Jump to content

Olqa

Пользователи
  • Content Count

    6565
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    246

Olqa last won the day on November 24

Olqa had the most liked content!

Community Reputation

11901 Очень хороший

About Olqa

  • Rank
    Участник
  • Birthday 03/08/1961

Recent Profile Visitors

62097 profile views
  1. Валя, вопрос непростой. Очень хорошо, когда есть именно приход - община единомышленников, для которых приходская жизнь не сводится только к посещению служб. Особенно на маленьких приходах или не в многолюдных населенных пунктах. В храме ведь великое множество дел. Хорошо, если есть средства нанимать уборщиц, садовника, грузчика и т.п. Или вдруг найдётся такой доброволец и возьмёт на себя многие заботы. Или, как в монастырях, добровольцы-трудники. Да и за пределами храма необходима взаимопомощь. И когда люди умеют общаться между собой за пределами богослужений миролюбиво, могут попросить помощь и оказать ее, знать нужды храма и свяшенства, прихожан, то есть жить большой дружной духовной семьёй - это же как хорошо! Предполагаю, что в любом храме есть такой актив, который "на подхвате", но если есть община - это дар и священнику, и прихожанам. Не знаю, все ли отцы хотят иметь приход в смысле общины. Это может обернуться допнагрузкой по примерению, а др раз и крепкому смирению некоторых. Ведь, по сути, нарушающие правила и хотящие порядка - люди одного склада: хочу, как считаю правильным. Несмиренные со всеми вытекающими. Из личного опыта больше всего вспоминается приход Подворья одного из монастырей. Не знаю про его жизнь за пределами Богослужений, но в самом храме, буквально с первых шагов, там чувствовалось так непривычно - мир, покой, никакой суеты, чтобы ни происходило - ко Причастию ли, на помазывание ли, ко Кресту ли. Существовал порядок подхода к Чаше, его спокойно придерживались. Прежде, чем шагнуть, народ смотрел - не надо ли кого пропустить, вдруг у братьев и сестер есть необходимость подойти поскорее, или просто уступить место, пропустить вперед. Канон Андрея Критского - если народ уже на лестнице стоит от многолюдства - никто не лезет ближе к Алтарю, не создает толкотню, встал рядышком. Пишу и до слез воспоминания. Это была заслуга отцов и уважаемых староприхожан, чьими трудами восстанавливалось Подворье. Не знаю, как им это удавалось... Пришлось и разницу увидеть при смене начальника. Ещё знаю, как нелегко бывает отцам. Пытаются народ собрать в приход, но нередко находится конфликтный человек, который и сам не особый участник и помощник в делах, и воду мутить начнет, выражать недовольство, кичиться своими знаниями, унижать других. Или дюже правильный, как сам о себе думает. И вот уже в Воскресной школе конфликт, библиотека заглохла, кто-то с кем-то не здоровается и т.п. В былые времена много текстов на эту тему современные священники писали.
  2. Да уж. При этом понятия не имея о смирении. Если в храме сформировался приход, а не воинская часть с "настоящим полковником" из умных прихожан во главе, то можно встать на защиту отца. Сколько угодно случаев, когда приход соборно отстаивал своих священников в тех или иных ситуациях. Другое дело, если прихода нет, если не создался или его развалили.
  3. Соглашусь. Один из монастырей закрывался на время первой волны. В обычное время это многолюдная обитель была, есть, и очень надеемся будет. Но вот такое "афонское" состояние многим пришлось по душе. Соседний женский монастырь и после карантина открыт был только с 10 до 17 часов.
  4. Если размер подходит и есть такая традиция в храме, то можно налить в баночку свое масло и поставить на стол, где будет стоять масло к освящению на соборование. В Оптине (может и в др местах - не вем) по окончании соборования в каждую поставленную ёмкость ещё добавят маслице из общей ёмкости. Некоторые ставят на этот стол целые литровые бутылочки масла разного - и оливковое видела, и льняное, и подсолнечное. Употребляют в пищу по благословению. Отче, в Оптине как прежде, по пятницам, соборование?
  5. Никто не ссорится, не надейтесь. Есть некоторое недопонимание, не более того. Я виновата. Владислав может так, как может. Как и любой из нас.
  6. С началом Рождественского Поста! Не приписывайте мне того, чего нет. Вы же недавно только упоминали советы Святых Отцов насчёт фантазий. Применяйте в жизни своей, должно стать легче.
