Перейти к публикации

Olqa

Пользователи
  • Публикации

    7 729
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    413

Последний раз Olqa выиграл 25 июля

Публикации Olqa были самыми популярными!

Репутация

13 158 Очень хороший

О Olqa

  • Звание
    Участник
  • День рождения 08.03.1961

Посетители профиля

74 947 просмотров профиля
  1. Глава 17, стих 14: «Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она» (Притч. 17:14). Святитель Григорий Двоеслов так объясняет эти слова: «Вообще, праздный ум постепенно ввергается в ошибку, когда мы не считаем нужным остерегаться слов безучастных и приходим к словам вредоносным. Поскольку сначала изволится нам болтать всякий вздор, потом дело доходит до уязвления злословием образа жизни тех, о ком речь, а в конце концов, язык извергает открытую брань. Здесь сеется раздор, возникают стычки, возгорается пламя ненависти, исторгается мир из сердца. Потому прекрасно сказано Соломоном: "Начало ссоры — как прорыв воды" (Притч. 17:14). Под прорывом воды, конечно же, имеется в виду язык, развязавший поток болтовни». Так что нужно быть воздержанным в словах, обдумывать, что мы говорим. Думаю, все мы знаем примеры, когда кто-то неудачно пошутил, а закончилось все серьёзной ссорой. Как плотина на пути воды, также и немногословие должно стоять у нас на пути праздной болтовни. Но что, если собеседник говорит с раздражением, оскорбляет нас? Значит, он в искушении, промолчи, отойди от него, чтобы не разделить его искушение и не впасть через ссору с ним в грех. Помолись, чтобы Господь помог ему справиться с искушением.
  2. Глава 17, стих 13: «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло» (Притч. 17:13). Грех неблагодарности привлекает сугубое наказание Божие. Это тоже повторение пути дьявола, поскольку первым неблагодарным был именно дьявол, восставший против своего Создателя. Христианин должен беречься от греха неблагодарности не только в отношении Бога, но и в отношении людей. Вот что говорил святой Кирилл Ростовский об этом: «Если кто в беде получил от кого-то помощь, или был научен книжной мудрости, тому подобает хранить в уме и сердце своем такого благодетеля, и до дня исхода имя его в мольбах своих поминать. Если же забудет кто про добро, полученное от другого, и по небрежению не станет о нем молиться, то его молитва о себе самом неприятна будет Богу, и такой не может стать святым. Пусть никто не смеет нарушить этой заповеди. Всегда помни того, кто сотворил тебе добро, тогда и твои добродетели не будут забыты Богом. Всякий же, кто забудет благодетеля, — и сам погибнет, и добродетель его не воспомянется пред Богом. И как забыл, так и сам забыт будет, ибо Господь сказал: "какою мерой мерите, такой и вам отмерится" (Мф. 7:2). Посему, братия и сестры, не забудем сотворивших нам добро, дабы нам достичь спасения. Если же кто озлобляет своего благодетеля, такой будет осужден хуже, чем неверные». Итак, благодетелей своих нужно записать в личный помянник. Если давно не общались, следует восстановить контакт, просто по-доброму пообщаться, поддержать. В современном мире люди очень разделены, и даже простое человеческое слово внимания будет приятно. Если они нуждаются в помощи, — помочь.
  3. Глава 17, стих 12: «Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» (Притч. 17:12). Медведица, лишённая детей, находится в состоянии крайнего раздражения и готова нападать на любого, кого сочтёт своим врагом. Почему же встретиться с ней лучше? Здесь под именем медведицы имеется в виду открытый враг, который и действует открыто, враждебно. От такого врага понятно, чего ожидать и как защищаться. В случае же глупца неизвестно, что он выкинет, и как можно уберечься от действий с его стороны. Особенно, когда этот человек даже может считать, что делает хорошее дело, помогает нам, но его деятельность может нанести больший ущерб, чем действия сознательных врагов. Это то, что называется «медвежья услуга».
