Jump to content

Olqa

Пользователи
  • Content Count

    7487
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    329

Olqa last won the day on February 15

Olqa had the most liked content!

Community Reputation

12914 Очень хороший

About Olqa

  • Rank
    Участник
  • Birthday 03/08/1961

Recent Profile Visitors

72804 profile views
  1. Глава 10, стих 9: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притч. 10:9). Превращает — в данном случае означает "искривляет", не ходит прямо, не действует прямолинейно, но поступает коварно, злоумышленно. И вот святой Иоанн Златоуст приводит в пример иллюстрацию из Ветхого Завета: Авессалома и Давида. Авессалом – сын Давида, который восстал против него, и он как раз своим коварством подготовил этот бунт. Златоуст описывает, каково было это коварство: «Он ходил близ врат, и всякому говорил: некому выслушать тебя (2 Цар. 15:3)». Внешне выглядело так, что надо же, какой заботливый сын царя к простым людям, не то что сам царь! Царь — он где-то далеко, занят своими делами, про нас забыл, а сын царя внимательный приходит и хочет нас выслушать, хочет нам помочь, — а на самом деле он себе хотел помочь. Таким образом он словами по типу «некому выслушать тебя» сеял, поддерживал и раздувал в сердцах людей недоверие и откровенную неприязнь к правителю, который при этом был его отцом. И на примере Авессалома мы видим исполнение этих слов из стиха, поскольку он, поступая коварно, добился на какое-то время власти, сверг своего отца, но в результате был убит, причём вопреки желанию самого Давида. Царь Давид хотел сохранить ему жизнь, но один из полководцев застрелил Авессалома, и тот умер жалким образом.
  2. Глава 10, стих 8: «Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется» (Притч. 10:8). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Премудрым называет знающего и имеющего природную способность, который руководится законом, а глупым — не обуздывающего уст, говорящего обо всем, не умеющего молчать». И вот через это многоглаголание глупый и претыкается, чему мы знаем множество примеров. Поэтому даже поговорка у нас есть: «язык мой — враг мой», когда человек из-за того, что наговорит, получает для себя проблемы и таким образом он устами претыкается, то есть, спотыкается. Претыкание через уста — это один из способов для человека понять, что он находится не на верном пути, что он делает что-то не так. Об этом хорошо говорил святой Николай Сербский, что когда мы совершаем какую-то ошибку, это не случайно. Господь, допустив нам сделать эту ошибку, через это показывает нам, что мы должны что-то исправить в своей жизни.
  3. Глава 10, стих 7: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч. 10:7), то есть, станет мерзким. В переводе семидесяти сказано немного иначе: «а имя нечестивых угасает». Святой Иоанн Златоуст так толкует эти слова: «Когда идет речь о праведнике, он прославляется и память его увековечивается, а нечестивый не только преждевременно умирает, но и имя его весьма скоро угасает». И действительно, мы знаем имена святых, которые жили более полутора тысяч лет назад. И не только мы, некоторых святых по всему миру знают. А сколько за все это время было людей нечестивых, неверующих, хулителей, при том хорошо образованных, высокопоставленных, богатых, но их имена либо совсем неизвестны, либо известны лишь узкому кругу специалистов. Так что история во многом подтверждает эти слова. Многие из гонителей Церкви были по светским меркам великими императорами, но их имена сейчас никто не знает, кроме профессиональных историков, а вот святителя Николая все помнят и сейчас, и помнят именно за его добро. Продолжим толкование святого Златоуста. Он говорит, что «память праведника пребудет благословенна не потому, что отшедшие получают от этого великую пользу, но потому, что ее получают прославляющие их». В свою очередь святой Кесарий Арльский говорит, что и о некоторых злодеях Господь сохраняет память у потомков, но «сказано: память праведника не просто будет оставаться на земле, а что она будет благословенна. А древних злодеев нередко и помнят как злодеев». В частности, святой Кесарий это приводит на примере Ирода, который убил Иоанна Крестителя. Конечно, помнят и Иоанна Крестителя и Ирода, но совершенно по-разному их помнят. Некоторых злодеев Господь оставляет в памяти человеческой как примеры возмездия за зло, как это было с фараоном, преследовавшим Моисея.
  4. Логика любви. "Рейс 222". 1985 год.