  7. Много спрашивала на эту тему. И духовника, и на приходе. Ответ ВСЕГДА один: внимай себе, следи за собой, занимайся своими грехами. На приходе, повторюсь, всяких советников по вопросу кто и как должен себя вести в храме отцы ставят на место. Порой очень строго. И причина на то есть, даже не одна. Начиная с того, что самому советнику это не полезно, мягко говоря. Люди очень разные. Прежде, чем спросить с человека, ему надо донести то, о чем спрос. Хорошо, что с помощью интернета знай себе сыпем цитаты святых отцов, кто и что думал на разные темы. Не все люди так делают, далеко не все. Разные условия жизни, образования, местонахождения. Не говоря уже о благодати, которая помогает понимать, вникать, помнить. Кто был на службах старообрядцев, восхищается их поведением во время службы.Как на параде все четко. И?.. Чего-то припомнились "насельники" шаталовой пустыни. Какое-то время ходили в храм то ли брат с сестрой, то ли муж с женой. Женщина как давай порядок в храме наводить: прям как Владислав, только вместо цитат говорила: а меня Старец Илий благословил замечания в храме делать. До отца Настоятеля дошло каким-то образом миссионерская деятельность "пустынников". За ушко да на солнышко быстро спровадил. Мне, говорит, такие миссионеры не один раз уже приход пытались развалить. Это не у нас. В другом храме. По носу, в основном, священники. Исключительно для спасения души гордеца и целостности прихода.
  8. Да нет, все проще будет. Как вариант, отец сначала ласково так спросит, что это я про других-то вдруг заинтересовалась?! Что? Сама исправилась уже? Поклоны бабуля не там сделала? А ты от своей гордыни, скажет, в ворота церковные скоро пролезать уже не будешь, как тебя раздувает-то. Специалист высокообразованный объявился. Прям не знали, как без тебя жить дальше будем. Без твоей слежки за другими. Жду на исповедь! Хотя что нового-то услышу?! Очередной отчёт о делах других?! Каждый раз одно и тоже, одно и тоже... И когда-нибудь с Божией помощью. добьется отец своего.. Сдвинет с мертвой точне бдения за другими. Но только как вариант...
  9. Наверное, меня тоже заглючило, но я прочитала, что 1000 р стоит. Акция там такая. Ничего личного, Владислав! Я просто представила себе глаза отца N, который сам лично пилит и колет дрова, чтоб в храме тепло было. И я ему: отец, тут вот московские миссионеры нам листовки предлагают. Вернее не нам, а Вам. Катехизации чтоб Вы правильно проводили, а то вот поклоны мы не тогда делаем. Могут обвинить в модернизме! Всех нас: Вас и остальных 6-х бабушек.
  10. Хорошо, однако, жить в Москве. Но желательно ещё представлять себе, как страшно далека она от остальной России...Если скучно - можно в поселковые храмы силы свои направить и продавать здесь стенды с листовками. Сначала за отопление и свет оплатить, правда, надо. А то придется этими листовками отапливаться. Современных буржуек почти во всех храмах достаточно. Приезжайте! 40-60 км в любом направлении, с любого вокзала Не говоря уже о 100-140 км.
  11. Быт. 17:3 И паде Аврам на лицы своем Падение Аврама на землю лицом было знаком благоговения его и благодарности к Богу. Эта благодарность проистекала из сердечной уверенности его в том, что обетование Божие непременно исполнится, и исполнению его ничто не воспрепятствует, ибо изрекает оное Всемогущий. Епископ Виссарион Нечаев Толкование на паремии из книги Бытия. *** Если с таким или похожим на такое чувство кладут земной поклон люди - раб или сын?...Это так, мысли вслух.))
  12. Пожалуйста, пожалуйста. Ни в чем себе не отказывайте. )) Свой личный опыт - самый безценеый. Только очень желательно согласовать свои действия с отцом Настоятелем. И аще благословит - действуйте. Если б были прихожанином здешнего храма - увы и ах - получили бы по носу (личный опыт) отменно. Отцу Настоятелю виднее нашего, что может осилить его приход. Чтобы переобъяснить, сначала надо объяснить. Если народ вместит и поймет ещё при этом. Что совершенно не обязательно. Вот только что случайно прочитала. Косвенно по теме. "Фома": Вопрос читателя: Здравствуйте. Откуда пошло это новое веяние — крутиться за дьяконом, когда он кадит храм? Мы в храм ходим молиться или работать стрелкой компаса? Почему священники в храмах и церквах не разъясняют этот момент прихожанам? Отвечает иерей Сергий Савенков: Уважаемый Вячеслав, каждение — это древняя традиция христианской церкви. Когда дьякон или священник кадит молящихся они отвечают ему поклоном, показывая своё смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся им через каждение. Лучше всего о смысле каждения написал святитель Симеон Солунский: «Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых — престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да принято будет кадило горе [т.