  4. Глава 17, стих 11: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч. 17:11). Возмутителем здесь называется человек, который любит стравливать людей друг против друга. Иногда это бывает в больших масштабах, когда возникают мятежи и восстания, а иногда в малых масштабах, когда кто-то в коллективе портит отношения между людьми. Но в любом случае это указывается как тяжкий грех, и сказано, что «жестокий ангел будет послан против него». Отец Даниил Сысоев объясняет это в том смысле, что такой человек в качестве наказания может подвергнуться одержимости. В принципе, злые духи хотели бы захватить любого человека, и единственное, что их от этого удерживает — благодать Божия. Но, когда человек совершает грехи, особенно отгоняющие благодать Божию, тогда он остаётся открытым для большего воздействия со стороны злых духов, в том числе и для такого явления, как одержимость, беснование. Во-первых, это грехи обращения к нечистой силе, экстрасенсам, колдунам и т.п. Во-вторых, это грехи, направленные против святыни, — святотатство, богохульство, глумление. В-третьих, сознательное подражание бесам. И человек, который возмущает других, сеет рознь между людьми, подражает дьяволу, ибо делает то же самое, что дьявол сделал среди ангелов, когда поднял бунт против Бога.
  5. Глава 17, стих 10: «На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов» (Притч. 17:10). Это критерий для того, чтобы определить: мы разумные или глупые. Если разумные, для нас достаточно и внушения, после чего мы исправляемся. Но люди упорны во грехе и часто даже после многих скорбей не вразумляются. Также этот стих учит соразмерять наказание того, кто находится под нашей властью. Здесь сказано про выговор. Не про оскорбления и унижения, чего не должно быть, когда мы вразумляем человека. Например, вы начальник, и один из ваших подчиненных что-то сделал не так. Исправить его — ваша должностная обязанность. Нужно сделать выговор, но при этом не переходить грань, не унижать достоинство человека, не оскорблять его лично, а сделать выговор именно относительно того, в чем он должен исправиться.
  6. Глава 17, стих 9: «Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга» (Притч. 17:9). Описывается ситуация, которая многим знакома. Когда человек совершил некий проступок, но принёс извинения, и уже не повторяет его, а родственники укоряют: «А помнишь, как ты сделал?». Такое поведение изобличает отсутствие любви в человеке. Тот, кто ищет любви, покрывает проступок. На днях я прочитал рассказ человека, который в молодости совершил грех против своего отца. И прошло много лет, уже двадцать лет как отца нет в живых, но всю жизнь его мучит совесть за то, что он сделал, хотя, как он пишет, отец ему никогда не напоминал о произошедшем. Так что не нужно напоминать человеку про его прегрешения. Это Господь и Сам сделает посредством голоса совести. А если мы продолжаем напоминать и попрекать человека в том, в чем он уже раскаялся, то мы и лишаемся расположения этого человека, и навлекаем на себя гнев Божий. Потому что вы знаете этот принцип: в чем осудишь, в том и побудешь. Господь часто попускает тем, кто осуждает другого, впасть в то же самое.
  7. Глава 17, стихи 7-8: «Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые» (Притч. 17:7). Когда человек глупый важничает и выставляет себя как мудреца, он выглядит нелепо. Так же недостойно выглядит и человек знатный, который произносит ложь, — как в глазах людей, знающих правду, так и в глазах Бога, Который видит сердце человека. Здесь предостережение тем людям, которые поднимаются на высокие посты, чтобы они не начинали упиваться вседозволенностью. Наоборот, чем больше у тебя положение, тем больше твоя моральная ответственность. Потому что, если бы ты был простым человеком, то, может быть, от твоей лжи никто бы и не пострадал. Если же знатный человек лжёт, то ему доверяет гораздо больше людей, и поэтому с него больше спросится. Ну, и ему больнее падать, потому что то уважение, которое он имел до того, как его поймали на лжи, испарится. «Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет» (Притч. 17:8). Приведу толкование отца Даниила Сысоева на этот стих: «Если человек благотворит, дарит подарки, то и сам получает наилучший подарок, вразумление от Господа. Чем больше будете дарить людям подарков, тем больше будет учить вас Бог. Поэтому и сказано: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35), счастливее дарящий, нежели принимающий. Господь за это вразумляет, то есть даёт разум».