  5. Глава 10, стих 6: «Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие» (Притч. 10:6). Это то, как представлено в синодальном переводе, а в переводе семидесяти вторая часть звучит по-другому: «уста же нечестивых покроет плач безвременный». Святой Иоанн Златоуст, толкуя стих, говорит: «Голова праведного спасается, увенчивается, а нечестивый, как употреблявший свои уста для умножения грехов и через них совершающий грех, покроется преждевременной скорбью». И ещё одно толкование он приводит, которое согласно с тем вариантом, который мы читаем в синодальном переводе, что «уста нечестивых закроются, чтобы обнаружилась полнота наказания». Так согласуются оба варианта перевода. В одном случае говорится о том, что «уста беззаконных загородит насилие», то есть, их грехи приведут к тому, что по отношению к ним будут оказаны насильственные действия, а в другом случае, когда говорится, что «покроет их безвременный плач» — имеется в виду, что произойдёт наказание через какие-то скорбные обстоятельства в их жизни, не обязательно связанные с насилием. Грех привносит в жизнь человека страдание.
  6. На сайте Шамординского женского монастыря проповедь протоиерня Димитрия Смирнова на праздник Сретения Господня (по ссылке полностью) https://vk.com/wall-212777237_1098В "...В наше время суть поставления человека перед Богом выхолостилась. Родители, принося ребенка крестить, часто даже и не думают о том, что они посвящают его Богу, у них на этот счет бывают какие-то другие соображения, а иногда и никаких соображений, а просто: вот так принято, и мы так будем делать. На деле же, когда родители приносят в храм младенца, они тем самым свидетельствуют перед Богом: то, что Ты нам дал, Господи, мы отдаем Тебе. Ведь действительно младенец – это дар Божий, потому что не от родителей зависит его рождение, они не могут повлиять даже на цвет волос будущего ребенка. Как Богу угодно, такой младенец и будет. Родится ли Суворов, или чемпион мира по шахматам, или родится человек болящий с детства, или музыкант, или художник, или хороший токарь – это закладывается Богом. Господь является Отцом и Создателем человека. И то, что Бог дал, Богу и до́лжно вернуть. Принося ребенка в храм, родители этим как бы говорят: Господи, Ты нам дал этого младенца, и вот мы обещаем: мы будем воспитывать его в послушании, в любви к Тебе, в страхе Божием, в исполнении Твоего закона. В этом и есть глубокий смысл посвящения человека Богу. И каждый из нас, здесь собравшихся, некогда был крещен, то есть освящен и посвящен Богу; каждому из нас дана благодать, каждый получил сыновство от Бога. Хотя мы рождены по плоти от грешных родителей, но крещение наше есть знак избрания, знак принадлежности к новому народу Божию, к сынам Божиим. Каждый человек в крещении усыновляется Богу. И как не подобает сыну великого царя или высокопоставленного или талантливого человека вести себя неподобно, так же и христианину. Никто не удивляется, если дед пил, отец пьет, а сын в тюрьме сидит – это закономерно. Но когда говорят: отец писатель, хорошие книжки пишет, а сын его наркоман, или пьет, или в тюрьме сидит – здесь уже какой-то диссонанс: как же так, сам папа такой, а детки-то у него вот какие. К несчастью, мы, будучи чадами великого Царя Небесного, часто в жизни своей ведем себя совершенно неподобающе, как будто не Он Отец наш Небесный, как будто не Ему мы были посвящены в крещении, как будто наши родители или мы сами не поставили себя перед Господом, чтобы всю жизнь отдать Ему. Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» – потому что добрые дети прославляют своих родителей, и те радуются, глядя на послушных и воспитанных в нравственных правилах детей. Тем паче Отец наш Небесный радуется, когда мы исполняем повеления Его. И часто люди благодарят родителей за то, что они воспитали хороших детей, – тем более важно, чтобы, зная, что мы христиане, что мы дети Отца Небесного, они прославляли Бога.. . ... Что должен человек приносить в жертву Богу? Всё, всю свою жизнь. Каждое наше слово, каждая мысль, каждое действие, что бы мы ни делали: трудимся ли мы на работе, делаем ли что-то по дому, воспитываем ли свое дитя, – должны быть для Бога: смотри, Господи, мы для Тебя трудимся. Совершенно неважно, что мы делаем, а главное – как; чтобы Господь радовался, глядя на нас. Любой матери не так уж важно, химик ее сын или плотник, лишь бы хороший человек был. Конечно, ей по тщеславию хочется иногда, чтобы сын стал академиком или премьер-министром – помыслы иногда у некоторых так высоко залетают. Но если у нее два сына: один дворник и не пьет, а другой министр и пьет, – то какой сыночек больше огорчения доставляет? Конечно, тот, который пьет. Отцу с матерью всегда приносит радость именно нравственное устроение сына или дочери. Поэтому и Богу неважно, какое место мы занимаем в человеческом обществе и как мы выглядим, какую одежду носим, какой формы у нас нос или уши или какого цвета волосы. Для Бога важно, что́ представляет из себя наша душа..."