е на небесах — прим. авт.] и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким образом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. [Вопрос 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам]). Крутиться за дьяконом действительно не нужно, достаточно слегка поклониться. К сожалению, чрезмерное усердие заставляет людей совершать необдуманные действия. В большинстве случаев правила поведения в храме передаются устно от «старших» прихожан «младшим», так что привычки и предрассудки передаются из поколения в поколение. Многие священники много и часто говорят людям о том, как нужно вести себя в храме и особенно на богослужении, но далеко не все к ним прислушиваются. В таинствах церкви благодать Святого Духа преподаётся нам через какое-нибудь вещество. Например, окроплением через освящённую воду, или помызыванием через освященное масло. Это делается потому, что Церковь таким образом учит нас о единстве человека. Язычники считали тело — темницей души и всячески им пренебрегали. Подобные мысли были и у первых христиан, так что апостолу Павлу пришлось объяснять христианский взгляд на единство человека: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23). Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха. Вот молитва священника перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Вот перевод этой молитвы на русский: «Фимиам приносим Тебе, Христе Боже наш, в аромат духовного благоухания, приняв который в Свой пренебесный жертвенник, вместо [него] ниспошли нам благодать Твоего Святого Духа» Мир вам и радость от Господа!
  13. Да, это по Уставу. Сначала тоже всех хотела "поднять")). Здесь не бывает служб в будни и иногда в большие праздники не бывает. Архангелу Михаилу не служили, например, - отец после болезни, очень слабый. Не знаю, известно ли про Устав прихожанам. Никаких курсов нет и не было, как понимаю. Бабулечки старенькие совсем (их несколько всего, и все подсвечницы и трудницы в храме, может устают ноги стоять, не вем) на коленях стоят весь Евхаристический Канон. Не уверена, что им можно что либо объяснить. И надо ли - не уверена. Про запрет поклонов читала такое объяснение, что в земной поклон вкладывается смысл сокрушения, покаяния. Если представить ситуацию не в храме - когда человек может перед другим сделать земной поклон? В основном, наверное, со смыслом "прости", когда осознал свою вину или решил признаться, чтотнанес вред. Вот такой смысл земных поклонов в храме (образно). А каждый Воскресный день - малая Пасха, радость, ликование, никакого сокрушения. Поэтому не благословляют земных поклонов. Но...Не знаю, как сказать...Здесь такая традиция. Все три земных поклона - они с др смыслом. Надеюсь. )) Когда-то читала у схииг. Саввы Остапенко на эту тему. Писал, что кто-то редко бывает в храме, а кто-то только Воскресным днем. И им, в таком случае, так и останутся неведомыми земные поклоны. Ну то есть он с Любовью рассуждал. Из личного опыта. В день Причастия была возможность быть у мощей первой игумении Шамордино местночтимой Софии. Все пришедшие сделали земной поклон, а я нет. По новоначальности своей по букве Закона мнила себя. Я ЖЕ причастилась !!! Гордыня...Всегда нужно рассуждение, а не слепое следование букве (не в целом, конечно, а в отдельных ситуациях). А ещё - в любой день священник и все находящиеся в Алтаре перед Чашей делают земной поклон. В Веденском храме Оптины Литургию служат при открытых вратах (награда у храма такая). Этот момент видят все. И остаться стоять, когда все отцы поверглись ниц - ну как это?... А про чужое лёгкое или металлическое Православие рассуждать неблагодатно. Иначе можно самому поискушаться в таких ситуациях и самому убедиться, что к чему. Владислав, Вы спросили, что можно сделать, чтобы в слух не. Правила же есть. Сначала сам сделай замечание. Не послушает - призови свидетеля и т.д. Бывают исключения, когда человек так вовлекая в Богослужение, что не заметил, как начал в слух молиться или подпевать. С Любовью и улыбкой попросить делать это про себя и Ангельским голоском)). Но это может превратиться в диалог посреди службы. Как вариант, после службы попросить, объяснив причину. Но, в основном, народ укоренившийся как что привык делать, так и делает.