  8. Глава 17, стих 5: «Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5). Нередко люди, увидев кого-то в плачевном состоянии, говорят: «Он сам виноват, если он такой». Однако именно «немощное мира избрал Бог» (1Кор. 1:27), поэтому в христианстве не должно быть превозношения над теми, кто беднее нас. К тому же мы не знаем, что ожидает нас в будущем. Бывает, что человек, который сегодня богат, завтра оказывается нищим, случается и обратное, хотя гораздо реже. И вторая часть этого стиха тоже очень важна: «кто радуется несчастью тот не останется ненаказанным». Радость несчастью других, как правило, связана с завистью. Завистник испытывает негативные чувства из-за того, что другому хорошо. И, наоборот, когда тому, кому он завидовал, становится плохо, тогда он радуется. Это дьявольское извращение того, как должно быть. Впрочем, не всегда это связано с завистью, иногда человек испытывает радость от того, что, например, его врагу стало плохо. Но даже в этих случаях христианин не должен радоваться несчастью других людей. Тот, кто это делает, будет наказан.
  9. Глава 17, стих 4: «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притч. 17:4). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не только говорить, но и слушать такое — это действительно крайнее беззаконие и непотребство». То есть слушание греховных речей не является чем-то безобидным, оно оставляет некую скверну в душе слушающего. В современных реалиях это касается не только слушания, но и смотрения — телевидения, интернета, фильмов и так далее. Того, что там есть греховного, непотребного. Многие думают: я ведь просто посмотрел, но это оскверняет душу, иногда надолго. То, что ты смотришь и слушаешь, меняет тебя. И потому злодей становится злодеем, что внимает устам беззаконным.
  10. Глава 17, стих 3: «Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь» (Притч. 17:3). Когда руда извлекается из земли, она с примесями, нечистая, и ее переплавляют. В процессе переплавки отделяется грязь, примеси, все сгорает, и остаётся чистое серебро или золото. То же Господь делает и с нами в течение жизни, потому что Он хочет очистить нас от греховных примесей. А что именно является для нас такой плавильней или горнилом? Искушения, скорби, приобретаемый ими страх Божий, по слову преподобного Ефрема Сирина: «Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом». Этот стих стоит напоминать себе в минуты скорбей, потому что нередко подступает уныние, и человеку начинает казаться: «Бог меня не любит, Господь от меня отвернулся, поэтому Он попустил в мою жизнь такую скорбь». Но Христос страдал, все святые страдали, а ты вдруг должен всю жизнь прожить без страданий? Разве это Господь нам обещал? Нет, Он обещал прямо противоположное: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Через эти горькие обстоятельства Бог пытается нам не досадить, а очистить от всего того, от чего мы добровольно очищаться не хотим. Об этом говорил святой Иоанн Златоуст, что если бы люди сами избавлялись от страстей и греховных привязанностей, не было бы нужды тогда посылать эти болезненные испытания. Но, как правило, сами избавляться мы не хотим, и зачастую только удары судьбы способны привести нас в чувство, трезво посмотреть на себя и свою жизнь, переосмыслить её.
