Молебен о дожде .
http://www.pravmir.ru/moleben-o-dozhde/
27 июля, 2012 • Священник Сергий Круглов
-
Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)
-
Трудные места богослужения: Бойтеся Господа вси святии Его!
-
Утешение монаха. Интервью с наместником Валаамского монастыря
-
Владимир Лучанинов: Азы православного христианства
-
Павел Бусалаев: Быть иконописцем – лучшая возможность для художника в этом мире (+ФОТО)
-
Трудные места богослужения: Выну хвала во устех моих
-
Трудные места богослужения: Откровение язычникам, слава людям
-
Митрополит Антоний Сурожский: Как научиться молиться (+ Видео)
-
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: 10 цитат
-
Пост: 10 полезных и 10 вредных вещей
Беседы о главном • Главная тема • Священник Сергий Круглов
Теги: Молитва
После холодной весны лето в Минусинске выдалось засушливое. По окончании Литургии прихожане (многие из которых держат огороды) попросили отслужить молебен о дожде.
«Воздуха растворение повелением Твоим изменяяй Господи, вольный дождь с теплотою солнечною даруй земли…»
Молебный чин, поемый в бездождие, некраток: в нем и псалмы, и канон, и чтение Апостола и Евангелия, и ектении с прошениями, и целых семь молитв… Трудный, усердный, слёзный чин, настоящая мольба, стон, выпрашивание у Творца милости к грешникам, пощады к погибающим от жажды и глада, мольба о капле милосердной влаги на иссушенную землю.
«О еже не помянути беззаконий и неправд людей Своих, и отвратити от нас весь гнев Свой праведно движимый на ны, и не уморити нас гладом и жаждою, Господу помолимся…»
«О еже во гневе Своем не погубити людей Своих, и скотов, но повелети облакам свыше одождити и к плодоношению оросити землю, Господу помолимся…»
«О еже милостивно призрети на вопль, плач, стенания, и умиленныя молитвы старых и юных, младенцев же и всех людей Своих, и не погубити нас гладом грех ради наших, но пощадити от смерти души наша, и препитати нас в гладе, Господу помолимся…»
Дьякон возглашал ектению, клирос пел : «Господи, помилуй», люди истово крестились и кланялись… А я чем дальше, тем острее почему-то чувствовал неловкость, диссонанс какой-то. В чем же дело? Прекрасный молебный чин, точные, исполненные веры и покаяния слова молитв, доведенные до совершенства веками употребления их православными людьми…
Нет, не в самом молебном чине, не в самом по себе совершаемом нами в храме действе дело. Здесь как раз всё – слова, их порядок, облачения, свечи, кадило – было на месте и правильно.
Диссонанс, который я чувствовал, не имел ничего общего и с критическим настроением протестантского характера, вот мол всё просим да просим, всё унижаемся, и всё – о потребе дня сего, о бытовом и мелком, почти по-язычески, ведь просить Бога, дескать, надо только о духовном и великом…
Отнюдь нет. У кого и просить нам, как не у Бога – заповедь «не верь, не бойся, не проси» рождена как раз духом богоборческим, гордым и несмиренным, в глубинах ада. И просить лучше всего в простоте – о том, о чем есть сиюминутная нужда, как просят в простоте своей дети, нет дождя – значит, о дожде…
Об этом когда-то хорошо сказал Клайв Льюис в одном из «Писем к Малькольму»: «Если человек не обращается к Богу в малых нуждах, он не будет знать, как это делается, когда придет беда. Кто не научился просить о детских вещах, не будет готов просить о крупных. Высокоумие нам не к лицу. Мне кажется, от небольших молитв нас подчас удерживает ощущение не Божьего, а своего величия».
Так в чем же дело, думал я? И вот что пришло в голову: все мы читали в книгах о дореволюционной жизни, да и наши старики не раз рассказывали, как такие же молебны совершали, выходя всем миром крестным ходом на иссушенные поля, несли иконы, хоругви, и батюшки всегда брали с собой зонты – не сомневались, что ответ последует тут же.
Фото: AlCir, photosight
А после нашего молебна, пожалуй, дождя-то никакого и не будет, и будет это, понял я, в чем-то справедливо… И не в правильности совершения чина, повторюсь, дело.
Дело не в том, что нет у нас веры – есть, у кого послабее, у кого поуверенней. Дело в том, что есть у нас разрыв, несоответствие, почти шизофреническое, между верой и усвоенным из катехизиса о Боге и Церкви – и повседневной житейской жизнью.
Я смотрел на людей, и такое простое, совсем не богословское и не возвышенное, видел: да ведь никто из здесь стоящих не погибает вовсе, ни от глада, ни от жажды. Ладно, нет дождя – да как-то не особо и страдаем, у каждого есть водопровод.
Кто-то просто привык из года в год сажать огород и делает это именно по привычке, не представляя, чем занять себя, если не сажать, ибо «прадедами так положено и лежи оно так во веки», а те же самые огурцы и помидоры круглый год есть в магазинах, привезенные со всех концов страны, выращенные китайцами (каково их качество – вопрос другой, да ведь качества сейчас вообще нигде не осталось, и земля, и человек вырождаются, деградируют, износилась природа, больны и вода и почва и воздух…)
Кому-то просто лень ежедневно этот огород поливать, вот и просит дождя. У кого-то вообще огорода нет, просто некомфортно себя чувствует, может, кондиционер в квартире забарахлил… Поем «потщися, погибаем» — а у самих просто камешек в ботинок попал.
