ЧТО ЕСТЬ БОРЬБА СО ЗЛОМ
Беседа на святой литургии в святой вторник, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два".
(Мф. 5:33-41; Зач.14)
Господь предупреждает нас, чтобы мы не клялись, чтобы между нами существовало такое правдолюбие, такое доверие, что было бы достаточно одного слова - «да» или «нет». Конечно, в особых случаях церковь разрешает клясться, чтобы выяснить истину, например, в суде. И в Святом Писании говорится, что Господь "клянется собой". Итак, речь идет не о том, чтобы не клясться вообще, даже когда это необходимо, а о том, что мы должны стараться быть правдолюбивыми, потому что Бог есть истина, а дьявол есть ложь и отец лжи. Поэтому мы должны быть правдолюбивыми.
В старых скрижалях Моисея сказано: "око за око, зуб за зуб". Это более высокая степень законности, чем раньше. Ламех, у которого было две жены, сказал "я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне" (Быт. 4:23). А закон Моисея говорит "так нельзя, только "око за око, зуб за зуб, обожжение за обожжение"" (Исх. 21:24,25), то есть, ты можешь вернуть ровно столько, сколько тебе сделали. А Господь говорит, чтобы мы делали еще больше, чтобы инициатива от зла перешла к нам. Он говорит, чтобы мы не отвечали злом на зло. Не в том смысле, чтобы не противиться злу вообще, потому что тогда это была бы пассивность, стирание границ между добром и злом, а в том смысле, чтобы не противиться злу именно злом, то есть, не отвечать на зло злом. Потому что апостол Павел говорит: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). В этом и есть смысл слов Христа, которые не нужно понимать буквально. И Он, когда был на суде, а слуга ударил его по щеке, не повернулся к нему другой щекой, но сказал: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18:23).
Я думаю, что вы понимаете, о чем речь. Мы должны быть готовы сделать больше, чем ждет от нас зло, если мы считаем, что грешник может исправиться и все осознать. Во всяком случае, не будем пассивными, а возьмем инициативу в свои руки и будем делать добро. Ведь сколько таких злых людей перешло в христианство только потому, что христиане следовали этим речам Христа и показывали, насколько они любят врагов своих, как стараются, чтобы они покаялись и поняли, что их путь ведет в пропасть и погибель.
Пусть же Господь поможет в том, чтобы и между нами было правдолюбие и чтобы мы из любви к ближним могли полюбить даже врагов своих, показать им своими молитвами и своей жизнью, что они идут в пропасть духовную, в муки вечные, чтобы они покаялись и спаслись. Благослови вас Бог!
20 июня 1997г.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.