  14. В храм в поселке традиция - на Литургии всегда, кроме периода от Пасхи до Троицы, делаются соборно три земных поклона. Первый - на возгласе "Благодарим Господа", второй - на словах священника в Алтаре «И сотвори убо Хлеб сей...» (батюшка так молится, что слова его слышны, и, как правило, хор в это время поет "И молим Ти ся", после чего, по логике, все должны "умереть", почти не дышать от величия события, но нас хватает только на поклон), третий на возгласе "Святая Святым". И после этого в храме шум, немного утихающий во время Причастия. Сделать с поющими и молящимися вслух ничего нельзя. Можно попробовать что-нибудь сделать с собой. Поменять место - на приходе все на своих местах, определить шепчущего нетрудно. Не стоять рядом. Почаще исповедовать, что на Богослужении не стоите внимательно, а отвлекаетесь. Без собственных попыток смирить себя враг не отстанет. Помнится, батюшка советовал: а ты опусти глаза в пол, ни на кого не смотри, кто чего делает не твое дело. Попробовала. Смотрю в пол. Вдруг вижу: что-то плавно движется чёрное и немаленькое. Чуть не завопила. Оказалось, монахиня слегонца покачивалась и ее одеяние так "приплыло" под глаза. Вот и смотрение в пол не помогло. Если нет собственного внимания - мешать мухи и комары будут. Прихожане рассказывают, что был период, когда батюшка пытался призвать к порядку и поющих и разговаривающих - без толку. И, скорее всего, это обязательный период в духовной жизни - побыть рассеянным, чтобы стать внимательным. Ещё из "Хлеба Небесного" ("О Божественной Литургии") "...О четвертом члене Евхаристического канона, об освящении Святых Даров. Скажу немного потому, что об этом можно столько говорить, что жизни человеческой не хватит, чтобы все рассказать. Да и невозможно нашим бедным, немощным языком говорить о том, что и для ангелов предмет удивления, что с трепетом созерцают серафимы, чего не могут вполне понять самые херувимы. Это – страшная тайна пресуществления Святых Даров, то есть превращения хлеба и вина в Пречистое Тело Христово и Пречистейшую Кровь Его. Нужно сказать, что этого четвертого члена Евхаристического канона не выделяет Католическая Церковь. Там признают, что с момента произнесения слов «Приимите, ядите...» на святом престоле уже возлежит Сам Господь. Наша Православная Церковь считает, что пресуществление Святых Даров происходит в то время, когда священник произносит слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» – и дальнейшие святые слова, что и составляет четвертый член Евхаристического канона. Вознося чашу горе с возглаголанием: «Твоя от Твоих», священник так молится в тайной молитве, в то время как в храме поют «Тебе поем»: «Еще приносим Ти словесную... службу...» Замечательны слова: «И мили ся деем», то есть делаем себя милыми Господу, близкими, дорогими. Вот как бесконечно велико милосердие Божие. Он позволяет нам считать себя милыми Ему. Затем священник три раза читает: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» Затем, знаменуя крестным знамением хлеб, он говорит слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» Знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей...» – и, наконец, благословляя и дискос, и чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Произношение этих трех молитвословий и есть именно страшный момент пресуществления. По учению Церкви, с этого момента на святом престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять мы в этот момент перед лицом Самого Бога. Подумайте только, возлюбленные мои, ведь не кто-либо из святых, не ангелы Божии, но Сам Господь возлежит перед нами, перед Ним Самим возносим мы молитву. Перед этим чудом с трепетом предстоят серафимы, на Него с изумлением взирают херувимы, тьмы тем сил небесных сходят к престолу, только бы взглянуть на этот дар, полученный людьми от неизреченной любви Божией. Этот момент Божественной литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. Как без оси колесо не может двигаться и падает, так и наш мир, страстный, грешный, весь сгнивший от нечистоты и беззакония, погиб бы, разрушился бы, уничтожился бы, если бы не освящался этим великим, таинственным, страшным явлением Божественного Искупителя на престоле в храме. В этот момент (освящения Даров) освящается самый престол, и храм, и все молящиеся, освящается площадь вокруг храма, все дома данного прихода и живущие в них, освящается их имущество, труд их, плоды их труда, освящается земля, дающая хлеб и вино для Божественной Жертвы, освящается самый воздух. Природа служит человеку, дает ему необходимое для жизни только потому, что для него возлежит Святой Агнец, Господь наш Иисус Христос, на дискосе и чаше, под видом хлеба и вина. Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя. И мир наш грешный, беззаконный будет существовать таким же, как и теперь; и земля будет производить плоды в пищу людям и животным; и солнце, и луна, и звезды дадут свет до той поры, пока на земле, на поверхности ее будет совершаться Божественная литургия..."