  11. Глава 17, стих 2: «Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство» (Притч. 17:2). В древности положение раба иногда было отнюдь не низким. Почему здесь сказано, что между братьями раб разделит наследство? Потому что, если у богатого отца сыновья бестолковые, то он, готовясь к смерти и зная про то, что ни одному из них нельзя доверить разделить наследство, доверяет это своему слуге, которого знает много десятилетий как достойного, надёжного человека. Так что важно не сословие, в котором ты родился, а то, каков ты сам по себе. И разумный человек даже одним своим умом, без связей и знатного происхождения добьётся того, что его будут слушать и ценить. Так что не следует роптать на то, что у кого-то изначально лучшие условия жизни, чем у тебя. Только от тебя зависит приобретёшь ли ты благорасположение Бога, и пройдёт ли твоя жизнь не напрасно. Также этот стих показывает, что сын, живущий беспутно, теряет все преимущества, которые он имел по рождению, и, опускается, становясь хуже раба, что ярко показано в евангельской притче о блудном сыне.
  12. Глава 17, стих 1: «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч. 17:1). Дом, полный заколотого скота — здесь имеется в виду, что там много мяса, есть избыток. Сейчас бы сказали: «Дом — полная чаша». Этот стих говорит о том, что не стоит при выборе спутника жизни прежде всего искать богатого. Говорит он и о том, что на пути к богатству не следует прибегать к греховным делам, которые в итоге приведут к раздраю в семье. Но есть и другое толкование, более духовное, которое предлагает святой Иоанн Златоуст: «Познание, приносящее мир, — это истинное учение, оно лучше, чем богатое знание ложных учений». В разных лжерелигиях можно найти нечто впечатляющее: там богатая фантазия, порой занимательные идеи, которые нравятся современному грешному человеку. И по сравнению с простой и ясной верой Церкви кому-то может показаться, что там поинтереснее, поярче, покрасочнее и побогаче. Но в итоге человек, который выбрал лжеучение, окажется в раздоре. С кем? С Самим Богом. Выбирая ложь, человек оказывается в раздоре с Богом.
  13. Отошел ко Господу игумен Варнава (Столбиков), художественный руководитель известного православного хора и ансамбля Инженерных войск ВС РФ «За веру и Отечество». Вечная, светлая память! В памятной беседе игумен рассказыаает о иеросхимонахе Моисее (Боголюбове), архимандрите Кирилле (Павлове) *** В воинской части, которую окормлял игумен Варнава, служил и старший регент Оптины.
  14. Глава 16, стих 33: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16:33). Вот как отец Даниил Сысоев объясняет этот стих: «Библия указывает один из способов узнать волю Бога — кинуть жребий. Когда ты не можешь ничего решить, не знаешь, как поступить, надо рассмотреть все возможные варианты и проверить, что соответствует воле Божией, а что нет, что зло, а что добро. Если есть несколько добрых вариантов, тогда бросается жребий с молитвой к Богу. Обычно бросается три раза, в надежде, что Господь откроет Свою волю». Но здесь я хотел бы подчеркнуть, что этот способ именно для тех редких случаев, когда христианин, во-первых, не имеет чёткого понимания на основе Священного Писания и трудов святых отцов, что именно правильным будет в данной ситуации. Во-вторых, когда он не имеет возможности посоветоваться ни со своим духовным отцом, и ни с кем другим из людей, достойных доверия. И, в-третьих, если ситуация такова, что решение нужно принимать как можно скорее, его нельзя отложить до того времени, когда он посоветуется. В этом случае можно обратиться к жребию. Но такие ситуации происходят в жизни христианина очень редко. Если же человек, имея возможность советоваться с опытными людьми, пренебрегает ею и начинает метать жребий, говоря: «Мне не нужны посредники, меня Сам Господь будет вразумлять», то через это он показывает гордость. А «Бог гордым противится» (Иак. 4:6). Такой человек через жребий отнюдь не узнает волю Божию. Наоборот, может получить наказание. Я знал такие примеры.
  15. Olqa

    монашеский постриг

    По́стриг мона́шеский – обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Совершителем пострига может быть только иерей-монах (иеромонах, игумен, архимандрит), получивший благословение правящего в епархии архиерея, или сам архиерей. В монастыре постриг совершает настоятель (по согласованию с правящим архиереем), или, в особых случаях, кто-либо иной, с его благословения.
×
×
  • Создать...