  7. А если еще почитать "Размышления об Ангеле Хранителе на каждый день"... И, про отличия, люди причащаются Тела и Крови Христовой.
  8. Глава 10, стих 5: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5). Речь идёт о необходимых хозяйственных работах по сбору урожая. Человек, который своевременно трудится для того, чтобы ничего не пропало из урожая, называется разумным, а ленивый, который спит во время жатвы, называется беспутным. Владыка Виссарион говорит, что здесь мысль вообще «о благоразумном употреблении времени, о том, что надо дорожить им, не пропускать благоприятных случаев к достижению успеха в том или другом деле, не отлагать на неопределенное время то, что можно сделать сейчас. Это правило нужно соблюдать не только в житейских делах, но и в нравственной жизни. Кто в раннюю пору своей жизни не стяжал навыка к добродетели и благочестию, в надежде исправиться в старости, тот обманется в своей надежде и под старость сделается еще хуже в нравственном отношении».
  9. С праздником Сретения Господня! В материале для детской Воскресной школы встретились такие слова: "...Встреча с Богом бывает в жизни каждого человека. И от нас с вами зависит, какой после этого будет наша жизнь. Будем ли мы до конца дней жить вместе С Богом : или забудем о нем. Будем исполнять Его заповеди или предавать Его, нарушая их. Дорогие взрослые, вспомните вашу первую ( или другую, более яркую) встречу с Богом... " )
  10. Глава 10, стих 4: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4). По толкованию епископа Виссариона (Нечаева), «здесь указываются плоды лености, уклонения от послушания общему для всех закону». Господь дал общее для человечества благословение: «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3:19), — ещё это было в раю при изгнании Адама сказано ему. И вот леность, помимо всего прочего, является уклонением от послушания этим словам Господа. Епископ Виссарион продолжает: «Последствием лености бывает нищета, которая смиряет, доводит до унизительнаго положения мужа лениваго, не прилагающаго рук ни к какому полезному труду. Но кто без устали работает своими руками, мужественно, терпеливо несет тяжесть труда, борется с трудностями работы, тот обогащается». Становиться богаче — не грех, если путь к этому лежит через труд человека. Не через воровство, не через обман, не через попрошайничество, а через честный труд.
  11. Глава 10, стих 3: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет» Хотя Бог не обещает верующим богатство материальное, Он и не оставляет без необходимого для жизни и пропитания. И в Евангелии Он говорит: «Не заботьтесь о том, во что одеться, или что есть, или что пить, заботьтесь прежде о Царстве Небесном, и это все приложится вам» (Мф. 6:25). Это, конечно, не о лени говорится. Господь обещает позаботиться не о ленивом человеке, который не хочет работать, а о том, который посвящает своё упование Богу и ради Него трудится. Вот что говорил священномученик Киприан Карфагенский: «Боишься, чтобы вдруг не оскудело имущество твое, если начнешь щедро благодетельствовать из него? Но когда же у праведного могло недоставать средств к жизни?» То есть те, кто не оказывает милосердие из-за страха, что «самим не хватит», не дают благодати Божией в их жизни проявиться и показать, что Он о них позаботится, если они, доверившись Его заповеди, помогут кому-то.
  12. Предположу, что замену схимонаху Евфимию, впрочем, как и любому другому насельнику монастыря найти можно, но это будет уже совсем другое. Не лучше, не хуже - другое. В покойном отце "сошлось" многое: и семейная жизнь, трагедия в семье, учёность, различный опыт мирской жизни. Ведь монашество он принял уже в зрелом возрасте, после смерти взрослого сына. Скитской образ жизни в монастыре. Знание Священного писания. Многие его ответы сопровождались цитатами или советами читать ту или иную главу из Евангелия, Апостола. Или какого-либо псалма. Готово было сердце его, готово. А если в настояшее время нужен совет, то во Владимирском храме практически постоянно в определенное время дежурит священник. И из скита тоже. )
