Перейти к публикации

Летопись Оптиной Пустыни

  • записей
    613
  • комментарий
    1 081
  • просмотров
    1 704 557

«Лествица» трех оптинских старцев

OptinaRU

1 607 просмотров

Известный духовный писатель Е.Поселянин выразил прекрасную мысль, что последовательная лествица трех оптинских старцев, Леонида, Макария и Амвросия, представляет собою по мере достигнутой ими духовной высоты, известности и влияния три все выше и выше поднимающиеся ступени.

Второй знаменитый оптинский старец, иеромонах Макарий, был ближайшим учеником, другом и помощником старца Леонида.

 

IMG_1049.JPG
В то время, как старец Леонид установил, если можно так выразиться, первую точку соприкосновения с миром, лежащим за оградой Оптиной пустыни; первый реальным примером указал всю важность нравственно-воспитательного значения иноческой жизни – для простого народа; задачу служения иночества: спасение своей души спасением душ ближних, непрестанным исповеданием перед людьми Господа нашего Иисуса Христа, – старец Макарий увеличил эту точку точкой соприкосновения иночества с русской интеллигенцией.

Будучи человеком по своей эпохе образованным, происходя из хорошего дворянского рода, он много читал в области духовной литературы не только книг, переведенных с греческого и славянского языков, но и рукописей. И на нем знаменательнее всего оправдался следующий факт, наблюдавшийся многими людьми в реальной жизни: если где-либо выявляется светильник, возжигаемый чистым елеем великой веры в Господа Бога, освещается Божественной благодатью Святаго Духа и обладает каким-нибудь великим даром, предположим, даром исцеления – то какая-то таинственная и несомненно сверхъестественная сила осведомляет всех скорбных, угнетенных тем или иным недугом, молитвенно ищущих избавления от него, о месте нахождения этого носителя даров Духа.

 

Благодаря этому же великому, таинственному закону к старцу Макарию потекли люди великого ума, великого искания, и с помощью этих людей о. Макарий создал специальную оптинскую литературу. Великое влияние старца излилось на темную, но искавшую правды, света и добра душу нашего великого писателя Н.В.Гоголя. Благодаря этому же закону около старца Макария обрелись имена Киреевских, Леонтьева, Погодина, Соловьева, Достоевского. И, помимо многочисленных посетителей, у о. Макария была огромная переписка с разными лицами, так что одних писем, отпечатанных после его смерти, было шесть томов.

И вот, в сферу деятельности о. Макария, всесторонней деятельности: и устной, и духовно-литературной, в Оптину пустынь, под руководительство его, вступил известный всему образованному миру, не только в России, но и заграницей, старец Амвросий.

Силу и мощь огромного нравственно-воспитательного значения в истории русского народа за XIX столетие личности старца Амвросия оценят лишь спустя несколько поколений <написано в 1913 году>.

 

Старец Амвросий появился в Оптиной пустыни и приковал к себе внимание интеллигентных кругов в тот момент, когда эта интеллигенция была охвачена проникшей в нее западно-европейской философской мыслью отрицательного направления, и когда это направление все более и более покоряло себе сердца молодежи, когда на горизонте русской мысли вырастал ужас толстовского движения.

Старец Амвросий совмещал в себе решительно все: он шел и на скорбный стон простой деревенской женщины с тяжелыми нуждами ее «бабьей» доли. Он шел навстречу и богатому барину, пресыщенному удовольствиями жизни. Он шел навстречу и юному идеалисту, который запутался между «древом жизни» и «древом познания добра и зла», и со страшной беспомощностью прибегал к старцу, рассчитывая увидеть чудо и поверить.

В своей переписке старец Амвросий касался решительно всех вопросов, и нужно удивляться той эрудиции, той глубине знания и, главным образом, знания человеческой души, с которыми он обсуждал и разрешал самые тяжелые жизненные вопрсы.

Старец Амвросий, – прямым продолжателем которого следует назвать о.Анатолия <Зерцалова>, – явил собой тип истинного, полного духовной жизнерадостности христианина-оптимиста.

 

Истинно верующий в Господа христианин – тот, чья вера совершенно искренно, без всякой малейшей натяжки, возлагает свои заботы на Господа , «ибо Он печется о нас» (1Пет. 5, 7). И если в его жизни встречаются какие-либо трудные переживания, он неизбежно идет со своей скорбью, нуждой, только лишь к Тому, Кто сказал великие слова призыва: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28).

Поэтому он всегда должен быть оптимистом, в точном христианском смысле этого слова.

И вот почему старец Амвросий, всегда измученный, осаждаемый просьбами, всегда находившийся в скорбнице человеческих страданий, несмотря на свою болезнь, всегда сиял радостью, ясностью и обладал той нравственной бодростью, которую вливал в человеческие сердца.

 

Из книги В.П.Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души»



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...