Cтрадаем от деяний рук своих
"НА СВЯТОГО ЛУКУ
Беседа на Святой Литургии и Славе, в праздник Святого Евангелиста и Апостола Луки, в капелле Святого Луки при больнице "Святой Савва" в Белграде.
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имeние его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. ".
(Лука 16, 19; Зач. 80).
Из этой части святого Евангелия, записанного святым Евангелистом Лукой, о котором мы сегодня вспоминаем, нам можно и нужно научиться многому. Речь идет об одном управителе, который расточает имение своего господина, а когда господин решил, что он должен дать отчет ему и больше не может быть управителем, тот сказал себе:"Что мне делать? Как жить? Копать не могу, не привык, а просить стыжусь". Тогда он подумал и придумал, позвал должников господина своего и велел им написать в расписках меньше, чем они на самом деле были должны, чтобы после того, как он перестанет быть управителем, они позаботились о нем.
И так бывает на свете, однако дальнейшие слова нам на первый взгляд могу быть не совсем понятны. "И Я говорю вам", говорит Господь,"приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители". На первый взгляд кажется, будто Господь желает и советует нам обеспечить себе жизнь именно таким способом, подворовывая чужое. Между тем, смысл этих речей в другом. Этими словами Господь хочет нам сказать, что все мы, которые имеем свою плату или свое имущество, унаследованное, полученное или любым другим способом приобретенное, всего лишь управители чужого имения, т.е. Божьего имения. Мы можем тратить его на свои нужды, но только на то, что нам действительно необходимо. Никакой роскоши, никакой расточительности, никаких слов: это мое, поэтому я могу делать все, что захочу. Могу и я делать все, что захочу, но буду отвечать за это, потому что это не мое имение, а имение Господина, Божье имение. И можно тратить больше, чем на то, что действительно необходимо, не только на одежду, книги и так далее, но и на истинные нужды. Вы и сами знаете, что значит роскошь и увлечения, и что такое мода; на все, что от этого света, тратить не следует. Итак, речь идет о том, что мы, повторяю, управители Божьего имения, как кассиры в этом или любом другом учреждении. Если кассир возьмет на один динар больше, чем ему положено, значит, он его украл. Вот так и мы. Сколько людей в мире умирает, и не только вдали от нас, в странах Африки и Южной Америки. И здесь, у нас есть много бедняков, которые бедны не потому, что они бездельники и не хотят работать, они просто не могут работать в эти несчастливые военные и послевоенные времена, а также во время санкций. А если мы будем тратить на себя ради роскоши, ради угождения миру, ради суеты, чтобы показать свои возможности, получается, что все это мы отберем у них, тех бедняков, потому что это Божье имение, а нам сказано, как с ним следует поступать.
Господь называет излишки и роскошь неправедным имением. Добавлю, что он говорит и о том, что оно чужое. "И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?"Поэтому он и говорит, что мы должны подготовить себе вечный дом на том свете этим неправедным богатством, которое другие бездумно тратят на роскошь и моду, а при этом видят, как живут другие, наши братья и сестры, которые не виноваты в том, что у них такая жизнь. Ведь, как я уже говорил, они живут так не потому, что бездельники. И таким образом мы можем помочь, насколько это возможно. Мало нас здесь, тех, кто может сделать это, но сделаем же, сколько можем. Так мы обеспечим себе вечное богатство в Царстве Небесном.
Пусть же Господь и Его, и наш святой апостол и Евангелист Лука помогут нам в том, чтобы мы всегда знали ту границу между истинной потребностью и роскошью, которая недостойна христианина: чтобы мы брали от имущих и не давали себе тратить не только на то, что для нас не является необходимым, но и на то, что вредит нам.
Недавно я читал в газете, сколько люди тратят на самые легкие наркотики, то есть на никотин и табак. Не могу припомнить точно, сколько тысяч марок люди в Белграде ежедневно тратят только на табак, чем наносят вред своему здоровью и здоровью своих семей, а также их благополучию. К несчастью, этот наркотик захватил все общество. Еще там говорилось о том, что около сорока пяти процентов детей в начальной школе курят. В Нови-Саде курят 90 процентов девушек и женщин. А о том, сколько вреда своему здоровью они наносят, сколько у нас сейчас больных раком и другими болезнями, не стоит и напоминать.
Когда мы появимся перед Богом, верующие мы или неверующие, Бог нас спросит, на что мы потратили Его имение, которое Он нам дал на управление. Посему, надо всегда сознавать, что мы делаем, чтобы быть достойными имени, которое мы носим, имени православных сербов, которые сегодня представляют и сербский народ и веру православную. Благослови вас Бог!
После разрезания калача Его Светлость сказал следующее:
Поздравляя вас с сегодняшним праздником, который празднует эта больница, желаю и управляющему, и господам врачам, а также всему персоналу и больным всех истинных благ от Бога нашего Господа и святого Евангелиста Луки.
Господь всегда будет с нами, если мы будем с Ним. Его помощь, Его рука и Его благодать всегда с нами, если мы не отвернемся от Него и не пойдем в противоположном от Него направлении, от Его благодати, Его пути и Его Царства Небесного. Для нас, таких, какие мы есть, Божий путь кажется тяжким. И заповеди Его, о которых святой Евангелист Иоанн сказал, что они "нетяжки"(1. Иоанн. 5, 3), для нас тяжки, потому что мы уже привыкли к другому, к тому, что есть грех и неправедность. Поэтому то, что на самом деле легко, т.е. заповеди Божьи, кажутся нам тяжкими.
Я напомнил вам, сколько бед и несчастий приносит никотин, который, хоть и является самым легким наркотиком, но все же наркотик. Тот, кто научился вдыхать дым, не желает чистого воздуха. А все мы задуманы таким образом, чтобы кислород в наших легких соединялся с красными кровяными тельцами и разносился по организму, потому как без этого нет жизни. Фактически, наша жизнь - простое окисление. Но если человек привык к тому, что является вредным и для него, и для других, ему становится тяжело дышать чистым воздухом. Я уже не говорю о пьянстве, несчастье, которое, к сожалению, в нашем народе встречается очень часто и по причине которого нас веками преследовали несчастья. Только в этой войне многие люди погибли потому, что не воздерживались от пьянства! Знали это и наши враги, которые часто этим пользовались. Я уже не говорю о других наших несчастьях: о том, что с каждым днем нас становится все меньше. Не нужно нам ни оружия, ни рук, ни Туджмана, ни Изетбеговича, если мы будем продолжать идти тем путем, которым идет наш народ. В смысле нации мы скоро станем меньшинством в этом государстве, и вовсе не потому, что мы веками были храбрыми, готовыми погибнуть и отдать жизнь за свободу, правду, за Божью истину и за свою веру, а потому, что мы дошли до того, что страдаем от деяний рук своих в бессмысленности лежащего во зле мира.
Пусть же Господь поможет и Его и наш святой Лука, чтобы по тому пути, по которому шел и он, и все святые, по пути легкому мы вместе дошли до Царства Небесного. И чтобы быть нам там в бессмертии, которое ожидает нас в блаженстве Царства Божьего со всеми святыми. Да благословит вас Господь и да осенит своей благодатью!"
31 октября 1996г.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.