именно, священника надо вразумлять.)
  9. Куда и кому можно пожаловаться на священника чтобы его образумили?
  10. Yesterday
  11. Из ТГ-канала митр. Луки. "Я ВСЁ ЗНАЮ" Христос посреди нас, дорогие мои читатели! Чудо Архистратига Михаила в Хонех. «Я ВСЕ ЗНАЮ». Сегодня мы вспоминаем о чуде, которое совершил Архистратиг Михаил в Хонех. Это был небольшой городок на территории современной Турции. Когда враги Церкви Божией хотели разрушить храм, придумав для этого коварный план, сам Архистратиг чудесным образом им в этом воспрепятствовал. Я думаю, что найдется немало людей, которые зададут вполне логичный вопрос: «А почему Архангел не пришел, когда большевики взрывали Храм Христа Спасителя? Почему он не воспрепятствовал разрушению ими сотен тысяч храмов по всей стране? Почему сейчас он не приходит на помощь к тем общинам, у которых радикалы отбирают церкви?» Подобные вопросы можно задать и перед любой чудотворной иконой Божией Матери. К примеру, через Свой образ «Всецарица» Богородица исцелила от болезни раком некоторых людей. Но тысячи больных, которые обращались с просьбами о выздоровлении у того же образа, умерли, так и не получив от Царицы Небесной исцеления. Что это? Случайный выбор? Ограничение в использовании? Нет, ни то и не другое. Вы только представьте, что все происходит наоборот. Каждый, кто заболел, попросил Богородицу о помощи и исцелился. Любая несправедливость – звонок на небо, и тут же явился Архистратиг Михаил и навел порядок. Ко всем голодным прилетают вороны и раздают хлеб, воруя их у сытых граждан на базаре. Всех обиженных защищают ангелы. Что было бы тогда на Земле? Не было бы ни креста, ни выстраданной свободы выбора, ни мученичества за Христа, ни подвига, ни покаяния. То, что Бог являет иногда Свои чудеса, не есть правило, а исключение. И главное, что Он нам хочет этим сказать – Я всегда рядом. Я знаю одну семью, у которой болен взрослый ребенок. У него не все в порядке с психикой и есть признаки беснования. Эта семья не хуже и не лучше других. Но вот именно у них такой крест, который они несут уже многие годы. Когда-то, в особенно тяжелую минуту, когда в душу вошло отчаяние, мама этого ребенка изо всех сил стала взывать к Богу. И услышала от Него прямой ответ: «Я все знаю». Я ВСЕ ЗНАЮ – это ответ Бога всем нам. Бог все знает, но это не значит, что Он будет каждый раз вмешиваться в жизнь, наводя в ней порядок. Порядок Он наведет потом, притом везде и сразу. А пока нам нужно самим стараться наводить порядок здесь, терпеть, нести свой крест и хранить верность Господу, несмотря на все то безумие, которое творится вокруг нас. https://t.me/Lekarzp/851
  12. Сейчас, пожалуй, новые герои... <Клавиатура> без костей. <Смартфон> мой - враг мой. Что у дурака на уме, то и на <страничке в соц сетях>. ))
  13. ВНУТРЕННИЙ РАЙ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ Митрополит Владимир (Иким) Ташкентский и Среднеазиатский. Слово о молитве 1-е Истинно любящий жаждет быть с любимым всегда и везде. Таково ли наше стремление к Небесному Отцу? Изменнически, предательски ведем мы себя в отношении к Всевышнему. И в том предательстве, которое представляет собою наша рассеянная жизнь, многие не видят никакого греха. Наперекор Священному Писанию, мы то и дело ходим на совет нечестивых (Пс. 1, 1). Мы торопимся к «приятелям», от которых слышим кощунственные и соблазнительные речи. Мы спешим к зрелищам, растлевающим наши сердца всяческой мерзостью. Мы упиваемся книгами, источающими яд разврата и лжи. Так, позабыв Господа, мы прелюбодействуем с Его врагом — сатаной. О какой молитве Пречистому Создателю может идти речь, пока мы не отсекли от себя эти грязные сети? Отказ своему «внешнему» человеку в душевредных блужданиях — первейший шаг на пути к благодатной молитве. Но хождением на совет нечестивых, скитаниями среди мирской злобы и непотребства занимается не только «внешний», но и «внутренний» наш человек. Вот мы наедине с собой: но в воображении — сладострастные картины греха, тщеславные мечтания, жгучие замыслы мстительности и ненависти. С этим блудом ума гораздо сложнее бороться, чем с рассеянностью внешней жизни. Ум — быстр и своеволен, он обладает способностью мгновенно переноситься куда угодно. Этим его свойством отлично пользуются бесы, заманивающие необузданный ум в свои ловушки. Где найти узду для такого норовистого скакуна? Надо добиваться того, чтобы в своих мыслях мы все время были заняты беседой с Богом. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2), — эта высокая апостольская заповедь выполнима для тех, кто терпелив и неотступен в молитвенном труде. Духовной дисциплиной закаляли свой ум не только избранные подвижники — такое спасительное делание является общим для всех благочестивых христиан, оно было повсеместно на Святой Руси. Так великий князь Владимир Мономах писал в наставлении своим детям: «И на коне едучи, втайне беспрестанно взывайте: Господи, помилуй! — ибо молитва лучше, нежели думать безлепицу, ездя». Так, молитвой дышал среди внешних трудов ум воина, купца, пахаря — и тем полнилось святорусское благочестие. «Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за Ризу Христову, и Христос не оставит вас», — утверждает преподобный Варсонофий Оптинский. Напрасно нерадивые пытаются оправдаться множеством мирских забот и дел. Губят души не жизнь в миру, не будничные труды, а забвение о Боге, страстная привязанность к земному. «Надобно и в миру трудиться, и Богу молиться», — гласит поговорка. К непрестанной памяти о Боге, проявляющейся в непрестанной молитве, призваны не только монахи и отшельники, но весь род христианский. Всероссийский молитвенник Преподобный Серафим Саровский предлагал мирянам простой и доступный образ памятования о Боге. Наикратчайшее правило молитвословия: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и единожды «Верую» — утром, днем и вечером; всего по пять минут предстоять пред святыми иконами, что возможно при любой занятости и утомлении. Это малое правило вместило драгоценнейшие сокровища Церкви Христовой: дар Сына Божия — молитву Господню, архангельскую песнь нашей Небесной Заступнице — Матери Божией, святоотеческий Символ веры — основу спасительного православного учения. И в дополнение к этому правилу христианин среди дневных трудов должен постоянно тихим голосом или только в уме повторять краткие молитвенные воззвания: до обеда — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!», после обеда — «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго». По слову Преподобного Серафима, неукоснительно проводя такую молитвенную жизнь, мирянин может «достичь меры христианского совершенства», то есть — святости. Силу кратких молитвенных обращений, содержащих преславное имя Спасителя, верные знали с первохристианских времен. С внешней стороны: такие молитвы легко запоминаются, к их произнесению легко обретается навык, они превосходно обуздывают мятущийся ум. А в жизни духовной — из этих простых семян возрастают дивные всходы благодати. Опытом святых отцов самым действенным средством для стяжания непрестанной памяти о Боге признана молитва Иисусова. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» — в этих немногих словах молитвы Иисусовой заключена целая вселенная христианских чувств. Здесь — исповедание Христа Спасителем и Господом. Здесь — мольба о помиловании кающегося грешника. Здесь — призывание имени Господня, страшного для духов злобы. Из каждого слова веет свет разума. Постигнув это, приступивший к молитве Иисусовой сможет руководствоваться неукоснительными законами молитвенной жизни: заключать ум в произносимые слова, отсекать всякие посторонние мысли, не допускать разгорячения крови и воображения непотребных зрительных картин. И, конечно же, условием условий для спасительности делания остается смирение пред Богом и людьми, сознание своей нечистоты и немощи. Именем Моим будут изгонять бесов, — обетовал Христос Искупитель (Мк. 16, 17). Ничто так не страшит диавола в устах человеческих как молитва Иисусова, и занятиям ею особенно противится враг нашего спасения. Первый его лукавый прилог — внушение скуки, вопрошания жалкого рассудка: «Что толку без конца повторять одно и то же?» Эта ложь разоблачается не умствованиями, а живым опытом — делатель Иисусовой молитвы с первых шагов вкушает ее пользу, а затем и прикасается к ее сладости. