Перейти к публикации

Скоро весна...

  • записей
    199
  • комментариев
    477
  • просмотра
    210 863

Кривое зеркало "исторической науки"

ин. Василисса

1 061 просмотр

Уже начиная с XVIII века отечественные исследователи наше­го прошлого по какой-то необъяснимой причине предпочитали уравнивать исторические достижения соборной русской духовно­сти и державной российской государственности с теми естествен­ными жизненными искушениями, которые являются неизменными спутниками грешного земного бытия как в судьбе отдельного че­ловека, так и в бытии целых народов и государств. Более того, с течением времени высший, промыслительный смысл человеческо­го предназначения и вовсе стерся в "прогрессивных" умах наших ученых мужей, в результате чего каждый стал кромсать прошлое России вкривь и вкось, как только ему заблагорассудится, при све­те своего убогого "здравого смысла" и набиравших силу материа­листических, богоборческих социальных теорий.

... в трудах Карамзина мож­но найти столь произвольные и яркие эмоциональные обобщения русской старины, что, собранные воедино, они рисуют Россию едва ли не как "ад земной", кипящий беззакониями, жестокостями и по­роками. Преемники же Карамзина — Соловьев, Забелин, Косто­маров, Ключевский и другие — при всей разнице их личных науч­ных позиций и политических симпатий, значительно усилили этот порочный методологический принцип в своих исследованиях.

2010_03_11_paul4.jpg
Читая их рассуждения о переломных, судьбоносных периодах русской истории, знакомясь с теми выводами, которые они дела­ют из этих трагических и одновременно героических событий (будь то Смута, Раскол или эпоха Иоанна Грозного), неизбежно впада­ешь в плен мучительного сердечного недоумения: что же такое Россия? Проникаясь порой доверием к столь авторитетным выво­дам и оценкам, разум беспристрастного читателя оказывается пе­ред неразрешимым противоречием между величественными резуль­татами исторического бытия Руси и ее беспросветной "отсталос­тью", столь безоговорочно признаваемой и так ярко описываемой на страницах многотомных исследований и монографий.

И в самом деле: как же русский народ, столь склонный к анархии и произволу, столь ле­нивый, косный и непредприимчивый, столь равнодушный к лич­ной свободе и правовым нормам общежития, — сумел построить величайшую в мире Державу, не только первую по величине зани­маемой территории и составу вошедших в нее племен, но и самую устойчивую исторически, вот уже пять столетий подряд являющу­юся "гармонизатором" огромного евразийского геополитическо­го региона?

Как этот невежественный народ сумел создать богатейшую куль­туру, плодами которой — в области литературы и философии, живописи, поэзии и архитерктуры — до сих пор питается одрях­левший и изверившийся Запад? Как умудрился русский человек одолеть страшную духовную заразу интернационального коммунизма, который не только не смог разрушить российскую государ­ственность, но — вопреки собственной природе — оказался вовле­ченным в державное строительство Империи, поставившей под свой контроль полмира и открыто претендовавшей на вторую по­ловину? Как, наконец, этот странный народ сумел сохранить Пра­вославную веру и святую Церковь, идеалы нестяжательства и ми­лосердия, мужества, смирения и жертвенности — несмотря на страшнейшую богоборческую тиранию, перед ужасами которой блекнут даже языческие гонения римских кесарей на первых хрис­тиан?

Как Святая Русь, подножие Престола Господня и земной удел Матери Божией, может одновременно, в одном и том же месте со­существовать с вертепом разбойников и лихоимцев, с игралищем властных самодуров (а именно такой представляется Россия со стра­ниц многочисленных "Историй..." и "Курсов лекций...")?

Ни ум, ни сердце не находят выхода из этого страшного проти­воречия на путях рационализма и материалистического понима­ния истории. Для его разрешения необходим исход в иное, духов­ное разумение жизни, хранимое Священным Писанием, святооте­ческим преданием и всей апостольской полнотой церковного вероучения...

 

митр. Иоанн Снычев "Русская симфония"



3 комментария


Рекомендованные комментарии

Фильм про Владыку Иоанна называется "Родник". Действительно, читаешь его и как будто родниковую воду пьёшь: расправляются плечи и любовь к Родине наполняет все члены.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Владыка Иоанн был родоначальником идеи о прославлении благочестивого царя Иоанна Грозного и обеления его от "заморской клеветы", что, как видно, вполне укладывается во всю его историософскую концепцию...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...