Притча о талантах.
Беседа на Святой Литургии на праздник Святых Иоакима и Анны, в церкви Святого Георгия в Бежании.
"Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое; и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро Господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов."
(Матфей 25, 14-30; Зач. 105)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Помолимся же Богу единому во Святой Троице, братья и сестры, на этой святой Литургии и в этом святом храме, где до нас молились наши благочестивые и набожные предки и отслужим святую Литургию Тела и Крови Господа Иисуса, самое большое Святое Таинство нашей веры. Потому как во всяком Святом Таинстве и молитвословии каждый из нас принимает благодать Божью, Его помощь для возрастания всего добра, а в Святом Таинстве Причастия мы принимаем Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа, в облике хлеба и вина. Потому что Он сказал: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре¬бывает во Мне, и Я в нем, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоанн, 6, 56). Все это дает нам Святое Таинство причастия – то самое Святое Таинство, которое нас связывает и объединяет с Сыном Божьим и всем православными в мире. С другой стороны, Святой апостол Павел напоминает нам, чтобы мы с вниманием относились к Святому Таинству Причастия:"Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе". Он говорит:"Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы." (1-е послание Кор. 11, 29, 30, 31). Если бы мы судили сами себя, тогда бы мы были достойны Святого Причастия. Итак, мы все между двумя неизбежностями: если не причащаемся на Святом Причастии, тогда не имеем в себе духа: то же самое случается, если мы причащаемся недостойно. Никто из нас не достоин этого великого таинства. И святые не считали себя достойными, однако трудились быть достойными, борясь с грехом, со злом в себе, а это самое важное.
Сегодня мы принимаем нового собрата, нового дьякона на службе Богу, Святой Церкви и православному народу. Слово "дьякон" на греческом означает "служитель". А Господь Иисус Христос говорит:"и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом", то есть, Он "не для того при¬шел, чтобы Ему служили, но чтобы по¬служить и отдать душу Свою для искупле¬ния многих" (Матфей, 20, 27,28).
В нынешнем Святом Евангелии вы слышали притчу Христа о талантах, как Бог дал одному пять талантов, другому два, а третьему - один. Каждому по его силам, с тем, чтобы они с этим богатством работали и его приумножали, а когда Он придет, держали бы перед ним ответ и отдали доход. Вы знаете и слышали, что сделали первые двое: тот, что получил пять талантов, трудился и заработал еще пять, тот, что получил два, заработал два. И оба услышали от властелина самые важные слова:"Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего". Хотя тот, первый, заработал пять, а второй всего два, однако он работал по мере своих сил и по мере того, сколько ему было даровано; и первый, и второй приумножили богатство вдвое. А тот, третий, который получил один талант, закопал деньги властелина с мыслью: я знаю, что мой господин - человек жестокий: жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. И когда пришел властелин и заставил его держать пред ним ответ, тот ответил: "Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле". И вот что сказал господин: "лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью". И сказал он:"Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, а негодного раба разрубите пополам".
Речь идет обо всех нас, братья и сестры. Бог даровал нам дары, одному больше, другому меньше. Но каждый может своим трудом заработать ту же награду и услышать те же слова от Властелина, если будет трудиться. Труд – это то, что нас возвышает пред Богом. Именно об этом и напоминают нам слова Господа, и мне, и всем священникам, и дьяконам (тем более, что их название и означает «служитель»). Служением ближним нашим мы получим от Него награду и признание того, что мы достойные и мудрые Его правители. Пусть же эти слова, брат Владимир (новорукоположенный дьякон), будут всегда перед твоими духовными очами, и ты служением своим в качестве дьякона, а если удостоишься - то и в более высоком чине, возвысишься пред Богом; и я, и ты, и каждый православный христианин. Это самое важное.
И еще, если мы все – рабы Божьи, мы должны делать все, что можем и что сможем, потому как Бог одарил нас теми талантами, что у нас есть, для того, чтобы мы их приумножали и приносили пользу ближним. Наше время приносит нам то, что превосходит наши силы, но по словам Господа, которые мы сегодня читали на этом рукоположении, как и на любом другом рукоположении каждого священника, Божья благодать всегда лечит немощное и дополняет недостаточное. Это утешение и для нас, священников, и для пастырей - Бог ожидает от нас больше, чем мы можем, но Он дает нам и силы, зная, каковы они, ведь Он ставит перед нами задачи нашего времени, Он знает, каковы они и превосходят ли наши силы. Если они выше наших сил, Он, по этим словам, даст от Себя все, чего нам не хватает. Это для нас утешение, успокоение, чтобы мы не поддавались, как говорит Святой Василий Великий, тому, что выше наших сил, но и не довольствовались, не оправдывались тем, что ниже наших сил. Сделаем же то, что можем, ни больше, ни меньше. Больше, если это нужно, сделает Всесильный Бог, так же, как он делал это и для наших предков.
Пусть Господь поможет и нам, тем, кто сегодня представляет сербский народ и православную веру, чтобы мы были достойны православного имени сербов православных.
22 сентября 1996г."
PS Бежания - это район Нового Белграда
Краткая информация об этом районе на сербском языке:
http://sr.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%98%D0%B0
Текст на кирилице более или менее легко читается. Хотя в Сербии используется и латиница.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.