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Какой-нибудь человек никогда не пробовал меда и станет расспрашивать, что это такое. Как ему объяснить? Скажешь ему, что мед сладкий, приготовляется пчелами, вынимают его из улья... И все-таки не поймет, что это такое. Не проще ли сказать: “Хочешь узнать мед? Да попробуй его. Попробовал? Сладко?” — “Сладко”. — “Знаешь теперь мед?” — “Знаю”. Попробовал человек и сам понял. Так и с Иисусовой молитвой. Многие, познав сладость ее и значение, все оставили, всю жизнь отдали ей, чтобы сродниться с ней, слиться со сладчайшим именем Господа Иисуса Христа». Но тут же святой Оптинский старец предупреждает: «Две добродетели необходимы в деле спасения: одна — любовь, другая — смирение. Без этих двух не только умная молитва, но и самое спасение невозможно». Да, даже простое призывание имени Господня, в котором не участвуют ум и сердце человека, оказывается сильным оружием в борьбе со страстями. Для изъяснения такого действия молитвы Иисусовой в благочестивых сочинениях приводится притча о попугае. Этот попугай имел строгого хозяина, нередко распекавшего своих подчиненных. Попугай, хоть без ума и толку, а все же запоминал грозные хозяйские речи. Однажды клетка попугая осталась незапертой. Он выпорхнул на волю — и оказался в когтях ястреба. Обезумев от страха, попугай голосом своего хозяина рявкнул на хищника — тот испугался и выпустил жертву. Так же пугает демонов имя Иисуса Христа — Победителя ада, поправшего диавольскую державу. «Трудовая», одним умом повторяемая, Иисусова молитва является великолепным противоядием от грубых страстей и внешних соблазнов, но не спасает от тонких внутренних искусов, прежде всего — от тщеславия и гордыни. Впрочем, внимательный делатель найдет лекарство от самовозношения в самой молитве Иисусовой. «Чем, в самом деле, человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй! помилуй! — а подастся ли милость, это еще кто знает», — так врачует самомнение молящихся преподобный Амвросий Оптинский. Знающие понаслышке о вершинах Духа, на которые приводит подвижников Иисусова молитва, и торопящие явление внутреннего рая в горячке неочищенных эмоций или с помощью телесных приемов — таковые неизбежно обольщаются сатаной, под видом благодати опьяняются бесовскими миражами и гибнут навеки. Следует твердо помнить: озарениям Божественного света предшествуют многие годы «трудовой» непрестанной молитвы, сопряженные с чистотой жития и помыслов, подвигами воздержания, смиренным братолюбием и пламенным Боголюбием. Высшие дары благодати — удел великих святых; и не человек достигает их, но нежданно дарует Сам Всевышний. Нам, немощным, лучше и не думать о них и не выспрашивать о ведущих к ним путях — довольно с нас и сладостного мира душевного, истекающего из постоянства в «трудовой» молитве. Как осветляется жизнь того, чей ум занят непрестанной беседой с Богом! Кротость и любовь осеняют душу памятующего о Вселюбящем Спасителе: этими святыми чувствами гасятся семейные ссоры и конфликты на работе, сглаживается память об обидах, врачуются глубокие скорби, даруется немеркнущая тихая радость. Высоким смыслом наполняется то, что прежде раздражало нас: ожидание транспорта, стояние в очередях — все это претворяется в светлое время молитвенного делания. Достигшие духовного опыта и среди напряженных мирских дел не разлучаются с молитвой, таковым сопутствует Богоданный успех во всех начинаниях. Имя Господне, запечатлеваясь в уме, охраняет молитвенника и во время сна, оберегает его от нечистых или кошмарных видений. И что самое драгоценное: в награду за усердие Господь все чаще посылает труженикам молитвы мгновения сердечного умиления — предвестия полноты Божественной любви. По слову Святителя Иоанна