«Не сокрушиши нас узами глада…» К слову сказать, кто сейчас погибает-то в Минусинске без хлеба? Дети, о которых говорится в молитве? Может, в где-то Африке и погибают, фотографиями иссушенных маленьких страдальцев со вздутыми пузиками, умирающих сотнями в странах третьего мира, всегда полон интернет – а наши-то дети скорее погибнут без чипсов, жвачки и фанты, да без этого самого интернета, чем без каши или овощей.
Где они, массовые крестные ходы селян-колхозников, посыпающих пеплом голову и разрывающих вретища, библейски взывающих к Небесам о прощении всенародных грехов и об урожае, когда и самих колхозов почти не осталось в окрестностях, поля зарастают бурьяном, сельское хозяйство далеко не является у нас, так скажем, приоритетным направлением, немногочисленные селяне, растящие коров и свиней и разводящие пчел – по большей части сезонные горожане среднего достатка, занимающиеся фермерством скорее «для души» и не благодаря, а вопреки «заботе» властей, молодежи,остающейся в сёлах крестьянствовать, днем с огнем не видать, а насельники иных вымирающих деревень если и стали бы просить о пролитии чего-то с неба, то не воды, а спирта-технаря?..
Вот если бы в Минусинске пошел мор не на поля и огороды, а на магазины, пивные точки, или например банки, которых в городке, как ни странно, много – вот тут бы мы еще, может, и узрели покаянную, как рече молодежь, «движуху» и многоголосые вопли бы услышали, но оные заведения как раз благоденствуют и , невзирая на засуху, плодятся и размножаются…
Ладно, батюшка, стоп. Хорош изливать желчь… О наших житейских болячках всё равно сто лет говори – не переговоришь. Да и никто из нас не достоин, в общем-то, гневного обличения – скорее жалости… Но осознать, что и общество в целом, и мы с вами давным-давно и во многом приноровилось обходиться без Бога, попросту даже, в быту своем, не напрямую зависим от Божьих и природных законов, что уклад наш – совсем не тот, что был во время составления чина молебна о дожде, и что в своей повседневной жизни мы, при всей своей воцерковленности, нередко живем как без-божники, детдомовцы, не знавшие Отца и уклада родительского дома, не имеющие ни настоящего к Богу почтения, ни страха Божия и любви, нам надо, как бы ни было тошно это осознание.
Священник Сергий Круглов
Необходимо понять: предстать перед Богом, принести ему себя таким, каков ты есть на самом деле, не пряча от него свои уродства и не выпячивая достоинства, не стилизуя себя под православные штампы, а отдать себя Ему во всей своей реальной немощи, во всей своей пусть слабой, но уж какая наличествует, вере, довериться телом, душой и потрохами своими: «Господи! Вот я!» — именно этого Он и ждет от нас.
Искренности прежде, чем «как-положенности». Конечно, это тяжело. Но это и есть подвиг, прежде всего подвиг познания самого себя, подвиг прилагания усилий и волеизъявления к очухиванию от тягучего сна своих привычек, автоматических нажитостей, правд, похотений и иллюзий. Без этого подвига не только вечная жизнь, но и эта, земная, невозможны.
Потому, вознося в храме древние слова молитв, мы все-таки должны научиться говорить с Богом и своими словами – из глубины нашего сердца и, что не менее важно, из трезвого осмысления нашей реальной жизни со всеми ее данностями.
И покаяние, вовсе не раболепное лицемерное самоуничижение «по уставу», но приятие осознания неправоты нашего собственного сердечного устроения и нашей жизни, то, что называется переменой ума и переменой сердца, здесь первостепенно:
«Кое бо добро сотворихом, да и прошения получим? Ибо Твоея ради безмерныя благости от небытия нас в бытие привед, образом Твоим почел еси, и тварь всю нам покорил еси.
Но мы толико облагодетельствовани бывше, якоже врази представихомся, и Твои, Благодетелю, заповеди презрехом, и житие порочно и мысль скверну и нечисту стяжахом. И не точию Твою любовь отвергохом, но и якоже зверие друг на друга носимся, и плоти друг друга снедаем лихоимственными образы, и неправедным произволением нашим.
Како убо достойни есмы Твоих благодетельств восприяти? Ты бо Праведен, мы неправедни; Ты любиши, мы враждуем; Ты Милосерд, мы немилосердны; Ты Благодетель, мы хищницы. Кое общение к Тебе имамы, да и Твоих благих приобщимся? Исповедуем правду Твою, познаваем осуждение наше, проповедуем благодеяния Твоя, тьмам смертей повинни есмы…»
И это покаяние совершенно необходимо в первую очередь нам, тем, кто считает себя христианами, крепко, казалось бы, утвержденными в нашей необратимой воцерковленности. Необходимо во всем, просим ли мы о дожде на нашу грядку или о стяжании Царства, о земном или о вечном.
Читайте также:
Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.