  13. Глава 10, стих 2: «Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти» (Притч. 10:2). Приведу толкование святителя Иоанна Златоуста: «Как же это? Разве не избегли многие смерти, благодаря богатству? Так. Но не освободились от греха и выкупили жизнь более тяжкую, чем смерть. А праведность не только спасает приобретших ее, но и возбуждает многих к ревности по ней и переносит от смерти к вечному бессмертию». Когда я был на Филиппинах, мы там арендовали машину, и ее владельца за какое-то время до того на той же дороге, по которой мы ехали, мусульманские террористы остановили, выкрали его и ещё одну женщину и потребовали выкуп за них. Поскольку он человек богатый, его родственники внесли за него выкуп и он благополучно вернулся домой. А женщина, которая вместе с ним попала в плен, была бедной, выкупа за неё внести не могли, и ей отрезали голову. Вот о какой ситуации говорит святой Иоанн Златоуст. Глядя на такие примеры, он и замечает, что у человека может возникнуть вопрос: как же сказано, что «не доставляют пользы сокровища неправедные», когда мы видим конкретные примеры, что они доставили пользу? И он объясняет: «не доставляют пользы, потому что не освободили от греха». В то время как добродетель освобождает человека от греха, поэтому именно добродетель более ценна, как сказано «правда же избавляет от смерти», — от смерти духовной.
  14. Глава 10, стих 1: «Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Притч. 10:1). Почему здесь снова надписание «Притчи Соломона»? Составитель книги собирал ее из нескольких сборников притч и сейчас начинается следующий. Как отмечает святой Беда Достопочтенный, здесь священный автор начинает писать уже в другой форме. Если до этого мы видели пространные речи на несколько стихов, то сейчас автор пишет в форме кратких афористичных изречений — то, что у нас называется пословицами. В общем и целом на протяжении этой главы мы будем видеть противопоставление пути человека мудрого и человека глупого. Если говорить про первый стих, то его непосредственный смысл понятен, —человек, который идёт по пути закона Божия, почитает своих родителей, причём не формально, но делает то, что радует отца. Наоборот, сын глупый доставляет огорчение для своей матери. Если же переходить к более глубокому смыслу, то стоит обратить внимание на слова блаженного Иеронима, который так толковал стих: «Будь покорен епископу своему и имей его отцом души своей». Вы знаете, что когда на Литургии совершается Великий вход, то священник или диакон возглашает «великого Господина и отца нашего». То есть, Церковь учит нас отношению к нашему епископу именно как к отцу. Этот взгляд, к сожалению, для многих утрачен, и нередко люди, особенно зараженные раскольническим духом, воспринимают епископа как врага, а не как отца. И, разумеется, они своими действиями вовсе не ставят себе целью радовать его, и на них как раз таки исполняется вторая часть этого изречения: «сын глупый — огорчение для его матери». Под матерью в данном случае духовно понимается Церковь.
  15. Почти каждыц день есть маленький отчет об этом Крестном ходе. Вот, например, запись за 7-е февраля: " Храмы в блиндажах где-то можно узнать по таким вот крестам на поверхности земли. Где-то кресты очень видные и красивые, как здесь. Где-то едва заметные. Сам я вижу такое, кажется, впервые. Сколько благоговения, любви, тихой простой веры в том, как сделан и поставлен этот крест, в том как сделан и поставлен этот храм. Он появился здесь, на херсонском направлении, на Рождество. За эти два месяца в нем крестились 114 бойцов! 114 человек узнали здесь Бога и родились заново! Один офицер принял крещение прямо перед нашим приездом. Литургия здесь служится каждую ночь! И часто под грохот недалекого боя. Мы принесли сюда мощи святых воинов и когда стали служить молебен перед ними, пришли бойцы - столько, сколько уместится в этой святой землянке - они тоже стали молиться, сгрудившись вокруг престола, и в какой-то момент показалось, что это одни святые воины говорят с другими святыми воинами. И очень ясно тут, в полутьме, увидел: всё у нас с фронтом в порядке! В духовном смысле. Всё тут, как надо. Здесь - лучшие из нас. И самые духовно-здоровые. Таким - только таким - даётся Победа от Бога. И если что ещё и мешает этой Победе, отодвигая её, то это - тыл. Грехи тыла. Я в этих воинах увидел такую предельную правду и святость, к которым призваны на самом деле мы все, вся страна. А в тылу, - пока на фронте ставят кресты над зябкими землянками-церквами и надевают крестики на себя, давая обеты Богу, - пока ещё регулярно стесняются крестов и сносят их с гербов и открыток. Здесь, на передовой чаще всего в сердцах воинов менять больше нечего. Поменяться должен только тыл. Этого на самом деле ждут и многие солдаты, и, наверно, Сам Бог."
×
×
  • Create New...