Златоуста, «человеку бодрствующему и внимательному, имеющему пламенную любовь к Богу, ничто никогда не может препятствовать беседовать с Богом». Приступившему к молитве Иисусовой уже нельзя охладевать в ревности, оставлять начатый труд. Продолжительные занятия умным деланием искореняют из сердца грубые страсти: душа становится подобной почве, возделанной и удобренной для посева. Прекрасно, если падут в нее добрые семена, — но по забвении труда на ней буйно разрастаются сорняки порока и безверия, губительным злом становится ее плодородие. Так да не ослабеем же на спасительном пути, памятуя о небесной награде тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия (Рим. 2, 7). <...> Возлюбленные о Господе братья и сестры! Многими трудами и заботами сколачиваем мы земное благосостояние, которое теряет для нас свое значение в час нашей кончины. Так неужели пожалеем мы трудов, чтобы обрести вечное сокровище молитвы, растворяющее для нас врата Небесного Царствия? Прибегнем же, как послушные любящие дети, к Превечному Отцу — и изведет Он нас из долины греха и смерти в обители райские. В тишине, незримое миру, вершится дело благодатной молитвы — таинственной духовной опоры человечества. Молятся за нас неведомые нам смиренные угодники Божии. Молятся за нас иноки и инокини святых обителей — «иные люди», отрекшиеся от мирских услад ради молитвы за весь мир. Молится за нас, неустанно молится Мать-Церковь Православная — во храмах земных и в обителях небесных. Привнесем же в этот прекрасный вселенский хор наши слабые голоса, да обретут они силу и величие в гармонии Божественной любви — и да возрадуемся мы во Царствии Божием. Не будем медлить: положим благое начало молитвы — нашей жизни с Богом и в Боге, жизни истинной, всерадостной, нескончаемой. Так да соблюдем и спасем свои души; по слову Святителя Иоанна Златоуста, «ревностно молящиеся не допускают себя до чего-либо недостойного молитвы, но стыдясь Бога, с Которым беседовали, быстро отталкивают от себя всякое коварство лукавого». Аминь. ...Благое безмолвие, о котором говорят нам святоотеческие писания — это не простое молчание. Человек может молчать и в то же время предаваться беспредметным мечтаниям, греховным мыслям, гневу, зависти или гордыне. Благое же безмолвие есть внутреннее молитвословие, внутреннее молитвенное призывание Господа. Основу умного делания составляет молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Немногие эти слова заключают в себе и покаяние, и исповедание веры, и Богопознание. Высочайшему смыслу их посвящены многие тома творений христианских подвижников. Не только отшельникам и монахам необходима молитва Иисусова, это великое духовное оружие может послужить каждому христианину. Когда одолевают нас греховные помыслы и бесовские соблазны, начнем повторять про себя Иисусову молитву — и, устрашившись имени Спасителя нашего Иисуса Христа, оставят нас бесы, враги спасения нашего. (Из книги митрополита Владимира «Врата покаяния»)
  14. https://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/molchanie.html О молчании Научиться молчать Игумен Нектарий (Морозов) https://pravoslavie.ru/80965.html Почему Арсений Великий говорил о том, что нередко раскаивался в сказанном, но никогда не сожалел о молчании? Возможно, он вспоминал при этом о годах, проведенных в столице, в ее блеске, в ее «высшем свете», в котором света на самом деле так мало и так много самой настоящей тьмы – мало правды и много лживых, льстивых, неискренних речей. Возможно, ему на ум приходили ситуации, когда его собственные слова, произнесенные под влиянием определенных обстоятельств и чувств, спустя какое-то время оказывались не соответствующими действительности, что не могло не уязвлять его чистую душу. Возможно, когда-то ему случалось давать кому-либо не очень удачные советы, и впоследствии он об этом скорбел… Но всё это относилось к прежней – многозаботливой, многопопечительной, наполненной суетой жизни, а уж никак, кажется, не к тому преподобническому житию, которое проводил он в пустыне.