  15. Священномученик Серафим Звездинский "О Божественной Литургии" (на "Азбуке"): Проповедь 13 Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайтесь так молиться: во время часов поминайте усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не имеет значения, поминаешь ли в алтаре около жертвенника или около двери алтарной, или среди церкви, а все равно Господь всюду услышит. Когда начинается Литургия словами: «Благословено Царство», – помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия Небесного. Во время первой мирной ектении помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения оно особенно досадительно, ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, ввести ссоры, раздражения, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как дощечка среди бушующих волн, почувствуй свою беспомощность и проси помощи у Господа. Затем поют антифоны, в это время священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также чтобы Господь избавил то место, в котором ты живешь, от неверия, ереси, разделения. Перед малым входом читает священнослужитель молитву, где есть слова: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам». В это время наполняет церковь бесчисленное множество ангелов. И ты помолись Ангелу твоему Хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобою: «Святый Ангел Хранитель, помилуй меня и посети меня». Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается ангелами бесчисленное множество свечей. Священнослужитель читает молитву: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение...» В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет и воссиял бы он в сердце твоем. Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение хор поет «Господи, помилуй» трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: «Помилуй нас». Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного – и всею душою припади ко Господу, почувствуй себя прокаженным, бесноватым и слепым. Цепляйся мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании. Тут хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по велицей милости Своей: «Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу...» Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его Промыслу находишься в числе верных. Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собой весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что ты прошел перед глазами Господа со всеми своими падениями и грехами. Почувствуй, что за тебя пострадал Господь в ту ночь. Особенно познай полное свое недостоинство – чем ты платишь Господу за все, что Он тебе сделал, – и проси Его помилования. И как Господь был Сам послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест. Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть во Царствии Своем. При возгласе: «Мир всем», изображающем вход Господа во ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: «Вниди, Господи, во ад души моея и спаси мя». Когда услышишь возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя святую любовь и дал любить всех, особенно же тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает или не любит. По возгласе: «Станем добре, станем со страхом...» – помолись, чтобы Господь вложил в тебя страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа. По возгласе: «Благодарим Господа», – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, где вспоминаются все благодеяния Господа к людям, и благодарит за них и за совершаемую Литургию. И тут каждый обязан за это благодарить, и, в частности, за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал. Во время «Тебе поем» надо вспомнить грехи свои, особенно тяжкие, и просить прощения за них у Господа. Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу.
×
×
  • Create New...