  15. Last week
  16. Инокиня Василисса (Екатерина Васильева) - эксклюзивное интервью после пострига / 153ГОРЫ
  17. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф.10:18-21) возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:29-30) Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали, а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания: горе напоящему подруга своего питием мутным (Ср.:Авв.2, 15). В нас какая-то смесь: мнимся и Промысел Божий признавать, и других не перестаем обвинять, аки бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православною Церковью, что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится и кийждо сам о себе воздаст слово Богу (преп. Амвросий, https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optinskij/simfonija-po-tvorenijam-prepodobnogo-amvrosija-startsa-optinskogo/47)
  18. Актриса Екатерина Васильева о постриге: «Мне хочется спастись!» Елена Симанкова Источник: Милосердие.Ru Актриса Екатерина Васильева, принявшая на 77 году жизни монашеский постриг с именем Василисса дала первое, и, как она заявляет, единственное интервью о переменах в ее жизни. Вопросы инокине Василиссе задавал ее сын, священник Дмитрий Рощин. Видео размещено на Youtube-канале «153 горы». Приводим самые интересные моменты этой беседы: О желании быть с Богом «У меня несколько раз на протяжении жизни было такое впечатление от пребывания в храме, и потом, когда я ездила по монастырям: мне казалось, что я нахожусь именно там, где я должна быть. Думала: здесь люди все делают правильно, почему я не с ними? И я пыталась быть там, так или иначе, в той или иной степени, постепенно продвигаясь по жизни, по всем своим человеческим и биографическим коллизиям. И на сегодняшний день я себя иногда ловлю на мысли: Господи, я там, где надо быть. Другое дело, что, может быть, я опоздала, и надо было оказаться там раньше. Я пришла за спасением, конечно, и это главная цель. Но даже если я хотя бы постою рядышком, хотя бы подышу одним воздухом с людьми, которые там находятся и которые, может быть, тверды, гораздо более, нежели я – это уже хорошо. Может быть осталось какое-то время. Сколько его осталось, никто не знает, явно не так много, но если я что-то успею, то и слава Богу». О том, что заставило решиться на постриг Актеры Виктор Николаевич Лакирев (Том Уингфилд) и Екатерина Сергеевна Васильева (Лора Уингфилд) в пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, г. Москва, 4 апреля 1968 г. Фото: Виктор Будан/ТАСС «Если ответить просто, без охов и ахов, то это моя человеческая лень. Я не могу себя организовать так, чтобы не пропускать хотя бы даже воскресные службы. По старости, по немощам своим не могу организоваться, и меня это угнетает. Я плачу, я лежу и рыдаю, но встать я не могу. А когда я в монастыре, мне легче, проще. Это и дисциплина, и стыд: я должна идти на службу, встаю и иду. Казалось бы, ерунда, а это очень важно. Что я чувствовала во время пострига? Мне всегда было, есть и, наверное, будет страшно: а вдруг все это неправда? Вдруг я это придумала? А еще мне было страшно от того, что мне не страшно. Мне должно быть страшно до обморока, а я не боюсь. И тогда я думаю: значит ты как артисткой была, так ей и осталась. Как мне сказал человек, который продавал монашеские облачения в Даниловом монастыре: «Вы же артистка?» Я говорю, да, бывшая. А он так мрачно: «Бывших артисток не бывает!». Вот это, наверное, я и чувствую в постриге. Всегда у меня такая идея фикс: «Я себе не верю». А во время самого таинства было много чего, но я этого уже не помню». О том, какой видится сейчас прожитая жизнь https://pravoslavie.ru/141849.html
  19. Оля, это под Казанским храмом или это отдельное здание?
  20. Была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия» Совместный доклад митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исайи на конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» Православная Кафолическая Церковь сегодня находится в состоянии кризиса и разделения из-за украинского церковного вопроса. Этот вопрос возник по причине самочинного и антиканонического предоставления Вселенским Патриархатом Константинополя «автокефалии» раскольническим структурам Украинской Церкви вопреки воле Православного Русского Патриархата, Матери-Церкви для православной церковной области на территории Украины. Основная проблема, которая будет занимать нас на протяжении исследования: была ли по праву или ошибочно предоставлена Украине «автокефалия». Но прежде чем перейти к рассуждению на данную тему, мы чувствуем необходимым сразу заявить, что глубоко чтим и почитаем святой Вселенский Патриархат Константинополя за его уникальный и неповторимый вклад в Единую, Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как Предстоятель Первого престола Православной Кафолической Церкви, каждый Вселенский Патриарх имел, имеет и будет иметь каноническое право: 1) почетного председательства среди всех Православных автокефальных Церквей в качестве «первого среди равных» (primus inter pares); 2) координации Православных Церквей по критическим вопросам, представляющим межправославный интерес; 3) выражения и осуществления тех решений, которые были приняты по итогам Всеправославного Собрания, или Синаксиса Православных Предстоятелей; 4) предоставления автокефалии и автономии, с условием согласования и одобрения со стороны остальных Православных автокефальных Церквей, — и, наконец, 5) Вселенский Патриарх как Предстоятель первого Престола Православной Церкви является неизменным стражем и гарантом как канонического порядка, так и успешного функционирования соборного и демократического устроения (σύστημα) Православия. Любое ложное толкование, любая попытка переиначить вышеперечисленные привилегии чести Вселенского Патриархата в «первенство власти» искажает православную экклезиологию, уничтожает ее соборное и демократическое устроение и привносит единоначалие власти в духе папизма, а Вселенского Патриарха превращает в Папу Востока, который будет ex cathedra («с кафедры») изрекать позицию Православной Церкви, не считаясь с мнением других Православных Предстоятелей. В подобных случаях холодно равнодушным не может остаться ни один епископ Православной Церкви. Его долг — преобразить пассивную тревогу в ответственное действие, возвыситься над самим собой и, руководствуясь архиерейской совестью, бескорыстно и бесстрашно выступить на борьбу с любым произволом, коль скоро этот произвол направлен против соборности Православной Церкви и грозит разделением Вселенскому Православию. https://rusk.ru/st.php?idar=89840
  21. «Самое существо души нашей – образ Бога» (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Святитель Иоанн Златоуст: "Душа - есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, - отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам". Преп. Иоанн Дамаскин: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Душа была создана вместе с телом, а не так, как пустословил Ориген, будто сначала была сотворена душа, а потом тело".
  22. Мир вам! Около десяти лет назад я был адептом индуизма, а в частности — джнана-йоги, где идея реинкарнации присутствовала. И даже там она рассматривалась как помеха "единению с Абсолютом". В буддизме же сансара — бесконечный круговорот бытия, включающий и реинкарнацию — вообще считается врагом "просветления". Что касается самой идеи реинкарнации, то она абсурдна в принципе: нет никакого смысла в смене тел души — и вознесение до "божественности", и низведение до земляного червяка не является финалом существования. Одно может снова смениться другим, пусть и проходя через промежуточные стадии. Концепция механистичного "вселенского" воздаяния за плохие и хорошие поступки соответствующим вариантом "перерождения" тоже не выдерживает критики. Раз при перерождении пропадает память предыдущей жизни, то какая тут может быть "отработка кармы"? А в теле зверя или дерева что и как можно отработать? Урок, недоступный понимаю ученика, ведь полностью бесполезен. Если же "отработка кармы" происходит сама по себе, то есть без влияния души, то душа получается марионеткой бездушного вселенского механизма, и её свободная воля — всего лишь фантазия и побочный продукт деятельности разума фракции безличного Абсолюта. Хотя какие части могут быть у безграничного и неделимого Абсолюта?.. Опять нонсенс. Богу — Творцу Вселенной — вовсе не требуется испытание созданной Им человеческой души чередой бессмысленных перерождений. Одного прохождения жизни человека достаточно для вывода о его устремлениях.
  23. "Не судите..." - самое излюбленное выражение из Евангелия, которым злоупотребляют в общении с православными все - от атеистов до представителей самых экзотических и дремучих конфессий. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) говорит Господь. Но Он же, буквально тут же, называет часть людей псами и свиньями. "Под этими псами и свиньями Господь разумел нравственно развращенных людей, неспособных к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его они не могут понять. Это – люди морально падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ее, причинив им разные беды и даже смерть (см. толкования св. Иоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.)." Других людей Христос называет "змии* - значит черные духи (бесы, в общем), "порождения ехиднины" - это маленькая, но очень ядовитая змея. Дальше ещё жёстче - если брат христианин продолжает упорствовать в творимом им зле, "то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:17) А "язычество и мытарничество – самое пагубное заболевание души, заболевание совести. Иногда смертельное. Язычник, он не знает, чего Бог хочет от него; он отрекся Бога. Мытарь это символ самой большой, и самой упорной, и самой безоглядной греховности и грехолюбия" (прп. Иустин Попович). И это всё тоже слова Евангелия, где Господь учит давать нравственную оценку людям – проводить различие между добрыми и злыми людьми.
  24. Елена, вот Владислав вам уже и ответил. Все приходят к Богу по благодати, иначе не бывает. Но потом начинаются искушения, трудности, время подвига. Кто-то успевает поисповедаться, а кто-то, наслушавшись лекций, и не начинает настоящей духовной жизни, веря теоретически. Я таких несчастных встречала немало, как тот, о ком поместила здесь скрин. Меня серьёзно и горячо уверяли, что умные люди, знающие люди, учат, что покаяться можно потом, когда "удостоверишься" за гробом в необходимости покаяния, когда уже не сможешь больше грешить, - покаяться во всём сразу и получить спасение в аду. "Ведь Бог любит меня, Он добрый, я верю, Он всё простит". Читать такие книги и слушать такие речи мне всегда просто невыносимо больно, страшно за людей - и тех, кого вводят в заблуждение, и тех, кто обманывает обратившихся к Богу. Они могут уничтожить в человеке действие призывающей благодати полностью, и лишить его спасающей благодати. Спасения лишить, Лена. Первое, увы, как раз и сказано о проповедниках и последователях таких ересей. Что именно заменяет в душе Христа, гордость знания, или служение другим страстям, по сути не важно. И. Не могу себе представить, что можно спастись тому, кто не ищет Христа. Страсти задушат.
  25. Лена, и у меня также было. Так мы ж с вами находимся на православном форуме оптиной пустыни. Изучаем сами и спрашиваем то, что не знаем. Ценные ответы батюшки. А еще, сами знаете, что бывает и так, что ответы форумчан заставляют задуматься. Об упомянутых персонажах рассказано в Библии.
  26. Помнится, кто-то себя кающейся грешницей называл. Так какое дело кающимся грешникам до "вариантов" упомянутых персонажей?
  27. Лена, так у большинства так. Человек вначале горит просто верой. Но это проходит и человек должен потрудиться, утвердиться в воле. Доказать, что зерно не на камень и не на дорогу упало. И не в терновник, и для этого тоже нужно потрудиться, том числе, и в изучении своей веры.
  28. Валентина, если не секрет, вы сами как покаялись? Помните свою первую исповедь, как это было? Вы сознательно прошли все этапы-услышали о Христе и Евангелии, прошли оглашение, крещение, изучали постановления Соборов? Про себя могу сказать, что крещена я в младенчестве, много лет жила "как все" и о Спасителе не знала практически ничего. А когла узнала - меня просто "накрыло". Знала ли я в тот момент о Вселенских соборах - точно нет. Было ли у меня чистое сердце, способное отличить истину от лжи - не думаю. Но как-то же это произошло? По благодати и никак иначе. Я это к чему. Можно знать наизусть всю догматику и все Соборные постановления, и при этом не считать нужным покаяться. Я значения Вселенских Соборов не отрицаю ни в коем случае. Но это для тех, "кто жаждет" (с) , кто ищет Бога и Христа.
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...